Рене Магритт написал серию полотен «Влюбленные» в 1927-1928 годах в Париже. В искусствеРене Магритта нет ни капли позёрства. По случаю дня рождения великого сюрреалиста 21 века – бельгийского художника Рене Магритта – мы сделали подборку интересных фактов, связанных с его твоpчеством.
Возможно поэтому про Рене Магритта, в отличие от Дали, снято так мало фильмов. Рене Магритт сыграл важную роль в развитии сюрреализма, а его работы продолжают будоражить сознание все новых и новых поколений. «одна пошла с Серёгой На выставку Ван Гога, Другая – вместе с Вовой На выставку Серова, А я пойду с Никитой На выставку Магритта. » напевала роковая красотка в дорогих туфлях на высоких каблуках, пристально вглядываясь в литографию одной из самых знаменитых картин Рене Магритта «Сын человеческий». Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист.
Здесь я выложил картины Рене Магритта с названиями. В России Рене Магритт не очень известен, поэтому нам повезло, что мадридский музей привез на юбилейную выставку его картину. Сюрреализм от Рене Магритта – увидеть и показать магию в реальном мире, отыскать необычное, таинственное в самых обыденных вещах. Рене Магритт (21 ноября 1898- 15 августа 1967) – бельгийский художник-сюрреалист. Рене Франсуа Гислен Магритт (Rene Franois Ghislain Magritte) (21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) бельгийский художник-сюрреалист.
Рене Магритт действительно не любил говорить о своем детстве и пережитой трагедии. Сам Рене Магритт свое искусство называл даже не сюрреализмом, а магическим реализмом и с большим недоверием относился к любым попыткам интерпретации и уж тем более поискам символов, утверждая, что единственное, что нужно делать с картинами – рассматривать их. Рене Франсуа Гилен Магритт (фр. Ren Franois Ghislain Magritte 21 ноября 1898, Лессин— 15 августа 1967, Брюссель)— бельгийский художник-сюрреалист. Рене – любитель парадоксов и прямого отрицания действительности. По поводу названий своих картин сам Магритт говорил: Названия выбраны таким образом, что они не дают поместить мои картины в область привычного, туда, где автоматизм мысли непременно сработает, чтобы предотвратить беспокойство.
Рене Магритт- бельгийскийхудожник-сюрреалист. На ней представлены работы всемирно известного художника-сюрреалиста Рене Магритта. Рене Магритт утверждал, что он ощутил даже некоторую радость, поскольку его семья стала знаменитой в округе. Во время второй мировой войны Магритт, будучи человеком последовательным, резко изменил свою манеру письма – появились яркие, в стиле Ренуара полотна, поскольку, считал художник, людям не хватает позитивных эмоций.
Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью. У Рене Магритта так много картин, может, потом еще что-нибудь подберете. В том же году Рене Магритт написал вторую картину под названием Влюбленные – на ней лица мужчины и женщины так же закрыты, но изменились их позы и фон, а общее настроение с напряженного сменилось на умиротворенное. Умер Рене Магритт в1967 году отрака.
Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда – все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля. В50-60-егоды XXвека картины Рене Магритта потряслиарт-рынокСША, где целый сезон шли только его выставки. Рене Магритт является одним из выдающихся мастеров-сюрреалистов ХХ столетия. Рене Магритт не дотянулся до Сальвадора Дали по своей известности, но работы его оригинальны иногда поражают и заставляют улыбнуться.
Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. В 1925-1926 Магритт написал Оазис и Затерянного жокея – свои первые сюрреалистические картины.
Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
«Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Стекло разбито: значительно застывая в полёте, ниспадают облики, выстраиваясь рядком, как льдины». Критики разнесли ее в пух и прах. После первой неудачной выставки Рене со своей женой переезжают в Париж, где художник знакомится с основателем нового художественного движения сюрреалистов – Андре Бретоном. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Это всегда тайна". Жизнь была тяжёлой.
На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Именно так мы видим мир. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Художник называл свои картины теоремами, полагая, что происходящие в них смещения и трансформации реальности обладают внутренней логикой, подобной логике математических преобразований. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»).
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
Особенно популярна трубка с подписью «Это не трубка». Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. В своих полотнах он из реальных вещей создавал мир фантазии и сновидений, погружая зрителей в атмосферу грез и таинственности. Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу.
Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой.
В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни». На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. В1927 годуустраивает свою первую выставку. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже».
В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. С этого момента он – сюрреалист.
Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте.
Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Почему такое сочетание. В 1922 году женится на Жоржетт Берже. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Их на картинах мастера предостаточно, но истинная суть куда глубже: она находится там, куда испорченный рекламой взгляд обывателя проникнуть не может. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. К сожалению, он так и не был опубликован. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях.
Художник стремится разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир».
Таким образом Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе.
В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Умер, практически всю жизнь прожив в одном и том же месте и оставшийся верным своему убеждению, что самое лучшее путешествие человека – по комнате. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм.
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
"Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака.
Манеру Магритта использовать простую графику и изображать повседневные вещи сравнивали с творчеством художников поп-арта. «Не надо забывать, что картина должна быть отражением внутреннего ощущения, а внутреннее означает странное, странное же означает неизведанное или не совсем известное». – Настаивал он.
Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами.
Сюрреализм – это сложное направление в живописи, которое многие художники понимали и понимают по-своему. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно.
Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Ты проник в зазеркалье, но остался. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство».
С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. А разве любовь — это не слепота. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина.
ред. ). И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д.
Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды.
На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка». Он расположен в «треугольнике» музеев на Аллее искусств в Мадриде во Дворце Вийяэрмос, в тесной взаимосвязи с музеем Королевы Софии и музеем Прадо. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Его картины называют ребусами, загадками.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм».
Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Его похоронили на Схарбекском кладбище. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Все вещи здесь странно изменились, как будто ожили, приобрели неутилитарный вид, хотя, как всегда у Магритта, предметы не изменили своего обличья, фактуры, цвета и прекрасно "узнаваемы".
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
Именно с этим трагическим событием нередко увязывают закрытость лиц персонажей многих картин Магритта. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт.
Что автор хочет этим сказать. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину.
Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию.
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
И это глубокой ночью. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно.
Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ.
Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа.
В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Метерлинку обязан Магритт умением развивать сравнение в целую сеть образов, которые фантазия художника превращает в реальный мир. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту.
Он был старшим из четырёх сыновей. Он был старшим из четырёх сыновей. И эту силу я называю поэзией». Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает.
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине.
Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал.
Похоронен на Схарбекском кладбище. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.
Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Критики признают её неудачной и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся сАндре Бретономи вступают в его кружок сюрреалистов. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. В 1921 году Магритт был призван в армию вместе со своим земляком и приятелем поэтом Пьером Буржуа. Цель Магритта, по его собственному признанию, заставить зрителя задуматься. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать.
В период с 1932 по 1945 гг. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка.
Зритель как бы мимоходом любуется синеватым блеском стекла рюмки, фактурой деревянной мебели, мастерством передачи зеркальных отражений. В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода.
Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов». Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов.
В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству.
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Постороннее может представать не в виде дружественного начала оно часто способно быть враждебным и пугающим. Защита эстетики». Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой.
Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958). Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота.
А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929). В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе.
Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел).
Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). "Ключом" здесь также становится название.
С наибольшим энтузиазмом их защищал Андре Бретон, полагавший себя подлинным основоположником течения – в отличие от Сальвадора Дали. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. Но и тебе не дано ничего увидеть. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954).
В их числе и картина «Голконда» (1953). Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. В глаза бросаются необычные композиции, забавные мизансцены, попытки создания оптических иллюзий. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами.
«Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. После выставки Бретон официально простил «отступника». Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание).
Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Делалось это намеренно. Большинство снимков являются постановочными. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля».
В конце 1948 года он возвращается к своему сюрреалистическому довоенному стилю искусства. Его работы были выставлены в США в Нью-Йорке в 1936 году дважды – в Музее современного искусства в 1965 году и в Музее искусства Метрополитан в 1992 году. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия.
Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье.
В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения.
Примыкает к футуристам, однако, разочарованный невозможностью продать свои картины и угнетенный нищетой, устраивается маляром на обойную фабрику. Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Это всегда тайна.
Он стремился разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев.
Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов».
Возьмем, к примеру, картину, где все пространство холста занимает огромный глаз с отображенным небом. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях.
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Они углядели в ней пародию на стиль Огюста Ренуара и безвкусную эксплуатацию импрессионизма.
Ты победил смерть». В 1927 году устраивает свою первую выставку. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой.
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился кпсихоанализуи особенно к его проявлениям в искусстве.
В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Яркий пример – работа Вероломство образов.