Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, – посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами". Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц — символика Триединства.
Что автор хочет этим сказать. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Это всегда тайна". Дело в том, что по чистой случайности он сделался прототипом бизнесмена для Магритта.
"Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров. Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. Мотив стеклянного окна у этого художника можно рассматривать и как границу между двумя мирами – реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, между сознательным и бессознательным.
В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Это всегда тайна.
На картине Неожиданный ответ (1933) воплощена мысль Метерлинка: Нет в жизни незначительных дней. Она навсегда осталась в их комнате на мольберте. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Художник изобразил зависших в безграничном пространстве несколько десятков аккуратно одетых рантье (при котелках, галстуках и модных пальто), сохраняющих при этом абсолютную невозмутимость. Его картины называют парадоксальными.
К величайшему изумлению, в женщине он узнаёт свою жену. Увлечение художника философией и литературой находит отражение в большом количестве его картин, например, «Гигантессе» (по Бодлеру), «Области Арнхейм» (по Эдгару По).
Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Одна из самых непонятых картин. Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
Именно так мы видим мир. Люди на картине как бы притягиваются сокровищами Голконды. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». На полотне изображен мужчина в шляпе-котелке. Магритт умер 15 августа 1967 года в возрасте 69 лет, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.
Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Герберт Рид отмечал: Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. На картине Освобождение, выражена тема двух миров. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Мастер неоднократно использует мотив разбитого окна, такие образы-символы, как яблоко-лицо, букет-лицо, каменный парапет перед безграничным водным простором, каменный орёл, дупло громадного дуба, женская античная голова на фоне морской стихии или бесконечного забора, человек в котелке и фраке в самых невероятных ситуациях, зелёный лист, сквозь который виднеется другое измерение. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира.
Летом окно было растворено и Магритт мог вдыхать запах табака марки «Черный кедр 3» из Милуоки. В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне.
Почему такое сочетание. Каждое утро в течение трех лет по дороге на станцию Магнус Шульман проходил мимо его окна. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". Название её – «Сын человеческий». На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Здесь можно вспомнить слова самого Магритта о том, что он снимает вуаль со скрытого. МАГРИТТ (Magritte) Рене (1898-1967) – бельгийский художник, один из крупнейших представителей сюрреализма. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры.
Защита эстетики». Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Большинство снимков являются постановочными.
Она имеет невероятное количество объяснений, но никто не узнает верное. Голконда — древний город в Индии, ставший синонимом несметных сокровищ и богатств, ведь именно здесь было найдено множество знаменитых алмазов и других драгоценных камней. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Только вместо радужной оболочки зритель видит летнее голубое небо с плывущими по нему прозрачными облаками. В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников».
"Ключом" здесь также становится название. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла (Это не трубка, предупреждает надпись на его композиции, где изображена именно курительная трубка). Его похоронили на Схарбекском кладбище. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. Изображение и подпись, часто возникающая на его картинах, порой совпадают, а порой противоречат друг другу («Предательство образов», 1928-1929).
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. – Они кажутся мне порождениями скорее души, чем разума.
Я смотрю на них и разговариваю с тобой и спорю, как всегда. Идите, возвращайтесь, выходите снова — вы найдёте среди сумерек то, что вам нужно. Им пригрозили расстрелом, если они не возместят утраченное золото. Вернувшись наутро домой, он обнаруживает свою жену Луизу (так же звали её двойника) лежащей на полу кухни — она умерла от сердечного приступа. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Где сон, где реальный мир. Поистине невыполнимая задача. Ключом здесь также становится название.
Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок).
Его картины называют ребусами, загадками. Это красивое яблоко будто бы парит в пространстве. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Рядом — несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). А еще он должен был написать на вывеске своей лавки фальшивое имя – Мюллер. Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля».
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Странный пейзаж открывается из разбитого окна. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Для бельгийского романтизма, к которому можно отнести творчество Магритта, характерно мифо-поэтическое направление, восходящее к искусству великого Иеронимуса Босха (1450–1516).
Но головы их обмотаны полотном. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Этот период в творчестве Магритта чаще всего называют периодом «яркого солнца» («plein soleil»). Вот комментарий художника к своей картине Удел человеческий (1933): Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Критики разнесли ее в пух и прах.
Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор. В то же время эта деталь придаёт гармонию прозаическому облику аккуратного буржуа.
Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). Герой чувствует, что оказался в другом измерении. Это яблоко можно воспринимать и как плод древа познания и как символ природы, которую пытается понять человек. Публике всегда нужны простые и понятные символы.
К сожалению, он так и не был опубликован. Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Зритель при первом взгляде на картину, может даже не заметить, что возле окна стоит мольберт, на котором изображена часть пейзажа.
Искусство Магритта глубоко рационально и интеллектуально. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». Магритт ставит вопросы и разрушает сложившиеся стереотипы. Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта.
По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. И эту силу я называю поэзией». Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, лечебному фактору. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Ты все-таки сделал то, о чем мечтал. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство».
Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля". В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические».
Именно так мы видим мир. Почему тогда это автопортрет. Искушения преследуют нас всюду. Художник бросает ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Картина названа именно так, так как, по мнению автора, в ней воплощен образ современного бизнесмена, который остается сыном Адама и все искушения современного мира (яблоко – символ соблазна), ему очень даже не чужды. А отвечать самим себе на них нам. Ты победил смерть».
Ощущение тайны, как известно, присуще настоящему искусству. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». На картине Сын человеческий (1964) современный человек изображён на фоне стены, отделяющей его от бескрайних просторов океана и неба, символизирующих бесконечность. В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта.
Совместно с Сервранксом художник написал свой единственный теоретический труд «Чистое искусство. В 1927 году устраивает свою первую выставку. После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Так вот двойственность личности Томаса Крауна на редкость тонко обыграна именно при помощи картины Рене Магритта «Сын человеческий». «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Изображение до предела простое – курительная трубка.
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. В 50-х годах художник создает несколько своих самых знаменитых работ. Этот взгляд, которым мы обменялись во мраке, эти слова, не имевшие смысла у подножия горы, — посмотрите, чем они стали и что они значат там, над снежными высотами. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. «Скрытое видимое» – Томас Краун – умный и тонкий авантюрист, для которого социальные нормы и стереотипы не имеют значения. В 1956 году ему присвоили престижную премию Гуггенхайма – как выдающемуся представителю бельгийской культуры. Он попал в ряды самых дорогостоящих художников мира. Так что, возможно, правильно то решение, что лежит на поверхности. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». Сам Рене Магритт не стал истолковывать замысел, потому версий появилось немало.
Мои картины просто выявляют такое положение вещей непосредственным и неожиданным образом. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. Загадочность образу придаёт яблоко, висящее перед лицом человека. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка.
Делалось это намеренно. Он ничему не должен учить, а вместо этого — удивлять и завораживать. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Художник объяснял свои загадки следующим образом: «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом.
В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. Возвратившись через несколько дней в то место, где находился особняк с загадочной женщиной, герой узнаёт от владельца расположенного неподалёку кабачка, что особняк необитаем уже тридцать восемь лет — с тех пор, как умерла последняя обитательница этого дома, одинокая молодая женщина.
Традиции старого нидерладского искусства благотворно повлияли на творчество Магритта. На чем сконцентрировано внимание: на художнике или на противоречивости его работы. То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье – Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. Снизу на картине имеется подпись: «Это не трубка».
И это глубокой ночью. В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно.
Личное гипертрофируется до чудовищных размеров. Открытая взломанная дверь — символ иного измерения, таящего множество загадок. Также исследователи приходят к мысли о погибшей матери художника, которую выловили в реке, якобы с ночной сорочкой на лице. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена). Но что интересно, смотрит Магритт на яйцо. Вот так обыденные предметы становятся героями загадочных картин. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Это мнение автора. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов.
«пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг.
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Если копнуть глубже, можно найти версии о том, что влюбленные теряют голову. Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Яркий пример – работа Вероломство образов. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм.
Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. На картине Плагиат (1960) обращают на себя внимание несколько деталей-символов. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа».
В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Интуиция подсказывает художнику, как расположить эти предметы, чтобы выразить тайну. Его следы затерялись.
Сюрреализм (надреализм, сверхреализм) – так называется стиль, в котором работал художник. Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.
В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». Самое банальное объяснение – «любовь слепа».
И картину он крадет, скорее, для развлечения и остроты ощущений, а не из-за денег. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Но идея не в самом предмете, а в противоречии восприятия. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. Она умерла от сердечного приступа в дождливую осеннюю ночь.
Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Не осталось даже таблички с его именем, пусть и фальшивым. В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов».
Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма.
И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Магритт мастерски создает контраст между странными сочетаниями нереальных предметов и натуральным окружением, для чего активно использует в своих произведениях символы зеркал, окон, глаз («Фальшивое зеркало», «Ключ к пространству», «Прекрасный мир»). Говорят, он уехал в Швейцарию и там женился на дочери обойщика. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Вот таким образом его голову закрывает яблоко. Об этом картина Рене Магритта.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Впрочем, может быть, так и было необходимо для создания его философских картин.
Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Отсюда неожиданная трактовка внутреннего и внешнего в произведениях Магритта.
Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Именно вот таким образом он предпочитал именовать себя «магическим реалистом», чтобы не ставать в одну строчку с сюрреалистами, которые, по большей своей части, были фанатами «фрейдизма» и психоанализа, модного веяния 20-го века. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Но так называемые периоды творчества художника plein-soleil в 1945-1947 и epoque vache в 1947-1948 годах не оказались сколько-нибудь эффективными и Рене Магритт вернулся к своей манере письма. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла.
В период с 1932 по 1945 гг. Такова его знаменитая картина Личное достояние (1952). На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни.
На картине Фальшивое зеркало (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне, — писал Герберт Рид.
Таким образом, разгадка этого противоречия лежит на поверхности. Это всегда тайна. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой.
Но и тебе не дано ничего увидеть. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца.
Название было позаимствовано из авангардного короткометражного фильма, срежисированного самим художником и его друзьями в 1946 году. «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. В их числе и картина «Голконда» (1953). Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света.
Они углядели в ней пародию на стиль Огюста Ренуара и безвкусную эксплуатацию импрессионизма. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком».
Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр». Он был старшим из четырёх сыновей. Он стремился разрушить привычное представление о хорошо знакомом, неизменном, заставить увидеть объект в новом измерении, приводя зрителя в смятение. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы.
Его главная цель — передача мысли средствами пластики. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ.
Они сами стали личностями и будто ведут меж собой разговор. Ты проник в зазеркалье, но остался. На картине «Сын человеческий» мужчина, который выглядит как современник Магритта, символизирует Адама. Но в действительности, это, правда, не трубка. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. Главная особенность Магритта — атмосфера таинственности в его произведениях.
Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными.
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Было проведено специальное расследование и во всем обвинили местных жителей. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. О слиянии живописи Магритта с поэзией уже упоминалось.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины. Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака.
Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. – Настаивал он. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Он сделал автопортрет скорее своего восприятия мира, а не внешности. ред. ). «Магритт превратил обыденные вещи в мифические, придав им тайну» – писал английский философ Герберт Рид. В картинах художника все время присутствует напряженность и таинственность («Компаньоны страха», «Букет слез», «Объяснение»).
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». В 1922 году женится на Жоржетт Берже. В 1925 Магритт входит в группу дадаистов, сотрудничает в журналах "Aesophage" и "Marie" вместе с Жаном Арпом, Франсуа Пикабия, Тристаном Тцара и другими дадаистами. Однако, сам того не ведая, Магнус Шульман оставил след в истории. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи.
Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Он еще не раз встретится на картинах Рене Магритта, например, на таких, как «Размышления одинокого прохожего», «Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта» и других. Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. На картине изображен сам Рене Магритт в профиль.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Рене Магрита стали популярнейшими (наряду с произведениями Сальвадора Дали) образцами сюрреализма. А что же Магнус Шульман. Чушь, скажете вы. Приоритет мысли над формой изображения подчеркивался несколько дилетанской, упрощенной манерой письма и названиями картин, помогающими понять их метафорический язык («Каникулы Гегеля», 1958).
Мне эта картина напоминает дзенский коан. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. «Открытое видимое» – Томас Краун – богатый, благополучный и безупречный бизнесмен, любитель и знаток живописи. Режиссер несколько раз акцентирует внимание зрителей на картине «Сын человеческий» и именно она дает ощущение двойственности и соблазна (яблоко). Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п.
В его работах мысль становится видимой реальностью, процесс мышления можно увидеть воочию. Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Как известно, Рене Магритт не признавал психоанализ, даже более того – призирал его. Но не забывайте никогда, что вы близко от дверей. То есть он срисовывает птицу с яйца.
Это и есть проявление философской манеры Магритта. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. В 1916 году Рене Магритт поступил в брюссельскую Академию искусств, где познакомился со своей будущей музой и женой Жоржетой Бергер. Если бы это была трубка, вы могли бы забить ее табаком и закурить, но вы не можете. Конечно, у современных людей свои соблазны и их неисчислимое множество. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон.
Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается».
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. На полотне изображены влюбленные, слившиеся в поцелуе.
Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта.
Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года.
Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Репродукция этой картины висит в кабинете у Томаса Крауна.
В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Пятна голубого, розового, жёлтого и чёрного придают образу удивительную цветовую наполненность и живость. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова.
Действительно, живописное изображение трубки имеет мало общего с реальным и осязаемым объектом, но лишь обозначает его. Самая простая и очевидная из существующих версий – любовь слепа – не вызывает доверия у специалистов, которые чаще трактуют картину как попытку передать изолированность между людьми, неспособными преодолеть отчуждение даже в моменты страсти. После выставки Бретон официально простил «отступника». А разве любовь — это не слепота. Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Магритт нарисовал более сотни эскизов, прежде чем решить, как ему изобразить простой стакан воды и зонтик так, чтобы они выглядели гениально.
Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта — символ безвременья) зритель видит голубые бестелесные геометрические формы, символизирующие чистые идеи и воздушный шар — символ абстрактной чистой мысли. Видимое всегда прячет за собой еще одно видимое. Почему же тогда возникает смутное беспокойство, заставляющее зрителя все пристальнее вглядываться в картину. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». На картине Безумие величия (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча — как символ бренности человеческой жизни.
Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. За спиной героя картины, стоящего возле стены, мы видим море и голубое облачное небо. Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. После этого его оставили в покое, а в последний день рождения фюрера и вовсе помиловали. Он расположен в «треугольнике» музеев на Аллее искусств в Мадриде во Дворце Вийяэрмос, в тесной взаимосвязи с музеем Королевы Софии и музеем Прадо. В этих словах — ключ к поэтике Магритта.
При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма.
На картине «Вероломство образов» Рене Магритта лишь образ курительной трубки. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Последний вариант маловероятен. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз — «Пронзенное время», 1938). Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).