Его похоронили на Схарбекском кладбище. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля». После выставки Бретон официально простил «отступника». В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм.
Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства. Что автор хочет этим сказать. Именно исходя из этого многие представители направления создавали шедевры, не отображающие объективную реальность, а были всего лишь воплощением отдельных образов, навеянных подсознанием. «Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Большинство снимков являются постановочными.
Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. Его картины называют ребусами, загадками. То, что, скажем, у увековечившего писсуар Дюшана или стращающего обывателей «каннибальским манифестом» Пикабиа могло казаться забавой, бравадой, претенциозной игрой, у Магритта обретает основательность некоего драматического знания. Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности. Но не все сюрреалисты создавали такие абстрактные работы. Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»).
Кроме того, он достойно избегал большой опасности, подстерегающей любого, кто проводит много времени в раздумьях об одном и том же художнике, — а именно чрезмерной уверенности. В качестве улик, в частности, предъявляются его неожиданное, с явным коммерческим привкусом увлечение импрессионизмом в 40-х годах (ни славы, ни денег Магритту, увы, не принесшее) и многочисленные повторы и вариации некоторых сюжетов («Владычество света» существует, например, в шестнадцати вариантах) в 50 – 60-х годах, когда к нему, в немалой степени благодаря дилеру Александру Иоласу, пришел феноменальный успех. При этом он вклвдывалв свои полотна глубокий философский смысл.
В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии – утопилась). Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». Второе ответвление берет за основу воплощение ирреального образа, порожденного подсознанием человека, с иллюзорной точностью.
Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). Повторить это можно очень легко». Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. В это время он подрабатывает подделкой работ Пикассо, Жоржа Брака и Джорджо де Кирико.
Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали. Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами.
Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься.
В период с 1932 по 1945 гг. «Художник казался мне человеком, наделенным волшебной силой», – вспоминая детство, написал Магритт на склоне лет в автобиографической статье «Линия жизни». В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Главной темой работ художника было совмещение сна и реальности.
То же самое он проделал с двумя портретами парижской светской львицы мадам Рекамье – Жак-Луи Давида и Франсуа Жерара. Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Это всегда тайна. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты. Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви».
Жизнь его сложилась на редкость добропорядочно и чинно, что, пожалуй, заставляет относится к исторгнутым его фантазией образам намного серьезнее, чем к аффектированным и кичливым «видениям» многих иных сюрреалистов. На столе перед художником – яйцо, а на холсте на мольберте – уже птица. Творческая карьера Магритта не всегда шла в гору. Собственно, в этом смысле жизнь Магритта и он сам – как раз такое кукушкино яйцо, банальная штуковина, подброшенная в чуждое ему гнездо богемной художественной жизни, которое обычно принято считать естественной средой обитания гениев, профессионалов и вообще творческих людей. Все они вызывали различные эмоции у разных людей. На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти.
В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Иногда его сравнивают с великим испанцем Сальвадором Дали. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). К сожалению, он так и не был опубликован. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия».
Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Никакая виртуозность кисти и точность наблюдения не способны, по Магритту, «словить» на полотне реальный физический объект.
Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». 6 Яблоко. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр».
Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Он не случайно начинал свою карьеру на фабрике бумажной продукции в Брюсселе как художник плакатов и рекламы. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов».
Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника.
По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. В 1967 году состоялась последняя прижизненная выставка Магритта – в роттердамском музее Бойманса-ван Бёнингена.
К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Иррациональное и таинственное, окружающее нас, он сумел выявить просто и сильно, принципиально оставаясь в русле фигуративной живописи. Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962). Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве.
Рене Магритт принадлежал к объединению сюрреалистов, но всегда разительно отличался – и стилем и взглядами и манерами. Но способен ли он «выдержать экзамен». Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы».
НетоМагритт. Такие картины оправдывают метод. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он.
Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней. Он умер, написав множество пугающих или ироничных работ, переворачивающих мир если не вверх тормашками, то выворачивающих его на изнанку – а кому понравится изнанка мира.
Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. О детстве Рене Магритта известно немного. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954).
«Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись. Его провокационные художественные гипотезы никак не подкреплялись личными поведенческими девиациями – всеми этими оголтелыми скандалами, непредсказуемыми выходками, задиристыми манифестами, которыми, как полипами, обросли биографии «лидеров течения». Критика сразу обвинила его творения в излишней громоздкости. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм».
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. С этого момента он – сюрреалист. Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга.
Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. «Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира».
И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений». У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. Довольно странно услышать это признание из уст безупречного аккуратиста и педанта, никогда не имевшего собственного ателье и гордившегося тем, что ни разу в жизни не заляпал краской ковер в комнате, где писал свои картины.
Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности.
Под этим я понимаю весь традиционный набор из очаровательных вещей, женщин, цветов, птиц, деревьев, радостной атмосферы и т. д». Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи. Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни.
Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Яркий пример – работа Вероломство образов. Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт.
Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный. Вот таким образом на известном автопортрете «Острый взгляд» (1936) Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий в визуализации незримого, отношении к живописи как к колдовству. Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего – косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. В 1922 году женится на Жоржетт Берже.
ред. ). Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. По одной из версий его мать совершила самоубийство, утопившись в реке.
Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее.
Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы.
Некоторые исследователи считают это яблоко «запретным плодом», символом различных соблазнов для человека Новейшего времени. Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими. Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Различные картины или образы художника так или иначе упоминаются во множестве литературных произведений и текстах многих песен. Портрет художника был изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года. 30 мая 2009 года в Брюсселе был открыт музей Магритта, в нём находится самая большая коллекция работ художника в мире, которая насчитывает более двухсот полотен, а также гуаши, акварели, рекламные плакаты, зарисовки, фотографии и фильмы. Волю своей фантазии он давал только в искусстве, держась в стороне от богемы и ведя неприметную жизнь простого обывателя – примерного семьянина и однолюба. Впрочем, нестандартность Магритта в кругу его друзей и соратников сюрреалистов заключается в том, что этот, похожий на Эркюля Пуаро, коренастый тучненький бельгиец в буржуазном черном котелке, судя по всему, никого никогда не собирался эпатировать.
В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта. С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он.
Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул). Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника.
Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица.
Делалось это намеренно. Эта идея тоже была очень важна, апричина, покоторой многие молодые художники обращаются кего работам, состоит вследующем: трудно представить, как можно использовать идеи Пикассо, неповторяя при этом его работы. Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу.
Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом.
Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира. Например, картина Магритта Ясновидение (1936), на которой сам Рене рисует птицу в полете, не отводя при этом глаз от яйца на столе. Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще – «дегенеративное искусство». Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). В этом и есть гениальный замысел автора, в котором зрителю позволено проследить за мыслью художника, видеть малое, представляя великое. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка».
Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». Он не бил стекол витрин и не сообщал публично о своих дефекациях, как Дали, не менял жен, как Макс Эрнст, не устраивал демонстраций и не изображал из себя вождя, как Андре Бретон. Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ.
Отслужив год, Магритт нанялся на фабрику бумажной продукции Петера Лакруа, где занимался рисованием узоров для обоев. Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта. Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров».
Еще один сквозной образ в творчестве Магритта. Публике всегда нужны простые и понятные символы. Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи.
Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами. У нее было много попыток суицида и ее мужу, Леопольду приходилось запирать ее в спальне. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений».
«Сюрреализм – это реальность, освобожденная от банального смысла», – заявил как-то Магритт. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Детали полотна «Сын человеческий» также могут немало рассказать о пытавшемся спрятаться авторе и его внутреннем мире. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
—Прим. ред. ) идаже период vache отвечал духу времени— стремлению кудовольствию, сексуальности. Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников.
– Настаивал он. Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. Магритт входит в сообщество дадаистов, а вскоре создает свои первые сюрреалистические работы. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Но и тебе не дано ничего увидеть. Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Образы Магритта узнаваемы во всем мире.
А разве любовь — это не слепота. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати.
Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу.
Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. —Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин – «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому». «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз.
Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». Он был старшим из четырёх сыновей. Именно в этот период были созданы его шедевральные полотна.
Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз.
Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю. На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать.
В 1922 Магритт женится на Джоргетт Берджер, с которой был знаком с детства. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили.
Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». Защищать Магритта от подобных упреков бессмысленно. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях. Почему такое сочетание. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира».
Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир». «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. Что же до раскрашенных винных бутылок, к настоящему времени они уже несколько десятилетий украшают логотип одного лондонского виноторговца. Это, впрочем, не отменяет психологизма парадоксальных и философски-поэтических работ Магритта.
И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Одна изних— про яйцо иптицу. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB».
Согласно этой легенде, при обнаружении ее тела присутствовал и 13-летний Магритт. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать». Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Однако самого художника больше занимал мотив сокрытия лица персонажа посторонним предметом, что, по его словам, порождает сильное чувство, «конфликт между видимым неявным и видимым явным». Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве. Во-первых, он скептически относился к едва ли не главному увлечению всей группы Андре Бретона – психоанализу Фрейда.
Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь.
Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки. Защита эстетики». В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них – Раймон – впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв. Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». Но если картины Дали погружают созерцателя в атмосферу некой страны чудес, то Рене Магритт (1898-1967) воспринимается, в первую очередь, как интеллектуальный художник изображавший не фантастические, а обыденные предметы и лишенных индивидуальности персонажей. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее).
Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её. В период немецкой оккупации Бельгии во время Второй мировой войны он оставался в Брюсселе, что привело к разрыву с Бретоном и сюрреализмом. В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке.
Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев.