Даная Рембрандта не просто модель, в воспроизведении которой всегда есть условность, что заметно и у Тициана в его версиях «Данаи», а женщина сама по себе в волнующие мгновенья ее жизни. Особого внимания требует даже музейный туалет: там можно увидеть рисунки Рембрандта на соответствующую тему: женщину, присевшую в кустах и мужчину, стоящего в позе, характерной для этого заведения. После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Она отдалась ему и зачала. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Несколько пастухов, не ведая про свершившееся чудо, мирно спали на расположенной между нами и лесом опушке, вблизи своих стад, на первом плане, окруженные высокими кряжистыми деревьями. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной.
В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу и велит ему остановиться. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Саския – с ударением на первом слоге. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Снова к реализму.
Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Позировала для этой картины почти наверняка Хендрикье Стоффелье, с 1649 года ухаживавшая за Титусом (сыном художника) После бонны Гертье и являвшаяся подругой художника до самой своей смерти. Интересен и еще один факт. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В ужасе влекутся они направо и к нам, за стремительно мчащейся золотой колесницей, под управлением уверенного бога готовой ввергнуться в пучину.
Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Любил ли он ее, как женщину. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
О том, что это именно Хендрикье, говорит как ее сходство с героинями других полотен Рембрандта — в частности, с «Вирсавией», так и дата создания картины — 1657 год: именно в этом году подруга художника родила ему дочь Корнелию. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Произведения 1640-х годов свидетельствуют о постепенном духовном отъединении художника от окружающей жизни, об усилении гуманистической направленности его творчества. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Дела шли все хуже.
Впрочем, если внимательно присмотреться, то предположения уступят место твёрдой уверенности – портретное сходство этих трёх женщин очевидно. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Тематика его офортов очень широка. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Любил ли он ее, как модель. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников.
Кто они — неизвестно. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Написана она была в последние годы жизни мастера. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Справа, почти касаясь изобразительной поверхности картины изнутри, крутится клубок человеческих тел, сплетенных в бешеном напряжении. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ».
«Портрет старика». В любом случае, Рембрандт изображает молодую женщину весьма свободно и откровенно. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет— в склянке была серная кислота. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. С этого времени популярность художника пойдет на убыль. У него свой дом, ученики.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик— Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». Но если в "Симеоне" он, удалив в глубину людскую группу, противопоставил ее богато детализированному и гигантскому окружающему пространству внутри храма, то в "Неверии Фомы" он, резко снизив уровень освещенности, приближает действующих лиц настолько близко к зрителю, что они, частично загораживая друг друга, занимают, в то же время, почти все видимое внутри рамы картины неглубокое пространство. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
Господня». Этот год отмечен и конфликтом с заказчиками из-за картины, получившей впоследствии название, «Ночной дозор» это должен был быть всего лишь групповой портрет стрелков, а Рембрандт создал цельное художественное произведение, в котором не все узнавали себя в достойном, по их разумению, виде. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту.
По возвращении в Лейден Рембрандт отдается самостоятельной работе и в течение пяти лет достигает известности, с тем он поселяется в Амстердаме (1631). В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Именно эта новая любовь художника наложила завесу тайны на картину «Даная». 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Первый же опыт «Урок анатомии доктора Тюльпа» приносит молодому художнику из Лейдена успех и известность.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. В них вы видите печаль. По легенде отец девушки узнал, что умрет от сына собственной дочери и заточил ее в подземелье.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Объясняется это просто. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Рембрандт стал его последним протеже. «Купающаяся в ручье женщина» – уже поздняя вещь Рембрандта, своей удивительной простотой и непритязательностью резко отличающаяся от таинственной романтичности, например, «Христа и грешницы». В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Его влекло к военному делу. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Здесь видны особенности обоих стилей.
Неровный свет идёт как бы от души человека. Смерть Рембрандта была очень печальной. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Это самая известная картина Рембрандта.
Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Какие побуждения руководили этим человеком, сам ли Иуда потребовал плату за предложенную им кровь или она была предложена ему, на этот вопрос нет ответа.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома.
Хендрикье тоже полюбила художника. Она похожа на гигантскую латинскую букву "S", которая наверху прикасается к краю изображения. Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. А. С.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Длинный стол, покрытый узорчатой золотистой скатертью и скромной посудой, резко выдвинут к зрителю. Все проводимые учёными исследования давали положительный результат. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Уродливая голова скитальца накрыта сверху большой грязной шапкой, щетина на подбородке дергается в такт его невнятно произносимым фразам. Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Повреждения затронули около 30 шедевра. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
Краски лежат на холсте густыми мазками. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Он использовался многими художниками.
К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта). Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать.
Новых заказов почти не появляется. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Уочтеру хватило одного взгляда на картину, чтобы узнать рембрандтовскую манеру письма. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги.
В ее чертах мы узнаем Гендрикье Стоффелс, модель и преданную подругу последних лет художника. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Понадобились два столетия, чтобы забытое творческое наследие этого гениального художника было оценено как величайшее явление истории мирового искусства. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
По контрасту с неопределенными переливами шелка особенно яркими кажутся цветы в руке Саскии, ее белая рубашка и корсаж, то есть жесткий пояс юбки, шитый золотом и голубым. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. То есть такое движение можно сделать последовательно.
почти не сохранилось. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной.
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Это касается и групповых портретов, корпоративных, можно сказать.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. Освободившись, умерла через год. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. А. С. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В первой версии лицо модели оставлено в тени-в контраст шапочке, «залитой» ярким светом. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся.
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Самая известная из картин Рембрандта.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Здесь большую роль играет пейзаж. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Но художник не превращает картину в занимательное и парадное произведение, как это часто бывало у современных ему мастеров итальянского барокко он подчеркивает жестокий и трагический характер событий. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Стол накрыт.
Вместо огромного алтарного образа Рембрандт пишет среднюю по размерам картину кабинетного формата. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Трудно говорить о том, как любят художники. Сюжет взят из Нового Завета. Пушкина).
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Доктор держит с помощью щипцов сухожилия руки, показывая своим ученикам, как сгибаются пальцы.
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. По-видимому, это эскизная работа. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
В темнице его волосы отросли. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Они темные. Это ступени одного и того же скорбного пути. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алёшина. Самосознание нации находит выражение в расцвете портретной живописи. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Другая странная фигура – одна из сестер воскресшего, ближе остальных к нам изображенная силуэтом в нижнем правом углу, на первом плане – она подгибает колени, как бы приседая к ногам оживающего брата и в то же время не простирает к нему руки, но в страхе отводит их прочь. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз— вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза5.
Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Остается лишь догадываться, кто это — Сусанна, за которой, как написано в Ветхом Завете, подглядывали «старцы» во время купания или же Вирсавия, покорившая сердце Давида. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Апостолы привстают на цыпочки, нагибаются, вытягивают или втягивают шеи, раскрывают рты, таращат глаза, опускаются на колени. В 1635 – 1640 –х гг. Заказов становилось все меньше. Композиция картины по-шекспировски динамична.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд. Важно, что очень любил. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее». Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Рембрандт работает по преимуществу над портретами, соперничая с Франсом Хальсом. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. Хотя он успел прославиться и как очень строгий педагог, считающий, что занятия живописью не должны соседствовать с развлечениями.
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Отец прижимает сына к груди, прощая его. А что же случилось с Гертье Диркс.
Такой контраст обычен для автопортретов Рембрандта быть может, оттого стали полагать, что здесь изображен брат художника. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). И она в это же время оказалась в этом доме.
Еще бы. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Одной из жемчужин собрания Лондонской Национальной галереи является «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта. Однако самое удивительное открытие ожидало учёных впереди.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Сразу после этого Иуда, один из двенадцати апостолов, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион, совет старейшин и аристократов Иерусалима. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Между тем это свойство эстетики Ренессанса. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, а между тем кажется, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, прилежном и сухом желтоватом периоде, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором портрете не несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Это уже настоящее признание. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Размеры данной картины больше, тона насыщеннее.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Встал и пошел к отцу своему. В семилетнем возрасте его отдали в латинскую школу, а в четырнадцать лет он стал студентом Лейденского университета, который через год покинул, чтобы всерьез заняться живописью.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Таинственная, романтическая фигура молодого всадника вызвала больше споров, нежели любая другая картина Рембрандта, чье спорное авторство — лишь одна из неясностей, связанных с этой работой. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Но достаточно сопоставить ленинградский и лондонский варианты "Флоры", чтобы увидеть, как тонко отмечает художник и внутреннюю структуру образа. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже.
В разные годы я отдавал предпочтение Рубенсу или малым голландцам, но Рембрандт оставался мерой сокровенной подлинности искусства и жизни, что почувствовал я, как мне ныне кажется, еще в раннем детстве при первом соприкосновении с жизнью еще неведомого для меня мастера. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
Популярность автора начинает падать. Беззаботное время художника длилось недолго.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. У Саскии, слабой здоровьем, рождались слабые дети и умирали (вообще детская смертность в те времена была большая) выжил лишь последний ребенок Титус, а мать через год умерла – в 1642 году. Не важно. Между тем споры вокруг нее не утихают.
Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Можно почти с уверенностью сказать, что женщина отнюдь не невеста и не иудейка, разве что изображена в воображаемом, псевдобиблейском стиле, характерном для исторических полотен Рембрандта. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Титус, родившийся в 1641 году, единственный из детей Рембрандта и Саскии, кого не постигла смерть во младенчестве. Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. А. С. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета.
Это все термины самого Леонардо. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи.
В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Сын повёрнут к нам спиной. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Но их усилия оказались тщетными. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). После удаления верхнего красочного слоя, добавленного предположительно в конце ХVII века, выяснилось: сначала художник написал свою «Пожилую женщину» в несколько ином ключе. Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Когда началась жизнь его с Саскией, полная безумия и радости, он рисует ее так же, как до того рисовал себя, с тем же блеском и роскошью. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ. )русск» Тициана34.
На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». А он влюбился в нее сразу. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
Так что это не был брак по расчету. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Рембрандт провел в мастерской Питера Ластмана всего полгода (1625), верно, его потянуло в большей степени к Франсу Хальсу, к его полнокровному искусству, по сути своей, ренессансному. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Реставрация картины длилась 12 лет. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке.
В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В том же 1642 году Рембрандт пишет картину на библейскую тему «Прощание Давида с Ионафаном», представляя себя в виде Ионафана, а Саскию – в виде юного Давида.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Путешествуя вместе с художником по окраинам города, мы попадаем на какую-то загородную, может быть, деревенскую улочку, уходящую в глубину к стареньким, полуразвалившимся одноэтажным строениям. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии".
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Он учится живописи три года в мастерской Якоба ван Сваненбюрха, лейденского живописца, происходившего из патрицианской семьи и долгие годы проведшего в Италии. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом.
Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны.
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Дела Рембрандта шли плохо. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере.
Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Его продолжают привлекать герои из самых низших, порой люмпен-пролетарских слоев населения. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Краска немедленно начала пузыриться.
Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Фон черноват паркет – серый. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
На холсте появились посторонние лица. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Обнаженный по пояс Самсон только что упал навзничь из глубины сцены направо, головою к зрителю. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах.
Вещие слова сказаны. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Он был в моде. Картина полна нежности и сострадания.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Но для нас важно другое. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Первая- «Автопортрет» того же Рембрандта, «прятавшийся» под обработкой одного из учеников художника (подтверждение авторства потребовало 8 лет тщательнейшего анализа, картина продана в 2003 году за 11 346 290). 1669 год.
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Вторая- «Женщина за клавесином» легендарного Вермeeра (в 2004 г., после десятилетних исследований, картина ушла с аукциона за 30 006 650). Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.