Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию. Государственные музеи. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы.
На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. По-видимому, он стоит на пороге смерти. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах»5. Девушка категорически отказывается.
Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного.
Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин). Эти гравюры стремительно распродавались. Он в черной фетровой шляпе, в низком белоснежном кружевном воротнике, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и такими же бантами на черных башмаках. Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе. А что же случилось с Гертье Диркс. Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры1.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Несколько раз написал «Святое семейство». Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. «Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год.
Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год.
Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. По существу, Ночной дозор — историческая картина, пронизанная идеей романтизации воспоминаний о недавнем героическом прошлом страны, попытка утверждения высоких гражданственных идеалов, о которых к этому времени голландцы начали забывать. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына».
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры»1. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Тематика его офортов очень широка. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья. Господня». «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Мастером прекрасно передана игра света и тени. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Утрехт. Однако страсти Христовы большого успеха не имели.
сохранилось мало. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи. Глубоким драматизмом пронизаны полотна Возвращение блудного сына, Артакссеркс, Аман и Эсфирь и Еврейская невеста. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Фон черноват паркет – серый. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Композиция картины проста. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса. «Саския Флора» – портрет будущей жены Рембрандта ван Рейна, в 1634 году художник женился на Саскии.
Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей)1, но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии7. Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком.
Санкт-Петербург. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол.
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию. Художественная галерея).
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Роттердам. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. В 1634-ом году он, сын мельника, плебей по происхождению, чей отец не имел никаких других званий, кроме "сын Герритса", неведомо по какой счастливой случайности женится на страстно любимой девушке, знатной патрицианке Саскии ван Эйленбурх, которая насчитывает среди своей родни магистратов, писателей, советников и даже художника Вибранта де Хеста, представленного в Штутгартском музее прекрасной картиной.
Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага). Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи. Менее удачными считаются его портреты в полный рост. На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Они рано заметили, что мальчик одарен от природы умом и талантом и вместо ремесленного дела решили отдать его в науку. Маннеринг).
Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя.
Неоднократно менялось и название картины. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки.
В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника. Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. Лион. Картинная галерея).
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины).
Поразителен и действен рембрандтовский схематизм.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандтачеловека и Рембрандтахудожника. Дрезден.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон.
Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год). Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Образ Иакова исполнен величия и достоинства. Он использует весь живописный арсенал парадной исторической композиции, его насыщение красочными и световыми контрастами. Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку.
Рембрандт эту картину, основываясь на лекции, которую читал в январе 1632 года д-р Николас Тюльп. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Эрмитаж).
Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Так что это не был брак по расчету. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Богатая одежда того времени показана в полном соответствии с эпохой, цветы, которыми украшена голова добавляют праздничности и торжественности образу. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет. Могучий Самсон попадает в руки врагов из-за предательства своей возлюбленной – прекрасной и коварной Далилы, предавшей Самсона за вознаграждение.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Композиция представлялась более уравновешенной, благодаря выдвинутым на первый план боковым фигурам и вместе с тем более динамичной вследствие сильно выраженного движения вперед центральной группы.
В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Пришедшие хирурги напряжены, сравнивая анатомию вскрытой руки с тем, что изображено в большой книге, лежащей у его ног. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. 1630), «Динарий кесаря» (1629).
Лондон. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Берлин.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Но их усилия оказались тщетными. Из верхних углов фрески к его голове стремительно опускаются линии стыка потолка с боковыми стенами.
В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее).
Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. По сути картина является пасторалью. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. А. С.
Сюжет взят из Нового Завета. Прозвучал боевой сигнал. В темнице его волосы отросли. Когда, собравшись с духом, он возвращается домой, отец сразу прощает его и принимает с радостью. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Холст, масло. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва).
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. ГМИИ им. Черты лица спокойны и расслаблены. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Лондон. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме.
После четырёх вариантов этого мотива художником было создано непосредственное дрезденское изображение в картине «Саския в виде Флоры» (1641), таким же образом возник первый вариант «Данаи» (1636). Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Рембрандт поступил в Латинскую школу. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно. Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской.
«Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. И Давид послал прислужников взять её» (Вторая книга царств). Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
«Похищение Европы» (1632 год. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа». Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Преобладающей тематикой по-прежнему являются библейские и евангельские сюжеты, раскрывающие простые человеческие качества: материнскую и супружескую любовь, страдание, милосердие, доброту.
«Жертвоприношение Авраама» (1635 год. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске.
Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека).
Частное собрание) он сравнивает с лучшими произведениями Италии, хотя осуждает пренебрежение художника рисунком. На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка. Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго.
Родители его были люди просвещенные. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Дела шли все хуже. Многие имеют овальную форму.
Рембрандт гордо и радостно смеялся. Государственный музей Амстердама. Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Оно было далеким от классических норм.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Дрезден. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Кассель.
Картинная галерея. Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Художник дарил любимой жемчуга, одевал в парчу, она была его музой.
Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год).
Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Лос Анджелес. Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. А. С.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы. Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию.
Амстердам. Санкт-Петербург. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества.
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Берлин. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Это был почетный и выгодный заказ. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Усыпив Самсона "на коленях своих", она остригла его и призвала филистимлян, которые схватили его, выкололи ему глаза, сковали цепями и бросили в темницу, где он должен был вертеть жернова. Лицо Богоматери также озарено светом.
Но для нас важно другое. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Этот выход задрапирован тяжелыми материями. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность.
Тогда откуда такое название. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом. Лучи солнца играют оттенками красок на холсте и создают необычайную мозаику чувств. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб.
Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год.
«Мартен Лоотен» (1632 год. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости.
Эрмитаж). Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год.
Его влекло к военному делу. Впрочем, темные тональные пятна изобилуют и в верхнем правом и в нижнем левом углах офорта, что камуфлирует главный светотеневой замысел художника. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты.
Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. Композиция картины по-шекспировски динамична. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна) имеющая второе название — «Лист в сто гульденов». Титус играл важную роль в жизни художника, будучи наследником состояния Саскии, коим Рембрандт распоряжался лишь временно, а также поверенным своего отца. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Художник создавал гравюры в технике офорта. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа.
– отмечает О. Петрочук. Лондон.
1605 года пасторального романа Питера Корнелисзона Хофта «Гранида и Даифил». У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Изобразительная поверхность гравюры, как тонкая прозрачная пленка, перегораживает дорогу к высокому выходу в нескольких метрах от нас, в глубине справа.
Павлин на столе – символ богатства. Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий.
Пусть купцы и доктора дожидаются заказанных ими больших групповых портретов, – его любовь прежде всего. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины. Маннеринг).
Один раз любовь к женщине погубила Самсона. В них вы видите печаль. Рембрандт создал немало шедевров живописи, которые открыли миру весь его талант. Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Базель.
Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Рембрандт показал, какой огромной силой эмоционального воздействия обладает пейзажный жанр, насколько он способен развить у зрителя чувство красоты окружающей действительности, восприимчивость к миру прекрасного. Лос-Анджелес.
Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины).
Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. «Возвращение блудного сына» (1666 год. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком. Лица персонажей взволнованы и бледны.
Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках.
Государственный музей Амстердама. Амстердам. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. также картину в Метрополитен музее)1.
Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера.
Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год.
Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). А. С.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Мы практически не видим лиц апостолов, сопровождающих Христа — один из них поверну спиной, второй практически не различим. Смерть Рембрандта была очень печальной.
«Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Мартин Дай, собрание барона Ротшильда в Париже, стоит лицом к зрителю, несколько выставив вперед левую ногу. Родился он в семье зажиточного мельника. Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете). Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника.
Художник излучает веселье, передающееся зрителю. 175, 5 x 210, 5 см.
Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Люди застыли в разнообразных позах, еще не лишенных театральности, но окрашенных внутренним беспокойством, любопытством, недоверием, удивлением, ужасом. Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная».
Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа. Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения.
Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему. Эдинбург. Ниваа. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
После распродажи в 1657-58 гг. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Государственный музей Амстердама. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Базель. Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Сюжет картины выбран классический — встреча воскресшего Христа с учениками. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Заказов становилось все меньше.
Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Женщина на картине очень похожа на Саскию. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. В портрете «Флора» (1634 год. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Когда Самсона привели на филистимское торжество, чтобы он позабавил народ, Самсон со словами "умри, душа моя, вместе с филистимлянами", обхватил руками два опорных столба, вырвал их – и громадный дом, полный мужчин и женщин, рухнул, похоронив под своими обломками всех участников торжества. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Стол накрыт. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. В 1642 Саския умирает.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением. «Картина поражает чувственностью и насыщенностью колорита. Рейксмюсеум).
Дела Рембрандта шли плохо. Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии.
В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Пушкина). Так и решила комиссия Программы, но ее изыскания навлекли на себя огонь критики и в 1993 году Программа прекратила работу.
Государственный музей Амстердама. Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома. Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Здесь видны особенности обоих стилей. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Кассель.
Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне. Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Большинство произведений в творчестве Рембрандта отражают его способность проникновения в человеческий характер. Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято1). На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Рембрандт стал его последним протеже.
Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. «Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Здесь большую роль играет пейзаж. В иронизирующем, огрублённом и мятежном преображении античной классики в мифологических картинах — в «Купании Дианы» (1632) или в «Похищении Ганимеда» (1635) – Рембрандт, независимо от современных ему образцов, формулирует личных протест, выражающий, как и в увиденных трезвым взором графических изображениях обнажённой женской натуры, неприукрашенную правду повседневности. Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры».
Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Голландская школа славилась групповыми портретами, а этот предназначался в дар доктору Тюльпу, причем его коллеги рассчитывали предстать на картине в самом выгодном свете. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта.
И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом. В последние годы жизни Рембрандт ван Рейн, биография которого изложена в статье, достиг вершин своего творчества. Но если в "Симеоне" он, удалив в глубину людскую группу, противопоставил ее богато детализированному и гигантскому окружающему пространству внутри храма, то в "Неверии Фомы" он, резко снизив уровень освещенности, приближает действующих лиц настолько близко к зрителю, что они, частично загораживая друг друга, занимают, в то же время, почти все видимое внутри рамы картины неглубокое пространство. Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год).
Вещие слова сказаны. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). Рембрандт исполнил немало так называемых тронье. Зато художник детально прорисовывает лицо официанта — юноши, подающего гостям трапезу.
Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. Париж. Стрелки на картине чистят и разбирают свои пики, кто-то раздает распоряжения, активно жестикулируя, знаменосец разворачивает пестрое полотнище. Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год.
В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. – Хендрикье словно бы всем украшениям на свете предпочитает скромное обручальное кольцо, которое ввиду "незаконности" брака с художником носила не на пальце, а на шее, что можно видеть в наиболее психологически полном ее изображении – "Хендрикье у окна". «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
Через год начал брать уроки живописи. В 1635 – 1640 –х гг.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник.
Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами. Нью-Йорк. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Дрезден. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Их лица озарены внутренним светом. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Рейксмюсеум). дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Санкт-Петербург.
Рембрандт умирает годом позже. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Фигуры капитана и лейтенанта, занимающие теперь центральное положение, были первоначально несколько сдвинуты вправо. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Саския не раз была изображена гениальным голландцем, но картина «Саския Флора» осталась непревзойденной.
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу. В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина.
Картинная галерея). Одежда на них нарядная и экзотичная.
Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Но и картина «Прощание Давида с Ионофаном» (1642) через кажущуюся объективность повествует о глубоко личном (печаль по поводу смерти Саскии), а несколько ранее, в самокритичном высказывании дрезденского «Автопортрета с Саскией на коленях» (около 1635 – 1636) впервые появляется мотив блудного сына. Санкт-Петербург.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
Лондон. По-видимому, это эскизная работа. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров.
Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Центральная группа изображена с абсолютной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене. В эти годы Рембрандт создал свои самые значительные и глубокие произведения на библейские сюжеты, портреты и автопортреты, ставящие вопросы о смысле человеческой жизни, о воздаянии за добрые и злые поступки, о трагедии одиночества, о всепрощении. Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год.
Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Дрезден. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Так от года к году манера мастера становилась все более свободной»6. Это все термины самого Леонардо. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. «Похищение Ганимеда» (1635 год. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.
Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. С 1631 года жизнь Рембрандта навсегда была связана с Амстердамом — шумным портовым и промышленным городом, в который стекались товары и диковинки со всего света, где люди богатели на торговых и банковских сделках, куда устремлялись в поисках пристанища изгои феодальной Европы и где благополучие зажиточных бюргеров соседствовало с удручающей нищетой. Заказчики отказались принять эту картину.
Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели4. Санкт-Петербург.
Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Она же, уверенная в своей власти, не страшилась роли жены и любовницы одновременно и две человеческие воли, каждая принося свою жертву, загорелись общим восторгом. Так как его произведения чрезвычайно нравились гражданам Амстердама, он получал бесчисленные заказы на картины и портреты и всем очень хотелось, чтобы он переселился из Лейдена в Амстердам, что он и сделал в 1630 году и в 1647 году пребывал еще там». Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц.
Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Сусанна направляется к купальне, расположенной в её саду, вдруг из укрытия выходят два старца, которые начинают склонять девушку разделить с ними ложе. Обрисовка обстановки сведена к минимуму.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. В 1630—1640-е гг. «Саския Флора» является одним из самых романтичных произведений талантливого художника, она полна загадок и необъяснимого очарования. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов.
Кассель. Полотно написано в присущем Рембрандту стиле — широкими смелыми мазками, яркими сочными красками. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины.
Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Композиция была нарушена. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Барокко. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
Годом создания картины стал 1634 год. «Ян Сикс» (1654 год. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
Лишь плащи отца, обнявшего своего сына и стоящего справа мужчины, горят огнем. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Он был в моде. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. Москва. Облако опустилось ниже и вместе с ним опустилась его нижняя кромка, на которой, как на ковре под ногами, замер гигантский ангел в широких белых одеждах, словно ниспадающих ослепительным, но спокойным потоком. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
Она не напряжена, но и не застигнута врасплох. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Нидерланды (Голландия). Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. Она отдалась ему и зачала. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год.
Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. «Корпорация амстердамских стрелков в 1642 году заказала Рембрандту групповой портрет членов гильдии. А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом. Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи.
Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования.
Оставшись с ней наедине, он жадными пальцами ощупывал ее фигуру, расстегивал платье и смотрел на Саскию таким дерзким взглядом, что она смущалась и краснела, но все же отвечала ему улыбкой. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Страстные проявления чувств содержат портреты, на которых художник изобразил свою молодую жену Саскию. «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Это полотно было преподнесено автором своему покровителю, поэту и государственному секретарю Гюйгенсу в 1636-ом году ныне картина находится во Франкфурте-на-Майне.
Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Размер картины 125 x 101 см, дерево, масло.
Основой композиционного приема офорта является резкое и очевидное противопоставление света, прямо-таки бьющего нам в лицо из глубины пространства слева вверху и тьмы, словно откатывающейся направо и вниз. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Государственные музеи, Картинная галерея). Париж.
В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. Лондон.
Учился плохо и хотел заниматься живописью. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию.
Государственный музей Амстердама. Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет.
«Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза. Дева Мария изображена в образе простой женщины. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную.
В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы.
В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи. Все перипетии творческой и личной жизни великого художника не смогли сломить его дух и подорвать работоспособность. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством.
Родился в Лейдене в семье мельника. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее.
В 1623 году Рембрандт переезжает в Амстердам, где в течение шести месяцев учится у Питера Ластмана, прославившегося историческими, мифологическими и библейскими сюжетами. Амстердам. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки. Все события в жизни оставляет свой след: одни — раны на сердце, другие — морщины на лице. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
На картине изображено более двадцати фигур. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Рембрандт, гуляя по улицам, запечатлевал понравившиеся образы резцом на лакированной дощечке. К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников.
Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Это ступени одного и того же скорбного пути. Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Флора». Освободившись, умерла через год. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете.
Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию. Тело Христа, жалобно повисшее изогнулось и его вид – напряженная правая рука, за которую его еще держат наверху и висящая мертвая левая, его только что качнувшаяся окровавленная голова и складки туловища израненные ноги – вызывает не благоговение, а щемящую тоску и человеческое сочувствие равного равному. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Работа художника также известна как «Саския в образе Флоры» (не путать с картиной «Саския в виде Флоры», 1641, Картинная галерея, Дрезден). Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Они угрожают Сусанне, что в противном случае будут лжесвидетельствовать, что Сусанна, прелюбодействовала с другим мужчиной. 1643, Кассель, Картинная галерея).