Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII в., один из пиков мировой художественной культуры. Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой. Биография Рембрандта очень интересна, поэтому неудивительно, что изучению его жизни и творчества посвящено колоссальное количество искусствоведческих исследований и научных монографий. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало.
Рембрандт — один из самых известных живописцев, который в своем творчестве раскрывал идеи своего времени. Реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Творчество Рембрандта понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. В отличие от современников великого живописца, следующие поколения высоко оценили не только раннее творчество художника, но и более поздние работы и полотна Рембрандта. Рембрандт, великолепный портретист, творчество которого перевернуло представления людей о таком направлении в живописи как реализм, совсем не был обласкан жизнью.
Планомерно и усердно шел к своему творческому успеху Рембрандт Харменс ван Рейн – биография талантливого живописца свидетельствует о том, что на ранних этапах своего творчества он трудился не покладая рук. Биография Рембрандта на этой стадии его жизни и творчества изобилует свидетельствами того, что он быстро набирал известность и творческий успех в богатых кругах Амстердама. В статье «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи. Палитра, в этот период творчества Рембрандта тяготела к темным и серым оттенкам.
Монументальный размах. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Колористическое единство здесь особенно поражает. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Она датируется 1668-69 годами. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г.
Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким силуэтом, свободным изящным, профессионально уверенным жестом рук. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Художник предельно ограничивает себя в цвете. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635, Картинная галерея, Дрезден). Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Он оказал сильное влияние на Рембрандта и научил его гравировальному искусству.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Рембрандт Харменс ван Рейн – известный во всем мире художник и гравер. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). В последнем автопортрете, написанном художником в 1669 году (Гаага, Маурицхейс), так же беспощадно вскрыты приметы старости — глубокие складки, редкие седые волосы, ореолом окружающие голову, полный печали взгляд, направленный на зрителя и глубоко проникающий в душу.
Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). А теперь просто посмотрите на эти глаза. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В этом произведении Рембрандт выступает против установившихся канонов групповых портретов, обычную условную статичную сцену художник старается сделать более естественной и динамичной. Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Она далеко переросла рамки обычного портрета Рембрандт дал принципиально новое решение темы имевшей за собой почти вековую традицию. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Возглавляемые капитаном и лейтенантом стрелки строятся, выходя из-под темной арки ворот.
Это было юридической уловкой, благодаря которой удалось обойти постановление Гильдии Св. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше).
В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья. «Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Через год начал брать уроки живописи. Рембрандт поступил в Латинскую школу. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
В 1642 Саския умирает. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. «Мостик Сикса», 1645г. Всё более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый «Портрет жены брата художника», 1654, Государственный музей изобразительных искусств им.
Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Какой-нибудь булочник платит шестьсот гульденов за одну фигуру, принадлежащую кисти Вермеера из Делфта. Легенда рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой. Эта колоссальная по своим размерам картина (3, 59X4, 38 м) явилась как бы заключительным аккордом предшествующего развития художника, высочайшей вершиной, достигнутой искусством его времени в создании исторической композиции. Последним произведением художника стала широко известная ныне картина «Возвращение блудного сына».
Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Композиция была нарушена. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Прозвучал боевой сигнал.
Учился плохо и хотел заниматься живописью. Творчество. Его мать звали Нелтье Виллемсдохтер ван Рейн. Благодаря тому что дела у отца шли в то время хорошо, будущий художник получил довольно хорошее образование. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. Главные выразительные средства – не линии и массы, а свет и цвет. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста.
В так называемом «Фаусте» (ок. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже. Рембрандт не льстит себе, он беспощаден в фиксировании принесенных годами разрушений.
Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Гремит барабанная дробь, заряжаются ружья, подымаются знамена. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. В конце того же года Рембрандт взял в дом домопровительницу — молодую вдову Гертье Диркс.
Искания этого периода завершил знаменитый «Автопортрет с Саскией» («Весёлое общество» около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. К этому времени он был уже вполне готовым художником уже имел ученика (Герард Доу).
Величие, достоинство, душевное благородство. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Зато все требования заказчиков были выполнены. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом.
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Из четырех детей от этого брака мать пережил только сын Титус. Он изучал мимику лица.
Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. Художник скончался в полной нищете в 1669. Всё большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряжённую атмосферу (монументальный графический лист «Христос исцеляющий больных» или «Лист в сто гульденов», около 1642- 1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», офорт, 1643). Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст.
Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. В картине «Флора» Саския предстает в образе античной богини растительности.
В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности («Портрет бургграфа», 1633, Картинная галерея, Дрезден) более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (Автопортрет, 1634, Лувр, Париж «Смеющаяся Саския», 1633, Картинная галерея, Дрезден). Им создано множество картин: это и портреты семьи и заказные работы и сцены из библейской истории — «Давид и Саул» (ок. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых.
Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Кто они — неизвестно. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.
Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) знаменует наивысший расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — монументальное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Седовласый Симеон в самозабвенном экстазе прижимает младенца к груди и вправо от него по полу стелется, как шлейф, его богатая и длинная златотканая одежда, причудливые извивы которой словно передают его душевный трепет и волнение.
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ).
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Стремясь к предельной искренности и правдивости изображения, Рембрандт показал около креста тесную толпу людей, потрясенных горем ищущих родственного единства друг с другом перед лицом страшной смерти. Рембрандт всё чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта, Хендрикье Стоффельс «Читающий Титус», ок. 1656, Музей истории искусств, Вена). Амстердам был самым крупным художественным центром.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости («Давид и Ионафан», 1642, «Святое семейство», 1645, — оба в Государственном Эрмитаже, Санкт- Петербург). Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена.
«Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Пластическая форма также получает особую духовность.
Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Наглядно он проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рийксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Если я раздам все достояние мое и предам мое тело на сожжение, а любви не имею, то все это напрасно. В центре площади находится памятник Рембрандту. Здесь при республиканской форме правления существовала относительная свобода взглядов. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж23, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено.
Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х гг. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам.
Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности. Еще бы. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Каждая тема получает свое графическое решение.
С 1625 г. Рембрандт начал работать самостоятельно. Не довольствуясь преследованиями христиан на иудейской земле, он испросил позволения идти в сирийский город Дамаск разыскивать там христиан и, связав их, привести их в Иерусалим на суд и мучения.
Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. В этом его мастерство считается признанным и непревзойденным по сей день. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. 1625-1632 гг – Лейденский период творчества.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо.
Виды деятельности. На нем широкополая темная шляпа у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой. Оно считается достоянием Королевства Нидерланды и мирового искусства в целом. Миллионы туристов со всего мира ежегодно приезжают в Амстердам, чтобы посетить Государственный музей (Рейксмюзеум) и полюбоваться знаменитой картиной. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен.
Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья8. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Картина написана в приглушенных тонах, но лишь фигуры отца и сына самые яркие и колоритные.
библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни.
Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. У него достаточно денег и множество заказов, которые он охотно выполняет. Биография Рембрандта того периода свидетельствует о том, что он очень любил писать свою жену, причем не только в портретах, но и зачастую ее образ можно увидеть и на других картинах живописца. Наиболее известными картинами, на которых изображена молодая жена художника являются:Портрет невесты РембрандтаПортрет СаскииРембрандт с его женой. Рембрандт: краткая биография после смерти первой женыСчастливый брак молодого человека продлился не очень долго. Осознание непреходящей ценности человека. Его достижения равно велики и в живописи и в гравюре и в рисунке.
К 1628 Рембрандт был уже сложившимся художником и имел учеников. Трагическая смерть учителя и сына повергла участников события в глубокое горе. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал.
Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Охвативший всех порыв по-разному претворяется в многочисленной массе людей. «Апостол Павел», 1629 – одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Причем это видно уже с самых ранних работ художника.
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом. Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства.
Я – Иисус, которого ты гонишь. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины.
У Гендрике и Рембрандта родилась дочь Корнелия. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов. О нем знают во всем мире, а его картинами восхищаются ценители искусства и живописи по всей планете. В эту пору жизни Рембрандта им были написаны: "Урок Анатомии" «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633).
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Родился в Лейдене в семье мельника.
На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627 «Самсон и Далила», 1628). Они как будто выхвачены из темноты. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля.
Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Художественные образы на его полотнах будто бы живут своей собственной жизнью, а вовсе не являются копией с оригинала или простым изображением человека. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Творчество гениального Рембрандта (1606—1669) — одна из вершин мировой живописи. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Однако основной характер сцены ясен для каждого взирающего на эту колоссальную картину. Несмотря на трудности, художник много работал, но вкусы публики изменились. Несколько раз написал «Святое семейство».
Пластическая форма также получает особую духовность. Они вдохновляли художника. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку).
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном». Фигура Саскии на картине была записана фигурой Гертье Диркс. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх.
По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены.
Первым его учителем был Я. ван Сваненбург. Они темные.
Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты8, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии8. В этот период Рембрандт не только ищет собственный идеал жизни и человека – он создает и произведения, которые предвещают его дальнейший путь. Его посетил Козимо Медичи, будущий герцог Тосканы.
Тем не менее школу закончил и поступил в Лейденский университет. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Спустя семь лет совместной жизни Саския скоропостижно скончалась в 1642 году. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам и сразу же завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс).
Оно вытекает из психологической концентрации героев на общем, волнующем всех событии, вот таким образом композиция дает впечатление нерасторжимой внутренней связи изображенных людей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Она создана по библейской притче, рассказанной Христом. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
В этой атмосфере творчество художника стало необыкновенно актуальным. В 1649 она покинула дом и ее сменила Гендрике Иегерс, по прозвищу Стоффельс. Рембрандта они взяли на работу в качестве «советника».
По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Встань и иди в город, куда шел". Цвет приобретает звучность и интенсивность. Но это было не так. Созданные Рембрандтом в 1660-е гг. Проучившись в Амстердаме не более полугода, в 1623 г. Рембрандт возвратился в родной город.
Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. Пример влияния П. Ластмана на юного Рембрандта. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене, в семье владельца мельницы.
Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам.
Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Фигуры капитана и лейтенанта, занимающие теперь центральное положение, были первоначально несколько сдвинуты вправо. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ).
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Сын повёрнут к нам спиной. В «Положении во гроб» (ок. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему— человек наедине со своими думами.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Тема искусства— реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека, многообразие его переживаний глубокое человеческое чувство проходит у Рембрандта через все явления реального мира, оно преобразует обычное и будничное в образы высокой красоты. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Работы 50-х «Вирсавия (1654), «Аристотель» (1653), гравюры «Жертвоприношение Авраама» (1655) и «Отречение апостола Петра» (1660) демонстрируют человека слабого, опутанного противоречиями, потерянного, но призванного к любви, величию и силе.
В родных краях отныне он появляется крайне редко. Встал и пошел к отцу своему. Художник узнает горечь старости и одиночества.
Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику индивидуальные черты. Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа.
«Мостик Сикса», 1645г. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). 1669 год.
И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. С веточкой в руках Саския напоминает сказочную героиню, гуляющую в лесу. Художник рисовал с натуры и гравировал интересные персонажи, попадавшиеся ему в еврейском квартале города. Тогда были написаны такие знаменитые картины, как Урок анатомии (1632 год), Портрет Коппеноля (1631 год) и многие другие. Творческий и финансовый успехВ 1634 году Рембрандт играет свадьбу с Саскией ван Юленборх, которая была дочерью успешного юриста. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы.
В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. 40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами.
Эту тему надежды и страстного ожидания оттеняют недоверие и насмешки богачей и какая-то внутренняя робость самого Христа, – словно так же, как и бедный люд, как все страждущее человечество, собравшееся возле него, он ждет и надеется на чудо, которое должны сотворить его любовь и сострадание к ним. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Рембрандт умел создавать портрет-биографию выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение.
Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой. В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная» (1636, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далёкую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты интимного человеческого чувства. «Аллегория музыки» 1626 год. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Часто овального формата бывают его произведения. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Свои наблюдения он фиксирует то в рисунках, то в живописных этюдах, то есть в подготовительных материалах к фрагментам картин, написанных красками. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
В эпизодах, выражающих столкновение тёмного и светлого в человеческой душе («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Государственный музей изобразительных искусств им. Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. А. С. Пушкина, Москва «Портрет старика в красном», 1652-1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Некоторые мифологические картины вообще имеют полукарикатурное изображение богов и богинь.
Непонятным и нелепым казалось зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой девочки в золотисто-желтом платье, затесавшейся в толпу воинственных мужчин.
Изменилась и его живописная манера.
Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Во многом это ознаменовало самую успешную пору в жизни и творчестве художника. Это четко видно на картинах:Каллиграф (Государственный Эрмитаж)Урок Анатомии (Маурицхейс)Гильдия ткачей (Музей Амстердама). Творческий стильДля работ Рембрандта характерно то, что все важные элементы картины всегда выносятся художником на первый план, невзирая на композиционные особенности. Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт.
То есть это была, можно сказать историческая картина. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Урок анатомии у доктора Тюльпа. «Флора» 1634.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-е годы следует рассматривать и одно из главнейших произведений художника — «Даная», хотя на картине стоит дата 1636. Каждая тема получает свое графическое решение. А. С. Пушкина, Москва «Падение Амана» или «Давид и Урия», 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряжённая игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку8. 1630), «Динарий кесаря» (1629). Это можно проследить в работе Похищение Ганимеда (второе название Ганимед в когтях орла), хранящейся в Дрезденском музее.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. «Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек). Эта женщина была круглой сиротой.
В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Сделанная в XVII веке копия лучше показывает первоначальный замысел художника. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. В «Принесении во храм» (ок.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Другим важным достижением этой картины, наряду с индивидуализацией чувств действующих лиц, явилось использование света для достижения цельности многофигурной композиции.
В барочный период написано «Снятие с креста» (1634). Удивительно выписана ткань ее одежды: кажется, что к ней можно прикоснуться. Мы не знаем, что выражает его лицо. В 1646 вновь вернулся к картине «Даная», для которой ему позировала Саския. Они не приняли главную идею художника. Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт.
Я обвиняю. » (2008)12.
А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В 1640-х гг.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Легенда не сообщает нам сведений о смерти Павла, но церковь утверждает, что он был казнен во время гонений на христиан после пожара Рима, во времена императора Нерона.
Образ молодой Саскии очень трогателен и весьма отличен от той царственной женщины из «Женитьбы блудного сына». Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. Руки отца – старца с добрым и мудрым лицом – опущены на плечи сына – он ласкает, ободряет, удерживает и прощает его.
В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Полгода спустя (1623) Рембрандт вернулся в Лейден и открыл собственную мастерскую.
Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ. В них вы видите печаль. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому.
Действительно, голландские мастера избегают зрелищ, где проявляется действие грубой и жестокой силы, где обнаженно царит дикая страсть к накоплению и обогащению, жажда наживы, которая в действительности была движущей силой жизни. На создание образа Данаи, легендарной греческой царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели от руки внука, Рембрандта вдохновила его первая любовь — Саския. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Эта картина несет в себе символический смысл.
В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей.
В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки. Движение, особая возбужденность, взволнованность.
В этой картине мы впервые вслед за Рембрандтом постигаем знание о том, что люди – при всей своей греховности – достойны изучения и привязанности. Таким образом, голова, правая рука и в значительной степени тело Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по легенде, влюбившийся в Данаю Зевс проник к ней в виде золотого дождя), а также фигура старухи-служанки оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Таким образом он избежал банкротства и долговой тюрьмы. Так во второй половине 40-х годов утверждается проблематика творчества зрелого и позднего Рембрандта тогда же формируется его новая живописная система.
В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына». Но в этот час встречи и примирения они не испытывают радости и счастья – ни сын, ни отец не могут отрешиться от всего пережитого и их прошлое находится сейчас с ними – скитания, нищета и унижения одного, горе и долгое скорбное ожидание другого. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Два брата Саскии являлись юристами. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при всём этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Человек – вот единственный предмет его интересов, человека изучает и наблюдает Рембрандт изучает, как сосуд, вмещающий сразу и добро и зло. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Через семь лет из жизни уходит и сын, который вел дела компании. Финансовое положение великого художника становится просто ужасным, но бедность не убила в нем желание творить.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.