Со временем нежные серебристые линии потемнели и сейчас портрет предстаёт перед нами в коричнево-чёрных тонах, но, несмотря на это, пожалуй, нигде у Рембрандта Саския, наряженная в лёгкую шляпу для прогулок, не выглядит столь свежей и безмятежной. В эти переживания вложено много личного: Рембрандт здесь – Плутон, Аид как и бог подземного царства, он похищает свою невесту, Саскию. «жизнь Христа» и «Жизнь Саскии» – два пути, на которые Рембрандт вступил на двадцать седьмом году жизни. В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» Рембрандт предстаёт влюблённым, любимым, радующимся семейному счастью и полностью им довольствующимся.
В 1636 году Рембрандт пишет с жены знаменитую «Данаю» и одновременно делает гравюру, которая была очень высоко оценена: на ней Саския изображена в домашнем платье, со спокойной счастливой улыбкой. Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612, Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. Картина работы Рембрандта, написанная в 1634 году, на которой, вероятно изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе древнеиталийской богини цветов, расцвета, весны и полевых плодов Флоры.
8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Рембрандт создавал картины, на которых Саския была едина и многолика. Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года вцеркви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.
В 1633 году Саския ван Эйленбюрх стала невестой Рембрандта ван Рейна. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Рембрандт наряжает Саскию в парчовые ткани и покрытые узором корсажи, придумывает ей широкие шляпы с перьями, покрывает ее сверкающим плащом, увешивает ее шею ожерельями, а руки – звенящими браслетами.
Несколько раз Рембрандт изобразит свою Саскию в обличье Флоры — римской богини цветов и плодов. Женой Рембрандта была Саския ван Эйленбург. В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание.
Рембрандт сознавал, что за исключением часов, проводимых у мольберта, жить он может только около Саскии. 14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом. Рембрандт может слегка изменить черты лица, сделать русые волосы Саскии светлее или темнее светлее – бессознательно из желания изобразить ее еще более красивой темнее – намеренно, в соответствии с колористической гаммой картины. В июле, когда они с Саскией находились во Фрисландии, куда после свадьбы уехали погостить у её замужних сестёр, Рембрандт получил известие о смерти своего брата Геррита.
Жена Рембрандта была и его музой, моделью – Даная написана с неё, знаменитый "Автопортрет с Саскией на коленях". Саския ван Эйленбюрх (Эйленбург нидерл. Saskia van Uylenburgh, МФА: 2августа 1612 (1612-08-02), Леуварден— 14 июня 1642, Амстердам)— жена нидерландского художника Рембрандта ван Рейна изображённая на значительном числе его картин, рисунков и офортов. Рембрандт встречался с Саскией не только на сеансах, но и на вечеринках, увеселительных прогулках с друзьями. «типичная работа 1630-х годов, проникнутая классической мифологией, Флора отлично вписывается в круг работ Рембрандта, вдохновленных Саскией— Беллона (1633, Метрополитан), Минерва (1635, Лейденская коллекция Томаса Каплана, Нью-Йорк) и Софонизба (1634, Прадо)».
Саския ван Эйленбюрх – так звали жену Рембрандта.
В 1636 году ученик Рембрандта Говерт Флинк написал парные портреты своего учителя в образе Даифила (Рейксмузеум, Амстердам) и Саскии как Граниды (Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг см. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас. Какая-то невзрачная доска вряд ли могла служить в таком доме украшением, да притом единственным. Встал и пошел к отцу своему.
Нейман, В. Вейсбах и др. ), которые предлагали дать этому полотну другую сюжетную трактовку. Кто они — неизвестно. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров). Портретов в 1640-х годах художник пишет сравнительно мало. И по счастливой случайности она еще и жена Рембрандта).
Он вызеленил перо, чтоб оно сочеталось с ее платьем. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. В ранних инвенториях и каталогах Эрмитажа картину назвали «Юная еврейка» и «Еврейская невеста». Краски, положенные то тонко, то густо, образуют живую, подвижную фактуру. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие.
И она в это же время оказалась в этом доме. Таким образом, лестница представляется нам скрученной в форме латинской буквы "S" гармошкой. Её дергали повестками еще и еще.
Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Саския ван Эйленбюрх – это муза и вдохновительница великого художника.
Свои средства она завещала сыну Титусу, оговорив, что муж будет получать с них проценты до женитьбы или абсолютнолетия Титуса. Однако подобная модель изображена живописцем еще в нескольких картинах на разные сюжеты.
Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. Девушка была всего на шесть лет моложе Рембрандта. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ. Конечно, Рембрандт рассказал Саскии историю Софонисбы.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. В церковной книге расписались крестные – пастор с женой, дозволившие Саскии выйти замуж за Рембрандта и свояк Франс Купаль, приехавший вместе с женой Тицией, сестрой Саскии. Саския была младшей сестрой, а потому после смерти Скаукье (1619) и последовавшей вскоре смерти Ромбертуса (1624), братья заботились о ней до тех пор, пока она не достигла того возраста, когда смогла получить свою долю отцовского наследства. Саския – блудница, Рембрандт – развратник. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Самое главное, он еще никогда не изображал ничей смех. Образ любимой женщины вышел за рамки того, что сама она считала границами своих владений. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. От смеха у нее выбилась прядь волос, появились морщинки у глаз и ямочки на полном лице.
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Обручение состоялось в 1633 году, а свадьба— на следующий год.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Она – сдержанна и равнодушна, на губах ее блуждает скорее ироничная, чем смущенная улыбка. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан разновидности, которая впоследствии получит название «рембрандтовского тюльпана». Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Теперь он пишет ее маслом.
А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров). В 1639 г., благодаря многочисленным заказам, Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Йоденбрестрат, в еврейском квартале, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Музей Рембрандта). Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Итак, он посадил женщину себе на колени. Предполагая, что Рембрандт всегда будет в состоянии содержать Титуса, Саския добавила условие, что в случае повторной женитьбы вдовца её состояние переходит не к Титусу, а к одной из её сестер.
Картина написана в год свадьбы Саскии и Рембрандта. Мальчика назвали Ромбартусом в честь отца Саскии. «Молодая женщина в широкополой шляпе, держащая посох» (Rijksprentenkabinet, Амстердам) считается исследователем Слайвом (1965) подготовительным рисунком к фигуре «Флоры». А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Их брак ввел художника в высшие круги амстердамского бюргерства.
Местом их встречи стал Амстердам, куда амбициозный Рембрандт приехал, чтобы разбогатеть и прославиться, а скромная Саския — погостить у родни. Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Ее удивление, ее радость приводили его в восторг, однако больше всего он любил заставать Саскию врасплох в ее тихой комнате. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. О богатстве людей на картине говорят и роскошные одежды, шёлк, бархат, дорогая шпага с позолотой.
Не в роли статистки, хотя в его «Проповеди святого Иоанна Крестителя» кисть улавливала сходство – то с матерью в капюшоне, то с Саскией в экзотическом костюме. Однако все это купается в свойственной только ему светотени. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.
На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины.
Кто из них двоих не захотел довести опыт до конца. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Здесь большую роль играет пейзаж.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже "восточные" одежды натурщиков. Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути.
Он весел и взбудоражен, хотя чувствует себя несколько скованно.
В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей.
Рубашка иверхнее платье жены художника была едва намечены инедекорированы такой обильной отделкой, алую шляпу ранее неукрашало перо, аплечи Саскии— меховая накидка. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. Эта перемена намерения возможно была вызвана тем, что он увидел «Флору» Тициана (Уффици), которая тогда находилась в коллекции Альфонсо Лопеса в Амстердаме. Рембрандт хотел, чтобы она поселилась в его живописи.
Подготовительный рисунок (Национальный музей, Стокгольм) подтверждает, что Саския позировала и для этой гравюры. «Костюм Саскии фантастичен, но все, что мы видим, несомненно, не выдумано, а написано с натуры: Рембрандт начал собирать обширную коллекцию восточных тканей, оружия, всевозможных предметов искусства, в том числе прикладного, которой он пользовался для изображения деталей в своих картинах». И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. Цветы несут аллегорический смысл— каждый из них символизирует прекрасное качество модели.
Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. В следующем году Саския скончалась от чахотки. Ее след будет заметен в его творчестве и после ее смерти.
Трудно говорить о том, как любят художники. Глубокие тени прозрачны, а полутени светозарны. В таком случае нет оснований удивляться роскошной одежде молодого человека, ведь «блудный сын» ушел из богатого дома. Назидательную. Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Именно его фигура посылает в окружающее пространство то самое загадочное желто-зеленое таинственное освещение, делающее еще более выразительными показанные в профиль и в трехчетвертные повороты изумленные и испуганные лица пожилых апостолов.
Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в городе Леувардене, провинция Фрисландия, в 1612 году в обеспеченной и влиятельной семье исповедовавшей кальвинизм. Однако постоянные роды оказали пагубное влияние на здоровье Саскии.
Фон черноват паркет – серый. Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Они разрежут курицу в павлиньих перьях, круглый пирог с горделивой головой павлина, крыльями и огромным хвостом, который вытянулся, колыхаясь, до самой стены. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Памятником любви к Саскии является и один из лучших шедевров Рембрандта – «Даная», которая долгое время представляла собою загадку. Вероятно, в ней воплощено представление Рембрандта о женской красоте. В обстановке, в которую он поместил их обоих, он мрачен.
Так от года к году манера мастера становилась все более свободной». Обрисовка обстановки сведена к минимуму. Более того, Саския помогает ему реализовать его истинное искусство искусство сверхъестественного и чудесного. Оно было далеким от классических норм.
Они темные. Себе он оставил только шляпу с пером. Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Еёдергали повестками еще иеще. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Они оба разыграли сатирическую комедию нравов. Это не очень далеко, хотя нужно пересечь весь город, пройти через новые кварталы, появляющиеся вдоль трех новых параллельных каналов и последний канал.
Он желал, чтобы у них было лицо Саскии. Он и его жена Скаукье Озинга произвели на свет восемь детей, четверо из них были дочери. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но не любил точные науки, наибольший интерес проявлял к живописи. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
1669 год. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении. Передать такие чувства и состояние души трудно и кропотливо.
Детали ее портрета явятся повсюду. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. Неоднократно менялось и название картины. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев».
В настоящее время находится в Дрезденской галерее. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. Он предложил беременной супруге умереть. В этой вольности они увидели аллюзию (намек) на пир блудного сына.
Богиня весны и цветов. Тогда все загадки при такой трактовке сюжета разъясняются. Деревья и кусты достигают справа до верха изображения они соединены в подобие единого гигантского букета из корявых стволов, раскидистых ветвей и богатой и пышной листвы.
В отдельном кабинете. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Краски лежат на холсте густыми мазками. Пари было принято, Рембрандт его выиграл, награвировав до возвращения слуги пейзаж, который был виден из окна комнаты.
Вот они, разгримированные актеры, снявшие с себя облачение роли. Ее распущенные волосы струятся до самого пояса. Сразу после этого Иуда, один из двенадцати апостолов, украдкой оставил своих собратьев и явился в Синедрион, совет старейшин и аристократов Иерусалима. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. На заднем плане также видны растения, вьющиеся, вероятно, по стенам грота.
Неужели у Саскии такие длинные волосы, что покрывают ее до пят.
Художник явно хочет показать хрупкость, эфемерность мифологического существа. Правда, одни исследователи отмечают, что рисунок Рембрандта в этой картине не совсем верен, что головы написаны плоско, что смех на лице художника неискренен (французский искусствовед К. Восмер заметил, что «это не улыбка, а, скорее, тягостная гримаса»). Через два года они поженились и некоторое время жили у Гендрика, но через несколько лет Рембрандт купил ставший теперь знаменитым дом на Бреестраат. Зритель видит довольно явную, резкую разницу в выражении лиц и настроении персонажей. В темнице его волосы отросли. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу.
И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен. Это открытие позволило установить новую стадию в сложении «Флоры», поскольку известно, что Саския позировала как пастушка и некоторые ученые настаивают, что эрмитажная и лондонская картина изображают не Флору, а пастушку (каковое название для второй работы сейчас принято). Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Так, одно время она называлась Дама в костюме пастушки.
На женщине шелк Флоры, бархат дамы в шапке ландскнехта. Разные версии возникали относительно того, что за персонаж представлен на этом полотне.
Важно, что очень любил. Красавица. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе.
Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Он подхватывал ее на руки и она шаловливо сопротивлялась и, смеясь от неожиданности, крепко прижималась к его груди. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Впрочем, если внимательно присмотреться, то предположения уступят место твёрдой уверенности – портретное сходство этих трёх женщин очевидно. Жемчуга и ожерелья – не только украшение ее прелести, но и знак ее могущества. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте. В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Через мгновение все потребности будут удовлетворены – голод, жажда, желание.
Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Что еще нужно. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру. На это несоответствие обратили внимание и некоторые западные искусствоведы (К. Безраздельно.
Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. XVII века был обычай использовать костюмы пастушков и пастушек для позирования в портрете. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Но смех Рембрандта донельзя печален. Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой.
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть.
И первым станет смех Саскии. Саския едва улыбается. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Изображения Саскии во многих отношениях близки к исполненным тогда же автопортретам. Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка.
Сейчас лицо Данаи представляет собой сочетание черт обеих близких Рембрандту женщин. Трое их детей умерли вскоре после рождения. Рембрандт ни в чем не изменил своего образа жизни. Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом».
Кажется, что свет "отскакивает" от предметов и фигур, давая отзвуки, как если бы ножом стучать по разным камешкам. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы. Не важно.
Размеры картины: 161х131. Саския – с ударением на первом слоге. Это уже настоящее признание.
Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук. Бесстрастное лицо ничего не говорит о плодородии.
Такое название отсылает к гравюре Рембрандта от 1635 года, под названием «Большая еврейская невеста». Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. Среди них есть и изображения моделей в фантастических одеяниях. Возможно, впоследствии Саския сказала ему, что на этом портрете она выглядит печальной. Рембрандт, уже под хмельком, посмеивается.
Она погляделась в зеркало, рассмеялась и сдвинула берет на ушко. При этом возвышающийся над остальными апостолами Христос оказывается на фоне среднего, самого большого окна. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Вещие слова сказаны. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Рембрандт отметил оба этих события в своих произведениях.
Эта мода была вдохновлена публикацией ок. Этот портрет невесты Саскии в соломенной шляпке с цветами сыграл важную роль в рембрандтовском восприятии «Флоры».
Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Громадная фигура филистимлянина, заслоняющая почти всю левую половину сценической площадки, выступает резким, почти черным силуэтом на фоне освещенных слева дальних планов.
22 сентября 1641 г. был крещен их сын Титус. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым.
Даже в самых жестоких сюжетах, которые он изображает. Но для нас важно другое. Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. На этой встрече в отдельном кабинете настоящая любовь не сорвала с них маски. Наверное, это именно он отступил посреди картины. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием.
В то же время не мешало бы и для мастерской подыскать более подходящее помещение. также картину в Метрополитен музее). Девять лет отделяют эти портреты друг от друга, а между тем кажется, что они задуманы в один и тот же час и если ничто в первом портрете не напоминает о том робком, прилежном и сухом желтоватом периоде, самым значительным образчиком которого остается "Урок анатомии", то ничто также, решительно ничто во втором портрете не несет в себе следов тех дерзких опытов, которые начал Рембрандт "Ночным дозором". В 1630—1640-е гг.
В новом, еще полупустом доме Рембрандт запечатлел событие на рисунке. Но человек порой задумывается о том, что отвергает художник: например, об утрате смеха. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище. Причудливая роскошь их костюмов иногда превосходила даже «восточные» одежды натурщиков. Это ступени одного и того же скорбного пути. Эсфирь была любимым образом протестантов, когда они подвергались гонениям за веру. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»).
С виртуозной тонкостью переданы шелк плаща и восточная (вероятно, турецкая) ткань рукавов, жемчужина на груди, серебряные пряжки на плече. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха. Также в том году он написал её портрет маслом, т. н. Стол накрыт.
Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. И вот на этой тихой, хотя и людной улице, поскольку здесь проживал важный в Республике человек – Пенсионарий Бореель, родился их первенец, мальчик, которого 25 декабря 1635 года торжественно отнесли в Олдекерк (Старую церковь). Должна ли любовь присутствовать в их игре. Ибо он хотел показать печаль греха. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В этом случае название не было чисто случайным— в Голландии в 1-й пол. В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Занавеси скоро будут задернуты. Следует вспомнить, что тема «блудного сына» появляется в творчестве Рембрандта именно в середине 1630-х годов. Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Вот одна из этих картин: ее длина тридцать три, высота двадцать девять сантиметров – но, несмотря на эти мизерные для живописной картины размеры, она кажется монументальной. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши.
По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения. Теперь смеялся он сам играя роль блудного сына, предающегося разврату. Переодевание. Он был создан воображением художника, вдохновленного, возможно, театральными постановками. Его влекло к военному делу. Глядя в зеркало, он видит художника с резцом в руке за гравировкой, с усилием вычерчивает себя на меди, врезается в нее, чтобы получить насыщенный, глубокий черный цвет.
Например, Г. Глюк предложил именовать эту картину "Солдат и его девка". Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Картина Тициана оказала на Рембрандта сильное впечатление и он мог иметь её в качестве ориентира, например, в 1656 году, когда он писал новую «Флору»— на сей раз уже после смерти Саскии, отчасти с новой возлюбленной Хендрикье Стоффелс (Метрополитен музей), но в чертах этой женщины также можно найти сходство с лицом давно умершей Саскии.
Он не пристал окружающей роскоши. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, «Автопортрет в шлеме», «Саския в виде Флоры» и др. ). Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. А он влюбился в нее сразу. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом.
Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. Посулы весны выражены лишь натянувшейся на животе тканью. Преобладают композиции на библейские и евангельские темы.
Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Позднее, когда Саския ждала ребенка, он писал с нее фигуру плодородия.
В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя.
Да, поскольку они примеряют на себя образы героев легенд и так же легко с ними расстаются. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась к Титусу и таким образом пыталась прочнее войти в семью — Рембранд, продолжая спать с нею, жениться явно не собирался: помня о завещании Саскии, он сейчас находился не в том финансовом положении, чтобы от него отказываться. Тематика его офортов очень широка.
Она царит в его мыслях. Подчас исследователи творчества Рембрандта пытаются увидеть черты той или иной знакомой им модели в картинах, для которых позировала не Саския. Основная претензия к Рембрандту заключалась в том, что он давно не посещает службу в реформатской церкви. Впрочем, нравится ей эта игра или пугает, она не может от нее отказаться.
Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Любил ли он ее, как женщину. В возрасте 21 года Саския отправляется в Амстердам навестить свою кузину Алтье, которая была замужем за проповедником Иоганном Корнелисом Сильвиусом, также уроженцем Фрисландии, работающим в церкви Аудекерк. Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. Красивая, несколько округленная голова с кротким и серьезным выражением красивые глаза с ясным взглядом темные волосы, зачесанные на прямой пробор, завитые локонами и касающиеся плеч.
Грустную. Он занимает первый план.
Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе. Один раз любовь к женщине погубила Самсона. Этот выход задрапирован тяжелыми материями.
Любил ли он ее, как модель. Быстрота работы Рембрандта была почти баснословной. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
Художник работает с тем, что осталось. Точнее, свершится грех чревоугодия и сладострастия. В тени между лицом и цветущим жезлом разверзается бездна – опасная каверна, зияющая тьмой.
Его продолжают привлекать герои из самых низших, порой люмпен-пролетарских слоев населения. Он изобразил ее сидящей с распущенными волосами, с лицом, выражающим решимость и доверие. Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Мы не знаем, что выражает его лицо. Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Еще бы.
Нож лежит на столе. Рембрандт словно не желает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие и никаких сантиментов. Быстрота работы Рембранда была почти баснословной. Подчас Рембрандт и Саския разыгрывали на картинах роль, на которую более или менее определенно указывают атрибуты (например, "Автопортрет в шлеме", "Саския в виде Флоры" и др. ). Композиция картины по-шекспировски динамична.
Она украсила себя как могла, спрятав под покрывало уши, которые считала некрасивыми. Всего лишь маскарад. Справа, почти касаясь изобразительной поверхности картины изнутри, крутится клубок человеческих тел, сплетенных в бешеном напряжении. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными.
Однако эта гипотеза явно неудачна. Основа сложившегося у мастера идеала— облик его соотечественниц. Достаточно потаенного смысла очертаний, тени и света. Эрмитажная картина появилась на распродаже коллекции Арентс в Амстердаме в 1770 под названием «Портрет дамы, одетой как пастушка изображенный в полный рост на фоне пейзажа».
Смех для нее, кираса для него – что это, маски. Судорожная гримаса пробегает по его оживающему лицу – и всеми этими превращениями управляет стоящий на опрокинутой к нам каменной могильной плите, слева от Лазаря, в центре изображения, спиной к нам, Христос. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр).
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце).
Картина – это сито. Это все термины самого Леонардо. Она не могла предвидеть его грядущее банкротство (из-за кредита на дом и проч. ) и вот таким образом распорядилась состоянием, предполагая, что он всегда будет оставаться богатым. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, — это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов.
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Дело в том, что «Даная» не предназначалась художником для продажи и оставалась в его владении вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. В ряде мелких картин, так называемых "философах", около 1633-го года, парижский Лувр, Рембрандт снова, как и в написанном за три года до того "Апостоле Павле", затрагивает тему, которая впоследствии стала у него одной из главных. Всем известно, как одевал он свои фигуры и изображения: его тюрбаны, алебарды, рубины достойны, по меньшей мере, удивления, как будто он ищет не красоту, а наоборот, — безобразие.
Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу. Он изобразил гуляку. Через нее просеивается протекающая жизнь.
Позднее она стала героиней иезуитов и папистов. Рембрандт предложит ей многие другие. Стоило мне произнести имя Саския, как в классе раздавалось радостное ржание одухотворённых юношей. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Заготовлены другие бокалы.
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Он спрашивает себя, не получится ли так, что его непримиримость, неистовство, бесчинства в искусстве (а на самом деле сила, побуждающая его вкладывать в каждое произведение такое богатство чувств, что изображение всегда становится неоднозначным благодаря соединению страдания и наслаждения), не случится ли, что трагизм его темперамента сделает жизнь Саскии полной опасностей. Как бы ни спорили искусствоведы и исследователи, но основная суть картины — в автопортретности именно в ней личное начало выступает с такой силой откровенности и с такой энергией самоутверждения.
Но в "Автопортрете с Саскией" (или в "Похождениях блудного сына") основная идея – гимн человеческому счастью. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. 1605 года пасторального романа Питера Корнелисона Хофта «Гранида и Даифил». Рембрандт исполнил немало так называемых тронье.
И это прослеживается в каждой картине, которая написана "с Саскии". В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность. Он был в моде.
С самой свадьбы они жили у дяди Хендрика Эйленбюрха. Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что «живёт вгрехе схудожником Рембрандтом». Иоганн был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал гравюру с его портретом. Теперьже Рембрандт превратил любимую вренессансную принцессу, окутал вмеха ибархат, навесил дорогие украшения ивместе стем— как будто лишил чего-то важного.
Памятником любви к Саскии является шедевр мастера – «Даная». О случайности говорю потому, что Рембрандт какое-то время проводил в доме двоюродного брата (по другим источникам – дяди) Саскии. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. Сын повёрнут к нам спиной. Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Тончайшие переливы приглушенного света играют на шитье и мехах его одежды, окаймляют его высокую светлую чалму.
И добавил золотую цепь, прикрепив ее на плече богатым неграненым самоцветом.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Чередование покорной и властной Саскии – образ переходящей власти внутри семьи. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. «Возникает впечатление, — пишет Саймон Шама, — словно Саския, склонившись под тяжестью жемчужных ожерелий, превратилась всияющую драгоценность инавеки скрылась вместе сдругими сокровищами вкунтскамере свеого мужа». Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца.
Известно, что в этой композиции первоначально была фигура музыкантши. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Саския бесстрашно подхватила игру. Широко расставив ноги в широких азиатских красных шароварах, привычно согнувшись – ему не впервой – он целится концом алебарды в левый глаз отчаянно сопротивляющегося Самсона. Убранство и костюмы изысканны, но во всем этом чего-то недостает.
Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Однако с появлением ребенка потребуется более просторное жилище. Почему они не смеются вместе. Но ведь и он прячет бородавку под усами.
Через своего двоюродного брата, работавшего адвокатом в Амстердаме, познакомилась с Рембрандтом и 22 июня 1634 г. вышла за него замуж. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
Три дня спустя после помолвки он создал рисунок серебряным карандашом изобразив Саскию в большой шляпе, декорированной цветами, держащую цветок (ныне находится в Гравюрном кабинете).
В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится. Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Он стал знаменит, его чествовали им восхищались.
ВБерлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии всоломенной шляпе» (онже«Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом снаконечником изчистого серебра назагрунтованном пергаменте. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Во-вторых, что же это за солдат в шелке и бархате, с золоченым эфесом шпаги. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. «Портрет смеющейся женщины» (ныне в Дрезденской галерее).
И она – почему, сидя у него на коленях, она так напряжена, так чопорна. А в центре, оттеняемое эффектно изогнутыми полями широкополой шляпы, ее лицо в форме сердечка, со слегка курносым носом, со ртом – луком Купидона, с губами, разделяемыми темной, четко прочерченной чертой, нижней – чуть-чуть отвисающей, с миндалевидными глазами, взор которых, задумчивый, польщенный, говорит о том, что она снисходительно терпит его пристальное внимание Она сама – его роза и его радость, дитя природы, голландская нимфа, явившаяся к нему с фрисландского цветущего луга и вместе с ярким, напоенным росой букетом принесшая весеннее плодородие». Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Этот эстамп теперь известен под названием "Трех дерев". Как уже указывалось выше, некоторые исследователи предполагают, что в картине запечатлено одно из похождений «блудного сына».
Вложил ей в руку бумажный свиток – прошение. Действительно, в лице героини есть известное сходство с Саскией.