Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Она отдалась ему и зачала. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Настоле таверны— жареный павлин, символ безудержной роскоши, анаколенях библейского персонажа (небудем забывать: это всёже нехудожник, аблудный сын ичто сним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом)— блудница слицом Саскии. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Рембрандт словно нежелает искусственно облагораживать эту нынешнюю сторону своего бытия: это просто постель, просто соитие иникаких сантиментов. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Эти картины говорят отом, что Рембрандт немог неиспытывать кХендрикье сексуального влечения, так нравилось ему воссоздавать детали еёюного тела. Художник поддерживал отношения с амстердамской еврейской общиной, часто писал портреты евреев, что заставило исследователей сделать ряд необоснованных предположений. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки.
1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Написанный всамом начале брака, онизображал Саскию вкрасной шляпе, строго впрофиль.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стоило мне произнести имя Саския, как в классе раздавалось радостное ржание одухотворённых юношей. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой.
Рембрандт стал его последним протеже. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом».
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества.
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Здесь она уже нанесла себе смертельную рану, что видно по расплывающемуся кровавому пятну на тонкой сорочке.
Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность.
Дела шли все хуже. Вот таким образом, прежде чем говорить о картине, я кратко рассказывала биографию художника, делая упор на чёткое произношение полного имени первой жены художника – Саския ван Эйленбурх. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. В 1669 году, 4 октября он сам покинул этот мир, но навсегда оставил след в сердцах людей, любящих его. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Освободившись, умерла через год.
Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи – матери, отца, сестры и автопортреты. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Художник не мог официально жениться на ней, т. к. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Господня». Саския – с ударением на первом слоге. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Ктомуже известно, что кконцу 1640-х годов вдоме Рембранда появилась юная экономка Хендрикье Стоффельс ихудожник изрядно охладевший кГертье, перенаправил всё своё внимание на23-летнюю прелестницу. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога.
Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. Здесь упор, похоже, делается на успехе. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.
Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой.
Эйленбюрх и раньше успешно торговал картинами, покровительствуя и создавая имя молодым художникам. В 1635 – 1640 –х гг. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12. Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку.
Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус.
В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Святоши честили её на все лады, живописали всю глубину её падения и позора и в конце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие в кальвинистской церкви.
Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино.
Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Знаменитый дрезденский «Блудный сын» имеющий несомненное портретное сходство сРембрандтом исидящий спиной кзрителю, оборачивается кнам и, весело смеясь, протягивает кубок свином, будто приглашая немедленно разделить его торжество. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря.
Еёдергали повестками еще иеще. Так что это не был брак по расчету. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Её поступок биографы художника трактуют по-разному. Здесь видны особенности обоих стилей. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году.
Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»). Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Саския жила под крышей тоодной, тодругой изсестёр имногочисленных кузин, помогала имвести домашнее хозяйство. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг.
В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Но их усилия оказались тщетными. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Сюжет взят из Нового Завета. Иногда он оценивал себя трезвым взглядом, подмечая приметы старости на посиневшем, дряблом лице, но часто любил представать в различных образах: наряжался то воином в латах, то импозантным царем, то апостолом Павлом. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Её дергали повестками еще и еще. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии.
Правда, на сей раз черного юмора нет и в помине, нет и открытых намеков на приближение смерти. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.
Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. По-видимому, это эскизная работа. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Дела Рембрандта шли плохо. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. По-видимому, он стоит на пороге смерти.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни. Заказов становилось все меньше. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Вотличие отдругих портретов, Саския здесь кажется хоть инеобычайно красивой, однако холодной иотчуждённой. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. А что же случилось с Гертье Диркс. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии).