До конца XIX века работа считалась произведением Рембрандта. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Этот выход задрапирован тяжелыми материями. В центре площади находится памятник Рембрандту. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Фон черноват паркет – серый. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Герой оторвался от занятий, чтобы посмотреть на зрителя. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Порой, когда Саския хлопотала по хозяйству, он тихонько подкрадывался к полуоткрытой двери и восхищенным взором наблюдал за ней, а затем быстро и безошибочно запечатлевал ее образ на первом попавшемся под руку клочке бумаги, на серебряной или медной пластинке. В картине «Торговка дичью» Габриэл Метсю отразил две главные черты голландского рынка: общение и наличие всякого рода необычных товаров. Также в экспозиции была представлена другая работа мастера — «Девушка с попугаем и клеткой у окна», ныне находящаяся в Лейденской коллекции. Пройдя через несколько отечественных частных собраний, в начале XX века она попала в США.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Саския всегда рядом с ним, юная и сияющая. Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Шедевр Рембрандта «Минерва» датирован 1635 годом, когда художник основал собственную мастерскую в Амстердаме.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
Тогда он подносил ей зеркало и оба они, молодые и шаловливые, дружно смеялись над чудесными превращениями, которые он придумывал для нее. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Последняя запись об этом автопортрете значится в описи коллекции немецкого банкира еврейского происхождения Макса Штейнталя (1850–1940) и его жены Фанни. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Внешность Саскии здесь та же, которую мы знаем по предыдущим портретам. Низкий горизонт помогает подчеркнуть монументальность пейзажа, его величие. Заказов становилось все меньше.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
В процессе расчистки был выявлен слой краски винного цвета, видимый сегодня. Черты лица легко узнаваемы. Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Сходство картины с гравюрой Рембрандта побуждает задуматься о методах работы в мастерской и о том, как ученики копировали работы учителя и вдохновлялись его сюжетами. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Данный автопортрет — один из таких примеров. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. В руках он держит небольшую полураскрытую книгу.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Данная работа, входящая в цикл «Пяти чувств», олицетворяет аллегорию осязания. Моделью послужила, вероятно. И все же ему всегда казалось, что наряд ее недостаточно роскошен.
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Спящий пророк лежит на склоне холма, опершись головой на руку. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века.
Шлейф его плаща прибавляет к двум опорам – босым ногам – еще и третью. Картину «Явление ангела пророку Илии» Фердинанд Бол написал вскоре после окончания обучения в мастерской Рембрандта. Манера письма автора тоже заметно меняется, также как и подбор фона. Он стоит к нам левым боком – и к этому боку привешена кривая сабля.
Известный автор и теоретик Карел ван Мандер в своей «Het Schilder-Boeck» («Книге о художниках») 1604 года, первом голландском трактате об искусстве, описал козу как «нечистоплотное» и «развратное» существо. В Лувре тоже есть полотна Рембрандта – «Портрет Хенрикье» 1652 года и «Вирсавия в купальне».
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Внизу, перед выходом, на гравюре справа – раскрытая могила, каменный гроб. Здесь же вы сможете увидеть картину «Флора» – портрет беременной Саскии.
Именно это Рембрандт видел в Саскии на тот момент. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В московском музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина хранится небольшая по размерам (пятьдесят на пятьдесят сантиметров), но значительная по замыслу картина 1634-го года "Неверие апостола Фомы", выполненная не на холсте, а на квадратной деревянной доске. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета.
Данная картина Рембрандта три года назад стала настоящей сенсацией в мире искусства. Здесь большую роль играет пейзаж. Пушкина) передается напряженным борением светоносных жарких тонов и мглистой тьмы, упорно наступающей из глубины сцены, создавая потрясающей силы образ трагедии умирающего света. На пальце руки, с которой девушка кормит попугая, блестит наперсток, говорящий о том. В 1635 году, всего через четыре года после того, как Рембрандт покинул родной Лейден и уехал в Амстердам, он получил один из самых важных в своей карьере заказов — «Портрет Антони Копала».
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Этот босой великан в длинной, ниспадающей серой одежде, с курчавыми черными волосами импозантно выпрямившись, уперев правую (близкую к нам) руку в бок и вытянув левую вверх, спокойно, лицом к лицу со смертью, повелевает исконным таинственным силам природы. Все определенно и твердо Христос похож на статую, отлитую из бронзы. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Ранее работу определяли как tronie (экспрессивная голова) — портретный набросок, к которым мастер часто обращался в 1640–1650-е годы. "Самсон, угрожающий своему тестю" (1635-ый год, Берлин), наконец, очень сильная картина "Свадьба Самсона" (1638-ой год, Дрезден) – во всех этих картинах Рембрандта содержимое легенды о библейском герое передано со сдержанным величием, без малейшей позы.
Во-вторых, фреска Леонардо открыла для европейской живописи абсолютно новую область – область психологического конфликта. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Социальное положение изображенного лица обозначено необычайно тонко. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Вернувшись в Лейден в начале 1620-х годов, он начал самостоятельную карьеру, деля с Рембрандтом одну мастерскую на двоих. Написанная в это время картина «Игроки в карты» представляет игру в полночный час при свечах. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Почетным местом было среднее и оно было занято Христом. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Второй женой Яна Питерса была Корнелия Дедел (1594–1660), дочь состоятельного пивовара.
Но если Саския выглядит кротко и мило в образе Флоры, то Хенрикье величаво и роскошно. Писал он всегда по темному грунту, от этого некоторые картины со временем потемнели. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Предположительно он писал их, глядя на себя в зеркало.
Мы видим их уже собравшимися в большой горнице, готовыми к последней вечере. Обрисовка обстановки сведена к минимуму. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
В его рукописях мы находим первые в мире чертежи парашюта и вертолета. Это самая известная картина Рембрандта. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Двойной подбородок, вьющиеся волосы и тонкие усы встречаются и на других автопортретах мастера (на выставке). Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. Дополняют образ жемчужная серьга в правом ухе и отороченное роскошным мехом одеяние.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Неправильность задорного личика Саскии опьяненный счастьем Рембрандт и не думает скрывать. Автопортрет. 1661. его жена Кюнера ван дер Кок. Благодаря своему мастерству Мирис получал много заказов от представителей лейденской знати и европейских королевских домов. Заветной мечтой его было создание летательного аппарата тяжелее воздуха.
Окружающая ее свита готова почтить царя богатыми дарами. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Этот период в творчестве мастера отличается частым обращением к жанру так называемых tronies, «экспрессивных голов».
Именно в это время возник всплеск интереса к светским жанрам, связанным с изображением повседневной жизни и назидательных историй. Отчаянно защищаясь, запрокинув голову, она впивается ногтями в красное бородатое лицо подхватывающего ее на руки закутанного во все красное бога тьмы вцепившиеся в края ее бледно-желтой, с розоватыми оттенками одежды подруги (слева от нас) стремятся вырвать ее из объятий похитителя – но их отчаянные усилия напрасны. В отличие от своего учителя, он связал свое творчество именно с этим городом. Композиционно холст близок «Портрету Николаса Рутса» кисти Рембрандта, на котором запечатлен богатый торговец в схожем костюме, также обращенный к зрителю.
Быть может, самой крайней степени в своем стремлении к драматической патетике и в то же время пренебрежении к традиционным идеалам героики и к условным художественным канонам, то есть системам точных правил и предписаний, установленных академистами, Рембрандт достигает в самой большой картине самсоновского цикла – "Ослепление Самсона" (длина двести восемьдесят семь, высота двести тридцать восемь сантиметров). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
По нежной манере письма автор раскрыл взаимность этих чувств. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Таким образом, лестница представляется нам скрученной в форме латинской буквы "S" гармошкой.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Это и золотой дождь, который исчез с картины были обнаружены при рентгеноскопии. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Однако это поколенное изображение роскошно одетого мужчины больше напоминает официальный портрет. Вскоре после его завершения, он был записан одним из учеников Рембрандта. Волнообразные складки на его одежде очень круты, почти осязаемы по ним проходит резкая граница тени (слева) и света (справа). Нарочитый, но замечательно красивый эффект создается чередованием света и тени. 16: 29–34 17–19), который противостоял царю израильскому Ахаву (правил около 874–853 до н. э. ), потворствовавшему поклонению ложному богу Ваалу. А вот перед нами самый известный из офортов Рембрандта того же периода – "Воскрешение Лазаря", 1631-1632-ой годы (его высота тридцать шесть, ширина двадцать пять сантиметров).
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В любом случае, Рембрандт изображает молодую женщину весьма свободно и откровенно. Лицо пожилого мужчины почти закрыто.
Несмотря на тонкую трактовку образа, данный эскиз, выполненный около 1640 года, задумывался не как официальный портрет, а скорее как натурная штудия, в которой акцент был бы сделан на передаче игры светотени, подчеркивающей вы разительные черты пожилой женщины. Эта работа говорит о наблюдательности мастера и его умении художественно интерпретировать увиденное. Стол накрыт. Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.
Неровный свет идёт как бы от души человека. Новых заказов почти не появляется. Подобное строение композиции использовал не только Рембрандт, но и такие мастера, как Тициан (около 1490 — 1576) и Рафаэль (1483–1520). Это было выявлено только после тщательного рентгеновского исследования.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Годы спустя в этом же образе он пишет уже другую свою возлюбленную – Хенрикье Стоффелс. Хотя подобные образы пожилых людей чаще всего представляли апостолов или евангелистов, документы с цифрами и пометками, разложенные на столе, а также буквы «LI» и цифра «4», видимые на первом плане, указывают на то, что старик работает со счетными книгами. Большой размер композиции, энергичное наложение красок, резко прочерченные линии в трактовке волос персонажа подтверждают слова Хюйгенса о том, что смелость Ливенса подтолкнула его к работе в крупном формате, что весьма отличает его от раннего Рембрандта. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». На картине Вирсавия изображена печальной, в руке ее письмо. Это впечатление достигнуто благодаря линейной перспективе.
Вот какова, в самых общих чертах, действительная ценность этих двух замечательных вещей. Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. В этом прохождении ступеней сквозь свет и мрак зритель невольно усматривает символическое подобие хода мыслей философа. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Между тем споры вокруг нее не утихают. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Уродливая голова скитальца накрыта сверху большой грязной шапкой, щетина на подбородке дергается в такт его невнятно произносимым фразам.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. В ранних работах художники использовали плотное расположение фигур в экзотических костюмах, яркий колорит и светотеневые контрасты, напоминающие о работах утрехтских караваджистов, под влиянием которых явно находились оба мастера. Все три работы Рембрандта лейденского периода входят в цикл композиций на тему «Пяти чувств», включающий ряд аллегорических произведений, только недавно попавших в поле зрения ученых. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Латинская поговорка «Nil penna, sed usus» («Не само перо, а то, как его используют») также говорит о важности практической работы. Мы не знаем, что выражает его лицо. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Дела шли все хуже.
Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. 1669 год.
Для многих до сих пор жутко смотреть на его работу «Урок анатомии». В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Интересен и еще один факт.
Молодая Хенрикье на нем выглядит счастливой. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Но для нас важно другое. Она приподняла руку, как бы дотронуться к этому сиянию. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».
Он изобретал никому до той поры неведомые взрывчатые вещества. Изак де Яудервиль родился в Лейдене и был одним из первых учеников Рембрандта.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Минерва — богиня войны, мудрости искусства, медицины, прядения и ткачества. Тербрюгген, родившийся в Гааге в 1588 году, обучался у утрехтского живописца Абрахама Блумарта (1566-1651) перед тем, как уехать в Италию в 1607-м, где он увидел работы итальянского мастера Караваджо и его последователей. В левой руке, вытянутой вперед (вправо от зрителя), он держит светлую замшевую перчатку. В этом отношении очень характерен жанровый офорт "Продавец крысиного яда", 1632-ой год (высота четырнадцать, ширина двенадцать сантиметров).
Вскоре после окончания обучения Дау организовал собственную мастерскую в Лейдене. Контраст между ее физическим присутствием и духовностью сцены подчеркивается световыми эффектами, которым Тербрюгген уделил особое внимание. Кроме использования световых эффектов, Тербрюгген показал духовный мир через одухотворенный взгляд женщины и большой крест, который она держит в руках.
Реставрация картины длилась 12 лет. Как и «Автопортрет в берете с плюмажем» 1668 года, данная работа — яркий пример tronie (так называемой экспрессивной головы) Франса ван Мириса Старшего. Существует по крайней мере 11 известных версий и старых копий «Девушки с попугаем и клеткой у окна». Эта работа, обнаруженная в 1955 году, скорее всего, является оригинальной, показанной в 1665-м на выставке коллекции самого известного покровителя Дау — Йохана де Би.
Но всегда, среди любой работы его тянуло писать одну только Саскию. Как мы помним из писания, это была удивительной красоты женщина. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Скользящий желтый свет падает на тело Христа в центре картины с напряжением принимает его тяжесть стоящий справа от креста седобородый старец.
Флора – это символ плодородия, молодости, красоты природы. Для Рембрандта это было ещё одним ударом. Это представитель Иерусалимского судилища, который присутствует здесь по обязанности при взятии тела казненного. Благодаря наблюдательности, с которой гениальный мастер прорисовал мех медведя и очертил контуры его ушей, глаз и носа, ему удалось создать впечатление, что перед нами живое существо. Роль этого рисунка в творчестве Леонардо можно оценить по тому факту, что именно он, судя по всему, послужил основой для удлиненной мордочки горностая на одной из наиболее прославленных картин художника — портрете Чечилии Галлерани, также известном как «Дама с горностаем».
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Объясняется это просто. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд.
по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Евангелисты говорят только, что в него вошел Сатана. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Он стал родоначальником так называемой «тонкой манеры живописи», которой присуща высокая степень детализации живописи и филигранная отточенность техники. Наибольшую известность мастер приобрел как автор жанровых сцен, обрамленных архитектурными нишами. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы. Сюжет о камне глупости использовался многими голландскими мастерами. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Эскиз был написан очень быстро, по сырому, возможно, за один день.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Этот же прием он использовал и в картине «Смерть Лукреции», как делали и многие его современники, в том числе Ян Стен и Каспар Нетшер. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Написана она была в последние годы жизни мастера. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Билеты на выставку после первого контроля далеко не убирайте их проверят еще раз 5. 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника.
Бол разместил фигуры на переднем плане. В данной интерпретации картина отсылает к офорту Рембрандта «Симеон во храме» (около 1639 Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Картина, вероятно, написана около 1655–1657 годов.
И вот она перед ним, его юная, цветущая подруга, всякий раз в ином роскошном наряде. Его правая рука (на картине слева) согнута в локте, кисть ее скрыта под расстегнутым черным французским плащом, отделанным черным шелком.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Рембрандт, картины которого отличались естественностью и реализмом изобразил учеников в тесном кружке, внимательно вслушивающимися в слова доктора Тульпа. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Его смущение вызывает у его друзей любопытство и веселье. Здесь же на переднем плане Дау поместил полосатую кошку, примостившуюся на подоконнике.
Раздвинутые руки прочно упираются в стол, левая обращена ладонью вверх. Колорит его картин всегда оставался в землянистых оттенках. Перед кошкой, возможно, была нарисована мышеловка.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Натуралистичное изображение в то же время несет символический характер. В 17в. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Он в черной фетровой шляпе, в низком белоснежном кружевном воротнике, в короткой черной куртке с короткими белыми кружевными манжетами, в черных панталонах с белыми кружевными бантами на подвязках ниже колен и такими же бантами на черных башмаках.
Позировала для этой картины почти наверняка Хендрикье Стоффелье, с 1649 года ухаживавшая за Титусом (сыном художника) После бонны Гертье и являвшаяся подругой художника до самой своей смерти. В 1639 году Рембрандт и его жена Саския ван Эйленбюрг переехали в дом на улицу, которая тогда носила имя Святого Антония (сейчас там находится Дом-музей Рембрандта). Рембрандту удается передать звучание их песни живописными средствами. На ней светло-голубое платье, украшенное золотой вышивкой и роскошный золотой плащ.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Позднее специалисты считали ее работой Самюэла ван Хогстратена.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Рембрандт переносит нас в какую-то фантастическую подземную пещеру.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью.
Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Неспособная зачать ребенка, Анна молится о сыне, обещая «отдать его Господу».
1663, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), завершившее евангельскую тему, которая в течение многих лет волновала художника. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Так, например, действие картины «Ночной дозор» на самом деле происходит днем. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Женское обаяние составляет суть этого знаменитого произведения. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Остается лишь догадываться, кто это — Сусанна, за которой, как написано в Ветхом Завете, подглядывали «старцы» во время купания или же Вирсавия, покорившая сердце Давида. Первый из этих портретов – поколенный эрмитажный портрет Саскии в виде Флоры, античной богини весны и цветов, 1634-ый год (высота картины сто двадцать пять, ширина сто один сантиметр). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Но чтобы насладиться созерцанием знаменитых шедевров Рембрандта далеко ездить не нужно. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Во всем его облике нет ничего ни преднамеренного, ни иносказательного. Мода на произведения такого рода поддерживалось благодаря постоянному спросу представителей голландской знати, а также зарубежных заказчиков, на предметы роскоши и живописные произведения. Этот решающий для голландского искусства период широко представлен в Лейденской коллекции, принадлежащей американской чете собирателей Томасу Каплану и Дафне Реканати-Каплан.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Первым из известных владельцев картины стал уважаемый амстердамский коллекционер Николас Ньюхофф (1733- 1776). Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Белые блики на ткани рукава — великолепный пример виртуозной техники Рембрандта. Возможно он глубже ознакомился с библейским сюжетом. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Напомним о легендарных событиях, предваряющих сюжет фрески Леонардо. Это ступени одного и того же скорбного пути.
С 1631 года жизнь Рембрандта навсегда была связана с Амстердамом — шумным портовым и промышленным городом, в который стекались товары и диковинки со всего света, где люди богатели на торговых и банковских сделках, куда устремлялись в поисках пристанища изгои феодальной Европы и где благополучие зажиточных бюргеров соседствовало с удручающей нищетой. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В 2003–2005 годах в ходе реставрационных работ картине вернули прежний вид. Интерес Дау к этой теме, появившийся, вероятно, в начале 1660-х годов, совпадает по времени с работой художника над композициями с одиночными обнаженными фигурами, помещенными в похожие пейзажи. Схожи и выражения лиц и экстравагантные костюмы персонажей.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Несоответствие, которое должно было привести к противоречиям в творчестве художника. Со страстью и почитанием преклонялся Рембрандт перед женой. Еще бы.
Саския – с ударением на первом слоге. Илия бежит в пустыню и, сидя под можжевеловым кустом, молится о смерти, пока не засыпает. Бол изобразил момент явления Илии ангела, который наставляет пророка: «встань, ешь». Вспомним хотя бы полотно «Жертвоприношение Авраама», которое хранится в Эрмитаже. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. «Аллегория христианской веры» Хендрика Тербрюггена демонстрирует караваджистскую игру светотени, за которую художника ценили современники.
До этого момента история бытования картины не менее замечательна: она принадлежала амстердамскому банкиру и торговцу Яну ван Бёнингену (1667–1720), пока не была приобретена де ла Куром ван дер Вортом. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. В писании сказано: «Он боролся с Ангелом – и превозмог плакал и умолял Его». Будучи в Амстердаме вы также сможете увидеть в Рейкмюсеум картину «Ночной дозор». Подобные работы демонстрируют талант художника создавать пространственные иллюзии.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Рембрандт был реалистом: он не боялся действительности, мог увидеть красоты в обыденном. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Картина Рубенса тоже находится в Эрмитаже. Вполне возможно, что художник хотел сделать эту картину парной к «Автопортрету в берете с плюмажем», чтобы показать свое умение передавать различные эмоции: счастье и смех, страдание и печаль. В Амстердаме продолжается период успеха, признания, богатства, совпадающий со временем личного счастья художника.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Жена Ахава, Иезавель, в гневе грозится убить пророка. Встал и пошел к отцу своему. Когда загорается только его жертвенник, народ отрекается от ложного бога. Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Трактовка популярного сюжета о пяти чувствах у Рембрандта оказывается новаторской и сатиричной.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Тематика его офортов очень широка. Этот союз открыл перед художником новые возможности и обеспечил его статус в глазах зажиточных амстердамских горожан. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Крупными пятнами он трактует старомодные одеяния и погруженные в музыку лица.
То есть такое движение можно сделать последовательно. Старуха в черном головном уборе обращена к зрителю. Аналогичные работы встречаются в мировых музейных собраниях известно более двух десятков повторений сюжета. Франс ван Мирис Старший, прозванный своим учителем Герритом Дау «принцем среди учеников», лучше всех усвоил его «тонкую манеру живописи». Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Справа на втором плане слабый свет рисует группу женщин. Фердинанд Бол написал «Автопортрет у парапета» в 1648 году, в возрасте 32 лет, примерно через семь лет после того, как он стал самостоятельным мастером в Амстердаме. Сын повёрнут к нам спиной. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Популярность автора начинает падать.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Ангел на полотне прописан восхитительно – лицо, развевающиеся волосы, парящие крылья. Стоя у парапета, Флинк излучает самоуверенность и элегантность состоявшегося художника.
Сейчас мы видим лежащую фигуру молодой женщины, освещенную ярким светом. На холсте появились посторонние лица.
О том, что это именно Хендрикье, говорит как ее сходство с героинями других полотен Рембрандта — в частности, с «Вирсавией», так и дата создания картины — 1657 год: именно в этом году подруга художника родила ему дочь Корнелию. Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Эта работа, зафиксированная в описи коллекции лейденского торговца тканями Питера де ла Кура ван дер Ворта (1664–1739) в 1731 году как «Een Persianntje met een tulbant» («Перс в тюрбане»), представляет собой попытку ван Мириса создать костюмированный шутливый автопортрет. Их привлекала не только тщательная манера исполнения, но и сам сюжет.
Краска немедленно начала пузыриться. А. С. Великий голландский художник, рисовальщик и офортист Рембрандт ван Рейн скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Она восходит к автопортрету самого Рембрандта.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Он облачен в плащ насыщенного оранжевого цвета, скрепленный золотой цепью и роскошный тюрбан из голубой и золотистой ткани, украшенный изящным пером. Во время распродажи его коллекции в 1777 году «Портрет дамы» был продан за рекордную сумму в 700 гульденов, что значительно превышало стоимость очень популярной работы Вермеера «Женщина, держащая весы». В руке этот человек держит высокий шест, на верху которого над нами покачивается большая плетеная корзина – и с краев ее (для рекламы) свисают околевшие от яда крысы.
Все оригиналы хранятся в Мюнхенской пинакотеке (картинной галерее). Один из них – портрет Мартина Дая (высота двести десять, ширина сто тридцать пять сантиметров), сделан в 1634-ом году, два года спустя после "Урока анатомии" другой – портрет Матильды ван Дорн (высота двести девять, ширина сто тридцать четыре сантиметра) – в 1643-ем году, через год после знаменитого "Ночного дозора", то есть тогда, когда обстоятельства жизни художника резко изменились и, потрясенный всем случившимся, он вступил в новый период творчества.
Илия приказывает схватить пророков Ваала, чтобы покарать их. Ее ступени, ярко освещенные у пола, постепенно уходят вверх направо, в тень лестничного проема, поглощаются мраком в самом центре изображения (середина буквы), но затем, совершив спиральный подъем влево и вверх, вновь выходят на свет, освещенные уже снизу. Так в Лейденскую коллекцию попала одна из пяти работ Рембрандта из цикла «Пять чувств» — «Пациент, упавший в обморок» или «Аллегория обоняния». Композиция, стилистика и яркие светло-фиолетовые, голубые и золотые оттенки позволили соотнести эту картину с другими известными работами из этой серии. Амстердам. Рубенс создал на эту тему патетическую картину-зрелище.
Бурные и нежные любовные ночи дни, озаренные пьяной радостью творчества. Рембрандт разрабатывает этот жанр как изображение одухотворенной природы. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Он был в моде. Ему доставляло огромное удовольствие показывать потом Саскии, как и где он ее застиг. А. С.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Саскию ван Эйленбурх ныне знает весь мир. Она хранится в Берлинской галерее. В его повернутом к нам измученном лице читается полная безысходность.
Они заламывают ему руки за спину и заковывают их в тяжелые и гулкие блестящие цепи. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Поза богини отсылает к изображениям ученых в кабинетах. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Вертикальная линия отставленного им посоха намечает главную ось картины. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Это уже настоящее признание.
Хендрикье тоже полюбила художника. В то же время подготовка письменной принадлежности отсылает к другой традиции: она символизирует практику, один из трех аристотелевских принципов хорошего воспитания (наряду с физическим и нравственным воспитанием). С помощью отдельных элементов художник тонко намекает на ее высокий социальный статус.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В отличие от последнего, писавшего автопортреты на протяжении всей творческой деятельности, Ливенс изобразил себя лишь несколько раз и все следующие автопортреты были исполнены не так выразительно. Эту картину художник создал незадолго до переезда в Англию, где он мечтал стать придворным живописцем короля Карла I (1600–1649). В средневековой теологии этот эпизод считался прообразом сцены поклонения волхвов, которые пришли поклониться Младенцу Христу и принести ему дары. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Красный бархатный берет с длинным страусиным пером подвязан снизу разноцветным шарфом. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Когда осматриваешь эти картины, прежде всего поражаешься их глубоким единством. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни.
Эта работа принадлежит к числу автопортретных tronies (так называемых экспрессивных голов), призванных передавать определенные эмоции. Он не боялся ни старости, ни смерти. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Этот образ был подобран не случайно. Благоговейно идешь от одной картины к другой, как верующие в церкви идут вслед за крестом. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. 1643, Кассель, Картинная галерея). Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги.
Этот рисунок –один из немногих известных набросков животных, созданных мастером. Вторая работа сделана по библейскому сюжету, с которыми нередко работал художник. То, что художник запечатлел козу породы багот, происходящей из Стаффордшира (Великобритания), очень необычно для XVII века. Он отбирал сверкающие каменья, чтобы украсить ее.
Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Конкретное имя автора живописного портрета до сих пор установить не удалось.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Сверху стена пещеры убрана оружием покойного – святого Лазаря, друга Христа. Повреждения затронули около 30 шедевра. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Вот таким образом, прежде чем говорить о картине, я кратко рассказывала биографию художника, делая упор на чёткое произношение полного имени первой жены художника – Саския ван Эйленбурх. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
Он гримасничает, поворачивая голову влево и глядя за пределы композиционного пространства. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Пушкина).
Лицо ангела не выражает агрессии, скорее вызов и снисхождение. Борьба тут подразумевается совсем иная. Она одета в красивый наряд в оливковых и охристых цветах, голову ее украшают цветы, а в руке растительный посох.
Действительно, Рембрандт не сосредоточивает на ней все свое внимание. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Пейзаж "Благовестие пастухам" внешне сотворен в неразрывной связи с евангельской легендой. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Теплый свет свечи, скрытой за фигурой солдата на переднем плане, освещает лица сидящих вокруг стола.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Последний позднее стал покровителем сына художника, Виллема ван Мириса (1662–1747). Он использовался многими художниками. Они темные. Геррит Дау — один из первых учеников Рембрандта в Лейдене. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни и в искусстве и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику и тогда его дар окрестили «пророческим». Теперь фигура Саскии уже полностью повернулась к зрителю и подчинила себе окружающее пространство. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
И очень скоро Рембрандт Ван Рейн женится на девушке из очень состоятельного семейства по имени Саския. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
В масштабной композиции представлена величественная римская богиня, сидящая за столом в ярко освещенном интерьере. На ней художник умудрился изобразить сразу двух своих любимых женщин. Но это не потому, что Рембрандту не удалось этого сделать. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. В темнице его волосы отросли. В углах этой площадки находятся вылепленные во весь рост немногочисленные свидетели чуда.
Скорее, запечатлев себя в подобном интерьере, Дау показал некий обобщенный образ мастерской того времени и подчеркнул свои устремления исторического живописца вслед за своим учителем Рембрандтом. Фолиант, прислоненный к сундуку и золотой горн под ним, отсылают к Клио, музе истории. Самюэл ван Хогстратен, ученик Рембрандта в Амстердаме, позднее отмечал в своем трактате «Введение в искусство живописи», что художники должны практиковаться в написании автопортретов перед зеркалом, «превращаясь в актеров». В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Популярность изображений молодых женщин с попугаями достигла пика в 1660-е годы, хотя их стилистика и трактовка деталей значительно отличались у разных мастеров тонкой живописи. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви.
Произведениям Геррита Дау, родоначальника так называемой «тонкой манеры живописи», присуща высокая степень детализации и филигранная отточенность техники. За последние пятнадцать лет влюбленной в искусство семье удалось сформировать одну из самых значительных частных коллекций голландского искусства золотого века, включающую подборку великолепных произведений, связанных с ранним творчеством Рембрандта и его родным городом — Лейденом. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Беззаботное время художника длилось недолго. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Он стал знаменит, его чествовали им восхищались. Значение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи в мировом искусстве определяется, во-первых, тем, что здесь впервые была полностью разрешена проблема синтеза живописи и архитектуры, сведение их в единое художественное одухотворенное целое.
1: 24–28). Задача была поставлена Рубенсу так: тяжелое тело, снятое с точки опоры, принято на руки шести участвующих лиц, которые соединены в общем акте действия вокруг своей ноши как колонны, поддерживающие крышу храма – каждый сам по себе связан с другими лишь принятием общего груза. Этот живописный прием придает композиции объемность.
10: 1-13).
Илия, «подкрепившись той пищею, сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива», где Моисей получил десять заповедей. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Именно из-за поздней тематики картин и темного колорита он стал терять популярность. Самая известная из картин Рембрандта. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Одним из излюбленных приемов Дау было использование архитектурных ниш для создания между зрителем и изображением иллюзорного пространства. Он отступал шага на два назад и пытливо всматривался в нее затем открывал тяжелые дверцы резного шкафа, тщательно и придирчиво выбирал из ларца драгоценности, поглотившие значительную часть приданного Саскии, – но ведь все эти сокровища предназначались только для нее. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
что героиня только что отвлеклась от вышивания. Верх зеркала, в котором отражается занавес второго окна, украшен розовыми и голубыми лентами. Задорное, подвижное, слегка асимметричное лицо Саскии полно торжествующей радости жизни. Через левое плечо переброшен светло-синий плащ.
Религиозный автор сообщает, что по воле Господа жена Маноя после долгих лет бесплодия родила сына и дала ему имя Самсон (по-еврейски солнце). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Тщательно проработав каждую деталь — мягкую шерсть и пронзительные глаза — художник подчеркнул характер животного. Ангел протягивает руку к Илии в знак доброты и щедрости. Дау вдохновлялся традицией XVI века изображать торговцев из «Stndebuch» («Уставной книги») Йоста Аммана 1568 года.
Ее портрет был написан еще в начале их отношений. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Его локоть выступает за край, что создает ощущение присутствия. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.
Про организационные моменты. На выставке я была с 17. 30 до 19 час. Пожалуй, наиболее характерен из них лист "Благовестие пастухам" (высота двадцать шесть, ширина двадцать два сантиметра) изображающий явление ангела с известием о рождении Христа. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Контур торжественной фигуры Христа, немного сдвинутый влево от вертикальной оси офорта, как бы повторяет очертание арочной формы изображения в целом.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Кто они — неизвестно. Именно этим временем датируется самая ранняя из сохранившихся работ ван Мириса Старшего. Тем не менее, Хендрикье была для Рембрандта моделью для нескольких картин, в том числе, как предполагают, для Флоры и для Вирсавии. Изгибаясь всем туловищем и вскидывая босые ноги, он тщетно пытается продолжать борьбу.
Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Юбка написана перемежающимися пятнами серого, зеленого, голубого, желтоватого. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз.
Все с восторгом приветствовали пришествие юной и пламенной царицы, всецело преданной любви и ее триумфам, как новую эру добровольного подчинения веселому деспотизму. Это все термины самого Леонардо. "Флора" из Эрмитажа – юная Саския, еще почти девочка, которая стесняется своего пышного наряда.
Рембрандт запечатлел парикмахера-хирурга извлекающего скальпелем некий «камень глупости» из головы больного. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Известный своими подвигами во время войны с испанцами, Копал (около 1606 — 1672) занимал несколько важных административных должностей в родном Флиссингене: городского советника, судьи, члена магистрата и пенсионария (одно из высших должностных лиц в управлении провинции). На портрете этот выдающийся, элегантно одетый человек обращен к зрителю, его правая рука прижата к груди — жест скромности и искренности. 1652—1654 Старый еврей, 1654, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Портрет пожилой женщины, 1650—1652 Старушка, 1654, оба — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
По предположению, на обоих полотнах изображена одна и та же женщина. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение.
В коллекции Эрмитажа есть два портрета, подтверждающих это – «Портрет пожилой женщины» и «Старик в красном». На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Поразителен и действен рембрандтовский схематизм. Его влекло к военному делу.
Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ». Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
В конце 1640-х годов в творчестве мастера портретные и жанровые сцены с пожилыми людьми сменились картинами с персонажами в оконных проемах (часто обольстительными молодыми женщинами). В данном случае автопортрет был вдохновлен картиной Рембрандта «Автопортрет в возрасте 34 лет». Как и учитель, Бол изобразил себя вполоборота, стоящим у парапета. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
2015-2017 Э Вести. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Рисунок очаровательный: широкий, легкий и в высшей степени естественный. Она с робостью смотрит на своего кумира. Рембрандт гордо и радостно смеялся.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Царица Савская, заинтересовавшись монотеистической религией царя Соломона, отправилась к нему в Иерусалим из Сабы (вероятно, современный Йемен), чтобы испытать загадками его мудрость (3 Цар. Секретарь принца Оранского и ценитель искусств Константин Хюйгенс отмечал, что Рембрандт превзошел Ливенса в «изобретательности, уверенности мазка и живости эмоций», однако «смелость тем и форм» Ливенса привели секретаря в восторг, заставив признать, что мастер «творит чудеса». Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Блестящее бархатное платье он сочетает с пушистой меховой отделкой. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Во время создания этих работ Рембрандту было всего восемнадцать лет. Картина полна нежности и сострадания. Вероятно, Рембрандт увидел и зарисовал его на ярмарке или в зверинце. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В 1641 году изображение льва на цепи появилось на картине Рембрандта «Единение нидерландских провинций». «Аллегория слуха» представляет трех музицирующих героев, окруживших нотную книгу. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию.
Но их усилия оказались тщетными. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека. Последняя работа менее контрастна.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Однако в Нидерландах, выдержавших упорную, трудную, кровавую борьбу с внешними врагами, тема Голгофы (Голгофой называлась гора, на которой по евангельскому преданию был распят Христос) решалась как тема народного горя. Композиция картины по-шекспировски динамична.
В ее руке поблескивает чешуей сельдь. Еще одна интересная работа Рембрандта на библейскую тему называется «Борьба Иакова с ангелом». Изображение костюма и кружевного воротника мастер, вероятно, доверил ученикам. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Впервые в графическом искусстве Рембрандт решается на неслыханный прием. Свет невидим, но зато видны все предметы и фигуры, попавшиеся ему на пути. Я обвиняю. » (2008)12. Вещие слова сказаны. «Пейзаж с козой» из Лейденской коллекции также был представлен в экспозиции. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Он нес ее в залитую солнцем мастерскую и усаживал рядом с собой в самый сноп солнечного света, в котором плясали золотые пылинки.
«Портрет старика». Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Следуя примеру Рембрандта, Яудервиль делает акцент на исходящем слева свете. Многим моделям ван Мириса присущ флер аристократизма, «Портрет дамы» — яркий тому пример.
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Вот только самой борьбы мы не видим. Сам Дау считал ван Мириса «принцем среди учеников». с одеждой его века, 17-го. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена8. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Рембрандта же гораздо больше привлекают реалистические изображения обыкновенных людей, в частности, уличных типов человеческого убожества, даже так называемых отталкивающих мотивов.
Его уверенный взгляд подчеркнут накрахмаленным воротником и ярким дублетом. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. В итоге она была продана за 870 тысяч долларов. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Также мы знаем, что ангел являлся во сне, вот таким образом Иаков изображен в полудреме.
На ней отороченный мехом кафтан и белая вышитая блуза. В отличие от Рембрандта, отдававшего предпочтение широкому и выразительному стилю письма, его первый лейденский ученик Геррит Дау стал родоначальником «тонкой манеры живописи», в которой особое внимание уделялось изображению мельчайших живописных деталей. Судя по описям искушенных коллекционеров, спрос на них был очень высок. «Даная» – украшение коллекции Эрмитажа и самая знаменитая работа Рембрандта.
Эрмитаж имеет, пожалуй, лучшую коллекцию работ художника. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В глазах голландцев семнадцатого века эти наряды ассоциировались с комедиантами. В 1631 году Ливенс написал портрет старшего брата мальчика с его учителем, также в восточных костюмах. Бол использовал свет и тень для передачи разнообразных фактур: от блестящего коричневого халата до роскошного (скорее всего, соболиного) меха и отороченной мехом шапки. Белая рубашка с запахом и оттоманский халат отсылают к восточным одеждам XVI века. Несколько таких произведений находятся в собрании Эрмитажа. Дау, скорее всего, начал работу над картиной в начале 1660-х годов и закончил ее в 1665-м, когда она была выставлена среди 27 других его произведений на выставке из собрания известного лейденского коллекционера Йохана де Би. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Но они не видят Христа так, как видим его мы, угадывающие за ним вселенную. На фоне романтически взволнованного пейзажа Геррит Дау изобразил крупным планом козу. Художник нахлобучивает на него шляпу, которая просто придавливает старика и скрывает его лицо. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Такая форма лестницы позволяет нам видеть ее ступени то сверху (в нижней половине буквы), то снизу (в верхней ее половине). Праздники, судя по всему, сменялись праздниками, как счастливые дни сменяются тревожными. Он умел строить легкие мосты, придумывал новые пушки и способы разрушать крепости. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Один раз любовь к женщине погубила Самсона.
На Иисусе красно-оранжевая одежда раба – хитон с круглым отверстием для головы. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Он рассказывает ей о колодце с живой водой, находящемся рядом.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама.
У картины «Молящийся старик» отсутствует точная датировка, однако она близка ряду других композиций с пожилыми отшельниками, созданных Герритом Дау в период между 1665 и 1670 годами. Характерные черты персонажа — широко поставленные глаза, нос и сморщенный лоб — указывают на то, что художник писал с натуры. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Он находит выражение как в позах и мимике лиц, так и особенно в жестах рук.
Их характеристики даны законченнее, чем у Рембрандта изображены они в ярких реалистических чертах, но в интересах наглядности Рубенс не боится известных элементов условности несмотря на ночь (фон картины темный) локальные, то есть свойственные предметам при их естественном дневном освещении, тона одежд выступают во всей чистоте и яркости, а протянутые слабые руки молодых женщин, наверное, не смогут принять тяжесть тела мертвеца. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Фигура женщины расположена на переднем плане. А. С.
Крошечный набросок «Головы медведя» величайший художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи нарисовал в 1485 году, во время своего пребывания в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. Если уж Зевс выбрал Данаю, то ему никто не помешает в его любовной интрижке. Все они обращены к оживающему мертвецу и среди них господствует ужас.
С одной стороны, этот сюжет может иметь аллегорическое значение, связанное с представлением грамматики как одного из семи свободных искусств, что видно на гравюрах XVI века. С другой, картина «Урок» может ассоциироваться с ветхозаветной историей Анны (1 Цар. Еще через год, сохранив общий замысел и позу фигуры, Рембрандт создает новый вариант "Флоры" (высота сто двадцать четыре, ширина девяносто восемь сантиметров) этот вариант находится ныне в Лондоне. Влияние искусства Рембрандта было громадным.