Картина Рембрандта Апостол Павел: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. В картинах » Апостол Павел» (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме» (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. За несколько лет манера отображения священного изменится и Вермеер придаст сиюминутному реализму голландской живописи высший смысл, которого он тогда еще не достиг и к которому устремятся три лучших ученика Рембрандта. Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Более возвышенного решения невозможно придумать. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций.
Но не из-за недостатка мужества и энергии. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Итоги этих размышлений не будут иметь последствий в истории живописи. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Поразительный путь, переворот, на который способна только молодость.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Нельзя сказать, что они писали картины, повторявшие друг друга: их все разделяло — страна, язык, политическое положение Рима и Амстердама, религия и образ жизни: жизнь Караваджо била ключом, наполненная стычками на шпагах и тюрьмами жизнь Рембрандта протекала спокойно, размеренная смертью детей и жен у Караваджо — шекспировская судьба героя, бегущего под палящим летним солнцем по берегу моря и умирающего с возгласом, обращенным к водной стихии у Рембрандта — конец стоика, претерпевшего бедность и траур, — и все же сколько сходства между двумя этими людьми.
Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. В центре площади находится памятник Рембрандту. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Правда, это были вчерашние заключенные, только что отбывшие свой «термин» или срок и называвшиеся в лагере полупрезрительным словом «вольняшки». В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура.
Встань и иди в город, куда шел". Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
В них вы видите печаль. На нем голландский военный костюм, берет с большим пером. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Наверное, это одна из его первых композиций. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Рембрандт овладевает героями Библии и мифов и доводит их до того уровня, на котором не скрывают физической слабости, страха, заставляющего мочиться пота, гноя, брызжущей крови. Его работа сама перекроет другим дорогу.
Очевидно, ученик делал сначала что мог, по памяти. Все из области обыденного: письмо, рождение ребенка. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Но я быстро научился не придавать большого значения этой пышной ругани. Порой Рембрандт подавлял личность. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. Например, для «Жертвоприношения Гедеона» им пришлось заглянуть в Библию, в Книгу Судей, чтобы узнать, что Ангел Господень явился Гедеону, прикоснулся своим жезлом к дару, который тот положил на камень и высек из камня огонь.
Что касается воплощения идей, предложенных для упражнений, то перед нами «Даниил в львином рве» работы Константина Д. ван Ренессе, поступившего в мастерскую в 1649 году. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп.
Вскоре после этого умирает жена мастера и убитый горем художник вместе с сыном перемещается из роскошного поместья в дешёвую съёмную квартиру. Он изучал мимику лица. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Когда Рембрандт написал свое «Жертвоприношение Авраама», Караваджо уже двадцать пять лет не было в живых. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В своих бумагах, примерно в 1635 году, пометил: «Я продал Знаменосца за 15 флоринов, Флору Лендерта ван Бейерена за 5 флоринов, еще одну Флору Фердинанда Бола за 4 флорина и 4 стейвера». Небеса сошли на голландскую землю. Картина полна шума и ярости, смятения, стальных лат, до предела напряженных мускулов. Абсолютно очевидно, что эти исправления, эти простые быстрые штрихи принадлежат именно Рембрандту, усилившему важные детали для драматической трактовки религиозного сюжета. Так было во всех странах, где законы ремесленных цехов еще распространялись на художников.
Сегодня мы видим на этом автопортрете, как Николас рассматривает себя в зеркале. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Это голландка, застывшая в своей душевной умиротворенности.
Ничего сверхъестественного, поразительного. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. С равной по силе верой и тот и другой, создавая творения, являющиеся также проявлением благочестия, показывают, что и на юге и на севере религиозное искусство предоставляет поле деятельности для новаторской мысли. Если в этом и было насилие, оно порождалось не властностью, но требовательностью.
В другой раз темой было «Благовещение»: Мария молится, Архангел появляется и протягивает к ней руку — тема традиционная, жесты знакомые. Он получал взамен то, чего не могли ему дать алчущие портретов и был рад видеть в рождающихся вокруг него произведениях развитие идей, автором которых был он сам, различать в них искаженные отражения своих достоинств и недостатков: Говарта Флинка больше привлекала его неистовость, Фердинанда Бола — мягкая теплота, Саломона Конинка — его библейские инсценировки и сопутствующие аксессуары Гербрандт ван ден Экхаут уделял особое внимание каждой фигуре в композиции и не мог сохранить единство произведения. Зато все требования заказчиков были выполнены. Хоогстратен хранил в памяти ключевую фразу преподавания Рембрандта. Он пишет «Жертвоприношение Авраама» как собственную интерпретацию гениальной версии Караваджо, принимается за серию из четырех картин о Самсоне — тема, за которую уже брался в Лейдене на этот раз он будет заниматься ею с 1635 по 1641 год, — и пишет свою версию «Похищения Ганимеда».
Жар быстро спадал и если оба продолжали еще долго лениво отругиваться, то это делалось больше для порядка, для сохранения «лица».
Они как будто выхвачены из темноты. Преподавание Рембрандта в корне отличалось от методы Рубенса.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Не какая-нибудь «Неопалимая купина», а жертвенный дар и на нем знак, который Предвечный послал младшему в доме Иоаса — Гедеону избрав его для борьбы с врагом. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Более возвышенное, тихое решение, присовокупляющее к покорности отца безропотность сына. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Однако этот предмет напоминает и о том, как был казнен апостол за свою веру. Рембрандт предлагал темы — и те, к которым сам уже обращался и те, за которые никогда не возьмется: «Жертвоприношение Авраама», «Иуда возвращает тридцать сребреников», «Христос в Эммаусе» Порой для сюжета не существовало живописного образца и ученику приходилось творить самому.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Религия одного стремится к буйству, другого — к сдержанности. После них редко кто из художников посмеет нарушить спокойствие верований. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха. Наверное, после него эта требовательность к сюжетам исчезнет.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Не показывалось ничего отталкивающего. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее). Тогда вы скорее откроете то, что от вас ускользает и что вы хотите открыть». Рембрандт придал своей мастерской весьма своеобразное направление.
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Св. Тогда они вели мелодию на два голоса, в которой зачастую доминировал его собственный.
Он подписал его своим именем с пометкой inventor et fecit (задумано и осуществлено мною). Никто не посмеет и даже не сможет пойти за ним по открытому им пути. Влияние искусства Рембрандта было громадным. В мастерской бурлила жизнь.
В посмертных описях внутреннего убранства домов то тут, то там проскальзывает какой-нибудь «Проповедник» работы Рембрандта. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. Урок анатомии у доктора Тюльпа. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.
И его влияния тоже.
Для того чтобы ученики справлялись со своей задачей, Рембрандт не принимал начинающих. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Формально мужчина в красной накидке справа приходится старшим братом раскаявшемуся сыну, но многие исследователи живописи предполагают, что на самом деле он сам и сидящий человек в чёрной шляпе – это те же отец и сын, только годами ранее, до впадения сына в распутство.
Автопортрет. 1661. Эрмитаж, 797), а в 1682 – Еврейская невеста (в амстердамском музее). Красивые женщины, будь то служанки или их хозяйки, спокойно ходили по дому, готовые налить молока в миску или тронуть клавиши клавесина.
«В цилиндрах домой поедете», – постоянно твердил им начальник. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа. Для художника главным было: скала, ангел, жезл, коленопреклоненный человек и огонь. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника.
В Италии, во Фландрии или во Франции красота самой живописи возвышала страдания. Заказы сыплются к нему один за другим не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме8. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Вот таким образом особенно впечатляет явление Ангела Господня.
Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Он вторгается в сюжеты бесцеремонно, без благоговения перед тем, что пишет. Солдаты схватили ослабевшего героя и выкалывают ему глаза кинжалом.
Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
В переулке женщина выглядывает за дверь. Эффект получился почти комический. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Создается впечатление, что ученику с трудом давалось это задание. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Рембрандту было известно его имя. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Однако, хотел он того или нет, ему приходилось еще и руководить мастерской. А в последней картине — «Жертвоприношение Маноя» он делает из своего героя основополагающую фигуру христианской религии.
Если Рембрандт в своем берете появляется в «Возведении креста», Караваджо пишет себя присутствующим на казни святого Матфея в виде прохожего, застывшего от ужаса в самом центре сцены. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
В тени Рембрандта можно было заявить о себе. И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Рембрандт заслужил признание своего таланта ещё в молодости, которое сочеталось с очень серьёзными гонорарами за работы, которые мастер писал на заказ. Он никого не оскорблял, говорил мало.
Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). У него рука отца отворачивает голову сына к скале, открывая шею. Сумма гонорара художника была поделена между всеми участниками в зависимости от высоты чина. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Еще одно предание рассказывает, как Рембрандт однажды оборвал интимный разговор. Ее отличает прекрасное знание эпохи, простая манера изложения и яркая образность. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. По традиции сразу после распределения долей гонорара деньги отдавались художнику. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Так, Фердинанд Бол, один из старших учеников, сделал гравюру по эстампу Рембрандта «Эсфирь с распущенными волосами», уделив внимание не окружающим пилястрам и аркам, не жесту женщины, держащей в руке бумагу, а лицу и волосам, подчеркнув волнообразные линии на белизне одежды, прекрасно уловив непреклонную волю, читающуюся во взгляде. В то время он даже иногда подписывал на холсте: «завершено Рембрандтом». Юноши, которые здесь работали, порой приходили сюда поздно, лет двадцати. Это редкость среди арестантов и в лагере и в тюрьме.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Я обвиняю. » (2008)12.
Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. Поначалу Рембрандта привлекали свершения героя. Это в правилах игры в переодевания, комедии персонажей.
В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом.
Обыкновенно Рембрандт распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Влияние искусства Рембрандта было громадным. Мастерская работала в полную силу.
Рембрандт в образе Самсона — это Рембрандт на театре. Эта вторая картина (3, 02 метра в длину) очень резка: на ней изображено ослепление Самсона. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Отсюда размах жестов и объем.
Они вдохновляли художника. Сегодня историки имеют менее однобокое представление о Золотом веке. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Они не приняли главную идею художника. В общем, к нему приходили художники, которые затем избрали разные направления в голландском искусстве и это позволяет заключить: черенок-Рембрандт, привитый к стволу национального искусства, пусть и дал мало новых побегов (хотя Карел Фабрициус, Самюэль ван Хоогстратен, Николас Мае — уже много), но, по меньшей мере, на долгое время сохранил его оригинальность, отсрочив упадок и угасание голландской живописи в конце века. Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики.
Но Библия — это слово, а не образ, не изображение персонажей или телесного облика Христа. В то время в Европе быстро расставались с детством. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом.
Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Он продавал их творения вместе со своими. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Он, говоривший в своих картинах о свете, знал, откуда исходит истинный Свет.
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. С нами же, арестантами, разговоров о цилиндрах и полярных пайках не заводилось. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Художественную мастерскую нельзя сопоставить с философским идеалом вечной гармонии сфер. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Но в новой квартире Рембрандт завязывает отношения со своей молодой служанкой, которая и становится его последней спутницей – художник был очень преданным человеком и ценил семью. На рисунке не видно исправлений мастера.
Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Эта женщина была круглой сиротой. Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Нет, Адриан Броувер пятнадцати лет уже покинул мастерскую Франса Хальса. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Рембрандт подошел к нему и исправил композицию: структура комнаты видна плохо, фигуры в ней теряются учитель большими штрихами подчеркнул архитектуру, наметил пилястр, арку, раскрыл окно он увеличил слишком маленькую скамеечку, уточнив ее назначение: чтобы можно было встать на нее коленями и раскрыть молитвенник на наклонном столике наконец, Архангел находится слишком близко от Девы и он недостаточного роста Рука Рембрандта скользит по бумаге он рисует высокую фигуру, широкими штрихами наделяет ее огромными развернутыми крыльями. Но с Фризоргером я не ссорился ни разу.
Эти полотна, гораздо более крупные, чем картины из серии «Жизнь Христа», позволили художнику передать фактуру тканей, камня, дерева, металла, тела, ювелирных украшений — всей той густой реальности, которой он любил насыщать трагедию. Подавшись вперед, еще совсем мальчик, с длинными волосами и в строгом ученическом воротничке, он хмурит брови с озабоченным видом, словно ему трудно уловить собственные черты. Рисунок довольно расплывчатый и нечеткий. В искусстве неизведанное нередко привлекает больше, чем верность.
Рембрандт всегда стремился выделить центр, добавить движения, выявить смысл. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. в эрмитажной Данае). Рембрандт предоставил в распоряжение художников лучшее, что было в нем самом.
В лагере многие стараются (и небезуспешно) показать себя старше и физически слабее, чем на самом деле. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Книга о Рембрандте – одна из лучших его работ.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). То есть это была, можно сказать историческая картина. Я – Иисус, которого ты гонишь. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Их работы могли быть совместными или индивидуальными. На этой картине он представил себя в образе апостола Павла. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Рембрандт наделил Самсона кое-какими своими чертами.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Только тогда они поняли, что им явился Бог. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Два брата Саскии являлись юристами. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. И уточнил 27 января: «Повесьте эту картину на ярком свету и чтобы можно было отступить от нее подальше, тогда она предстанет в своем лучшем виде».
Кульминационный момент перехода от напряжения чувств к разрешению страстей воплощен в скульптурно выразительных позах, скупых жестах, в эмоциональном строе колорита, ярко вспыхивающего в центре картины и гаснущего в затененном пространстве фона. Хлопая крыльями, он хватает Авраама за руку и заставляет выронить нож, падающий на землю.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. На полках были расставлены гипсовые бюсты великих людей древности. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. В другой раз Бол расположился перед картиной Рембрандта «Портрет Саскии в образе Минервы», чтобы сделать с нее рисунок.
Большинство были моложе: им было восемнадцать, шестнадцать, даже двенадцать. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына.
гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. И тот и другой брали Историю и Мифологию со всеми их страхами, смятением и надеждами. Его перу принадлежат книги о Хальсе, Вермеере, Анри Руссо, Гойе, Пикассо. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Мастер стремится к одному: внушить свои требования.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. дв., 1657 и др. ). Тот говорил: «Старайтесь научиться вводить в ваше произведение то, что вы уже знаете. Хотя ван Мандер не сказал о Караваджо ничего особенного, даже не смог подробно описать ни одно из его произведений, он отметил особенность этого художника, заключавшуюся в том, что тот никогда не работал над картиной по рисунку (ибо в графическом изображении застывает нечто живое) и подчеркнул, что итальянец писал непосредственно с натурщика и в живом цвете.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Еще никто не был так непочтителен с Ганимедом, так жесток с ослепленным Самсоном. Все это делается не всегда с сознательным расчетом, а как-то инстинктивно. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей.
Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Таким голосом говорят в театре молодые актеры играющие стариков. Она датируется 1668-69 годами.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Все эти работы начаты в одном и том же 1635 году. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Наверное, он знал, на что замахнулась его мастерская, какую роль сопротивления играла она. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания.
Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Посреди разрастающейся смуты он знал, что должен удержаться на вершине большой живописи. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
По всей вероятности, это вызвано глубоким недоверием к образам, считающимся нечистыми источниками, причинами духовного раскола. Обе картины перекликаются. В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). По этой истории мы можем судить о том, как он организовал пространство своей мастерской, положив за наиглавнейшее правило, чтобы каждый находился наедине с натурщиком. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
Это было одним из условий торговца Хендрика Эйленбюрха. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет.
Часто овального формата бывают его произведения. Он даже показал себя обезглавленным: Давид держит за волосы голову художника, с которой стекает кровь (Караваджо стоял перед зеркалом, когда писал Голиафа).
Вот таким образом они еще крепче любили свой обыденный мирок и его неверный свет, а также созданное ими абсолютное общество. Слишком юны.
Эта картина несет в себе символический смысл. Из-под тяжелого плаща торчит рукоятка меча, атрибута святого, который, проповедуя христианство, действовал по слову Христа из Евангелия: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю не мир пришел Я принести, но меч. ». Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Ему было неважно, что их порой удивляло его неистовство. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Такова была его манера пробуждать самосознание в учениках. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба.
Хотя он один писал «Жизнь Христа», хотя его «Жизнь Саскии» относилась к сугубо интимному творчеству, в своей мастерской он желал готовить художников, способных предложить для дворцов, городских ратуш, залов цеховых собраний религиозную живопись, которая облекла бы кальвинизм в форму и цвет. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Набережные каналов пустынны. Я думаю, что в этом была заслуга Фризоргера ибо не было человека мирнее его. Амстердам.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. В письме от 2 января 1639 года он пояснил: «Поскольку Вам, монсеньер, дважды пришлось испытать неприятности по этому поводу (запоздалой поставки картин для принца), в знак уважения присовокупляю картину 10 футов в длину и 8 футов в высоту, которая будет достойна Вашего дома». Они подставят свой парус новому ветру, оставив Рембрандта, как оставляют старый очаг.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Эти картины — «Знаменосец» и «Флора» — были написаны на темы, над которыми в то время работал и он сам. Это самое начало пытки, когда острие проникает в первый глаз и оттуда брызжет кровь.
Ян Ливенс в восемь лет поступил в мастерскую Йориса ван Схутена в Лейдене. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Наконец, с разрывом в сорок лет, они написали картины на одну тему: «Жертвоприношение Авраама», причем голландец своим полотном возразил итальянцу.
Очень скоро мастерскую наполнили художники, пришедшие работать вместе с ним или отдельно. Ссоры возникают по пустякам, мгновенно ругань достигает такого градуса, что кажется – следующей ступенью может быть только нож или, в лучшем случае, какая-нибудь кочерга.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Ни она, ни ее муж не были уверены, что вестник — посланник Предвечного, до того самого момента (выбранного художником), пока не увидели его поднимающимся из пламени огня, возжженного для жертвоприношения.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Очевидно, что надпись отмечает важную дату в его жизни. гал. ) и Рембрандт с его женою (там же).
На голове у «Павла» тюрбан, напоминающий о восточных землях, где родился апостол и о том, что художник имел пристрастие к экзотическим одеждам. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Аристотель погружён в глубокое раздумье внутренний свет, кажется исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку8.
муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Презрение к окружающему миру, глубокий аскетизм, культ страданий и умерщвления плоти сливаются в этом человеке с приверженностью к неподкупной правде, с фанатичным стремлением служить людям, чтобы образумить их заблудшие души. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Вермеер писал глиняный кувшин, как Сурбаран — три яблока на столе, помышляя перенести повседневные предметы в область молитвы, облечь эти внешне простые знаки бытия в сосредоточенные раздумья, превратив свои картины в их вместилище, тогда как полотна Рембрандта, вдохновленные традиционными мистическими переживаниями, все так же стремились к назидательности. Холст, масло. Отсюда контрасты крупных пластов света и тени.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Некоторым бюргерам понравилось запечатлеваться на картинах: например, Франс Баннинг Кок, капитан роты Рембрандта, одиннадцать лет спустя снова повелел изобразить себя Бартоломеусу ван дер Хельсту среди командиров уже другой милиции — Сент-Себастьяна. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Рембрандт создает театральную жестикуляцию, которой еще не видывали в живописи. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Кто-то смог отдалиться от него и сделать себя заново. Сохранилась папка, в которую некто неизвестный собрал рисунки исправленные Рембрандтом. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет».
Когда-то Франс Хальс получил за групповой портрет по 66 флоринов с каждого. Ганимед дрезденского музея). Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Это вписывалось в общепринятые нормы веротерпимости. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.