Картина Рембрандта Отречение апостола Петра: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Упадок сказывается во всех остальных жанрах. Апостол Пётр в композиции сдвинут в левую часть полотна. Свет и мрак — и в этом проявились караваджистские черты. Его образ жизни становится более замкнутым.
Рембрандт поднимается до осознания непреходящей ценности человека. И то, так он изображён, заставляет нас думать, что он всего навсего бродяга, зашёл в корчму отдохнуть. Адриан ван Остаде (1610-1685) известен главным образом как мастер крестьянского жанра. К произведениям такого рода относятся Закат на реке (Эрмитаж), Коровы на берегу ручья (ГМИИ им. Хорошим образцом нового стиля Остаде является Сельский концерт (Эрмитаж), где лишенная какой бы то ни было идеализации обрисовка облика некрасивых и бедно одетых крестьян, слушающих музыку, не препятствует выражению поэтического чувства.
Впечатление силы, внутренней мощи резко выделяет жанровые картины де Витте среди произведений других голландских жанристов, более узких по замыслу и решенных в интимных камерных формах. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики: ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах – в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал – если не считать нескольких ранних опытов – только в области жанровой картины). Более самостоятелен Гельдер в таких произведениях, как Руфь и Вооз (Вена), Авраам и три ангела (Роттердам), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитажа и Художник в мастерской (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Усложняется техника офорта добавляя к травленому штриху сухую иглу, мастер использует для достижения большей живописности шероховатости краев штриха (так называемые барбы), применяет различные способы травления, а также нанесения краски при печатании наконец, он вносит изменения в доски после получения готовых оттисков, в связи с чем многие офорты известны в нескольких состояниях.
Друг и ученик Рембрандта Филипс Конинк (1619 – 1688) был автором больших полотен, в которых широкие равнинные ландшафты Голландии приобретают черты своеобразной монументальности (Пейзаж, Дрезден Вид в Гельдерланде, ГМИИ им. К лучшим офортам этого времени относится Смерть Марии (1639) – многофигурная композиция, полная большого чувства скорби, предвосхищающая грандиозные по силе эмоционального звучания более поздние работы мастера. Нужно было отвечать. В этой композиции невозможно рассматривать порознь цвет и светотень. В последние годы творческой деятельности Вермеера, когда его искусство оказалось затронутым общим упадком голландской живописи, его жанровые сцены приобрели оттенок поверхностного анекдотизма (Любовное письмо, Амстердам, Рейксмузей) у него появляется надуманная аллегорическая композиция (Аллегория веры, Нью-Йорк, Метрополитен-музей). В известной Головке девочки (Гаага, Маурицхейс) теплая гамма уступила место холодному жемчужному тону преобладающими стали сочетания лимонно-желтого с синим. Шумный успех, внешний блеск больше не увлекают его.
В 1956 – 1962 годах полотно изучили с помощью рентгеноскопии. Портрет Сикса у окна и Портрет Харинга Старшего (ок. В своих ранних работах, например в дрезденской картине Христос и Пилат перед народом (1671), Гельдер заимствует композиционные мотивы из офортов своего учителя.
1652), которое воспринимается как грандиозная феерия или растворяющийся в световом сиянии Христос в Эммаусе (1654) и, наконец, потрясающий смелостью своего замысла, полный трагического пафоса монументальный лист Три креста (1653). Позже его по праву назовут французским стилем.
Снова Рембрандт поражает нас захватывающей силой душевного переживания. О том, до какой степени снижения могут быть доведены некоторые изобразительные приемы Рембрандта, свидетельствуют произведения Геррита Доу (1613 – 1675), ученика Рембрандта в самые ранние, лейденские годы. Новый этап открывается эрмитажной картиной Прощание Давида с Ионафаном (1642, прежнее название -Примирение Давида с Авессаломом). Колорит праздничный, по-особому нарядный (цветовая гамма здесь необычна для Рембрандта – общий тон построен на тонких оттенках розового и зеленого). Но в заказных работах художник по большей части избегает углубления во внутренний мир портретируемого в смысле психологического раскрытия его модели даны очень сдержанно. В последние годы жизни Рембрандта создано гаагское полотно Давид перед Саулом.
«Робкий Симон не знал, что делать, забыл себя и Учителя, «умер, по выражению святителя Златоуста, от страха» и всеми видами клятв начал утверждать, что он не только никогда не думал быть учеником Иисуса, но и вовсе не знает этого Человека. ТОГДА ОН НАЧАЛ КЛЯСТЬСЯ И БОЖИТЬСЯ, ЧТО НЕ ЗНАЕТ СЕГО ЧЕЛОВЕКА. Остаде достигает прекрасных результатов в выработанном им типе небольшой одно-фигурной композиции (иногда в таких картинах на фоне бегло намечены другие персонажи), например во Флейтисте (ГМИИ им. Предметы сервировки, например, объединяются у него в целостный натюрморт. Неотъемлемая особенность его рисунков – большая эмоциональная выразительность. При этом кто-то, присматриваясь к нему, сказал уже прямо: да, «и ты из них» (Лк. 22:58).
Вот только после этого стиль появится в живописи. Гораздо более важен был вклад Фабрициуса в жанровую живопись. Наиболее интересна среди них сложная и многоплановая по замыслу Мастерская живописца (Вена, Художественно-исторический музей), где Вермеер изобразил самого себя за работой над аллегорической композицией, а также две другие картины – Географ (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт) и Астроном (Париж, собрание Ротшильда), где, пожалуй, впервые в голландской жанровой живописи с такой степенью художественной убедительности были воплощены образы людей пытливой мысли и неустанных научных исканий.
Время Рембрандта заполнено упорным, напряженным трудом: в это десятилетие им создано множество библейских и мифологических композиций, огромное количество заказных портретов и портретов членов его семьи он много работает в офорте. В 1642 г. художник закончил заказанный ему групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока.
А. С. Пушкина). А. С. Пушкина). Ее догадку подтвердила опять служанка-привратница: «этот из них» (Мк. 14:69), – сказала она, а за ней последовал понятный вопрос и присутствующих слуг архиерейских: в самом деле, «не из учеников ли Его и ты. » (Ин. 18:25). Голландским мастерам свойственна особая материальность передачи предметного мира все, что они пишут, становится необычайно осязательным.
У Альберта Кейпа (1620 – 1691) пейзаж играет большую роль, нежели у Поттера: его излюбленный мотив – коровы на водопое высокое небо, отраженное в глади воды, часто дано в этих картинах в красивом закатном освещении. эффектные драматические коллизии, бурная фантазия прошлых лет уступают место новому образному миру, прежде всего – поэзии повседневного человеческого бытия, причем тема получает у художника обычно интимно-лирическое истолкование. Особое место занимает в творчестве Рембрандта Заговор Юлия Цивилиса (1661, Стокгольм), единственное у него произведение исторического жанра, выполненное в формах монументальной живописи. 1655).
Художник вынужден поселиться в беднейшем квартале Амстердама он ведет почти отшельнический образ жизни, сохранив связь лишь с немногими ближайшими друзьями. В мировом искусстве Рембрандт по праву занимает место величайшего портретиста. На подступах к решению этой задачи Фабрициус выполнил оригинальную композицию Продавец музыкальных инструментов (1652, Лондон, Национальная галерея), в которой благодаря специфически панорамному изображению центральной части Дельфта образ человека дан в своеобразном сопоставлении с образом города. В эрмитажном Портрете старика в красном (ок.
В пейзаже остаются мелочно выписанные городские виды Яна ван дер Хейдена (1637 – 1712), в натюрморте – мертвые букеты Яна ван Хейсума (1682 – 1749). Впрочем, все эти факты биографии художника были неизвестны Майгису, который с трудом окончил четыре класса школы. Последний групповой портрет Рембрандта – Синдики (старшины цеха суконщиков), выполненный в 1662 г. (Амстердам), суммирует достижения художника в этом жанре. От других посетителей будущего пациента психиатрической клиники с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отличало то, что с собой в музей он принёс нож и банку с серной кислотой.
Сюжетная картина 1630-х гг. Здесь достаточно сослаться хотя бы на сводню изображенную как будто на втором плане, но в действительности являющуюся пружиной всего действия в одном ее взгляде художник передал не только пронырливость и алчность, но и такую живую черту, как жадное любопытство.
В пафосе этой картины еще чувствуются отголоски героической эпохи нидерландской революции. С конца 1630-х и в течение 1640-х гг.
Иное решение сходной художественной проблемы Фабрициус дал в своей последней из дошедших до нас жанровых композиций – Часовом (1654, Шверин, Музей). Типичной в этом смысле была и судьба де Витте. Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Образы его нередко грубоваты, его излюбленные герои – веселые собутыльники, подгулявшие бюргеры (Гуляки, Эрмитаж Веселое общество, Будапешт и ряд других полотен).
Излюбленные мотивы Вермеера – одинокая женская фигура в залитом солнечным светом интерьере (женщина занята чтением письма, примериванием ожерелья), двух- или трехфигурная композиция, где участники сцены связаны несложным действием (кавалер подает даме бокал вина, служанка вручает хозяйке письмо). Творческие идеи Фабрициуса были продолжены и развиты другими живописцами. К лучшим рембрандтовским созданиям позднего периода относится московская композиция Ассур, Аман и Эсфирь (1660). Свет не имеет реального источника, откуда он идёт на картину, не изображается.
Пауль Поттер (1625 – 1654) изображает обычно пасущееся на лугах стадо коров либо ферму, около которой расположились коровы, лошади, козы, овцы и домашняя птица (Корова, смотрящаяся в воду, 1648, Гаага Коровы на пастбище, Гаага Ферма, Эрмитаж) иногда он пишет одно или несколько животных крупным планом на фоне пейзажа (Бык, 1647, Гаага Собака на цепи, Эрмитаж). И снова внимание всей толпы обращено на бедного Симона его окружают со всех сторон:НЕМНОГО СПУСТЯ ПОДОШЛИ СТОЯВШИЕ ТАМ И СКАЗАЛИ ПЕТРУ: ТОЧНО И ТЫ ИЗ НИХ, ИБО И РЕЧЬ ТВОЯ (Галилейская)ОБЛИЧАЕТ ТЕБЯ. 1652), где облик художника полон простоты и вместе с тем высокого достоинства и луврский (1660), в котором мастер изобразил себя перед мольбертом с палитрой и кистями в руках, – в этом автопортрете беспощадная правдивость в передаче внешности дряхлеющего мастера соединяется с ярким воплощением его неугасающей творческой мощи. Лучшие из них- Автопортрет 1634 г. в Лувре и Портрет Саскии около 1634 г. в Касселе. Рембрандт был также замечательным мастером портретного офорта к лучшим его произведениям подобного рода относятся выполненный еще в 1647г.
А. С. Пушкина Концерт в Берлине). К лучшим произведениям Хооха принадлежат Хозяйка и служанка (ок. В жизни Рембрандта 1630-е гг. Как свидетельствуют источники, картина Рембрандта приобрела очень широкую известность.
К великолепным образцам жанровой живописи Терборха относится Бокал лимонада (Эрмитаж). К 50-м и 60-м гг. Мужчину освободили от уголовной ответственности, так как признали душевнобольным. стала полуфигурная композиция крупным планом. Решающая роль в их композиционном построении от линий и масс переходит к свету и цвету.
И вот, его уста, однажды уже изменившие, еще скорее отверзлись для вторичного отречения.
Интимностью настроения, теплотой лирического чувства овеяна сложная по композиционным и пространственным приемам, мягкая по живописи Спящая девушка (Нью-Йорк, Метрополитен-музей). Проведенная в 1946 – 1947 гг.
Ночной дозор занимает в творчестве Рембрандта особое место. А. С. Пушкина), Пастух с коровами у реки (Лондон, Национальная галерея). Мощная фигура вождя батавов, увеличенная высокой тиарообразной шапкой, возвышается над остальными заговорщиками его грубо высеченное лицо с широко раскрытым единственным глазом, обрамленное красными волосами и бородой (Цивилис по обету выкрасил волосы в красный цвет до победы над римскими легионами), воспринимается как воплощение огромной несгибаемой силы.
Черты буржуазной ограниченности выражены у Метсю сильнее, чем у его собратьев, но его лучшее произведение – Больной ребенок (Амстердам, Рейксмузей), будучи свободно от них, представляется подлинным шедевром по естественной правде образов и по мудрой простоте изобразительного решения. Наиболее отчетливого выражения пленеристические искания Фабрициуса достигли в одном из его самых своеобразных произведений – гаагском Щегленке (1654). При меньшей чисто пластической осязательности, чем у Метсю и других мастеров, передача их отличается у Терборха замечательной свежестью и тонкостью живописи (ковер, покрывающий стол в дрезденской картине Дама, моющая руки, расписной фаянсовый кувшин на серебряном подносе в эрмитажном Деревенском почтаре).
Но изменяется не только отношение окружающих к Рембрандту – изменяется и сам Рембрандт. Чрезвычайно показательно для метода позднего Рембрандта живописное решение этого полотна. Роман закончился, когда она потребовала, чтобы знаменитый художник на ней женился. Произведения Вермеера 1660-х гг. С 1650 г. начинается поздний период в творчестве Рембрандта.
У Рембрандта было очень много учеников. Работы такого рода зачастую стоят особняком в творчестве того или иного художника, но именно они сосредоточивают в себе лучшие качества голландского искусства. Именно в эти трагические годы Рембрандт создает свои самые значительные произведения. Одним из выдающихся произведений позднего периода является картина Иаков, благословляющий сыновей Иосифа (1656, Кассель).
О дальнейшей судьбе этого человека мало что известно. Ряд интересных произведений Остаде оставил в офорте и рисунке. А. С. Пушкина).
Способность Вермеера к воссозданию сущности предметного мира средствами живописи поразительна.
В особенности это относится к натюрмортным мотивам. Разночтение в описании отречения евангелистами таковы: Мф. : служанка, затем – другая, затем – стоявшая там Мк. : служанка, затем – запел петух, затем – та же служанка начала говорить стоявшим тут, затем – «стоявшие тут», затем – запел петух во второй раз Лк. : служанка у костра, затем – другой, затем – некто через час, затем – запел петух, затем – «И обращся Господь, воззре на Петра и помяну Петр слово Господне и исшед вон, плакася горько» (Лк. 22, 61, 62). Но в целом значение Ночного дозора очень велико. Однако и в 1660-х гг.
Тема труда в голландском искусстве не заняла надлежащего места.
Каждый рисунок Рембрандта вот таким образом словно несет в себе движение жизненного потока. 1660, Эрмитаж), врачебный визит (Больная и врач, Эрмитаж), дамы, закупающие провизию у уличного торговца (Торговец птицей, 1662, Дрезден), девушки, занятые вышиванием (Девушка за работой, ГМИИ им.
Но малодушный ученик еще не успел окончить своих клятв, как проповедник покаяния – петух – пропел во второй раз:И ВДРУГ ЗАПЕЛ ПЕТУХ. Лейденский период проходит под знаком поисков творческой самостоятельности.
Второй, лондонский автопортрет (1654, Национальная галерея), созданный в год трагической гибели художника, представляет его полным мужественной зрелости – это человек на пороге больших свершений. Здесь нет никакого события – это простое течение жизни просты и естественны люди, необыкновенно достоверны в своей реальности предметы быта – плетеная колыбель, в которой спит ребенок, обычная в голландских домах грелка на полу, посуда у очага, плотничьи инструменты, развешанные по стенам, – но во всей этой кажущейся обыденности – необычайная поэтичность. Идейным центром картины является образ Цивилиса. 17 века относится расцвет голландской пейзажной живописи.
Таковы его офорты Мост Сикса, Вид на Омваль (оба 1645 г. ), его многочисленные рисунки пером, выполненные во время прогулок по окрестностям Амстердама. Так в пределах единой образной системы портреты Рембрандта воплощают необычайное многообразие характеров и психологических оттенков. В эти же годы Рембрандт упорно работает над портретом. В творчестве его это время неуклонного подъема обретая подлинную зрелость, его искусство раскрывается во всей своей силе.
Искусство художников нового поколения утрачивает последние следы былого демократизма. Наиболее распространенным жанром в голландской живописи 1640 – 1660-х гг. В лучшей из его ранних работ – монументальном Воскрешении Лазаря (ок. Подобно тому как многие рембрандтовские композиции 1630-х гг. В одних картинах этого времени еще слишком заметна зависимость от Ластмана, в других молодой художник, обращаясь к бытовому жанру испытывает воздействие утрехтских караваджистов (Меняла, 1627, Берлин), в третьих он более самостоятелен, но чрезмерно увлекается грубостью типов и мелодраматическими эффектами (Самсон и Далила, 1628, Берлин).
Это один из ярких примеров развития тех подспудных тенденций в голландском искусстве, широкое проявление которых в общественных условиях страны было сильно затруднено. Последовавшее за ними большое крупнофигурное полотно У сводни (1656, Дрезден, Картинная галерея) свидетельствует о новаторских возможностях Вермеера. Еще дальше идут в этом направлении Абрахам Темпель и Каспар Нетсхер.
У истоков этого стиля стоял в том числе и кардинал Ришелье. (Иннокентий, архиеп. Так, Жертвоприношение Авраама (1635, Эрмитаж) обнаруживает следы сильного воздействия итальянского барокко, проявляющиеся в мелодраматической трактовке ситуации, в идеализации образов использовании эффектных ракурсов.
В композиционном построении своего гигантского полотна Рембрандт во многом использовал опыт монументальной живописи итальянского Ренессанса и прежде всего ватиканских Станц Рафаэля (как видно из эскизов, для композиционного построения Заговора Цивилиса характерны повышенная роль архитектуры, равновесие масс, симметричное расположение групп). Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Однако о содеянном он вряд ли сожалел.
Своеобразно и живописное построение его картин, в которых на общем оливково-сером фоне изысканно выделяются большие пятна чистой киновари (полог кровати, скатерть на столе) и эффектные тона серебристо-белых или золотистых атласных платьев, в изображении которых Терборх был большим мастером. Излюбленной системой построения в произведениях Рембрандта 1650 – 1660-х гг. Аверкием стройной схемы согласования хронологии отречения у всех евангелистов.
Еще более драматичны лесные пейзажи Рейсдаля (Лесное болото, Эрмитаж Лесной пейзаж, Вена Охота на оленя, Дрезден), монументальные эффектные виды замков на высоких холмах (Замок Бентхейм, Лондон, собрание Бейт) и ландшафты с водопадами (Водопад, Брауншвейг, Музей). Особенно наглядно изменение социального типа голландского бюргера проявилось в портрете. В эти же годы Рембрандтом создан один из его самых знаменитых офортов – Христос исцеляющий больных – так называемый Лист в сто гульденов (офорт назван так из-за высокой цены, которую он приобрел еще при жизни художника).
Образ лишен статичности кажется, что он живет, меняется у нас на глазах. Голландский жанр (мы говорим о его общей тенденции, а не об отдельных, стоящих особняком, хотя в принципиальном отношении и очень важных явлениях) имеет ярко выраженный буржуазный отпечаток.
Глаза святого Петра, по преданию, от частого и горького плача всегда казались красными. Нередко в этих картинах художник изображал себя и свою семью. А. С. Пушкина). Все эти средства преследуют одно – максимальную выразительность образа, – будь то выполненный в технике прозрачного штриха Слепой Товий (1651), где так трогательно передано трагическое одиночество старца или почти целиком погруженное в глубочайший мрак Поклонение пастухов в хлеву, поразительное Принесение во храм (ок.
Общественная сторона человеческого бытия оказалась вне поля зрения живописцев. В сходном плане решен и портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, собр. Юный Рембрандт не сразу находит свой круг образов и собственный живописный метод. НО ОН ОТРЕКСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ, СКАЗАВ: НЕ ЗНАЮ и не понимаю, ЧТО ТЫ ГОВОРИШЬ.
В этом – корни глубокого демократизма рембрандтовского искусства. Глубина раскрытия образа, многоплановость психологической характеристики, умение выразить самые зыбкие и неуловимые душевные движения – все это особенно характерно для автопортретов Рембрандта, в которых, несмотря на их большое число (всего до нас дошло около ста автопортретов художника многие из них написаны в поздний период) изумляет бесконечное богатство психологических аспектов, умение уловить все новые и новые нюансы характера, мысли, чувства. О жизни художника сохранилось очень мало сведений, неизвестно также имя его учителя. Жесты, выражающие их душевный порыв, просты и естественны.
Много и успешно работает Рембрандт в 1630-х гг. Фоны при этом у караваджистов остаются тёмными, они изолируют персонажей от внешнего мира. развивается под знаком напряженных и зачастую противоречивых поисков значительного образа.
Это был один из симптомов нараставшего идейного перерождения голландской буржуазии. относятся лучшие создания Рембрандта в искусстве офорта. 1657, Эрмитаж), У двери кладовой (Амстердам), Служанка с ребенком во дворике (1658, Лондон, Национальная галерея), Игроки в карты (1658, Лондон, Бекингемский дворец). Эмоциональная заряженность колорита здесь такова, что красочные оттенки воспринимаются как оттенки чувства. Начало 18 столетия знаменует конец великой эпохи голландского реализма.
Герои Рембрандта – люди сильных искренних чувств, большого духовного богатства, сумевшие сохранить лучшие человеческие качества даже в самых суровых жизненных условиях. И когда Христос привел ему на память грех, не осмелился он плакать явно, чтобы по слезам не быть обвиненным: «И выйдя вон, плакал горько»«. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 г. в городе Лейдене в семье владельца мельницы.
Если в 1640-х гг. Так как и на этом этапе своего творчества Терборх во многом сохранил свойственную ему большую свежесть и остроту зрительного восприятия, то в его картинах наряду со ставшими уже привычными для голландских жанристов типами действующих лиц встречаются персонажи, как бы выхваченные из жизни, данные без малейшего признака условности, например деревенский почтарь в эрмитажной картине того же названия (1550-е гг. ) или служанка в дрезденской картине Дама, моющая руки.
Наконец, его драгоценная живопись, основанная на применении чистых цветов спектра в сочетании с тончайшей красочной нюансировкой, по праву ставит его в ряд величайших колористов мирового искусства. Высшей степени драматизма Рейсдаль достигает в картине Еврейское кладбище (два варианта – в Дрездене и Детройте), где из мрака выделяются белый искривленный ствол высохшего дерева и руины старого здания, а водный поток пробивает себе путь среди мраморных надгробий.
Габриэль Метсю (1629 – 1667) более склонен к повествованию иногда к анекдоту характеристики действующих лиц у него проще и бесхитростней. В качестве одного из замечательных образцов поздней манеры Рембрандта может быть названо Отречение апостола Петра (1660, Амстердам, Рейксмузей). Николас Мас (1634 – 1693), некогда ученик Рембрандта и автор интересных по замыслу, привлекательных по своей живописи жанровых картин, ныне имитируя ван Дейка изображает представителей голландского патрициата в формах барочного парадного портрета. Тем не менее роль его в эволюции голландской живописи чрезвычайно значительна. Воодушевление Эсфири и зловещая затаенность Амана выражены уже в колористической характеристике этих образов: излучающей свет Эсфири (ее красочный лейтмотив – горящий изнутри красный тон платья и сверкающее золото мантии) противопоставлен как бы окутанный зловещим облаком Аман (лейтмотив которого – сгущенный темно-красный тон). Значение Рейсдаля в истории пейзажной живописи очень велико.
По окончании латинской школы он был принят в Лейденский университет, но пробыл в нем всего около года. И только потом он стал реализовываться на практике. Переезд Фабрициуса в 1550 г. в Дельфт открывает новый этап его творчества.
С пейзажем в голландском искусстве тесно связан анималистический жанр.
Сюжет картины – призыв Юлия Цивилиса, вождя племени батавов (считавшихся предками нидерландцев), к восстанию против Рима (68 – 70 гг. От 1630-х гг. Тематика его – быт состоятельного бюргерства, галантные пары за завтраком (Завтрак, ок. В колорите главную роль обычно играет золотисто-коричневый общий тон. И вот он видит, что его Господа вывели на двор, на поругание толпе: влекомый любовью ученик невольно приблизился, чтобы еще раз взглянуть на своего Учителя, показаться Ему, если можно ему казалось, что теперь, когда все были заняты Божественным Страдальцем, о нем забыли, – но вдруг слышит около себя, что кто-то настоятельно уверяет служителей и стражу, указывая прямо на него: «точно и этот был с Ним ибо он Галилеянин». Его довольно быстро выпустили из лечебницы, так как Литва стала независимым государством.
1668, Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген). Место скромных завтраков Класа и Хеды заняли богатые и эффектные десерты Абрахама ван Бейерена (1620/21 – 1690) и Виллема Кальфа (1622 – 1693). Образы его героев становятся более изысканными, а их окружение – более богатым и нарядным (Дама с жемчужным ожерельем, Берлин). Более свободно Рембрандт чувствует себя в автопортретах и в портретах своих близких.
К замечательным образцам искусства этой поры относится Святое семейство (1645, Эрмитаж). Другие примеры живописного мастерства Стена – это эрмитажная картина Гуляки (ок.
Напротив, выполненное в том же году Похищение Ганимеда (Дрезден) построено на нарочитом снижении традиционного идеального образа воплощенное в монументализированных формах изображение некрасивого плачущего младенца, уносимого могучим орлом, производит почти пародийное впечатление. был бытовой жанр. Композиция картины очень проста: все пять синдиков в темных костюмах и шляпах изображены сидящими за столом перед зрителем они как бы находятся на собрании членов цеха, один из синдиков излагает слушателям отчет позади синдиков с непокрытой головой стоит слуга.
Из числа современников Рейсдаля наиболее крупным пейзажистом был Мейндерт Хоббема (1638 – 1709), автор полных спокойствия и мягкого лиризма картин изображающих уголки леса и водяные мельницы (Лес, Эрмитаж Мельница, Амстердам). Последняя крупная работа Гельдера – цикл картин на темы страстей Христа (картины хранятся в Ашаффен-бурге, Мюнхене и Амстердаме) – отмечена уже чертами субъективного произвола и свидетельствует об отходе от плодотворной реалистической традиции. Это и отличает караваджистов, особенно французов, следующих этой традиции. К ним в первую очередь должна быть отнесена прославленная эрмитажная Даная (1636). К ранним жанровым работам Терборха относится Точильщик (начало 1650-х гг., Берлин), композиция, стоящая особняком в его творчестве и воспринимаемая как вызов распространенным в Голландии принципам жанровой живописи. Жесты сведены к минимуму, вся сила картины – в выразительности лиц.
Позже возникла академия литературы. К 1650-м гг.
Начиная с 70-х гг. Однако популярные в свое время Говерт Флинк (1615 – 1660), Фердинанд Боль (1616 – 1680) и другие не пошли дальше внешнего подражания учителю. В его полотнах образы повседневности, не теряя своей жизненной убедительности, представляют вместе с тем картину мира исполненного особой гармонии и красоты. В истории искусства Рембрандт известен также как один из величайших мастеров рисунка.
17 века голландское искусство вступает в период упадка. Его работы, выдержанные в серебристо-серой гамме с применением пятен красного, желтого, голубого, белого (в картинах Воувермана почти всегда имеется белая лошадь), хорошо написаны, но они лишены большого чувства. Что касается французов, тут всё произошло иначе. Несравненно сложнее и разнообразнее стали композиционные построения и эффекты освещения (особенно у Кальфа, у которого одни предметы выделены светом, а другие скрыты в полумраке, образуя причудливые контрасты) прежний единый коричневато-серый тон сменился изысканными красочными сочетаниями самых разнообразных оттенков. Лучшим его произведением является известная Аллея в Миддельхарнисе (Лондон, Национальная галерея), в которой сходящиеся в перспективе два ряда тонких высоких деревьев стремительно увлекают взгляд зрителя в глубину. Это вообще одно из самых мучительных состояний всех добрых и любящих людей.
В его многофигурных композициях яркая характеристика образов соединяется с убедительной передачей их бытового окружения (В деревенском кабачке, 1660, Дрезден). Основу голландского жанра составляет прежде всего изображение частной жизни человека. В более раннем из них – роттердамском (1645, музей Бойманс-ван Бейнинген) с замечательной яркостью и какой-то поразительной откровенностью запечатлен облик молодого живописца, мятущегося, не чуждого резких порывов и крайностей, но в то же время наделенного незаурядной внутренней силой. 1660), свободная, нарочито угловатая по композиционному построению, с серо-стальным общим тоном, с которым красиво сочетаются звучные пятна чистого цвета или составляющая ей своеобразную противоположность по своей элегантности, по строгой законченности композиционной структуры, по эффектам солнечного освещения Женщина, надевающая чулки (1663, Лондон, Бекингемский дворец).
Уже первые из дошедших до нас произведений Вермеера – созданные до 1656 г. Диана с нимфами (Гаага, Маурицхейс) и Христос у Марфы и Марии (Эдинбург, Национальная галерея) – привлекают на редкость своеобразным сочетанием возвышенного строя образов и одновременной близости их к реальной натуре. Эти новые приемы Рембрандт использует и в еще не крупной по размерам многофигурной композиции Симеон во храме (1631, Гаага). Эта высокая оценка в наибольшей мере относится к его поздним произведениям. Продолжая поиски повышенной психологической выразительности, он смело экспериментирует, применяя различный формат, композицию, меняя позы, повороты, движения, выражение лиц.
Последний отказался и его обязали выплачивать любовнице отступные. К этому времени многие из воспитанных в реалистических традициях мастеров более раннего поколения заканчивают свой жизненный путь.
Герои рембрандтовских произведений 1640-х гг. Карель Фабрициус (1622 – 1654) прожил недолгую жизнь (он погиб во время взрыва порохового склада в Дельфте) и число сохранившихся его произведений очень невелико.
А. С. Пушкина. За материальными невзгодами следуют семейные утраты – умирают вторая жена Рембрандта Хендрикье Стоффельс и сын – молодой Титус. Сикс представлен выходящим из дому он задумался, натягивая перчатку и в этом мимолетном раздумье художник передал то чувство сосредоточенности, когда человек размышляет о чем-то особенно важном, когда словно вся жизнь проходит перед его взором. С этим выразительным лаконизмом неразрывно связана классическая ясность композиционного построения его картин, граничащая с математической точностью.
В них нельзя изменить ни одной детали без того, чтобы не пострадала архитектоника целого. Лучшие произведения Вермеера созданы во второй половине 1650-х гг. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Значение Рембрандта для голландского искусства огромно.
Чтобы сделать свою гигантскую картину пригодной для продажи какому-нибудь частному лицу, сам художник вырезал из нее центральную часть с главными фигурами, придав ей современные размеры (1, 96 3, 09 м). Он пишет сцены быта состоятельных бюргеров и крестьянства, но главным образом из жизни мелкого бюргерства он не ограничивается эпизодами повседневного домашнего быта – у него очень много картин изображающих попойки в трактирах, празднества (например, Праздник бобового короля Кассель), маленьких детей в школе и многие другие разнообразные мотивы.
А. С. Пушкина). по заказу штатгальтера и особенно в Ослеплении Самсона (1636, Франкфурт-на-Майне).
Метсю пишет в единой теплой тональной гамме, но он любит и сильные, звучные пятна цвета, находя красивые сочетания между ними, – например, в эрмитажной картине Больная и врач применен эффектный контраст черной мантии врача с выдержанным в изысканных светло-красных и розовых оттенках костюмом больной. Амстердамский портретист Бартоломеус ван дер Хельст (ок. Ему принадлежит заслуга первой формулировки нового типа жанровой картины, в которой акцент с повествовательного начала, с фабульного подхода к трактовке человека и его окружения перенесен на создание целостного образа, когда человек выступает в неразрывном эмоциональном единстве с более развернуто показанной его жизненной средой. В рембрандтовских созданиях 1640-х гг. Как же глубоко должно было упасть сердце Симона, когда, не дожидаясь ответа, один из слуг архиерейских, родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, начал вслух обличать его, говоря: «Не тебя ли я видел в саду Гефсиманском. »Явился, таким образом, обличитель, которого нелегко было опровергнуть этот слуга хорошо запомнил выразительные черты лица, напавшего на близкого ему человека».
Самым широким по тематике и самым демократичным по духу своих произведений из рассматриваемых представителей бытового жанра был Ян Стен (1626/27 – 1679). Едва уловимые мазки передают даже вибрацию света и воздуха вокруг предметов. У французов всегда будет возникать ощущение значимости события, того, что происходит. Сюжет картины — это лишь момент, который выхватывается из течения жизни.
Рейсдаль глубже других пейзажистов понял возможности света – свет играет в его картинах очень большую роль, определяя их эмоциональное звучание – умиротворенное чувство эрмитажного Морского берега, предгрозовое состояние Вида деревни Эгмонд, глубокое настроение Зимы (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт), мрачный трагизм Еврейского кладбища. Ограничив сферу действия небольшим уголком города, переведя образ в более интимный план, прибегнув к своеобразной интерьеризации пространства в целях его большей замкнутости, Фабрициус достиг более гармоничного соотношения между человеком и его окружением и, что особенно важно, сумел слить их в единый образ, пронизанный общим лирическим чувством. Обвинительный приговор вандалу суд Ленинграда вынес 26 августа 1985 года. Рейсдалю чужда спокойная созерцательность пейзажистов первой половины века его произведения обычно исполнены глубокого драматизма.
Это очень хорошо понимали французские политики. Выяснилось, что художник изменил картину уже после смерти жены. Его вклад равно велик и в живописи и в гравюре и в рисунке. Несомненно идея картины не исчерпывается функциями группового портрета. В ранние годы его искусство развивалось под воздействием фламандского мастера Адриана Браувера в произведениях этих лет преобладает резкий гротеск, сильное огрубление образов крестьян, граничащее с карикатурой, довольно условная характеристика реального окружения в колорите – холодные пестрые краски (Крестьяне в шинке, Дрезден).
Несмотря на финансовую помощь, уже через год Диркс оказалась в тюрьме. Рембрандт отходит от подробного показа бытового окружения человека число действующих лиц в поздних его картинах чаще всего невелико, однако своей содержательностью и степенью эмоционального воздействия эти полотна превосходят картины предшествующих лет. Как утверждают некоторые очевидцы, акт вандализма сопровождался выкриками «Свободу Литве. ».
Тематика его офортов очень широка. Очень популярны картины с изображением сцен в трактирах. Особой грандиозности образа Рембрандт достигает в двух пейзажах, выполненных около 1650 г., – Пейзаже с руинами на горе (Кассель), монументальном ландшафте, полном трагического напряжения и Пейзаже с мельницей (Вашингтон), где простой мотив голландской природы исполнен высокого пафоса.
К лучшим из них принадлежат Рыбные рынки в Лондонской Национальной галерее (1662), роттердамском музее Бойманс-ван Бейнинген и Рынок в порту в ГМИИ им. Колорит его тускнеет, все заметнее становится сухой локальный цвет. Рынок в порту выдержан в характерном для де Витте сером общем тоне с розовато-палевыми пятнами солнечных отсветов, – эта тональность необычайно убедительно передает влажную атмосферу приморских городов Голландии. Каждая красочная частица в московской картине кажется излучающей свет. Рембрандт как в живописи, так и в графике много работает в области пейзажа. Поверхностное восприятие элементов искусства барокко сильнее всего сказалось в некоторых картинах из цикла Страстей Христа (Мюнхен), выполненных Рембрандтом в 1636 – 1639 гг. Образный лейтмотив таких картин – это поэзия спокойного, неторопливого течения жизни.
Огромную роль светотень играет и в композиции. В противопоставлении самодовольным фарисеям страдающих бедняков снова проявляется глубокий демократизм Рембрандта. На рубеже раннего периода и периода творческой зрелости было создано одно из известнейших произведений Рембрандта Ночной дозор. Не случайно у Валантена де Булоня контраст света и тени сталкивается на ладонях и лице апостола Петра — это два начала, которые борются в этом герое. Какие душевные муки переживал Петр, греясь у огня, это сокрыто от глаз людей». Но бытовая живопись голландцев имела и свои ограниченные стороны. Жанровые элементы проникают у него и в библейские сюжеты (офорт Возвращение блудного сына 1636).
Основа композиционной незыблемости картины заключена в равновесии ее цветовых звучаний. Крупные, сильно вылепленные фигуры, плотно заполняющие почти все поле холста, редкая для Рембрандта четкая определенность в обрисовке персонажей, поразительный по своей драматической содержательности мотив освещения (заслоненная рукой служанки свеча усиливает впечатление внезапного разоблачения Петра), сложная игра отсветов пламени – таковы особенности художественно-живописного строя этой картины.
В живописном пейзаже Рембрандт развивает линию Геркулеса Сегерса. В этой единой среде каждое движение приобретает особую выразительность: поворот и наклон головы, движение руки – все это необыкновенно значительно, очищено от всего случайного. Он создает то эффектные парадные портреты (Портрет Мартина Дай, 1634, Париж), то более скромные изображения (Портрет Бургграфа, 1633, Дрезден), то парные портреты, в которые вносятся некоторые приемы бытовой картины (Портрет корабельного мастера и его жены, 1633, Лондон).
Центральный образ картины – образ Марии – наделен большой внутренней экспрессией. Вот таким образом среди большого числа его графических работ (сохранилось около двух тысяч его рисунков) мы находим не только композиционные эскизы для картин и офортов, этюды с натуры, штудии обнаженного тела, – рисунки Рембрандта запечатлели все, что видел художник. Но Рембрандт подошел к своей задаче в значительной мере по-новому. К самым замечательным образцам рембрандтовского портретного искусства позднего периода должен быть отнесен портрет Брейнинга (1652, Кассель).
К наиболее крупным голландским мастерам-анималистам принадлежат Поттер и Кейп. Основа воздействия картины заключена не столько в характеристике отдельных действующих лиц (как раз здесь молодой художник обнаруживает еще свою слабость), сколько в наполняющем картину настроении эмоционального подъема. Надо отметить, что роман с Диркс продлился недолго. Он выделяется уже своими огромными размерами и монументальным размахом (Нынешние размеры картины 3, 87 5, 02 м. Первоначальные размеры были еще больше в 18 в. картина была обрезана со всех четырех сторон, что нарушило ее композиционную логику. ).
В Девушке с письмом (Дрезден, Картинная галерея) и Офицере и смеющейся девушке (Нью-Йорк, музей Фрик)непосредственность видения, столь ярко проявившаяся в предшествующих полотнах, несколько отступает перед обобщающей тенденцией.
Художник увлекается жанровыми мотивами особый интерес к социальным низам общества проявляется у него в многочисленных изображениях нищих, в повествовательной сцене Продавец крысиного яда (1632). Одновременно Рембрандт делает свои первые шаги в офорте и здесь успехи его нередко опережают его достижения в живописи свежестью и непосредственностью в передаче натуры (например, Портрет матери художника, 1628). Вначале возникла теория стиля классицизм. Он не сносит угрозы бедной безсильной служанки. Прошел еще один ужасный час.
Тёмные фоны удивительно помогают лепке фигур, которые усиливаются особым эффектом света. Время между 1642 и 1650 гг. Средства, с помощью которых художник достигает этих результатов изумляют своей простотой кажется, что Рембрандт забыл о выработанных и установившихся приемах, – настолько непреднамеренной и естественной оказывается сама его графическая манера: изгиб линии, нажим пера, размытое пятно с предельной выразительностью передают мысль и чувство художника. В этом произведении изображен эпизод из библейской легенды о царице Эсфири, раскрывающей перед царем Ассуром преступные замыслы его ближайшего приближенного Амана, преданного затем казни.
Естественно, если, находясь около вещественного пламени, Петр должен был усиленно гасить и сдерживать всякое внутреннее пламя, просто потому, чтобы не выдать себя и своих намерений. Библейские сюжеты Стен обычно также воплощает в бытовых формах. в своем большинстве уже не обладают прежней творческой мощью. В живописи на библейские и мифологические темы законодателями вкуса становятся Герард де Лересс (1641 – 1711), мастер, тяготеющий к парадности французского академизма (Жертвоприношение, Эрмитаж) и Адриан ван дер Верф (1659 – 1722), в произведениях которого внешняя красивость и холодная вылощенность соединяются с фальшью и пустотой (Положение во гроб, 1703, Сарра вводит к Аврааму Агарь, 1696 обе в Эрмитаже). Именно этот момент и изображен Рембрандтом: собравшиеся вокруг пиршественного стола участники восстания, скрестив мечи и подняв чаши, произносят слова клятвы. Никто лучше де Витте не передавал поэтического настроения храмовых интерьеров, всегда воспринимаемых им в единстве с наполняющими их людьми.
Там, где он чувствовал себя менее связанным, он показал себя зорким наблюдателем в передаче индивидуального облика человека (Автопортрет, Гаага, Маурицхейс, Скрипач, Эрмитаж) там же, где он был скован условиями заказа и должен был дать портрет светского характера, свое преимущественное внимание он направляет на живописную сторону картины (Портрет дамы в ГМИИ им. Наконец, в числе его интерьерных композиций выделяется замечательная дрезденская картина, своеобразный автопортрет Остаде – Художник в своей мастерской (1663). в жизни Рембрандта ознаменовано нарастающим конфликтом с буржуазным обществом. Герои картины – это люди могучих характеров, бурных импульсов и сильных страстей.
Херсонский). Сикса). К лучшим поздним автопортретам принадлежит венский (ок.