Еще бы. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Его постиг тяжелый удар – смерть единственного сына Титуса. Художники писали портреты и передавали жизнь во всем ее многообразии.
В 1941 году картина снова перебралась в укрытие в Хемскерке, а спустя год в Маастрихте. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
Всего двадцать пять лет находилась в музее отреставрированная картина, опасность нацизма вынудила нидерландцев спрятать знаменитую картину сначала в замке Радбонд, а потом в подземном укрытии у Кастрикюма. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Рембрандт сознательно увеличил количество участников портрета с 18 до 34, включив в толпу двух маленьких девочек в светлых платьях, мальчика с рогом пороха, подростка и множество других фигур, однако большинство этих дополнительных фигур видны лишь фрагментарно. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Городские милиционеры выходят на площадь из нескольких улиц.
Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Но вернемся к картине, с которой мы начали свой рассказ, – к Ночному дозору Рембрандта.
Ладно, скем небывает. Свет и тени в его автопортретах. Контрольный просмотр первых частей сериала о жизни Рембрандта, снятый голландским телевидением, главный герой которого якобы был скопирован с фигуры в филиале Музея восковых фигур на Калверстрат, вызвал такую дискуссию и возражения, что фильм пришлось снимать заново. На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. И посреди этого хаоса единственным местом, где стражники и горожане не оказались по разные стороны баррикад, был полицейский участок на улице Паточной Шахты, которым командовал «сержант Киль», то есть Ваймс. Все эти мелкие эпизоды как бы проходят сквозь вертикальную стену людей.
Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов.
Его работа сама перекроет другим дорогу. Поговорим о Франсе Халсе. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти исказившим её колорит. Воспитанный человек, ачто творит.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. С произведений снимались копии их подделывали. Каждой роте по художнику, не фотографии делали:). – пустая перчатка, которую держит в руке капитан. Когда-то Франс Хальс получил за групповой портрет по 66 флоринов с каждого.
Вцелом, ущерб сведен кнулю, ноесли подойдете поближе, тосможете разглядеть следы. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен.
Сегодня она радует посетителя ясными красками. Такие дела. Кто они — неизвестно. Им открываются интереснейшие вещи: ритмические соответствия линий, закономерности в, казалось бы, беспорядочном распределении света и тени. Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. Он и его служанка Хендрикье Стоффельс были отлучены от церкви.
Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Для равновесия световой композиции на переднем же плане ярко освещенная фигура девочки. Чешский писатель Карел Чапек так писал о нем:.
На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Внизу композицию усиливают ноги стоящих людей, вверху – лязг сталкивающегося оружия. Ни денег, ни славы, ни работы. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге.
Во Львове был украден автопортрет Рембрандта. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Русский след не сложно отыскать в Амстердаме. Но загадки остаются.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Двадцать два действующих лица Ночного дозора перебрались в первый зал музея.
Россию с Нидерландами связывают долгие отношения. Что до картины, то ее приключения продолжаются. Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор». Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум.
В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Они выходят на простор.
Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил ссобой. Что означает ее присутствие. То, что является нам из тени, это — действие в пространстве, то есть — событие». Историческая справка о картине Рембранта ван Рейна «Групповой портрет стрелков-добровольцев города Амстердама», которую в настоящее время называют «Ночной дозор».
Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Знаменосец по сигналу барабанщика развернул свое знамя. Это Рембрандт. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Они были необходимы, чтобы создать впечатление большой толпы, массы людей.
Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Картины становились военными трофеями.
Но и Карцер не остался без работы. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. На этот раз на роль главного героя был выбран широкоплечий человек высокого роста.
Он делал портреты добрых бюргеров в семейном кругу: мужа, жену и ребенка. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Ради нее после свадьбы он влез в долги в связи с покупкой дома. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. 14сентября онхладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине.
Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Последним ударом стала смерть сына. По традиции сразу после распределения долей гонорара деньги отдавались художнику. Среди них есть педанты и растяпы, сорвиголовы и умники.
Вон тот, в глубине, что щурит глаза, должно быть, совсем близорукий. Такие дела. Никто не посмеет и даже не сможет пойти за ним по открытому им пути. Таким мне представился последний день жизни великого голландского живописца. «Soli Deo gloria» (Единого Бога славим) написал он на утесе, охраняемом хищником-символом.
Картины стали предметом, в который вкладывали капитал. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Он обессмертил их, а они сделали бессмертным его имя. Десять, двадцать необычных, порой шутовских деталей отражают разрозненность толпы. Словно мелкие ручейки впадают в озеро. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. Давид и Ионафан, Возвращение блудного сына, Святое семейство, Даная, портреты Бартье Домер и поэта Иеремии Деккера, другие всемирно известные произведения составляют одно из самых значительных сокровищ дворца на Неве. Ладно, с кем не бывает.
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Там нет гор, но там зияет бездна печали, сияния и ужасающей красоты. Он тоже принимал участие в дискуссии, завязавшейся вокруг картины. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры.
Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане.
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. И совсем маленький горожанин в шлеме, чей мушкет выстрелил по его недосмотру. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Он хотел быть художником и станет им.
Хорошо, что все живы остались. Маньяк Карцер, с его страстью к убийствам, стал настоящей находкой для командира Непоминаемых, капитана Загорло. Ритм тени и света подготавливает ритм марша, который сейчас начнется. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Рука с прожилками старушки, читающей Библию, кожа на свету и та же кожа на затемненном лице.
Командор городской стражи Сэмюэль Ваймс лично собрался задержать преступника, но по роковому стечению обстоятельств именно в это время над Анк-Морпорком разразилась магическая буря невиданной силы. Пришельцы из будущего вызвали в прошлом ряд событий, которые могут нарушить ход истории. Площадь становится местом слияния многочисленных потоков. Последним ударом стала смерть сына. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра.
Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Оживают герои полотен, созданные его гениальной кистью. «Ночной дозор» для гражданской доблести Соединенных провинций XVII столетия – то же, чем были «Похороны графа Ораса» Эль Греко для мистицизма Толедо, чем «Мастерская» Курбе станет для парижского общества XIX века, а «Сдача Бреды» Веласкеса была для куртуазных войн века XVII.
Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков).
Очевидно, что эта картина приносит с собой настоящее смятение. Картину считают переломной для Рембрандта. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов.
Движение должно было преодолеть неподвижность, которой требовал портрет. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Никому так и не удастся его превзойти и ван дер Хельсту до самой смерти в 1670 году предоставилось еще немало случаев достичь новых успехов в жанре, в котором он затмил всех. Услышав: «Рембрандт вложил в полотно все свое воображение, но не создал портретов, которые должен был написать», Хоогстратен возразил: «Это произведение так живописно по своему замыслу, так умело создано по своей композиции исполнено такой силы, что рядом с ним другие картины из дома Гражданской гвардии похожи на игральные карты». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма.
В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Благодаря его действиям кровопролитие было предотвращено. В то время в мастерской сновал подросток четырнадцати лет – Самюэль ван Хоогстратен. В композиции картины рота Баннинга Кока крепко стоит на земле.
Жизнь Рембрандта помогает лучше понять атмосферу голландского золотого XVII века. После 1642 года вжизни Рембрандта одно задругим происходят печальные события. Эта картина – моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не групповой портрет и короткое, как барабанная дробь, название – Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор. Ниденег, ниславы, ниработы. Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе.
Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Пока во дворце готовился переворот, народ вышел на улицы. Рембрант перенес на холост элементы героики, поддерживая патриотизм. В это же самое время Рембрандт работал над картиной, названной им «Согласие в стране», на которой он изобразил сбор всадников в латах неподалеку от льва – символа на гербе Амстердама.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность.
Прорубая окно в Европу, Петр I не один раз успел побывать в Голландии. Двадцать три полотна находятся в ленинградском Эрмитаже. Создается неоспоримое впечатление того, что они идут вместе, образуют группу и продвигаются вперед. Голландские художники XVII века писали простых людей, сцены из жизни торговцев и буржуа.
Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Никто и бровью не повел. Ваймс-Киль становится сержантом при оружии (приставом) в полицейском участке на улице Паточной Шахты, там же, где служит молодой Ваймс.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. От влажности и реставрации порезов, нанесенных Сигритсом, картина пострадала, вот таким образом после войны ее вновь реставрировали два года, прежде чем она предстала перед зрителями. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Скульптурная композиция гармонично вписалась в пространство площади.
Она помещена в центре нескольких треугольников, обращенных вершинами кверху. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»).
После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет прямо на зрителя. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Невероятный экспиренс — очутиться внутри картины, ходить мимо героев полотна. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Датировка последних произведений условна, обстоятельства ихсоздания окружены тайной. Но на картине совсем не то. Отправной идеей было написать портрет роты на марше.
Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Но загадки остаются. Атмосфера шествия задана развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Не получилось. Войско без мундиров, когорта волонтеров, юных и старых вперемежку, одни в беретах, другие в шляпах, кое-кто в шлемах – все выходят на площадь, проверяя свою экипировку. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения.
Этим полотном он уже в героическом ключе утверждал то же, что хотел выразить, когда писал повседневность роты бюргеров. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна.
Рассказ, который я предлагаю вашему вниманию, не детективная история. На площади Рембранта в 2006 году установили скульптуры «Ночной дозор» по мотивам самой известной картины художника. В своем настоящем времени Ваймс схватил наконец Карцера и предал его законному суду. Сегодня турист еще бывает на амстердамском Принсенграхт, где стоит Вестеркерк.
Так парадные портреты не пишут. К югу от земли польдеров живопись была, прежде всего, принадлежностью замков и дворцов, в Нидерландах произведения художников собирают и среднеобеспеченные слои. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Как описывает искусствовед Курт Баух, перед нами — главная группа «полотна в большом зале «Дома стрелков», на котором юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (впоследствии — Франс Баннинг Кок, бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (Виллему ван Рюйтенбурху) построить роту бюргеров» — эта заметка того времени точно определяет тему изображения стрелков, этого группового портрета ночной стражи: «Рембрандт изображает прежде всего действие.
В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Через три года он сменил учителя, переехав в Амстердам к Питеру Ластману. Когда в один из последних приездов я вновь пришел в Рейксмюсеум, то напрасно искал картину в том же зале. Реставраторам понадобилось 4 года навосстановление холста. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Узнать картину легко, это «икона» в живописи 17 века. Он исходит из общего, а не из отдельного.
В 1638 году Мария Медичи посетила с торжественным визитом Амстердам. Рембрандт пишет сбор граждан, а не мобилизацию военных. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора».
Он писал портреты, одни только портреты. Нов1975 году произошел второй инцидент. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй).
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. – очень подходит ему.
Воспитанный человек, а что творит. Только что отдан приказ о сборе. Что докартины, тоееприключения продолжаются. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. «Ночной дозор» — групповой портрет эпохи.
Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.
Они наклонили пики книзу, чтобы легче было идти. «Ночной дозор» Рембрандта (название, под которым традиционно известна картина «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга») была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Они хотят успеть увидеть все, не пропустить ничего. Идти косвенным путем к Рембрандту – это, может быть и есть самая прямая дорога. Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии.
Он писал оборванцев и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.
Итоги этих размышлений не будут иметь последствий в истории живописи.