Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты.
Виллем Кальф на протяжении всей жизни писал в свободной манере и демократические «кухни» — кастрюли, овощи и аристократические по подбору изысканных драгоценных предметов натюрморты, полные сдержанного благородства, словно насыщенные внутренним горением красок серебряные сосуды, кубки, раковины. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7. На широкой лестнице они теснятся толпой – это любопытные, верующие, воины.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения.
Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия). Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах.
И он стал проповедовать христианство в Малой Азии и Греции, Риме и Испании. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. Савл упал на землю и услышал голос: "Савл, Савл, что ты гонишь меня. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Над ними нависает громада пышного, темного балдахина. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью.
Два брата Саскии являлись юристами. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». Растет его популярность и, что естественно, благосостояние – появляется шикарный дом, художник начинает коллекционировать антиквариат и полотна старых мастеров.
Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). В этой картине Рембрандт широко пользуется методом игры рефлексов.
Франс Халс родился около 1581 г. в Антверпене в семье ткача. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Абсолютно иной момент выбирает Рембрандт. в стране намечаются признаки перелома. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке искрятся в бокалах. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его эпизоды запечатлены на дошедших до нас античных вазах и фресках.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В жертву ему была отдана дочь эфиопского царя Кефея, красавица Андромеда. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Но это было не так. Безмерное отчаяние, страх, одиночество и раскаяние преисполняют душу предателя. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника.
Если хорошенько присмотреться, можно понять задумку мастера, даже будучи незнакомым с библейской историей. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Натюрморт превращается в украшение жилища высокопоставленных заказчиков. О жизни Халса известно немногое. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году.
Некоторые художники отдавали картину в обмен на бочку вина. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.
Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Это период его восхождения. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. В этом вместе с опрятностью и уютностью жилища – их роскошь. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Мифической красавице Рембрандт придал черты реальной земной женщины, трепетно ожидающей запретного свидания. Но когда он приблизился к Дамаску, его ослепил неведомый свет с неба. Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж, однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено.
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. После распродажи в 1657-58 гг.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов».
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). От изображений регентов — стариков и старух — веет печалью и смертью. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Остальные пятеро, слева от Симеона, присутствуют молча и растроганно.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Эта картина несет в себе символический смысл. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного.
Он был отличным рисовальщиком и гравером. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника.
Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Пушкина).
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Я обвиняю. » (2008). Ныне подобные произведения мы относим к мифологическому жанру. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
В натюрморте вкусные яства, блистающие чистотой предметы. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
1630-е годы — период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Он изучал мимику лица. Люди, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Его картина имеет вертикальный формат (высота тридцать пять, ширина двадцать пять сантиметров). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Требования жанра властно определяют и отношения мастеров к определенным темам. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). В центре площади находится памятник Рембрандту.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.
Нередко мы присутствуем при утреннем вставании дамы или кавалера. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Художник не пытается идеализировать изображаемых, главное для него — их естественность и неповторимость.
Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
В бюргерском интерьере непременно должны царить благопристойность и покой. Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем иронией, горечью, скептицизмом. В живописи этого периода появляются ноты печали и разочарования («Портрет мужчины в широкополой шляпе»). В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).
Они не жалеют на это денег, предпочитая сокращать расходы на еду. Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Крестьяне обычно выглядят драчунами и забияками. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Зато все требования заказчиков были выполнены. Я обвиняю. » (2008)12. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Для распространения его композиций ученики делали с них офорты, предназначенные к продаже.
Иная живопись пользуется особенной любовью в Голландии. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Умер Халс в 1666 г. в глубокой бедности. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Луки, а в 1616 г. — в камеру риторов (актеров-любителей). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. На Эфиопию напало чудовище, морской дракон, пожирающий людей. Здесь нет главного героя. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам.
Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы7. Таковы изображения детей, поющих или играющих на музыкальных инструментах («Поющие мальчики», 1624–1625).
То есть это была, можно сказать историческая картина. В 1610 г. он вошел в гильдию Св. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов.
Он три дня провел в молитве, ничего не ел и не пил, пока слепота не спала с его глаз. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Со временем «завтраки» мастеров натюрморта, живописцев Класа и Хеды уступают место «десертам» голландских художников Абрахама ван Бейерена (1620/1621-1690) и Виллема Кальфа (1622-1693). Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Rembrandtplein) в честь великого художника. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Я – Иисус, которого ты гонишь. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Это ощущение подчеркивает и колорит, выдержанный в черных, серых и белых тонах. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников.
Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Если вы помните, была такая книга из серии Поля Зюмтора «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта» и она долгое время оставалась почти единственным историческим очерком на эту тему.
Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена— пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Эта женщина была круглой сиротой.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Амстердам.
С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Этот период творчества совпал с его личным банкротством.
Так еврейский юноша Савл стал, по преданию, христианским апостолом Павлом. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Изящной девушке доставлено с нарочным письмо, конечно, от ее кавалера и она с лицемерным равнодушием пробегает глазками его строчки.
В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Он хочет подчеркнуть достоинство человека в страдании. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. После переезда в Амстердам основные черты искусства Рембрандта сказываются со всей определенностью. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше).
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В таком же духе исполнена знаменитая «Малле Баббе» (начало 1630-х), представившая известную в Харлеме содержательницу харчевни, которую посетители за глаза называли харлемской ведьмой. Он ломает сцепленные до крови руки и все его тело скорчено в безумном порыве. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В юности он прозывался Савлом и участвовал в преследовании христиан. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Автопортрет. 1661.
Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Встань и иди в город, куда шел". Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. А. С.
Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Порой мы становимся нечаянными свидетелями семейных сцен. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Заказов становилось все меньше.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Художник почти гротескно изобразил женщину с огромной пивной кружкой и совой на плече. о банкротстве. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
Строже и спокойнее становится его палитра. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера — вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
А. С. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений.
В возрасте 84 лет Халс создает два своих шедевра: групповые портреты регентов (попечителей) и регентш приюта для престарелых (1664). Круг его изображений охватывает религиозные сюжеты историю, мифологию, портрет, бытовой жанр, анималистический жанр (посвященный животному миру), пейзаж, натюрморт. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. представляет известные сложности для искусствоведов.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Рембрандт и Ливенс рисуют одних и тех же людей, пользуются общими натурщиками. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Композиция стала спокойной и строгой.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. И когда он прозрел, он тотчас же принял Святое крещение. Очень быстро Халс стал одним из самых известных портретистов Харлема. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Тогда Савл поднялся с земли глаза у него были открыты, но он ничего не видел. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Юный Рембрандт обращает свои взоры в сторону славного города Утрехта, где работает группа голландских художников, которые вошли в историю искусства Западной Европы под названием "утрехтских караваджистов". Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
Большое место в творчестве живописца занимает групповой портрет. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше).
Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Хальс — художник смеха, веселой заразительной улыбки. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Цены были то низкие, в два гульдена за картину, то поднимались до четырех тысяч гульденов (один гульден – примерно двадцать пять копеек).
Рембрандт заслужил признание своего таланта ещё в молодости, которое сочеталось с очень серьёзными гонорарами за работы, которые мастер писал на заказ. Халс писал также заказные портреты, на которых в непринужденных позах размещены состоятельные бюргеры и их семьи («Портрет Исаака Массы», 1626 «Портрет Хетхейсена», 1637). Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. И существенным недостатком этой книги было отсутствие картинок. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена.
Миф об Андромеде восходит к глубокой древности. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан.
Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. Но Халс не отказался от реализма и его популярность резко упала. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Они как будто выхвачены из темноты. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, какой мог выпасть на долю голландского художника. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. Она датируется 1668-69 годами. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Они вдохновляли художника. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626).
Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Служанки оправляют постель, хозяйка забавляется с собачкой или умывает руки, Терборх. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Взгляду Горгоны была присуща магическая сила превращать все живое в камень. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. После реставрации 1946—1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки — символа победы и триумфа. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. — Амстердам). Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
В XV–XVI вв. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Дела шли все хуже. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни.
Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).
С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. В 1640-х гг. Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Часто овального формата бывают его произведения. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. 1643, Кассель, Картинная галерея). В пейзаже главное – это высокое облачное, но спокойное небо.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Урок анатомии у доктора Тюльпа. В соответствии с законом золотого сечения основные герои картины смещены в сторону относительно центра и сразу приковывают внимание зрителя, поскольку выделяются не только расположением, но и освещением.
Георгия (1627) и стрелковой роты Св. Адриана (1633). Влияние искусства Рембрандта было громадным. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Фотограф может применить это к фотографии.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Замечательна его «Цыганка». Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. В центре площади находится памятник Рембрандту. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Они не приняли главную идею художника. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Очень часто портреты Халса включают элементы жанровой сцены.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В ее центре – обнаженная по пояс Андромеда, одинокая и испуганная. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне». В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Женщина для Рубенса такая же стихия, как вода, огонь, воздух, он преклоняется перед ней, он воспринимает ее, прежде всего, как ослепительную самку, символ плодородия. В дальнейшем развитии натюрморт идет теми же путями, что и все голландское искусство, утрачивающее демократизм, свою одухотворенность и поэзию, свое обаяние.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондель. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Все это поддерживает в нас ощущение только что завершившейся яростной схватки. Однако, несмотря на своё благополучие как художника, в личной жизни Рембрандта постигло множество бед. Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Ее солнечно-золотистый плащ падает сзади, образуя мягкие воздушные складки.
Лучшими работами этого жанра стали портреты офицеров стрелковой роты Св. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Но их усилия оказались тщетными. Веселые голые ребятишки, небесные амуры, спешат служить герою. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Есть несколько портретов отца Рембрандта, написанных одновременно Ливенсом и Рембрандтом.
Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Натюрморты Бейерена строги по композициям, эмоционально насыщены, красочны. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. А. С. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей).
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. В 1968 году в Амстердаме заработал Исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших методов атрибуции. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее).
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника.
Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Голландские художники 17 века Питер Клас (около 1597 — 1661) и Виллем Хеда (1594—1680/1682) писали многочисленные варианты «завтраков» изображая на столе окорока, румяные булочки, ежевичные пироги, хрупкие стеклянные бокалы, наполовину наполненные вином, с удивительным мастерством передавая цвет, объем, фактуру каждого предмета. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику.
Из крови убитой Персеем медузы произошел крылатый конь Пегас. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Амстердам был самым крупным художественным центром. В центре площади находится памятник Рембрандту.
В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Спутники привели его в Дамаск, взяв за руку.