К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Этот период творчества совпал с его личным банкротством.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Еще бы. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Они темные. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века.
Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. Беззаботное время художника длилось недолго. Интересен и еще один факт. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков.
Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Мы не знаем, что выражает его лицо. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению.
Здесь упор, похоже, делается на успехе. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Дела шли все хуже.
Ее можно разрешить, приписав авторство картины какому-нибудь ученику Рембрандта, например Вильяму Дросту. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Рембрандт стал его последним протеже. в эрмитажной «Данае»).
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. А. С. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Это своего рода портреты-биографии. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Коричнево-оливковый тональный колорит объединил всю композицию, а световой поток выделил драматически резко главный его смысловой центр.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии.
Он на два столетия опередил своих современников и предсказал линии развития искусства 19 века в эпоху реализма и импрессионизма. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника.
В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно.
В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.
Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории.
С годами углубляется реалистическое мастерство Рембрандта. Между тем споры вокруг нее не утихают. Популярность автора начинает падать.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. В возрасте 13 лет Рембрандт начал учиться рисовать, а также поступил в городской университет. Исключительно жизнерадостно выглядит «Автопортрет с Саскией на коленях» (Дрезденская Картинная галерея) написанный в первые дни медового месяца. Краска немедленно начала пузыриться.
Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. А. С. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Самоубийство Лукреции упомянуто в древнеримской легенде о причинах падения монархии и установления республики. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.
Пришлось перебраться на окраину Амстердама. В 1635 – 1640 –х гг. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. «Ганимед» дрезденского музея). В Данае, переписанной в духе новых исканий, окутывающий композицию светоносный золотистый прозрачный туман исполняет роль реально действующего персонажа — золотого дождя, под видом которого Юпитер проник к девушке, запертой в медной башне ее отцом, царем Акрисием, которому предсказали гибель от руки внука. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Новых заказов почти не появляется. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Дела Рембрандта шли плохо. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. На холсте появились посторонние лица. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Родители его были люди просвещенные. Университетское образование в университете Лейдена он быстро променял на обучение живописи у Сваненбюрха, от которого он перешел в мастерскую Питера Ластмана в Амстердаме. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее).
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
1643, Кассель, Картинная галерея). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Возможно, решающую роль сыграла протекция Хендрика ван Эйленбюрха, у которого квартировал Рембрандт. В центре площади находится памятник Рембрандту.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Фотограф может применить это к фотографии.
Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
(Флора)» (1641, Дрезденская Картинная галерея). В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. А теперь просто посмотрите на эти глаза. дв., 1657 и др. ).
Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. От художника ждали традиционного парадного портрета – все действующие лица в ряд – однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли.
Краска немедленно начала пузыриться. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Я обвиняю. » (2008)12.
Объясняется это просто. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами.
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Это был почетный и выгодный заказ. По существу, это второй из серии автопортретов, на которых он предстает с мольбертом, кистями и муштабелем, употребляемым живописцами в качестве опоры для руки.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. А в годы, разделяющие первый и последний портреты, Рембрандт много раз писал цветущую и веселую женщину, элегантно одетую, как на дрезденском портрете, чопорную и подтянутую, как на официальном портрете из Кассельского музея или же в наряде Флоры – особенно любимый в то время сюжет, трижды воплощенный Рембрандтом: один портрет находится в Петербурге (1634), другой – в Лондоне (1635) и уже упомянутый – в Дрездене (1641). В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Она еще держится прямо, на мгновение ухватившись ища опоры, за тесемку звонка, — полезная находка, позволяющая натурщице долго держать руку в поднятом положении, но мертвенная бледность лица свидетельствует, что конец близок.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Сын повёрнут к нам спиной. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Сюжет взят из Нового Завета.
В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Картина полна нежности и сострадания. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). В центре площади находится памятник Рембрандту. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана).
Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Повреждения затронули около 30 шедевра.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. – отмечает О. Петрочук. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме».
На самом деле многие авторитеты отказались признать авторство Рембрандта их сомнения подтвердились изысканиями в рамках Программы исследования творчества Рембрандта, которая финансировалась правительством Нидерландов. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Действия, поза, окружающая среда и застывшее мгновенье дают ясное представление о настроении персонажа. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ.
Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668 – 1669, Эрмитаж).
Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду.
Пушкина). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Беззаботное время художника длилось недолго.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Кто они — неизвестно. Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год8.
Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Самая известная из картин Рембрандта. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). 1669 год.
Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. почти не сохранилось. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп.
Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Его мать происходила из патрицианского католического рода.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. В 1654 году Хендрикье забеременела. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. По-видимому, он стоит на пороге смерти. Здесь видны особенности обоих стилей. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Это самая известная картина Рембрандта. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». «Св. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер.
Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. По-видимому, это эскизная работа. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.
Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Освободившись, умерла через год. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Но их усилия оказались тщетными.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Новых заказов почти не появляется.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Родился он в семье зажиточного мельника. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа».
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.
Реставрация картины длилась 12 лет. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Реставрация картины длилась 12 лет. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло некоторых заказчиков. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
Заказов становилось все меньше. А. С.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). На полотнах лица и руки озарены светом, прорисованы все морщинки, что, возможно, отражало стремление художника показать внешний образ тех, кто прошел суровые испытания подобно самому автору.
Так что это не был брак по расчету. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Рембрандт раскрывает духовную жизнь человека, словно длящуюся во времени и прстранстве. Зато все требования заказчиков были выполнены. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Таковы, например, «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус», портреты друзей художника Н. Брейнинга, Я. Сикса, многочисленные автопортреты (более сотни маслом и углем). Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Зато все требования заказчиков были выполнены. 1650-е годы, наполненные для Рембрандта тяжкими жизненными испытаниями, открывают период творческой зрелости художника. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Встал и пошел к отцу своему.
В эти годы Рембрандт создал свои самые значительные и глубокие произведения на библейские сюжеты, портреты и автопортреты, ставящие вопросы о смысле человеческой жизни, о воздаянии за добрые и злые поступки, о трагедии одиночества, о всепрощении. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
Он использовался многими художниками. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Интересен и еще один факт. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
А что же случилось с Гертье Диркс. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
"Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Популярность автора начинает падать. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Картина — один из шедевров позднего рембрандтовского периода, для которого характерны красные и золотисто-коричневые тона.
После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов.
Краски лежат на холсте густыми мазками. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта.
жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа.
Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте13. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию.
Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. В 1642 г. Саския скончалась от семилетнего брака у нее было четверо детей из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту.
Рембрандт долго переписывал свое любимое детище изменяя настроение картины в соответствии со своими ощущениями. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына».
Написана она была в последние годы жизни мастера. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи.
в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Повреждения затронули около 30 шедевра. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Я обвиняю. » (2008). В них вы видите печаль. Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. На холсте появились посторонние лица. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Господня». Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Внимание вновь приковано к отцу и сыну.
Она отдалась ему и зачала. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г).