Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Популярность автора начинает падать. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Полотно не покидало стен его дома вплоть до аукционной распродажи всего его имущества в 1656 году. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. И его одежда — воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха — явно свидетельствует о его состоянии. Зато все требования заказчиков были выполнены. В мастерской Рембрандта по-прежнему было много учеников, в том числе Фердинанд Боль и Говерт Флинк. Документально подтвержденных сведений о жизни Рембрандта в 1640-е г. г.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов.
Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. дв., 1657 и др. ). Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт.
Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Кто они — неизвестно. А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы8 иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот8. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. Повреждения затронули около 30 шедевра. Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. в эрмитажной «Данае»).
Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. «Ганимед» дрезденского музея). Влияние искусства Рембрандта было громадным. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Персонажи готовы ожить в любой момент.
К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Дом-музей Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
Дела шли все хуже. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена).
Недостатка в моделях у него не было: на эскизах и набросках появлялись его родные, близкие, он сам. Но их усилия оказались тщетными. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Новых заказов почти не появляется. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Оно произвольно, комфортно глазу.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Творчество Рембрандта проникнуто рвением к глубочайшему, философскому постижению реальности и внутреннего мира человека со всем богатством его искренних переживаний. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Отец, Хармен Герритсзоон, был мельником, которому приходилось немало трудиться, чтобы прокормить девятерых детей. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография.
Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. «Св.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. На этой картине мастер изображает себя вечным странником, который вынужден скитаться по трудным дорогам изменчивой славы. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8.
Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Краски лежат на холсте густыми мазками. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Мы не знаем, что выражает его лицо. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). В центре площади находится памятник Рембрандту. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Нищий и больной сын возвращается к отцу и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына, проведшего всю свою жизнь в трудах. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Он использовался многими художниками.
Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Художник Рембрандт родился в семье пекаря в 1606 году в голландском городе Лейден, располагавшемся на берегу Рейна. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Колоссальное, почти четырехметровое полотно стало по-настоящему роковым в карьере своего создателя.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Творчество художника передает духовную жизнь человека. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Встал и пошел к отцу своему. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
В его картинах изображенное представляется как бы окутанным воздухом и игра света в этой насыщенной им атмосфере производит поразительные эффекты. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Краска немедленно начала пузыриться.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Интересен и еще один факт. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Написана она была в последние годы жизни мастера. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Между тем споры вокруг нее не утихают. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому – крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». О детстве художника известно не так уж много.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Реставрация картины длилась 12 лет.
Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Женщины на картинах Рембрандта выглядят роскошно и пышно, как на картинах Питера Пауля Рубенса. Самым ярким воплощением эстетических взглядов художника стала картина «Даная» (1636-1647), в которой он вступает, как бы, в полемику с большими мастерами Возрождения: саму обнажённую фигуру Данаи, абсолютно далекую от принятых идеалов, он написал с ярко реалистической непосредственностью, а идеальной, чувственно-телесной красоте образов известных итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства и духовности.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Картина полна нежности и сострадания. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги.
Объясняется это просто. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Это самая известная картина Рембрандта. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Действительно, на протяжении всей жизни художник черпал вдохновение от окружающих людей, не исключено, что на полотне убаюкивает младенца женщина, срисованная со служанки.
Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы — отличительные качества Pембрандта, как гравера. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
Они темные. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. На холсте появились посторонние лица.
Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин.
почти не сохранилось. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. В своих первых, по времени, работах Рембрандт старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась, без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. Я обвиняю. » (2008)12.
Беззаботное время художника длилось недолго. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Я обвиняю. » (2008). Понимая этот факт, его родители в13 лет отдали Рембрандта учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху, который был католиком. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. В них вы видите печаль.
Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве.
Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. Заказов становилось все меньше. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8.
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Сын повёрнут к нам спиной. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой7. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
«встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Зато все требования заказчиков были выполнены. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Еще бы.
К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Фотограф может применить это к фотографии. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
1669 год. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя.
Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Саския стала музой и любимой моделью художника. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Точная дата написания картины не установлена, но считается, что это одна из последних работ Рембрандта.
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная».
Самая известная из картин Рембрандта. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В центре площади находится памятник Рембрандту. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой.
Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6.