Вечерняя Москва предлагает вспомнить самые известные картины Рембрандта, являющиеся жемчужинами коллекций крупнейших музеев мира. Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 г. Большое число работ исполненных им в этот период его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он совершенствоваться.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Открытое художественное собрание), «Плачь Иеремии» (1630 год. Государственный музей Амстердама. Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Кассель.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Берлин), «Введение во храм» (1628 год), «Христос в Эммаусе» (1629 год).
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Лондон.
Лувр) «Женщина купающаяся в реке» (Хендрикье Стоффельс купающаяся в реке) (1654 год. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Рейксмюсеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Париж.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно поврежден психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезавшим ее ножом. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Галерея Далвич). и десятки других портретов были созданы за короткий промежуток времени.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Композиция уравновешивается жестом руки Ансло и лежащими на столе книгами. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Рембрандт становится увлеченным коллекционером дорогостоящих и редких предметов. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства.
После распродажи в 1657-58 гг. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Как и другие мастера барокко, Рембрандт исследует значение светотени для передачи эмоций. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. «Похищение Ганимеда» (1635 год.
Художественная галерея). Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Королевское собрание). Художник размещает чету супругов в частной обстановке. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Самая известная из картин Рембрандта.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Картинная галерея). Портрет на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент работы над картиной – это первый дошедший до нас живописный автопортрет Рембрандта (1628 год). Одежда на них нарядная и экзотичная. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. представляет известные сложности для искусствоведов. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Эрмитаж). Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Берлин.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. сохранилось мало.
В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Возможно художнику помог набросок, сделанный с картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1.
"Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Между тем споры вокруг нее не утихают. Заказчики отказались принять эту картину.
Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека и голландский художник способен был показать это в одном застывшем мгновении. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Это событие приумножило их состояние, открыв перед художником двери особняков бюргеров.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В конце 1640-х Рембрандт сошёлся с другой своей служанкой, Хендрикье Стоффельс. Застывший в воздухе нож придаёт сцене дополнительное напряжение.
Картина полна нежности и сострадания. Они темные. Что касается до картин Рембрандта на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени, однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное чувство, как напр. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). Эти картины художник наполнял эмоциональным содержимым, философский же смысл оставался на втором плане. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Лондон. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Окружной музей искусств), «Человек, чинящий перо» (1632 год. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. дв., 1657 и др. ).
Вероятно благодаря посредничеству Хейгенса Рембрандт связался с богатыми клиентами и штатгальтер стал приобретать картины Рембрандта и Ливенса. Многие имеют овальную форму. Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира.
В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). «Св.
Потом они решили перевести его к Якобу Изаксу ван Сваненбурху, чтобы мальчик учился у него дальше. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. «Ночной дозор» – уникальный групповой портрет изображающий событие, а не просто позирующих мушкетеров. Картина «Ночной дозор» (1642 год. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу8, после чего в 1656 году заявил о банкротстве. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Эрмитаж) художник изображает Саскию в костюме Флоры, создавая образ богини.
Два других заказа на создание портрета достались его ученикам. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности.
Эрмитаж) драматична по своему сюжету. Первоначально на левом краю картины располагались еще две фигуры, а по трем остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Дрезден. Государственный музей Амстердама. В 1653 году художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и объявил в 1656 г. о своем банкротстве.
На картине изображено более двадцати фигур. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Заказов становилось все меньше. Но уже в этих ранних полотнах появляются свето-теневые эффекты, так прославившие автора.
«Ян Сикс» (1654 год. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Рембрандт написал для принца Оранского несколько полотен на религиозную тему.
Однако страсти Христовы большого успеха не имели. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд.
Документальных сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. Санкт-Петербург.
В XVII веке важнее всего было сходство, портреты же Рембрандта глубоко психологичны. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Эдинбург. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Рйксмузеум), «Давид с головой Голиафа» (1627 год.
«Мартен Лоотен» (1632 год. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. На творчество Рембрандта повлияли такие художники, как Йорис ван Схоотен, создатель целой серии групповых полотен, Лука Лейденский, его кисти принадлежит полотно «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, считавшийся тогда лучшим художником Европы, немецкий художник Адам Эльсхаймер, а также картины караваджистов стали его учителями в отношении работы со светом и тенью.
Дрезден. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). «Пир Валтасара» (Мене, Текел, Фарес) (1635 год. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Наиболее близкие по стилю к караваджистам полотна Рембрандта – «Меняла» (Притча о неразумном богаче) (1627 год. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Это была богатейшая страна в Европе, а Амстердам считался коммерческой столицей мира. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В Библии говорится о том как Давид и Ионафан обнялись и плакали вместе. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ). Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Картину много раз пытались толковать, но нет ни одной убедительной версии. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Рейксмюсеум).
Открытое художественное собрание), «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». А. С. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», после того как в 1654 году у них родилась дочь Корнелия. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Постепенно он впал в немилость у влиятельных людей Амстердама. Подобная участь постигла всемирно известный шедевр Рембрандта Ночной дозор (De Nachtwacht). Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Музей Метрополитен), «Альберт Кейпер» (1632 год. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Рейксмюсеум) были написаны художником еще в лейденский период. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Там он создавал свои знаменитые картины, гравюры и рисунки. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
А теперь просто посмотрите на эти глаза. Наиболее значительные портреты тех лет написаны с жены художника, Саскии, в различной обстановке «Саския» (1633 год. Эрмитаж) «Аман узнает свою судьбу» (Давид и Урия) (1666 год. Пушкина).
Возможно это граничит с тем, что популярность художника постепенно угасла и большинство учеников покинули его. Санкт-Петербург. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание.
Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим – идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, – находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. От художника ждали традиционного парадного портрета – все действующие лица в ряд – однако он принял решение изобразить мушкетеров в движении. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников.
Рембрандт создает драматические и напряженные картины: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660 год. Рембрандтван Рейнумер в нищете и был похоронен в безымянной могиле в Амстердаме.
«Ганимед» дрезденского музея). Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Государственные музеи.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Кассель. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная».
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Рембрандт создает ряд полотен на мифологические и исторические сюжеты. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
Он использовался многими художниками. Но вскоре обнаружилась природная склонность мальчика к искусству живописи и рисования, так что родители вынуждены были взять его из школы и, чтобы развивать дальше его талант, отдали его живописцу для обучения первоначальным правилам. Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Их лица озарены внутренним светом.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Привычной демонстрации позирующих художнику людей общей профессии Рембрандт противопоставил драматургию вольно решенной сцены, участники которой — члены гильдии хирургов, внимающие своему коллеге, объединены интеллектуально и духовно активным включением в процесс научного исследования. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Полотно же Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» (1629 год. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Ему позируют и друзья и никому не известные солдаты, старики и старухи.
Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Государственный музей Катарейнеконвент), «Концерт» (Музыкальный урок сладострастной любви) (1626 год. Картинная галерея), «Портрет Саскии» (Кассельский портрет) (1635 год. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. – отмечает О. Петрочук. Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан.
Дела шли все хуже. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. В центре площади находится памятник Рембрандту. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7.
Музей изящных искусств), «Паламедеи перед Агамемноном» (1626 год), «Крещении евнуха» (1626 год. Кроме того картина напоминала о недавней освободительной Нидерландской революции. «Судостроитель и его жена» (портрет Яна Рейксена и его супруги Грит Янс) (1633 год.
Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Рембрандт светом выделяет две фигуры на переднем плане. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. Похищение пугает ребенка и он с искажённым от ужаса лицом пускает струю.
Рейксмюсеум), «Валаам и ослица» (1627 год). В 1634 году Рембрандт сочетался браком с Саскией ван Эйленбурх, богатой девушкой, происходящей из очень знатной семьи. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Художник пристально изучал произведения великих предшественников и современников, таких как Тициан и его «Ариосто», портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля, портреты кисти ван Дейка. Это скорее фантазия Рембрандта на тему библейской истории.
Беззаботное время художника длилось недолго. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Заказчики предпочитали, чтобы их нарисовали с супругой. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. На расстоянии создается иллюзия, что фигуры движутся навстречу зрителю. Популярность автора начинает падать. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6.
Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью.
в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. А. С. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Париж. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
Санкт-Петербург. Фигура в черном – капитан Кок протягивает вперед руку. Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти.
Еще бы. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Лион.
В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты25. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Дрезден. Амстердам.
Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний.
Краски лежат на холсте густыми мазками. Повреждения затронули около 30 шедевра. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. В них вы видите печаль.
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. По специальному заказу Рембрандтом выполнялись групповые портреты. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае.
«В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Художественная галерея), «Женщина с книгой псалмов» (1632 год. В теплом колорите преобладают мерцающие красные и золотисто-коричневые оттенки. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8.
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Амстердам.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Сначала оно было помещено для показа в штаб-квартиру гвардейцев. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. Его Ганимед скорее похож на рубенсовского купидона. Обанкротившись, онбыл вынужден продать художественную коллекцию и дом.
Это прекраснейший голландский групповой портрет того времени. Кроме того размер полотна поражает своими масштабами. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. А. С. Пушкина) и «Отречение апостола Петра» (1660 год. Главные акценты расставлены художником на лицах и некоторых предметах интерьера.
Ранние полотна Рембрандта: «Побиении камнями святого апостола Стефана» (1625 год. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Фотограф может применить это к фотографии. Картинная галерея) в мифе орел похитил юного Ганимеда, чтобы тот стал виночерпием у Зевса.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). По сути картина является пасторалью. Рембрандт смог передать внутреннюю драмму Ионафана изобразив его со спины. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Государственные музеи, Картинная галерея). Но их усилия оказались тщетными. Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные. Зато все требования заказчиков были выполнены.
в эрмитажной «Данае»). Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Служанки позировали Рембрандту для картин: «Женщина в постели» (Гертье Диркс. ) (1647 год. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Картина очень трогательная благодаря жесту и выражению лица главного персонажа. Роттердам.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника.
Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Фон постепенно переходит от темного к светлому, вследствие чего фигура как бы проявляется из тени. Картина поражает своей реалистичностью и натурализмом. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. В центре площади находится памятник Рембрандту. Сам же Рембрандт получил новый общественный заказ лишь спустя 14 лет.
Лондон. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Кто они — неизвестно. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. ГМИИ им. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора».
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Цветовое решение картины сдержанное, господствует черно-белая гамма. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Краска немедленно начала пузыриться.
Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты7. 1669 год. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Простые же люди позировали ему для библейских сюжетов. Написана она была в последние годы жизни мастера.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Его спутник эффектно освещен, каждая деталь его одежды внимательно прописана. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
«Автопортрет с Саскией на коленях» (Блудный сын в таверне, Аллегория любви и вина) (1638 год. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Реставрация картины длилась 12 лет.
В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Рембрандт самостоятельно печатает свои гравюры и каждый оттиск отличается от предидущего несколькими штрихами или линиями. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Санкт-Петербург. Рембрандт умирает годом позже.
Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. 1643, Кассель, Картинная галерея). Нью-Йорк.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло.
Государственный музей Амстердама. В портрете «Флора» (1634 год. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
На холсте появились посторонние лица. Государственный музей Амстердама. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил.
Галерея живописи) это единственный автопортрет живописца, в котором он изображен не один. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Москва. Без долгих раздумий, новые хозяева обрезали картину, по 60 см с каждой стороны.
Некоторые портретируемые предпочитают, чтобы их рисовали без драгоценных украшений, зачастую в костюме простого покроя, украшенном лишь кружевами на воротнике и манжетах. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора.
Рембрандт тщательно пишет лицо, детали одежды, венок из цветов на голове Саскии. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Государственный музей Амстердама. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Рейксмюсеум) сейчас является национальным символом Нидерландов. Внимание зрителя привлекает освещенная фигура девочки на втором плане картины. На картине изображена выступающая в поход рота и несколько неизвестных прохожих, у ворот.
Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год. В одном из своих писем Хейгенс описывает Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников. Дрезден. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Групповой портрет «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632 год. «Жертвоприношение Авраама» (1635 год.
Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. Картина «Ночной дозор» оказалась поворотной точкой в карьере Рембрандта. Лос-Анджелес. Санкт-Петербург.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Лондон. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно.
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Саския умирает в 1642 году, через год после рождения сына Титуса. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. (За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля.
Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Это было первым злоключением знаменитого полотна Ночной дозор. Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г). Также он создает серию гравюр с изображением его родственников и автопортретов. Из огромного особняка в самом центре Амстердама он был вынужден перебраться на окраину города, в Еврейский квартал, где снимал несколько комнат со своим любимым сыном Титусом. Как страстный призыв к всепрощению, поэтический гимн любви к ближнему воспринимается уникальное в своих художественных достоинствах полотно Рембрандта Возвращение блудного сына (ок. «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 год. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
Берлин. Эрмитаж). Я обвиняю. » (2008)12. Лондон.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». В течение золотого века, Голландия была лидером в международной торговле. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Картинная галерея).
Собрание Уоллес), «Титус в одежде монаха (Титус в виде Святого Франциска)» (1660 год. Это самая известная картина Рембрандта. Рейксмюсеум). Павлин на столе – символ богатства.
«Возвращение блудного сына» (1666 год. В нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным Вирсавии и Данае, озаренной любовью стареющего гения – тоже в своем роде царя и бога, только от живописи. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. «Молящийся Товит» (Товит обвиняет Анну в краже козленка) (1626 год. Национальная галерея), «Хендрикье Стоффельс у открытой двери» (период 1650-1660 годы. Именно в его мастерской Рембрандт научился гравировальному искусству.
По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. почти не сохранилось. Эти гравюры стремительно распродавались. Ниваа.
В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Рембрандт также пишет портреты своего сына: «Титус за партой» (1655 год. Возможно ученики помогали художнику писать фоны и одежду моделей. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Лос Анджелес. XVII столетие считается пиком расцвета в истории голландской живописи. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира, как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской истории.
Это был почетный и выгодный заказ. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Зато все требования заказчиков были выполнены. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Интересен и еще один факт. Его мать происходила из патрицианского католического рода. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
На картине «Урок анатомии доктора Тульпа» доктор Николас Тульп (настоящее имя Клас Питерсзон), выдающийся амстердамский хирург и ученый, заведовавший кафедрой анатомии, демонстрирует медикам строение мышц левого предплечья. Базель. В этюдах мужских и женских голов он исследует мимику лиц и своеобразие каждой модели. Сын повёрнут к нам спиной. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Менее удачными считаются его портреты в полный рост.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Амстердам. Картина «Урок анатомии доктора Тульпа» привлекла внимание многих амстердамцев, которые стремились проникнуть в аудиторию медицинского учреждения, чтобы только посмотреть на нее. В эти годы создается ряд портретов простых людей, стариков, старух, солдат, моделями которых, возможно, были его соседи. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Новых заказов почти не появляется. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. В Данае, переписанной в духе новых исканий, окутывающий композицию светоносный золотистый прозрачный туман исполняет роль реально действующего персонажа — золотого дождя, под видом которого Юпитер проник к девушке, запертой в медной башне ее отцом, царем Акрисием, которому предсказали гибель от руки внука. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Национальная галерея Шотландии), «Хендрикье Стоффельс» (1650 год. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
В результате, благосостояние стало мощным стимулом развития культурной жизни страны. Многие ученики уходят от него и становятся востребованными художниками. Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Картина построена на игре освещенных и затенённых зон. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Объясняется это просто. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна».
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Рембрандт знакомится со множеством людей разных сословий. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Мифической красавице Рембрандт придал черты реальной земной женщины, трепетно ожидающей запретного свидания.
В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. Городское собрание живописи), «Мужчина с остроконечной бородкой» (1632 год. С 1639 он жил в доме, который теперь известен как Музей Рембрандта (Rembrandt Museum). Утрехт.
Лувр), «Якоб де Гейн Третий» (1632 год. «Свадьба Самсона» (Самсон задает гостям загадку) (1638 год. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Ангел в последний момент хватает Авраама за руку, тем самым предотвращая трагедию.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. «Похищение Европы» (1632 год. В 1627 году Рембрандт возвращается в Лейден.
Базель. Светотень в этих картинах достигает невиданного прежде богатства оттенков. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Государственный музей Амстердама. Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им.
Я обвиняю. » (2008). А. С. Музей Бойманса-ван Бенингена), «Титус» (1657 год.
До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. дома и имущества художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал.
Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины). Встал и пошел к отцу своему. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Именно новизна художественных изысканий позволили ему стать одним из самых заметных художников всех времён и народов.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Спустя восемь лет Рембрандт пишет еще один двойной портрет: «Проповедник сектыменнонитов Корнелис Клас Ансло и его жена Алтье Геррит Схаутен» (1641 год. Музей Поля Гетти) сюжет традиционные для итальянской живописи.
Мы не знаем, что выражает его лицо.