Картина Рембрандта Хендрикье Стоффельс в образе Флоры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Хендрикье Стоффельс умрёт в1663-м году ввозрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту. Хендрикье Стоффельс умрёт в 1663-м году в возрасте 38 лет, безраздельно посвятив 15 лет своей жизни Рембрандту.
Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания. Рембрандт написал рыже-коричневую осень в лесу, вереницу карет на дороге.
Но в обмен на свои будущие произведения он получит кров, пропитание, одежду и уход. Костюм крестьянина. А в его работах Саския жива: она надевает серьги, наряжается Минервой, Флорой. Унижен ли он продажей погребения. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Он сократит роль деталей в пользу простоты изображения. Мысль эта прекрасно высветлена и доказана в книге, лежащей перед нами.
Книга или спектакль. Но его собственное видение события вылилось в изображение аристократически одетой женщины с серьезным лицом, сдерживающей слезы и приставившей к груди кинжал. Он даже повздорил с государственной организацией, финансирующей исследования, когда один чиновник бросил ему: «Да уже не важно, что там, опубликуйте же его наконец. » В 1998 году правительство урезало гранты, выделяемые на проект, но ван де Ветеринг добился поддержки от Университета Амстердама. Лоренцо Великолепный уже приобрел «Положение во гроб» Рогира ван дер Вейдена, а в знаменитой Трибуне абсолютно естественным образом соседствовали Микеланджело, Тинторетто, Дюрер и Кранах, что подавало пример открытости мышления, отвергаемой Жераром де Лерессом.
В отличие от других учеников, Арт не был «перепахан» своим учителем. Внешне это выглядело ужасающе, но на самом деле было благодеянием. Это воплощение конца, который намечает своим дням сам человек. Рембрандт написал эти две картины за два года без перерыва. Это может значить только одно: он гордо предъявляет редкостное сокровище, которое ревностно хранит в знак преданного почтения к учителю, возможно, одарившему его этим подарком.
Ван де Ветеринг возражает, что определяющим при атрибуции является «не консенсус, а анализ и тщательная экспертиза научных данных». Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Здесь видны особенности обоих стилей.
Язычок пламени метнулся в сторону. Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. В жизни семьи Рембрандта произошло важное событие: помолвка Титуса с юной Магдаленой ван Лоо, его ровесницей, проживавшей на кольцевом канале — Зингеле вместе со своей матерью Анной.
Семья уже не могла по-прежнему хозяйничать в некогда уютном доме. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Отрадное было бы зрелище, не будь оружия, бесчестящего любовь.
Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Кто так вознегодовал на него в высших сферах, где царят эти силы. Рембрандт Харменс Ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене. У него не было ни гроша.
Он снова вернулся к своей гравюре «Три креста», созданной в 1653 году. Хендрикье, помогавшей ему больше тринадцати лет, вмешавшейся в 1649 году в конфликт между ним и Гертье, Хендрикье, безоговорочно следовавшей за ним, позировавшей ему обнаженной для «Вирсавии», для купальщицы, подобравшей над водой рубашку и скромной Флоры. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. – Стало очевидно, что «мой» Рембрандт отличается от «их» Рембрандта».
Нотариус записал, что «Хендрикье Стоффельс, проживающая на Розенграхт, подле нового лабиринта, недужная телесно, но властная в своих поступках, в твердой памяти и свободно изъясняясь, пришла в его контору, чтобы заверить свою последнюю волю». Он не сделал никаких других набросков до начала работы над картиной (она, как известно, была написана очень быстро, поскольку уже девять месяцев спустя заняла свое место в галерее) — ни этюдов фигур, ни зарисовок групп, ни эскизов композиции с «золотым» числом персонажей, ни разбивки на квадраты для увеличения. Он считает, что проект «слишком затянулся состав авторов за это время полностью сменился, а вместе с ним радикально модифицировался и подход: от редукционизма, когда тряслись над каждой работой, до неожиданной толерантности, когда кисти Рембрандта стали приписывать все спорные вещи». Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным.
Черный и белый станут непрерывной канвой произведения. Светлые и темные блики задают единый ритм.
Они уже не надеялись вновь нажить состояние, зато дали ему передышку. Впоследствии его прозвали «Северным Пуссеном».
Весьма скоро он поймет, что Арт уважает его именно за то, что он пишет теперь. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь. Специалисты по Рембрандту в целом восприняли публикацию с энтузиазмом.
И вот теперь Рембрандт больше не увидит ее на пороге, возвращаясь домой. В 1635 – 1640 –х гг. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. Его города славились производством сукна и шерстяных тканей еще в XIII веке. Интимная жизнь удаляется из творчества.
Произведение красиво, но Рембрандт решил его переделать. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Женщина, ребенок, мужчины.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Тридцативосьмилетняя Хендрикье, больная и изможденная, пожелавшая привести в порядок свои дела. Присутствующие встречают удивлением все, что появляется на мольберте. Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657.
Это неприятие, уже выраженное ему однажды голландской общественностью, будет подкреплено предвзятостью к нему профессоров из-за отсутствия в его творчестве принципов, поддающихся систематизации. Каждая корпорация, каждая ассоциация вывешивала портреты своих членов в залах гильдии и Франс Хальс создаст ужасающее изображение управляющих благотворительными учреждениями: маразматики и хищники, наблюдающие за порядком в благотворительности. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта.
Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. По портретам видно, что он полностью им доверял. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме. Рембрандт написал «Ночной дозор», Хальс — «Банкет аркебузиров». Вот таким образом «Синдики суконного цеха» оставались в Голландии, тогда как «Клятва батавов» исчезла и дошла до нас изувеченной.
Там, где он живет, — на Розенграхт — Рембрандт больше не задается вопросами обо всем этом. Кроме того, чтобы расплатиться с торговцем, Рембрандт напишет его портрет. Хендрикье, помогавшей ему больше тринадцати лет, вмешавшейся в 1649 году в конфликт между ним и Гертье, Хендрикье, безоговорочно следовавшей за ним, позировавшей ему обнаженной для «Вирсавии», для купальщицы, подобравшей над водой рубашку и скромной Флоры. Территория известная в Средние века под именем Нидерланды («Низинные земели»), в основном соответствует нынешним Нидерландам, Бельгии, Люксембургу и части Северной Франции. На картину будут смотреть вблизи. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью.
Бургомистры устроили на Площади Дам парад экипажей. Творчество потребляет все виды энергии, которые ему доступны. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени.
Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Бургомистры устроили на Площади Дам парад экипажей. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом.
Саския живет в его душе. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. А ведь когда-то слава его гремела. Целое существовало лишь в его замыслах, поскольку ни один монарх не заказывал ему подобного проекта, а его «Юнона» — столь нетрадиционная, сохранившая лишь тень павлина и море величия, — в любом случае не вписалась бы в такую программу.
«Юнона» так же невероятна, как его «Минерва» или «Артемида» былых времен (которая к тому же могла быть и Софонисбой). Он рисовал безымянные скелеты.
Кому понадобилось, чтобы Хендрикье не стало. Общепринятое название "Еврейская невеста" основано на старом, ныне отвергнутом толковании, появившемся в XIX веке. Книга о Рембрандте — несомненно одна из лучших его работ. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Он работает быстро. Надзор за качеством тканей не для нее. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными.
Они станут делить между собой убытки и прибыль. Все это папистская рухлядь. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Её дергали повестками еще и еще. Он поневоле думал о судьбе мятежей. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Однако они материальны: это руки старика, несущие на себе печать возраста.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Вокруг одна за другой обрывались жизни. Пока чума, прежде поразившая Амстердам, опустошала Лондон, адмирал Михаэль де Рейтер дал англичанам бой, продолжавшийся четыре дня, с 11 по 14 июня 1666 года. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась.
Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Будь то в Италии, Фландрии, Франции или Испании — повсюду встретятся те же доспехи, то же оружие, те же тоги, те же деревья, те же постройки, те же развалины, те же античные стелы. Умершие дети, затем Саския и вот теперь Хендрикье. Кареты проезжали строем.
Полное собрание включает 5 тыс. Можно ли различить в них прямую связь, как в развитии чьего-либо творчества. Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали.
Ох и намучилась я с этой Саскией в период преподавания МХК. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».
Рембрандт знает, что такое труп. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Однако покупки Козимо III, сделанные им в Амстердаме, многое говорят о его вкусе. История Сусанны восходит к апокрифам, своду библейских писаний, подлинность которых давно подвергается сомнению. Кому понадобилось, чтобы Хендрикье не стало. Она подала в суд на Рембрандта, считая, что он нарушил брачный договор, но она проиграла спор и была направлена в исправительный дом, в котором провела целых 5 лет.
Ему было двадцать четыре года, а писать он начал в пятнадцать. Первые два года будут очень плодотворными. Язычок пламени метнулся в сторону. Именно на этом этапе пути к нему явился молодой художник из Льежа. Ноэротические гравюры Рембрандта незаигрывают смифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают«тяжеловесную неуклюжесть животного акта». Два противоположных полюса под одной кровлей.
Его живопись — ткань, являющая свою непрерывность. Ограниченное пространство. страниц большого формата, весит более 13 кг и стоит 1085 (1349). И тогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе.
Рембрандт напишет их всех в фас, даже слугу, которого он, правда, заставил опустить глаза. Там ватмосфере аскетичной суровости (чтобы несказать жестокости) блудниц ибродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы иограничений веде исвободе. Сомнение длится лишь одно мгновение.
Полтора столетия спустя здесь на смену старому цеховому ремеслу пришло новое капиталистическое производство, сложившееся вокруг Антверпена, расположенного в устье Шельды. Все — в его картинах. Теплое спокойствие пахнущего воском коричневого дерева и красной толстой шерсти. Ноположение Хендрикье было куда серьёзнее. Правда и то, что, не заплатив торговцу, он и не забрал у него картины.
Поведение современных политических деятелей позволяет нам понять их. Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
Никакой боли в лице. Они были освободителями. И вот теперь Рембрандт больше не увидит ее на пороге, возвращаясь домой. Он пользуется этим, чтобы нанести точки дрожащего света изобретая точечное изображение, которое Вермеер в ту же эпоху откроет в ярких пятнах, рассыпанных им на хлебе и крынке в картине «Молочница».
Вот каким он стал — медным, как отблеск света на дне самой большой кастрюли на кухне. Кем он нарядился. Сам он уже давно не гляделся в зеркало. Там в атмосфере аскетичной суровости (чтобы не сказать жестокости) блудниц и бродяжек перевоспитывали путём нелёгкой работы и ограничений в еде и свободе.
Стена, своды, пилястры, деревья, ступени, вписывающиеся в настоящую архитектуру. От «Андромеды» (1630), «Дианы и Актеона» (1632), «Артемиды» (1634) и до «Юноны», написанной тридцатью годами позже, виден путь читателя Овидия и Тита Ливия, коим он являлся, отвергавшего притом все второстепенные детали, все условные жесты, чтобы осталась лишь История и Легенда намеренно пренебрегавшего в своем искусстве повествованием, дабы очевиднее стала живопись. Беззастенчиво грабя свои заокеанские владения, она на короткое время, вспыхнув подобно фейерверку, заняла первое место в Европе — испанские моды испанская культура испанский язык приобрели международное значение.
Философ отлит из того же металла, нос у него крючком, вид недовольный. Речь шла не о том, чтобы юридически закрепить и придать силу ее родству с дочерью. Это было не в его привычках. Когда он выходит из своей комнаты, он видит произведения, которые хотел бы приобрести. Когда поэт Иеремиас де Деккер нарушил традицию презрительно отзываться о Рембрандте, которой следовал его учитель Вондель и восславил художника, сравнив его с Апеллесом, античным живописцем, единственно достойным написать портрет Александра Великого, тот наверняка порадовался этой поддержке, но, в отличие от писателя, которому было неважно, что он никогда не видел произведений Апеллеса (достаточно того, что о нем говорил Плиний), Рембрандт захотел на него взглянуть.
Рембрандт не приносил их в жертву намеренно. Хендрикье больна, но художник не забыт амстердамскими коллекционерами. Она нарастает в постепенном потеплении цвета. Хендрикье больна, но художник не забыт амстердамскими коллекционерами. В 1669 году он одним из первых вступит в Литературное общество Амстердама «Nil volen-tibus arduum» («Для воли нет преград»), занимавшееся переводами Корнеля, Расина, Мольера и постановкой их пьес в театре.
Она являлась, с растущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя — за то, что «живёт в грехе с художником Рембрандтом». Бог или случай пожелали узнать, какую боль может выдержать художник, какое бремя испытаний вынесет он, пока наконец не откажется от живописи. Местная протестантская церковь осудила ее, но вскоре девушку оставили в покое. — сочинил стихи.
Есть ли свой смысл в событиях чьей-либо жизни. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Его Светлость отправился туда и был принят с наивысшими знаками почтения и любви». Пришлось перебраться на окраину Амстердама.
Возможно, лучший из портретов Рембрандта. Он так и сделал.
Он делает все необходимое, чтобы отдалить узнавание написанного предмета, чтобы можно было воспринять богатое многообразие смысла. Так и случилось: лукавые умы заявили, будто не уверены, что на картине изображены именно Биллем ван Дойенбург, Волкерс Янс, Якоб ван Лоон, Арнаут ван дер Мие, Йохен де Неве, бывшие синдиками цеха суконщиков со Святого четверга 1661 года по Святой четверг 1662-го, со слугой Франсом Хендриксом Белом (без шляпы). Четвертый вариант «Трех крестов» и «Клятва батавов» останутся замкнутыми в себе произведениями, завершениями, которые не смогут дать начало ничему другому. Хендрикье больна, но художник не забыт амстердамскими коллекционерами. Она каменно-недвижна и все же глаза ее блестят, а грудь колышется.
В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. И зачем так суетятся. По-видимому, это эскизная работа. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Но Рембрандт не прекратил писать. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью». Шарль Лебрен (1619 — 1690) в свое время прославился не только на всю Францию, но и на всю Европу, его имя произносилось с почтением, чуть ли не с благоговением, как имя бога в искусстве. Сплоченность близких людей подарила ему свободу.
Его концепция живописи не была похожа ни на чью другую. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Возможно, это было всего лишь случайное, роковое стечение обстоятельств.
Мрачная сила его новых произведений так велика, что никто не свободен от их воздействия: все подражают ему иногда сами того не сознавая. Покаже он, по-видимому, наслаждается страстью— вего гравюрах именно вовремя связи сГертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара испящий пастух», «Монах вполе», «Французская постель»). Пылкость более не выражена ритмом напряженных жестов, сплетающихся в клубок. В прошлом, 1665 году герцог Йоркский потопил девятнадцать кораблей адмирала Вассенаара. Хендрикье Стоффельс, бывшая служанкой Рембрандта, а затем сожительницей художника, не стала его официальной женой, но была с ним до самой смерти в не лучшие для него времена. Он знал все, что ему нужно было знать. Чтобы посетить эту достопримечательность, люди приезжали отовсюду, даже из других провинций.
Настоле таверны— жареный павлин, символ безудержной роскоши, анаколенях библейского персонажа (небудем забывать: это всёже нехудожник, аблудный сын ичто сним произойдёт дальше, Рембрандт напишет потом)— блудница слицом Саскии. Но фейерверк погас быстро. Перед извивающейся лентой кортежа он изобразил всадника на коне — Рихеля в золотистом камзоле и шляпе с белым пером, с пистолетами и шпагой на боку, с роскошным расшитым плащом, сложенным на седле. В этой серии портретов святых на личность персонажа указывает минимальное количество атрибутов, так что святой Варфоломей — мученик, с которого живьем содрали кожу, — отличается от других лишь тем, что держит в руке обычный нож из-за чего одно время его принимали за «Мясника» работы Рембрандта.
В этой серии портретов святых на личность персонажа указывает минимальное количество атрибутов, так что святой Варфоломей – мученик, с которого живьем содрали кожу, – отличается от других лишь тем, что держит в руке обычный нож из-за чего одно время его принимали за «Мясника» работы Рембрандта. Рихелю понравится картина: он будет хранить ее до самой своей смерти в 1681 году. Но мода так быстро изменилась, а направление его творчества стало столь специфичным, что он мог лишь задаться вопросом, к какому именно художнику Хоогстратен направил Арта де Гельдера. Рембрандт захотел увидеть, как он действует в черно-белом изображении. «Лукреция»: платье, вылепленное шпателем, выстроенное из зеленого и золотого, массы материала, ложащиеся рядом, почти рельефно, две руки, появляющиеся из этого роскошного цветного панциря: раскрытая левая ладонь показывается из рукава в удивленном и приветственном жесте, правая рука направляет клинок прямо в сердце мягкая волнообразная линия плеч — единственная мелодическая горизонталь ибо все остальное низвергается вертикально: рукава, полы плаща, браслеты, украшения из жемчуга и золота, прикрепленные к одежде женщины и стекающие вниз, словно слезы. По крайней мере, пока ему это интересно.
На своем творческом пути эти двое колебались между первым учителем и модными тенденциями. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Затем темп спадет. Вот таким образом 15 декабря 1660 года Титус, Хендрикье и Рембрандт явились к нотариусу мэтру Листингу и при свидетелях заявили об основании компании. Он старался запечатлеть себя в серии картин об апостолах и евангелистах: святой Иаков, святой Мартин, святой Симон, святой Варфоломей подле воскресшего Христа.
Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь. Цветной пуантилизм Жоржа Сера родится более из Вермеера, нежели из Рембрандта. Бургомистры вложили свой патриотизм в амстердамскую биржу. «Юнона» для одного коллекционера и две картины о «Лукреции».
Рембрандт жил как раз напротив. Никакой тайны. Над людьми. Бол так и расположил своих «Регентов», но не Хальс, которому хотелось, чтобы на его картины кто-нибудь смотрел. По мнению Брауна, в следующих проектах «надо ограничить текучку кадров и задать довольно жесткие сроки».
Рембрандту, наверное, были знакомы все эти версии. Рембрандт-мужик. Ибо смеется Рембрандт. Они окружают его, восхищенные, без единого упрека. Незабываемый взгляд, не соответствующий канонам красоты. В 1634 году Рембранд женился на Саскии.
Он распространял теорию искусства интересовался наукой, сделал более ста восхитительных рисунков-иллюстраций к книге доктора Готфрида Бидлоо «Анатомия человеческого тела», вышедшей в свет в 1685 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Но пусть его не принимают за мизантропа, ушедшего в себя и смеющегося над суетностью мира. Она отдалась ему и зачала. Эта большая картина — отказ. Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Наверное, она ему нравилась, раз он ее хранил.
Эта роль воплощает ясность ума. А что же случилось с Гертье Диркс. И хотя его живопись все еще являет собой внешне узнаваемое зрелище, свет и тень превратились в краски, вспышки которых выстраиваются на плоской поверхности на манер живого тела с выпуклостями и впадинами, то бугристого, то гладкого излучая здесь те отсветы, которых уже не найти там и это тело дышит, а отсветы перебегают как солнечные лучи сквозь гонимые ветром тучи. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан.
Нет. Ван де Ветеринг работал в одиночку и дело, естественно, шло очень медленно. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Во всяком случае, спустя тринадцать месяцев, 4 октября 1669 он умер в своем доме в Розенграхте, а было ему всего 63 года. Догма, вопрошающая свободомыслие. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Теперь это правило обернулось против него.
Тьма и свет, в тесном единении. Лересс окажется вдохновителем поколений, которые составят оппозицию Рембрандту в сфере обучения. Слуги. Возможно, к участию в этом предприятии был приглашен и Рембрандт.
Что до руки, лежащей на красной опоре, она лишь намечена, но так мощно, что производит впечатление удара кулаком по красному сукну, печати властности богини. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. Вероятнее всего, работа над картиной была прервана. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними.
Гельдер же не сошел с пути Рембрандта, хотя и стал понемногу отличаться от него. В 1642 году он нанял няню для Титуса — вдову Гертье Диркс. Святоши честили еёнавсе лады, живописали всю глубину еёпадения ипозора ивконце концов официально запретили Хендрикье принимать причастие вкальвинистской церкви.
Происходил он с острова Крит, для своей новой родины был иностранцем и жители ее даже не знали его подлинного имени (длинное имя это — Доменикос Теотокопулос — казалось слишком непривычным для их слуха), а звали его просто «греком» (Эль Греко). Мать Саскии умерла, когда ейбыло 7 лет, отца нестало, когда девочке исполнилось 12. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. Он превзошел самого себя в дерзости.
Так что это не был брак по расчету. Рембрандт не принял смерть Саскии. Принцесса, сестра английского короля, сопровождала своего сына Вильгельма, которому не исполнилось еще и десяти лет. Кареты проезжали строем. Многие пытались дать объяснение продаже этой могилы. Мать Саскии умерла, когда ей было 7 лет, отца не стало, когда девочке исполнилось 12.
Нет. Прежде всего нужно было придумать лазейку для правила, недавно установленного гильдией амстердамских художников, — Гильдией Святого Луки — возможно, связанного с «почетным» банкротством Рембрандта, которое запрещало обанкротившимся членам гильдии заниматься коммерцией любого рода. В этой серии портретов святых на личность персонажа указывает минимальное количество атрибутов, так что святой Варфоломей – мученик, с которого живьем содрали кожу, – отличается от других лишь тем, что держит в руке обычный нож из-за чего одно время его принимали за «Мясника» работы Рембрандта. Ян ван Лоо был ювелиром в Амстердаме. Эта роль воплощает ясность ума. Но в феврале 1660 года в возрасте сорока пяти лет он умер.
Она вполне могла стать причиной его разрыва с Гертье. На первый взгляд, жизнь смехотворна и все чаще горька. Путь Рембрандта лежал к одиночеству.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Она написана торопливыми, поверхностными мазками, что видно даже по изображению ног, но, прежде всего сорочки. Есть ли свой смысл в событиях чьей-либо жизни. Суконщики заказали свой портрет в 1662 году. Но эротические гравюры Рембрандта не заигрывают с мифологией, подобно работам предшественников, — они, как формулирует Саймон Шама изображают «тяжеловесную неуклюжесть животного акта».
На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Он ни в чем не отступил от своей манеры выделяться из общей массы. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Пока же он, по-видимому, наслаждается страстью — в его гравюрах именно во время связи с Гертье настойчиво возникает эротическая тема («Любовная пара и спящий пастух», «Монах в поле», «Французская постель»).
Он стремился разбогатеть. Весьма скоро он поймет, что Арт уважает его именно за то, что он пишет теперь. Ни против чего не протестуя, Рембрандт наилучшим образом выполнил свою обязанность. Можно ли различить в них прямую связь, как в развитии чьего-либо творчества. Король отверг его живопись, а обыватели считали его чудаком.
Возможно, нет. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма. Не совсем. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров.
Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. В целом же Нидерланды становились одним из наиболее экономически развитых уголков Европы. Арочный свод продолжал собою стены и тоже был рельефным. Это была благородная архитектура.
Он отметил: «В нынешний четверг спозаранку погода стояла ясная и весьма холодная (посмурнело лишь к пяти часам пополудни: это свойство климата здешних мест, где под конец дня поднимается туман, не спадающий до самой ночи). Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид. Рембрандт написал рыже-коричневую осень в лесу, вереницу карет на дороге. Он не изъял себя из этого суетного мира, он работает над тем, что могут выразить краски.
То же относится к левому рукаву, набросанному в нескольких перекрестных линиях вышивки. Дела Рембрандта шли плохо. Их дочь Корнелия станет ее единственной наследницей.
Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях. Тень более не будет разграничивать формы.
Картина не закончена. Картина подписана Юргенсом Овенсом (1623-1678), который был одно время учеником Рембрандта и писал портреты и очень «рембрандтовские» библейские сцены на фоне замков, городов, сельских пейзажей в духе единства персонажей и общей атмосферы картины.
Она не обладает светским изяществом Саскии. На фоне подобных человеческих страстей и неустроенности в конце творческого пути Рембрандт пишет грандиозное полотно «Возвращение блудного сына» (около 1668-1669, Эрмитаж). Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Так он был силен.
Можно предположить, что это преображение происходит в ущерб жизни. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Подговорив свидетелей, он сумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась в уме и к тому же ударилась в распутство) и упёк её в «исправительный дом для женщин» Спинхёйс — были в Голландии и такие заведения.
Картина отличалась большей простотой ибезыскусностью. Он смотрит на себя в зеркало. Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. Сюжет взят из Нового Завета. Профиля его не видно, но свет очерчивает округлость щек.
Саския живет в его душе. Она создана для такого приближения, которое не мешает живописи светлых пятен. Опять к нему приходят люди с заказами на портреты.
Не монархиня тех времен, а могущественная сила в женском воплощении, мощь которой выражена в живописи. Помимо них ничего нет. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Все это папистская рухлядь. К примеру, что говорит читателю сегодня имя Лебрен. Блеск золота получился, но сама вышивка лишь в зачаточном состоянии.
В знаменитом шедевре этого периода — «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. После «Клятвы батавов» (1661), «Синдиков цеха суконщиков» (1662) и «Конного портрета Фредерика Рихеля» (1663) творческая сила Рембрандта ослабела. Первоначальное желание создать нечто зрелищное в стиле барокко (собрать присутствующих под звучным щитом — такого еще никто не писал) уступило место классическим декорациям, чтобы фон стал лишь опорой для сюжета, а не отвлекал на себя внимание. От одного к другому они образуют неразрывную цепь.
Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд исмиром отпустили. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Рембрандт знает, что такое труп.
Во Флоренции Медичи собирали не только картины итальянских художников. Купил ли он хоть одну картину Рембрандта. Рембрандт в 1661 году был более чем когда-либо не похож на других.
«Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Под чьим дыханием. За каждую картину платили 1200 флоринов. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». Таково отныне было его место в частных собраниях, в ряду имен мастеров.
Он проживет там до самой своей смерти — более восьми лет. И вот теперь Рембрандт больше не увидит ее на пороге, возвращаясь домой. Это было в 1665 году. Он рисовал безымянные скелеты. Это два поразительных произведения.
И неважно, что он принял его за работу Дюрера. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте. Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Он так и сделал. Это была красивая картина, она ему нравилась. В 1654 году Хендрикье забеременела. Лукреция еще стоит на ногах.
Итогда Рембрандт, чьей репутации был нанесен серьёзный ущерб, задумал недоброе. Бургомистры устроили на Площади Дам парад экипажей. Небольшой рисунок, 19, 6 на 18 см. Таким образом, у казначея как бы две головы: его собственная и голова его должности.
Рассуждение, стучащееся в дверь сознания. Тако Диббитс, директор коллекций Государственного музея в Амстердаме, отозвался о труде ван де Ветеринга как о «памятнике Рембрандту, огромное значение которого, несомненно, оценят будущие поколения». Вообще-то кмоменту ихвстречи она пофакту являлась вовсе неизбалованной младшей дочкой бургомистра, авот уже несколько лет— круглой сиротой. Только Рембрандт может это сделать.
Эгберт Хаверкамп-Бегеманн, почетный профессор Нью-Йоркского университета, также приветствует новый том, хотя и признает, что проект растянулся: «Сроки нужно определять строже, да и можно было бы привлечь молодых специалистов». Помимо них ничего нет. Лицо, одежда уже не соблазняют.
Это факт. Вокруг одна за другой обрывались жизни. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Зато «Клятва батавов» исчезла из ратуши.
Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить.
Если в живописи структуры остались неколебимыми в цвете, то движение света изменилось. Эта картина настыке жанровой иисторической живописи сослужит репутации Рембрандта скверную службу: его первые биографы будут опираться втом числе инанеё, живописуя Рембрандта как развратника, кутилу имота, судовольствием игнорируя тот факт, что «Блудный сын» совсем необязательно имел биографическую подоплёку. Война с Англией возобновилась. По крайней мере, ничего этого не сохранилось.
В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. До начала 1640-х гг.
Он высказывал смелые суждения об итальянском Возрождении, благодаря чему прослыл новатором. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. Он считает, что каталог «не завершен», так как некоторые поздние работы не исследованы должным образом. Можно поспорить, что Рембрандта не было в толпе и он не кричал вместе с нею «виват. ».
Черты Юноны никоим образом не отображают ее неистовства, бесконечных ссор с Юпитером. Симметрично ли оно. Отныне, уверенный в своей правоте, он выскажет безапелляционные суждения, направленные против «голландцев, подобных Рембрандту и Ливенсу, придававших теням теплый оттенок до такой степени, что кажется, будто фигуры на их полотнах целиком из пламени». Подход ван де Ветеринга существенно отличался от научных взглядов его старших коллег.
Вот и все. Точнее, его живопись уже не силилась создать портрет. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Рембрандт не соблюдал сроков.
Во всяком случае, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Титус не отличается крепким здоровьем, Хендрикье больна. Жалко присутствовать при смерти такой красивой женщины ибо Лукреция опять-таки нагая и нагота ее прекрасна.
Поражение и победа — ему все едино. Так, подобно Саскии, Гендрикье помогает Рембрандту уйти от буржуазной действительности и перенестись в свою настоящую жизнь. Эти замкнутые произведения являли собой аномалию эпохи, которая в большей степени опровергала ее, нежели объясняла и находила себе соответствие лишь в других исключительных произведениях — например, в некоторых эскизах Рубенса, отдельных рисунках Никола Пуссена, «Распятии» Гойи, «Купальщицах» Дега, Сезанна — всех творениях зрелого одиночного гения. По традиции им полагалось обладать и зарубежными произведениями.
Он также отметит неизгладимое различие между «Рубенсом и Ван Дейком, жившими в высшем свете и остановившими свой взгляд на самой возвышенной стороне искусства, тогда как Йорданс и Рембрандт, посвятившие себя жанровой живописи, выказали свой грубый и вульгарный вкус». Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо. Можно поспорить, что Рембрандта не было в толпе и он не кричал вместе с нею «виват. ».
Он не сводил никаких счетов с этими контролерами. Суконщики заказали свой портрет в 1662 году.
Он выбрал то, чего не делали в Италии. Конфликт этот и привел в конечном итоге к Нидерландской революции. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
От чего же отказались бургомистры. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Художник и время Проблема емкая и полная драматизма. Куда они все бегут. В области искусства они полагались на интернациональный вкус.
По крайней мере, пока ему это интересно. Все – в его картинах. Это уладится, когда Рембрандт получит деньги за свою «Клятву батавов» для городской ратуши: он отдаст четверть гонорара и еще то, что заработает в следующем году (все, кажется, забыли, что Рембрандт больше ничего не зарабатывает и находится под надзором Общества по продаже его произведений). Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Время погружает могилы в безмолвие, двадцать лет отдаляют от ритуалов, обнаруживают тщету публичного благоговения. К автору «Ночного дозора» или к тому, чью «Клятву батавов» только что отвергли. Необразованный Рембрандт. Тот принял его и написал его портрет.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. Здесь упор, похоже, делается на успехе. К проекту он присоединился еще юношей в 1968 году. Он даже не пытался соперничать с изящными аллегориями, поток которых затопил все вокруг. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
Как осмелиться ввести обыденность в эту тайну. Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Что такое богиня.
Это была, по сути, почти что тюрьма: в тусклые стены въелся невытравляемый запах щелока и варёного гороха, натруженные пальцы обитательниц к концу дня нестерпимого ныли от многочасовой работы за прялкой, а их души и уши годами не воспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей. Коротко остриженные волосы на голове блудного сына и потрепанная одежда говорят сами за себя, а воротник хранит намек на былую роскошь. Правда, были люди, которые его ценили, у него хватало заказов, но Но все же ценители и знатоки полагали, что он ущербен и не сумел распорядиться своим талантом. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Он расписал стену Большой Галереи для ратуши и снова уехал в Германию.
Самоубийство ставит ее над законами физиологии, как и вычеркивает из общества. И будет писать до самого конца. Это означало, что Титус знал Магдалену уже давно. Рембрандт не выразил здесь ничего непочтительного. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком.
Изначально планировалось каталогизировать 624 картины, включенные специалистом по Рембрандту Авраамом Бредиусом в справочник 1937 года. Подговорив свидетелей, онсумел доказать недееспособность Гертье Диркс (она, якобы, повредилась вуме иктомуже ударилась враспутство) иупёк её в«исправительный дом для женщин» Спинхёйс— были вГолландии итакие заведения. К автору «Ночного дозора» или к тому, чью «Клятву батавов» только что отвергли. Итак, будущий «Пуссен» двадцати четырех лет навестил пятидесятидевятилетнего Рембрандта.
А над чем. Он приблизил к нам живое. Рембрандт стал его последним протеже. Но, может быть, он приобрел на Розенграхт третье полотно Рембрандта из коллекций Медичи — портрет старика, личность которого до сих пор не установлена. Смерть Рембрандта была очень печальной. Обычно он славится своей «щедростью», но в этом случае неожиданно отверг картину, признанную целым рядом экспертов, в том числе международных.
И пусть никто не думает, что он бесстрастный зритель.
Одни пестротой, другие — в поисках нежной плоти делали ее лишь вялой и обрюзгшей». 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. К числу подобных мастеров, которых не поняла и не приняла их эпоха, подлинных вневременных (или всевременных) гениев принадлежит и Рембрандт, причем в этой не столь уж многочисленной плеяде он занимает одно из ведущих мест.
Чтобы архитектура Большой Галереи могла дышать, ему нужна была легкость открытого воздуха. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию. Еёпоступок биографы художника трактуют по-разному.
И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. В своей «Большой книге художников», которая выйдет в свет в начале XVIII века, Лересс подтвердит, что глубоко восхищался в то время манерой Рембрандта, «недостатки которого он признал лишь тогда, когда постиг некие незыблемые и неизменные законы искусства». Таково отныне было его место в частных собраниях, в ряду имен мастеров. Однако уже через несколько дней после выхода в свет последнего тома стало ясно, что не все гипотезы, выдвинутые ван де Ветерингом, принимаются его коллегами.
Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника.
Но именно здесь он разовьет свою творческую мысль в абсолютно новых произведениях. Экспертов из-за границы не привлекали, так как группа решила регулярно встречаться: каждую пятницу ученые собирались на «ланчи Рембрандта», где обсуждали новые гипотезы и проблемы атрибуции. Можно ли различить в них прямую связь, как в развитии чьего-либо творчества.
У Тициана Тарквиний угрожает обнаженной Лукреции кинжалом и опрокидывает ее. Неподалеку находились перегонные аппараты знаменитого винокуренного завода Лукаса Больса. Бюст, появляющийся из великолепного панциря.
По дороге он сделал верный выбор и приобрел для своей коллекции полотно Луки Лейденского. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов.
Тем не менее отказываться от своих умозаключений автор не намерен и готов их отстаивать. Но их усилия оказались тщетными. Умершие дети, затем Саския и вот теперь Хендрикье. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Их дочь Корнелия станет ее единственной наследницей. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Язычок пламени метнулся в сторону.
Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Он посещал храмы лишь на крестины и отпевания. По правде говоря, до конца своей жизни художник так и не расплатился со многими, но это не испортило Рембрандту репутацию, он оставался в глазах людей достойным человеком. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу.
Но он смирился с кончиной Хендрикье. Сумасбродство. Другая, встреченная недружелюбно, даже не произвела скандала. Несомненно, что в своих творениях этого года он не имел ничего общего с другими художниками. Щека с этой стороны покрыта румянцем здоровья, свойственным Юноне. Он подумал, что в этом жанре не стоит вводить новшеств.
Тридцать лет спустя он пополнил свою галерею женских мифов. Художник смеется от души. Тут архивы погружаются в густой туман.
Промышленный юго-запад группировался вокруг провинций Фландрии и Брабанта. В начале 50-х годов художник создает один шедевр за другим. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Первый художник «короля-солнца» Людовика XIV, президент Академии, директор фабрики гобеленов, руководитель строительства Версальского дворца, основатель Школы живописи и прочая и прочая, он определял эстетические каноны и вкусы эпохи, слово же его считалось законом. Нужно сказать, что в богатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал и коллекционировал имелись классические экземпляры эротики — серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди и Джулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Это момент желанной и принимаемой смерти — момент, предшествующий падению.
Разве не естественно, что целомудренная и верная супруга не осталась нагой, какой ее застал Тарквиний, а, решив предать себя смерти, облачила свое обесчещенное тело в одежды, наиболее достойные для похорон. В 1661 году помимо грандиозной «Клятвы батавов» он написал около двадцати произведений. В 1661 году помимо грандиозной «Клятвы батавов» он написал около двадцати произведений. Он уже вышел из моды, но богатые заказчики не переводились. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Пережив Хендрикье и Титуса он умер 4 октября 1669 года. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
Хендрикье, помогавшей ему больше тринадцати лет, вмешавшейся в 1649 году в конфликт между ним и Гертье, Хендрикье, безоговорочно следовавшей за ним, позировавшей ему обнаженной для «Вирсавии», для купальщицы, подобравшей над водой рубашку и скромной Флоры. Зрителю сразу становится ясно одно: перед ним правительница. Она — мощь в чистом, бесстрастном виде.
Была ли то воля Бога или случая. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Жерар де Лересс в доме Рембрандта. Можно поспорить, что Рембрандта не было в толпе и он не кричал вместе с нею «виват. ». Наверняка он знал о супруге Юпитера — царице Олимпа, богине света, покровительнице брака — все, что было необходимо знать: что она могла сводить с ума и что павлин, носивший на своем хвосте глаза Аргуса, был ее символическим животным.
Он смотрел на людей и спрашивал себя, образы каких святых они могли воплотить в веках. Они подготовили живопись Делакруа и импрессионистов. Нет. Он смотрел на людей и спрашивал себя, образы каких святых они могли воплотить в веках.
Это в его привычках или, скорее, в его духе. Нотариус записал, что «Хендрикье Стоффельс, проживающая на Розенграхт, подле нового лабиринта, недужная телесно, но властная в своих поступках, в твердой памяти и свободно изъясняясь, пришла в его контору, чтобы заверить свою последнюю волю». Как только огромная картина «Клятва батавов» заняла свое место, он взялся за новый заказ: «Синдики цеха суконщиков».
Сколько потрясений, триумфов и трагедий задействовано в ней. Было еще старое долговое обязательство, выданное Яну Сиксу. Но отправные точки следует поискать и в живописи. В Италии сюжет о Лукреции порождал изображения мужчины, насилующего женщину.
На этот раз Рембрандт хочет увидеть Лукрецию в момент свершения намеченного. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. «Юнона» для одного коллекционера и две картины о «Лукреции». Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. Скорее всего, дело в отстраненности. — уделил внимание в основном погоде на дворе.
Они подали в отставку в 1993 году и с тех пор ван де Ветеринг был предоставлен сам себе. 50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. Но здесь все получилось по-разному. Возможно, это было всего лишь случайное, роковое стечение обстоятельств. Одиннадцать персонажей уже не появляются из тьмы, словно призраки. На этот раз кинжал в ее руке и она собирается пронзить им свое сердце.
Ее сопровождали два свидетеля. Это было не в его привычках. Она висела в галерее слишком высоко, чтобы шокировать.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Для Рембрандта она и не была служанкой. Не могли они допустить и вымышленных одежд. Юнона не выставляет напоказ свои сокровища.
После «Юноны» — «Лукреция». Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Это пространство вне меры. В 1631 или в начале 1632 года переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
Теперь его интересовал лишь цветовой материал, способ вложить в краски больший смысл. Это уже настоящее признание. И только юго-восточная окраина Нидерландов, в основном совпадающая с Люксембургом, отставала, сохраняя много пережитков феодализма впрочем, даже и здесь в XVI веке стало зарождаться капиталистическое производство в своей ранней (кустарной) стадии.
Возможно, его подвигли к этому заказы сицилийского коллекционера — «Аристотель», «Александр Великий», «Гомер» — все основополагающие фигуры классической культуры, мужчины-герои, которым он хотел бы создать окружение из женских фигур. Вальтер Лидтке, куратор отдела европейской живописи Метрополитен-музея в Нью-Йорке, ехидно заметил, что «Рембрандта Рембрандтом признает совет специалистов, но никак не отдельный эксперт». Он стоял на своем. Так он был силен. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью.
Удар был тяжел.
Кареты проезжали строем. Но Рембрандт не прекратил писать.
Правда, в основном это были пожилые люди, которым в молодости расхваливали Рембрандта. Нужно сказать, что вбогатом собрании гравюр, которые Рембрандт всё время покупал иколлекционировал имелись классические экземпляры эротики— серия «Сладострастие» Агостино Карраччи или «Любовные позы» Маркантонио Раймонди иДжулио Романо иллюстрирующие сонеты Пьетро Аретино. Унижен ли он продажей погребения.
Анализ показал, что дерево соответствовало времени жизни Рембрандта. Ее сопровождали два свидетеля. На самом деле дух этой картины сродни настроению «Ночного дозора». Если он все еще художник, то этим во многом обязан Титусу и Хендрикье.
Что же пошло не так. Он побывал в Хертогенбосе, в Утрехте. Титус и Хендрикье становились все ближе друг другу. Если это объяснение верно, автопортрет утверждает право художника считаться подлинным мастером своего времени.
Таким был эстет и интеллектуал, посетивший Рембрандта 29 декабря 1667 года. – сочинил стихи. Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Они могут лишь помогать ему, облегчить его повседневную жизнь. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Гирлянды изваянных цветов задавали ритм танца между пилястрами. Так Нидерланды унаследовал сын Карла испанский король Филипп II (1556-1598). Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
Но Рембрандт проучился недолго — решил стать художником. Поль Декарг считает, что Гертье по-матерински привязалась кТитусу итаким образом пыталась прочнее войти всемью— Рембранд, продолжая спать снею, жениться явно несобирался: помня озавещании Саскии, онсейчас находился невтом финансовом положении, чтобы отнего отказываться. Рембрандт написал «Синдиков цеха суконщиков», Хальс — «Регентов богадельни». Она исчезла, стертая со страниц гроссбухов. Случай обнаруживает сходство с человеческой головой, наполненной золотыми флоринами. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Женщина красива, мужчина силен. В центре возвышался столб, напоминающий опору шатра и поддерживающий нечто таинственное, похожее по форме на колокол или щит. Знаменитый дрезденский «Блудный сын» имеющий несомненное портретное сходство сРембрандтом исидящий спиной кзрителю, оборачивается кнам и, весело смеясь, протягивает кубок свином, будто приглашая немедленно разделить его торжество. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Хендрикье, отвергнутая церковью как падшая женщина, спасла его.
Кто так вознегодовал на него в высших сферах, где царят эти силы. До сих пор светотень была способом добавить драматического напряжения перспективе. Его целеустремленности не было преград. На выставке поздних работ Рембрандта в лондонской Национальной галерее (до 18 января 2015 года) демонстрировалась версия Лукреции из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.
Освободившись, умерла через год. И очень скоро Рембрандт Ван Рейн женится на девушке из очень состоятельного семейства по имени Саския. В 1661 году пятидесятипятилетний Рембрандт достиг исключительного творческого уровня. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Перед нами не просто женщина, а человек, сводящий счеты с жизнью. И если Франс Хальс разглядывал свои модели как прорицатель, Рембрандт изобразил их в тот момент, когда они смотрят на входящего художника. Для любого другого, кроме него, эта схема совершенно непонятна. Она потеряла более двух метров в ширину и более трех в высоту. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Заказал ли его автопортрет для своей галереи. Можно подумать, что это Венеция, композиция на манер картин Веронезе «Пир в доме Левия» или «Брак в Кане»: сплоченные группы, ясные жесты и одна более высокая фигура, поднимающая свой меч, на котором скрестится оружие заговорщиков — клятва на стали. Еёдергали повестками еще иеще. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Возможно, это было всего лишь случайное, роковое стечение обстоятельств. Была ли то воля Бога или случая. Лицо старого полуслепого отца и жест его рук выражают бесконечную доброту, а фигура сына в грязном рубище, прильнувшая к отцу, — искреннее и глубокое раскаяние. Художник не мог официально жениться на ней, т. к.
Конечно, он уже не создаст ничего более мощного, более дерзкого, чем «Клятва батавов», не изобретет ничего, что оспорило бы верховенство этого великого полотна. Но она питает творчество. Понемногу обретая свое единство. Вотличие отдругих портретов, Саския здесь кажется хоть инеобычайно красивой, однако холодной иотчуждённой.
Она схватила шнур звонка, чтобы вызвать слуг. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Справа полыхают одни лишь красные оттенки. Его пожурили, напомнив про неизбежный Господень суд и с миром отпустили. Саския умерла.
Оба дома недалеко отстояли друг от друга. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Но этот оттенок смысла заметен не всегда. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица. Но творчество их поглотило.
Все это папистская рухлядь. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Действительность здесь полностью преобразована. Один из самых блестящих учеников подумал, что именно Рембрандт необходим для молодого художника – это не могло не порадовать старого учителя. Краска слегка течет. Гость восторгался Гольбейном, Рубенсом, Ван Дейком, Лукой Лейденским и Рембрандтом. Рембрандт внес в нее кое-какие исправления, что известно нам благодаря рентгеноскопии.
И все же, возможно именно этот набросок и заставил бургомистров решиться. Сусанна, тщетно пытающаяся прикрыть свою наготу, скорее рассержена, нежели испугана, но старец, срывающий с нее покрывало, поражает точностью наблюдения.
Обе страны столкнулись на море. Возможно, нет. Если бы он написал Ад, тот получился бы у него вполне приятным местом. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса).
Заказы он получал все реже. Больше ни слова. А в его работах Саския жива: она надевает серьги, наряжается Минервой, Флорой. Это предусмотрели: ему оставалось лишь спокойно писать, подчиняясь внутреннему ритму, не испытывая иного давления, кроме необходимости творить. Ван де Ветеринг считал, что его старшие коллеги смотрели на проблему слишком узко, он сам гораздо шире толковал понятие «работа Рембрандта».
В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Вокруг одна за другой обрывались жизни. Тишина живописи. Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Под чьим дыханием.
Эта маска из медной кожи смеется. Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта (то же имя носили две умершие во младенчестве дочери Рембрандта от покойной жены Саскии). Картина — возвращение к тем празднествам. Она проникает в него лишь намеками, через обрывки воспоминаний.
В определенные дни, при определенном освещении вышитый кошелек напоминает маску. Саския – с ударением на первом слоге. Титус играл важную роль в жизни художника, будучи наследником состояния Саскии, коим Рембрандт распоряжался лишь временно, а также поверенным своего отца.
В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт. Но прошло совсем немного времени, кануло в Лету «великое царствование» и о Лебрене перестали говорить и думать, а его эклектическая живопись и ходульные трактаты остались лишь как некий курьез в истории искусства. Центральная группа изображена с абсолютной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит.
Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Живая статуя, причем один глаз живее другого. Суконщики заказали свой портрет в 1662 году.
Он ломает понятие меры. Рихелю понравится картина: он будет хранить ее до самой своей смерти в 1681 году. Другие, как Фердинанд Бол, Говарт Флинк, сделали успешную карьеру.
К вождю более не протягивают ни мечей, ни рук. Их пути шли параллельно в типично голландских жанрах. В частности, это такие шедевры, как Заговор Клавдия Цивилиса (1661 – 1662) – один из главных экспонатов упомянутой лондонской выставки.
Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Рембрадт учил своих зрителей любви и прощению. Компания будет представлять его интересы. Движение идет вправо. Сусанна отказывается и старцы велят взять ее под стражу, но вмешательство пророка Даниила спасает добродетельную красавицу. Возможно, ему были неинтересны ссылки на Античность, которая вдохновляла поэтов.
После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Как и сама посредственность. Это было не в его привычках. Удар был тяжел. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. – сочинил стихи.
Искусство стало для него полем эксперимента в полном смысле этого слова. Сам Рембрандт в своем «Ослеплении Самсона» использовал свет и тень, чтобы углубить произведение. Речь шла не о том, чтобы юридически закрепить и придать силу ее родству с дочерью. Кровь расползается по тунике, а рука, еще держащая кинжал, падает вниз. В ее лице невозможно прочитать никакого чувства.
Шестой том вышел в свет, но пока не получил должного внимания – отчасти из-за его объема. Сохранились лишь фигуры за столом. Правда, в основном это были пожилые люди, которым в молодости расхваливали Рембрандта.
Так что банкротство, постигшее Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие неправильного ведения дел, в результате чего в 1660 году был продан дом. Таким образом, лицо женщины выдавало одновременно и ее родственные связи и происхождение. Господня». Но положение Хендрикье было куда серьёзнее. Все шло по единому пути и сходство, по крайней мере поверхностное, отныне отступило. Ее автор — Пьер Декарг, журналист и культуролог, широко известен в мире искусства.
Обеими руками разворачивает над сукном оттиск гравюры Рембрандта «Лист в сто флоринов». Однако Жерар де Лересс пришел с почтением.
Отороченные мехом шляпа и кафтан кажутся восточно-европейскими, но, возможно, это просто очередной экскурс в театрализованную маскарадность. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Кто так вознегодовал на него в высших сферах, где царят эти силы. В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф.
Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Жерар де Лересс некрасив у него обезьянье лицо, светящееся умом. Йорданс работал быстро и в пять месяцев закончил свой «Разгром римского лагеря повстанцами Цивилиса». Это взвивающееся в воздух покрывало, одновременно блестящее и прозрачное, — тоже его.
Есть ли свой смысл в событиях чьей-либо жизни. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов. Над левым, сияющим глазом аркой изогнулась совершенная по форме бровь.
В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Вокруг — колыхание жестов и лиц, высвеченных мятущимся пламенем. На обратной стороне набросал свой проект.
Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. От картины изобилующей материалом. На этот раз на картине отображены лишь черты лица.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Несколькими движениями руки Рембрандт обозначил направляющие силы своего произведения. Отец прижимает сына к груди, прощая его. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран.
Ван де Ветеринг, по его словам, тогда сильно переживал из-за этого «нарастающего конфликта между учителем и учеником». Повсюду зависть и злоба. Она носит самые роскошные драгоценности, когда-либо созданные Рембрандтом. Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Она являлась, срастущим под сердцем ребёнком, свидетельствовать против себя— зато, что«живёт вгрехе схудожником Рембрандтом».
Гость восторгался Гольбейном, Рубенсом, Ван Дейком, Лукой Лейденским и Рембрандтом. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия. Лондон только что сгорел. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Самоцветы, топазы, янтарь, сардоникс — что еще.
Понятно, какую леденящую идею он введет в эстетику. Дела шли все хуже. История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. После того как был опубликован третий том, между учеными начались серьезные споры.
Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью. Под чьим дыханием. На сей раз у Дюнкерка, где поражение голландцев стало очевидным. Этот сюжет часто использовали художники и писатели. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. К этому одноглазому вождю приковано внимание присутствующих за столом.
Художники всегда писали Юнону в действии, с атрибутами и обнаженной. Теперь он готов рассказать о причинах раскола. Ясности нет. Свою «Юнону» Рембрандт сначала изобразил опирающейся обеими руками на красную подставку.
Мало кто знает, что Рембрандт имел очень своеобразную коллекцию, в которую входили картины итальянских художников, разные рисунки, гравюры, различные бюсты и даже оружие. Центурион, пораженный Благодатью, утратил свет, который являл его зрителю. Многие пытались дать объяснение продаже этой могилы. Это была, посути, почти что тюрьма: втусклые стены въелся невытравляемый запах щелока иварёного гороха, натруженные пальцы обитательниц кконцу дня нестерпимого ныли отмногочасовой работы запрялкой, аихдуши иуши годами невоспринимали ничего, помимо нудных «исправительных» проповедей.
Кого он встретил в маленьком доме на Розенграхт. Он хотел, чтобы эта композиция была величественной, спокойной, открытой: лестница шириной во весь холст, группы стоящих персонажей, намеченные несколькими штрихами, стол, с правой стороны которого собралось несколько фигур, а позади них — великолепная архитектура, косая линия слева, косая линия справа, обозначающие наличие деревьев или просто желание присутствия наклонных линий в организации картины, чтобы подчеркнуть закругленный верх панно.
Коричневое платье спускается от пояса тяжелыми складками. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Теперь ему показалось, что на гравюре слишком много персонажей. Он признает, что результаты его исследований могут показаться «шокирующими», ведь, по его мнению, кисти Рембрандта принадлежит еще 70 работ, которые прежде считались произведениями его учеников или вообще других художников.
Влияние искусства Рембрандта было громадным. Рембрандт больше не хотел иметь ничего общего с их педантизмом. «По силе вы не уступаете Тициану», — сказал он.
Нельзя сказать, что он принадлежал своему времени. Он не занимает высокого положения в городе. Нужно отметить, что такая хитрость не удалась бы, будь Хендрикье его законной супругой. Была ли то воля Бога или случая. Кому понадобилось, чтобы Хендрикье не стало.
Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Из области физики мы попадаем в пространство метафизики.
За пять лет едва ли набралось двадцать картин. Он не занимает высокого положения в городе. Слева и справа на переднем плане два каменных льва в упор смотрят на зрителей. По его мнению, такие масштабные проекты не ведутся одним человеком, так как «если возникают вопросы с атрибуцией, то хотя бы получается дискуссия, а не монолог, как в данном случае».
Странная встреча. Эти два человека оберегали его. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция». Рембрандт всегда хотел создать новое видение богов и героев. Скорее всего, дело в отстраненности.
Краска и бумага уже не иллюстрировали, а сопровождали слова Евангелия: «И сделалась тьма по всей земле». Над чем еще он смеется. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Она живет в костюме исчерпывающем все возможности живописи: молочная прозрачность жемчуга, танцующая легкомысленность покрывала, отбрасывающего тень на одежду, параллели вышивки, колыхания пера.
В дальнейшем, в последние годы и месяцы, жизнь Рембрандта протекает внешне спокойно. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Впрочем, в этом поиске идеи видно, как работала его мысль. И то и другое — часть обычной культуры. Написанный всамом начале брака, онизображал Саскию вкрасной шляпе, строго впрофиль. Заказов становилось все меньше. Его пространство ограничено двумя рядами заговорщиков, разделенных пиршественным столом.
И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Путь Рембрандта лежал к одиночеству. Рембрандт сильно переработал гравюру, до такой степени, что изображения, наложенные друг на друга, абсолютно перемешались, а он решил, опираясь на пример большой картины «Клятва батавов», что контраст между белым и черным больше не будет задаваться массами. Этот прием станет главным в творчестве художника. Его присутствие в галерее святых нельзя расценивать как знак приверженности к католицизму.