Ещё одним произведением на библейский сюжет становится полотно «Ужин в Эммаусе» (Лувр, Париж), написанное мастером в 1648 году. Чтобы попасть туда, нужно пересечь по грахтам (улицам идущим вдоль каналов), переулкам со съестными лавочками, крохотным площадям и подворотням, чуть ли не весь город к вокзалу, туда, где раньше был еврейский квартал и где на Йоденбреестрат (Еврейской улице) стоит старый дом великого художника. Он все забыл. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов нередко в лице апостола угадываются черты самого художника8. Светлой массой, вписанной в большой треугольник, образуемый основанием картины (ее правым краем и диагональю) выделяется нагота сидящей женщины. К 1655-му году относятся оба варианта одного из последних офортов "Христос перед народом" или "Се человек", размеры которого (длина сорок пять, высота тридцать девять сантиметров) значительно превосходят все предыдущие гравюры мастера, уступая лишь "Трем крестам".
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. И послал Давид разузнать, кто эта женщина. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665).
В кабачке Аарта ван дер Неера встречались художники старшего поколения. Завершенные картины его уже не интересовали. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. Старость в интерпретации Рембрандта — это отнюдь не увядание жизни, а достойное завершение. Портреты эти были написаны, по-видимому, во время посещения Рембрандтом Лейдена.
Доносчик, наемник Сикса. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Связано это с тем, что для раннего периода творчества мастера ещё не были характерны те сила и глубина, с которыми написана эта работа.
175, 5 x 210, 5 см. Чем кончилась эта история, неизвестно, но случай очень характерен. Так и во втором варианте "Урока анатомии". Но Давид старался сохранить тайну своей связи.
А когда мы с трудом раскрываем глаза, наступление нового утра приносит нам отдохновение. Во всем своем сказочном великолепии Гендрикье остается робкой и простой. Эта картина несет в себе символический смысл.
Отказавшись от условных канонов классической красоты, Рембрандт не идеализирует женщину, а просто показывает ее тело таким, каким его сформировали возраст, труд и материнство. Но тот вновь демонстративно отказался от свидания с женой и уснул на ступеньках дворца. Прекрасный, но трагический удел.
В строгой композиции «Благословение Иакова» (полное название — «Иаков благословляет сыновей Иосифа Манассию и Ефрема», 1656, Картинная галерея, Кассель) представлено торжественное событие — благословленне старцем Иаковом вилков. Она не напряжена, но и не застигнута врасплох. Ведь они получили от него все, что он мог им дать. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Ныне картина находится в гаагском музее Маурицхейс. Дева Мария изображена в образе простой женщины.
Лица персонажей взволнованы и бледны. Такие тщательные исследования полотна «Даная» (1636 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) не случайны, эта картина стала одним из самых лучших творений мастера, а кроме этого, ещё и гимном его любви к Саскии.
С точки зрения художественности – верх совершенства. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Он увидел, как шатко и непрочно его положение. Скорбно опущены уголки еще алеющих губ и кажется, что они еще двигаются. Волосы змейками сбегают на круглые, упругие груди.
Гендрикье Стоффельс является вдохновительницей луврской "Вирсавии", 1654-ый год. В поздние годы Рембрандт сосредоточивает внимание на мотивах общечеловеческого значения, неважно, будет ли это Ветхий Завет или Новый Завет, далекое прошлое или жгучая современность. Пышной манящей красотой расцвела его невенчанная жена. Сюжет картины выбран классический — встреча воскресшего Христа с учениками. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
С самого начала Рембрандта привлекал жанр портрета. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости.
Затененная часть фигуры и косяк двери справа выделяются темными силуэтами на светлом фоне. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Да, зверь, пьяница, сумасшедший.
Суммарное, целое, основное – вот что интересует теперь Рембрандта в портрете. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Так знаменитая рембрандтовская светотень достигает одной из вершин своей выразительности. И на этот раз.
Он на многих примерах убедился: кто падает, тот уже не поднимается. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Леонардо прекрасно реализовал этот девиз в своем собственном творчестве. А как известно именно мода диктует свои вкусы буржуазии, бывшей в то время самым многочисленным и успешным классом в Голландии.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Ни сам Рембрандт, ни весь уклад их жизни не требовали от нее такого самоуничижения: к внешности своей он относился теперь безразлично, носил лишь такую одежду, в которой было удобно писать и гравировать. Она не обладает светским изяществом Саскии. От явного стремления не забывать своего места, особенно при гостях.
На земле расстелена роскошная ткань, на которую сейчас положат тело Христа. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Этот момент и запечатлел художник в своей знаменитой картине «Урок анатомии доктора Николаса Тулпа» (1632 год, Маурицхёйз, Гаага). На четвертый раз ее мужество сопротивления иссякает и она является перед Синклитом, который налагает на нее позорное для того времени наказание, которому подвергали проституток – отлучение от таинства причастия. А тот, уже много лет не бывавший в доме Рембрандта, разглядывал все с острым любопытством. Его окружает множество посторонних людей – старики, дети, нищие, калеки.
Произведение «Софонисба принимает чашу с ядом» (1634 год, Музей Прадо, Мадрид) стало одной из ранних картин на историческую тему. Другие забывают, как только сами добьются славы. Наступает мрак.
Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Внешне менее драматичное, чем произведения его современника Питера Пауля Рубенса, обширное наследие Рембрандта отражает сдержанные эмоции и дух благочестия кальвинистской Голландии. Что же касается третьей картины, "Христос у колонны", музей в Дармштадте (высота девяносто четыре, ширина семьдесят три сантиметра), то кажется, что здесь раскрывается собственная драма Рембрандта. Но ее спас, уличив старцев во лжи, пророк Даниил.
Газеты писали, что победитель еще несколько дней после этого разгуливал по городу, положив руку на лацкан своего пиджака. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе происходило великое знамение. У Карраччи Рембрандт заимствовал пластически совершенную форму лежащей обнаженной женщины. Рембрандт и Гендрикье не обратились к церкви за санкцией своих отношений. Вместе с Титусом, Гендрикье и так называемым "имуществом", состоящим из одежды и художественных инструментов, Рембрандт перебрался в комнатку на Розенграхт. Нидерланды (Голландия). Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ.
Этот офорт известен нам в восьми состояниях, но в любом из них он представляет самое строго построенное из графических произведений Рембрандта (в геометрическом смысле). Едва ли во всем творчестве Рембрандта найдется другое произведение такого рода, где с равной простотой была бы выражена поруганная чистота и безнадежная греховность женщины. Между тем, в основе обеих картин лежит общее ядро. Кожа старушки напоминает цвет дерева.
Этот портрет ныне находится в Художественно-историческом музее Вены. Она растила и воспитывала своих детей и внуков.
Скорее всего, он также означает, что Вирсавия больше не увидит своего мужа, который был ей дорог и что его, по всей вероятности, ждет неминуемая и скорая гибель. То, что изобразил Рембрандт, стало наиболее глубоко найденным и непревзойденным в характеристике грубой человеческой страсти. Моделью ему, несомненно, послужил неизвестный поляк. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Он забрался слишком высоко, стремясь с самого неба сорвать плоды прекрасного.
В семилетнем возрасте его отдали в латинскую школу, а в четырнадцать лет он стал студентом Лейденского университета, который через год покинул, чтобы всерьез заняться живописью. Что тогда. Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественного скептицизма.
Не сопротивляясь, видный нам во весь рост, Христос спокойно и покорно опустил связанные руки и печально глядит вниз. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей. Cпите, дети.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. А как же дом, его дом. Два брата Саскии являлись юристами. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи.
Но есть одно «но»: в 1654 в Амстердаме вышел в свет памфлет «Польский всадник», защищающий секту, к которым, согласно многочисленным свидетельствам, примыкал художник. Тем временем подошли к Бреестрат.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. Едва ли не самый замечательный портрет в ряду тех, которыми представлено в собрании Эрмитажа богатейшее портретное наследие Рембрандта это "Портрет старика в красном", написанный около 1652-1654-го годов (его высота сто восемь, ширина восемьдесят шесть сантиметров). Картина резко выделялась на общем фоне живописного искусства в Голландии.
Это было последнее долговое обязательство Сиксу, выданное меньше полугода назад. Весь архитектурный фон, от основания офорта до его верхней кромки, воссоздан посредством пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий, воссоздающих прямоугольники и квадраты обращенного к нам фасадом великолепного древнеримского дворца. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом.
Его так и подмывало немедленно предпринять что-то. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. В 1634 году Рембранд пишет свою картину «Флора» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой Саския предстает в образе богини всей растительности Флоры. Неизвестность мучительнее любого зла. Кассель.
Взором художника он видит ее преображенной и окружает ее всею силой своей любви. Само собой разумеется, что он живой. Мальчик кроток, во всей его позе бережность и благоговение перед дорогим Гостем. Тем временем деньги были собраны.
Это – небольшой рисунок (высота двадцать три, ширина тринадцать сантиметров) изображающий самого Рембрандта во время работы, в мастерской, одетым в нечто вроде длинного халата и рабочую шляпу. Днем над водою каналов нависали бесформенные клочья тумана. А как покаяться, как очиститься такому, как Рембрандт.
Если «Еврейская невеста» была гимном земной, плотской любви, то эта картина рассказывает о любви высшего порядка, полной раскаяния, принятия, прощения, той всепоглощающей любви, которая возможна лишь между родителем и его ребёнком.
Мастерская художника – специальная маленькая комнатка рядом с прихожей.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Напрасно стучались в его дверь грубая и жестокая нищета и неумолимая беспощадность закона и разорение и судейские чиновники. Чувство горького одиночества подчеркнуто здесь еще сильнее, чем в портрете брата. Они позабудут меня, учителя и юность свою.
В образе Гендрикье есть и реальность и мечта и грусть и ощущение большого счастья. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Но их усилия оказались тщетными. Вызов всему, что вселяло в него беспокойство, тормозило его работу и делало ее бессмысленной.
Нет. При этом героиня слегка, чуть-чуть наклонилась к нам так, что ее голова, правое плечо и рука (на картине слева) попали в полосу падающего слева света, а фигура в целом осталась в тени.
Полную монументальность приобретает образ Гендрикье в самом известном ее портрете из Берлинского музея, 1658-ой год (высота портрет восемьдесят шесть, ширина шестьдесят три сантиметра). Французский историк Коппие приводит ряд доказательств, подтверждающих его предположение относительно того, что при создании образа Давида в этой картине Рембрандт воспользовался обликом юного Спинозы. По-видимому, цены занижались искусственно.
Так московский портрет становится воплощением одухотворенной красоты старости. Рядом с патриархом стоит его супруга, наблюдающая за сценой с благоговением. Иностранцам, находящимся в Амстердаме проездом известно только одно имя: Рембрандт. Титус не отличался сильным здоровьем. Перед нами ни что иное, как рембрандтовская кузница чудес.
Глаз смотрит остро и настороженно. А вот перед нами другой офорт с изображением обнаженной натуры. Именно таковой ее пытался изобразить Рембрандт.
История искусства не знала до него такой правды и откровенности. Она как будто не решается свободно отдаваться своей радости или печали.
Несмотря на далеко небезупречную сохранность, этот автопортрет – один из самых величественных и мощных (его высота сто тридцать четыре, ширина сто восемь сантиметров). Солдат, приподнявший коротко остриженную плешивую голову изображен в профиль. В центре площади находится памятник Рембрандту. Богатырское тело Самсона, выделенное сияющим ярким светом, согнулось от боли. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Эти пальцы и ладонь, помещенные Рембрандтом несколько правее и выше центра офорта, не просто светятся, они дрожат и плачут, как бы излучая из себя живой жар души одинокой матери. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Взгляд Гендрикье, простой и открытый, устремлен на зрителя и в то же время погружен в себя – кажется, что она издали любуется дорогим ей человеком. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькими размышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картине нью-йоркского Метрополитен-Музея "Пилат умывает руки" (длина картины сто шестьдесят три, высота сто двадцать пять сантиметров). Свет есть, он за туманами и мраком, окружающими землю мрак колеблется и рвется. Разнообразные по жанру и тематике произведения Рембрандта проникнуты идеями нравственности, духовной красоты и достоинства обычного человека, пониманием непостижимой сложности его внутреннего мира, многогранности его интеллектуального богатства, глубины его душевных переживаний.
Теперь, когда они уходят, он их едва узнает. В 1911-ом году дом Рембрандта был реставрирован и открыт как музей.
В отличие от Франса Хальса, дававшего в своих замечательных портретах мгновенную фиксацию психологического движения модели, Рембрандт не ограничивается каким-то моментом – он дает как бы воплощение непрерывного внутреннего потока мыслей и чувства. Он уже не здесь. Во взглядах персонажей картины — восхищение от прослушанной лекции, продемонстрировавшей удивительно глубокие познания лектора.
Ученики Христа рассказывают о чуде Фоме, который, в неверии, заявляет: «Если не увижу на руках раны от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Его занимает больше всего основа основ человеческого существования.
Зеленеют медные доски, на гравировальных иглах и инструментах лежит тонкий слой пыли. И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Тогда откуда такое название.
Опять к нему приходят люди с заказами на портреты. Все повторяется, думал он в такие минуты, но по-иному, по-новому, в измененном виде. Одеяние дано большими, обобщенными пятнами. Старших не удовлетворял один лишь факт низвержения великого мастера, они стремились раз навсегда лишить его возможность поднять голову.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Вихри веют, слабеют, улегаются.
Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Огонь в камине еще только разгорается, а Рембрандт уже стоит перед холстом.
Это оказался пергамент, скрепленный печатями. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. В ней вновь пробуждается нежность к Рембрандту.
Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства. Дела Рембрандта шли плохо.
А. С. На ее верху установлен металлический блок с перекинутым через колесо стальным канатом. Все как будто знали друг о друге и друг друга подзуживали. И в свете и в тени.
Последние шестнадцать лет – самое трагическое время его жизни. Мы видим, что душу ее раздирают противоречия. Глаза ее темны. Нужно работать". Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
А. С. О, какое упоительное счастье – исцеление.
Между солдатом и апостолом стоит видная нам по пояс щуплая миловидная девушка-служанка. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Он производит страшное впечатление.
Так художник отобразил символическую борьбу и неизбежную победу света над мраком. Вирсавия представлена в момент тяжелого раздумья о своей судьбе. Его высокомерие причина всех зол.
На поясном луврском портрете, 1649-ый год (высота семьдесят два, ширина шестьдесят сантиметров), молодая, розовощекая, с каштановыми волосами Гендрикье Стоффельс одета в золотую парчовую одежду, подбитую мехом. В картине «Молодая женщина, купающаяся в ручье» (1654 год, Национальная галерея, Лондон) героиня изображена в легком платье, свободно ниспадающем с её плеч. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Ван Людик сделал вид, что приятно поражен встречей с родственником. Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Обнаженные части её тела выписаны с большим мастерством. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. "Я во всем и всегда искал только естественности. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана.
А большие мозолистые руки свидетельствуют о том, сколько всего он сделал перед уходом. Жена Сикса, дочь доктора Тульпа, заказывает свой портрет уже другому художнику. Мог ли сам Рембрандт внести в него столько опыта и непринужденности, то есть найти такую гармонию зрелого мастерства, не пройдя путь глубоких дерзновений и великих исканий, которыми полны годы самой напряженной его работы. Но старейшины делали все, чтобы предотвратить его.
Она представляет собой старость таковой, какая она есть на самом деле. Художник излучает веселье, передающееся зрителю. Он выполнен в том же 1658-ом году. В мастерской Рембрандта в беспорядке свалены незаконченные картины. У нее были свежие губы и яркий цвет лица. Особенно это поражает нас в детстве. Он изучал мимику лица. Да, такова моя участь, Саския.
Но вот буря тяжких переживаний улеглась и он снова обрел душевное равновесие. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Это – один из самых обаятельных женских образов в мировой живописи. На лице молодой женщины играет тихая, полная нежности улыбка. Художник создавал гравюры в технике офорта.
Я – живой, а он или они на картине – как живые. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Она хочет дотронуться до мертвого сына и высшая сила благословляет эту руку и она продолжает светиться.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Ненарисованная линия горизонта явно понижена и Рембрандт смотрит на нас сверху вниз. Узнав об этом, царь позвал Урию на пир и приказал его, уже пьяного, отвести к Вирсавии. Изящный бархатный берет с пером и большие драгоценные серьги обрамляют ее простое лицо.
Мы не знаем, что нас ждет в будущем. И вот нагрянуло то, чего он опасался, то, чего он, удрученный гнетом мучительного напряжения, страха и муки, ждал, ради чего он в слепой ярости бросал вызов бюргерам и живописцам. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Вирсавия получила письмо от Давида, она держит его в руках, предчувствуя будущую вину (противоречивость человека).
Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Подняться можно только раз в жизни. И угасает она в одну из грозовых ночей. В 1647 году Рембандт создает драматическую картину с ярко выраженным эротизмом «Сусанна и старцы» (Государственный музей, Берлин). Именно потому, что человечность в людях неодолима, они достойны лучшего, они должны стать и станут лучшими. Увидел китайские вазы и чашки гипсовые слепки голов и рук маленькие фарфоровые статуэтки, пожелтевшие от времени шлемы, военные доспехи с серебряными нагрудниками.
Рембрандт поднял голову. Здесь изображен эпизод, когда воскресший Иисус является апостолам и показывает раны. У зрелого Рембрандта можно увидеть скорее взаимопроникновение обоих начал. Картинная галерея.
Отец прижимает сына к груди, прощая его. И от учеников своих он настойчиво требовал упорного труда. Так пришло одиночество.
Поэтическая метафора "Петр-скала" ("Петр" по-гречески означает "камень") – получает неожиданное и неосознанное выражение в статуарности его фигуры. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой.
Но этот, по преимуществу коричневатый, фон неярок. Он взял одну из них в руки. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Сам собой напрашивается вывод, что кто-то умело и точно организовал разорение Рембрандта. Какое же это дьявольское честолюбие – считать, что тебе тесно в пределах родной страны. Через некоторое время она известила Давида о том, что она беременна.
Затем, лак с доски удаляется и линии, выжженные на металле кислотой, заполняются краской. Но он еще ничего не сказал.
Спустя время, Рембрандт снова оказался в центре общественного негодования. Движениями художника управляют далекие неведомые силы. Пусть воплотятся в жизнь мечты и притчи. С точки зрения правды – совершенно правдив. Он рассматривал кожу, которая сморщилась и обвисла от похудания и постоянного напряжения. Только Толстой выглядит в поздней прозе обедненным, выхолощенным.
И схватился за голову: что, если Сикст, Беккер или Кретцер вдруг изменят свое благосклонное отношение и предъявят ему претензии, а то и к принудительным мерам прибегнут. Мощная игра светотени создает очень сильный драматический эффект. Все имущество, все издержки и доходы предприятия они, по условиям договора, делят пополам. Они действительно горячо и страстно любили друг друга.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Она привлекает и притягивает меня и я должен ее изобразить вот этими руками, этой рукой". Но Урия, заподозрив неладное, домой не пошел, а лег спать со слугами. Этот юноша, похожий на итальянца – всего лишь паж Пилата. Вирсавия миловидна, но не ослепляет красотой это женщина лет тридцати – тридцати пяти (бальзаковский возраст), высокая, сильная.
У него было несколько причин съездить осенью 1654-го года на родину. То есть это была, можно сказать историческая картина. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Тот, кто стоял перед картиной Рембрандта в гаагском Маурицхейсе, никогда не забудет этого потрясающего круглого глаза, который воплощает страх и одиночество царя на вершине власти.
И Давид послал прислужников взять её» (Вторая книга царств). Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. Внизу, на переднем плане в сильном перспективном сокращении, мы видим бездыханное распростертое тело прекрасного человека, только что рухнувшего с установленного в глубине прямоугольного постамента с запрокинутой головой прямо к зрителю, навзничь, раскинув руки. На их фоне, сам доктор выглядит очень сдержанно. В портрете Титуса свет – это не освещение, падающее извне на его лицо, фигуру и предметы вокруг но это и не светотень, моделирующая его формы. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. И, наконец, самое главное – свет и колорит в венском портрете.
Руки у него связаны за спиной. Он создавал картину за картиной. Туловище или, как принято называть его в искусстве, торс Вирсавии шероховат и налит силой.
Он восстановил дисциплину среди своих учеников и снова принимает у себя друзей. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. Рембрандт категорически отвергает эти претензии и требует от заказчика остаток денег, предлагая представить картину на суд старшин гильдии святого Луки (цех живописцев). Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Так что это не был брак по расчету. Она спокойно встретит свою судьбу. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Примером может служить полотно «Святое семейство и ангелы» (1645 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), оно пропитано такой удивительной нежностью, любовью, в которой сплелось божественное и земное.
Его мать происходила из патрицианского католического рода. Постепенно исчезают белоснежные цветы, которыми мороз изукрасил окна.
Мы знаем, что его, сына Саскии, рожденного в 1641-ом году, воспитала Гендрикье, которая, видимо, очень его любила и к которой он сам был глубоко привязан.
Против него, Рембрандта использовали даже родственников. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Слева мы видим повернувшегося к прокуратору и застывшего в почтительной позе красивого юношу, почти мальчика, с обнаженной черноволосой головой мягкие блестящие локоны закрывают шею через его правое плечо перекинуто вышитое полотенце. Заказчик – предположительно Вилелм Схрейвер. Понятно, почему работа так называется. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Он никогда не приукрашивает его, даже тогда, когда рисует Саскию. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
В 1658-ом году появляется офорт "Юпитер и Антиопа" (длина двадцать, высота четырнадцать сантиметров). Сюжет, выбранный Рембрандтом, рассказывает нам историю о кровном преступлении, супружеской измене и божественном гневе. Ее проявления – зримые, незримые, осязаемые, воображаемые – сама действительность. Действительность во всем. Их живописная характеристика, с отказом от мелочной детализации формы и от иллюзионизма в передаче материала ткани служит средством усиления эмоционального воздействия картины. Фигуры разбойников корчатся в агонии.
Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Аргосский царь, отец Данаи, заключил дочь в башню. Примером великолепной графики Рембрандта может служить его яркий символический офорт «Три дерева» (1643 год, собрание Я. де Брёйна). Четыреста флоринов. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Цена увеличивалась, напряжение возрастало. Мы уже ознакомились с несколькими картинами этого периода.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Стрелки на картине чистят и разбирают свои пики, кто-то раздает распоряжения, активно жестикулируя, знаменосец разворачивает пестрое полотнище. Девушка категорически отказывается.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В итоге, лицо героини представляет собой сочетание черт близких художнику женщин. В глубине трапеции, посередине, возвышается распятие. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. Этот молчаливый диалог, поддержанный еще и теневым контрастом (Христос и сотник выделены более детальной штриховкой) и тем, что фигура коленопреклоненного римлянина помещена ниже ряда легионеров слева и учеников Христа справа, а фигура Христа – выше.
Она имеет квадратную форму (длина сто сорок два, ширина сто сорок два сантиметра). В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. Рембрандт часто рисовал сына и в этих портретах живет ощущение свершившегося чуда. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Поза спокойно восседающего Рембрандта величава и торжественна, но мы сразу угадываем в ней вулканический темперамент художника, укрощенный его могучей волей. Помимо интереса, на лице его можно было прочитать изумление, подозрительность, зависть. Никакими словами сочувствия и утешения нельзя прогнать его мрачность и безысходную скорбь.
В душе художника начался огромный и плодотворный перелом. Пушкина).
Тело, которое он изображает (вероятно, тело Гендрикье), не отличается ни гармоничностью пропорций, ни изысканностью позы. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Как и полагал Давид, Урия вскоре был убит.
Эта женщина была круглой сиротой. Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония" Бетховена. Рембрандт долго вертел фигурку в руках. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Они как живые".
Для Рембрандта она и не была служанкой. Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Теперь у него все отнимут.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Учитель стал спокойнее, он старается примириться с судьбой. После реставрации 1946—1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки — символа победы и триумфа. Из-за этого, несмотря на несомненное мастерство исполнения и умение создавать реалистические детали, все его картины отличаются надуманностью и театральностью даже реальных событий.
Душа человека – вот что больше всего занимало Рембрандта в портрете. В этой картине налицо все приемы позднего Рембрандта, отличающие его от предшественников и современников. Он знал, что ему следует забыть свое блестящее прошлое, свою мечту о счастье. Он ловит себя на том, что, как всегда во время работы, тихо напевает или насвистывает. Самые мощные струи темного огня, быстро скользя вдоль боковых сторон световой трапеции, бьют в лица распятых на крайних крестах.
Мы угадываем в Вирсавии Гендрикье. " Счастливцы католики. Важную роль в этом смысле играет и свет.
И способ гравирования и полученный оттиск называются офортом. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Левая рука Рембрандта легко, одними пальцами, придерживает простой деревянный посох. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Но теперь он замер и впился убийственным и подозрительным взглядом в Петра. Женщина на картине очень похожа на Саскию.
Единственный источник света вырывает из полумрака фигуру измученного Христа. Легкое несовпадение теней и бликов с формами лица создает впечатление движения. Кресло на столько глубокое, что на картине видны лишь его подлокотники.
Как ни печально, время славы и материального благополучия для Рембрандта длилось недолго. Детское лицо средневековой фигурки улыбалось ему своей каменной, бессмысленной улыбкой. Костюм больше похож на восточный и к польскому отношения не имеет.
Казалось, будто осуществлялся какой-то заговор. Образ лишен статичности: кажется, что Брейнинг живет, меняется у нас на глазах. Он утомлен, чуть сгорблен, печален плотно прилегающая к голове коричневая круглая шапочка и пушистая седая борода подчеркивают овал лица, для которого прямоугольная спинка кресла сзади образует как бы раму. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Они способны с неменьшей силой волновать современных людей, доставлять им высочайшее эстетическое наслаждение. Правдивый и точный рисунок обогащен чисто живописной манерой исполнения десятки, сотни, тысячи целомудренных штрихов следуют закруглению каждой объемной формы, среди их множества нет ни одного лишнего. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Взгляд ее опущен вниз.
Почти все внешние черты этого изображения – расположение фигур на первом плане и их жесты – заимствованы у знаменитых академистов братьев Карраччи и у классика барокко Корреджо, у которого Рембрандт подметил юношескую кокетливость пожилого козлоногого сатира, развратного спутника Диониса-Вакха, бога вина и веселья. При этом Рембрандт отвергает каноны "идеальной наготы", созданной Рафаэлем. Правой рукой художник царственно опирается на ручку кресла. Это диктует ему честолюбие, такое же неистовое и требовательное, как и прежде. Зверь.
Он отвернулся. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Видимо, работу впоследствии приобрёли поляки. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью.
Холст не сопротивляется более. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы. Его упрекают за неправдоподобие картин с ночным освещением. Ему чуждо зазнайство, чужда гордость созданиями своего гения. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Резко суженное в талии платье украшено у шеи частыми вертикальными складками отложного белого воротничка и широкой двойной ниткой ярко-красных коралловых бус. Имя Рембрандта в списке отсутствует.
Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Пурпур и золото – это цвета его испачканного, заношенного халата. Участь мастера. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека.
Картина, не смотря на холодную палитру, производит удивительно теплое впечатление. И она пошла к нему, как сказано в Библии. Они как будто выхвачены из темноты. "Боже мой, Адриан, я от души сожалею.
Он отправился туда нищим, утратив так называемое состояние полностью, совершенно – от Рафаэля и античных слепков до рубах и салфеток и не было в мире в тот час человека, богаче его. Давид увидел ее купающейся и прельстился ее красотой она завладела его помыслами. Слегка приподнявшись на постели, легким жестом он касается головы своей внучки. Торжественность значительного ветхозаветного события благословление Иаковом внуков выражена строгой композицией и яркими красками картины.
Характерно, что в те дни, когда происходила распродажа имущества, на улице Бреестрат антиквар де Рениальме продавал купленные ими произведения Рембрандта по исключительно высокой цене – до тысячи пятисот золотых флоринов (в частности, за такую сумму была продана картина Рембрандта "Иисус и блудница"). "Спите спокойно, мать и отец. Руководил сбором Филипс де Конинк. В 1503-ем году он создал находящийся ныне в парижском Лувре портрет Моны Лизы Джоконды, явившийся новым словом в мировом портретном искусстве (его высота девяносто семь, ширина пятьдесят три сантиметра). И, прежде всего, то истолкование жизни, которое дается только мыслителем искусившимся в высших проблемах.
С точки зрения экспрессии портрет очарователен. И с тех пор двери его не закрываются. В пятьдесят лет нечего рассчитывать на благосклонность изменчивой судьбы. А ныне, в 1660-ом году, когда треволнения, связанные с распродажей дома и коллекции несколько улеглись, Титус и Гендрикье заключили у нотариуса акт об утверждении товарищества для торговли произведениями искусства и печатания офортов. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн.
Это кажется фантастическим: Рембрандт написал Титуса раньше, чем его увидел. Не проходило недели, чтобы не являлись кредиторы. Они злятся и зарекаются когда-либо впредь переступить порог рембрандтовской мастерской. Черты лица спокойны и расслаблены. Картина «Снятие с креста» (1634 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) была одной из цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных Рембрандту принцем Фридериком Хендриком Оранским. Лондонский вариант "Сусанны" (высота шестьдесят один, ширина сорок семь сантиметров) имеет мало отношения к библейскому сюжету, отчего эту картину иногда называют просто "Купальщицей".
Эти людишки, которые клевещут на Рембрандта, от него зависят. Голову ее покрывает шляпа черного цвета. Лицо Богоматери также озарено светом. В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов.
И заказчики, стоя перед собственным портретом, с удивлением глядят на внезапно вспыхнувший позади человеческой фигуры свет или на таинственные, окутанные дымкой пейзажи, на фоне которых сумрачно выступает их изображение. В роли блудного сына Рембрандт всю жизнь видел себя. "Конечно, я знаю, как помочь им, – размышлял Рембрандт. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Длина картины сто тридцать пять, высота сто пятнадцать сантиметров. Женщина изображенная на холсте, очень стара. Половина его лица закрыта занавесом – портьерой, которой он утирает слезы.
В ней стерлись грани между конным портретом историческим и, может быть, религиозным жанром. На вдохновенный образ наездника бросает свой последний отблеск героический дух революционных походов. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Саския умерла, но жив Титус.
Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Одну за другой она получает три повестки с требованием явки. Видно только, что она очень сосредоточена и её тяготит какая -то мысль, которая не даёт ей покоя. Здесь Гертье обвинила Рембрандта в том, что он не сдержал своего устного обещания жениться на ней, показала, что в подтверждение этого обещания он подарил ей кольцо с бриллиантами. Итак, я прикажу наказать его, а потом освобожу".
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. После этого с доски делаются отпечатки на влажной бумаге под прессом. Барокко. Все кормятся несметным богатством, созданным его гением. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
В 1635 – 1640 –х гг. Ведь, в конце концов, он сам дал им козырь в руки. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Став друг против друга, они сначала вступали в словесную перепалку и обменивались бранью и угрозами, а затем бросались друг на друга и ожесточенно дрались до тех пор, пока одна сторона не расправится с другой. В окно виден огромный бледный диск холодного зимнего солнца, он словно висит на небе. Урия должен будет считать родившегося ребенка своим.
На третьем аукционе – дом и мебель. Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло.
Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Стол у них отличался простотой.
В последние годы творчества художник усилено работал на стирании грани дистанции между портретируемым и живописцем, пытался по большей части уловить внутренний мир модели, этот портрет является тому примером. Портрет ли это вообще. Ее взгляд действительно старческий. Дубовый печатный станок на стене – выполненная в семнадцатом веке географическая карта.
Она прожила долгие годы, радуясь жизненным моментам и печалясь. На полотне мы видим, как ночью близкие и родные снимают с креста тело распятого Иисуса. Рембрандт приходил к нему, чтобы погасить часть взятой у него когда-то ссуды. Этого фрагмента достаточно, чтобы судить о том, как далеко ушел Рембрандт от своей ранней "Анатомии доктора Тульпа".
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он подавил в себе желание зарыдать. Я обвиняю. » (2008)12. По случаю праздника наместник отпускал того из узников, которого выбирал народ. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Эта изменчивость, текучесть ситуации подчеркивается тем, что корпус и голова Брейнинга наклонились в левую половину картины, нарушив ее равновесие, а его взгляд направлен еще левее от зрителя. Жизнь снова возвратилась к нему. Под стать главному герою картины Рембрандт лепит коня. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Удивительны большие, грубоватые, натруженные руки Вирсавии. Она осторожно входит в реку, приподняв подол платья выше колен. Готовые рисунки так и вылетали из-под руки Рембрандта. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Мы проживаем одну жизнь за другой.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Он заглянул в пергамент и узнал его. Внутренне Петр полон волнения, неуверенности, тревоги. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство). Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена.
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Так с начала 1650-ых годов начался поздний период в творчестве Рембрандта. Судьба нанесла ему удар, казалось бы, сокрушительный, тогда, когда духовное "я" было уже выше судьбы. Он опять взглянул на статуэтку. Они не являются. Положив ногу на ногу, она замерла на выгибающейся в глубину скамейке из красного мрамора, поверхность которой почти полностью закрыта – справа от Вирсавии измятыми желтоватыми простынями, а слева (то есть в центре картины) богатыми парчовыми одеждами, усыпанными мерцающими золотыми блестками. Мастером прекрасно передана игра света и тени.
Портрет Брейнинга по глубине психологического анализа и синтетической силе обобщения сложного, многогранного характера напоминает (при всем различии их духовного облика) шекспировский облик Гамлета. Образ Иакова исполнен величия и достоинства.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Картина изображает роту капитана Кока, которая выходит из темного пространства на залитый ярким светом передний план. В гостях у них не было ни аристократов, ни богатых бюргеров. Жизнь проходила, время бежало.
Взгляд его упал на фарфоровые статуэтки. Cпите спокойно, сестры и братья.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Он ничего больше не услышит и не увидит он мертв и тело его стынет в безмолвии.
Во всей работе чувствуется нежность и любовь живописца к своей жене. Абсолютно в ином плане решена картина Рембрандта. Правая рука и голова героини вяло опущены, губы чуть тронуты беспомощной, вялой усмешкой. Колорит картины построен на сочетании бело-оранжевых (одежда и борода Иакова, лицо Аснат), оливково-зеленых (тюрбан и одежда Иосифа, платье Аснат) и оранжево-золотистых тонов (одеяло, драгоценности, стена). И сколько новых, животворных мыслей черпал он из славных, задушевных бесед с ними. Группа слушателей – молодых хирургов, на полотне одета в праздничные костюмы.
Жемчуг украшает ее грудь на руках у нее – тяжелые золотые браслеты. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Теперь, когда гость ушел, гнев прорвался сквозь почерневшие струпья души. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам.
Он сделал несколько шагов. Рано или поздно, а беды не миновать, он чувствовал это с уверенностью ясновидящего. Все события в жизни оставляет свой след: одни — раны на сердце, другие — морщины на лице. Здесь мы видим Христа, стоящего в заброшенном помещении, утопающем в полумраке. Повсюду зависть и злоба.
Каждый день после обеда без умолку трещали доски дубового печатного станка. – Надо только продать часть коллекции и дать Адриану денег". Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев.
В 1653 году Рембрандт, выполняя заказ богатого коллекционера А. Руффо, создает полотно «Аристотель перед бюстом Гомера» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Зато художник детально прорисовывает лицо официанта — юноши, подающего гостям трапезу.
Опускающаяся правая рука не сжимает, а лишь слегка лежит на копье, которым он в припадке безумия угрожал всем вокруг.
Эта грань как бы стирается и исчезает, когда мы стоим перед картинами Рембрандта. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Напряженно нарастает в картине звучание цвета от темных коричневых тонов на рукавах к горячим красным мазкам, которые, подобно тлеющим углям, вспыхивают на изгибах темно-красного старушечьего платка. Долго они взывали к нему. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Теперь мы лучше прочитываем сложную игру чувств, которую придал Рембрандт образу героини.
Исполнена картина в высшей степени спокойно и просто. Настанет день и я познаю одиночество. Более того, художник вовсе не стремится переложить всю вину на Давида наоборот, он даже подчеркивает долю ответственности Вирсавии за происходящее. Таящие в себе множество нераскрытых загадок, картины, рисунки и офорты этого замечательного художника покоряют проницательными психологическими характеристиками персонажей, философским приятием действительности, убедительной оправданностью неожиданных художественных решений. Тело для них являлось только предлогом для изображения красивых линий и красок.
И раструбы этих небесных инструментов, пронизывая воздух чистыми мелодиями неба, уже коснулись боковых сторон изображения. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Она являлась к нему исполненной доброты, пылкости, обожания.
Она разлетелась на мелкие кусочки. В том же 1654 году Рембрандт пишет картину «Вирсавия с письмом царя Давида» (Лувр, Париж), которая считается одной из красивейших картин художника.
Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Безусловной любовью к человечеству пропитана и работа «Христос исцеляющий богатых» (1649 год, собрание Я. де Брёйна) имеющая второе название — «Лист в сто гульденов». Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
Дела шли все хуже. Доктор Тулп уверен в себе, спокоен, его не пугает действительность. Даже произведение «Автопортрет с Саскией на коленях» первоначально называлось «Пир блудного сына». Заказов становилось все меньше. Каждый из персонажей охвачен глубокими религиозными чувствами.
Спаситель сказал: "Свершилось" (то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода). В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона.
Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта.
Часто овального формата бывают его произведения. 1643, Кассель, Картинная галерея). И вместе с тем царь наклоняется корпусом к маленькому Давиду, подобно тому, как в средневековых изображениях волхвов, кудесников и мудрецов, ведомых зажегшейся в ночь рождения Христа чудесной звездой, мы видим как они, прибыв с богатыми подарками в Вифлеем, в своих парчовых мантиях склоняются перед голеньким младенцем, родившимся в хлеву. Освободившись, умерла через год.
Согласно последним исследованиям, с картиной «Ослепление Самсона» тесно связано другое полотно мастера — «Даная». Лишь плащи отца, обнявшего своего сына и стоящего справа мужчины, горят огнем. И когда портрет подошел к концу, почти совпавшему с концом его пребывания в Лейдене, Рембрандт был счастлив заслужить скупую похвалу, слетевшую с молчаливых увядших губ брата.
Царь послал к ней гонца с письмом, в котором повелевал явиться к нему. Он уже не так часто вспоминает Саскию. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. А. С.
Для Рембрандта тело священно. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья.
Какой художник сумел бы написать портрет, подобный этому. Он знает, что этому кризису предшествовали годы страстной и напряженной работы. Гильдии художников грозил раскол.
После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Кровь снова пульсирует в жилах размеренно, ритмично.
Особенно известна блистательная "Вирсавия" Рубенса из Дрезденской галереи. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Эта непосредственная апелляция к зрителю, который из свидетеля драмы превращается в ее невольного участника, не имеет аналогии в других рембрандтовских гравюрах и перекликается с последними живописными полотнами Рембрандта, преисполненными таким же трагизмом и просветленностью, внутренней растроганностью и человечностью (картина "Давид и Урия").
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). И вдруг, высоко подняв ее, размахнулся и швырнул об пол. Обвиняемый отрицал обещание жениться и ничего не сказал о кольце. Но из своей горькой жизни Адриан вынес одно гордость.
Царь немедленно призвал к себе Урию. Рембрандт беднее последнего бедняка. Оба дитя в трепетном восторге притихли возле кровати.
Рука уверенно следует велениям мечты. Сюжет взят из Нового Завета. Наиболее сложной задачей для художника, было сохранение преобладания портретного образа над бытовым, Рембрандт с этой задачей справился блестяще. Ту же задачу проводит Данте.
Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик. Об этом свидетельствует не только значительное снижение количества групповых портретов у Рембрандта, но и то обстоятельство, что целый ряд его учеников (в том числе Флинк, Мас и другие), не только покидают мастерскую учителя, но и решительно меняют свою ориентацию и становятся на путь помпезного фальшивого стиля и так называемой "светлой" живописи. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Расчет был прост. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
На первом аукционе продавали собрание картин и изделий прикладного искусства. В этом автопортрете есть оттенок, очень важный для понимания мировосприятия позднего Рембрандта. Кого еще оставалось ему писать. В слегка растушеванных лицах героев отражаются боль, сомнение, нужда, вера. Одетая в темные одежды она походит на вдову, которая скорбит по своему супругу.
Он живет уже в другом мире, где сквозь черный мрак пробивается лучезарный свет. Контуры второго и третьего ярусов образуют гигантский квадрат. Моделируют уголок рукава и несколько суставов опирающейся о ручку кресла руки.
Никогда еще она так не нравилась Рембрандту. Наступила новая золотая, затянувшаяся осень. Ван Людик мучительно медленно рылся в карманах своего плаща.
Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Они не приняли главную идею художника. Пилат обращается к кому-то как бы поверх голов по-видимому, к нам. Эта полюбившаяся художнику Евангельская притча легла в основу нескольких рисунков.
Это два поразительных произведения. Рембрандт и рок несовместимы. Каждый персонаж занят своим дедом, это создает впечатление, что эпизод выхвачен случайно. Испуганный Фома выполняет просьбу и со стыдом признает Господа.
К этому библейскому мифу обращались многие выдающиеся мастера: в разных собраниях и музеях мира насчитывается до двадцати произведений, где фигурирует тема "Давид – Вирсавия – Урия". Но почему. Она ни в чем его не упрекает, хотя и видит, как тают деньги. Тема убиения и воскрешения Христа продолжается в полотне «Неверие святого Фомы» (1634 год, Музеи изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В еще большей степени это относится к психологическому содержанию.
В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Иисус рассказывает притчу о сыне, который получает у отца свою часть имения и расточает ее в дальней стороне, живя распутно. Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта. Конечно же, шлют не разодетых сановников и ведут не по парадной лестнице. Саския, с веточкой в руках, напоминает сказочную принцессу, гуляющую в лесу.
Практически сразу ему достался очень выгодный заказ от гильдии хирургов. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Все знали о его доверчивости, знали, что он ни о ком не думает плохо. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия.
Здесь, наконец, Рембрандт достиг того, к чему он стремился всю жизнь. Скорбно смотрит вниз знающий свою судьбу измученный Христос. Для него не имеет значения, что Гендрикье не обладает правильной классической красотой. Полотно «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635-1636 годы, Картинная галерея, Дрезден) показывает нам художника и его жену, светящихся от счастья.
Рембрандт огляделся. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Забыл, погруженный в другие заботы, увлеченный своим творчеством, мечтами и планами.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. А ныне он не выходит из своей мастерской, охваченный огромным творческим подъемом. Так же истаскана близкая ей по фактуре красная ткань пояса и белая – шарфа на груди. Они негодовали на него и за его демократизм, его общение с людьми низших слоев общества и за его пренебрежение к общепринятым буржуазным нравам и за его вечные светотеневые эксперименты в живописи и графике. Кажется, что на лице Брейнинга нет ни одного неподвижного мускула: брови слегка приподнимаются, веки суживаются в улыбке, дрожат крылья носа, мускулы щек улыбаются полураскрытые губы под короткими светлыми усами.
Смерть Рембрандта была очень печальной. Ван Людик – шпион. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Кажется, можно было расслышать, как стучит кровь в жилах взволнованной толпы. Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Ее поза необычайно женственна, а жесты наполнены трепетом. В этот же период была создана картина «Польский всадник» (1655 год, коллекция Фрика, Нью-Йорк). «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
На этом шедевре лучше всего можно изучить манеру Рембрандта трактовать тело. Рембрандт могущественнее рока. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. На ее лице нет ни тени радости, ни удовлетворения, ни просто чувственного желания она сидит, как пришибленная царским приказом, зовущим ее в объятия властелина. Он чувствует, что к нему возвращаются силы.
Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Со смешанным чувством робости и радости (двойственность человеческой натуры) Даная стремится навстречу золотому сиянию.
Внешне величественный, Саул внутренне беспомощен. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Этот совершающийся на глазах зрителя непрерывный процесс творческого перевоплощения и придает такую одухотворенность образам позднего Рембрандта. Именно этот подъем подчеркивает романтический взлет образа Титуса. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. В другом замечательном портрете Титуса, выполненном в 1656-ом году (высотой семьдесят один, шириной шестьдесят два сантиметра), оттенены черты одухотворенности и поэтической мечты. Его самоутверждение носит характер почти агрессивный, поражающий и подавляющий зрителя.
Холод приятно подбадривает его. На лице выражена горесть. Соблазнителен вид натянутого чистого холста. И если так, то каких же слуг царь посылает, как ее ведут во дворец. В этом отношении, особенно если вспомнить робкие попытки "Ночного дозора", совершенство портрета Сикса не вызовет никаких возражений. В дом являлись те, о ком Рембрандт и вовсе забыл.
Кровь быстрее течет по жилам, в нем просыпается энергия все чувства напряжены – он жаждет приняться за работу. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко. Представителям голландского патрициата Рембрандт казался опасным ниспровергателем основ.
Но теперь уже слишком поздно: что бы он ни предложил, все будет отвергнуто.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Расширенные ноздри жадно втягивают воздух вокруг женского тела, козлиная бородка трясется в предвкушении любви. Чикагская картина "Девушка в североголландском платье" (высота сто, ширина восемьдесят четыре сантиметра) – редкая разновидность поколенного портрета. Победа осталась за нью-йоркским музеем.
В гаагской картине царь изображен в момент душевного переворота. Осталось два конкурента музей города Кливленда и Нью-Йоркский Метрополитен-Музей. Были у Титуса и собственные картины. Он не постеснялся послать к нему своих соглядатаев.
Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В этих случаях вид предмета, рассматриваемого даже в фас, фронтально, не имеет ничего общего с ортогональной проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью. У Рембрандта она стала ведущей темой творчества.
Ему принадлежала инициатива этого начинания, он же и постарался довести это дело до конца. После переезда в Амстердам у живописца наступил один из успешных периодов в его творчестве и жизни. И рухнул с высоты на мрачную и гнусную землю его завистники ныне празднуют свою победу. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля.
Портрет пожилой женщины написан Рембрандтом в поздний период его творчества, пройдя нелёгкий путь по созданию портретных работ. Грубая действительность пробудила его от грез. Эту картину американцы не взяли напрокат в Европе, как это было со знаменитой "Моной Лизой" ("Джокондой") Леонардо да Винчи, а купили на аукционе. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Офорт пользовался популярностью, сохранились сведения, что его оттиски продавались по очень хорошей цене. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Но вот она выпрямляется во весь рост между землей и небом и такой видит ее художник. Уже современники понимали, что главное средство Рембрандта как живописца – это светотень. Широкими световыми плоскостями ложится облегающая фигуру красная одежда и наброшенный на левое плечо отороченный черным мехом плащ. Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет.
В иной день они опять застают Рембрандта в состоянии слепого, безудержного отчаяния. Рембрандт только пожимает плечами. И что она добилась от Давида, чтобы он назначил Соломона престолонаследником. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
Двадцать третьего октября 1649-го года по требованию Гертье Рембрандт был вызван в Амстердамскую камеру семейных ссор для судебного разбирательства. Рембрандт опустился в глубокое кресло, держа в руке документ и глядя на ван Людика. Как заметил скульптор Огюст Роден (годы жизни 1840-1917-ый): "Красоту у Рембрандта рождают контрасты между обыденностью физической оболочки и внутренней одухотворенностью". Анализ холстов показал совершенно идентичную структуру, возможно, оба они были отрезаны от одного куска.
Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Нас не оставляет чувство зыбкости внутреннего движения, его сознательной незавершенности. Гендрикье являлась для него юностью, свежестью, страстью.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). Несмотря на резкое смещение основного объема, композиция сохраняет устойчивое равновесие: узкая полоса рамы внизу служит упором фигуры, сюда падает значительная часть ее тяжести. И несколько напряженная поза и положение рук и внимательный, все запоминающий взгляд и почти спокойная смена выражения лица от созерцательной задумчивости к потайному, но сосредоточенному наблюдению – все в этой фигуре соответствует бессознательному скрытому ритму жизни этой, в общем-то, заурядной девушки.
Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Саския очаровывала Рембрандта и возбуждала его чувственность и фантазию. Лицо ее исчерчено глубокими морщинами. И не только чувствовал, но и давал ей простор.
Но в варианте Рембрандта, полотно несет в себе глубокий психологический смысл. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Петр – отец церкви. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Он получил урок. Около 1658-го года или несколько позже Рембрандт написал картину "Давид и Саул" (длина сто шестьдесят четыре, высота сто тридцать один сантиметр). Гендрикье не упрекает Рембрандта в расточительности. Творчество великого мастера сильно отличалось от работ модных голландских художников.
Еще сильнее внутренняя сосредоточенность, погруженность в себя и подлинная любовь Рембрандта к своей модели, его скрытая грусть выражена в другой московской картине – так называемом "Портрете жены брата" (высота семьдесят четыре, ширина шестьдесят три сантиметра). Служанка держит свечу, прикрывая от нас ее пламя правой рукой. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Так как на крик Сусанны сбежались люди, старцы объявили, будто застали ее с любовником. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви.
– Впрочем, по зрелом размышлении, я полагаю, что ты мог бы писать портреты и здесь. Улыбка была для Леонардо знаком внутренней жизни человека. Она печально опустила взор широко раскрытых ясных глаз, устремив его на мальчиков и сцепила пальцы рук на животе. В музее Бойманса в Амстердаме находится один из лучших портретов Титуса. Вирсавия – жена одного из военачальников царя, Урии Хеттиянина. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников.
Тогда Давид решился на крайнее средство: он приказал Урии вернуться к войску и дал ему запечатанное письмо военачальнику, в котором он повелевал направить Урию в самое опасное место сражения и там покинуть. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций8. Старинный дом, номер 4-6, окна с наружными ставнями и мелкими переплетами. Рембрандт моет кисти и щетки, смешивает краски.
Вы можете подвергнуть его самым опасным сравнениям – и он выдержит испытание. Если же ему приходилось писать о произведениях Рембрандта, то он или вовсе не упоминал фамилии мастера, воспевая изображенных им персонажей (портрет Яна Сикса) или же сопровождал восхваление моделей Рембрандта каким-нибудь унизительным замечанием по адресу самого художника. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор».
И мы, против воли своей, заступаем место подлинных слушателей. Бледное искаженное лицо смотрело на него из зеркала. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Они вдохновляли художника. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. Композиция картины проста.
Наш внутренний мир связан с окружающим нас миром и все это единая природа. Он выглядит несчастным существом, так как против него одного ополчилось все общество. На столе медные пластинки, гравировальные иглы. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
Не оставались безучастными амстердамские художники. Особенно характерен в этом отношении Говерт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Но женщина не бросила Рембрандта и даже родила ему дочь Корнелию.
Но сходство с Саскией, его первой любовью, все же выступает гораздо яснее. Они словно витают в таинственном зыбком пространстве за поверхностью холста. Иногда доходило и до потасовок. Мы лежим, притаившись. Начальную цену – один миллион долларов – перескочили моментально.
Рембрандт родился в канун окончательного освобождения Северных Нидерландов от испанского господства и образования Республики Соединенных провинций, по одной из них получившей неофициальное название Голландии. Польские искусствоведы настаивают на том, что это – портрет их соотечественника. Они шли отовсюду. В дни таких крушений Рембрандт вновь обретал себя самого. В них вы видите печаль. Натурщика он нанять не мог, вот таким образом целыми часами разглядывал свое отражение в довольно приличном зеркале, раздобытом для него владельцем гостиницы и собственная персона казалась ему его единственным неотъемлемым достоянием.
То здесь, то там собирались группки враждующих художников. Случалось это крайне редко, вот таким образом всегда было настоящим событием. Их формы растворяются в игре неясных рефлексов и бликов. Вирсавия повиновалась. Она датируется 1668-69 годами. Его индивидуальным стилем было изображение сильных эмоций на лицах персонажей.
Давать, ничего не получая взамен. Тончайшая, словно тающая дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает ее контуры и тени на фоне отдаленного пейзажа в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура. Как далекий смутный образ, воспоминания исчезают, едва родившись.
Жизнь его всегда была очень бурной и полной. Композиция полотна основана на сюжете древнегреческого мифа. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. И все же, почему честолюбие, спутник его юности и поныне не оставляет его в покое. Широкий черный плащ облегает почти всю фигуру Брейнинга от плеч и ниже пояса. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Составить список художников было поручено Константину Гюйгенсу, тому самому, который в 1628-1631-ом годах не только восторженно описал ранние работы Рембрандта, но и поставил его имя первым среди голландских художников.
По бокам шарфа глухо мерцают переливающиеся металлическими блестками полосы ветхой парчи. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Одним из таких произведений является «Портрет старика в красном» (1652 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Холст, масло. Всплывали долги, сделанные два-три года назад. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Это "Негритянка" (длина шестнадцать, высота восемь сантиметров). На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Он видел множество картин, – чьей кисти они принадлежали, он не знал. Рама окна, которую художник раньше включил бы в картину полностью (прием "картина в картине"), теперь осталась только внизу и слева от зрителя, другие два края вынесены за пределы полотна.
Они собрали необходимые для этого денежные средства. Колорит картины выбран весьма приглушенный, с преобладанием темных красок. Спустя несколько дней, Иисус вновь является апостолам, с которыми был и Фома.
Детали сведены к минимуму. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. И ответили ему: это Вирсавия, дочь Элиама, супруга Урни Хепянина. Когда наступит время уходить из этого мира, ей не будет страшно.
А что же случилось с Гертье Диркс.
Той теснейшей взаимосвязи между композиционным построением, "скользящим" (будничным) светом и динамикой психологического потока в портретном образе, на которой основано решение этой задачи. Он поглядел вниз из высокого маленького окошка, у которого стоял и ему вдруг представилось, что город лежит как бы в глубокой пропасти, где перемешалось все: честолюбие, стремление к роскоши, тяжкий труд, зависть, вражда и предательство – все из-за чего мучил и убивал себя там внизу темный род людской. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Нападающие ослепляют его, вонзая кинжалы в его глаза.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Теперь все ученики уходят, все до одного. Некоторые остаются ему верны изредка заглядывают или шлют весточку.