Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Среди его шедевров – одно из тридцати шести известных в мире произведений Яна Вермеера Делфтского, «Девушка за вёрджинелом», «Явление ангела Агари» Карела Фабрициуса, чьих работ осталось еще меньше, а также «Портрет Самюэла Ампцинга» кисти Франца Халса.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Есть предположение, что закончила последнюю работу художника его дочь Мария. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи.
Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския.
Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги.
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Оно произвольно, комфортно глазу. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). «Св. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров.
В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Картина Урок анатомии доктора Тюльпа принесла ему известность и признание среди художников и ценителей живописи. Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе.
Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости.
Он был девятым ребенком, самым младшим в семье. Обратите внимание на великолепную работу с тенью – неподвижный свет падает на труп и показывает его мертвенную бледность, а жизнь, которая буквально бурлит вокруг хирургического стола, покрывается мягкими, невероятно реалистичными тенями. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. В 2009 году именем художника был назван кратер на планете Меркурий, являющийся одним из самых больших в Солнечной системе. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. До наивысшего развития светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Рембрандта, достигают в среднюю пору его деятельности.
Очутившись в тяжелом материальном положении, Рембрандт не терял, однако, энергии, много работал и все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных обстоятельств. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной.
И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—1632 годов представляет известные сложности для искусствоведов8.
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Плотные пастозные и легкие прозрачные мазки сплетаются в окрашенную множеством цветовых оттенков игру света и тени искусно передающую едва уловимую мимику лица, отражающую движение чувств и мыслей портретируемого. Наибольшая глубина страдания воплощена в образе упавшей без чувств Богоматери c ее худым изможденным лицом труженицы.
А 15 лет назад узнал и быстро собрал одну из лучших коллекций великих и малых голландцев. В Рембрандта он влюбился в детстве, когда мать привела его в Метрополитен-музей. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. В течение десятилетия эксперты, привлеченные аукционным домом изучали и анализировали спорную картину, в результате признали и убедительно доказали авторство Вермеера, уточнив, что, например, желтая шаль героини была дописана позже. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Этот талант он оттачивает в многочисленных автопортретах, которые писал на протяжении всей жизни, документируя изменения в своем облике и психологическом состоянии. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Пушкина). Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Именно в этот период счастливой семейной жизни появились самые знаменитые полотна – популярность художника росла и казалось, что счастью не будет конца. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. А. С. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7.
Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом.
гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Реставрация картины длилась 12 лет. Купидон, парящий над Данаей, тоже изначально выглядел по-другому – крылатый бог смеялся, а в окончательном варианте на его лице застыло страдание.
Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Саския стала музой и любимой моделью художника. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Краски лежат на холсте густыми мазками. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
В них вы видите печаль. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Особая гордость коллекционеров – рисунок «Голова медведя» работы Леонардо да Винчи, символически связывающий голландскую художественную традицию с итальянской, с которой Рембрандт был знаком через своих учителей, а также благодаря рисункам и картинам, ходившим тогда по всей Европе. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец— бургомистр Леувардена8.
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. В числе ранних работ Рембрандта в коллекции четы Каплан – три произведения из аллегорической серии чувств, созданной в 1624 – 1625 годах, незадолго до поступления в мастерскую Ластмана: «Извлечение камня глупости (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха)» и недавняя находка – «Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком.
А. С. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет.
Это был почетный и выгодный заказ. "Сын Харменса Херритса ван Рейна и Нельтхен Виллемс родился в Лейдене 15 июля 1606 года.
Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины. 1643, Кассель, Картинная галерея).
Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Его ранние работы на евангельские темы (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов.
Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Её место рядом с безутешным вдовцом на 6 лет заняла кормилица единственного сына Гертье Диркс.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. Их посеял величайший мошенник в истории искусства Хан ван Меегерен, в 1947 г. он включил картину в число своих подделок Вермеера.
Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Интересен и еще один факт. То есть величайший, золотой век в истории искусства.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника».
Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. На выставке неизменно притягивает внимание «Автопортрет с затененными глазами» 1634 года: спокойное любопытство в глазах, пушистые вьющиеся волосы, легкий румянец на щеках. В центре площади находится памятник Рембрандту. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах.
А. С. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Это самая известная картина Рембрандта.
Хендрикье также становится моделью для ряда жанровых картин. Но их усилия оказались тщетными. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Урок анатомии у доктора Тюльпа. Есть абсолютно чарующий – «Девушка в расшитой золотом накидке».
Краска немедленно начала пузыриться. Влияние искусства Рембрандта было громадным. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8.
Они забрали сына из университета и отдали в ученики к художнику Якобу Исааку Сваненбюрху. Кроме того, в коллекции представлены работы лейденских мастеров тонкой живописи (fijnschilders) – первого ученика Рембрандта Геррита Дау и Франса ван Мириса Старшего, которые также вошли в экспозицию выставки в Пушкинском музее. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Люди изображенные на картине, не расположены прямыми рядами, а собраны в форме полумесяца, окружая хирургический стол (если представить вид сверху). Но весь русским зрителем не виденный, каждая картина впервые выставляется у нас в стране. Встал и пошел к отцу своему. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. На выставке показан разный Рембрандт.
Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством.
Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека и голландский художник способен был показать это в одном застывшем мгновении. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Проучившись несколько лет дома, юноша поехал в Амстердам брать уроки у знаменитого живописца Ластмана. После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных.
В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса8. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Рембрандт ван Рейн пришел в этот мир в июле 1606 года.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. В Амстердаме Рембрандт получает свои первые заказы портретов городской знати, в числе которых представленные на выставке «Портрет мужчины в красном дуплете» (1633) и «Портрет Антони Копала» (1635) – яркие примеры зрелого мастерства художника, получившего признание своим умением точно передавать характеры моделей. Заказов становилось все меньше.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Важность просвещения осознавали представители всех сословий, в результате чего уровень образования здесь находился на том уровне, которого иные страны смогли достичь лишь через пару веков. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. С работой великого итальянца рифмуется рембрандтовский «Отдых молодого льва», написанный, вероятно, с одного из животных, которые ввозились в Голландию на торговых судах и выставлялись на ярмарках.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго.
Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. На холсте появились посторонние лица. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7. Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Ему здесь 26, он успешен и счастлив. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
Даже, когда Рембрандт вышел из моды и продолжал писать обычные портреты на заказ, неожиданно для всех он написал грандиозную картину Возвращение блудного сына. В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. Объясняется это просто. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Кто они — неизвестно. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Сам облик Данаи загадал исследователям творчества загадку, разгадать которую удалось совсем недавно: известно, что моделью Рембрандта была его жена Саския ван Эйленбюрх, однако та Даная, которая дошла до нас, на супругу художника совсем не похожа.
С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения. – отмечает О. Петрочук. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Дело в том, что подлинность вещи долгое время была под сомнением. Популярность автора начинает падать.
Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам. Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Повреждения затронули около 30 шедевра.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду).
После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Ещё одна интересная догадка – в этом мужчине Рембрандт изобразил самого себя. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. О детстве художника известно не так уж много. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Беззаботное время художника длилось недолго. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Отец тогда счел за лучшее отдать его для дальнейшего усовершенствования к уже известному художнику Питеру Ластману, жившему в Амстердаме. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). почти не сохранилось.
Родители его были люди просвещенные. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист.
Между тем споры вокруг нее не утихают. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Персонажи готовы ожить в любой момент. Он использовался многими художниками. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Он принципиально не держит шедевров дома, а выставляет их в музеях, чтобы все видели. А теперь просто посмотрите на эти глаза. Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей.
Так Рембрандт попал в латинскую школу, где обучался письму, чтению изучал Библию. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Много автопортретов было написано мастером в последние годы его жизни. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче.
Однако и сама рука и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или энергичный ход гравировальной иглы — отличительные качества Pембрандта, как гравера. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Родился он в семье зажиточного мельника. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Еще бы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Я обвиняю. » (2008)12.
В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Но вот стоимость гордости его собрания – маленькой (20 на 25 см) картины Яна Вермеера «Девушка за верджинелом» – можно предположить.
Они темные. Сын повёрнут к нам спиной. Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего.
«Ганимед» дрезденского музея). Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». (Три другие стилистически схожие работы, созданные в эти годы, находятся в собраниях Эрмитажа, музея Прадо и Метрополитен-музея. ) Античную богиню мудрости и войны Рембрандт изображает в виде голландской женщины, своей современницы, облаченной в пышное платье.
В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). в эрмитажной «Данае»).
В мастерской Рембрандта по-прежнему было много учеников, в том числе Фердинанд Боль и Говерт Флинк. Документально подтвержденных сведений о жизни Рембрандта в 1640-е г. г. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная».
И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Зато все требования заказчиков были выполнены. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. Картина полна нежности и сострадания. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Гениальное ли чутьё тому виной или наставления учителей, но расположение фигур на картинах Рембрандта подобного вида не выверено математически, как это было принято.
дв., 1657 и др. ). Дела шли все хуже. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Что касается до рисунка, то Рембрандт далеко не всегда гонится за его правильностью иногда он прямо умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить впечатление зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей степени выразителен. Написана она была в последние годы жизни мастера. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7.
Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы.
Самая известная из картин Рембрандта. 1669 год. В 1635 году он пишет величественную «Минерву», один из самых ценных шедевров Лейденской коллекции. Томас Каплан о материальной ценности своей коллекции говорить наотрез отказывается.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Он на два столетия опередил своих современников и предсказал линии развития искусства 19 века в эпоху реализма и импрессионизма. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Фотограф может применить это к фотографии. «Урок анатомии» определяется как представитель жанра «групповой портрет». К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей.
Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене. Рембрандт, картины которого отличались естественностью и реализмом изобразил учеников в тесном кружке, внимательно вслушивающимися в слова доктора Тульпа. Лучше всего юноше давалась живопись и опять же родители проявили мудрость и дальновидность. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается.
Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста8. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.
От него «Девушка» перешла к Каплану. Новых заказов почти не появляется. Существуют также версии о том, что мужчина в красной накидке – Вечный Жид (евангельский персонаж, отказавший привязанному к кресту Спасителю в просьбе облокотиться на его дом по дороге на Голгофу и наказанный за это вечным скитанием до самого второго пришествия).
Великий голландский художник Рембрандт жил в эпоху высочайших достижений Галилея и Ньютона. По крайней мере на взгляд человека, с детства привыкшего к эрмитажным шедеврам Рембрандта. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства».
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. Например, осязание проиллюстрировано популярным сюжетом об извлечении камня глупости, процедуре весьма болезненной, судя по выражению лица пациента, у которого два прохиндея копаются в височной области лысого черепа. Есть «рядовой» выразительный Рембрандт – портрет Антони Копала.
В этой работе художник выражает свое отношение к жене. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Свет не полностью заполняет кадр, а ложится лишь в определенной области, требующей освещения.
Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Это забавные жанровые сценки. Стрелки как будто выступили вслед за своими вождями в некий поход, в торжественное шествие (или в дозор, как казалось непосвященным зрителям этой картины).