Основной ошибкой фотографов-портретистов при освоении рембрандтовской схемы освещения является то, что глаз со стороны рисующего света оказывается полностью освещенным. Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Зато все требования заказчиков были выполнены. В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии.
Зато все требования заказчиков были выполнены. Они темные. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу.
тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. О детстве художника известно не так уж много. Но, несмотря ни на что, бог Зевс, превратившись в золотой дождь, проник в подземелье. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты, но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера— немца, работавшего в Италии. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года.
Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. В работах этого периода («Валаам», «Давид и Голиаф») в стиле Рембрандта отмечается влияние его наставника Ластмана, который прошел обучение в Италии и передал свои знания по эффектам светотени и передачи объемности ученику. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». А. С.
Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми свет утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной.
Я обвиняю. » (2008)12. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Между тем споры вокруг нее не утихают.
Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Я обвиняю. » (2008). Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям. Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии.
Портрет женщины на нижнем слое картины имел большое сходство с Саксией. Популярность автора начинает падать. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. «Св. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). На холсте появились посторонние лица.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Он пишет ряд картин на библейские темы в спокойных, теплых, красных и золотисто-коричневых оттенках («Святое семейство», «Давид и Ионафан»). в эрмитажной «Данае»). Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Заказчики, надо признаться, не поняли замысел Рембрандта, так как хотели получить нечто похожее на работы других художников-классиков того времени, тех, что были признаны эталоном в живописи. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643). Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Поздний Рембрандт характеризуется монументальностью композиций из крупных фигур («Аристотель с бюстом Гомера), многофигурностью композиций («Синдики», «Заговор Юлия Цивилиса»). Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист.
Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом. В центре площади находится памятник Рембрандту. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Картина полна нежности и сострадания. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум). Волосы у моделей получались очень достоверными благодаря нанесению штрихов острым кончиком кисти на сырую краску. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой.
Заказов становилось все меньше. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. «Даная» Рембрандта не стала исключением, эту картину художник писал не для продажи. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города.
Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. Важность просвещения осознавали представители всех сословий, в результате чего уровень образования здесь находился на том уровне, которого иные страны смогли достичь лишь через пару веков.
Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Влияние искусства Рембрандта было громадным. Еще бы.
К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Встал и пошел к отцу своему.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Сын повёрнут к нам спиной. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. С этого времени он теряет заказы, от него уходят ученики.
Вместе с тем существуют десятки других версий – в героини картины предлагается, например, библейская Долила, ожидающая Самсона или Венера, ожидающая Марса. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. После реставрации 1946—1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки — символа победы и триумфа. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». Кто они — неизвестно. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
В семилетнем возрасте его отдали в латинскую школу, а в четырнадцать лет он стал студентом Лейденского университета, который через год покинул, чтобы всерьез заняться живописью. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Он продает свое имущество и живет на окраине Амстердама в еврейском квартале.
Краска немедленно начала пузыриться. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная». Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Особенно хороша схема для фотографии полных или круглых лиц. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. Саския часто фигурирует в рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах. Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении6 оказало огромное влияние на молодого художника. В это же время в его трудах появились образы философов, праведников («Портрет ученого», «Иеремия» и пр. ).
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой.
Всего за свою жизнь он создал около 400 картин, около 300 офортов и тысячи рисунков. Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Художник Рембрандт родился в семье пекаря в 1606 году в голландском городе Лейден, располагавшемся на берегу Рейна. Но их усилия оказались тщетными.
Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам. Трое его детей умерли ещё во младенчестве. Считают, что именно ее он изобразил на картине «Версавия», а также в ряде других работ. Несмотря на то, дела Рембрандта шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г. Через семь лет умер и сын художника, Титюс.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).
Ластмановское пристрастие к пестроте и детальность в исполнении оказало огромное влияние на молодого художника. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной.
Работает над гравюрой «Христос исцеляющий больных» известный под названием «Лист за сто гульденов». В 1632 году художник переезжает в Амстердам – столицу тогдашнего коммерческого мира. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи.
Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
(За такую неимоверную цену по меркам XVII века эта гравюра однажды была продана). В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Реставрация картины длилась 12 лет. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры.
В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены.
В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза. В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Мажорные тона в его творчестве сменяются на более спокойные.
После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. А. С. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными.
Вскоре прекрасная Даная родила на свет сына Персея. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8.
Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. дв., 1657 и др. ).
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. История создания картины своими истоками уходит в 1636 год. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. А теперь просто посмотрите на эти глаза.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Великий голландский художник Рембрандт жил в эпоху высочайших достижений Галилея и Ньютона. Написана она была в последние годы жизни мастера. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, вот таким образом в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала.
Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627).
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен». Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Последние работы Рембрандта выполнены в технике, секрет которой до сих пор не разгадан. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Самая известная из картин Рембрандта. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Саския стала музой и любимой моделью художника. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея).
Краски лежат на холсте густыми мазками. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции. В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Беззаботное время художника длилось недолго.
Заканчивает знаменитую «Данаю» (1643г).
Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Мы не знаем, что выражает его лицо. В Берлинском гравюрном кабинете хранится графический «Портрет Саскии в соломенной шляпе» (он же «Портрет Саскии-невесты») исполненный карандашом с наконечником из чистого серебра на загрунтованном пергаменте.
Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни».
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Персонажи готовы ожить в любой момент. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. «Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Этот период творчества совпал с его личным банкротством. 1669 год.
На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины.
Оно произвольно, комфортно глазу. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Его муза умерла от туберкулеза, а из их совместных детей выжил только один сын Титус, которого художник также пережил. Эта красивая молодая женщина была его музой и моделью на протяжении нескольких лет. Как уже было сказано выше, житейские невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карел Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение.
Наиболее выдающимися работами этого периода являются «Христос в Эммаусе» и «Симеон во Храме». Хотя для создания Рембрандт-освещения необходим только один источник света (возможно, с отражателем), схема эффективна в своей простоте и действенна. гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8.
Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр).
Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. Художник изображает редкие библейские сюжеты («Отречение апостола Петра», «Возвращение блудного сына»), семейные темы («Еврейская невеста»). Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника.
В центре площади находится памятник Рембрандту. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. А. С. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина. Снимки показали, что на самом деле художник переписал ее после смерти супруги. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Специалисты никак не могут определить формулу красок, которые как бы стекали по холсту. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
Это самая известная картина Рембрандта. Объясняется это просто. Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя (на картине снизу) и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики. В них вы видите печаль. И всё же, несмотря на своё мастерство и заслуги, мир и общество были жестокими даже в те времена. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Художник с удовольствием писал ее портреты: «Автопортрет с Саскией на коленях», написанный во время медового месяца, портрет «Саския с цветком», созданный незадолго до ее смерти. муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. «Ганимед» дрезденского музея). Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки.
Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. 1643, Кассель, Картинная галерея). Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Новых заказов почти не появляется. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Пушкина). Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Родился будущий художник в семье мельника, недалеко от реки Рейн, отсюда и приставка ван Рейн – «с Рейна». Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. почти не сохранилось. От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. Стиль живописи говорил о более позднем периоде его творчества.
В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Дела шли все хуже. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки.
Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Интересен и еще один факт. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги.
Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Только в середине прошлого века с появлением рентгеноскопии реставраторам удалось приоткрыть завесу этой тайны. Он использовался многими художниками. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей и ему не приходит в голову, что его могут порицать.
Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Считается, что переломным моментом в его жизни стало создание картины «Ночной дозор» (1642 г. ), не оправдавшей ожидания группы богатых заказчиков.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи.
Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. «Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом.
В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей). Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Фотограф может применить это к фотографии.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля.
Однако и сама рука и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания.