Давид позже раскаивался в содеянном. В 1872 году продавался с аукциона замок Ипенштельн, фамильное поместье семьи Баннинга Кока. И спас Ионафана от казни. Но Рембрандт никогда не соглашался рабски подчиняться желаниям и капризам заказчиков.
Первый из них (Петербургский Эрмитаж) изображает купца-еврея. Очень старинные копии ее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне.
Однако царевич, узнав о намерении отца, предупредил юношу о грозящей ему опасности. Вдали едва различимы очертания Иерусалимского дворца, его башни и купола. На помощь Ионафану приходит Саул со своим войском.
Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Спор затянулся.
Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Тот же поворот головы, та же поза, почти такой же наряд. Сюжетом полотна является библейская легенда. Ей труп со слезами ответил:«Не разглядел я еще, что прядут угрюмые ПаркиВ час, когда ты призвала меня с берегов молчаливыхВсе же, от сонма теней удалось под землею узнать мне». Давид был молод, значит, молод был и Ионафан.
Почтенные амстердамские бюргеры, понятно, не захотели ввести, в назидание потомству, такого члена в свою семью и картина осталась в мастерской у художника, где она служила в качестве ширмы для учеников. Но страшная полоса безмерных утрат только началась. Обликом и поведением он больше напоминает женщину. Красота кисти изумительная чудный колорит, теплый и мягкий, уже предвещает величайшее создание мастера – «Ночной дозор». Материальное положение его не изменилось.
Все улыбалось счастливому художнику. Урия пал в бою. В его внешнем спокойствии таится сдержанная сила. Об этих трех лицах упоминает и Бендермак в своем каталоге, говоря о первоначальном эскизе «Ночного дозора». Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества (Klovenirdohlen).
В этой картине художник предстает во всеоружии своего зрелого искусства.
Затем Ионафан вышел в поле, где и встретился с Давидом. Саулу это восхваление не нравится. Прошло уже десять лет с тех пор, как Рембрандт, по заказу амстердамских хирургов, написал свой «Урок анатомии».
Насколько Рембрандт упорно придерживался своего иногда просто исходящего из пустой минутной прихоти, доказывает следующий рассказ его современников. Именно в такой гамме тонов написан «Ночной дозор». Буквально это было сказано Иисусом в связи с вопросом, нужно ли платить налоги Цезарю. Но какая разница в выражении, в характере одного и того же лица. Но здесь встретилось неожиданное препятствие.
До реставрации Ван Дейка всех художественных критиков и знатоков, любовавшихся «Дозором», поражало необыкновенное освещение картины, это странное смешение ночного сумрака с неизвестно откуда появляющимися световыми бликами. Надо было найти домоправительницу. Тем самым позиции Давида еще больше укрепляются. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен.
Иисус, сказав это избежал ловушки, в которую его пытались загнать фарисеи. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. А Саул, откликнувшись на этот подвиг, поддержал Ионафана. Но если от этой буквальности перейти к общему смыслу сказанного Иисусом, то речь идет о распределении функций между светской и жреческой властью.
И это помогло Саулу истребить многих врагов своего народа. На верхних ступенях лестницы знаменщик компании бережно развертывает свое знамя. И Господь был этим недоволен.
Впечатление напряженной эмоциональности создается также колоритом картины. Это произведение первым из рембрандтовских шедевров попало в Россию. Но Саул был своеволен и не выполнял в точности распоряжений Господа. А вместе с этим укрепляется и неприязнь Саула к Давиду.
Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид раз за разом уклоняется от преследования. После рождения сына Саския стала часто хворать с каждым днем она слабела и таяла. Новейшие исследования на примере исторических произведений наглядно доказали, что Рембрандт при работе над определённой темой всегда тщательно продумывал её содержание, начиная от источника, независимо от того, где берёт своё начало поиск художником сюжета – в определяемых ли настроением мысленных представлениях, в определённой традиционной теме или в определённом конкретном тексте, толкуемом часто в связи с личной жизненной ситуацией.
– В своей картине «Давид и Ионафан» Рембрандт запечатлел трогательную сцену прощания царского сына и молодого воина Давида. И тем не менее на какое-то время призыв Самуила оказался для сынов Израилевых, так сказать, руководством к действию. Но Ионафан отличается особой искусностью в этих военных упражнениях, а также особой силой и храбростью. Один жаловался на отсутствие сходства, другой на то, что его лицо совсем в тени. Самуил был недоволен тем, что народ Израиля домогался помазания царя и установления царской власти вместо власти Судей, то есть власти, по сути, жреческой.
И на этот раз Рембрандт остался верен себе. Разве не в его доме он встретил ту, которая осветила жизнь его счастьем. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен. Один из солдат протягивает пику, чтобы хоть сколько-нибудь водворить порядок другой, прочищая свой самострел, нечаянно выстрелил (на лондонской копии даже виден дымок) и испуганно осматривает свое оружие. Стрелки нестройной толпой торопятся к выходу, толкая друг друга. Оно находит отзвук в романтичности окутанного предгрозовой атмосферой пейзажа. А Ионафану Рембрандт придал свои черты.
Об одной из таких картин расскажет новая серия программы «Библейские сюжеты в искусстве», – сообщается в пресс-релизе. А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом. Но Ионафан, не зная об этом, съел немного дикого меда в лесу. Выдвигалась версия, что героиня Рембрандта – Вирсавия, жена полководца Урии, ожидающая в роскошных покоях царя Давида. Размер картины 73 x 62 см, дерево, масло. В описании картин города Амстердама, составленном Ван Дейком, этот художник с восторгом отзывается об обнаруженном им бессмертном произведении главы голландской школы, называя картину «Выходом стрелков из кордегардии».
Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Их яркое сияние выхватывает из темноты лишь две фигуры, Давида и Ионафана, как бы приглашая зрителей пристальнее всмотреться в происходящее. Иудейский царь Саул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Можно себе представить неудовольствие владельцев портрета. Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Рембрандт пригласил к себе бывшую кормилицу своего сына, немолодую уже Гертье Диркс. Но откуда эти блики золотистого цвета, пытающегося пробиться сквозь тёмные тучи горизонта.
Картина голландского художника Рембрандта ван Рейна «Давид и Ионафан» или «Прощание Давида с Ионафаном». Такое своеволие Саула оскорбило Господа, который поведал о своем крайнем недовольстве всё тому же Самуилу.
Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».
Саул запретил народу и войску есть что-то до победы над филистимлянами. Совпадение, повторяю, фактически полное.
И мы понимаем, что ни вражда, ни ненависть не способны разрушить их дружбу. С ней как будто ушло и семейное счастье художника. В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны) не урезан наполовину. Действительно, так и произошло. На первом плане, в самом центре картины, проходит начальник отряда, Франс Баннинг Кок, опираясь правой рукой на булаву – знак своего достоинства.
Подвиг Давида рождает дружбу Давида с сыном Саула Ионафаном. Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. И убедиться в этом нетрудно. Не щади, умоляю: скажи мне, Что совершится и где, да услышу вещания рока. »Молвив заклятье затем, дала понять она тени, Что ей желательно знать.
Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския. Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь она подвергалась порче и от дыма и от пыли. Тут и произошло расставание друзей. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Всё погружено в глубокий мрак.
Так и чувствуется, что художник всю душу свою вложил в это «творение любви и печали» он как будто хотел удержать, сохранить на мертвом полотне последние проблески жизни дорогого ему существа. Кого-то из тех, кого Саул должен был по воле Господа истребить, Саул не истребил. Что это за белый петух висит у нее за поясом. Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом. Изгнать-то он их изгнал.
И называться она должна "Давид и Авессалом". После этого описывается сражение Давида с Голиафом. Иконографический анализ позволяет установить преобладающий вариант. Широко зевнул и раскрылисьТотчас глаза у него.
Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Саул использовал это для разгрома врагов Израиля. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. 1642 Дерево, масло. С каждым днем возникали все новые столкновения с упрямой экономкой.
Эта живописная факира делает красочную поверхность трепетно-сияющей. Гений Рембрандта не мог выносить узких рамок мертвой рутины: из банального портрета он стремился создать жанровую картину, полную жизни и движения, – произведение, которое сохранило бы значение и интерес даже тогда, когда самое общество, с которого оно писано и имена его членов изгладятся из памяти людей. 1643-м годом помечен портрет Саскии, находящийся в Берлинском музее, написанный через одиннадцать месяцев после ее смерти.
Но израильтяне начинают слишком сильно восхвалять Давида. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. В таком же несколько мрачном и суровом тоне написан и портрет старого раввина (Бекингемский дворец) на лице то же выражение сосредоточенной твердости и проницательности. Саул хотел покарать Ионафана, народ заступился за Ионафана. Зачем она здесь.
Давид побеждает Голиафа, приносит голову Голиафа Саулу. И он начинает преследовать Давида. Наконец дело уладилось и портрет стал быстро подвигаться к окончанию.
Установив этот унизительный порядок, филистимляне превратили израильтян в народ второго сорта: «И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники и свои заступы и свои топоры и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников и у заступов и у вил и у топоров или нужно рожон поправить (рожон — это палка с металлическим наконечником, которой пахарь погонял волов — С. К. ). Рембрандт пришел в отчаяние едва удалось его успокоить.
В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария. Но неуживчивый и сварливый нрав этой женщины делал домашнюю жизнь невыносимой для отца. 73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии. Однажды ему случилось писать большой семейный портрет.
Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. За несколько дней до смерти, уже лежа в постели, Саския составила духовное завещание, по которому предоставляла мужу все свое состояние (по подлинной записи – 40750 флоринов) в пожизненное пользование. Отними же у случая правоБить нас ударом слепым и нежданным. Одежды написаны пастозными, рельефными мазками. Саул при помощи Самуила отчасти вернул себе расположение Господа.
Поток такого же света объемлет маленькую девочку, которая, вместе с двумя мальчиками, быстро пробирается к лестнице кордегардии. Саския давно хворала. Ни заговор тайный, ни травыУж не посмеют отнять покоя безмерного Леты, Если дарую я смерть.
Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор». Но когда надпись на колонне восстановила настоящее название ее: «Сбор стрелков отряда Баннинга Кока на площадке в кордегардии перед учением», – то своеобразность колорита оказалась вполне естественной и уместной. Ты, о краса гемонид. Его единственным утешением и прибежищем стало искусство Рембрандт весь отдался ему. Тут-то Ионафан и совершил свой подвиг, напав на филистимлян вдвоем с оруженосцем. Саул — это светская, царская власть.
Первая Книга Царств называет этот запрет «безрассудным». При этом Ионафан нечаянно нарушает запрет, наложенный Саулом на весь народ и всё войско. Но не будем забегать вперед и рассмотрим последствия первой дерзкой победы Ионафана.
Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета. Затем об этом бессмертном творении гения Рембрандта как будто вовсе забыли. Некоторые из комментаторов творений Рембрандта видели в ней олицетворение города Амстердама но такое предположение – явная натяжка. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды. Саул пытается женить Давида на одной из своих дочерей. Ни одна из картин голландской школы не испытала стольких приключений и превратностей, как так называемый «Ночной дозор» («La ronde de nuit»), – название, мало подходящее к характеру коллективного портрета членов общества стрелков его ввели французы, которые в начале XVIII столетия гораздо более интересовались произведениями Рембрандта и его последователей, чем сами голландцы.
В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнеевр. Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны.
При этом Господь велел Самуилу уступить воле неразумного народа и помазать Саула на царство. Вирсавия была вынуждена подчиниться. То, зачем Саулу потребовалась эта помощь и то, каким образом она была оказана, позволяет нам обнаружить (внимание. ) фактически полное совпадение лукановской истории с фессалийскими колдуньями гемонидами, которую мы только что обсудили и истории с другой, столь же могучей колдуньей, притом что вошедший в контакт с этой колдуньей Саул требует от колдуньи того же, чего требовал Секст Помпей от Эрихто. В итоге Саул выдает за Давида свою дочь Мелхолу.
Новый этап открывается картиной Эрмитажа "Прощание Давида с Ионафаном", 1642-ой год (высота картины семьдесят три, ширина шестьдесят два сантиметра). Заказчики были довольны и сходством и композицией работа была почти окончена. Она, очевидно, дитя народа но лучи «рембрандтовского» солнца играя на ее белокурых распущенных волосах, на пестрых разводах ее ситцевого платья, придают ей какой-то праздничный, сказочный характер. В итоге евреи победили, но нарушили запрет Саула не вкушать до вечера пищи.
Богов ты подвергниПытке иль их пощади, но правды от манов (духов предков — С. К. ) добейся, Дверь отвори в элисийский чертог и даже у СмертиВырви признанье о том, кто из нас ее жертвою будет. Это не низкий труд тебе и самой подобаетВыведать, как упадет судьбин замечательный жребий. Рембрандт «Давид и Ионафан». Если Рембрандт не придерживается текста буквально (который он затем, особеннов случае библии, проверяет слово за словом), то он обращается к известной ему часто из собственной коллекции художественной традиции из которой он перенимает свои сюжеты случается так, что он поправляет перенятые образцы исходя из текста, либо, следуя традиции, отклоняется от текста. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Тёмное, мрачное, грозовое небо как неотвратимая судьба, грозящая разрушить хрупкое счастье людей. Но вскоре Саулу потребовалась помощь самой могучей из этих волшебниц.
Психологическое состояние людей обрисовано с большой выразительностью. Про нечто отдаленно сходное будет позже сказано в Евангелии от Матфея: «Кесарево Кесарю, а Божие Богу». значение – расставание, разлука). В этом доме уже находилось несколько таких картин-портретов, между прочим, «Пирушка» Франса Хальса. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города. В итоге отношения между Саулом и народом укрепились.
Но скованы губы, Звуков в них нет никаких: нет голоса — лишь для ответаБудет язык ему дан. Исследователи творчества голландского художника связывают замысел картины Рембрандта «Давид и Ионафан» с библейским рассказом из Первой книги Царств (20: 40-42). За это он должен был быть казнен Саулом, но народ заступился за Ионафана перед царем. Сходство с капитаном рембрандтовского «Дозора» сразу бросается в глаза но какая огромная разница.
Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше.