Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе. В целом, автопортреты Рембрандта отличаются мастерством изображения, экспрессивной наглядностью, емким смыслообразующем контентом. Знакомство с творчеством Рембрандта Харменса ван Рейнаголландскогохудожника, рисовальщика и гравёра, великого мастера светотени, крупнейшего представителя золотого века голландской живописи, мне хотелось бы начать с его автопортретов.
Великолепный мастер автопортрета – Рембрандт. К 1634 году Рембрандт уже написал несколько автопортретов, а предстояло создать много больше. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Важным обстоятельством является то, что одежда на художнике характерна для начала XVI века, Рембрандт не только показывал в автопортрете свой статус современникам, но и бросал вызов великим художникам XVI века: Дюреру, Тициану и Рафаэлю.
Автопортреты Рембрандта – история жизни художника. История герба Л. Интересно, что автопортрет Рембрандта был пожертвован Национальному тресту вдовой Гарольда Сэмюэла, барона Вичкросского — известного коллекционера голландской живописи, магната недвижимости. В первые амстердамские годы автопортрет занимает видное место в творчестве Рембрандта изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства, годы постоянного художественного маскарада. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.
Количество произведений, приписывавшихся кисти самого Рембрандта, значительно уменьшилось. Она полуобернулась к зрителю и спокойно смотрит на нас темными глазами. При «врачебном осмотре» Рембрандта на автопортрете 1659 года, находящегося в Национальной галерее Вашингтона, поражает вид художника, которому всего 53 года. Лопез, проживавший в Амстердаме с 1637 по 1641 годы, владел и картиной Тициана «Портрет Джероламо (. ) Барбариго», которую, по-видимому, Рембрандт хорошо знал.
Автопортрет написан Рембрандтом в 1640 году. Следующие поколения предали почти полному забвению его искусство. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Благодаря, в первую очередь, офортам, его слава вышла за пределы Нидерландов, его картины покупают коллекционеры и королевские особы Европы, например, король Англии Карл I. В апреле 1639 года Рембрандт присутствовал на аукционе, когда португальский коллекционер Альфонсо Лопез купил картину Рафаэля «Портрет Бальтасара Кастильоне». На стене изображаемого интерьера (несколько неясно и невразумительно), в левом углу от зрителя, висит незаметная, на первый взгляд, доска. Он выглядит больным.
И это – вторая особенность луврского автопортрета. Пышная шевелюра, равно как и закрученные усики и острая бородка исчезли, уступив место плохо выбритым щекам и двойному подбородку. Потом мы встретим это выражение, так тщательно проработанное художником на примере своего собственного лица у мучимого на кресте Иисуса (Автопортрет с открытым ртом, 1630 год и Христос на кресте, 1631 год) или какой-нибудь нищий из толпы вдруг оскалит зубы в уже знакомой хитрой усмешке. Дом Рембрандта в эти материально благополучные годы был до отказа (в самом прямом смысле) заполнен картинами, рисунками, скульптурными изделиями, всякого рода милыми безделушками.
Взяв в левую руку несколько торчащих кверху коротких кистей и палитру, а в правую длинный муштабель, Рембрандт остановился слева перед неоконченной картиной и повернул к нам свое старое, некрасивое, замученное, но мудрое лицо. На последующих же автопортретах их вовсе нет. К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил.
В загородном особняке XVI века, где демонстрируется картина, когда-то жил известный пират времен Елизаветы II — Фрэнсис Дрейк. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Быстрота работы Рембранда была почти баснословной.
За всю его сложную жизнь, менявшуюся от достатка к нищете и забвению, он напишет около шестисот картин, сделает около двух тысяч (. ) рисунков и триста офортов. Что же касается «красных пятен» па щеках художника, то они заметны только на вашингтонском и отсутствуют на эдинбургском автопортрете, написанных в один и тот же год. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
«Пир у Эсфири» на библейский сюжет сложен своей глубокой психологичностью. Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Супруги пируют, наслаждаясь жизнью. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название – «Блудный сын в таверне».
Он изображал себя без тщеславия искренне и реалистично. А на щеках Рембрандта имеется 9 небольших красных пятен, которые он интерпретировал как телеангиэктазии (расширение капилляров). В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов. Теперь она своей лиричностью и теплым золотистым колоритом вновь радует посетителей. Но парнишка неустанно рисовал и хотел учиться живописи. «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме.
В ее спокойных глазах заключена память о былом, а морщины – только то, что жизнь должна оставить как на лице, так и на сердце. Ими всего семь лет будет наслаждаться Рембрандт. К этому времени мельница работала в полную силу и дела отца шли на удивление хорошо. Однако все это купается в свойственной только ему светотени.
Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта. Вогнутые зеркала, к слову, были известны с древнейших времен. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Она важна как с точки зрения высокого искусства, так и с точки зрения истории. Этот поздний автопортрет Рембрандта провозглашает самым сокровенным образом старый девиз Термина – «Я ни перед кем не отступаю».
При продолжительном воздействии паров свинца возникают нарушения со стороны различных органов и систем (желудочно-кишечный такт, почки, кроветворная и нервная система). Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. После Рембрандта сам термин «офорт» определяется в первую очередь исходя из его практики и его результатов. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.
Все окружающее становится его моделью. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. Картина рассказывает о внезапно открывшемся предательстве.
Таков довольно краткий период счастья и довольства художника. Амстердам.
В 1634 году художник женится на Саскии ван Юпенборх. Отсюда родилась еще одна «автопортретная» диагностическая гипотеза – анемия и хроническая почечная недостаточность вследствие свинцовой интоксикации. Однако в портрете также заключена определенная, ясная зрителям того времени провокация: художник изображает себя в образе. На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности.
Он все такой же бравый, но рядом с ним милая старушка, с которой он мог бы скоротать последние годы. Выражение грусти и печали на лице на последних автопортретах Рембрандта позволяет считать, что художник в последние годы своей жизни страдал депрессией. Рембрандт улыбается и поднимает бокал с вином. Это мы и находим в поясном луврском автопортрете 1660-го года (высота сто одиннадцать, ширина восемьдесят пять сантиметров).
Многих счастливых обладателей шедевров постигло небывалое разочарование. Автопортреты Рембрандта – история жизни художника на холсте. Моментально схватывает натуру Рембрандт.
Перед этой аллегорией смерти избежать которой никто не в силах, художник дает отпор времени, миру и им самим избранной судьбе – с непостижимой и скрытной усмешкой, с явной издевкой, с триумфирующим спокойствием и иронией, освещенный «золотым сиянием угасающего послеобеденного света». Удивительно, как человек пронес через всю жизнь образ любимого, ни на минуту не забывавшегося человека. Налет эпатажа, бурлескности, явно присутствующий в картине, — это последняя вспышка молодого бунтарства, которое характерно для всех произведений Рембрандта 1630-х годов. На автопортретах, написанных в 53-летнем возрасте, Рембрандт выглядит гораздо старше. По композиции это устойчивый равнобедренный треугольник. Волосы подобраны изящной сеточкой, в ушах висячие серьги.
На голове – любимый берет. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский художник, рисовальщик и офортист. В «Автопортрете с Саскией» А. Каменский усмотрел и другую второстепенную деталь, которая, как он считает, не может быть случайной. Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). Духовное родство автопортретов особенно впечатляет, если вспомнить, что здесь Рембрандт еще не достиг вершины успеха и только собирается жениться, не сознавая, какие испытания уготованы ему в будущем. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). В таком случае о сцене из семейной жизни говорить не приходится.
Специалист по изучению творческого наследия великого художника XVII века пришел к выводу, что автопортрет Харменса ван Рейна Рембрандта написан лично самим мастером. А художник, улыбаясь и придерживая рукой молодую женщину излучает счастье.
Его лицо покрыто морщинами, знак «омеги» на челе. А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. И пирушка происходит не в домашней обстановке, а где-нибудь в злачном месте.
В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. Этот эстамп теперь известен под названием «Трех дерев». Он был отличным рисовальщиком и гравером. Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица.
Эта бесконечная игра переодеваний и изменений похожа на самолюбование. Перед вами юный Рембранд, автопортрет. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен.
Они сидят за богатым столом, на котором находится пирог с павлином – признак достатка.
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. Но по-прежнему пишет Рембрандт автопортрет молодого человека – себя. Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Рембрандт ван Рейн был всего лишь сыном мельника. Автопортрет с Саскией изображен лицом к лицу. По этой и по многим другим причинам, картина «Автопортрет с Саскией» считается шедевром мирового значения.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Автопортрет. 1661. Бугристый шишковидный нос, по позволяет предположить у художника ринофиму (rhynophima – наличие ярко-красных мягких узловых разрастаний кожи носа с обезображиванием его). «Автопортрет в возрасте тридцати четырёх лет» написан Рембрандтом в 1640 году. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.
Перед нами предстает полный желания творить, настоящий мастер Рембрандт. У него уже есть ученик Герард Доу, впоследствии очень известный художник. В одном из писем секретарю принца Оранского Константину Хейгенсу он определял свои художественные намерения стремлением выразить «наивысшую и наиестественнейшую подвижность», подразумевая под этим отнюдь не внешнюю динамику образа, а выражение малейшего движения души. Среди них – поразительные и неожиданные миниатюрные гравюры с отработкой мимики.
Они одеты в праздничные костюмы их счастливые лица обращены к зрителю. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д. ) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Грязно-малиновые пятна на щеках, красноватый толстый нос. В возрасте 35 лет Рембрандт был уже признан в Амстердаме одним из выдающихся художников.
Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Много лет спустя напишет Рембрант автопортрет с Саскией, которой давно уже нет. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх. На этом эмоциональном фоне с беспощадной выразительностью выступает облик художника, каков он есть на самом деле – облик глубокого старика, несмотря на то, что ему всего пятьдесят четыре года, со следами горьких раздумий после перенесенных ударов. В 1630 г. это уже зрелый человек. Такие доски висели в трактирах XVII века и на них кабатчики вели счет выпитому и съеденному гостями.
Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. Для него это была своего рода автобиография, даже если потом портреты продавались.
Царь только нервно комкает в руках платок, едва сдерживая чувства. Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Одной рукой обнимая Саскию, Рембрандт другой поднимает бокал, со смехом оборачивается к зрителю, словно приглашая его принять участие в пиршестве. Обсуждая степень вероятности высказанных предположений, следует подчеркнуть, что указанная выше форма носа была присуща Рембрандту с раннего возраста и по мере старения приняла более выраженные черты. И она сохранила те черты ребенка, за которым хочется ухаживать. Начались повторные исследования и следующие за ними разоблачения.
Продолжая диагностический поиск по автопортретам художника, можно обратить внимание на линии кремового цвета в области нижнего века и высказал предположение о наличии у художника ксантелазм (отложение жировых субстанций, в частности холестерина). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Для создания проекции художника был нужендневной свет, а так же вогнутое и плоское зеркало.
Носогубная складка грубая, широкая мышцы рта напряжены, опуская углы рта в гримасе. Размеры картины: 161х131. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Изображения подобных досок встречаются на картинах и других голландских художников. Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Данная организация уже сделала заявление, что никогда не продаст автопортрет Рембрандта, который специалисты при открывшихся обстоятельствах оценивают в 20 миллионов фунтов или 30 миллионов долларов. Вид у них домашний. За свою жизнь Рембрандт создал около ста автопортретов — картин, гравюр и рисунков.
Офорты поступили в коллекцию Эрмитажа в 1897 году из частного собрания Ровинского. Лишь в XIX веке Рембрандт был вновь открыт. Он получает заказы на картины от самых влиятельных и богатых голландцев, штатгальтера и представителей семейств Трип («Портрет Марии Трип»), де Графф и Витзен. В настоящее время находится в Дрезденской галерее.
Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. Ни один художник не изучал себя столь пытливо на протяжении всей своей жизни, размышляя о старости, накопленном опыте, успехах и неудачах. Здесь упор, похоже, делается на успехе. «Возвращение блудного сына» – еще одна из вершин творчества Рембрандта. Дополнительными основаниями для подобной диагностической гипотезы могли быть пережитые художником жизненные невзгоды (смерть жены, сына, домогательства кредиторов и др).
Его бывшее когда-то таким свежим и юным лицо стало старчески одутловатым и сморщилось. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). В Вене хранится рисунок Рембрандта с наброском этой картины, где на полях Рембрандт сделал отметку, что картина куплена за огромную по тем временам сумму в 3500 гульденов (по переписке Рембрандта со штатгальтером того же года можно судить, что свои картины Рембрандт тогда оценивал в 600—1000 гульденов).
Также все устойчиво в мире творца. блудного сына, пирующего с куртизанкой. Но он сделал это на три века раньше. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Офорт «Автопортрет» Рембрандта — поистине одна из жемчужин коллекции Дальневосточного художественного музея. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«. Эти годы – плодотворный период у художника.
О том, что на картине изображён именно Рембрандт говорят другие автопортреты знаменитого художника, черты лица на которых практически идентичны с чертами лица человека, который изображён на этом полотне. В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. У художника отложной воротник свободно открывает шею.
Вот таким образом своему четвертому сыну он смог дать образование. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет. Все окутано воздушным пространством. Например, в кельнском автопортрете Рембрандт сознательно представляется нам рядом с бюстом древнеримского бота Термина, повелителя границ и времени. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. «Автопортрет с Саскией» был написан Рембрандтом (1606-1669) в 1635 году (холст, масло). Красными мазками справа «обозначены височные сосуды».
Раз уж на картине красуется непременный атрибут таверны, то, может быть, это она и есть. Мы можем проследить, как год от года менялось лицо художника. Эксперты трудятся над проблемой подлинности полотен мастера до сих пор и на самой выставке представлены несколько работ, которым вернули титул подлинности (например, Автопортрет в берете 1659 года впервые выставлен как несомненный подлинник).
Один из первых – «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний художник всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником. Автопортрет запечатлел все эти изменения. Громкая слава не оставила художника и после его смерти.
«Автопортрет с Саскией на коленях» – апофеоз его житейского благополучия. В Хабаровске в коллекции Дальневосточного художественного музея есть офорт Рембрандта «Автопортрет», который был передан Эрмитажем в 1931 году.
Искания этого периода завершил знаменитый Автопортрет с Саскией или Весёлое общество около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции 1630-х годов (Жертвоприношение Авраама, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Живописи Рембрандта стала доступна духовная жизнь человека в пространстве времени. На одном из первых изображен 22-летний растрепанный юноша с пытливым лицом. С темного полотна бросает он гордый, суровый взгляд своих проницательных глаз на твердо сжатых губах усмешка, полная упрека и скорбного презрения. Золотистый тон картин переходит в более мрачный темно-коричневый, на котором особенно эффектно выделяются яркие блики.
Но в «Автопортрете с Саскией» (или в «Похождениях блудного сына») основная идея — гимн человеческому счастью. Именно такое впечатление дают его автопортреты с 1625-го по 1642 год. Он пока работает «для себя», но к 1630 году уже начинает получать заказы. Одна из гениальных картин мастера на мифологическую тему – «Даная», находящаяся в экспозиции Эрмитажа. Но он выглядит и печальным, смотрит из-за плеча, нет блеска в глазах.
Это период его восхождения. После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Он родился 15 июля 1606 года. Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
Это было время, когда прижизненная слава художника достигает зенита. Сначала это была латинская школа, а затем университет в Лейдене. К 1628 году он стал настоящим художником. А затем их, естественно, устранить.
О нем, с трудом подбирая слова, говорит Эсфирь царю Ассуру. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» Рембрандт написал в 1636 году, когда мастеру сопутствовал успех.
Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Тогда, может быть, перед зрителем другой, не рембрандтовский дом. А зачем такая доска висит в доме преуспевающего художника. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.
расточил имение свое, живя распутно». Есть что-то дерзкое в улыбке Рембрандта, в темпераментном жесте его руки, держащей бокал. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (Похищение Ганимеда, 1635, Картинная галерея, Дрезден). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Две особенности луврского автопортрета сразу же бросаются в глаза.
Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. В углу, в тени, затаился предатель Аман. Но сначала был сделан карандашный эскиз, абсолютно не похожий на законченную работу. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер. В эпоху, когда над искусством старых мастеров нависла угрожающая тень экспертизы, работы Рембрандта опять оказались в центре внимания.
Их привлекали как новизна содержания, так и новаторство живописных приемов Рембрандта. Выражение лиц у изображаемых становится более угрюмым и суровым. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Другой портрет того же года более официален. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов.