После Ромула в Риме сменилось шесть царей: Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Суперб (Гордый), которого в 510 г. до н. э. римский народ низложил и изгнал из Рима. Как утверждает легенда именно с тех пор в Риме появился обычай с похищением невесты. Другие, наконец, называют его Inuus. Народ, т. е. 6) Зародышем города Рима вполне справедливо считался antiquom oppidum Palatinum.
Из большого числа объяснений этого мифологического факта, нам кажется, самое простое и вероятное объяснение, найденное Г. Иорданом8. Другое название той же богини Ra из reia, сближаем с санскр. Вдруг Ромул со своими дружинниками бросились на девиц и увезли их. Консуалии считались праздником лошадей, мулов и ослов, а Конса чтили в цирке. Пастухам Нумитора удалось схватить Рема, связать его и доставить к хозяину. Римские этимологи (см.
На патрициев пало сильное подозрение. Обоготворенный поэтами Ромул-Квирин таким образом соединился с богом Марсом-Квирином21. Время правления двух царей – Ромула и Тита Тация – было непродолжительно. Wrterb.
Сабиняне и римляне заключили мир. Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул – чуть позже – двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). В том и другом случае для объяснения обряда вымышлен рассказ, что убиение луперка совершается в подражание убиению одного родного брата другим, одного germanus Lupercus другим.
Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их матери. Aen. Только Рим взять не удавалось.
Свергнув с престола Амулия, братья помогли Нумитору вновь стать правителем государства. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города.
Город стал называться Римом (по-латински — Рома). Благодаря коварным интригам Амулий свергнул Нумитора, но оставил ему жизнь. Рим прославился как город разбойников и беглецов. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город. ». В окрестностях было семь холмов. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга.
r бегать, заставлять бежать, давать свободу бегать. Пастух назвал близнецов Ромулом и Ремом. Из-за этого страха по его приказу был убит родной сын бывшего правителя.
Мы думаем потому, что имя прилагательное celer одного значения со словом romulus. Подобным обеганием древнейших городских пределов и являются Lupercalia. Эта замена особенно необходима, если провинилось целое общество. Выросли близнецы, стали сильными и красивыми юношами. Инуй был предан бездеятельности.
Обе версии единодушны в том, что после смерти Ромул стал богом и принял имя Квирина. Поднимая и опуская плуг, Ромул медленно и вдумчиво прокладывает борозду, голова его опущена вниз. И вот однажды завязалась между ними драка. Так как условия не были точно оговорены, спор возобновился с новой силой: Рем ссылался на то, что первым получил знамение, Ромул — на вдвое большее число птиц.
папа Геласий. gentis Rom. Во время спора Ромул выкопал ров, который должен был окружить будущую стену города.
Берут представителей чужого народа, на них переносят всю свою вину и выдают их как повинную жертву богам. Из этого цикла происходит и его генеалогия.
Магистрат сопровождается двумя глашатаями (prinovati, по Бюхелеру praenovatores). Конс, во-первых, божество подземное это видно из того, что его жертвенник (ara Consi) был зарыт в землю и открывался только раз в год, к Консуалиям. на Палатинском холме. Второе божество erfo Martio Бюхелер сопоставляет с латинским богом, к которому относится надпись Ker (r)i pocolom (CIL. Рем же в насмешку перескочил и через ров и через насыпь.
Юноши полюбили свой образ жизни и не стали оставаться у Нумитора. Много пришло туда народу, да вот беда – не оказалось среди них женщин.
1, 563) пустить, отпускать. Объединили они свои силы и пошли на Рим войной. В старое время, может быть, к культу Геркулеса Виктора принадлежал обрядовый бег жрецов. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Преллера, R. M. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Похищение сабинянок и последовавшие за этим события — тема картин «Похищение сабинянок» и «Примирение римлян с сабинянами» Рубенса (1632—1640), «Похищение сабинянок» Пуссена (1635), большого полотна «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» Давида (1799), «Похищение сабинянок» Пикассо (1962, Национальная галерея в Праге) из статуй назовем «Похищение сабинянки» Джамболоньи (1559). Швеглер (R.
Ромул провел и границу померия, священной полосы, которая по древнему обычаю, должна была оставаться между строениями города и его стеною освятил померий. Так решилась проблема с женщинами и приростом населения. Однако, смысл последнего обряда, может быть, совсем не тот. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев.
Война Рима с соседями. В Ромуле олицетворялось мужество, в Нуме – уважение к богам. Разбушевавшиеся волны подхватили корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды.
Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Из них Larunda имеет вид старого причастия от глаг. Решил Ромул добыть жен для жителей своего города. Однако в процессе решения: «где строить город. », «чьим именем его назвать. » и «кому править. », между братьями разгорелась очень сильная ссора.
pei-, ср. Все исполнили рабы так, как велел жестокий царь. Что касается основания Рима Ромулом и Ремом, то, по-видимому, Рим вообще не был «основан». Это был сигнал.
Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Он не требует дальнейшего разбора, в виду сделанного уже Швеглером. Дождавшись ухода волчицы, он отнес мальчиков к себе домой и дал им имена Ромул и Рема. А если уже на городской люстрации занимались очищением нечистых домашних животных, то, думаем, странно было бы исключать лошадей.
Он устроил праздник в честь бога Конса (Консуалии) и пригласил на него соседей. Она заимствована от греков, под влиянием которых, может быть, Эннием сочинен этот миф. т. 36, стр. Большие части он назвал трибами, а меньшие – куриями. Рем радостно вскрикнул – он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.
» и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. sava savitar, возбудитель, оживитель или с лат. Шли годы.
Ему посвящена одна замечательная статья Унгера (Rhein. Tursa производится от умбрийской глагольной основы turs, лат. «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство.
В случае наводнений этого поля, Эквиррии переносились на малое Марсово поле (Martialis campus, campus minor) находившееся на целийском холме24. А дочь Рею Сильвию отправили в качестве весталки в храм богини Весты.
Ромулу пришлось провести увещевательную беседу. Не выведена ли генеалогия, конкурирующая с первой, также из этиологии албанских то есть целийских скачек. Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. Ей назначили особенное празднество — Larentalia или Larentinalia. G. 1, 532—537). Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи.
Как объяснить албанское происхождение близнецов. 3) Луперки носили официальное название germani Luperci. Когда Рем и Ромул выросли, названый отец раскрыл им тайну их рождения.
Вот таким образом предполагали, что первые римские браки состоялись в его праздник. После падения Трои роду Энея было предназначено править всем троянским народом и (в расширительном истолковании этого пророчества) даже всем миром. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому.
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. На голову ее можно было свалить вину всех и усмирить гнев Конса выдачей ему виновной. Основа las — имеется в гр. Бюхелер указывает на очевидное сходство богини Praestota erfia erfier Martier (лат.
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. Едва родившись, они поразили царя Амулия: от них исходила какая-то непонятная сила. Жрецы, спугнувши двенадцать телят, гонятся за ними по форуму.
Так и погибла она под подарками. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Однако не успели прорицатели объявить свое решение, как Ромул увидел двенадцать коршунов. остановить, задержать, непереход.
Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины – богини вскармливания детей) и др. Многочисленные находки в ходе раскопок помогли ученым многое узнать про основание Рима. Третье божество умбрийской люстрации Tursa erfia erfier Martier. стр. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей.
Возвращаемся к бегу луперков. Предпочтение было отдано Ромулу.
Громко плакали в ней дети: начал их мучить голод. 8, 443 alli deum bellicosissimum). С глашатаями вместе магистрат отправляется сначала к северному концу городского померия и, пересчитав все соседние враждебные народы (Тадинаты, Туски, Нарки, Япуды), всем иностранцам приказывает удалиться.
Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым. Показание Вергилия тем замечательнее, что, по сообщению комментатора Сервия, весь эпизод у Вергилия есть подражание Эннию. ters, terreo. Приветливая Ларенция могла и отказываться от благосклонности к этой противоположной стороне относился эпитет terrucia, «устрашающая», чем она и муж ее Terrucius сближаются с Консом, римским.
Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Но у нее были волчата и близнецам молока не хватало. Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата.
В ответ разгневанный Ромул убил его со словами, которые должны были стать проклятием для всех будущих врагов Рима: «Так да погибнет каждый, кто перепрыгнет через мои стены. » Так или иначе, но город получил имя Рим (Рома) в честь Ромула, который и стал первым его царем. Альба после разрушения, по данным летописи, даже не присоединяется к владениям римлян, а остается в руках латинов (prisci Latini) автор летописи следовательно отнесся равнодушно и к правам завоевания. «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда – недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», – пишет Тит Ливии. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. К тому времени Рим уже стал столицей могущественной Римской империи и превратился в один из самых больших и красивейших городов мира.
Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. osmen у Варрона de l. l. Позже были заселены Аветинский, Капитолийский и другие холмы. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Вторые родители близнецов — Марс и Рея или Илия.
Одна часть, Favii, была выше другой саном. lan eilen спешить, гр. Скот, который пасли Ромул, Рем и другие пастухи, принадлежал Амулию. Шипящее s в ros-mulus исчезло перед m, как например в словах omen (др. Способствовали этому археология и технический прогресс. Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление.
Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Мольбы женщин тронули закаленные сердца воинов, враждующие стороны заключили мир. Славянские слова ласка, ласкати, ласковый доказывают, что настоящее значение основы сводится к понятию «быть приветливым», а затем и «заискивать приветливостью, хотеть, приохочиваться, быть прихотливым, жадным» и т. д. Дурной оттенок основного понятия передает лат. Ромулу ведь приписывалось основание еще других скачек, Эквиррий.
На патрициев пало сильное подозрение. А так называемая «хижина Ромула» (или «хижина Фаустула») на холме Палатин, которая была бы тесноватой для шестнадцати человек даже в эпоху основания Рима, — не более чем приманка для туристов, так же как и волчица, которую содержит на Капитолии римский сенат в память о чудесном спасении Ромула и Рема. 4-е изд. Хорошим примером подобного сокращения старинных обрядов может служить священнодействие полевой братии (fratres arvales).
Pompeius, Saufeius, Ateius) произведено от ac-culus или ac-cula. Под смоковницей пастухами приносилось в жертву молоко за благополучие животных-сосунков4. С решением ее однако связан и верный взгляд на образ Рема.
Прежние товарищи Ромула и Рема, пастухи соседней местности, присоединились к ним. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. В абсолютно другом свете тот же бог является в ученом показании Вергилия (Aen. Из живописных изображений нужно отметить цикл фресок «Основание Рима» дАрпииа (начало 15 в. ), картины «Ромул и Рем с волчицей» Рубенса (1607—1608), «Ромул после победы над Акроном» Энгра (1812).
Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. По показанию Варрона, жертва под смоковницей Румины приносилась за сосунков животных мы полагаем однако, что этим не исключались и жертвоприношения за грудных младенцев5. Вторые пределы города, когда он распространился уже на четыре части (regiones), обходились 15-го мая процессией с так называемыми Argei. Город возник, но жить в нем было некому стал Ромул приглашать в него всех желающих.
G. 1, 473 сл. ), праздновались в честь бога Конса (Consus, оттуда Consu-alia, потом, с переходом во 2-ое склонение, Consus, Consi).
Не погибли и ее сыновья, так как вода вскоре спала и корзина очутилась на суше. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Италия. В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов.
Римская летопись возвращается к Альбе только по случаю царствования третьего царя. Святыня или святая могила Акки Ларенции находилась на Велабре, у подошвы палатинского холма, extra urbem antiquam non longe a porta Romanula (Варрон 6, 24), за воротами старой крепости. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис.
Культ Луперка был сосредоточен в одном священном гроте (Lupercal), лежавшем на склоне палатинского холма. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). --, -, -, ()- ) др. -в. -н. Другая легенда говорит, что Ромул сделал новооснованный город убежищем для изгнанников и что это привлекло в Рим новых поселенцев, людей, бежавших или изгнанных из родины это сказание возникло из того, что между двумя рощами, находившимися на Тарпейском холме, существовало убежище (азиль).
В самый разгар веселья Ромул снял с себя плащ, тем самым подав условный знак. Звали его Ромул Августул (т. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий – курионами. В легенде Рем (тихий), представитель квинктилиев (медлителей), убивается быстрым (Celer, Romulus) или начальником фабиев (Favius, praepositus Favianorum). Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. --, ср.
Недалеко находилась и ara maxima, жертвенник Геркулеса Победителя. Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. е. пустую, символическую могилу). Лишь чудом дело обошлось без кровопролития и сторонам удалось договориться.
Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Larentinalia).
1. Бег вперегонку служил средством для решения, кому быть старшими жрецами, кому младшими. Остановимся на данном факте, засвидетельствованном лучшим воспроизведением летописи, рассказом Ливия (1, 30), на факте, что жители Целия считались албанцами.
Цель празднества заключалась в религиозном очищении римского народа (lustratio populi Romani), а потому оно близко сходилось с Луперкалиями18. Братья вновь стали спорить.
Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. Деления их, думаем, выходило из того же начала, как деление жрецов Геркулеса.
Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. 4) Луперки делились на два отделения или отряда, Fabii и Quinctilii. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. В Риме был праздник луперкалий (волчий праздник) его совершали у подошвы Палатинского холма он имел сельский характер патриархальной простоты и грубой шутливости без сомнения, он был остатком тех времен легендарных времён Ромула, когда пастухи, разбойники, дикие звери и волны Тибра боролись между собою у колыбели будущего великого города. Одна часть предания образовалась из отвлеченного понятия основателя-эпонима города Рима.
По какой причине, спрашивалось, первых братьев Луперков, Ромула и Рема, назвали волчатами. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Объединенными племенами сабинян и римлян правили совместно Тит Таций и Ромул. Ромул мог считаться основателем скачек еще по другой причине, по своему имени.
1) Смоковница Румины (ficus Ruminalis), богини-покровительницы кормления, находилась недалеко от грота Луперка, подле маленькой святыни богини. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Ara maxima, центр культа с. 36 Геркулеса Победителя, находилась у входа в цирк, так как первоначальная роль римского Геркулеса, по всей вероятности, заключалась в покровительстве пешему и конному ристанию, в даровании счастливого исхода на играх11. Тогда абсолютно правильно будет задаться вопросом, не относилось ли сказание об албанском происхождении Ромула к албанцам, жителям Целия. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. 6, 76.
Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Произошло это в предположительно в 8-ом веке до н. э. Римская девушка выходила замуж как будто по принуждению и делала вид, что она огорчена». После этого братья твердо решили покарать Амулия. Следы плебейского духа заметны и в других чертах исторической обработки предания о царях.
Ромул дал Риму благоустройство, сделал его сильным государством. гр. Мы, несогласно Унгеру, производим слово Inuus от основы i-, «идти», с суффиксом настоящего с. 23 времени и отъименной приметой u (v) (ср. Acculeius посредством суффикса eius или ejus (см.
Так называемые tabulae Iguvinae, как известно, были найдены в 1444 году и изданы в последний раз Бюхелером (Umbrica, Bonnae 1887), с прекрасным ученым комментарием. Обрядовый костюм луперков, опоясывание мехами, напоминал собой пастушеский костюм. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. К этой стороне ее характера, вероятно, относилось и жертвоприношение 15-го декабря. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Они заключили мир и вечный союз, постановили, что римляне и сабиняне соединяются в одно государство, что сабинский царь Тит Таций будет править государством и начальствовать войском вместе с Ромулом, что все храмы обоих народов будут общие для них и что римляне присоединят к своему имени название квиритов (по мнению римлян позднейших времен слово «квириты» происходило от имени города Курес).
(Исихий). В образе Ромула, каким его изображает летописная традиция, необходимо различать два элемента. После заключения мира римляне и сабиняне объединились в один народ. с. 48 О смерти Ромула, однако имелось еще другое предание, которое, несмотря на рационалистическую окраску, несомненно, древнего происхождения. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли».
Все сказание создано из этиологии оно имеет пояснительный характер. Культ этого «преследователя», по преданию, опять устроен Ромулом. Mus. Эта мать считалась албанкой.
Относительно этого мы позволяем себе одну догадку. Какая связь между именем или существенным значением Ромула и этим празднеством. Кому всего более подобало устроить скачки, чем «быстрому», «скорому. » Какое бы ни было звено, соединявшее происхождение Луперкалий с происхождением древних конных ристаний, мы полагаем, что около последнего развился особый цикл мифов, потом присоединившийся к мифическому образу Ромула.
Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Ловкость, сила и отвага возмужавших братьев вскоре сделали их знаменитыми. На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. Бегали двумя отрядами, как и луперки, причем жертвенное мясо служило призом победителям. Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем – Авентин. Эти два качества считались в древности двумя коренными гражданскими добродетелями они были необходимы для Рима из них развилось могущество этого города, самое имя которого значит «сила» (Roma). Consuus Consus (из Con- sovus) сближаем или с санскр.
Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Едва ли получение приза составляло единственную цель предполагаемого нами бега. Три теленка пойманные первыми приносятся в жертву Турсе от всего народа.
Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно. Консуалии помещались там удобнее, чем на открытом поле. p. 88) и Quinctilii, Quintiliani. Население этого холма принадлежало к трибе люцеров и называлось тоже Albani. Больше всего среди гостей оказалось сабинян.
Успевающее отделение звали Fabii, а по другому написание Favii (Pauli exc. p. 220), так как шею жертвы обвешивали хлебами. sava, возбудитель. 13), от cunctari. v. 100 Mlller) Ромул, убивая брата, произносит: «Ни один смертный этого впредь не будет делать безнаказанно и не ты ибо за это в наказание мне отдашь свою теплую кровь».
inquilinus вместо inculinus, от incola, inquinare вместо incunare от cunire, Equirria и Ecurria у с. 38 Варрона L. L. Обескураженные и растерявшиеся таким поворотом событий мужчины-сабиняне (самый многочисленный народ, живший рядом с Римом) разбежались кто куда, не в силах противостоять вооруженным римлянам – ведь они пришли на праздник без оружия.
Из предполагаемой Швеглером этимологии древние могли вывести только тот факт, что Ромул младенцем был кормлен, если этот факт нуждался в доказательстве, а не кормлен под смоковницей Румины. Разумеется, это настроило патрициев против Ромула и они составили заговор. Об имени бога древние авторы довольно странно расходятся. ram — переход.
Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Затем дед рассказал Ромулу и Рему историю их истинного происхождения. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Тихий предводитель опаздывающих Квинктилиев убивается, по одному распространенному варианту предания, Целером, «скорым», а по другому Фабием, представителем другого отделения луперков по третьему же варианту, пользующемуся наибольшим авторитетом, родным братом Ромулом.
Вторглось оно в римские земли, стало разорять их беспощадно. Точно так же поступили и все остальные. Условие было такое: они дадут ей «то, что носят на левой руке».
Таким образом женщины спасли Рим. Цель обряда, очевидно, состояла в том, чтобы обеспечить римским матронам во время кормления постоянное и обильное прибывание молока. На жертву употребляли прямо сок смоковниц.
Она облизала малышей, а потом накормила своим молоком. Первыми жителями города стали бывшие друзья Ромула, вместе с которыми он пас скот на Палатине, затем к ним стеклось множество молодых людей из ближайших и более отдаленных поселений Альбы и Латия (в основном это были беглецы, как свободные, так и рабы). Сюда наверное относится и имя Ac-ca, прилагательное с суффиксом — co (см. А какой дом может существовать без хозяйки.
Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Отожествление Луперка с Марсом доказывает воинственный характер мнимого Пана-Фавна. Сабиняне и римляне заключили мир. Жены были освобождены от всякой домашней службы, кроме прядения шерсти и тканья.
Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. Бегая с ними вокруг города, луперки сообщали очищение всему обегаемому пространству. У его брата Нумитора, который был еще жив, тоже были свои стада и свои пастухи. Однако Рея Сильвия не погибла: речной бог Тиберин не дал ей утонуть и взял ее себе в жены.
Приводим меткое замечание: «лошади, с. 51 бегающие на этих скачках исполняли обрядовое действие». И тут опоздавшие Пинарии остаются без жертвенного мяса. Первым предводителем этого отделения считался Ромул. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне. Нужно однако думать, что на самом деле Larentia, Larentina (как и Lares, Larunda) указывало на приветливый, благосклонный характер богини, что и выражалось другим именем favola, то есть favens. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию.
Последние Фавстул со своей женой Фаволой или Аккой Ларенцией — Faustulus и Favola, «споспешествующий» и «споспешествующая», взяты из мифологического цикла бегов. Поясняемое таким рассказом данное всегда какой-нибудь имевшийся налицо местный факт. Затем Ромул взялся за плуг и закончил начатое.
Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Третье празднество, Ambarvia или Ambarvalia, первоначально состояло из очистительного обхода полей (arva), всей полевой территории, прилежавшей в старые времена к городу Риму.
Об обрядах этих Poplifugia нам еще придется говорить по поводу легенды о смерти Ромула. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе.
Никто не хотел отдавать своих дочерей таким людям в жены. Они собрали себе по отряду и направились к Альба-Лонге. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков.
Это правило хотели подкрепить каким-нибудь с. 39 внушительным примером. Hist. Началось кровопролитное сражение. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. Их под священной смоковницей Палатина кормила приемная мать, волчица.
Оскорбленные племена решили отмстить Ромулу и римлянам. «Они, без сомнения, — заключает Швеглер, — заимствованы из круга идей, связанных с культом Фавна-Луперка».
Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под правлением своего деда. Плин. lustus — прихоть. Мы имеем полное основание думать, что основная роль бога и относилась исключительно к лошадям и скачкам.
Рамны, без сомнения, были латины Палатинского поселения, тиции – сабиняне Тита Тация но о том, кто были луцеры, ученые думают неодинаково. Необходимо вот таким образом предположить, что эта историческая обработка образа легендарного правителя луперков в общих чертах была сделана уже первым составителем летописной истории, который в первый раз к ней прибавил древнейшую нелетописную историю царей. По еще одной из легенд их отцом мог быть бог войны Марс. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины).
В те времена в Лации (так называлась территория, бывшая когда-то Троей) вспыхнуло восстание. -, санскр. Сабиняне и римляне заключили мир.
Итак или автор истории царей в сказании о происхождении Ромула и Рема воодушевился мыслью представить их и основанный ими город наследниками Альбы, но скрывал эту мысль или современные критики, просто-напросто, подсовывают ему умное намерение, которого никогда у него не было. е. дословно — «Ромул Императорчик или Императришка» — так его прозвали за несамостоятельность и короткий срок правления). Кроме бега вокруг померия, бегали и по «священной дороге» до форума и обратно. Консуалии, рассуждает он (R. По данному знаку римские юноши бросились к сабинским девушкам и похитили их, после чего в срочном порядке сыграли свадьбы (сам Ромул женился на сабинянке Герсилии) и позаботились о том, чтобы Рим не остался без потомства.
Характер богини ясно выделяется у Акки Ларенции. Вероятно, брачные союзы между ними были равноправные конечно между ними был союз гостеприимства все это должно было содействовать тому, что они довольно скоро соединились в одну общину. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Как этой богине, так, вероятно и Илии приносились родительские жертвы (parentalia), учреждение которых приписывалось Ромулу. Однажды, в одной из стычек, Рем был схвачен пастухами Нумитора.
И дал ему свое имя. Он строит город по всем необходимым правилам. Подчеркнутое Швеглером производство слова Consus также сомнительно.
С течением времени поселения разрастались и в конечном итоге слились в одно целое. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Во вторых имя consus производится от основы su, generare, parere. Мы думаем, что автору эллинистического мифа для уподобления Ромула с богом Mars Quirinus или просто Quirinus пришел на помощь тот факт, что Ромула наравне с богом Марсом почему-то другим именем звали Квирином (quirinus). Его младший брат Амулий люто ненавидел правителя и жаждал занять его место. «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом.
Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. ac — быть скорым). Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.
Отряд, получивший приз, назывался Potitii, то есть potiti, опоздавший, оставшийся без мяса — Pinarii «голодные» (Peinarii, ср. И очистительную жертву () на Фаргилиях обвешивали едой и виновным весталкам давали хлеб, чтобы не оставаться виноватыми перед жертвою. Однако, Амулий сильно боялся мести со стороны потомков Нумитора. 6, 34 lupercis nudis februatur populus, id est lustratur antiquom oppidum Palatinum, gregibus humanis (. ) cinctum)3.
Они заселили Эсквилинский холм. В таком случае favii назывались бы успевающие луперки. Римская легендарная история рассказывает о братьях Ромуле и Реме и происхождении Рима так.
p. 62. Неудивительно, что вот таким образом и образовались названия двух бегущих вперегонку отрядов. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.
В предании говорится, что Ромул, став рексом, окружил себя охранниками – ликторами. Из этих нечистых животных приносились в жертву на Луперкалиях козы и собаки, отсутствуют только лошади. К тому же Асканий-Юл тоже мог похвастать божественным происхождением: его отец Эней был сыном богини Венеры (Афродиты), а прадед Дардан — даже сыном верховного бога Зевса. В сумятице и давке римляне захватили женщин – кто сколько мог. По показанию Дионисия (1, 33), Консуалии были устроены Евандром, греческим основателем Луперкалий.
Ромул и Рем собрали по небольшому войску и начали борьбу с царём Амулием. dsivre (из desevare), desinere, греч. санскр. Палатинская крепость с очень давних времен потеряла свое прежнее значение. Имя это, говорит он, остается нерешенной загадкой.
«Так будет с каждым, кто посмеет стены моего города» — произнес он над трупом брата. Амулий думал, что если дети умрут не от меча, а от природной стихии, то он и его город будут спасены от гнева и наказания богов. Относительно характера бога Швеглер приводит два довода. Альба Лонга считалась бывшей столицей или главой латинского союза.
В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Даже Ромул взял себе в жены сабинянку. Итак, в лице Рема предается смерти каждый неприятель, кто посмеет забраться за крепостную стену. Игувийский жреческий магистрат дело люстрации начинает с ауспиция. Умилостивительная жертва, которая выливалась в подземную яму, с. 54 похожую, вероятно, на яму Конса, напоминала умилостивительную же жертву покойнице (parentatio). У первого (Ann. Взявшись за плуг, Ромул начал пропахивать глубокую борозду.
Если принять во внимание три варианта традиции об убийце Рема, то они сводятся к тому преданию, что Рема, то есть тихого, служившего примером первого Квинктилия, члена отряда отстающего при беге луперков, убил «скорый» или поспевающий первым Фавий. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев – этрусков. Свадьба с ритуалом похищения невесты с тех пор стала римским обычаем.
Вот таким образом решили заложить на холме Палатин новый город, еще больший, чем Альба-Лонга. rsc, rsci, behende, hastig, frisch. Интерес толпы зрителей, понятно, сосредоточивался на исходе зрелища и на вопросе, кому достанется мясо и кому быть голодным. Однако тут же компрометирует себя, решая съесть потроха козы, принесенной в жертву богу Фавну (праздник Луперкалий устраивали у священного грота Фавна именно там когда-то волчица подобрала и спасла мальчиков).
Сабиняне и римляне заключили мир. После того пошли на Ромула сабиняне под предводительством куресского царя Тита Тация.
Значение его выяснится из сравнения сродных слов других языков: древненем. " и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво. Никакая полная история Рима не могла обойтись без этой истории его царствования. Следовательно, отстававшие луперки, тише бегающие именовались «мешкотными»14.
p. 276 r. a.
Рем то издевался над работой брата, то портил её. Два брата родились близнецами. Основной элемент составляли, по мнению Моммзена, сабиняне к ним, вероятно, присоединились переселенцы из других сабелльских племен население города на Палатинском холме было сабинское впоследствии с «городом семи холмов» соединилось поселение римлян, бывшее на Квиринале. Вот так с научной точки зрения и появился Древний Рим. Все действие кончается одним странным обрядом.
Место как раз подходит к необходимым условиям. Его Бюхелер сравнивает с римскими богами Pavor et Pallor. Альба Лонга играет в сущности очень неважную роль в истории братьев.
Этому именно богу, думает Унгер, поклонялись римляне, уповая на него как на защитника палатинской крепости от неприятелей, почему святой грот его и находился близ старинной святыни Виктории, где одна тропинка (clivus Victoria) позволяла неприятелям подниматься на вершину холма. Колебание традиции обыкновенно, в том числе и Швеглером (R. На самом деле это слово, надо полагать, древнелатинское. (Рея Сильвия значит «обвиненная» или «посвященная Богу» девушка или женщина из царской фамилии Сильвиев).
Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Затем Ромул учредил институт сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Они заселили Эсквилинский холм. Они сошлись с женами и детьми. Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Каждый сабинский воин пообещал дать ей то, что носит на левой руке.
Дабы разрешить спор, братья сели подальше друг от друга и стали ждать знака свыше. Кроме коз на Луперкалиях приносили в жертву еще собаку. Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом – правом первыми узнать то, что решил царь». Эта-то воинственная часть культа всего легче могла сократиться до полного забвения. Мысль Швеглера (R. Дети росли на природе и стали сильными и ловкими воинами.
В старину эта человеческая жертва избиралась из числа луперков. in auspicio dicuntur quae acturum aliquid remorari compellunt. ).
община римских копьеносцев (квиритов), стала чтить Ромула, как бога, под именем Квирина, по полученному от него самого повелению.
Однако в целом история римских царей (и ранней Республики) остается легендарной, а Ромул — мифической личностью. Прямо на улицах накрыли столы, вынесли сосуды с вином – и пошло веселье. Авентинская гора и вылетающие с ее стороны птицы считались авгурами почему-то зловещими. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Этим, вероятно, не ограничивалось преимущество одного отряда жрецов перед другим.
Бог реки Тибра принял ее с любовью и она сделалась его женою. Молились ему, чтобы он вселил в неприятелей «бегство, страх и ужас». В дополнении особенно нуждается одна сторона культа Луперка. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез.
Самая существенная часть празднества, обход границы, утратилась. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Он дал Риму законы и могучие укрепления, войску — организацию, населению — землю и этим заложил фундамент будущего величия и славы римского государства.
Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). Яма эта называлась mundus. (Имя Тарпеи стало потом нарицательным и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). — желать, быть прихотливым, санскр. От той же основы rei (бегать, течь, утекать)25, вероятно, производятся rivus и rus, «». Ромулу и Рему приписывали первое устройство этого жертвоприношения (см.
Здесь мы ограничимся несколькими словами. Справлялось оно в два срока, в начале весны, 27-го февраля и 14-го марта, в честь Марса, за городом, на большом Марсовом поле (Campus Martius).
Швеглер затем ищет объяснения имени Рема, но без результата. Так, поэт Рутилий Намациан (I, 231) описывает изображение Инуя с рожками на голове и в костюме пастуха, стоявшее перед воротами старой разрушенной крепости в южной Этрурии, Castrum Inui. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея.
Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. Согласно Швеглеру (R. В luperci вот таким образом усматривали «волчат» (Wlflinge, по переводу Иордана). Основа rem- в Remus вполне отлична от remor- (mor-). остановиться, быть спокойным16.
На каком основании он первым царем назначил именно Ромула, нами уже было указано. Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины). Устройство этой жертвы, как и всей обстановки скачек, приписывалось Ромулу. «Ромул и Рем с волчицей и пастухами» изображены на рельефном алтаре 125 г. н. э., найденном и хранящемся в Остии.
Он царствовал со славою тридцать семь лет (1–38 от основания Рима или 753–716доР. Х. ) и внезапно исчез из среды людей. В них повторяются две стороны Акки: Volupia — обрадывающая богиня, а Angerona (от angere) — устрашающая, думаем, лошадей. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим.
Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Основа las встречается в именах Lares, Lara, Larunda и в с. 53 слове lascivus. падеж Remi) от romorari или remoris, очень сомнительно или даже невозможно, как бы в нем ни были уверены римские ученые. Слово remures — почтительное название мертвых как silentes, taciti, quieti.
Тогда народ успевающих именовал бы «ловкими». В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Как гласит известная поговорка, все дороги ведут в Рим. Начинаем с бога Луперка, в честь которого праздновались Луперкалии. p. 329 Remus с. 28 rutro pastorali a Fabio Romuli duce occisus est): Фабии тут наоборот товарищи Ромула, а не Рема. Относительно первой категории мы думаем, что происхождение некоторых из этих элементов для нас покрыто мраком оттого, что мы не знаем, какой вид в старые времена имели бег луперков и другие связанные с ним обряды.
534). Действительно, куда же могут приводить все дороги государства, если не в его столицу. Они заселили Эсквелинский холм.
1, 5, 2). Однако между ними сразу же разгорелся спор о том, чье имя получит будущий город. Подобный обряд справлялся еще на Марсовом поле, у козьего болота, под смоковницами, называемыми «козьими» (caprificus), в день Nonae Caprotinae. Красотой Реи Сильвии был очарован сам бог Марс и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Рем заинтересовал бывшего правителя.
Но остался след другого предания у Иеронима (Chr. основы las, а из причастия настоящего времени lasent-larent образовалось, по-видимому, Larentia, Larentina, как из lubent — Libentia Libentina. с. 43 Убиением Рема довершается укрепление Рима, caeso moenia firma Remo (Проперций 3, 9, 50). Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу.
Она напоминает римлянам о легенде основания их родного города. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Этот жрец-правитель (rx от regere, править) с. 37 назначался не иначе, как после обрядового поединка из которого он должен был выйти победителем.
Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. В этом случае таким фактом нужно признать жительство албанцев на целийском холме. dyu dyauti).
Мы приходим к одному из самых темных пунктов легенды. Спустя десятилетия в Альба-Лонге правил Нумитор — один из потомков Энея. Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся».
Широко известна бронзовая скульптурная группа «Капитолийская волчица»: статуя самой волчицы — этрусская работа начала 5 в. до н. э., а в 15 в. Поллайоло выполнил фигурки Ромула и Рема, дополнившие эту скульптуру. Рем, раздраженный против брата, перепрыгнул в насмешку над ним через стену города, которая на первый раз была построена очень невысокая за это Ромул убил, его и воскликнул: «так пусть будет со всяким, кто отважится перейти чрез эти стены». В известные сроки производится очищение всей общины, всего города или народа. Потом все перешли на поле, где должны были проходить игры. В другом месте приносится жертва Престоте с молитвой: «Обрати всякое зло на город Тадинатов и т. д., будь благосклонна и т. д. народу Игувийскому, предотврати всякое повреждение от его первенствующих, учреждений, людей, скота, полей, отврати всякое зло от народа Игувийского». Ромул был учредителем двух важных и старинных люстраций, Луперкалий и Поплифугий.
Военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев— этрусков. У ворот воздвигали статую бога, по верному замечанию Унгера, потому, что там ему всего лучше было исполнять роль защитника города или крепости (praesidium urbis, castri). По своему имени Ромул назвал новый город Roma. Женщины этого племени славились своей красотой. Так Ромул выполнил свой долг, убив родного брата.
С одной стороны, ему поклонялись как спасателю от болезней, неплодия и другой порчи (Lupercus), с другой же, он под именем Inuus (гонитель) считался защитником крепости от неприятельских нападений. Ученые полагают, что изготовлена она в 5-ом веке до н. э. Швеглер (R. Мы считаем вероятным, что причину, почему он устроил parentatio Акке и Фавстулу, находили в том, что они были его родителями (parentes).
Братья вновь стали спорить. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену.
К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Узнав об этом, Амулий велел бросить Рею Сильвию в реку Тибр.
Таким образом служение Марсу стало основою единства двух племен, слившихся в римскую общину. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Наконец римляне были побеждены, обратились в бегство, но Ромул дал обет построить храм Юпитеру Останавливателю (Jupiter Stator) и бегущие римляне остановились. Нумитор признал в них своих внуков и без большого труда уговорил их отомстить Амулию. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. О смерти Ромула сохранились две версии, одну из них смело можно назвать аристократической, другую — плебейской. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали. rimis — покой, лит.
velites, velox, от vehi). Мы потом подробнее остановимся на отношении двух братьев к подчиненным отрядам луперков. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм. Несмотря на строгую консервативность римлян относительно своих старинных религиозных обрядов, все-таки могли быть забыты и упразднены некоторые обряды, не соответствовавшие более культурному духу времени (например, многочисленные человеческие жертвы древнейших веков) или потерявшие реальную свою подкладку.
Оттуда недалеко до Quir (r)inus (Ker (r)inos. ) Martis f., с которым слился сам Ромул. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, — пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. По мнению Унгера, палатинский бог-защитник близко сходился с капитолийским Vediovis.
Оттуда вела дорога (clivus Victoriae) на палатинскую гору до святыни Виктории, находящейся опять совсем недалеко от Луперкала. На этот плач прибежала из леса волчица.
Празднество это, между тем, одно из древнейших римских празднеств. Ромул тоже похитил одну из сабинянок – Герсилию, на которой впоследствии женился. Ромул и Рем возвращают власть своему деду. Buech. : completo timore tremore, fuga formidine, nive nimbo, fragore furore, senio servitio) Церф Марсов, Престота, Турса, будьте благосклонны и даруйте мир народу Игувийскому, городу Игувию, первенствующим его, опоясанным» и т. д. После этой молитвы магистрат возглашает: «Вперед, Игувийцы. » Потом он, повторив обход всего народа с. 33 с жертвами, возвращается к термину и так поступает трижды затем следует приношение жертв, от имени народа, Церфу Марсову, у одного источника. Он устроил праздничные игры в честь бога хлебных запасов Конса (консуалии) и пригласил на них всю округу. этрусками – древним народом современной Италии.
Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и. 50 сл. ), результаты которой мы позволяем себе повторить в кратких словах. Его похоронили в лавровой роще Авентинского холма.
Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Нашли такую – по имени Тарпея. Этим представлялось возможным довести до определенного конца жизнеописание героя. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог. Точно также Эквиррии, до постройки цирка Фламиния справлялись на открытом Марсовом поле.
Имя «Рим» (на латыни и на италийском — «Рома»), очевидно, этрусского происхождения, а из него, наверное, выведено имя Ромул. Покинутые после рождения, они очутились под смоковницей, росшей на склоне палатинского холма. Главным поводом, думаем, служило предание луперков, что мифическим первым правителем коллегии был проведен померий, по которому бегали луперки. У Псевдо-Аврелия Виктора (De orig. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. 7, 97), vomer (из vosmer) и т. д. Мы не отрицаем, что главной причиной предпочтения, дававшегося римскими историками имени Целера перед именем Ромула, было желание избавить основателя города от братоубийства, но возможность замены одного имени другим была дана одинаковым смыслом того и другого.
Сабины все предавались любопытному зрелищу и не думали стеречь своих дочерей. Тогда их начал подкармливать лесными ягодами пестрый дятел., от осн. Из того же оттенка вышел рассказ, что Акка Ларенция была meretrix и любовница Геркулеса. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула. Они заселили Эсквилинский холм. Ромул разгневался и порыве убил брата со словами: «Такова участь всякого, кто переступит стены моего города. ».
Если требовалось подставить только на место Ромула какого-нибудь другого пастуха, то почему же придумали для него имя Целера, а не какое-нибудь другое. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Однажды пастух стад Амулия, Фаустул, увидел волчицу с двумя мальчиками. Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. При этом, жертва представляла неприятеля.
Если положиться на господствующую теорию, то нет никаких особенных затруднений. И входя в город, бросали вероломной женщине браслет, а вслед – щит. Легенда о рождении и спасении Ромула и Рема — одна из самых известных в античном мире. pei-or pssimus). Новейшие ученые считают ошибочным то мнение, что в ту эпоху, которую предание связывает с именем Ромула, были две независимые общины: римская на Палатинском холме и квиритская в Куресе и что, когда куресская община вошла в состав римской, то имя её жителей «квириты» вытеснило из богослужебного и юридического языка имя римлян, принадлежавшее Палатинской общине. Открытие интересных новых игр ему, вероятно, очень пригодилось, тем более, что таким образом и объяснялось непонятное невнимание родителей.
Таким образом, согласно предположению Дильса и аналогии игувийского обряда, в празднестве Луперкалий две или одна человеческая жертва представляла неприятельский народ, на который римляне переносили свою вину, а вследствие этого и возможную неудачу войны. Из этих обрядов состояло празднество Poplifugia или Nonae Caprotinae, справляемое в ноны месяца Квинктила. После смерти Прока на его трон по праву взошел Нумитор, но вскоре Амулий лишил его власти и изгнал, убил всех его сыновей, а его дочь Рею Сильвию сделал весталкой (жрицей богини Весты), а весталки, как известно, должны были давать обеты девственности. Так она получила смерть за измену. К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, под предводительством своего царя Тация пошли походом на Рим и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять. Новый город было решено построить на том самом месте, куда Ромул и Рем были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм – колыбель великого города Рима).
Favola и Faustulus невозможно не сопоставлять с faveo — благоприятствую, споспешествую, favor, faustus, счастливый, успешный, удачный. Приносилось в жертву молоко, чтобы его с излишком доставалось сосункам. rimstu rimti — быть спокойным, тихим, отдыхать, санскр. Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее», замечает историк. pnuria лишение, недостаток, голод12, гр.
Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. ludi Romani и romulus скорый, roma бег. ). быстро двигаться, мчаться, стремиться, бегать (аор. Римляне разбили их порознь.
Возвращаемся к вопросу: какое отношение Ромул имел к скачкам — Консуалий и Эквиррий. cas-cus, spur-cus, pau-cus, par-cus и т. п. ), «скорая». Мы абсолютно согласны, что празднество Консуалий на себе носит все признаки искупительного обряда.
В бешенстве Ромул выхватил меч и убил Рема. Оба брата были упрямы и ни один не хотел уступить другому. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. и -. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев.
p. 88 Faviani et Quintiliani appellabantur luperci, a Favio et Quintilio praepositis suis). На старое назначение этого священного дома (curia) проливается свет от имени acculeia.
Если признать предание, что коллегия луперков была учреждена двумя лицами, предводителями двух отрядов, соутробниками (germani), то этим же двум учредителям Луперкалий пришлось бы приписать очерчение древнейшего померия, а так как po-moerium без стены (moirus, murus) вещь невозможная, то ему же принадлежала и постройка древнейшей городской стены, основание древнейшего Рима. Состязание в беге считалось самым справедливым средством определения жертвы. Стены ее, вероятно, давно исчезли, так что заботиться о ее безопасности имело мало смысла. От нечистой силы и бешенства избавлялись и лошади на Консуалиях. Последнее образуется из суффикса mulus, как ae-mulus, sti (g)-mulus, cu-mulus и т. п. и основы rs, которая встречается также в греч. Некоторое время спустя к Риму подошли войска сабинян, одного из племен, опозоренного Ромулом.
Рим со временем занял подобное положение в Лациуме. Автор исторической обработки царской легенды отсутствие города объяснил разрушением. Для возможности быстрого передвижения людей и грузов римляне строили качественные дороги, которые расходились лучами от сердца государства – Рима. Померий превратился в обрядовую принадлежность Луперкалий. Как все празднество, так и этот обряд получил свое начало от Ромула.
Завидовал он Нумитору и сам хотел стать царем. — спокойно, тихо,, гот. Только позднейшему автору, Плутарху (Ромул 27), наконец приходит в голову мысль о правах наследства он первый сообщает, что Ромул сам отказался от наследства.
Lupercus на вид с. 27 такое же уменьшительное слово от lupus, как nov-erca от nova. Но какая там могла быть конница до основания города. Настоящее имя такого бога-защитника держалось в тайне, чтобы неприятели не могли выманить его из крепости и привлечь на свою сторону, как, например, сделали сами римляне во время осады Вей, принудив Юнону Регину перейти на свою сторону. Однажды царь просто исчез. Предание у Овидия (Fasti 2.
38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. Жертва приносилась фламином Квирина и понтифексами и почитали при этом еще Юпитера, вероятно как отца Геркулеса. Они заселили Эсквилинский холм.
G. I 425) такая. Большие части он назвал трибами, а меньшие— куриями. Здесь они решили построить собственный город. Добродушного Нумитора брат не боялся, вот таким образом ему была сохранена жизнь.
Но пришло время взрослеть, становиться мужчинами и подчиняться правилам. 53) человеческую жертву Луперкалий сопоставляет с обычаем, неоднократно применявшимся в Риме во время войны или перед войной, приносить жертву и зарывать в землю двух представителей иностранного народа (Graecus Graeca, Gallus Galla). Предводителем войска стал царь Тит Таций. Улыбкой жертвы выражали, что не сердятся за то, что их убивают.
Другие авторы его называют Фавном, а греческие с. 22 Паном. Наконец они согласились предоставить решение богам, вопросить их наблюдением полета птиц. Разнесли они окровавленные члены домой, спрятав их в своей одежде, а потом тайком зарыли.
Получив повсюду отказ, Ромул прибегнул к хитрости. Фест утверждает, что это делалось ob frugum eventum (Paul. nat. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий— курионами. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей.
Вот таким образом греки с. 50 его и сравнивали со своим скаковым богом, Neptunus Equester. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. Вначале знамение было даровано Рему: над его головой пролетели шесть коршунов, чистейших из птиц. Форма Favius хорошо подошла бы к именам приемных его родителей, Favola (Акка Ларенция) и Faustulus она также подходит и к сущности дела.
G. 1, 531), чужда италийских религий. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. in inv заставлять кого-нибудь ходить, приводить в ход, гнать). Во время праздника Луперкалий (это когда мужчины надевали на себя козьи шкуры, бегали наперегонки и стегали сыромятными ремнями беременных женщин, чтобы те легче разрешались от бремени) Рем приходит к финишу первым.
С обиды, чтобы досадить брату, Рем несколько раз перескочил через борозду и воскликнул: «Даже младенец переступит эти стены». Что-то до боли знакомое было в этом юноше. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Малютки выросли среди пастухов, сами сделалась пастухами и жили на палатинском холме. Другой Castrum Inui лежал близ Ардеи. Узнав тайну своего происхождения, братья решили вернуть престол деду Нумитору. Старый миф Луперков не заботился о том, кто были родители близнецов.
Согласно второй версии, Ромула убили патриции за то, что он пытался ограничить их власть и римляне торжественно похоронили его на Форуме. Он провел борозду, обозначавшую границы города, сама борозда показывала место, где будет ров, а возвышение, образуемое землею из борозды, показывало место, где будет вал. Та же судьба ждала и ее детей. 5) Ромул и Рем со своими товарищами до основания города вели пастушескую жизнь.
Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию. G. I 420)вот таким образом предполагает, что толкование имени Romulus в смысле «грудной младенец» было прямым поводом к образованию легенды о кормлении близнецов. В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. Согласно легенде их отцом был Марс – бог войны.
Имена эти, вероятно, народные прозвища, ставшие со временем общеупотребительными и даже официальными, вроде Salii — «скакуны» и др. Согласно первой, Ромул был заживо вознесен на небо в огненной колеснице Марса во время традиционного смотра войск у Капрейских болот (на Марсовом поле у Тибра) 17 февраля год неизвестен. Не следует ли с этим фактом сопоставить участвующего в люстрации Ромула у козьего болота возвестителя Proculus Iulius (procolos, от procalare, ). Этот бог покровительствовал рождению плодов и детей. За нарушение обеда безбрачия, как правило, весталка приговаривалась к смерти. Падали сраженные мечами и стрелами воины, текли реки крови.
Когда старая палатинская крепость (Varro de l. l. В Альба Лонге правил в это время царь по имени Нумитор. Так называемая «гробница Ромула» в северо-западной части Форума, обнаруженная при раскопках в 1899 г., удивительно близка к ее описаниям у древних авторов, но в лучшем случае представляет собой только кенотаф (т. Позже мальчиков заметил царский пастух.
Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. В конце концов ему удалось свергнуть брата и захватить престол. лат.
Тут братья Ромул и Рем заменяются двумя предводителями, которые не братья. lash — того же значения, в готск. Ромул сам возглавил войско, разбил ценинцев, убил их царя Акрона и, преследуя отступающих, взял их город. Они решили называться квиритами (копьеносными мужами) и жить вместе под властью Тация и Ромула. Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков.
Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. 46). 2, 36). Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон.
Выиграв спор, Ромул провёл священную борозду (померий) на Палатине, но Рем в насмешку перепрыгнул через неё, что взбесило Ромула и вынудило его убить собственного брата. Разрушение метрополии колонией неслыханное и невозможное дело.
Рем увидел шесть летящих коршунов, а Ромул— чуть позже— двенадцать (позднее это число толковали как двенадцать веков могущества Рима). Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. Тогда и объяснялась причина жительства албанцев в Риме. Но откуда же взялся этот Целер.
Может быть, этот священный дом просто древняя святыня Акки. Сабиняне и римляне заключили мир. Он подобрал детей и воспитал их. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема.
Любопытно, что именем Ромула история античного Рима не только начинается, но и заканчивается. У древних авторов, сколько нам известно, не сказано, какая жертва приносилась этому богу.
Идея обоготворения, говорит Швеглер (R. Легенда о ней слилась с легендой о некоей Tarucia или Turacia. Подземный жертвенник его находился в конце цирка близ поворотных столбов (metae). Увидел Нумитор Рема и почему-то дрогнуло его сердце. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами.
У Ливия (1, 7, 3) Ромул говорит: «Так будет поступлено с каждым, кто перескочит через мою стену». Приверженцы Рема возликовали. Об этом празднестве у нас очень мало известий.
Об этом боге известно, что он считался защитником также и других крепостей, где его тоже уподобляли Фавну-Пану. зал. После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. Кроме того и его, подобно Консу, отождествляли с Посидоном. С сабинами пришлось воевать дольше.
Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). las-civus, а также например гр. Так, благодаря горожанам, внуки смогли вернуть престол своему деду.
Назвали мальчиков Ромул и Рем. Но он ни о первом, как мы видели, ни о другом не думал. Дильс (Sibyllinische Bltter, стр. Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Называли его Lupercus, то есть, по верной догадке Унгера, берегущий от порчи (lues (lua) порча, уничтожение и parco coerceo)1. Много гостей собралось в Риме.
Ему по значению с. 34 соответствовал, как выше сказано, Inuus, «гонитель» палатинской крепости. Теперь полагают, что название «квириты» значит «копьеносцы» и что оно было почетным именем военного сословия в отличие от всего состава римского населения. Похищение сабинянок. В сумятице и давке римляне захватили женщин— кто сколько мог.
Если это не пустое ученое заключение из некоторого сходства между римскими Консуалиями и аркадскими Гиппократиями (), на которые указывается Дионисием, то Луперкалиям и Консуалиям придавали одно общее начало, как в греческой легенде, так и в римской. По обычаю, получил он власть после смерти отца. Значению бога должно было соответствовать и значение его имени.
К ним и относились имена бога Lupercus, жрецов Luperci и самого празднества Lupercalia. По этим «лучикам» в столицу плыли неимоверные богатства, текли реки беженцев, которые оседали в пригороде и благодаря усилию которых город разрастался с неимоверной быстротой. Очищение производилось козьими шкурами, вот таким образом и носившими обрядовое название februa. Но был у него младший брат Амулий, человек жестокий и коварный. Вследствие этого жители Целия ее считали матерью Ромула, а отцом его Марса, которого чтили на Эквирриях, как покровителя боевых коней (equus bellator).
Но в самый разгар битвы на поле боя появились сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, с другой – мужей прекратить кровопролитие. Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами. В сумятице и давке римляне захватили женщин — кто сколько мог.
Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Не найдено такого исходного пункта из которого могли развиться все главные черты легенды. Из латинского языка к основе rem- подобрать можно одно только слово remures (откуда Remuria) или, по другому, вероятно народному, произношению, lemures, Lemuria15. Благословенный Рим. Нумитору не очень повезло с близким родственником. Триста лет прошло с той поры, как Эней прибыл в Италию.
Пока шла осада, сабины сумели подговорить дочь римского военачальника Спурия Тарпея, которую звали Тарпеей, открыть им крепостные ворота. Игувинская люстрация делится на два главных действия.
К «устрашительнице» Турсе обращаются с особенной просьбой привести неприятелей в страх и трепет, ужас и бегство и т. д. Молитва Турсе очень напоминает молитву римскому Ведиовису, которого следовало Бюхелеру присоединить к Паллору и Павору. 6. () (Фик, Vergl.