В 18 в. в лаконичных натюрмортах Ж. Б. Шардена утверждается ценность и достоинство, скрытые в обыденной жизни: Атрибуты искусства (1766, С. -Петербург, Эрмитаж). «Метаморфозы» Овидия, наряду с гомеровским эпосом, становятся основнм источником мифологических сюжетов в искусстве барокко и классицизма XVII века (скульптура Дж. Л. Образы русской народно-сказочной фантазии оживали на полотнах В. Васнецова. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Одним из его основателей был И. Босх (Семь смертных грехов, Мадрид, Прадо).
Историческая картина или исторический жанр в круглой скульптуре, рельефе может представлять сюжет двумя основными способами: с буквальной реконструкцией произошедшего или с элементами обобщения, типологизации участников события и даже с его символизацией. Это значительным образом повлияло на дальнейшее развитие европейского искусства (Франции, Испании, Германии, Англии, России). Несомненно, он во многом может заблуждаться и показать образ однобоко, узко, примитивно. Даже сказочные персонажи узнаваемы, хотя их невозможно было увидеть нигде раньше.
Процесс развития европейской живописи в XVII—XVIII вв. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Возрождение (Ренессанс) — одна из величайших эпох в развитии мирового искусства.
Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Натюрморт (франц. В эпоху Возрождения художники начали рисовать животных с натуры. Экслибрис прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки.
До него сюжеты такой тематики использовали для декоративных украшений. Например, пейзаж И. Левитана часто именуется «пейзажем настроения». 1638, С. -Петербург, Эрмитаж), А. ван Остаде Флейтист (ок. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Что интересно – к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему.
Возрождение в истории культуры стран Западной и Центральной Европы — переломный этап от средневековой культуры к культуре нового времени (в Италии — ХIV-ХVI вв., в других странах — XV-XVI вв. ). 111–114). В этом и заключается основное их отличие от временных искусств (кинетизма), предполагающих движение всего произведения или отдельных его элементов и от синтетических, совмещающих в себе разные виды искусства (литературу, музыку, актёрское мастерство). Мифологический жанр в изобразительном искусстве принес известность этому художнику. Основной сюжет картины – это любовь Марса и Венеры. 1508–1510, Дрезден, Картинная галерея), Рафаэль Афинская школа (1509–1510, Рим, Ватикан).
Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. В России с середины 1930-х до начала 1980-х гг. Однако художники не только копировали старые образцы. Только в 17 – 18 вв. 1636, Дрезден, Картинная галерея).
Символика цвета играла значительную роль. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Важное место в истории пластических искусств занимает категория «исторического стиля» – этапа истории искусства, когда вырабатывалась цельная художественная система, объединяющая различные виды искусства и художественной культуры, обладающая внутренним (содержательным) и внешним (формальным) единством и создающая единый образно-пластический строй в произведения архитектуры изобразительного и декоративно-прикладных искусств.
Не это ли главное назначение искусства. К знаменитым работам такого рода относят «Благовещение Честелло» и Мадонну с младенцем вместе с Иоанном Крестителем. Мифологический жанр стал основой творчества не менее известного живописца Михаила Врубеля.
В 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа, насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение естественной природной среды) завершились достижениями импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче пространственной глубины изменчивости световоздушной среды, сложности цветовой гаммы: барбизонцы, К. Коро Утро в Венеции (ок. Интересен и разнообразен портрет 19–20 вв. : Д. Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э. Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О. Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. На Руси иконопись достигает расцвета в 12-16 вв. Поскольку каждому жанру присущи определённые, характерные только для него средства художественной выразительности, жанр может быть определён как тип произведения искусства в единстве специфических свойств его формы и содержания.
Передвижники были убежденными реалистами, а их программа народности искусства выражалась в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни, часто с критической тенденцией («Земство обедает» Г. Мясоедова, 1872 г. «Встреча иконы» К. Савицкого, 1878 г. ). Исторический жанр. Инструментальная музыка бывает симфонической и камерной. Камерная музыка – сочинения, предназначенные для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования. Он может отвергнуть какие-то детали ради художественной выразительности и цельности разработанного им образа. В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя.
nature morte, буквально – мёртвая природа англ. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Обычно состоит из 3 (4) частей. Этюд – музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Ноктюрн (фр. Наиболее полное раскрытие реализма усматривается в критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Реализм исследует личность человека в неразрывной связи с современным ему обществом и социальным положением в нем. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.
1737, С. -Петербург, Эрмитаж). Батальный жанр в своей эволюции часто смыкался с историческим.
Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т. д. ) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. rococo – «причудливый», «капризный») определил изобразительное искусство 18 века. Пушкина), В. Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О. А. Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И. Н. Крамской Портрет писателя Л. Н. Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея). Любой город в любой стране знаменит своими архитектурными сооружениями. «Все сферы человеческого творчества, – полагает мыслитель, – имеют единое духовное питательное лоно» искусство – «не просто сладкие звуки, а служение».
Мариани, Дж. Содержание от формы неотделимо. Религиозные темы – это весь материал мировых религий и их священных текстов (варианты христианства, буддизм индуизм ислам и др. ). Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. стали популярны темы германских, кельтских индийских, славянских мифов. В середине 19 века обретает популярность изобразительное искусство реализма. В это время происходит смена художественных воззрений, появляются новые стили изобразительного искусства (готика иконография), достигает своего расцвета византийское художественное искусство.
1760–1765, Лондон, Национальная галерея). Тьеполо, П. П. Вот таким образом они были понятны только тем, кто покупал такую работу. С внешней же стороны всякая картина является окном в окружающий нас материальный мир: пространственный, красивый, с хорошо известными нам образами, предметами, природой, лицами, такими «живыми», впечатляющими, восторгающими, умиляющими. Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII в. Его создали голландские художники. Еще в XVI в. художники обратились к изучению натуры (П. Брейгель в Нидерландах).
Парковые павильоны-гроты украшали деталями имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Пушкина), Ж. Л. Давид Клятва Горациев (1784, Париж, Лувр), Э. Мане Расстрел императора Максимилиана (1871, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
В узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать, что он возник в эпоху Просвещения (XVIII в. ). Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Каноничность не позволяет художнику на иконе отображать реалистичные черты. Мифологический жанр широко представлен в искусстве XX века, начиная с символизма и модерна рубежа XIX-XX веков (Г. Эти мнения односторонни и исторически исчерпаны.
Кроме сходства с внешним обликом модели, портретист может стремиться дать характеристику его статуса в обществе (парадный портрет), его профессиональных занятий и увлечений, его роли в семье или кругу друзей, особенностей его личности и эмоций (психологический портрет). Именно их фигуры художник поместил в центре. Весна (1820-е, Москва, Третьяковская галерея), П. А. Федотов Сватовство майора (1848, Москва, Третьяковская галерея), В. Г. Перов Последний кабак у заставы (1868, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Не ждали (1884, Москва, Третьяковская галерея).
Энгра, А. Р. «Несхожесть» мира на иконе и мира реального – нарочитая, ведь икона – символ мира вечного, горнего. 1710, Москва, ГМИИ им. Искусство – это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Представители второго направления, не без влияния работавших в России иностранных художников искусства Украины и Литвы, постепенно усваивали приёмы западно-европейской живописи, стремились к передаче индивидуальных особенностей модели, объёмности форм вместе с тем сохранялись традиционная застылость поз и условность трактовки одеяний (парсуна Г. П. Годунова, 1686, ГИМ).
Художники регулярно обращались к батальному жанру: Леонардо да Винчи Битва при Ангиари (не сохранилась), Микеланджело Битва при Кашине (не сохранилась), Тинторетто Битва при Заре (ок. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись. Мотив обнаженного тела появлялся в произведениях изобразительного искусства с соответствующими сложными сюжетами («Венера», «Грехопадение Адама и Евы», «Помпейские термы» и др. ). начала XX в. — оказал огромное влияние на все последующее искусство. Аллегорический жанр (от греч. Не велик интерес к бытовому и анималистическому жанру. Содержание же, как было отмечено, подсказывает форму, в которую его необходимо облечь.
Основным становится прием коллажа. в СССР).
В искусстве 20 в. проявляется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии: В. А. Серов Петр I (1907, Москва, Третьяковская галерея), художники объединения «Мир искусства». В советском искусстве ведущее место заняла историко-революционая композиция: Б. М. Кустодиев Большевик (1920, Москва, Третьяковская галерея). В 16 в. в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился. Каждый тип иконы («Богоматерь Одигитрия», «Преображение», «Благовещение» и др. ) строится по сложившимся канонам, большинство из которых в России восходят к византийским образцам. Гойя, Э. Делакруа). Его основные черты начали оформляться в 14–15 вв. Это, наверное, будет в будущем. И это замечательно, ведь все движется вперед.
1585, Венеция, дворец Дожей), Н. Пуссен Великодушие Сципиона (1643, Москва, ГМИИ им. Так написаны им в 1895 г. картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа. Один из самых популярных жанров живописи. mythos – предание). Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом. -. Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», 1878 г. «Корабельная роща», 1898 г. ).
Но стремительного распространения мозаика не получила из-за недостатка материала. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т. д. Известны файюмские портреты – это заупокойные живописные портреты в Древнем Египте. Его работы отличает реалистическая точность и пластическая выразительность.
Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Над анималистическим изображением обычно работают с натуры или по воспоминанию.
Но может быть и самостоятельным произведением. Она реализуется в лозунгах «чистое искусство» или «искусство для искусства». Мировоззрение, философия определенной эпохи отражаются в искусстве и символизируются им. Последовавший затем декадентский стиль рококо (от франц. Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Можно привести пример: батальный исторический, бытовой, аллегорический жанр частоназываютфигуратив.
Буше, Ж. О. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д. Г. Левицкий Портрет М. А. Обработка гравюрной доски производится механическими средствами, стальными инструментами или же травлением кислотой. Эстамп – оттиск с гравировальной доски (гравюра, литография, шелкография, монотипия), являющийся станковым произведением художественной графики. Этим объясняется происхождение названия «рокайль».
Расцвет – в середине 1-3 вв. У портретного жанра есть несколько целей, которые в истории искусства осознаются художниками поэтапно. Завершилась история изобразительного искусства средневекового периода яркой вспышкой Ренессанса (XIV-XVI вв. ), родиной которого стала Италия. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт.
Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. В пейзаж включаются человеческие фигурки и символические мотивы (горная сосна, бамбук, дикая слива), олицетворяющие возвышенные духовные качества. В 17 в. – нач.
Бытовой жанр в 19 в. в живописи утверждал демократические идеалы, часто с критическим подтекстом: О. Домье Прачка (1863, Париж, Лувр), Г. Курбе Мастерская художника (1855, Париж, музей Орсе). 1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок. В старину обучение батальному жанру предполагало штудии пластической анатомии лошади.
Ее отличала экспрессия звучных, в основном локальных цветов, выразительность контуров. Отлично удавались римским художникам и портретные изображения. Жанры живописи очень многочисленны, так как все время появляются новые мастера живописи с новыми талантами и идеями.
Писались в технике восковой живописи на доске, вставлялись затем в бинты мумии на месте лица (иногда первоначально помещались в домах, вставлялись в мумии после смерти портретируемых). Пользуясь образами земного мира, отрешает эти образы от их грубой материальности, вещественности, чисто земной красивости, от абсолютно неуместной страстности настроения художника (его душевности) и подводит этот образ к непоколебимому, незыблемому покою вечности, бесстрастия исполняя, вместе с тем, глубиной небесных тайн.
Как правило, они построены словно «изнутри наружу», то есть внутреннее пространство определяет внешний облик здания. В процессе становления изобразительного искусства формировались и жанры живописи. натюрморт мог служить и для сложной моральной и философской коммуникации со зрителем. Понятие жанра не является внеисторическим. Изображения животных встречаются в античной скульптуре, вазописи, мозаиках. Этот крылатый конь, по преданию, был способен остановить извержение, топнув копытом. Расцвет иконописи приходится на XII-XVI века.
Так, лидирующим жанром религиозная живопись была во времена Средневековья и Возрождения. Тем не менее, тема не исчерпывает понятия содержания.
Новая изобразительная система складывалась на основе изучения натуры. эстетика классицизма создала строго определённую, нормативную иерархическую жанровую систему (именно тогда во Франции входит в употребление и сам термин «жанр»). Художник обучается не только видеть, но и передавать эти ощущения в образах и красках. Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат О живописи 1436 г. ).
Формирование бытового жанра начинается в XVI в. в Италии и Нидерландах. Вероятно, правильнее считать, что художественно-образный смысл Реалистического искусства связан с мерой соответствия избираемой художником формы для выражения конкретной идеи. В 17 в. жанр натюрморта переживает расцвет: монументальность картин Ф. Снейдерса (Натюрморт с лебедем, Москва, ГМИИ им Пушкина), Ф. Сурбаран, составлявший простые композиции из немногочисленных предметов (Натюрморт с четырьмя сосудами, 1632–1634, Мадрид, Прадо).
Формирование батального жанра начинается в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто) его расцвет приходится на XVII—XVIII вв. Начало 19 в. – новый этап в развитии исторического жанра, который начался с возникновением романтизма, подъемом утопических ожиданий: Э. Делакруа Взятие Константинополя крестоносцами (1840, Париж, Лувр), К. Брюллов Последний день Помпеи (1830–1833, С. -Петербург, Русский музей), А. А. Иванов Явление Христа народу (1837–1857, Москва, Третьяковская галерея). Б. Тьеполо Триумф Амфитриты (ок.
Этим термином итальянского происхождения (barocco – «причудливый», «вычурный») принято обозначать изобразительное искусство 17 века и отчасти века 18-го. Реальный мир и человек провозглашались высшей ценностью: человек — мера всех вещей. Представители советской школы маринистов – И. Ф. Титов, Э. Калнынь. Вот таким образом его творчество знакомо каждому. 1660, Москва, ГМИИ им.
Существуют двойной и групповой портрет. «ночной») – жанр небольшой одночастной напевной лирической пьесы для фортепиано. Прелюдия (лат.
Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения) портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж) особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. В XVIII – XIX вв.
Пушкина), Д. Веласкес Вакх (Пьяницы) (1628–1629, Мадрид, Прадо), Рембрандт Даная (1636, С. -Петербург, Эрмитаж), Дж. Уже в 16 в. натюрморт делится на множество типов: интерьер кухни с людьми или без них, накрытый стол в сельской обстановке, «ванитас» с символическими предметами (ваза с цветами, погашенная свеча, музыкальные инструменты). Впоследствии термин «рокайль» стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень, Иногда термином «рокайль» обозначают стиль рококо.
Модерн — художественный стиль в европейском и американском искусстве этого периода (другое название — арт нуво). Не всегда достаточно общих признаков для определения. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Изобразительное искусство прекрасно и многолико. Иконопись в переводе с греч. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью и линия цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства.
Поистине выдающиеся образцы витражей находятся в Шартрском соборе. Среди них «Спящая Венера», которую автор не смог закончить, так как в процессе создания заболел чумой и скончался. Давайте познакомимся с широко известными и наиболее часто используемыми жанрами.
Изображение предметов известно еще в искусстве античности и средних веков. Средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания.
Фон фресок и картин, как правило, был условным, нейтральным или золотым. Основное содержание жанра – изображение животных, птиц, рептилий.
Используя задачу натюрморта и представление различных предметов, голландские испанские и фламандские мастера этого периода создавали сложные аллегории, подтексты которых можно понять, только зная старинную эмблематику разных вещей, цветов, фруктов и т. п. Батальный жанр. Жанр изобразительного искусства (в основном, живописи и графики), связанный с изображением битв, военных походов, подвигов, боевых действий, эпизодов военной жизни, деятельности выдающихся военачальников. Пушкина), А. К. Саврасов Грачи прилетели (1871, Москва, Третьяковская галерея), И. И. Шишкин Рожь (1878, Москва, Третьяковская галерея), В. Д. Поленов Московский дворик (1878, Москва, Третьяковская галерея), И. И. Левитан Золотая осень (1895, Москва, Третьяковская галерея), Э. Мане Завтрак на траве (1863, Париж, Лувр), К. Моне Бульвар Капуцинок в Париже (1873, Москва, ГМИИ им. Бурдель и др. ) и авангардистской живописи и графики (М. Историческая картина классицизма характеризуется крайней условностью содержания. С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления: лирический, героический, документальный пейзаж: П. Брейгель Пасмурный день (Канун весны) (1565, Вена, Музей истории искусств), П. П. Рубенс Охота на львов (ок.
В России XIX века в литературных произведениях часто не только поднимались философские вопросы, но и формировались картина мира, философская система (так, например, можно говорить о философии Ф. М. Достоевского, которая запечатлена в его художественных произведениях). Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Рокотов Портрет Майкова (ок. Например, «Джоконду» (Мона Лиза) можно рассматривать как символ эпохи.
1484, Флоренция, Уффици), А. Мантенья Парнас (1497, Париж, Лувр), Джорджоне Спящая Венера (ок. Но вообще-то дать одно исчерпывающе точное определение понятию «музыка» невозможно. Стиль модерн пронизан идеей синтеза искусств. Они создали яркие, запоминающиеся образы, в которых стремились подчеркнуть земную красоту.
Эта форма есть предание святых отцов Церкви иконописцам.
Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. кораблей и т. п. ) и обратившихся к правдивой передаче морской стихии. Она пела в опере, декорации для которой также нарисовал ее супруг. Сформировалась она в XIX – XX столетиях.
Особенно это хорошо заметно в практике модернизма начала ХХ века. Это главным образом сцены охоты и рыболовства. Число оттисков варьируется в зависимости от техники гравирования и материала. Тема, несомненно, входит в понятие содержания. Картины Ж. Сера, П. Синьяка, некоторые полотна К. Писсарро, написанные раздельными мазками (пуантилизм), также причисляют к постимпрессионизму. Произведения бытового жанра разнообразны: они показывали тепло домашнего быта и экзотику дальних стран, сентиментальные переживания и романтические страсти. Также возникают со временем новые жанры, которые являются подразделениями уже существующих.
Формирование исторического жанра своеобразно. В 18 в. во Франции жанровая живопись связана с изображением галантных сцен, «пасторалей», становится изысканной и грациозной ироничной: А. Ватто Бивуак (ок. Одной из первых реалистических станковых картин была Сдача Бреды Веласкеса (1629–1631, Мадрид, Прадо). Особое развитие получил пейзаж в искусстве Востока.
Всеми любимые березки не могут не тронуть своей тихой грустью. и было граничит с принятием христианства. Кубизм возник во французском искусстве в 1900—1910 гг. А вот батальные изображения на выставках современного искусства редко можно увидеть. Художники-баталисты, как правило, стремятся показать героическую готовность к освободительной борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, но их произведения, как правило, разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее (П. Пикассо «Герника», картины В. Верещагина, М. Грекова, А. Дейнеки, Е. Моисеенко, Г. Коржева и др. ).
Однако не все произведения на религиозные темы предназначаются при их создании для сакральных помещений, поклонения и молитвы (как православные иконы или статуи Будды в буддистских храмовых комплексах). Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. Это особый вид творческой деятельности, в том числе и ремесло, профессия. Велико видовое и стилистическое разнообразие музыки. Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж XVI-XVII вв. ) и в средние векаПопулярная – преимущественно песенно-танцевальные музыкальные жанры. Внеевропейская (неевропейская) – музыка тех народов (Востока), чья культура отличается от культуры западноевропейской цивилизации. Этническая (народная) – фольклорные музыкальные произведения разных народов, подчеркивающие самобытность этноса, нации, племени. Эстрадная (лёгкая) – музыка развлекательного характера, предназначенная для отдыха. Джаз – переосмысленные европейцами исполнительские традиции американских негров, основанные на синтезе африканских и европейских музыкальных элементов. Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь гитар. Авангардная (экспериментальная) – направление в профессиональном композиторском творчестве в XX в. Альтернативная – новые музыкальные сочинения или исполнения (звуковые представления, «перформансы»), принципиально непохожие на все известные сегодня виды музыки. Виды музыки могут определяться и по той функции, которую она выполняет: военная, церковная, религиозная, театральная, танцевальная, киномузыка и т. д. Или по характеру исполнения: вокальная инструментальная, камерная, вокально-инструментальная, хоровая, сольная, электронная, фортепианная и др. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности) исторический жанр включает также изображения недавних событий историческое значение которых признано современниками. Средневековьем принято называть исторический период с V по XV века.
В изобразительном искусстве древне-греческой классики выделяют «строгий стиль», в изобразительном искусстве поздней готики – «мягкий стиль», в советской живописи конца 50-х – начала 60-х гг. - «суровый стиль» и т. д. Стилями именуют иногда и устойчивые особенности искусства какого-либо народа, в дальнейшем ставшие предметом подражания или стилизации («древне-египетский стиль», «китайский стиль», «русский стиль» и др. ). В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Во 2-й половине 17 в. развитие портрета – парсуны шло по 2 направлениям. Жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта, называют бытовым жанром. Это утопия, которой, к счастью, никогда не суждено воплотиться в жизнь. Майоль, Э. А.
Значительным событием в культурной жизни России было создание и 1870 г. по инициативе известных художников И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге и В. Перова демократического художественного объединения «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ). Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. 17 в. можно назвать веком «жанра» во всех живописных школах Европы: Микеланджело да Караваджо Гадалка (Париж, Лувр), П. П. Рубенс Крестьянский танец (1636–1640, Мадрид, Прадо), Я. Йорданс Праздник бобового короля (ок. Цвета, которые использовал мастер, наполняют изображение нежностью и легкостью. (Д. Веласкес, Рембрандт, Н. Пуссен, А. Ватто) особенно ярко была передана трагедия войны в период романтизма первой половины XIX в. (Ф. Гойя, Т. Жерико1 Э. Делакруа). 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515–1520, Париж, Лувр), А. Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х. Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок.
Такие работы обычно являются подписными, авторскими экземплярами, считаются подлинниками. Прихотливым изяществом отличались изделия декоративно-прикладного искусства. Современная версия анимализма тяготеет к отдельному самостоятельному представлению животных – в живописи, графике, городской и парковой скульптуре. Над произведениями жанра ню обычно работают с натуры. Все, что видит человек на картинах Васнецова, ему знакомо.
1615, Мюнхен, Старая пинакотека), Рембрандт Пейзаж с прудом и арочным мостом (1638, Берлин – Далем), Я. ван Рейсдаль Лесное болото (1660-е, Дрезден, Картинная галерея), Н. Пуссен Пейзаж с Полифемом (1649, Москва, ГМИИ им. В этом случае содержание и внешняя форма его выражения могут быть различны. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т. п. Наиболее полно эти идеи воплотились в творчестве Леонардо да Винчи.
усложняется, складываются национальные школы со своими традициями и особенностями. Среди видов изобразительного искусства ведущее место занимала живопись, в основном монументальная (фрески).
Были созданы система валеров, световоздушная перспектива. 1660, Амстердам, Рейксмузеум), Ф. Халс Цыганка (ок. Эта картина создана на основе библейского сюжета. Однако в европейском искусстве XVII – XVIII вв. царя Фёдора Алексеевича, 1868, ГИМ).
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Давида, Ж. О. Д. Утончённый и эротичный, театральный и вызывающий стиль рококо воспринимался не столько как самостоятельное художественное направление, сколько как «поджанр» барокко. Рокайль по форме походит на завиток раковины. Индивидуальное мифотворчество отличает произведения мастеров сюрреализма. Сравните пейзажи К. Коро, Ван Гога, П. Сезанна и вы увидите, что в основе любого из них — реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, так как главное — это индивидуальность художника. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв.
1568, Вена, Музей истории искусств). Часто бывало так, что искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона), к религии и морали (средневековье как эпоха господства церкви), к данностям рассудка (рационализм классицизма и Просвещения), к официальной политической идеологии (30-50-е гг.
Импрессионисты создали живописную систему, которая была построена на разложении сложных цветовых тонов на чистые цвета. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Произведения на тему былых событий стали простыми рассказами, в которых существование их героев на самом деле ставилось под сомнение. Бескрайние просторы полей, колышащееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величии и мощи русской природы. В современную эпоху его можно считать мало актуальным.
Религиозный жанр — жанр, в котором на картинах основная сюжетная линия – библейская (сцены из Библии и Евангелия). Особенно богат был голландский натюрморт, скромный по колориту и по изображенным вещам, но изысканный по выразительной фактуре предметов, по игре цвета и света (П. Клас, В. Хеда, В. Калф, А. Бейерен). Россия не стала далекой провинцией искусства. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения.
Характерно и объединение жанров в более общие названия. Например, росписи пещеры Альтамира (Испания) — объемные изображения мамонтов, оленей, бизонов в характерных позах и движениях. В архитектурном пейзаже выделяют городские перспективные виды, называвшиеся в 18 в. ведутами (А. Каналетто, Б. Беллотто, Ф. Гварди в Венеции), виды усадеб, парковых ансамблей с постройками, пейзажи с античными или средневековыми руинами (Ю. Робер К. Д. Фридрих Аббатство в дубовой роще, 1809–1810, Берлин, Государственный музей С. Ф. Щедрин), пейзажи с воображаемыми сооружениями и руинами (Д. Б. Пиранези, Д. Паннини).
Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др. )- Основной мотив натюрморта мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых. Наиболее известные имена иконописцев – Феофан Грек (фрески), Андрей Рублев, Дионисий. Шоу и др. ). Так, по словам С. Булгакова истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно «само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон». В истории кубизма принято выделять три периода: так называемый сезанновский, аналитический и синтетический.
Свободная, всесторонне развитая личность была в центре творчества художников Возрождения. Бекман, П. Клее, П. Пикассо). При этом, несмотря на стилевую общность, у каждого художника сохранятся собственная, узнаваемая манера живописания: авторство работ Сурикова, Серова, Репина, Мазаччо или Дожье, выполненные в духе реализма, легко определить по свойственному этим мастерам «почерку». Новая историческая эпоха отличалась возрождением интереса к античному наследию. Данный жанр был ограничен строгими рамками и законами написания картин, т. к. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился.
Стиль модерн следует отличать как от общего смысла слова «современный», так и от понятия модернизм. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII—XVIII вв. 1716, С. -Петербург, Эрмитаж), Ф. Гойя Бедствия войны (1810–1820), Т. Жерико Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), Э. Делакруа Резня в Хиосе (1824, Париж, Лувр), В. М. Васнецов После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880, Москва, Третьяковская галерея). Импровизационное вступление к основной пьесе.
С 19–20 вв. Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.
Но справа от центра картины стоит Пегас. 1740, Дрезден, Картинная галерея).
Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д. Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784–1785, Лондон, Национальная галерея), Ф. С. Это опять лишь его субъективное восприятие – и только. Автор старался передать момент, когда птица превращается в прекрасную царевну. В другом натюрморте этого же художника — «Актриса» через предметы раскрывается не только мир профессии, но и характер человека, хозяина этих вещей. Эстамп печатается с доски, которую гравировал сам художник, часто он же делает оттиски.
Каждый вид музыки имеет свои жанры. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции.
Жанр представляет собой исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темой и объектом изображения. Величайший мастер рисунка А. Дюрер любил изображать лошадей, зайцев и других зверей. И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.
означает «молитвенный образ». Выделяют следующие жанры живописи, сформировавшиеся за всю историю искусства.
Основные материалы гравюры – металл (медь, цинк, сталь), дерево (самшит, пальма, груша, вишня и др. ), линолеум, картон, пластик, оргстекло. 1834, Москва, ГМИИ им. Они создают произведения анималистического жанра. Батальным жанром (от фр.
Анималистический жанр. Например в пейзаже можно выделить городской пейзаж интерьер. Под влиянием китайской живописи сложился и японский пейзаж, отличающийся обостренной графичностью, декоративными мотивами, более активной ролью человека в природе (К. Хокусай).
С величайшим мастерством художники изображали мадонну. Но первым натюрмортом в станковой живописи считается картина художника из Венеции Якопо де Барбари Куропатка со стрелой и перчатками (1504, Мюнхен, Старая пинакотека). До сих пор продолжаются споры о том, кто завершил полотно.
«вступление») – небольшая инструментальная пьеса. Постепенно появляется способность проникать за внешнюю сторону видимого предмета. Например, распространенные в Новое время сцены охоты, портретирование конкретного животного (лошади, собаки в заказном портрете XVIII в. ) использование обобщенного образа животного в аллегорическом изображении XVII – XIX вв.
Литературное произведение может быть причислено к тому или иному жанру по различным критериям: по форме (новелла, ода, опус, очерк, повесть, пьеса, рассказ, роман, скетч, эпопея, эпос, эссе), по содержанию (комедия, фарс, водевиль интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия характеров, трагедия, драма), по родам. Эпический род: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея. Лирический род: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма. Лиро-эпический род: баллада, поэма. Драматический род: драма, комедия, трагедия. В европейском искусстве первыми обратились к изображению природы венецианские художники эпохи Возрождения (А. Каналетто). Архитектура – искусство проектирования и строительства зданий. Пушкина), Ян Стен Больная и врач (ок.
Постимпрессионизм проявил большой интерес к философским и символическим Началам искусства. Это, к примеру, программа по изобразительному искусству, разработанная художником Б. М. Неменским, «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-9 классы) или другая распространённая методика изобразительного искусства – В. С Кузин «Изобразительное искусство» (начальная школа). Чтобы картина на любую тему получила силу жизни и способность производить впечатление на зрителя (что принципиально важно), художник должен пройти нелегкий путь. Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг. ). В средние века понятие портрета заменяется обобщенными образами, хотя на фресках, мозаиках иконах, миниатюрах существуют некоторые индивидуальные черты в изображении исторических лиц.
Результатом стало появление сонма новых жанров и течений, которые принято называть «модернизмом» или «художественным авангардом». Наиболее яркие примеры синтеза искусств — особняки, павильоны, общественные здания. Романтики искали взаимопроникновения и синтеза искусств, слияния видов и жанров.
Всем известна его картина «Царевна-лебедь», написанная по мотивам сказки Пушкина. Многие из них просуществовали сравнительно недолго. В картину входят переживания художника и через образы (реального мира) они становятся очевидны и зрителю.
Так появились настенные рисунки в пещерах – древних становищах человека. Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит миллионам. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Рококо — стиль европейского искусства (вторая четверть и середина) ХVIII в. Проявился во Франции и получил свое название от главного элемента орнамента — рокайля.
Оно предназначено для совершенствования человека. Искусство древности, средних веков и Возрождения не знало чётких границ между жанрами. В частности, в этом направлении выполнена его картина «Парнас».
Импрессионизм — художественный стиль в искусстве последней трети XIX -. Эта задача требует натурного наблюдения. Многие художники любят изображать зверей и птиц. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.
Анималистический жанр (анимализм) является весьма специфическим из-за сложности знаний и навыков, которые нужно освоить художнику-анималисту. Венера Виллендорфская, около 23 тыс.
Традиционно виды изобразительного искусства систематизируют по трём группам: пластические, синтетические и динамические (временные). Также знаменита «Юдифь».
Реализм 2-й половины 19 в. обращается к осмыслению исторических трагедий народов и личностей: И. Е. Репин Иван Грозный и его сын Иван (1885, Москва, Третьяковская галерея), В. И. Суриков Меншиков в Березове (1883, Москва, Третьяковская галерея). (П. Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Я. Рейсдал в Голландии, Н. Пуссен, К. Лоррен во Франции). "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Характерная черта романтизма — острые противоречия между идеалом и гнетущей реальностью.
Существует точка зрения, которая провозглашает абсолютную автономность искусства от других сфер культуры (в особенности от политики идеологии, социальной жизни). И именно темы делят все художественное творчество на «жанры» – виды: портрет, пейзаж, натюрморт и т. д. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина).
Также Боттичелли использовал мифологический жанр для того, чтобы расписывать алтари. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело. Тоталитарное иск-во Италии, Германии культивировало мифологический жанр.
Сила шишкинских полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые ландшафты среднерусской полосы искусство художника гораздо глубже и содержательнее. Пушкина), О. Ренуар Лягушатник (1869, Стокгольм, Национальный музей). Ногой она наступает на голову Олоферна. До эпохи формирования этого жанра подобное было невозможно. Основные его признаки – это достоверное изображение действительности и повседневной жизни людей, стремление глубже проникать в реальность и отражать в художественной форме её наиболее значимые стороны.
Художники передавали свое видение мира в картинах. признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д. ). Бернини, живопись Караваджо, братьев Карраччи, Дж. Б. Пушкина), К. Лоррен Полдень (1651, С. -Петербург, Эрмитаж), Ф. Гварди Площадь Сан Марко, вид на базилику (ок. Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест.
Среди его работ известны «Рождение Венеры», «Весна». 1630, Париж, Лувр), Ян Вермеер Дельфтский Девушка с письмом (конец 1650-х, Дрезден, Картинная галерея). Шадова и Б. Торвальдсена, живопись Ж. Л. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек" (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". Его основателем был П. Пикассо («Авиньонские девицы», 1907 г. ). 19 в. в произведениях мифологического жанра расширяется круг нравственных, эстетических проблем, которые воплощаются в высоких художественных идеалах и или сближаются с жизнью или создают праздничное зрелище: Н. Пуссен Спящая Венера (1620-е, Дрезден, Картинная галерея), П. П. Рубенс Вакханалия (1619–1620, Москва, ГМИИ им. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В. Стасов.
Например, на картине Ю. Пименова «Ожидание» (1959 г. ) изображен одиноко стоящий телефонный аппарат со снятой трубкой, а капли дождя на оконном стекле подчеркивают тоскливость этого ожидания, вызывают знакомые ассоциации. Передвижники показывали не только бедность, но и красоту народного быта («Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» В. Максимова, 1875 г. ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характеров («Бурлаки на Волге» И. Репина, 1873 г. ), богатство и величие родной природы (пейзажи А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана), героические страницы национальной истории (картины В. Сурикова) и освободительного народного движения («Арест пропагандиста», 1892 г. «Отказ от исповеди», 1885 г. «Не ждали», 1888 г. — И. Репина).
В зависимости от того, какой сюжет или предмет изобразительное искусство запечатлён на полотне, различают следующие жанры изобразительного искусства: исторический, мифологический, религиозный («высокий» жанр), пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет («низкий» жанр). Это стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко. Это такие картины, как «Снегурочка», «Аленушка», «Богатыри», «Иван Царевич и Серый Волк», «Кощей бессмертный». Изображения бытовых сцен известны с глубокой древности, но как самостоятельный жанр искусства бытовая живопись сложилась сначала на Востоке – к Х в., а позднее в Европе – в XVI в., когда на смену религиозной живописи пришла светская.
Большое значение в их творчестве приобрел социально-бытовой портрет («Курсистка» Н. Ярошенко, 1883 г. ), пейзаж, а позже историческая живопись, где главным действующим лицом выступал народ («Утро стрелецкой казни» В. Сурикова, 1881 г. ). Пушкина), Ж. Б. Шарден Молитва перед обедом (ок. Античное наследие рассматривалось с новых позиций. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). В XIX в. творческие открытия мастеров пейзажа, завоевания пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А. А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России), открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков. Исторический жанр переплетается с другими – бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем («исторический пейзаж»), смыкается с батальным жанром.
Рубенса, Рембрандта, Д. Веласкеса, Н. Пуссена, К. Лоррена и др. ), рококо (Ф. Уже в 19 в. жёстко установленные границы жанра начинают стираться, ряд жанров постепенно утрачивает своё значение и главенствующее положение в системе (например, «историческо-мифологический» жанр) одновременно важнейшее значение получают некоторые жанры, ранее относившиеся к категории «низких» (портрет, пейзаж, бытовой жанр и др. ). Линии орнамента несли в себе духовно-эмоциональную, символическую напряженность. Антитоталитарная интерпретация мифа характерна для представителей постмодернизма (К. М. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.
Так, «звериный стиль» в искусстве Евразии, зародившийся в эпоху железного века и в отголосках сохранявшийся до периода средних веков, объединяет в себе разные этапы и формы почитания священного зверя и стилизации изображений реальных зверей. Церковное изобразительное искусство создает в иконе не саму Истину, а лишь ее подобие – образ. Это ему вполне удалось. Подробнее остановимся на рассмотрении кубизма. Моро, М. Дени, Ф. Валлоттон, Ф. фон Штук, Г. Климт, А. Муха), архаизирующей неоклассики (А. Барокко (причудливый) — художественный стиль, преобладающий в искусстве Европы с конца XVI до середины XVIII в. Он зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. В тех видах искусств пластических, где невозможно выделить предмет изображения (в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и др. ), жанровая классификация не принята её место занимают типологические разделения, основанные главным образом на функции произведений (например, дворец, церковь, жилой дом в архитектуре).
1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. Импрессионизм зародился в 1860-х гг. Главным в готической живописи было искусство витража.
Ведь одна и та же тема разными художниками может быть понята и разработана по-разному. Религиозная тематика многократно использовалась для ситуаций светского восприятия. 1585, Венеция, дворец Дожей), Н. Пуссен, А. Ватто Тягости войны (ок.
С течением времени становилось все яснее, что искусство обладает независимостью (пусть и относительной) от иных явлений общественной жизни, что оно имеет собственное предназначение. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщенно передавать материальность мира использовали декоративную стилизацию (П. Сезанн, Ван Гог, П. Гоген). 1653, Париж, Лувр). Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. Архитектурные сооружения могут существовать в виде отдельных зданий или в виде ансамблей.
Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея). его рассматривали как «высокий» жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Мастер написал несколько картин в мифологическом жанре.
Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями искусство основывалось на одухотворении сил природы (анимизм) и культе животных (тотемизм). Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад). В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в. Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс.
В последний синтетический период предпочтение отдается декоративному началу картина превращается в красочное плоскостное панно (П. Пикассо «Гитара и скрипки», 1913 г. Ж. Брак «Женщина с гитарой», 1913 г. ). Таким образом, в противоположность мирской картине, древняя икона рождалась не по воображению и возбужденной фантазии художника, не на личном восприятии и произвольном толковании сокровенных Божественных Истин, а на богопросвещенном разуме святых отцов, в послушании голосу Церкви. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.