Если ландшафтные компоненты дизайна по своей значимости в классическом барокко разместить по убыванию, то шкала будет выглядеть следующим образом: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность. Для барокко характерен, прежде всего, растительный орнамент, в то время как для того же античного интерьера подойдет и орнаментальный барельеф и барельеф изображающий женские фигуры, а также сцены из мифов. Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т. д. ). Барельефы в стиле барокко отличаются от барельефов других стилей.
По настоянию папы Павла V Мадерна в 1607—1614 гг. Его главное произведение — церковь Санта Мария делла Салюте (1631—1687), самое большое купольное здание Венеции, построена при въезде в Большой канал. Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Во Франции паркет делался, в основном из дуба и имел ромбовидную форму своих элементов. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) -становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым.
Центральное пространство Цвингера, равное почти квадрату (106х107 метров) в архитектурном отношении развивается за счет двух боковых частей, образующих в плане как бы единую, вытянутую арену цирка. Современники, сравнивая облик Петровского зала после восстановления его в 1838 году с прежним видом, отмечали, что «он много выиграл в отношении легкости и величия». С XVI в. Франция входит в ряд сильнейших европейских государств. Чередование выпуклых и вогнутых форм определяет композицию фасада с таким совершенством, что его вибрация становится эталонным примером отличия зрелого барокко от раннего. Фламандские креденцы (поставцы) XVII в. представляют собой как бы двухчастный шкаф с навесом и нишей, как у буфета. Оканчиваются такие ножки внизу птичьей лапой, зажавшей шар. Ее основу составляет строго симметричная композиция из пилястр или полуколонн, филенок, карнизов или падуг, плавно оформляющих переход от стены к потолку.
Фонтан организовывал пространство, фиксировал основные оси композиции ансамбля динамикой и разнообразием своих скульптурных форм, контрастирующих с ровной поверхностью площади и относительно спокойными фасадами окружающих зданий. Скульптура, украшавшая город изображала не только мифологические персонажи и животных. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине. Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля 28С). Кроме того, папа заказал для Пьяццы новое здание церкви Сант-Ань-езе подготовку проекта которой он поручил в 1652 г. Карло Райнальди (1611 —1691) и его отцу Джироламо.
Ниша, как и сами стены зала, была обтянута красной тканью с золочеными русскими гербами. Ни один автор не создавал ранее столь экстравагантной композиции.
Датой основания Петергофа считается 1714 год, когда Петр I издал указ: «В Петергофе палатки маленькие против текена зделать», то есть построить по заданному чертежу. Образцом в этом отношении является построенный Пьетро да Кортона фасад церкви Санта Мария делла Паче (1656—1657), замыкающий композицию одноименной площади.
Установленные под ними консоли имеют явно декоративные функции. Иорданская лестница вела к главной (Северной) анфиладе, состоявшей из пяти больших залов. Внешняя объемная композиция храма утрачивает свою целостность.
Иностранная мебель существовала во дворцах рядом с изделиями, выполненными в Петербурге. Чаще встречаются элементы показной роскоши, нежели сдержанные мотивы. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди). Band – лента, перевязь и Werk – труд, дело).
Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т. е. Такая же живописная сетка окружала зеркальные плафоны. Когда-то на месте Большого Царскосельского дворца (теперь его называют Екатерининским) на высоком холме, у подножия которого протекал ручей, стояла Саарская мыза.
Необычайно одаренный, разносторонний мастер (он был также живописцем), Бернини стал подлинным художественным диктатором Рима.
короля с покоями королевы, став апофеозом Большого стиля Людовика XIV. Оно как бы демонстрирует человеческие эмоции, сложность, многоэлементность и пышную декоративность окружающей предметно-пространственной среды. Пять палат во дворце были убраны «плитками заморскими», а «низенькие шесть маленьких камор голанскими плитками». Но и эти приемы реализуются по-своему. Эта борьба завершилась после смерти Микеланджело проектом Карло Мадерны (1556—1629).
Они избегали прямых углов, скругляли и скашивали углы зданий. Такие эффектные «обратные» точки зрения раскрываются и от обелиска у церкви Санта Мариа Маджоре и от церкви Санта Тринита деи Монти и с площади перед дворцом Квиринала. Подножие портика решено в виде полукруглой лестницы. Так, например, С. Гурлитт полагал, что ни одна из существующих формул барокко не подходит для Цвингера а то, что эти формы — не рококо, по его мнению, «вообще не требует затраты слов». Тематика украшений значительной части ковров-гобеленов выбиралась с целью возвеличивания образа короля.
Версаль, который был создан архитекторами Л. Лево, Ж. А. Кроме того, пилястры дополнительно украшаются вставками из цветного дерева. Над каминной полкой устанавливалось зеркало. Колонны балдахина витые, антаблемент изгибается.
Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. В Палермо, напротив нормандского дворца, достраивавшегося в XVI—XVII вв., был поставлен памятник Филиппу V Бурбонскому (короновался как король обеих Сицилий в 1735 г. ).
12). Петровский зал весьма необычен по форме. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).
Барокко пришел на смену архитектурному стилю эпохи ренессанс и был с одной стороны его продолжением, с другой – бурной реакцией на те упорядоченные правила, которые были выведены в эпоху позднего ренессанса. Который в 1648—1651 гг. Одинаковая высота и линейность всех корпусов созвучны очертаниям парка и «плоскостному стилю» планировки партеров. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере.
Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях.
Стулья и спинки обивались сукном, бархатом или тисненой кожей. Получают распространение также витые точеные ножки и проноги с прямоугольными или квадратными утолщениями (перехватами) в местах соединения отдельных частей конструкции. Петергоф. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVIIвека. В период барокко главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо). Вокруг зеркал, на панелях стен, по сторонам окон и дверных проемов и на падуге вился золоченый орнамент. Лишь маленький клуатр церкви ясностью своих форм вносит умиротворяющую ноту в общий драматический замысел этого сооружения.
Уже после окончания отделки Лионского зала Ч. Камерон распорядился врезать в паркет украшения, сделанные из перламутра. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств.
В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Двери, ведущие в Танцевальный зал, были выполнены наподобие триумфальной арки с парными колоннами и фронтоном, над которым по сторонам от царского герба располагались аллегорические статуи — «Верность» и «Справедливость». Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Подчеркнутая архитектурность классических садов итальянского барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т. д. ).
Начатые Бернини в 1656 г. знаменитые колоннады перед собором св. Отсюда можно было любоваться маневрами русского флота, столь любезного сердцу Петра. К концу XVIII века работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили архитекторы И. Е.
А. Л. По замыслу М. Д. Пеппельмана в этом направлении намечалось пространство дворцового ансамбля продолжить легким прозрачным павильоном-башней, расположившейся бы по оси павильона «Ворота под короной».
В нем было 7 комнат и овальный зал с великолепной акварельной росписью. Особое место занимают флорентийские бюро-кабинеты с их сложными и изысканными формами. В почете — парча.
Возникает также слобода, в которой живут служащие, подрядчики, техники и мастера, увеличивается количество разнообразных «присутственных мест». Одни считают, что "барокко" произошло от "baroco", означающего вид религиозно-догматического умозаключения. ниже), завершивших клинообразные участки между лучами. После опалы патриарха они стали работать при царском дворе. Сквозь Фламиниевы ворота в античных городских стенах в Рим прибывали многочисленные паломники и знатные иностранные гости и потому здесь, естественно, возникла потребность в создании парадной въездной площади (новый торжественный фасад ворот, называвшихся в это время уже Порта дель Пополо, был выполнен Бернини в 1655 г. ), органично связанной с основными городскими районами того времени (рис.
Кабинеты имели завершение в виде парапета, увенчанного балюстрадой. Он выделил продольную ось собора и его центр — подкупольное пространство роскошным, бронзовым киворием (балдахином, 1624—1633), в котором нет пи одного спокойного контура. Такой вид резьбы стал очень популярным, т. к.
Из частных дворцов, построенных Лонгеной, наиболее значительны палаццо Незаро (1679) и палаццо Редзонико (начат ок. Многие скульптуры Цвингера выполнены в мастерских ваятеля Б. Пермозера. Вестибюль непосредственно связан с выходом в садовую лоджию и в сад, благодаря чему образуется единая анфилада входных помещений и лоджии и раскрывается перспектива на сад с его богатым декоративным убранством. Таким образом, весь ансамбль получает строго закономерное осевое построение с выделением здания виллы как главного композиционного центра, своеобразного фокуса всей планировочной системы.
Теперь мебель делается из ореха, а также из других привозных пород дерева. Отделка интерьеров Зимнего дворца была поручена архитекторам Ю. М.
Ансамбль св. 11) здания и аркады соединяющей их виа Рома были полностью перестроены арх. Кажется, что находишься в весьма пространном, многообразно расположенном дворе. Петра. Одно из самых характерных его сооружений — церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме (1653—1658).
Карла Борро-мея. Разорванные фронтоны, раскрепованные карнизы, наличники, украшенные волютами, пучки колонн, в т. ч. В Коночном итоге заказ получил Бернини.
При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Цвингер стал главнейшим памятником дрезденского периода расцвета немецкого барокко и коронным творением всей немецкой архитектуры нового времени. Возвратившаяся из Москвы после коронации в 1731 году Анна Иоанновна не захотела жить в старом Зимнем дворце у Зимней канавки, так как он казался ей слишком тесным.
Вокруг деревянных хором и служб вскоре появились деревни, заселенные крепостными крестьянами, которых перевели сюда из подмосковных сел «на вечное житье». Соколова Т. М.
Из орнаментации, заимствованной от Раннего итальянского Возрождения, мебельщики начинают использовать (в конце первой половины XVI в. ) гротескный орнамент Высокого Возрождения. Здесь он изучает арены и площади античности и эпохи Возрождения и впоследствии архитектор сам назвал Цвингер «римским творением» (по его подобию с Марсовым полем). К началу царствования Петра I (1672 – 1725 гг. ) барокко в Европе достигает своего высшего расцвета.
В вилле дЭсте в Тиволи, построенной архитектором Пирро Лигорио (ок. Rolle – свёрток и Werk – труд, дело) в виде полуразвёрнутого рулона бумаги с надрезанными краями, маскароны, мотивы двойного завитка, гирлянды, акантовые листья (наиболее активно, начиная с XVII в. ) ионический киматий и другие декоративные элементы. Наряду с ними широко распространяются типы стульев, по формам напоминающие северогерманские образцы. Петра в Риме, которая была задумана как открытый вестибюль собора, гостеприимно раскрывающий объятия своих колоннад, но в то же время она должна была иметь замкнутый характер (рис. Использовав основания, предназначавшиеся до того для укрепленного замка (чем обусловлена пятигранная форма здания и применение элементов обычных в крепостной архитектуре), Виньола эффектно противопоставил расположенные по его углам могучие глухие выступы-бастионы и высокие стены, которые расчленены оконными проемами различных размеров в сочетании с ордерными элементами. Аннунциаты, появился конный памятник Фердинанду I, а на площади Синьории — конная скульптура Козимо I Медичи (1594, обе Дж, Болоньи).
После пожара зодчий В. П. Именно здесь был создан и достиг наивысшей степени совершенства так называемый «французский» сад. Эти колонки предназначались для двух царских скипетров и одной общей державы.
Ножки внизу стянуты проногами в виде простых прямоугольных в сечении брусков. Из всех загородных парков и дворцов Санкт-Петербурга с именем Петра больше всего связан Петергоф. Новый Зимний дворец (строившийся с 1732 по 1737 год), хотя и был возведен очень изящно, но во многих отношениях оказался не совсем удобным из-за чего и был перестроен в царствование Елизаветы Петровны. Апраксина, выделявшийся своими размерами, а также пышностью и богатством отделки.
Образцом мебели петровского барокко может служить трон Петра I, украшенный серебром. «Ворота под короной» венчает кружевное ожерелье кажущихся мелкими скульптур, которые только больше подчеркивают крупную форму главы над королевской ложей. Точка пересечения лучей была отмечена установленным Д. Фонтана обелиском (1589), впервые внесшим в первоначально удлиненное пространство площади черту регулярности, а несколько позднее ее композиция приобрела симметрию благодаря постройке двух купольных церквей (начаты Райнальди в 1662 г., см.
Этот процесс продлится до конца XVIII века. Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи. На месте открытой террасы второго этажа устроили Большую галерею (Зеркальной её назовут только в XIX веке). Третий, меньший этаж, трактованный как аттик, завершается балюстрадой с трофеями. В 1693 г. художник А. Поццо, автор многих великолепных фресок в стиле квадратура, подготовил целый трактат о технике подобной живописи – Perspectiva pictorum et architectorum (Живописная и архитектурная перспектива).
Наряду с отремонтированным Большим дворцом и старым парком, в Петергофе возникает «Александрия», отразившая вкусы уже совсем другого времени. Но от здания к зданию он набрал опыт.
Изысканный и сложный, как музыка Вивальди, стиль «барокко» в ландшафтном дизайне известен нам главным образом по многочисленным дворцовым комплексам Италии, России, Франции и Голландии. Сундуки (лари) и поставцы выходят из употребления. Стасовым, явилась по существу новым архитектурным произведением. Значительно повлияли на стилистику мебельного декора проекты художника Вреде-мана де Бризе, который выпустил в то время сборник своих разработок (Differents Pourtraics de Menucerie). Версаль—это ансамбль, не имеющий себе равного в мире, «некий исполинский храм под открытым небом», это «поэма влюбленного в природу человечества, властвующего над этой самой природой» (А. Браунштейна и «палатного мастера» И. Ферстера был выстроен каменный дворец, который в истории Царского Села известен под названием «Каменных палат Екатерины I». Вилла Альдобрандини.
Стасова в «Военной галерее» более параден. Фигуры ангелов на стене поддерживают большой овал с изображением герба. В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIIIв., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени3. Планы церквей отличаются необычайной сложностью и построены на ритмическом чередовании вогнутых и выпуклых линий стен, следующих за очертаниями ромба (Сан Карло) или треугольных и сферических ниш, следующих за очертаниями шестиугольника (Сант Иво).
Скромные дворцы Петра I ни своими размерами, ни характером архитектуры уже не удовлетворяли требованиям и вкусам нового времени и потому при Елизавете Петровне Петергоф был «распространен палатным зданием, украшен в немалую славу и удивление». Иногда ими даже покрывали столы. Растреллиевские залы (Парадная лестница и две Антикамеры), расположенные в южной части дворца, уничтожили. Эти фасады, как правило имеют строгие архитектурные членения, карнизы и консоли. Например, креденца (поставец) немецкой работы последней трети XVII в. имеет необыкновенно пышные резные и токарные украшения в виде фигурок кариатид на средней части шкафа, боты. Все эти приемы получили яркое выражение еще в годы понтификата Сикста V (1585—1590), который задумал соединить важнейшие для католической церкви места паломничества — сохранившиеся и реконструированные раннехристианские базилики — прямыми магистралями. Он ограничивается тремя полукруглыми апсидами, так что создается впечатление, будто план состоит из треугольника с тремя апсидами.
Карло Мадерна, 1603). Его возвели в глубине участка, который простирался от невского берега до нынешней Миллионной улицы, позже рядом прорыли Зимнюю канавку. Разнообразие впечатлений, которые Зимний дворец производит с разных точек зрения, зависит не только от различия фасадов и расстановки колонн: значительную роль в этом играет и его декоративное убранство. С момента выхода зрителя на овальную площадь колоннады, по выражению Бернини, «подобно распростертым объятиям», захватывают зрителя и направляют его движение к доминанте композиции — главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Такой тип ножек в дальнейшем стал применяться в мебели, создаваемой и в других странах.
Пьячентини в 1931 —1937 гг. Более десяти лет посвятил Петергофу выдающийся зодчий того времени Варфоломей Растрелли. Пластическое решение форм мебели для сидения было усложнено. Концепция Браманте и Микеланджело, отстаивавших идею центрического купольного храма, совершенство и гармония форм которого перекликались с гуманистическими идеалами Возрождения, натолкнулись на сопротивление со стороны сил контрреформации.
Такие черты как практичность, материализм, эмоциональная приподнятость, пышность форм, декоративность и, одновременно, удобство и уют характеризуют интерьер фламандского жилого дома и его элементы, в частности, мебель. Гениальный декоратор, Бернини достиг этого постановкой в подкупольном пространстве собора гигантского бронзового кивория (балдахина) со спиральными колоннами и причудливым завершением, а также эффектным скульптурным оформлением видимой за киворием алтарной абсиды. Здесь по-прежнему ценятся сложные формы и необычайная декоративность. Гамбургские (по другим сведениям, Аугсбургские или Нюрнбергские) мастера создают (в 1682 – 1684 гг. ) серебряный двойной трон для юных царей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Этот стиль принято называть Большим стилем или стилем Людовика XIV. В XVIIвеке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма.
В центре собора под 100-метровым куполом. БОРРОМИНИ. Продолжая работы своих непосредственных предшественников по упорядочению римской уличной сети (Пий IV пробил двухкилометровую улицу, ведущую от вершины Квиринала к микеланджеловской Порта Пия, 1561 Григорий XIII спрямил древние пути, связывавшие базилики Санта Мариа Маджоре и Сан Джованни ин Латерано, 1572—1585), Сикст V привлек к своим реконструктивным работам арх.
Лассо, 1609), где были выполнены декоративные закругления углов зданий на пересечении двух важнейших взаимно перпендикулярных магистралей города, виа Македа и виа Витторио Эммануеле, проложенных в конце XVI в. в средневековой (арабского и норманского времени) застройке. Первые признаки стиля барокко в России следует искать во времена правления царя Алексея Михайловича (1645 – 1676 гг. ). А. П. Но скульптура и сама по себе служит украшением города.
Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях. Для архитектуры барокко (Л. Этот кабинет находился как раз под вторым окном нижнего этажа Старого Эрмитажа. Ансамбль площади состоит из небольшой, недавно (ок.
Стоит отметить и влияние на сюжеты и сцены современного театра. В свою очередь эту балюстраду украшали статуэтками, выполненными из кости.
Начатое в 1664 г. здание было закончено только в 18 в., причем сильно искажено пристройкой. Задачи этой мануфактуры были определены весьма обширные. В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Масса живописных светотеневых эффектов, цветных мраморов, лепнины, скульптуры и живописи. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить урбицские архитектурные ведуты (городские пейзажи) конца XV в., в которых улица и площадь предстают как статическая композиция, составленная из обособленных, полных своеобразия зданий (рис. " Понятия "барокко" и "стиль Людовика XIV" стали синонимами. Особый характер искусство барокко проявило в России.
В 1741 году проект нового дворца поручено было составить М. Г. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве.
Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении. Вот таким образом в силу вынужденных переделок «Военная галерея 1812 года», созданная В. П.
Купол «Ворот под короной» увенчивался королевской короной, которую поддерживают четыре позолоченных геральдических орла с польского герба. Петра в Риме.
Архитекторы, творившие в стиле барокко были обучены в классической, относящейся к эпохе Возрождения традиции, подчеркивая симметрию и гармоничные пропорции, но их проекты показывали новый смысл динамизма и великолепия. По отделке самым роскошным в Большом дворце был Танцевальный зал. Во Франции тенденции стиля барокко были воплощены в грандиозном ансамбле Версаля (1668— 1689), расположенного в 17 км к юго-западу от Парижа. marqueterie – испещренный знаками).
После окончания отделки Монплезира царь устроил в нем свои жилые комнаты. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.
К концу 1723 года на месте старых деревянных хором под руководством архитектора И. Ф. Позднее Ассамблейный зал стал называться Арабским. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Это было барокко на французский лад – весьма пышное, блистательное, светское, в своей большей части репрезентативное искусство, более упорядоченное и академичное, чем итальянское. Стиль Вре-демана де Бризе наиболее наглядно проявился в мебели Антверпена. 13).
В центре его расположена правильная шестигранная площадь, к которой (посередине каждой стороны) сходятся шесть ведущих от ворот улиц. 7). Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения. Она предпочла вместительный дом фельдмаршала графа Ф. М. Нижние части стен Лионского зала Ч. Камерон облицевал лазуритом нежно-синего цвета.
Характерными для этой эпохи являются тяжелые дубовые столы, делавшиеся по типу голландских столов XVI в., которые стояли на толстых точеных ножках в виде кувшинообразных баляс, стянутых проногами – плоской рамой прямоугольной формы с профилированными кромками. Ohrmuschel – ушная раковина). Ансамбль Версаля – высший символ и образец стиля французского барокко и высшее достижение искусства того времени. Его композиции отличаются необычайной изощренностью пространственных построений и декора. Одновременно ему хотелось каким-нибудь образом возвести здесь и оранжерею.
Рельефная резьба применялась практически во всех древних цивилизациях. 1, 2).
Новаторство Виньолы заключалось также в стремлении к максимальному объединению пространства интерьера церкви. Из отдельных культовых построек Бернини наиболее выдающаяся — церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658—1678).
Картуши (от фр. Центрами их производства становятся Невер, Руан и Мустье. В это время по-настоящему складываются принципы и приемы ансамблевых построений. В. Растрелли внес изменения и в комплекс построек, расположенных вокруг дворца Монплезир. С центральной аллеи парка открывается вид на здание виллы, необычайно Эффектно поставленное на самой верхней, господствующей над местностью террасе. способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец.
Кессонированный потолок с глубоким сотовым рисунком. В его каменном массиве преобладают горизонтали.
Слава о петергофских праздниках распространялась далеко за пределами России. Вместо привозного черного (эбенового) дерева для изготовления кабинетов немецкие мебельщики часто применяли мореную грушу. А между ними на коротких стенах находятся малахитовые камины и по бокам золотые двери.
Флемская резьба (фламандская, белорусская) отличалась от плоской традиционной русской резьбы своей рельефностью и имитировала лепнину. Наличники дверей и окон тоже были сделаны из лазурита, украшающие камины фигуры — из каррарского мрамора, двери — из лучшего дуба, паркет набран из 12 самых ценных пород «заморских деревьев» — физитового, розового, амаранта, эбенового дерева и желтого сандала. Барокко привлекает пейзаж в качестве одного из основных компонентов городского ансамбля. Но основной работой Мадерны была достройка собора Св. Вытянутая форма площади восходит к стадиону Домициана на Марсовом поле.
Античные акведуки восстанавливались один за другим. В мебели для сидения конструкция мест соединения отдельных элементов ясно видна. «Особая комиссия», составленная для строительства нового дворца, решила сломать дом Ф. М. В качестве декоративного элемента часто использовался резной узор в форме ормушля (от нем. У церкви Сан-Карло углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, откуда и название алле Куатро Фонтане. можно было создавать роскошные украшения для храмов. Отход от гармонических образов Высокого Возрождения к более приподнятому, «героизированному» образу, введение в архитектуру ярко выраженного эмоционального начала, нарастание элементов репрезентативности в дворцовых и культовых сооружениях, усложнение и динамизация пространственного построения, повышенно пластическое ощущение архитектурных масс и форм — все эти принципы, зародившиеся в зодчестве позднего Возрождения, были впоследствии развиты и переработаны в архитектуре барокко.
Особенно хороши живописные плафоны, зрительно увеличивавшие внутреннее пространство помещений. Персидскими коврами устилали полы лишь в особо торжественных случаях. Стасов много сделал для улучшения художественных достоинств интерьера Петровского зала. Италия.
Ученический период закончился примерно через 70 лет. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Здесь все подчинено одной общей идее движения масс и пространства.
Продолжают существовать сундуки с разнообразными формами декора лицевых фасадов. От всех чиновников дворцового ведомства брали письменное заверение, «что они ни к каким тайным обществам принадлежать не будут». Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Венчание имеет форму короны. В это время сложился новый рисунок расположения обивочных гвоздей с крупными полукруглыми шляпками на рамах сиденья и спинки.
Петра в Риме. Планировка садов была простая – в виде квадратов имеющих внутреннее членение.
Камины с шатровым навесом на протяжении всего века почти исчезли, а основным типом стал камин с плоским выступом, который делался от пола до потолка. «Ворота под короной» представляют собой своеобразное соединение надвратной башни и двухъярусной триумфальной арки. Впрочем, это голландское влияние сохраняется частично до самого рубежа XVII – XVIII вв. Рельефная резьба применялась практически во всех древних цивилизациях. Петра.
В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. Но в 1829 году из-за ветхости здание Оперного дома было разрушено. В Риме восстановленный еще в эпоху Ренессанса античный мост напротив замка св. Поражает другое — общее впечатление безграничности иллюзия прорыва в бесконечное небо.
Продолжается архитектурное формирование городских центров. Место это назвали Питерхов, что по-голландски означает Петров двор. Такова его капелла Санта Синдоне (начата в 1667 г. ) собора в Турине.
Вот таким образом аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Часто обрамляет собой картуш, трельяж (treillage -решетка) – в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками (характерный орнамент стилей Людовика XIV и рококо), ламбрекен, напоминающий одноименную штору. Верхний ярус стены с окнами завершается овальным куполом со световым фонарем в центре. Для отделки интерьеров употреблялись разнообразнейшие материалы — цветные мраморы, оживленные яркой узорчатостью естественных прожилок и пятен, золоченая бронза, дерево дорогих сортов. Фонтан Треви.
Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Наиболее важным примером раннебарочной площади и ее взаимодействия с прилежащими районами города являлась пьяцца дель Пополо («Народная площадь») в Риме, до того как она была реконструирована в начале XIX в. Это первоначально трапециевидная площадь у городских ворот, где три улицы-луча, рассекающие самую гущу жилой застройки, сходятся в одной точке, отмеченной обелиском, а начало лучей было впоследствии зрительно зафиксировано двумя симметрично поставленными купольными церквами. Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара.
В Екатерининском дворце протяженность созданной В. Растрелли анфилады равнялась всей длине здания и составляла более 300 метров. В 1710 году на берегу Невы заложили Летний дворец для Петра I. При выборе места для строительства своей Летней резиденции у царя не возникало никаких сомнений: она должна была быть, как и новая столица, приморской. Иллюзию бесконечно раздвинутого пространства усиливал плафон «Триумф России», созданный «профессором пространства» Дж.
Однако осуществить свой план Г. Земперу не удалось. В процессе формирования этого стиля можно условно выделить два периода. Фельтену, А. Ринальди и Ж. Б. Традиционная скульптура в стиле барокко, как правило имела две выдающиеся характеристики.
Значительное влияние на развитие этого стиля оказали художники Ш. Лебрен и Ж. Лепотр. Заказы на них поступали из всех европейских стран. Возле этого «попутного дворца» построили хозяйственные здания и несколько изб для прислуги. 10), карманообразная площадь Колонна на Корсо в Риме или же площадь Преториа на виа Македа в Палермо. Обычно таким образом декорировались под мрамор деревянные стенные панели.
На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Одного из путешественников того времени, подъезжавшего к Петербургу со стороны Московского тракта, сильно поразила открывшаяся перед ним широкая панорама: «Не успел я, приблизившись к Петербургу, усмотреть золотые шпицы его высоких башен и колоколен как увидел издалека превозвышающий все кровли верхний этаж, установленный множеством статуй, нового дворца Зимнего, который тогда только отделывался». Парадные апартаменты императрицы открывались Арабесковым залом.
Все это было задумано и осуществлено для церемоний придворного быта, подчиненных строгому торжественному этикету. Первым архитектором, который перешел к решению крупных архитектурных задач новой стилевой эпохи, был К. Мадерна. Центры интенсивного развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии во Францию.
Однако архитектура дворца сама явилась самым удивительным и невиданным зрелищем. Изменения в архитектуре городского дворца второй половины 17 в. можно видеть на примере построенного в Риме по проекту Бернини палаццо Киджи (Одескальки). Г. Г. Мебель была обита той же тканью, что и стены, а также красным сафьяном.
Правый луч — виа Рипетта (пробитая еще при Льве X, 1513—1521) — соединял площадь дель Пополо с портом Рипетта на р. Тибре, тоже обслуживавшим паломников (рис. Левый луч — виа дель Бабуино (проложена при Павле III, 1534—1549) — был направлен к Квириналу. На стены принято наносить обои из текстиля или пользоваться декоративной штукатуркой.
Портик этот, однако, так и не был построен. Их создателем являлся королевский садовник Ж. Молле. Кутузова, М. Б. Теперь Цвингер уподобляется фантастическому праздничному фейерверку: светлое золото камня (песчаника) и бурная динамика архитектурных силуэтов, сказочно богатый мир скульптуры и шум искрящихся каскадов — все это сливается в многоголосую мелодию ритмов и пластики, хотя в Дрездене это была всего лишь трибуна для придворных представлений. Наряду с «открытыми» площадями, составившими первый вклад зодчих эпохи барокко в развитие градостроительных ансамблей, со 2-й четверти XVII в. создавались (или достраивались) и площади более замкнутого типа, которым, однако, доминирующее значение главного здания придавало новый характер (рис.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. В царствование Екатерины II значительно расширилась и площадь петергофских парков. 3. Очень своеобразный пример представляет собой площадь св. Бенуа). Поверх паркетных и иных полов могли укладывать соломенные циновки (даже в королевских покоях) или персидские ковры, что являлось большой редкостью.
Была заменена и прежняя обивка стен новой — из лионского бархата. Затем к нему пристроили вытянутые галереи, замыкавшиеся павильонами.
Раскрывающаяся с площади дель Пополо глубокая перспектива трех проспектов, акцентированная и подчеркнутая постановкой на их углах двух одинаковых купольных церквей (Сайта Мария ин Монте Санто и Сайта Мария деи Мираколи, начатых строительством в 1661 году по проекту архитектора Райнальди), производит исключительно эффектное впечатление богатством и разнообразием аспектов, несколько напоминающих систему перспективных театральных кулис. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1, 4 га, виллы Д39Эсте — 3, 5 га).
3). русские столяры и резчики тогда ещё не знали всех секретов мебельного искусства, накопленных на Западе.
ниже), но основные черты композиции, благодаря которым трезубец, врезанный в тело города от ворот Фламиниевой дороги, стал как бы «позвоночником» Рима, получили воплощение в конце XVI — и начале XVII в. Такими композиционными паузами являются, например, площадь ди Спанья на виа дель Бабуино (рис. Здесь посредством этого приема была прекрасно решена насущная функциональная задача. Петра с Папским дворцом. Необычайное разнообразие оттенков и прожилок малахита с давних пор привлекало к себе внимание мастеров и художников Урала, работавших по малахиту «в наборе» — по способу русской мозаики.
Большое влияние на них оказывал французский абсолютизм Людовика XIV. Влияние стиля барокко на формы немецкой мебели начинает ощущаться не раньше второй половины XVII в. Особенно это заметно после окончания здесь 30-летней войны. Одним из важных составляющих стиля барокко является архитектурный ордер. В мире существуют две портретные галереи, посвященные разгрому Наполеону: вторая в Виндзорском замке, где в «Зале памяти битвы при Ватерлоо» выставлены портреты, написанные Т. Лоуренсом. До конца XVI в. итальянские сады были небольшими по размерам (сад виллы Фарнезе — 1 га, виллы Ланте — 1, 4 га, виллы ДЭсте — 3, 5 га).
В. Растрелли неоднократно расширял и переделывал третий Зимний дворец, большого труда стоило соединить хоромы Ф. М. Такой приём декорировки распространился потом буквально по всем европейским странам. Например, были выполнены серии гобеленов на темы жизни и великих деяний Людовика XIV или Александра Македонского, где великий полководец отождествлялся с королем Франции (серии гобеленов: Жизнь Людовика XIV, История Александра, Королевские резиденции). — прием имевший большое градостроительное значение.
Общий периметр этих пространств обрамлен одноэтажными арочными галереями (собственно помещениями оранжереи) с плоской крышей — променадом. Южный фасад Зимнего дворца, выходящий на Дворцовую площадь, является главным и имеет семь членений. Эти черты французских садов составили основу для их дальнейшего развития.
Французские гобелены пользовались необыкновенной популярностью. В 1710 году Петр I подарил эту усадьбу своей жене Екатерине Алексеевне, с этого времени Саарскую мызу включили в число дворцовых земель и начали застраивать. Инкрустация паркета и дверей перламутром у современников Ч. Камерона вызывала ассоциации с оформлением «Золотого дома» Нерона, отделанного внутри (по свидетельству Светония) золотом, самоцветами и перламутром.
Из гражданских построек Гварини следует отметить палаццо Кариньяно в Турине (1680), свидетельствующий об использовании в дворцовой архитектуре приемов, выработанных в культовом зодчестве. Как огромный вестибюль перед собором, к которому ведет многоступенчатый подъем. Императрицу Екатерину II начинает тяготить это излишнее людское окружение вокруг ее резиденции и она повелевает создать (на большом расстоянии от дворца) особый квартал «Софию», куда и препровождаются все учреждения и «служилые люди».
Эти ориентиры не только направляют движение человека по улице, привлекая его как видимая цель ими создаются и своего рода «обратные связи» — эффектные точки зрения, раскрывающиеся в конце поступательного движения зрителя, при взгляде назад. Теперь Цвингер сооружается для триумфа и зрелищ, главный замысел архитектора сочетает в своей композиции формы римской площади (форума) и стадиона-цирка. По проекту архитектора Ю. М. «Военная галерея» была полностью уничтожена пожаром 1837 года, удалось спасти только портреты и канделябры.
По технике исполнения резьба соответствовала европейскому исполнению. Для ландшафтного дизайна в стиле барокко свойственно «архитектурное» построение ландшафта — в первую очередь потому, что сад в стиле барокко строится в той же логике и с теми же элементами, что и расположенный в его сердце дом или дворец. Помимо цветов он вводит в партеры травы, стриженный буксус, а также «мертвый» материал – песок, толченный кирпич, уголь. Однако внутренняя отделка «Березового домика» резко контрастировала с его убогим внешним видом. Петра, в более камерном плане — в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596—1669).
У посетителей, глядевших на «Березовый домик», создавалось даже впечатление, что соломенная крыша его вот-вот рухнет. Пышные обрамления включают корзины, арабески, рог изобилия, музыкальные инструменты. Версаль — главная резиденция короля, он прославлял безграничную мощь французского абсолютизма.
Именно здесь следует искать суть всех противоречий искусства барокко. «В Монплезире, посередь огорода статуи золоченые сделать, под них железные подставки, под каждую четыре из толстых связей и около них круглые точеные пьедесталы, не толстые, вызолотя, поставить и воду пустить, дабы вода лилась к земле гладко, как стекло». В огне погибли интерьеры, созданные В. Растрелли, Д. Кваренги, О. Монферраном, К. Росси. Крайние ступени закруглены с завитками-волютами на углах. В этом громадном сооружении нет ни однообразия, ни монотонности: его бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно выразительно и живописно на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головами амуров.
При сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), связывающей папский дворец с собором св. Особенно роскошно декорируются барочные интерьеры. Если мебель делается из дуба, то она фанеруется ореховым шпоном. Наружные фасады дворца, а также некоторые внутренние интерьеры (Иорданская лестница, Большая церковь, Концертный зал) были восстановлены быстро. В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» – комплект гармонирующей друг с другом мебели.
Она — лишь «материал» из которого рука скульптора лепит причудливые скульптуры, арки и лабиринты. Выстроенный еще в 1620-х гг. Декор золотили, при этом основная конструкция оставалась темной. Стасов восстановил Петровский зал, посвященный памяти императора-преобразователя.
Я. Прандтауер, И. Мунгенаст). Дж. Он создал причудливый и фантастический мир фигур, украсивших фасады и ниши дворца, его фонтаны и каскады.
Уже в раннем произведении Борромини — оратории монахов-филиппинцев (начата в 1637 г. )— достаточно отчетливо выступают особенности его искусства. В годы Великой Отечественной войны немцы до основания разрушили новый Большой дворец.
Хотя такие камины с зеркалами были уже известны в начале века, например в Фонтенбло в 1601 г., вплоть до конца XVII в., они не были широко распространены. Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнего строительства собора св. Мягкая мебель (табуреты, стулья и кресла) массивна, украшена резьбой, часто с позолотой и обита темным бархатом с крупными узорами или глазетом – тканью с вплетенными золотыми или серебряными нитями.
Парадные помещения Большого дворца В. Растрелли расположил анфиладой. На месте нынешнего Георгиевского зала до пожара находилась «Мраморная галерея», построенная Д. Кваренги в 1791—1796 годы и соединявшая Зимний дворец с Малым Эрмитажем и галереей «Висячего сада». С другой стороны, властителей Франции, ставшей кXVIIв. Конструкция мебели доведена до совершенства.
Из центра крестового свода спускалась изящная люстра, которую дополняли настенные бра и два больших канделябра, установленных на пьедесталах по сторонам ниши. С особой тщательностью В. П. Эти же свойства искусственной перспективы умело применены при сооружении парадной Королевской лестницы («Скала реджа», 1663—1666), соединяющей собор св. В эпоху барокко мебель делается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки.
Такие бюро-кабинеты делались на высоких ножках, скрепленных внизу резными проногами. Стасов и Н. Е. Вытянутый вширь дворец господствует над окружающей местностью и организует ее.
относится ко времени раннего барокко). Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства (искусства фигурной стрижки деревьев и кустарников) известного еще со времен Древнего Рима. Сады обсаживались густыми посадками деревьев и кустарников, что формировало их визуальную замкнутость, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками и направлениями обзора.
В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Столы выпускаются со столешницами различной формы. Россия.
Все это подстолье стоит на массивном основании, также сплошь покрытом резьбой. Зато двор палаццо (двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Барочный узор в московских церквях конца 18 в. назывался «Флемская резьба», его создавали мастера Оружейной палаты.
В плане располагаются два круга, которые при дополнении их дугами образуют эллипс. Особый интерес в Английском парке представлял дворец-сюрприз «Березовый домик» — небольшое одноэтажное здание, своим внешним видом напоминавшее деревенскую избу, наружные стены которой были покрыты березовой корой.
Ныне существующий Зимний дворец своими размерами и великолепием отделки затмил все прежние. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Но природные условия и равнинный рельеф Франции внесли свои коррективы в это развитие. Климат здесь более прохладный, чем в Италии, нет такого яркого солнца и зноя, требующего преобладания закрытых пространств. Дворец был небольшим двухэтажным зданием, выстроенным на «голландский манер», с двумя выступами по краям и центральным входом, к которому вело высокое крыльцо.
Для светской архитектуры зрелого барокко характерно дальнейшее развитие типа городского дворца. Остроконечные кровли заменены плоскими. Колоннада. Мнения специалистов по данному вопросу разделились.
Известно, что поначалу зеркала крупных размеров Франция закупала в Венеции. 1524—1663), в создании которого принимали участие Мадерна, Борромини, Бернини и Пьетро да Кортона, выдвинутые крылья образуют со стороны улицы кур-донер (почетный двор) входная часть трактуется в виде парадного вестибюля овальной формы со сложной системой обширных лестниц, ведущих в приемные залы. Во Флоренции, в центре площади св. Старов и Д. Кваренги. Но вначале идет заимствование форм и пропорций голландской мебели.
Екатерининский дворец. Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх.
Спинки имеют полукруглый верх, часто делаются глухими, высокими или с небольшой перемычкой между стойками. Сама «ширма» криволинейна по очертаниям, так что все элементы ее декора видны проходящему в различных перспективных сокращениях и как будто колышутся. Внутренний план в форме, напоминающей очертания пчелы (пчелы изображались на гербе семейства Барберини, откуда родом был очередной папа, заказчик церкви Сант-Иво). 8). В ответ Г. Земпер представил новый план застройки города.
Дворец Монплезир («Мое удовольствие», «Моя услада») строился восемь лет. Рассмотрим два из них. Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Например, ансамбль Капитолийского холма в Риме (1546 г. ) объединил несколько дворцовых зданий вокруг трапециевидной в плане площади с ведущей к ней парадной лестницей. Дальнейшая судьба Петергофской мызы связана с ростом новой российской столицы.
Ученику Микеланджело и Виньолы, архитектору Джакомо делла Порта (1537—1602) принадлежит одна из первых построек этого типа — вилла Альдобрандини в Фраскати (1598—1603). ниже) или Куаттро Канти в Палермо (арх. Сложная резьба заменяется теперь на декор, выполненный большей частью столярным способом. Позже эту величественную площадь предполагалось украсить монументами.
Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Однако в Петергофе все задумывалось более скромным: небольшие дворцы, грот с каскадом и каналом, садовые павильоны. Кроме того, между колоннами были поставлены канделябры из серо-фиолетовой яшмы и все эти элементы В. П. Пол Танцевального зала покрывал великолепный наборный паркет, узоры которого были составлены из различных по форме кусочков орехового и черного (эбенового) дерева. 2, 30).
Во-первых, она была технически совершенна. Королевский абсолютизм, объединивший под своей властью обширную территорию (близкую к современной Франции), покровительствует ремеслам, обеспечивает безопасность торговых путей, способствует обогащению страны и строительству городов. О пожаре в Зимнем дворце можно подробно прочитать в книге «100 великих катастроф».
За Арабесковым залом следовал Лионский, отличавшийся особо богатой отделкой. В сравнении с прежним интерьер В. П.
Такая кувшинообразная форма ножек оказала сильное влияние на русскую мебель. Потому аллеи в барочном саду — это не просто место для прогулки. 1), отличалась открытой динамической связью с улицами и ясным функционализмом всего замысла. Самым крупным представителем итальянского барокко, сыгравшим решающую роль в сложении и развитии этого стиля, был великий архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680).
cartouche – свиток) – в форме щитов или листов пергамента с завернутыми краями – постепенно превращаются в рольверки (от нем. Над этим залом поверх медных листов с особой тщательностью были уложены слои пропитанного специальным составом войлока и водонепроницаемой ткани — для утепления и предохранения зала от протечек. Валериани — итальянским декоратором и живописцем. Бандини, 1595). Улицам в эпоху Возрождения не уделялось много внимания.
Сам язык архитектурных форм содействует здесь повышенной эмоциональной выразительности образа. Ягужинского, Кикина и З. Г. Доменико Фонтана. Основателем нового стиля считают Микеланджело.
Проведение строительных работ было поручено гениальному архитектору Маттеусу Даниэлю Пеппельману, который и создал этот истинный шедевр барочного искусства, где живой и игривый язык архитектуры гармонично сочетается со скульптурными элементами.
Градостроительные мероприятия в данную эпоху неизменно связаны с проблемой водоснабжения. Эту обивку исполнили во Франции на лионской фабрике Ле-Мира. Таков грандиозный, перенасыщенный скульптурой фонтан Треви (1735—1762), низвергающий из искусственных скал целый поток воды в широкий водоем.
Г. Дехио в своем труде «История немецкого искусства» тоже писал, что Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». Виньола резко выделяет главный фасад (собственно барочные качества которого были усилены в его окончательном варианте архитектором Джакомо делла Порта) как основной, наиболее импозантный элемент объемной композиции и расчленяет его в соответствии не столько со структурой внутреннего пространства, сколько с масштабом улицы — прием имевший большое градостроительное значение. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов.
ДОМЕНИКО ФОНТАНА (1543—1607). Впечатление какой-то расплавленной кишащей массы, глазу зрителя трудно выделить отдельные фигуры, но каждая фигура интересна не сама по себе, а как составной элемент группы.
Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). По его проектам возведены каменный Елизаветинский корпус (впоследствии названный Екатерининским), строится новая «императорская мыльня» и рядом с ней деревянный флигель для царской свиты, помещение кухни переделывается в парадный Ассамблейный зал. Перспектива, анатомия и ракурсы перестали быть проблемой для художников XVII века — они справляются с ними на диво легко, — но они утратили и поэтическую свежесть открытия (скопления фигур в головоломныхракурсах воспринимаются как шаблоны неистового барокко).
Земцову, а после его смерти в 1743 году — Андрею Квасову, молодому «архитектурии гезелю». После смерти Петра I его Летняя резиденция стала «коронной» собственностью русских царей, но принадлежала только тому из Романовых, кто вступал на престол. Но выражению самого Бернини, площадь, «подобно распростертым объятиям», захватывает зрителя, направляя его движение к фасаду собора (архитектор Карло Мадерна), украшенного грандиозными приставными коринфскими колоннам», которые возвышаются и господствуют над всем этим торжественным барочным ансамблем.
доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Все простенки тоже были заполнены резными рамами. С особой любовью и тщательностью Петр I разработал план Монплезира. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Тем не менее весь XVII в. не существовало гарнитуров мебели в современном понимании этого термина. Подобное резное украшение имеет передняя проножка, расположенная достаточно высоко над полом – примерно по центру ножек.
Если в самой Италии в конце XVI и XVII вв. Петра и соединенный с обелисками фонтан на площади дель Пополо. Манса-ром и А. Ленотром под руководством первого живописца короля Ш. Лебрена и украшен скульптурами Ф. Жирардона и А. Куазевокса, наиболее органично выразил идею совершенной власти. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.
Расходящиеся колоннады скрывают перспективное сокращение и глубину площади. Для Чесменского зала, куда и были помещены картины Ф. Гаккерта, прославляющие честь российского флота, по рисункам Ю. М. Растения лишь обрамляют их — или указывают к ним дорогу. Архитектурный стиль барокко просуществовал в российском государстве недолго. В декоре ракушки сочетают с фруктами и располагают на стенах.
Петра, Бернини использовал прием искусственной перспективы. Бернини хорошо знал и учитывал законы оптики и перспективы. Столешница с профилированной кромкой могла иметь выдвигающиеся из-под нее боковые доски, что напоминало некоторые голландские образцы.
Вместе с фланкирующими её залами Войны и Мира (оформление последнего будет завершено только при Людовике XV) она соединила Большие апартаменты. Кстати, термин "барокко" появился не в XVII веке, а гораздо позже.
Франция. В 1847 году ему поручили дать свое заключение по поводу установки конной статуи, для которой во всем Дрездене как-то не находилось подходящего места. Большой дворец слит в единое художественное целое со склонами зеленого кряжа, откуда спускаются лестницы, украшенные (как и сам дворец) золочеными статуями и вазами, а по ступеням лестниц скользят струи воды. Окончательный облик она обрела лишь в XIX веке стараниями архитектора Г. Земпера. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню.
Иностранным мастерам вменялось в обязанность обучать приставленных к ним учеников. Такой прием использовался при возведении многих парадных резиденций, как наиболее торжественный и все же на этот раз он не имел аналогий.
Градостроительные идеи Ренессанса, получившие свое выражение в трактатах и утопических проектах «идеальных городов» XV и XVI вв., были реализованы лишь в немногих, хотя и чрезвычайно важных начинаниях, да в ряде замечательных ансамблей, вкрапленных в застройку больших и малых городов (окруженные аркадами площади XV в., двор Бельведера в Ватикане и площадь Капитолия в Риме). Петра. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В сторону Эльбы центральный квадрат Цвингера оставался открытым.
В последующих произведениях Борромини эти качества еще более усиливаются. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Полная замкнутость площади (вливающиеся в нее улицы практически незаметны для зрителя), мягкие контуры окружающей ее сплошной застройки и членящие пространство фонтаны Бернини, безошибочно определившего их размеры, композицию и расположение, придают этой площади исключительное очарование, превращая ее в один из прекраснейших открытых «залов» города (неудивительно, что ныне на ней часто устраиваются различного рода выставки). Такие волнистые рамки получили весьма широкое распространение не только в Германии, но и в Голландии, Фландрии и Англии. Все эти здания были расположены на одной линии и соединялись четырьмя одноэтажными галереями, на которых были устроены «висячие сады».
Характерным элементом интерьера эпохи барокко являются бронзовые люстры с хрустальными подвесками. Мягкую обивку имеет и центральная планка спинки.
Барклая-де-Толли и некоторых других военачальников. И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства.
По чертежам архитектора А. Менеласа в «Александрии» возвели дворец «Коттедж», фермерский павильон, караульный домик у въезда в «Александрию» со стороны Петербургского шоссе и другие строения. Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах — местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Стасов свел к единой гармонии, придав «Военной галерее 1812 года» подчеркнуто торжественный облик.
Их линии продолжались и удлинялись, подключая новые источники. Наиболее полно своеобразие русского барокко воплотилось в архитектуре. В одном из кабинетов старого дворца и скончался великий преобразователь России. Спинки делаются с отвалом, появляются более удобные локотники.
К числу наиболее ярких и выдающихся работ скульптора Б. Пермозера относится «Купальня нимф» — грот с каскадами, расположенный за «Французским павильоном» и украшенный многочисленными скульптурами. Чернышева. Возводя здание, зодчий В. Растрелли сознавал, что сооружает не просто царскую резиденцию, потому сам подчеркивал, что дворец строится «для единой славы всероссийской». Высота 30м. Английский путешественник Кар так, например, рассказывал о них: «Описывать Петергоф может только одно перо, обмакнутое в море радуг и огней». Но все это – теория. Французский барочный стиль надолго становится высшим критерием красоты и роскоши.
Зодчими Возрождения была преодолена строгая античная взаимосвязь конструкции и формы и выработаны, в сущности, чисто эстетические нормы «изобразительной» тектоники, соответствие которой конструктивной и пространственной логике сооружения соблюдалось в зависимости от постановки общей художественной задачи. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. По проектам архитектора Ю. М.
Главными из них были овальные павильоны на серединах закруглений — трибуны королевской свиты — и павильон «Ворота под короной» (Кронентор). Среди них выделяется семья Ленотров, особенно, Андре Ленотр (1613-1700). Выставленные в «Военной галерее 1812 года» Зимнего дворца портреты не только украшают стены, но и являются органическими составными частями интерьера, как цельного архитектурно-художественного произведения. Наиболее крупные заказы— костелы, монастыри, часовни— поступали от католической церкви.
Современные технологии в сфере создания материалов для отделки и ремонта, позволяют дополнить интерьер элементами барокко рококо (не менее причудливый стиль, но более утонченный). ДЖАКОМО ДЕЛЛА ПОРТА. Под «палатками маленькими» надо подразумевать Монплезир, который во многих документах именуется «палатками».
Георги так писал о «Березовом домике»: «Стены и самые даже потолки снабжены столь искусно расположенными зеркалами, что все здесь находящееся не токмо многократно отражается и непонятно умножается, но многие предметы также представляются в столь великолепном отдалении, которое бы за 30 сажень и более почесть надлежало. Подстолье выполнялось весьма массивным и имело, как правило, ящики. Особенно ошеломляло декоративное убранство Большого зала или «Светлой галереи», как она именуется в старых описях. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Парковый пейзаж и природное окружение становятся, таким образом, составной частью композиции самого здания и его интерьера.
Входы в дом или в аллею можно акцентировать и «живыми колоннами» – высокими пирамидальными растениями, которые привлекут внимание к архитектурным элементам. К возведению царскосельского ансамбля были привлечены лучшие художественные силы России, а некоторые изделия по заказам двора выполнялись за пределами Царского Села. Здесь выполняются массивные резные украшения, которые золотятся и, часто, расписываются в виде наяд, путти (купидонов), негров, орлов, львов, грифонов, раковин, лент, завитков аканта и др.
Все формы этого декоративного сооружения волнуются. Края столешниц обрабатываются резным орнаментом. Георгиевский зал — «Большой тронный зал» Зимнего дворца — являлся местом проведения всех торжественных церемоний, демонстрировавших мощь и величие Российской империи.
Архитектор ставит в точках схода лучевых проспектов и в их концах обелиски и фонтаны, добиваясь тем самым большого композиционного единства и завершенности. рис. Окончательный облик площадь дель Пополо приобрела лишь в эпоху классицизма (см. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660—1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Новое понимание ансамбля. Более оригинальными мастерами зодчие раннего барокко показали себя в архитектуре вилл и примыкающих к ним садово-парковых ансамблей. В таких столах особенно обильно декорируются подстолье и ножки.
Среди орнаментов барокко: ормушль (Ohrmuschel – ушная раковина), сочетающий картуш с ленточным переплетением и гротесками (Изобретен во Фландрии в конце 16 века), кнорпельверк (Knorpel – хрящ и Werk – работа) – узор барокко, в рисунке которого маски, морды чудовища или гребень морской волны, получил особое распространение в работах мастеров Германии 17 в Страпворк (strapwork), Ролльверк (Rollwerk от Rolle – ролик, катушка, сверток и Werk – работа) – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями. В большой мере необходимость в этом возникла в результате стихийного бедствия — разрушительного землетрясения 1693 г. Многие города в районе Гиблейских гор были сравнены с землей и восстанавливались и отстраивались заново в 1-й половине XVIII в. на основе прямоугольной сети улиц.
Огромный замок Капрарола построенный близ Витербо для кардинала Фарнезе (проект 1559—1562 гг., парковые сооружения вплоть до 1625 г. ), — мощное пятигранное сооружение с величественным круглым двором в центре, прекрасными интерьерами и знаменитой круглой лестницей. Свое название этот зал получил от золотистых шелковых обоев, вытканных на Лионской мануфактуре во Франции. Особенно нарядно выглядели Тронный зал, Аванзал и Театр. Меншикова — Ораниенбаума. Крупнейшим венецианским зодчим этого времени был Бальдассаре Лонгена (1598—1682).
Барочные фонтаны поражают богатством пластики. С другой стороны, сооружение подобной площади перед выдвинутым вперед главным фасадом собора позволяло сделать фасад более значительным, добиться композиционного единства собора и нужного взаимоотношения его с окружающим пространством. Мраморные и каменные скульптуры (в основном — вымышленных персонажей или античных героев) соседствуют с топиарными (искусно подстриженными в виде архитектурных и скульптурных элементов деревьями и кустарниками). Спокойной, обычно прямоугольной форме и замкнутости ренессансных площадей теперь предпочитают полукруглую, овальную или еще более сложные формы, которые легче вбирают в себя улицы, подходящие справа и слева от композиционной оси. В орнаменте барокко этого периода трофеи, классические овы, кариатиды, атланты, драконы, вазы с цветами. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении.
И не просто продолжить, а сравняться с ним по роскоши убранства. Вместе с приглашением западных мастеров и покупкой мебельных образцов за границей развивалось и отечественное производство. 1650 г. ).
Абсолютно особой красотой отличается Малахитовый зал Зимнего дворца. Германия осваивала тенденции барокко весьма последовательно и оригинально. Теперь областей стало больше. Многие образцы западноевропейской мебели того времени копировались местными мастерами (в основном, крепостными людьми) – эти копии были весьма невысокого уровня и в плане конструкции и в плане декоративной обработки, т. к.
Фарфоровые изделия из Мустье украшаются орнаментами с гротесковыми мотивами. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко.
Германия. На своем пути к острову Котлин, где была заложена крепость Кроншлот (будущий Кронштадт) русский царь часто останавливался у низкого берега Финского залива, откуда смотрел на остров Котлин и на дельту Невы с панорамой строящегося города. Их заменяют шкафы, кабинеты и бюро-кабинеты. Визуально экстерьер виллы знатного человека говорил о его достатке, а также о положении человека в данном обществе.
Вот таким образом его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. В композиции фасада выделен второй этаж (бельэтаж), где расположены парадные помещения. Это движение архитектурных масс достигнуто сгущением ордерных элементов и членений, а также увеличением пластического рельефа и разнообразия деталей от периферии к центру композиции. Создаются целые ансамбли убранства помещений. Петра в Риме. Боковые стороны центрального пространства Цвингера образованы четырьмя другими павильонами с характерными названиями — «Французский», «Немецкий», «Математико-физический салон» и «Галерея фарфора».
Иль Джезу имеет все признаки барочной постройки. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Немецкое слово «zwinger» является производным от таких понятий, как «обуздывать», «брать в тиски». Стоят эти шкафы на шаровидных ножках. Символ раскрытых объятий собора.
В XVII в. во Франции изменилась традиция декорирования каминов. Представления человека античности о стабильности, ясности и гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, ему соразмерных, которые во многом стали впоследствии идеалом Возрождения, были поколеблены новыми знаниями. Эти два декоративных элемента были особенно характерны для фламандского барокко. Тонкими колоннами заменяют несколько стен, что дает открытость пространству. Интерьер и его элементы, как настоящий синтез искусств, стали играть весьма важную роль, указывая на социальный статус и материальное положение его владельца.
Когда изображались различные плоды, то мозаика иногда даже делалась рельефной. Триумф стиля Барокко в архитектуре в Европе пришелся на 1600 -1750 года.
Это огромное помещение площадью 846 квадратных метров, казалось, не имело стен. Молле стремится к композиционной увязке элементов сада, объединяя его квадраты фонтаном. Только отдельные, наиболее важные в композиционном отношении элементы наружного фасада — входной портал, некоторые окна — получают богатую архитектурную и скульптурную обработку. На плетеные стулья укладывались шелковые подушки. Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля прелого барокко Лоренцо Бернини (1598—1680) был разносторонне одаренным человеком.
Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Некоторые люди предпочитают оформлять свои квартиры или дома полюбившимися мотивами известной эпохи, но более напоминающими немецкое барокко.
способствовало созданию своеобразных «зеленых комнат», которые могли бы собой продолжить дворец.
Таков фонтан Моисея (1587), отметивший ввод в город акведука Аква Феличе, благодаря восстановлению которого стало возможным заселение и озеленение римских холмов интенсивно застроенных в эпоху античности, но пришедших в запустение в средние века. Её фасад выглядит весьма динамичным, в нем есть сильный контраст выступающих и отступающих форм, он украшен волютами, соединяющими верхний ярус с нижним имеет раскрепованный фронтон. Церковь Сант-Иво.
Барочное садово-парковое и ландшафтное искусство Италии получило свое развитие на живописных склонах и холмистых предгорьях Апеннинских гор, в условиях жаркого средиземноморского климата (летний засушливый сезон длится около семи месяцев со средней температурой июля 28С). Сквозное единое движение создавалось анфиладой. Но уже в ранних работах ордер используется для расчленения и усиления выразительности стены на фасаде и в интерьере, а в дальнейшем на стеновую плоскость накладываются две — три ордерные «декорации» разных масштабов, создающие иллюзию глубины пространства.
Это движение особенно выражено в Зеркальной галерее, поражающей своей протяженностью (длина 73 м). Неподалеку от них располагался конюшенный двор, жилые избы для конюхов и кучеров, сараи для карет и колясок, скотный и птичий дворы, «чухонские» риги, русский овин, гумно, амбары и житницы. Обеденные столы имеют достаточно простую форму и часто делаются раздвижными. В XVII в. большое распространение получили изделия из фарфора и фаянса. элементами декора.
Петра (1656— 1667). Истоки архитектуры барокко берут свое начало в зодчестве позднего Ренессанса. Архитекторы В. П.
Но содержание его идейного и художественного замысла не исчерпывалось этим. Кровати делаются с балдахином и подобным образом украшаются. Строительство было завершено Жюлем Ардуэном-Мансаром (1646—1708) — он придал дворцу строгий импозантный характер.
Он полностью изменил стиль, создав широкий вогнутый фасад по контрасту с выпуклым барабаном купола. Широко используются мягкие табуреты, стулья и кресла, а затем и диваны. План Версаля отличается ясностью, симметрией и стройностью.
расписанное под мрамор дерево. Его расцвет наступил в середине XVII в. В отличие от Италии, где садами занимались преимущественно архитекторы и мастера по устройству фонтанов, во Франции появились целые династии профессиональных садоводов (ландшафтных архитекторов). Кроме того, она была сильно прострелена, а во многих местах осыпалась еще и от протечек.
Выдающимся мастером позднего барокко был архитектор и ученый-математик Гварино Гварини (1624—1683), работавший главным образом в Турине. Во второй половине XVII века открыли хрусталь искусственный из-за присутствующей в нем окиси марганца он имел слегка фиолетовый оттенок. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл.
Петра эпохи зрелого барокко — продолжались год, пока в 1653 г, Борромини не принял руководство строительством от Райнальди. Согласно повелению Николая I, большую часть дворца надлежало «восстановить в прежнем виде» и вскоре было не только восстановлено все испорченное пожаром, но и отделано с еще большей роскошью. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). Затем роспись покрывалась лаком.
Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. К. Томмази заложил для князей Лампедуза город Пальма ди Монтекьяро. Это предполагало формирование максимально комфортных условий на открытом воздухе, т. е. Ряд помещений «Военной галереи», располагавшихся между Мраморной галереей и Белым залом, он объединил в один узкий и длинный зал искусно оформил его и расположил в нем более 300 портретов участников Отечественной войны 1812 года. Осуществленная после 2-й мировой войны пробивка широкой ул. Линии фронтонов, украшенных лепкой изобилие статуй и ваз, прихотливые изгибы сложных карнизов, нарядная раскраска, великолепно окаймленные колоннами и пилястрами углы зданий — все это создает впечатление необычайной торжественности и жизнерадостности.
Чаще над входной дверью, аркой, окнами. В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Самыми характерными постройками Борромини, дающими возможность проследить идейную заостренность образа и рассмотреть средства его художественного воплощения, являются церкви Сан Карло алле кватро фонтане (1635—1667) и Сант Иво (1642—1660) в Риме. Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля.
Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Кровати – обязательно с балдахинами и покрывалами. Дело в том, что древняя Фламиниева дорога была главным подъездным путем к Риму.
Сам Бернини описал проект своих колоннад языком, характерным для католической риторики большинства произведений барокко, как «материнский жест защиты веры, необходимый, чтобы воссоединить еретиков с церковью и привести к истинной вере неверующих». ПетраБронзовый балдахин.
Этот зал создавался архитектором О. Монферраном в 1833 году— за четыре года до пожара. Лестницы вестибюля по бокам не имеют перил. Дж. Необычайно благоприятное сочетание большого таланта этого мастера и великодушного покровительства Людовика XIV (время правления 1643-1715гг. ) сделало Францию законодательницей в садоводстве.
Мастера отливали их из гипса или делали из камня. В XVI в. в Голландии происходит смена стилевой ориентации в изготовлении мебели. А один из старожилов рассказал нам, что в прежние времена в этом подвале находили часто обломки позолоченных карнизов». Если такой стол выполнялся из простого дерева, то он часто окрашивался зеленой краской.
Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах.
Истинной королевой ландшафтов в стиле барокко признана роза. Гористый характер местности предполагал ступенчатое расположение сада на крутых и высоких террасах (разность их высот могла достигать 16м). Они неизменно приводят к наиболее ярким и интересным объектам и композициям. Топиарное искусство, о котором мы уже упоминали, повлияло на выбор деревьев и кустарников для ландшафтного дизайна в стиле барокко.
Здесь активно используются роспись, отделка мрамором и золочёным деревом, лепка (стукко), скульптура, живописные картины и др. В поздний период появляются инкрустация и вставки из палисандрового, чёрного, амарантового (фиолетового) и розового дерева, что значительно обогатило декоративное решение разнообразных мебельных объектов. В Риме Пеппельман изучает искусство итальянцев в создании фонтанов и полный новых идей и впечатлений архитектор возвращается в Германию. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Апраксина с четырьмя соседними зданиями — домами сановников С. Рагузинского, П. И.
Весь период французского барокко весьма условно подразделяют на несколько этапов: Поздний Ренессанс с элементами маньеризма раннего барокко, переходный стиль (Людовик XIII, 1610 – 1643 гг. ) зрелое барокко (Людовик XIV, 1643 – 1715 гг. ) стиль регенства (переходный стиль между правлениями Людовика XIV и Людовика XV) и рококо (Людовик XV, 1720 – 1765 гг. ). Места сочленений вертикальных (в виде пилястр) и горизонтальных весьма активных профилированных выступов на лицевой и боковых гранях корпуса шкафа украшаются (маскируются) львиными головами с металлическими кольцами во рту. Мебель для сидения делается более удобной и соответствует носимой одежде. Архитектурные формы в них служат фоном для скульптуры и богатейшей игры водяных струй. Поверхности украшались мозаикой из слоновой кости.
На потолке — деревянная лепнина, основой которой становится причудливая резьба. Характерны равнинные, часто заболоченные пространства, обширные лесные массивы. Огромные «бальные залы» – газоны и вымощенные площадки — сменяются зелеными гротами и анфиладами аллей. Над гротом устроен каскад — в виде ступеней с быстро стекающими журчащими струями воды.
Вот таким образом аллеи того времени являлись всего лишь переходами между отдельными «зелеными комнатами» и проектировались узкими и короткими. Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера. В типичном для этого времени римском палаццо Барберини (ок. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599—1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля.
Но в 1750-е годы талант В. Растрелли особенно полно раскрылся в разработке проектов грандиозных дворцов, воздвигавшихся «для единой славы российской». Деление на нефы, по существу исчезает: центральный неф сильно расширяется, трансепт имеющий незначительные боковые выступы, сливается с ним, боковые нефы заменяются двумя рядами небольших капелл, в результате этого подкупольное пространство вместе с алтарной нишей приобретает доминирующую роль в интерьере.
Спинка имеет полукруглое завершение, также украшенное резьбой. Стены расчленены мнимыми окнами. Причем, никто не может сказать точно, что именно послужило толчком к рождению этого слова. 2).
Начатые в 1661 г. строительство и отделка Версаля продолжались на протяжении последующих тридцати лет. Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую часть храма мощный купол. Вслед за этим были инкрустированы «жемчужными раковинами» и перламутром полотнища дверей, фанерованные «разноцветными заморскими и другими деревьями», с тем, чтобы «двери видом были согласны полу». Новый этап строительства Царского Села относится к 1740— 1750 годам. Для возведения охватывающих пространство овальной площади четырехрядных крытых колоннад (их высота —19 м при такой же ширине) с проездами для карет и проходами для пешеходов понадобилось 284 коллонны, 80 столбов и 96 больших венчающих аттик статуй. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий.
По верху галерей все павильоны Цвингера на втором этаже связывались между собой. Сооруженные но его проекту два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. В «Военной галерее 1812 года» Зимнего дворца, созданной К. Росси, запечатлен подвиг русского народа в разгроме Наполеона.
Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. Принцип ансамбля был заложен в планировке овальной площади дель Пополо (1662 г. ) при въезде в Рим с расходящимися от неё тремя улицами, площади перед собором Св. Верхняя часть спинки выполняется прямой или имеет слегка закругленную грань.
При этом площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание, присущее ей в эпоху раннего средневековья (место торговли, народных сборищ). Для штор выбирают тяжелые, плотные ткани. Поблизости от дворца возводили себе дома придворные и дворяне, жаждавшие попасть ко двору.
Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Этот прием применялся и в градостроительстве позднейшего времени во многих странах. Главный портал церкви напоминает величественную триумфальную арку.
Петра в Риме и оформление площади перед ним (1656—1667). И в этом отношении Рим явился образцом. Подобным образом выполняются и табуреты, которые также обиваются разрезным бархатом.
И действительно, В. П. Видный общественный деятель того времени Ф. Прокопович писал об этом дворце: «Дом сей столь чудного дела, что такого Россия до днесь не имела».
По его же эскизам выполнили капители пилястр в национальном "французском" ордере (который на самом деле является модифицированным коринфским) с. гальскими петухами в декоре и многочисленные элементы меблировки галереи: здесь находились алебастровые столы и вазы в бронзовой оправе, табуреты и торшеры из серебра, выполненные в мастерских Гобеленов, меж окон на серебряных столах установили восьмирожковые серебряные же канделябры с изображением подвигов Геркулеса, что являлось отражением первоначального замысла оформления". Основное внимание отдано многоуровневым террасам, вымощенным камнем дорожкам, разнообразным малым архитектурным формам: павильонам, гротам, лестницам, баллюстрадам, скульптурам. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью.
Большая часть изделий выполнялась по рисункам Лебрена. Кто и что, чьи руки, ноги и головы — трудно разобрать. В центральном (парадном) зале дворца и в светлых галереях Петр I разместил привезенные из-за границы художественные полотна голландских и фламандских живописцев. Knorpel – хрящ и Werk – труд, дело) и ормушля (от нем. Фельтена вместо раззолоченных парадных помещений возводились парадные залы с более строгой архитектурной отделкой, которая соответствовала требованиям классицизма.