Художественный реализм, реализм в искусстве, представители реализма, картины реализм, художники реалисты, реализм, картины в стиле реализм, черты реализм, реализм 19, реализм и романтизм века, критический реализм. Художники жанра «социальный реализм» описывали сцены из жизни американцев, во время великой депрессии и концентрировался на рядовых вопросах и сложностях повседневности. Благодаря многим художникам-передвижникам реализм в России проявился в бытовом и историческом жанре, портрете и пейзажной живописи. Жанры пейзаж, портрет и натюрморт, в стиле реализма, пользуются большим успехом на выставках картин художников-профессионалов, мастеров масляной живописи.
Еще одним активным борцом за реализм во французском искусстве был известный художник Густав Курбе (1819–1877).
Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. Творчество передвижников имеет поистине непреходящую художественную ценность. Касаткина и др. Подлинным основоположником стиля "высокого Возрождения" был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. Пейзаж).
В то же время он не скрывает трагических сторон действительности. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. Исполненное художником произведение — не равнодушный комментарий событий, а гневное обличение.
Им создано огромное число прекрасных фресок, картин, офортов, литографий, рисунков. И действительно, его слова оказались пророческими. События запечатлены не столько очевидцем, сколько участником этой народной трагедии. М. Васнецов «В кружале. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством.
Жанровая тема и портрет, создаваемые на основе живых наблюдений, конкретно-изобразительная трактовка натуры (а не обобщенно-пластическое ее претворение) объединяют творческие интересы обширной группы скульпторов разных стран. Таковы картины С. А. Показательно предисловие, написанное автором к каталогу этой своеобразной выставки. Это – относительно «мирное» собрание людей, где только жесты рук, скупо намеченные движения мужских фигур выдают внутренний драматизм происходящего.
Подлинным основоположником стиля высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в искусстве реализма. Сентябрьский снег (1903) и Февральская лазурь (1904) И. Э. Грабаря, Зеленый шум (1904) А. А. Рылова, Мартовское солнце (1915, все Москва, ГТГ) К. Ф. Юона, северные пейзажи К. А. Коровина и А. Е. Архипова – в русской живописи, поздние пейзажи норвежца Ф. Таулова с тающими снегами, произведения поляка Я. Станиславского, болгарина Н. Петрова, полотна многочисленных пейзажистов шведской школы – принца Евгения и других и анималиста Б. Лильефорса содержат в себе образы, формирующие устойчивые художественные представления о природе страны. Сам Домье это прекрасно осознает и начинает работать в жанре карикатурного портрета, при этом он пользуется весьма своеобразным методом: сначала вылепливает портретные бюсты (в которых характерные черты доводятся до гротеска), которые потом будут его натурой при работе над литографией. Позднее наблюдается оттачивание стиля, разработка определенных тем. Но изображенный праздник весны и любви овеян нежной грустью и беспокойством.
Крамского, 1872, ТГ Что есть истина. В этом образе нежность и любовь матери сочетаются с чувством долга перед человечеством. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. Восход солнца» (1872).
Помимо этого, он работает в портретном жанре (чаще всего моделью является он сам) и пишет полотна на религиозные и литературные сюжеты («Лот с дочерью», 1841). В графике передвижников эта тема получила всестороннее развитие. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Антонио, собств.
В лицо героям дует резкий ветер, отчего идти намного труднее, да и ноша кажется тяжелее. Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь.
Зиновия, воскресившего ребенка и кончина святого. Исключительно велико по объему графическое наследие И. И. Шишкина. Домье во Франции) и скульптуре (К. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».
Домье откликается на него созданием образа Робера Макэра — афериста и проходимца, то умирающего, то воскресающего вновь (серия «Карикатюрана», 1836-1838). Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Но вместе с тем углубленное понимание «крестьянского жанра» в живописи и графике 1890-х годов далеко не исчерпывает того новаторства, которое привнесли в Товарищество передвижники младшего поколения. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма.
Трагичные образы беззащитных крестьян, беспомощных перед лицом жестокой силы. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. Брейгель увидел, что они достойны лучшей участи, способны отстоять свои права на жизнь. В образе маленького Христа Рафаэль сквозь младенческую хрупкость раскрывает черты героического. Уровень техники репродуцирования в те годы был очень низким.
Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Насмешливое изображение действительности становится на долгие годы главной чертой отношения художника к миру. Серовато-серебристая красочная гамма использование разработанной Коро техники валеров (применяя сопоставление разных по светосиле пятен одного цвета, художник прибегал иногда к двум десяткам градаций), фиксация атмосферных явлений – дымки тумана, сумерек – придают особое очарование и неповторимую теплоту его произведениям.
Реализм стал очень популярен, в разных странах был известен под разными именами: в России – передвижничество, в Италии – веризм маккьяйоли, в Австралии – гейдельбергская школа, в США – школа мусорного ведра. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга.
Касаткин, С. В. Иванов. Подготовительные рисунки к подобным сюжетам показывают, что С. В. Иванов стремился соединить здесь свое отношение к изображаемому, свой гнев и боль шри виде гибели людей с реально точным, почти документальным воспроизведением событий. 1862). Первоначальный замысел, намеченный в эскизе, часто был еще более острым, чем в картине. Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. Прибыв в Париж, художник поступил в мастерскую к Деларошу.
Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм».
Зарисовки с натуры, носящие этюдный характер, выполнены им в основном карандашом («Голова казака», «Казак» – рисунки для картины «Покорение Сибири Ермаком», наброски к «Переходу Суворова через Альпы» и другие). Для этого они избегали симметричных изображений. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру.
Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Более точное понятие было сформулировано Горьким в 1934-м году на съезде писателей. Его творчество – борьба за демократические идеи, принципы реализма, правдивое искусство, близость искусства к жизни. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением.
Далее была сложена своеобразная программа, которую необходимо было неукоснительно выполнять всем представителям художественного мира. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге.
Много и охотно рисуя портреты своих единомышленников и друзей – членов Петербургской артели художников (портреты Н. В. и Н. Д. Дмитриевых-Оренбургских, Н. А. Кошелева), родных и близких, он создает образы, отмеченные глубиной и точностью характеристик. Г. Курбев «Дробильщиках камня» и «Вязальщицах» показал спокойное и уверенное достоинство трудового народа, а в «Похоронах в Орнане» -значительность повседневной жизни, хотя начинал он с романтически взволнованных образов «Портрет Шопена». В 1508 Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II. Его наиболее прославленные зрелые картины – "Весна" (ок. для монастыря св.
Крамским, заявила протест против традиции, согласно которой конкурсная программа ограничивала свободу выбора темы произведения. Курбе и Ж. Б.
Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей ("Пословицы", Берлин, государственный музей). Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Однако его вовсе не интересовала эта работа, он предпочитал все свободное время бродить по улицам и делать зарисовки.
Так, в полотно «Дробильщики камней» (1849-1850) социальный смысл был заложен живописцем сознательно. Излюбленная репинская техника этой поры – штриховой и тоновой рисунок карандашом. Русь (1898-1900, Ленинград, ГРМ), темпераментная, бурная Земля (1898, Варшава, Национальный музей) польского живописца Ф. Рушица, углубленные в мир природы картины чешского живописца А. Славичека У нас в Каменичках (1904, Прага, Национальная галерея), а также его праздничные по настроению виды Праги. Работая над эскизом, В. И. Суриков чаще других авторов прибегал к акварели. Художественный язык «Капричос» прихотливо соединил гротеск и реальность, острую сатиру и проницательный анализ действительности.
Это искусство создает новую концепцию портретного творчества. В эскизах картины «Иван Грозный и сын его Иван», выполненных карандашом и акварелью, для Репина было наиболее важно найти положение основных фигур, выявить их характерную пластику: жесты, поворот головы. Левитана, И. И.
Вскоре Курбе приходит к тональной живописи и моделировке объемов светом. Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. М. Васнецов «Портрет В. М. Максимова», Н. Д. Кузнецов «Портрет В. И. Сурикова», Г. Г. Мясоедов «Портрет К. В. Лемоха», И. С. Остроухов – портреты С. С. Боткина, А. А. Киселева). Вот почему великие реалисты XVII века так высоко чтили его. непримиримая вражда к крепостничеству могла быть выражена наиболее ярко и целеустремленно.
Следующая работа, также выставленная в салоне, была не менее жестокой и бросала вызов тем же критикам, которые не могли спокойно смотреть на изображенные ужасы. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Рафаэль создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека. Однако в своем творчестве они оставались верными заветам передвижничества. Особое значение приобрела графика художников передвижников и художников идейно связанных с Товариществом, в эпоху первой русской революции.
В Париже свою персональную выставку «Павильон реализма», хотя ещё до него в реалистической манере работали художники Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно и опасными в смысле искушения. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Брейгель не побоялся взглянуть на темные стороны человека, он следовал заветам правдивого воссоздания жизни. в кругах буржуазной публики отмечается подъем интереса к творчеству художника.
При всей их эскизности они удивительно верно передают характер изображаемого (портреты Э. Л. Праховой и Р. С. Левицкого, С. С. Боткина и другие). Нужно заметить, что Домье создавал не только литографии. Они умело и с любовью изображали свой австралийский пейзаж, показывая его отличительные особенности. На выставке представлены и многочисленные акварельные пейзажи В. И. Сурикова. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Ге 1890-х гг. ).
Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова. Ссора стрельцов», «Симеон Гордый в иконописной мастерской», М. П. Клодт «Встреча боярина со скоморохами на масленице»). Мальчик был очень сообразительным и его одаренность заметил местный священник.
— В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. 1834) прекрасно переданы солнечным свет, синева неба, прозрачность воздуха. В 1880-е годы И. Е. Репин создает серию листов, посвященных Петербургу. Отражение мира становится непосредственным, реальным. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм. Написанные в одно время и представленные на парижском Салоне 1850-51 г. картины Курбе «Похороны в Орнане», «Дробильщики камня», «Послеобеденный отдых в Орнане», заявили о нем как о ярком мастере реалистической школы.
И. С. Остроухов и другие художники. Так, раскрывая понятие «реализм», он прямо заявляет о своих целях: «Быть в состоянии передавать нравы идеи, внешний вид моей эпохи согласно моей оценке — одним словом, создать искусство живое — такова была моя цель».
Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Скупость, тупость, ограниченность, трусость, чревоугодие – воплощается в образах живых людей (Пословицы, Берлин, государственный музей). Его глаза смотрят твердо и прозорливо. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483-1520), младший современник Леонардо, проживший короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Родился в Париже в 1796 г. Был учеником А. Мишаллона и Ж. В. Бертена — художников-академистов.
Прекрасными акварелистами были В. Е. Маковский, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Дж. Пореформенная деревня привлекала пристальное внимание передового русского общества. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи.
Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. 1484 г., обе – Флоренция, галерея Уффици). Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие).
Это то, что можно назвать правдой идеала или эстетической оценки. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). В их осанке – напряжение воли, в лицах – взволнованность чувств и мыслей.
Данное обстоятельство показалось современной живописцу публике неслыханной дерзостью. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Недаром в пояснении к картине Курбе писал: «Так начинают и так кончают». Но впоследствии замысел изменился и образы приобретают явно портретные черты. Дуниковский), латышские (Т.
Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество. Иванова (В дороге. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др. Хотя на протяжении 1850-1860-х гг. Важную роль играла также острая бытовая сатира, мастером которой был П. М. Шмельков.
Образы их индивидуальны. Например, в полотне «Купальщицы» (1853), вызвавшем бурю негодования из-за того, что показанные в нем толстые представительницы французской буржуазии оказались непохожими на прозрачных нимф с картин салонных мастеров, да и нагота их представлена художником предельно осязаемо и объемно. Так, реализм в живописи и прочих направлениях искусства стал являть собой новый тип творческого сознания. Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. В XV-XVI веках создается передовое реалистическое искусство.
Среди акварелей В. И. Сурикова чаще всего встречаются портретные зарисовки и пейзажи. Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, — чем реальный пейзаж имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль, Гоббема. Куинджи, И. И.
Первый успех к Репину пришел в 1873 г. на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Инквизиция свирепствовала в Нидерландах.
Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры.
Систо в Пьяченце. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Министр Гизо провозглашает лозунг «Обогащайтесь. ». Произведения Э. Мане посвящены Парижу. В произведениях, выставленных в следующем Салоне (1850-1851), его дерзость идет еще дальше. В центре мыслителей Платон и уверенный вдохновенный Аристотель, основатели идеалистической и материалистической философии.
Уцелела лишь одна ветка, но и та не сдается и продолжает сопротивляться буре. Это стремление прослеживается и в дальнейших работах Курбе.
Искусственно противопоставляя Иуду всему собранию как изгоя и злодея. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Работница внимательно смотрит на свое изделие, однако ее мысли витают где-то далеко. Зиновия" полна большого драматизма и выразительности.
Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. В результате у него получались фигуры, отличающиеся предельной объемностью. каждая поставленная точка разом меняет композицию». ".
Неудивительно, что Наполеона III Домье ненавидит с той же силой, что и Луи Филиппа. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой). На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. В. Е. Маковский постоянно и много рисовал с натуры. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские.
Создал трактат "Четыре книги о пропорциях человека 1528 г. ". Этим символическим образом мастер не только продемонстрировал итоги пережитой трагедии, но с помощью светотеневых контрастов и динамичных линий вывел яркий образ, воплощающий мощь страны. В Бельгии в 1850—70 гг. Это придает необычайную легкость ее поступи. Людьми в то время двигала жажда получения новой информации, стремление к познанию мира и открытию неизвестного.
Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Из века в век художники совершенствовали свои навыки. Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму). Тропинина, картинам на темы крестьянского быта А. Г.
Реализм (от позднелат. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Крестьяне Брейгеля полны энергии, деятельны, хлопотливы, трудолюбивы. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». В 60-х годах начинается творческая деятельность И. Н. Крамского.
Домье вместе с художником Травьесом создает серию литографий под названием «Французские типы» (1835-1836). Так, «Похороны в Орнане» представляют собой крупноформатное полотно, необычное по замыслу и значительное по художественному мастерству.
Ведущие принципы реализма 19-20 вв. : объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. Сурикова) (Приложение 2) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Справа отчетливо вырисовывается голова мертвого старика. Лейбль в Германии. мастером была написана серия композиций под единым названием «Адвокаты».
Вероятно, правильнее считать, что художественно-образный смысл реалистического искусства связан с мерой соответствия избираемой художником формы для выражения конкретной идеи.
Вот таким образом все фигуры даны при резком освещении (известно, что, работая над этой композицией, мастер ставил бюсты-модели под яркий свет лампы). В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Шарден, Ж. А.
Им создана знаменитая серия офортов «Капричос» (восемьдесят листов), где перед нами предстает страшный мир чудовищ и уродов. Создавая автопортреты, Курбе несколько романтизирует свой облик («Раненый», 1844 «Счастливые влюбленные», 1844-1845 «Человек с трубкой», 1846). Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Реализм художника вызвал резкое неприятие со стороны официальных кругов, т. к.
Они (модели И. Б. ) были удивительно похожи, живо схвачены и очень серьезно нарисованы». Художник рисует множество антимилитаристских сатир («Мир проглатывает шпагу» и др. ). Курбе иМилле стали предшественниками импрессионизма.
Сильнейшая страница в истории французского критического реализма — его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» – об одиночестве человеческого существования. Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Любимым же эффектом Домье является контражур, при котором на светлом фоне затемняется первый план («Перед купанием», ок. Высокий демократический подъем сказался в это время на всех областях культуры. Интерес художников реалистов к этой проблеме закономерен и понятен.
Герои настолько близко придвинуты к раме, что видна лишь часть фигур. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. С. В. Иванов создал в эти годы свой широко известный цикл, посвященный переселенцам. Прекрасный знаток леса, художник очень точно передает строение, породу, масштабы каждого дерева («Лес Фонтенбло», 1848-1850 «Дубы в Агремоне», 1852). Венецианова, пейзажам С. Ф.
Творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (ок. Такая встреча запечатлена, например, в листе И. Е. Репина «Рисовальный вечер», где среди изображенных И. С. Остроухов, В. И. Суриков и другие. Тем же стремлением «проникнуть» в самые глухие места России, куда не попадали выставки Товарищества, объясняется внимание многих передвижников к гравюре. «Все это вы должны дать широким массам», – говорил он. (см.
Абсолютно противоположное настроение наблюдается в программной композиции Милле «Человек с мотыгой», выставленной в Салоне 1863 г. То, что это произведение стоит особняком от всего, что уже было написано, осознавал и сам автор. Примечательно, что трактовка образа женщины противоречит не только классическим канонам, но и идеалам человеческой красоты у романтиков она дана с большой экспрессией и реалистичностью. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими. Однако и прежнее время — напр. Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Драматизм усиливается благодаря резкому контрасту света и тени.
живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. В конце XIX —начале XX вв. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Картина "четыре сцены из жизни св. До этого момента термин «реализм» употреблялся Герценом лишь в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846)3.
Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. В человеке над всем должен господствовать разум». Роспись воспринимается как воплощение мечты о светлом будущем. Годы творческой зрелости протекают в условиях нарастающей революционной ситуации.
И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Это, по словам Г. И. Успенского, «новый, народившийся, светлый образ человеческий». Заметное место в графике художников реалистов занимал портрет-набросок.
В других листах он обращается к теме буржуазной благотворительности («Современная филантропия», 1844-1846), продажности французского суда («Деятели правосудия», 1845-1849), напыщенного самодовольства обывателей (лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке», входящий в серию «Салон 1857 года»). Революция 1905 года всколыхнула все русское искусство. Но в 1900-е годы она получает гораздо более глубокое и многообразное толкование. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины.
1853-1855), «Вагон третьего класса» (ок. Нужно сказать, что новая манера более подходила графическим циклам, где вводился рассказ, а само действие развертывалось либо в интерьере, либо в пейзаже. Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье.
Так, например, в 1840-х гг. Так, эскиз «Сельского крестного хода на Пасхе» строится на гротескном решении центральных фигур – женщины, несущей оклад иконы, дьяка, мужчины с хоругвью. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур.
Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. В "Афинской школе" прославление разума, античной науки и философии. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Успех пришел к художнику в начале 1840-х благодаря портретным работам («Автопортрет», 1841 «Мадемуазель Оно», 1841 «Арман Оно», 1843 «Делез», 1845). В первые десятилетия XX века создаются углубленный в духовное состояние человека памятник Н. В. Гоголю в Москве (1904-1909) Н. А. Андреева, жизненно психологические произведения Р. Ваутерса (статуя Домашние заботы, 1913, Антверпен, Королевский музей изящных искусств), статуи чешского скульптора Я. Штурсы, дающие непосредственно-чувственное истолкование обобщающих тем, работы испанских мастеров, запечатлевших народные типы – брутально-характерные (О.
Обычный бытовой мотив у Домье приобретает почти героические черты. Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. Это название картины и стало в дальнейшем термином. Клод Моне «Впечатление.
Например, в листе под названием «Это убило то» он дает зрителю понять, что избрание Наполеона III положило начало многим бедам. Реальные образы казались слишком материальными, чувственными, а, следовательно и опасными в смысле искушения. Во Франции в XVIII стол. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма.
С самого детства юный Милле был окружен атмосферой трудолюбия и благочестия. Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема. противостоял принятому академизму и был социально опасен. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости.
Вигго Иогансен — отличный изобразитель интимной домашней жизни прекрасно владеет новейшими колоритными приемами. Подобные эскизы позволяют еще более почувствовать беспощадную силу перовского сарказма.
Он первый употребил слово «реализм» применительно к живописи. РМ) (Приложение 1), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Месонье во Франции, Я. Матейко в Польше) и портретной (В.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. Так начинают жизнь и так ее кончают. » Камиль Коро (1796–1875) — французский художник и гравер. Столь же высока сила воздействия и в произведениях, раскрывающих роль рабочих в борьбе с угнетателями: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года».
Его тем или иным образом переживают основоположники новых национальных школ пластики в Исландии (Эйнар Йоунссон), Румынии (Д. «Главное для меня композиция, – говорил В. И. Суриков. Нужно заметить, что Курбе не сразу пришел к такой композиции.
Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов в эстетике и философии, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов в литературе, деятели «Могучей кучки» в музыке, участники «Бунта четырнадцати» и В. Г. Перов в живописи, Й. М. Ориентация «Посредника» на самые широкие круги читающей публики требовала особого, предельно простого по форме графического решения. В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство. Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». Тогда же Серов много работает для революционных сатирических журналов. Практически все люди, реально проживающие в одном из домов на улице Транснонен (в том числе дети и старики), были убиты за то, что кто-то из рабочих осмелился выстрелить в полицейского.
конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания). В середине XV века Боттичелли черпал вдохновение в современных ему произведениях, писаниях Данте (он был первым иллюстратором божественной комедии) и Боккаччо, религиозные события у Боттичелли пронизаны волнующим трепетом личного переживания, значительно перерастают рамки придворной культуры двора Медичи и отражают противоречия того времени.
Наступивший в двадцатых гг. Браунерова и других). Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Позже Вильгельм Лейбль брал только национальные сюжеты изображая поселян, читающих газету, молящихся в церкви, женщин за прялкой и т. п. Ещё сильнее Р. Макса Либермана, выступившего в 1872 г. с картиной Женщины, ощипывающие гусей, затем следовали: работы в поле, в мастерских, скотницы и т. п. Простота его сюжетов казалась иногда грубостью и безобразием и критика не щадила Либермана. Архипова, Н. А. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. На стенах контаты Станцы делла Сеньятура (комната печати) размещены композиции "Диспут, Умеренность и Сила", "Афинская школа", "Парнас" и "Мудрость".
Само название «реализм» относительно возможности рисовать впервые возник в середине ХХ столетия. Сложности развития русской художественной жизни 1900-х годов коснулись и членов Товарищества. Лучшим листам этого времени присущ тот же драматический лаконизм, что и его знаменитой картине «Расстрел». В русском портрете революционных лет эта действительность воплощается как напряженная, драматическая сила, сообщающая экспрессию таким произведениям, как автопортрет М. А. Врубеля (1904, Москва, ГТГ), Человек в очках (1905-1906, Москва, ГТГ) М. В. Добужинского. Примечательна литография «Империя — это мир», на которой показано поле с крестами и надгробиями.
Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд.
Критика вынесла свой приговор, охарактеризовав художника как человека «более опасного, чем Курбе». Восход солнца» («Impression, soleil levant»). Именно тогда главной темой их творчества становится жизнь русского крестьянства. Во Франции в XVIII стол. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма.
По словам современников, мастер никогда не использовал новые отточенные карандаши, предпочитая рисовать обломками. В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Передвижничество с его последовательным демократизмом – явление абсолютно нового порядка.
«У него, – писал В. В. Стасов, – натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты – юмор и трагедия». Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью. В 1863 г. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти. Такие требования, положенные в основу деятельности союзов художников, определяли круг сюжетно-тематических композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т. д. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. В его гравюрах – образы крестьян, горожан, рыцарей. Крог — резкий, но правдивый реалист. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь.
значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже – исторической живописи. Однако Курбе не останавливается на достигнутом. Тема его творчества значиshyтельна и важна – это изображение тяжелого сельского труда.
В Дании был настоящий жанрист Марстранд изучавший, впрочем, живопись в Мюнхене и Риме ранее, чем образовалась целая художественная датская колония в Риме в 1840 г., но лишь в 1848—50 г. датчане обратились вообще к изображению национальных сюжетов. Он пишет жанровые сценки, натюрморты, морские пейзажи («Бушующее море», 1870). Реализм (от лат. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. 1852 «Любопытствующие у витрины», ок. С этого момента слава художника ширилась. Творческий диапазон художника огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в курской губернии», 1880-83), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876) исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91), портреты. Данное полотно описывало войну Греции за независимость.
Живопись). Подобный эффект можно увидеть в таких полотнах, как «Выход из школы» (ок.
Так, произведения, направляемые в Салон (среди которым «Агарь в пустыне», 1845 «Гомер и пастушки», 1845), говорят о том, что художник не только обращается к античным сюжетам, но и сохраняет композицию классического пейзажа, что тем не менее не мешает зрителю узнать в изображенной местности черты французского ландшафта. Кроме «Дробильщиков камней», художник выставил в Салоне полотна «Похороны в Орнане» (1849) и «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки» (1854). Такой принцип позднее найдет свое выражение в работах художников-импрессионистов. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Главное для него – создание ярких положительных образов людей из народа – рабочих, бесправных, но поднимающихся на борьбу.
Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Графика здесь уже сближается с монохромной живописью. В таком духе выполнена картина «Ноша» имеющая несколько вариантов. Милле во Франции, А. фон Менцель в Германии и др. ) исторической (Э.
Развитие реалистического мышления происходит неодинаково и в различных культурах. Реализм – одно из современных направлений художественного искусства, происхождение названия которого можно найти в латинском слове realis и французском realisme, обозначающих «вещественный». Жанровые сцены П. А. В работах отражены жестокие события современности. Недаром в одном из писем 1962 г. Милле отметил: ««Человек с мотыгой» принесет мне критику многих людей, которые не любят, когда их занимают делами не их круга, когда их беспокоят».
Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Подобные произведения во многом повлияли на принятие «сентябрьских законов» (вступивших в силу в конце 1834 г. ), направленных против органов печати.
Работы В. А. Серова па крестьянские темы отмечены особой одухотворенностью и лиризмом. Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Много работал над портретом и Н. А. Ярошенко.
Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Наиболее известные картины художника – «Семейство короля Карла IV», «Маха одетая», «Маха обнаженная», а также серия офортов «Бедствия войны». Здесь интересен каждый, даже беглый набросок.
В российской публицистике и литературной критике указанный смысл термина «реализм» впервые определил Дмитрий Писарев. Для этого они избегали симметричных изображений. Шишкина) (Приложение 2),, героические страницы национальной истории (творчество В. И. В 1890 году, давая обзор Восемнадцатой передвижной выставки, В. В. Стасов отмечал «неподкупную правду изображения» у этих мастеров. Кипренского и В. А. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности.
Сам выходец из крестьян, он знал их жизнь и нужды. Вот таким образом свет и колорит в его пейзажах чаще всего носят условный характер. Краска уверенно и энергично наносится с помощью шпахтеля. Репин, Илья Ефимович (1844-1930)Русский художник, представитель реализма. Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев.
В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа (отсюда название школы). Женщина выглядит отрешенной от всех забот. Обращаясь к народным пословицам Брейгель создает сатиры на современное общество.
Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Энгельс, "Диалектика природы"). он работает также в живописи и акварели, но для его ранних живописных работ («Гравер», 1830-1834 автопортрет, 1830-1831) характерно отсутствие выработанной манеры порой их бывает трудно отличить от произведений других художников. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни.
В этом духе создаются произведения, концентрирующие в себе идеи национального пейзажа: величественная своим пространственным размахом картина И. И. Левитана Озеро. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». Пачуря), в дальнейшем отошедшие от этого опыта польские (К. Менье в Бельгии).
В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. С 1830-х гг. В Голландии первым из крупных представителей Р. был Изральс, которого называют голландским Милле в 1857 г. он выставил своих Тружеников моря, в 1862 г. картины Потерпевшие крушение и Дети играющие на берегу. История живописи последних четырёх или пяти столетий полна примеров Р. к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др.
Д. Поленов «Бабушкин сад», К. Е. Маковский «Болгарские мученицы»). Передвижники обращались к специфической области графического искусства – иллюстрированию и оформлению книг. В шатком равновесии сооружения прослеживалась вся эксцентричность его сборки. Брюллова, О. А. В его облике – воля, разум, нравственная красота человека, верного долгу. Как в живописи, так и в рисунке он охотно использовал двухфигурные композиции («В швейцарской», «Беседа в трактире»).
Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Для усиления впечатления мастер обобщает представляемые образы. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»), затем он стал создавать картины на бытовые исторические, революционные темы. Все персонажи изображены именно так, как они выглядели на самом деле.
Курбе, Гюстав (1819-1877)Французский художник и график, основоположник реализма. Учился недолгое время в Орнане и Безансоне, потом в Париже в студии Сюиса, но главной школой Курбе стал Лувр, где он копировал творения старых мастеров, в первую очередь Караваджо и Веласкеса. Существует два основных типа сюрреалистического искусства—Фантезийный (художникамэтого направленияможно отнести Сальвадора Дали, Рене Магритта) и автоматизма (Хуан Миро).
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. Черты возвышенной поэтичности, утонченности и аристократической изысканности, присущие Флоренции XV века, во времена правления Лоренцо Медичи, находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445-1510). Репиным и В. И. Ведущим жанром творчества Курбе стала тематическая картина, героями которой предстают люди из народа и современники художника («Мастерская художника», «Здравствуйте, господин Курбе», 1854-55). Именно таким образом была создана литография «Законодательное чрево» (1834), на которой представлена следующая картинка: прямо перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, расположились министры и члены парламента Июльской монархии.
Интерес к их произведениям и деятельности не ослабевает с годами. Таковы рисунки И. Е. Репина, связанные с его работой над известными картинами «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Отказ от исповеди», портретные наброски и композиционные листы Н. А. Ярошенко на близкие революционному народничеству сюжеты (этюды к картине «У Литовского замка», «Под конвоем», «Прогрессистка»), а также зарисовки К. Е. Маковского, сделанные им в 1881 году в зале суда на процессе первомартовцев. Переход на службу к миланскому герцогу Моро оказался самым плодотворным. Показан безмятежный сельский пейзаж, пасется корова, весело кружатся стрижи.
Развивая тему русского крестьянства, они отталкивались от традиций «крестьянского жанра» 1870-х годов и обогащали его новым содержанием. Предвосхитив им-прессионизм 9 он обратился к светлой пленэрной (выполненной на открытом воздухе, что давало возможность передавать натуру в условиях естественного освещения)живописи («Аржантей»). В "Рождении Венеры" Боттичелли достигает органичного сочетания чувственной красоты и возвышенной одухотворенности. Блай-и-Фабрега). Он сам говорил о том, что слышит голоса деревьев и понимает их. Первоначально предполагалось не вырисовывать каждое отдельное лицо — это видно из эскиза.
Предпосылки для развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать.
Именно автопортрет был впервые выставлен им в Салоне («Автопортрет с черной собакой», 1844). Так, в эскизе будущей известной картины «Вечеринка» художник наделяет героиню – декламирующую курсистку – чертами особой одухотворенности. Произведения Курбе отличаются статичностью форм, насыщенностью тонального колорита.
И художник преодолевает скептическое отношение к миру. Увы. А у романтиков пейзаж был приукрашен. Причудливая форма искусства берет корни в Париже.
С 1860-х гг. «Обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», — утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812—1867).
На картине мы видим в светлой утренней тишине – длинный мыс, ниспадающий в море. Мрачное настроение погребального обряда подчеркивают и суровые скалистые уступы. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Щедрина. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Примечательно, что художники «Мира искусства» – объединения, далекого на первый взгляд от проблем современности, оказались в эту сложную эпоху захвачены величием происходящего. Истоки такого отношения к революционным событиям следует искать в традициях русского искусства второй половины XIX века, в первую очередь – в искусстве художников передвижников.
Она дает довольно полное представление о графическом наследии членов Товарищества передвижных художественных выставок. Днем рождения реализма считают выставку французского художника Гюстава Курбе «Павильон реализма» 1855 года, не смотря на то, что еще до него многие художники работали в реалистической менере (Жюль Бретон, Жан-Франсуа Милле, Теодор Руссо и многие другие). В этих картинах появляются те же гротескные образы, что и в графических работах Домье. Все образы в литографиях символичны, однако символы здесь не только идейно насыщены, но и очень убедительны. А. Р. Эр-нандес) или живописно-выразительные (М.
Художник запечатлел самый трагический момент. Не обращая на них внимания, решительно следует по избранному пути всадник. Г-н Курбе пишет буржуа». Рафаэль получает заказ на роспись парадных комнат Ватиканского дворца (с 1509 по 1517 г. ).
Надпись на первой могильной плите гласит: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 г», на последнем — «Погибшие у Седана 1870 г». А. Степанов, П. М. Боклевский). Э. Залькалн, Г. Я. Шкилтер) скульпторы. Он обобщил реалистические искания предшественников и современников в целостную систему художественных воззрений и тем положил начало новому этапу в развитии немецкого искусства., «Деревья среди болота», «Пруд в лесной чаще», «Утро», «Вечер», «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса», «Пейзаж с мальчиком в белой рубашке». Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь. Первая мысль будущей известной картины «Крах банка» не была связана с изображением толпы вкладчиков, заполнивших банковские залы.
Поленов. Ему посвящены листы Н. В. Неврева («Семейные расчеты», «У постели больной»), наброски городских типов К. В. Лебедева («Чиновник», «Коммивояжер», «Цыган»). 1) Что значит быть художником реалистом.
Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком),, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Так, например, в массе можно узнать лица отца, матери и сестры самого художника, поэта Макса Бюшона, стариков-якобинцев Плате и Кардо, музыканта Промайе и многих других жителей Орнана. На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Многие из передвижников постоянно сотрудничали в таком популярном издательстве, как «Посредник».
Отталкивающий облик иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. В 1878 году в Товарищество передвижных художественных выставок вступил И. Е. Репин.
По большей части интересы их авторов обращены к допетровской Руси, самобытному и красочному боярскому быту (В. Например, в графике И. Н. Крамского наряду с портретом значительное место занимает пейзаж. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу.
Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви. Поэзией и сентиментальной мечтательностью проникнуто полотно «После обеда в Орнане» (1849). В его портретах выступали люди могучего духа, устремленные в будущее.
Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям. Домье пишет фигуры адвокатов, с театральными жестами выступающих перед публикой («Защитник», 1840-е) или самодовольно обсуждающих свои грязные махинации за пределами досягаемости чужого взгляда («Три адвоката»). Позднее художник будет сдержаннее, его заинтересует более скромная природа, однако больше внимания он будет уделять различным ее состояниям. Буржуа таковы. Содержание социальных кризисов определяет искусство Дюрера.
Сандро – это лишь прозвище, а в действительности он назывался Филипени. Собственно, открытие этой важнейшей темы было сделано несколько ранее, когда Н. А. Ярошенко написал своего могучего «Кочегара», а К. А. Савицкий показал силу и величие человека труда в «Ремонтных работах на железной дороге». Отсюда возникают два литературных направления. Подлинными шедеврами в этом жанре являются «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора и грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903). Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Со временем Курбе понимает, что ему нужно искать новый художественный метод.
Глядя на известную картину Милле «Швея» (1853), зритель видит только самые необходимые атрибуты портнихи: ножницы игольницу и утюги. В каждом лице с убийственной точностью передано портретное сходство, при этом наиболее выразительна группа, где представлен Тьер, слушающий записку Гизо. В последние годы он писал в основном пейзажи, создавая обобщенный величественный образ природы «Хижина в горах», 1873).
Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. В обличительной манере исполнены и другие серии литографий: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839-1842), «Лучшие дни жизни» (1843-1846), «Пасторали» (1845-1846). Она принесла Дрездену мировую славу. В графике Н. А. Касаткина важнейшая тема 1900-х годов выражена не менее отчетливо, чем в живописи (этюды к картине «Шахтерская смена» и другие).
Так, например, в пастели «Осень, отлет журавлей» (1865-1866) жест девушки-пастушки, наблюдающей за полетом журавлиной стаи, вот-вот должен измениться а если взглянуть на композицию «Гуси», выставленную в Салоне 1867 г., то кажется, что еще мгновение — и мерцающий свет переменится. Его излюбленные модели – молодые женщины из близкого художнику круга демократически настроенной молодежи («Прогрессистка», портреты неизвестной, О. Е. Шумовой-Симонович). Первые его работы, созданные для продажи, были выполнены в манере А. Ватто и Ф. Буше, называемой maniere fleurie, что означает «цветистая манера».
Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х гг.
В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ). Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности.
Своеобразную причину возникновения называют развитие творчества разных авторов в эпоху Просвещения, которые критиковали социальные порядки и установившиеся на тот момент правила в сфере художественного изображения. В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления – натурализм и импрессионизм. Там он находил множество картин, которые привлекали его внимание и великолепным выполнением и самой тематикой.
Например, в рисунке «Гитарист-бобыль» художник развивал мысль о неуютной, заброшенной старости, столь драматично прозвучавшую затем в картине того же названия. Это была бесполезная машина, полная иронии и критики одновременно. Чернышевского Что делать. В этом отношении характерны такие произведения, как «Колокольня в Аржантёе», где нежная зелень окружающей природы и влажность воздуха очень тонко, но в то же время с большой достоверностью передают прелесть весны, «Воз сена», в котором ощутим радостный трепет жизни. Боттичелли было имя золотых дел мастера, к которому он первоначально попал в учение.
Окончательно устои реализма в России были утверждены посредством творчества художников-передвижников, после чего они устойчиво укоренились в изображении людей, окружающего мира и бытовой тематике. В нем все кажется необычным и непривычным: тема (похороны одного из обывателей маленького городка) и герои (мелкие буржуа и зажиточные крестьяне, реалистично написанные). В его альбомах сохранилось множество зарисовок. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870 г. Первая выставка открылась в 1871 г. Это событие имело свою предысторию. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы только в пятидесятых годах Киндерманс первый вернулся к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему, Теодор Барон — писал зимы и меланхолическую осень, Клайс — спокойное море, Лэманс — лунные ночи, Ферстретер, Куртенс — всё это реалисты и колористы.
Самые различные условные, а порой и отвлеченные приёмы и образы неоднократно являлись средством точного и острого образно-выразительного раскрытия жизненной правды (творчество Ф. Рабле, Ф. Гойи, Э. Делакруа, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. В. Маяковского, Б. Брехта и многих других), особенно тогда, когда сущность того или иного социального явления или идеи не имела адекватного выражения в каких-либо реально конкретных фактах или предметах. Характерно, что уже в этой работе просматриваются особенности поздних живописных произведений Домье, в которых также единичное событие обобщается, придавая тем самым композиции монументальную выразительность в сочетании со «случайностью» выхваченного жизненного момента. И. Е. Яркий пример работ такого рода – многочисленные эскизы картины «Боярыня Морозова».
Леонардо смело меняет эту традицию. 1485 г. ) и "Рождение Венеры" (ок. Сарджент и Т. Эйкинс в США) живописи, в графике (О.
Советское правительство всегда придавало большое значение политике партии в искусстве. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Саврасова, А. И. Эта роспись в настоящем своем виде представляющая руину была выполнена между (1495-1497).
В 1871 г. за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника. Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Основными объектами их зарисовок были улицы с их типичными тогдашними представителями: беспризорниками, уличными музыкантами и актёрами иммигрантами и т. д. Как обычно, у любого метода есть свои сторонники и свои противники.
Он уже не мог удовлетворяться тем, что перестало отвечать его замыслам. В России в первой половине XIX в. тенденции реализма присущи портретам К. П.
Используя наряду со штриховкой тоновое пятно, художник добивается своеобразной выразительности в передаче мягкого, чисто петербургского колорита («Невский проспект», «На Николаевском мосту»). Его художественный язык достаточно богат, чтобы не прибегать к чисто внешним эффектам. Он один из блестящих колористов мирового искусства. Мастер не побоялся монотонности, его фигуры статичны.
Под листом стоит характерная подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». В этих офортах — обвинение церкви, дворянству, властителям. Несмотря на кажущуюся статичность композиции, образ женщины полон внутреннего движения: создается впечатление, что ее рука, держащая иглу, делет все новые и новые стежки, а грудь ритмично вздымается.
приезжали многие французские художники для изучения натуры. Репина, 1870-1873.
Ярошенко). В 1890-е годы в Товарищество вступили В. А. Серов, А. Е. Архипов, Н. А. Тень от обеих фигур сливается в единое пятно. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Эпоха Возрождения – время величайшего культурного и художественного подъема, положившего начало развития реалистического искусства последующих эпох. Домье понимает, что изучая искусство живописи самостоятельно, он не сможет продвинуться далеко и тогда (с 1822 г. ) начинает брать уроки рисования у Ленуара (администратора Королевского музея). Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен.
Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н.
Рисуя виды волжских или енисейских берегов, пейзажи Красноярска, Тобольска и других городов, художник проникается духом русской старины, видит современность глазами историка и живописца. Историческую тему в графике разрабатывали и другие мастера Товарищества передвижных художественных выставок. Недаром одни современные критики прозвали ее «прославлением безобразного», а другие, наоборот, старались оправдать автора, ведь «не вина художника, если материальные интересы, жизнь маленького города, провинциальная мелочность оставляют следы своих когтей на лицах, делают потухшими глаза, морщинистым лоб и бессмысленным выражение рта. Созданный художником образ мадонны полон глубокого содержания. Неутомимым рисовальщиком на этих вечерах был П. А. Брюллов (наброски-портреты скульптора Г. Р. Залемана, архитектора А. П. Брюллова). О безысходной крестьянской доле с горечью повествует художник реалист В. Г. Перов («Ходоки-просители», «Странники»). Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. В более узком, конкретно-историческом смысле понятие реализм прилагается к художественным явлениям, возникшим не ранее 17 в. Таковы реализм голландской живописи 17 в. (в особенности творчество Рембрандта и Ф. Халса) и испанца Д. Веласкеса, связанный с идеологией "третьего сословия" так называемый просветительский реализм 18 в. (Ж. Б. С.
Сам он говорит об этом так: «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе». Он выполнил множество набросков, в которых изучал позы и жесты отдельных фигур. Федотова повествуют о жизни маленького человека в условиях крепостнической России. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». Однако после посещения Италии (1825) его взгляды резко меняются и он начинает поиск иного подхода к действительности, что сказывается уже в ранних работах («Вид на Форум», 1826 «Вид Колизея», 1826).
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. На первом полотне изображены революционные события и участвующие в них люди.
Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е. Вообще такое противоречие было вполне в духе той эпохи. Ранние произведения Боттичелли отличаются мягким лиризмом и безмятежностью.
1860). Он считал, что этим достигается разнообразие и живость линий.
Первоначально это были преимущественно городские виды и композиции с архитектурными памятниками Италии, куда он вновь отправляется в 1834 г. Так, например, в пейзаже «Утро в Венеции» (ок. Брейгель не мог оставаться равнодушным свидетелем происходящего. Ярким примером этого могут служить листы из серии «Голод», эмоциональная напряженность которых как бы предвещает серовскую графику эпохи первой русской революции.
В 1905 году он обращается к образу А. М. Горького. Сеченов и Д. И. Менделеев в естественных науках – все они в разных формах приняли участие в общественном движении, которое, по словам В. И. Ленина, было одушевлено «горячей враждой к крепостному праву». В 1860-е годы особенно широко развиваются те виды изобразительного искусства, где. Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе.
Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. В эскизах к первому варианту «Отказа от исповеди» художник в своих композиционных поисках идет несколько иным путем. Художник старается направить внимание зрителя на вылепленные светом лица.