Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. На известном всем портрете колонны отсутствуют.
Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Vincenzo Peruggia). Я имею ввиду его черный квадрат. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы».
Мона Лиза улыбается, но почему. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Так он и спал на картине больше двух лет. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Немецкие газеты платили той же монетой. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Эта версия считается просто домыслом. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен.
Ее перевели в покои министров. «Джокондомания» охватила Америку. Время шло – картина не появлялась. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы не смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бъётся пульс». Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини8.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Все детали её исполнены с величайшим усердием. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Le Clos Luc), который сейчас является домом-музеем великого художника. () Джоконда— не портрет. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи.
Будем считать, что мне повезло. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше.
В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Бельгиец Пьере был его секретарем. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
рисунок) – комментарии излишни. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде».
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Так в сознании читающей Европы возник любовный треугольник – молодой красавец художник, старый муж-купец и прекрасная Джоконда. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Ученым удалось разгадать эту загадку. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король.
Но затворницей Мона Лиза не была. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Что вы видите перед собой. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел Джоконду в мастерской да Винчи. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Учёные из Гейдельбергского университета изучили заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, личный знакомый художника Агостино Веспуччи. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. И кстати она у него очень хорошо вышла. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Предыстория Джоконды такова.
Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
Цель этого похищения не выяснена одназначно. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров»12.
Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы.
Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Полицейские решили, что, украв статуэтки, авангардисты вошли во вкус и устроили провокацию с картиной Леонардо. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов.
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Где-то между 1503 и 1506-м.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ: «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». И что же. Предположение о том, что Леонардо просто взял и нарисовал криворукую косоглазую бабу с дебильной ухмылкой, способно вызвать ураган лютой ненависти силой в 5 баллов по шкале Саффира-Симпсона.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Только чувство утраты рождает любовь. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Грустит она или улыбается. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Исследователь провел 20 лет на Востоке изучая связь местных традиций с итальянской эпохой Возрождения и обнаружил документы, свидетельствующие, что у отца Леонардо, нотариуса Пьеро был богатый клиент, а у того была рабыня, которую он привез из Китая. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Мне показалась такая реакция странной.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». На его стихи есть неплохие песни. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Леонард был арестован. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию.
Однако теория о том, что Мона Лиза – это икона, где место Божьей матери заняла земная женщина, популярна и сама по себе. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Не понятно только у кого и что собирали. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота.
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат.
Как выглядит «Мона Лиза». В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см.
Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Он сделал набросок портрета. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Меня удивило, что он маленький. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Впрочем, последнее— полная херня.
До охраны наконец дошло, что картину украли. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал. Японцы это тоже подозревают, вот таким образом пользуются поляризационными фильтрами, раскосо ухмыляясь в ответ.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Вазари пишет, что Пьетро Торриджани ударил однокашника из-за завести к его таланту, а Бенвенуто Челлини объясняет травму его заносчивостью и наглостью: копируя фрески Мазаччо, на уроке он высмеивал каждый образ, за что и получил в нос от Торриджани. Никто не знает, кто обрезал картину.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но отец первой в мире системы опознания преступников по комбинации размеров пяти частей тела ненавидел главного конкурента своей методики – дактилоскопию. В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Где любовь, там и ревность. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. История искусств очень сложная вещь.
Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо.
Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Это— зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
Но она ли на картине. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан.
Были допрошены сотни людей. Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. И никому не было дела до того, что в реальности муж Моны Лизы был много младше Леонардо, а самого художника власти преследовали за гомосексуализм. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Зелёное платье в тонких сборках, с жёлтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. О матери Леонардо почти ничего не известно. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Так и с данной статьей.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Любой высказавшийся таким образом ренегат рискует быть немедленно закопанным по уши в земную твердь и расстрелянным из реактивного говномета, который тоже изобрел Да Винчи, хотя власти скрывают.
Небольшая загвоздка в патриотической защите Перруджиа во время суда над ним, состоявшей в том, что его мотивом кражи Моны Лизы были не деньги, а желание вернуть ее на родину и свершить возмездие за хищный грабеж Наполеоном произведений искусства в Италии, заключалась в том, что, прежде всего, Мона Лиза не была украдена у итальянцев. Была уволена администрация музея. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»).
Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном.
Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Вазари, великий историк искусства Возрождения, также дает описание картины: «Глаза блестели и были влажными, как будто в реальной жизни. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время).
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
да там толпа. «Джоконда» впала в полное забвение. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Я не говорю, что я совершенно прав.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной.
Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см.
Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника.
Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Одно— это чудесное леонардовское сфумато. Vincenzo Peruggia). По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Как и в случае с сумасшедшими, поклонники Моны Лизы крайне неадекватно реагируют на любое высказанное вслух сомнение в наличии Великих Тайн и Божественной сути на полотне Маэстро.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. После этих событий картина набрала небывалую популярность.
Она сберегается в Лувре. А еще – техника. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Покинув Италию, Леонардо увез с собой и портрет Моны Лизы. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером.
Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Назревала большая европейская война. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Они избрали ее объектом своих экспериментов. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Морщины были ее безошибочным паспортом. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Хотя брови действительно важны, так как они придают четкость изображению не только глаз, но и всего лица.
Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой – Лизу дель Джокондо. То есть разобраться в этом механизме. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи.
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов.
Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Как было с Малевичем. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Разразился страшный скандал. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. () Джоконда— не портрет.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Эту картину надо просто один раз увидеть. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду».
Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи.
Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля».
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Существовали гравюры, хотя собирательный портрет Леонардо да Винчи, над которым он работал в течение нескольких лет, уже давно оказалось чрезвычайно трудно скопировать в виде гравюры. Первым покупателем стал Франциск I, купивший картину у наследников ученика Леонардо.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена.
Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Картина написана маслом на доске из тополя.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. В Лувре Мона Лиза обосновалась в 1797 году, после Французской революции. Она расположилась на фоне пейзажа.
Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения».
Голова слегка повёрнута. Живопись тончайшими слоями, каждый из которых накладывался только после того, как высохнет предыдущий. Потом разошлись по всему миру. Родился в семье нотариуса. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями.
Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов, которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, вот таким образом полотно получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого автора. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра.
Голова слегка повёрнута10. От посетителей картина защищена пуленепробиваемым стеклом. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Не было ее и у реставраторов. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. От по своему привязался к этой картине. Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой. Исследователь Игорь Ладов обнаружил в нем цикличность: кажется, стоит провести несколько линий, чтобы соединить края пейзажа. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац.
Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал.
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. А само изображение покрывает толстая броня. В ХХ ст. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. По одной из версий, она была реквизирована немцами и позже обнаружена в шахтах Альтаусзее в числе прочих шедевров, похищенных нацистами. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской.
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо.
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Через два года в Италии картина была найдена. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan.
Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Портрет казался чем-то, скорее, божественным, чем человеческим и почитался произведением чудесным ибо сама жизнь не могла быть иной». Скептики оспаривают все это, ссылаясь на то, что Вазари был 8-летним мальчишкой, когда умер Леонардо. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. На раме он заметил отпечаток пальца.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
К тому же он доверял профессионалам. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Только вот женщин там вы не найдете. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Но это уже другая история. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Трудно представить, что получилось бы. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Долгие годы, переезжая из города в город, да Винчи был настолько увлечен математикой, что не мог заставить себя взять в руки кисти. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени.
Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Существует версия, что картины на самом деле две.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных.
раздел Техника). Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». для картины такого уровня это много. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы— это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Установленная защита обезопасила картину от возможных посягательств. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. До него никто не видел в ней никакой тайны. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Как же выглядит сей шедевр IRL. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта.