Картина Леонардо да Винчи,, Мона Лиза имеет размер 77 на 53 см.
21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Еще в XIX столетии французский писатель Стендаль отмечал, что после долгого любования картиной у него приключился необъяснимый упадок сил Работники Лувра, где сейчас висит полотно, рассказывают, что зрители нередко падают перед «Моной Лизой» в обморок. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Чтобы посмеяться над любителями живописи. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Нам не известно. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Выручка составила несколько десятков миллионов долларов.
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Ему легко удалось пройти мимо сторожей. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение. Но не следует исключать и того, что это доказательство еще одной оригинальной теории. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Надо полагать, Леонардо фактически полностью освободился от портретного сходства в пользу создания иллюзии атмосферы и живого дышащего тела при помощи плоскости, красок и кисти.
Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Он сделал набросок портрета. () Джоконда— не портрет.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции. Меня удивило, что он маленький. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q».
«Джокондомания» охватила Америку. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца.
Но зачем Леонардо понадобилось изображать себя в виде женщины. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа9. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Мона Лиза улыбается, но почему.
В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. За него заступились влиятельные покровители. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать.
Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Но затворницей Мона Лиза не была. Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды, настолько он кажется далеким и неосязаемым. Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». Леонардо с друзьями отделался легким испугом.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. Как было с Малевичем. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного».
Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. «Мона» (правильнее «монна») не имя, а форма сокращения слова «мадонна», принятая на полуострове, что дословно переводится с итальянского как «моя госпожа». В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Через некоторое время он привез картину из Парижа во Флоренцию в дорожном сундучке с двойным дном.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Родился он в 1452 году, умер в 1519 году.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. А само изображение покрывает толстая броня.
В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. До него никто не видел в ней никакой тайны. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло».
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Раньше искусство служило церкви, власти и знати. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Потом разошлись по всему миру. Далее он пишет о силе воздействия картины: «Если мы спросим себя, в чём заключается великая притягательная сила Моны Лизы, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие, то ответ может быть только один— в её одухотворенности. Голова слегка повёрнута10.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Возможно. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Сейчас она вообще оценивается в 700 тысяч евро.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. Затем оно переходило по наследству из поколения в поколение. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой.
После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Она сберегается в Лувре. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Назревала большая европейская война.
В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Просто исторически картина вызвала шок и осталась в перечне известных в виду исторического места, а не качества самой работы. Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой». На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Она положила свою левую руку на ручку стула, который помещен перед лоджией, предполагаемой по парапету позади нее.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других.
Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. В ХХ ст. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Но действительно ли перед нами жена торговца шелком Франческо дель Джокондо, фамилия которого стала вторым именем этой загадочной дамы. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Все детали ее исполнены с величайшим усердием. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ.
Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
Vincenzo Peruggia). От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Его качает из стороны в сторону безумными идеями художников, начиная с середины 19 века.
Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе.
Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале. На картине прямоугольного формата нарисована женщина в темной одежде она сидит в кресле сложив руки вместе. Что вы видите перед собой. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды».
27 августа 1939 года картина была упакована в специально маркированный ящик, выполненный в 1938 году из дерева и с другими произведениями французских музеев была отправлен на хранение сначала в замок Шамбор в долине Луары. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. История искусств очень сложная вещь. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Так он и спал на картине больше двух лет. Не было ее и у реставраторов.
Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы». В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Глядя на ее леонардовский карандашный портрет можно уловить сходство со знаменитой картиной из Лувра. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж».
Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле.
Картина была в Швейцарии или Аргентине. Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
Время шло – картина не появлялась. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Он один из светочей того блистательного периода европейской истории 15-16-го веков, которые дали миру величайших художников. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Я имею ввиду его черный квадрат. Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Но ведь на версии картины из музея Прадо есть колонны, которые судя по всему были и в оригинале.
Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру.
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие о противоречивости её переживаний. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Ее перевели в покои министров. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. На его стихи есть неплохие песни. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года.
Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. На известном всем портрете колонны отсутствуют.
Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Обе женщины сидят в одинаковой позе, одинаково держат руки и даже улыбаются почти одинаково.
Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Девушку звали Мона Лиза. Будем считать, что мне повезло. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.
Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. для картины такого уровня это много. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться.
Но это уже другая история. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. До охраны наконец дошло, что картину украли. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую— святой Иоанн Креститель в молодости и третью— Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. Кроме того, музейные служащие заметили, что, когда в зал не пускают публику, картина как бы тускнеет, а стоит появиться посетителям, как краски будто становятся ярче, а загадочная улыбка проступает более отчетливо Парапсихологи объясняют феномен тем, что «Джоконда» — картина-вампир, она пьет жизненную силу человека Впрочем, это лишь предположение.
На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка».
О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). Только чувство утраты рождает любовь. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера.
Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Эту картину надо просто один раз увидеть. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Мир искусства уже давно неуверенно стоит на канонических ногах. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Трудно представить, что получилось бы. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. От по своему привязался к этой картине. Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Была нарисована примерно в 1504 году в Париже.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Картина написана маслом на доске из тополя.
Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Тогда это была самая дорогая картина Бэнкси. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». 4.
Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см).
«Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Она расположилась на фоне пейзажа. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. И кстати она у него очень хорошо вышла. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. А еще – техника. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. То есть разобраться в этом механизме.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. На самом деле, запертая в бетоне за тройным слоем пуленепробиваемого стекла, она кажется настолько же большой, как любой заключенный преступник. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Очень важно, что эту оценку он дал, ни разу не увидев картину лично, а лишь выразив общее мнение цеха художников. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Именно он и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Мне показалась такая реакция странной. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Он сделал набросок портрета. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. рисунок) – комментарии излишни. Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Помимо Лизы Джерардини на роль Моны Лизы претендует немало женщин, в том числе и знатных. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Вы до бесконечности можете рассуждать о популярности образа Джоконды. К тому же он доверял профессионалам.
Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. В Италии XVI века оно чаще просто указывало на замужний статус владелицы. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Сильное сходство «Моны Лизы» и портрета Катерины Сфорцы кисти Лоренцо ди Креди, написанного в 1487 году, бросается в глаза сразу. Усы, например, пририсовать или просто среди квадратов расположить. Так и с данной статьей.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Не понятно только у кого и что собирали. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Ее одежда ничем не примечательна.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Предыстория Джоконды такова. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров.
Они избрали ее объектом своих экспериментов. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. да там толпа.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. Опасно попасть под обаяние этого призрака. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека.
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»).
На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Этот сдвиг функции восприятия как драматический механизм представляет идею о том, что в реальности не только одна правда и противопоставляет субъективную реальность совершенной истине. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча.
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Только вот женщин там вы не найдете. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Бэнкси здесь намешал всего – Да Винчи, Уорхола, вообще весь поп-арт, чтобы донести до зрителя абсурд таких картинок. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро).
Через два года в Италии картина была найдена. Где-то между 1503 и 1506-м. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
7. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. 3. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. золотых экю. Леонард был арестован.
() Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
На известном всем портрете колонны отсутствуют. Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел Джоконду в мастерской да Винчи.
Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть.
На раме он заметил отпечаток пальца. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Бэнкси тоже решил немного пофантазировать на эту тему. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Учитывая знаменитую улыбку Моны Лизы, эта версия не лишена смысла.
Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Мона Лиза Леонардо да Винчи является одним из самых растиражированных образов в искусстве. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка».
Vincenzo Peruggia). «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Бельгиец Пьере был его секретарем. Разразился страшный скандал.
Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. «Джоконда» впала в полное забвение. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии».
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. Морщины были ее безошибочным паспортом. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления).
К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Всё настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить. Никто не знает, кто обрезал картину.
Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Но она ли на картине. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Я не говорю, что я совершенно прав. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
«Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо.
Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Где любовь, там и ревность. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Немецкие газеты платили той же монетой. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Смотришь на эту картину и невольно возникает ощущения покоя, как будто ты отдыхаешь где-то на лоне природы. Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту.
Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Как выглядит «Мона Лиза». Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Была уволена администрация музея. А позже, когда французский король Франциск I предложил за это произведение 4 тысячи золотых экю – колоссальные деньги в ту эпоху – мастер тоже ответил ему отказом.
Все детали её исполнены с величайшим усердием. Эта теория появилась не на пустом месте и имеет под собой кое-какие основания. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс.
Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма.
Были допрошены сотни людей. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Итальянцы изначально называли Мону Лизу по фамилии позировавшей модели Джокондой. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. О матери Леонардо почти ничего не известно.
Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Кстати, название шедевра появилось только в XIX веке.