«новая Мона Лиза» написана на холсте и немного больше по размеру «Моны Лизы» из Лувра, написанной на доске. Картина Леонардо да Винчи,, Мона Лиза имеет размер 77 на 53 см.
Она сберегается в Лувре. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской.
Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Пабло Пикассо также находился под подозрением. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Глаза имеют тот же блеск и так же увлажнены, как в жизни.
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. 3.
Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). От роботы с Моной Лизой он не уклонялся, как это было с его остальными заказами. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков.
Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Была нарисована примерно в 1504 году в Париже. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. плотная толпа окружает картин. у но может быть это и мистика: впереди стоящий мужчина без просьб пропустил меня вперед и я оказалась в абсолютно свободном пространстве. Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Как выглядит «Мона Лиза».
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см.
В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Девушку звали Мона Лиза. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени.
После этих событий картина набрала небывалую популярность. На самом деле, запертая в бетоне за тройным слоем пуленепробиваемого стекла, она кажется настолько же большой, как любой заключенный преступник. Фигура изображена в пол-размера от головы до пояса, сидящая в кресле. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Эта картина, по версии музея, была реквизирована немцами в Muses Nationaux Rcupration (инв. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
На его стихи есть неплохие песни. Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им.
Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Одна из загадок связана с глубокой привязанностью, которую автор испытывал к этому произведению. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Две фрагментарные колонны обрамляют фигуру и образуют «окно», смотрящее на пейзаж.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье.
Родился в семье нотариуса. А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда. Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей.
Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Через два года в Италии картина была найдена. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. С помощью компьютерного анализа удалось установить, что пропорции портретов (включая лица, руки и многие фрагменты), несмотря на их разные размеры, в точности соблюдены. Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность.
Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Monna — это сокращение от ma donna — Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
А самым важным в образном строе портрета является— это подчинение всех частностей руководящей идее. В жизни это выражение лица мимолетно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман (прототип доктора Кэла Лайтмана из телесериала «Обмани меня») пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Меня удивило, что он маленький.
«Новая Мона Лиза» известна историкам искусства около 100 лет. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо.
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Может вы не знали, но полное название — Портрет госпожи Лизы дель Джокондо. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России.
Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, в вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, тает и готова исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Эту картину надо просто один раз увидеть. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица. раздел Техника).
Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. По их мнению, за неподдельный интерес к шедевру в ответе итальянский художник Винченсо Перуджиа, который 21 августа 1911 года похитил картину из Лувра. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Все детали ее исполнены с величайшим усердием.
У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов».
Голова слегка повёрнута10. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Может быть, эта история и соответствует действительности, но скорее всего Вазари просто добавил её к биографии Леонардо для развлечения читателей. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Так, Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей.
В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Вазари, родившийся в 1511 году, никак не мог увидеть Джоконду своими глазами и был вынужден сослаться на информацию, данную анонимным автором первой биографии Леонардо. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто.
Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Морщины были ее безошибочным паспортом. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской.
Vincenzo Peruggia). Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари».
Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. В возрасте 15 лет он попал в ученики к одному из ведущих мастеров раннего Возрождения Андреа дель Верроккьо, а спустя пять лет вступил в гильдию художников.
Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список. Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Программа проанализировала основные черты лица изгиб губ и морщинки вокруг глаз, а затем оценила лицо по шести главным группам эмоций. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ». Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше.
От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста.
Он был незаконнорожденным сыном флорентийского нотариуса и крестьянской девушки, но воспитывался в доме и отца, вот таким образом получил основательное образование в чтении, письме и счете. В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. для картины такого уровня это много. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»). Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
В ХХ ст. Ее одежда ничем не примечательна. Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед: «Эта улыбка является не столько индивидуальной чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп. Результаты компьютерного моделирования старения женского лица подтвердили, что «Мона Лиза» из Лувра выглядела в молодости, как «Мона Лиза Айзелуортская». Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром.
И не только был закончен, но является одной из наиболее тщательно отделанных вещей Леонардо». Но это уже другая история. В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. А само изображение покрывает толстая броня. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Картина написана маслом на доске из тополя.
раздел Техника). Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Так и с данной статьей. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Но Мона Лиза потрясла весь мир после ейо выхода. С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Таким образом, Мона Лиза действительно оказалась женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо— Лизой Герардини. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия — беременность. Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место.
Когда же дошла очередь до фильма, - то тут он вообще начал рассказывать басни, что это гениальное его творчество, но его не поняли и враги плетут козни вокруг него. Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Мона Лиза — самый ранний итальянский портрет, пристально сфокусированный на натурщице. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Существует версия, что картины на самом деле две. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. На протяжении последних сорока лет картина хранилась в банковском сейфе в Швейцарии. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
По мнению художника, поместить Мону Лизу в экран монитора, а точнее, в квадрат окна операционной системы Windows, требует само время – нынешний человек чаще смотрит в окошко Windows, чем в обычное окно. Последний перевёз её в Версальский дворец, а после Французской революции она оказалась в Лувре в 1793. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Я имею ввиду его черный квадрат. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Мона Лиза улыбается, но почему. Эта версия считается просто домыслом. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Все щитают что сначало рукава её, платя были красными это видно из копии в Прадо. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. И кстати она у него очень хорошо вышла. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. История искусств очень сложная вещь. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была.
Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Все же в апреле 1974 года женщина, расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, попыталась распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио, а 2 апреля 2009 года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине.
Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи. Он показал его превосходительству три картины: одну с изображением флорентийской дамы, писанную с натуры по просьбе брата Лоренцо Великолепного Джулиано Медичи, другую — святой Иоанн Креститель в молодости и третью — Святая Анна с Марией и младенцем Христом все в высшей степени прекрасные. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Эта версия считается просто домыслом. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени.
Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. Нам не известно. Леонардо начал рисовать Мону Лизу во Флоренции около 1503 года и взял портрет с собой, когда он уехал во Францию через 13 лет.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Была уволена администрация музея. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал.
Все настолько естественно, насколько это вообще можно изобразить.
Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки.
В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. Именно вот таким образом улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Голова слегка повёрнута.
Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Цель этого похищения не выяснена однозначно. () Джоконда— не портрет. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж.
По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Ученым удалось разгадать эту загадку. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной. Цель этого похищения не выяснена одназначно. От по своему привязался к этой картине.
Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. С бровями она по-прежнему глядела бы из глубины неспешных мазков кисти Леонардо, но без совершенной загадки. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия». Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV.
Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
4. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ.
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам». Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. В 1914 году картина была куплена (по другим данным найдена в заброшенном поместье) английским художником и критиком Хью Блейкером, который жил в лондонском районе Айзелуорт, по имени которого картина получила оригинальное название «Мона Лиза Айзелуортская».
А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Будем считать, что мне повезло. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. 30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Картина достаточно большая по своим размерам, чтобы включать руки и кисти. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Цель этого похищения не выяснена однозначно. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
() После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. да там толпа. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение.
В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Также неизвестно, кто и когда именно обрезал края картины с колоннами, которые, по мнению большинства исследователей, основывающемуся на сравнении с другими портретами, существовали в первоначальном варианте.
В связи с недостаточностью доказательств, публикация в то время не вызвала интереса. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Но она ли на картине.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Леонардо сознательно избегает тяжёлых драпировок, которые могли бы затемнить выразительность рук и лица.
В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
() В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
О матери Леонардо почти ничего не известно. В 2001 году художник Георгий Пузенков создал свою версию самой знаменитой картины – Одиночная Мона Лиза/ Single Mona Lisa 1:1. Она расположилась на фоне пейзажа. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения. Одно— это чудесное леонардовское сфумато. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота. Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией.
Vincenzo Peruggia). Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей. Есть два вида зрения: прямое и периферическое.
И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. Я не говорю, что я совершенно прав. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2.
Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Как вы все знаете Мона Лиза это самая дорогая и самая известная картина в мире.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному.
Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. 7.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом. Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной.
Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Грустит она или улыбается. Она одновременно кажется сладострастной и холодной. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу.
35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. Еще очень давно писали о том Леонардо любил и восхищялся этой картиной. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования.
Как было с Малевичем. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Наверняка вы знаете, что Мона Лиза самая дорогая и самая известная картина в мире.
() Джоконда— не портрет. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Мне показалась такая реакция странной. В 1979 году после смерти Генри Пулитцера картина перешла в руки консорциума из несколько коллекционеров, основавших Фонд «Мона Лиза».
Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Размер ейо довольного большой 75, 650 см. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Пабло Пикассо также находился под подозрением. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук».
Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Одно— это чудесное леонардовское сфумато.
Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Борис Виппер указывает, что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб, быть может, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления.
Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Цель этого похищения не выяснена однозначно. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами. «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения».