Где-то между 1503 и 1506-м. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы. Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах.
«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы.
Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году. По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в морскую пучину и ныне хранит воспоминания об этом. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет. Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории.
Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. Мона Лиза улыбается, но почему. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Частота вспышек в зале— примерно 2 Гц. В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которое впечатляет и любителей живописи и профессионалов. Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины.
Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Конечно, не всегда это такие же тонкие работы, да и делают их на холстине, а не на дереве.
«Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой иконографии портретных изображений. Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. С того времени произведение пребывало в замке Фонтебло, пока Людовик XIV не перевёз его в Версальский дворец.
Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой. «Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Нам не известно. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни.
Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека). () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук». Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2. Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем.
Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». Хотелось бы еще раз побывать в Париже бно я не думаю что опять пойду в Лувр, кто знает, какая будет реакция на этот раз, зачем искушать судьбу. Лучшего воспоминания уже не буде. т Кстати. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. Потом разошлись по всему миру. Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени.
Бельгиец Пьере был его секретарем. Сколько мы знаем личностей Дюшана и как много его работ. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12.
На раме он заметил отпечаток пальца. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве.
Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Ее перевели в покои министров.
Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Никто не знает, кто обрезал картину.
Кроме всего прочего, появились китайцы, которые вместо собственного контента занимаются тем, что клепают подделки вообще на все работы западных мастеров и клепают действительно в промышленных масштабах. После его смерти 2 мая 1519 года эту картину выкупил сам король. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо.
Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Разразился страшный скандал. Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Были допрошены сотни людей. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
77 x 53 см. Она расположилась на фоне пейзажа.
Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Но она ли на картине. Что вы видите перед собой. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Во время Второй мировой войны картина была в целях безопасности перевезена из Лувра в замок Амбуаз (место смерти и погребения Леонардо), потом в аббатство Лок-Дьё и наконец в музей Энгра в Монтобане, откуда после победы благополучно вернулась на место. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей.
Не понятно только у кого и что собирали. Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция.
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом. Ведь речь не идет даже о так называемом типичном образе, не об идеале. Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы».
«Голова и руки— вот несомненный центр картины, которому принесены в жертву остальные её элементы. Небольшая загвоздка в патриотической защите Перруджиа во время суда над ним, состоявшей в том, что его мотивом кражи Моны Лизы были не деньги, а желание вернуть ее на родину и свершить возмездие за хищный грабеж Наполеоном произведений искусства в Италии, заключалась в том, что, прежде всего, Мона Лиза не была украдена у итальянцев. Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ).
В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать.
Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.
«Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет».
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди).
А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. До него никто не видел в ней никакой тайны.
Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11. В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы».
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи». Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы». При помощи этой формулы и точных математических расчетов из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа.
Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию. В 1997, с картиной Single Mona Lisa 1:1 (70 х 70 см) и фотокамерой, художник Георгий Пузенков отправился в путешествие по деревенской и городской России. Только чувство утраты рождает любовь. Через два года в Италии картина была найдена.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. «Джоконда» впала в полное забвение. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин.
Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота.
В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь два года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Как-то утверждалось, что подделывают даже рецептуры красок, фактуру холста и пр.
Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей. Король Франциск I, как считается, купил картину у наследников Салаи (за 4 000 экю) и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы». () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн.
Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Лувр. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21.
С этой целью посмотрим на автопортрет Леонардо (см. Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Леонард был арестован.
О матери Леонардо почти ничего не известно. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Они избрали ее объектом своих экспериментов.
Но затворницей Мона Лиза не была. Где любовь, там и ревность. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Дюшан способен заставить нас воспринимать все по-иному. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Наполеон повесил портрет в своей спальне дворца Тюильри, затем она вернулась обратно в музей.
Зигмунд Фрейд пишет: «Кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Будем считать, что мне повезло.
Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
История искусств очень сложная вещь. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению.
Эта неточность могла возникнуть только в том случае, если автор описывал картину по памяти или же по рассказам других. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе».
В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени. Как выглядит «Мона Лиза». Мне показалась такая реакция странной. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами.
Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Мона Лиза или Джоконда – полотно великого художника Леонардо да Винчи являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день.
Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса. Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам».
Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Так, лицо Моны Лизы, в отличие от рук, покрыто сетью трещин. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его французской мастерской. Для любого вменяемого человека все вышеописанные загадки покажутся бредом сбежавших из дурдома «Вечный Путь» буйнопомешанных.
Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3. «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Для массовости такой понт не выгоден, а значит, никому не нужен. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу».
Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Картина написана маслом на доске из тополя.
«Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13. Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Время шло – картина не появлялась. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини». Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии.
Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи. Сфумато— это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Эти картины сделаны при помощи разноцветных катушек с нитками.
Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ). Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»).
Опасно попасть под обаяние этого призрака. «Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. 21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Именно сфумато создаёт влажный взгляд Джоконды, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». В результате получилась настолько страшная картина, что непонятно, как эта женщина вообще жила. Назревала большая европейская война. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Глядя на масштабы шумихи, раз за разом возникающей вокруг несчастной картинки и на количество морально ущербных любителей высокого, ежегодно прущих в Лувр, дабы «припасть к истокам», можно предполагать, что вся эта история является одним большим вбросом лютой хуеты непосредственно в мозжечок подопытных. К тому же он доверял профессионалам. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19.
Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, так как здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию.
Одно— это чудесное леонардовское сфумато. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. рисунок) – комментарии излишни. Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Возрождение. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его.
Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы. В ХХ ст. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Меня удивило, что он маленький. Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории.
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
А. С. Пушкина в Москве. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную. «Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. Открыватель термина микровыражение психолог Пол Экман пишет о выражении лица Джоконды, анализируя его с точки зрения своих знаний о человеческой мимике: «два других вида сочетают искреннюю улыбку с характерным выражением глаз. Субодх Гупта в 2009 году придал трехмерную форму произведению «L. H. O. O. Q» Марселя Дюшана, превратив репродукцию знаменитого полотна с пририсованными усами в бронзовую скульптуру. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Я не говорю, что я совершенно прав. Пабло Пикассо также находился под подозрением. 4.
Девушку звали Мона Лиза. Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной»2.
А еще – техника. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка— душа живописи.
Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Она сберегается в Лувре. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа и уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы огромной горы, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной, преимущественно лирической образной тональности. Подобные слова принесли произведению всемирную славу.
Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. На картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде, обернувшаяся вполоборота. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному».
И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Потом она спускалась все ниже и ниже по лестнице придворной иерархии, пока не оказалась в одном из темных закоулков Версаля.
Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. У Марчелло Арджилли (тоже итальянца) был юмористический рассказ из цикла «Десять городов» о том, как один человек решил постебаться над маститыми искусствоведами, больными ФГМ и СПГС на всю голову. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде.
Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду. Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). 76х53 см.
Морщины были ее безошибочным паспортом. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины.
Как было с Малевичем. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам.
Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Vincenzo Peruggia).
Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
А само изображение покрывает толстая броня. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Немецкие газеты платили той же монетой. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два.
Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». «Джоконда» – не портрет. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. да там толпа. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Италия.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц.
Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. До него никто не видел в ней никакой тайны. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации.
Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра.
7. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Голова слегка повёрнута. Голова слегка повёрнута10. Эта загадка практически решена. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
Двора Спербер создала целую серию картин, все из которых несут одно название – «После Моны Лизы» – и различаются лишь порядковыми номерами. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам.
() Джоконда— не портрет. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма. Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном.
Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». На его стихи есть неплохие песни. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Художник испытывал потребность вернуться в места, где он родился, провёл детство и юность. Мона Лиза» (1503-1519). Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим.
Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США.
сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Доска (тополь), масло. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Эту картину надо просто один раз увидеть. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета.
В 1517 году кардинал посетил Леонардо в его французской мастерской. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся— как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Эта версия считается просто домыслом. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. Но исходя из принципа «количество-качество» можно предположить, что хотя бы на тысячу картин (а репродукций конкретно на Джоконду еще больше) найдется хоть одна приличная.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров».
() Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Так он и спал на картине больше двух лет. Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника.
Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения).
Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом. Свидетельством этого может быть использование различных растворителей в период написания. Предыстория Джоконды такова. А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы».
Писал ее великий художник четыре года (он вообще свои произведения творил длительное время). Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. 35 фотографических объектов – из серии Мона Лиза отправляется в Россию (1997 – 2001) представляют это путешествие. В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Родился в семье нотариуса. раздел Техника).
Картина, размером 97х53 см, была закончена в 1503 г. и сразу получила известность. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее.
Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза».
Сделав портрет поколенным по формату, художник получил возможность демонстрировать более широкий диапазон изобразительных приёмов. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию.
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Так и с данной статьей. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды».
() Джоконда— не портрет. Роль главного героя в деле о краже Моны Лизы досталась не полиции, а прессе и она щедро отплатила портрету Леонардо за возможность продемонстрировать своё растущее могущество. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Не было ее и у реставраторов. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики.
Принадлежит к позднему периоду его творчества. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии». 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам (итал. Vincenzo Peruggia). Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь.
В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри. Цель этого похищения не выяснена однозначно. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Позже писатель сформулировал, чем именно вызван такой эффект: «тот, кто нарисовал картину, смог создать извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты в лиловой полутени.
Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза. Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель, что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями»16.
Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну. На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи. Париж.
До этого самой распространенной была версия о том, что Джоконда собирательный образ женщины. «Джокондомания» охватила Америку. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Впрочем, последнее— полная херня.
Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Козлов пишет, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». «Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц.
По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов. Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения». Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза.
Под подозрением также находился Пабло Пикассо. Только вот женщин там вы не найдете. И что же.
Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Как же выглядит сей шедевр IRL. 3. Дерево, масло. Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза.
Статуя Венеры, между прочим, тоже находится в Лувре, но этажом ниже. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью.
Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Вообще словосочетание собирательный образ неудобоваримое.
Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Была уволена администрация музея. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы».
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12.
С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Часть работ попала в титульный список и существует там уже не зависимо от достоинств самой картины. Французская lIllustration даже подготовила разворот, расписав историю, что Леонардо был влюблен в свою натурщицу и пообещала за пару недель изготовить цветную репродукцию. золотых экю.
Я имею ввиду его черный квадрат. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Картина, как доказывают в этом случае учёные, была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына, названного Андреа.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы.
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду». И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось.
Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.
На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Трудно представить, что получилось бы. Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа. придумал загадочную улыбку Джоконды. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари.
Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца.
Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал.
Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. До охраны наконец дошло, что картину украли.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Ирина – elfirina, Вы совершенно правы. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
То есть разобраться в этом механизме. Первое достоверное сообщение о знаменитой картине принадлежит секретарю кардинала Арагонского – Антонио де Беатису. Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин.
Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом).