Только в 1833 году «Мона Лиза» появилась на одной из многочисленных картин изображающих экспозицию Лувра. В 1962 году картина отплыла в США в каюте первого класса на океанском лайнере «Франция». Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». В 1517 году кардинал Луиджи дАрагона посетил Леонардо в его французской мастерской. Почему же она потеснила на пьдестале почета таких сильных конкуренток, как Нефертити, «Сикстинская мадонна» Рафаэля или «Венера перед зеркалом» Веласкеса.
Спальня Наполеона оказалась для «Джоконды» таким же трамплином к славе, как когда-то баня Франциска. Доминирующие цвета изображения темные, приглушенные и холодные. На картине преобладают зеленый, который передает цвет одежды Моны Лизи и также подтверждает, что она находится за лесом. Состав является статическим, но открытым. Сама дама хоть и находится на переднем плане, не отмечена яркими цветами, что позволяет ей вписаться в ландшафт. Это также граничит с техникой да Винчи: мягкая светотень (итальянский «сфумато» — дым, затушеванный, расплывчато). Отсутствие резких контуров, насыщенных цветов и сложность диагностики различных элементов делает атмосферу в картине идиллической, сказочной и загадочной.
В ней хотели читать гордость и нежность, чувственность и кокетство, жестокость и скромность. В конце концов, 4 января 1914 года картина вернулась во Францию. Черты Моны Лизы мы угадываем и в его рисунке флорентийки и в «Даме с единорогом» и даже в мужском портрете Бальдасара Кастильоне. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Он говорил загадками и сыпал метафорическими пророчествами.
Но еще больше была опозорена знаменитая французская полиция. Мона Лиза является одним из самых притягательных произведений искусства. На самом деле она никогда не покидала Парижа, пока вор, Винченцо Перуджиа (Vincenzo Perruggia), не отправился во Флоренцию в декабре 1913 года после обращения к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему избавиться от этого не продаваемого заложника за наличные. Не будь этого «подарка судьбы», «Джоконда» никогда не достигла бы такой популярности.
По-французски подобная аббревиатура звучит идентично со словами «Она горячая девчонка». Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Известный исследователь Моны Лизы Сильвано Винченти считает, что это неспроста. Но сто лет назад слава картины была ограничена западом, где она была превознесена до небес романтической популярности с тех пор, как Вальтер Пейтер (Walter Pater) написал в 1869 году: «Она старше скал, среди которых расположилась, как вампир, она умирала много раз. », что хотя и не слишком галантно, но донесло ее странное очарование до сотен тысяч.
Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. Набожные католики крестились при виде «веселой игривой женщины», которую теперь многие считали ведьмой. Так он и спал на картине больше двух лет. Он хотел всегда иметь их произведения перед глазами. Манера «сфумато» (по-итальянски «исчезающий как дым») – когда художник добивается тающего очертания предметов, красками воскрешая игру света и тени. () И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Пресса писала о современной американо-французской Моне Лизе.
И, конечно, важнейшим фактором в превращении ее в идола массовой культуры стал факт ее доступности этим самым массам. Миллионы туристов со всего света прибывают в Париж, чтобы увидеть знаменитый шедевр флорентийского мастера. Время шло – картина не появлялась. Прямое хорошо воспринимает детали, хуже – тени. Точную дату рождения «Джоконды» ученые, как ни бьются, не могут установить до сих пор. сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини».
Кстати, был момент, когда «Джоконду» едва не купил у французской короны тот самый герцог Бэкингем из истории с подвесками, так как она предназначалась для лучшей в мире коллекции живописи, которой владел английский король Карл I. Людовик XIII был равнодушен к искусству, но сделка не состоялась. Такое предположение высказал Зигмунд Фрейд в книге «Воспоминания детства. Мона Лиза – это первая 3D картина в истории, приходят к выводу исследователи. Джоконда — картина, прекрасно представляющая собой «поэзию» Леонардо да Винчи: в этой работе показаны личные переживания творца, сложность вселенной в самых мельчайших деталях. Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. «Джoкондиана» составила огромный раздел китча. Обмороки около Джоконды у Леонардо, кстати, тоже были. Она лежала на боковой лестнице, которой пользовались только служители Лувра.
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Он уже было решил взять «Венеру и Марса» Мантеньи, но тут вспомнил, как посетители шептали слова из эссе Патера перед «Джокондой» и решил, что это более стоящая штука, раз перед ней люди молятся. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира.
Леонард был арестован. Улыбка ДжокондыУлыбка Моны Лизы является одной из самых знаменитых загадок картины. Но в этом было что-то привлекательное, совсем не пустота.
С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Великий Рафаэль, например, просто «заболел» портретом Леонардо. Но в нем ни слова нет о Моне Лизе Джоконде. Доска (тополь), масло.
Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего «Благовещения». Ее перевели в покои министров. Очаровательная жена президента была личной покровительницей «Джоконды» во время ее визита в США. Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. В основе портрета лежит ренессансный принцип композиции, но красота его достигнута прежде всего благодаря изобретенной художником особой технике масляной живописи (известной под названием sfimato), которая позволила передавать едва уловимые переходы от света к тени в трактовке формы и пространства, что было бы невозможно с помощью темперы, обычно используемой живописцами того времени.
Леонардо почему-то не отдал портрет заказчику и возил его с собой до самой смерти. Три года «Мона Лиза» оберегала сон великого корсиканца. Кража «Джоконды» – уловка французского правительства, которое хочет спровоцировать войну.
() Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам»13. Портрет так впечатлил монарха, что он немедленно его выкупил, заплатив 4 тыс. В ХХ ст. Причем мне никто не мешал и я спокойно стоял и наблюдал за ней.
Тем самым создаётся эффект mise en abyme («картина в картине»): Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии. Всмотритесь в улыбку Анны – почти та же лёгкая блуждающая улыбка. Первым этот литературный штамп («загадочная улыбка») ввел писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 г. Он «. Правда, не как художника, а как генияуниверсала – себе под стать. Французские газеты писали, что он приказал своим шпионам украсть «Мону Лизу», чтобы показать слабость Франции.
Франции нужно было налаживать отношения с новым экономическим гигантом, Японией. Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба. Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка. Для нас Джоконда навсегда останется шедевром Леонардо. Бельгиец Пьере был его секретарем.
«Петит паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Неожиданно для всех «Мона Лиза» оказалась в центре политических баталий. О Джоконде было написано множество книг и снято несколько фильмов. Эта воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Отец еще раз женился и опять стал вдовцом.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. «Петит Паризьен» печатал репродукцию «Моны Лизы» на первой странице целый месяц. Есть два вида зрения: прямое и периферическое. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений.
Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию. Как было с Малевичем. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем. Именно он сделал остекленный короб-раму, куда для защиты от вандалов поместили «Джоконду».
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Загадочная Джоконда продолжает улыбаться каждому посетителю главного парижского музея. В 1911 году «Мона Лиза» была пожищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Да Винчи оставлял в своих творениях множество загадок и ребусов настолько сложных, что человечество вот уже пять столетий пытается их разгадать. «Джоконда» – не портрет.
Готье же представил улыбку «Джоконды» как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя: «Джоконда. Придя домой в свою комнатушку на улице Госпиталя Сен-Луи, Перуджа спрятал «Джоконду» под матрац. Вся французская полиция, которая считалась лучшей в мире, была поставлена на ноги.
Пабло Пикассо также находился под подозрением. Между тем у писателя и в других жизнеописаниях встречаются спорные места. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира.
Он слишком презирал возню с отпечатками, веря только в свой «бертильонаж». В конце концов, 1 января 1914 года картина вернулась во Францию. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Второе название полотна – Джоконда – как-то ближе широкой аудитории. Похититель Винченцо Перуджио попытался продать портрет директору галереи Уффици. Пушкина, там где выставлялась картина и я мог себе позволить побыть около нее около часа. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена21. Потом на сцену вышел нанятый им Перуджа и, не ведая, что творит, украл оригинал.
Мона Лиза улыбается, но почему. На раме он заметил отпечаток пальца.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Но ни Изабелла дЭсте, ни какая-либо другая блестящая аристократка «не прижились» у публики. Там ее видели только мелкие чиновники да уборщицы. В начале XVI века никаких ребусов в «Джоконде» никто не искал.
То есть разобраться в этом механизме. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Но она ли на картине.
Картина вызывает противоположное ощущение, что она намного больше, чем я могла ожидать. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр. Уже и рука дрожала и ноги почти не носили, а он все сидел возле Джоконды, не замечая, как она уносит его силы. На допросе Перуджио не смог внятно объяснить мотив преступления. Или в холодной квартире в Бронксе или секретной комнате в особняке JP Morgan. Позднее ученые подобрали несколько кандидаток на роль модели Леонардо. Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына.
Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ко дню своей смерти в 1525 году ассистент (и, возможно, возлюбленный) Леонардо по имени Салаи владел, судя по упоминаниям в его личных бумагах, портретом женщины под именем «Джоконда» (quadro de una dona aretata), которая была завещана ему учителем. Принадлежит к позднему периоду его творчества.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Ее трансатлантический визит сгладил напряжение в отношениях между двумя странами. По ней его детища неожиданно обнаруживаются через века. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что «сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых— портрет Лизы Герардини».
Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Ее звали Катерина – она и стала матерью гения эпохи Возрождения. Первым человеком, который «перелил» славу Джоконды в слово, был художник и искусствовед Джорджо Вазари. Гораздо важнее понять не «как это было», а «почему это произошло». Разменявшая пятое столетие «игривая, веселая женщина» шагала в ногу со временем.
Больше других шансов было у первой «эмансипе» Европы герцогини Мантуи Изабеллы дЭсте, с которой Леонардо дружил и переписывался. Красный тон рта гармонично совпадает с цветом лица Кто бы ни смотрел внимательно на её шею, всем казалось, что у неё бьётся пульс» Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. По второй версии, загадочная девушка вовсе не была ангелоподобной невинной красавицей.
Всему виной внешние обстоятельства и прежде всего кража 1911 года. Где-то между 1503 и 1506-м. «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» – неоконченная картина Леонардо да Винчи.
Дживегелов объясняет это так: «романтические домыслы не подтверждаются ничем. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Кухарки и прачки наклеивали вырезки из газет на стены своих комнат. Именно «Джоконде» криминалистика обязана окончательной победой дактилоскопии, а преступники всего мира, которые ленились работать в перчатках, – годами тюрьмы.
Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. В 1517 г. святой отец навестил живописца в Амбуазе (Франция) и тот показал гостям три превосходных картины. Ошибка заключалась, во-первых, в том, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо добивался именно типической одухотворенности. Ученым удалось разгадать эту загадку. Она сидит с прямой спиной, слегка повернув туловище, с очень притягательным жестом рук. Увлечение Леонардо объясняется другим. Чтобы увеличить пропускную способность, в зал был запрещен доступ для инвалидов.
Раз Фрагонар сказал, что «Джоконда» – великое произведение, значит, так оно и есть. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах— в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Мона Лиза – самая узнаваемая картина в мире. Объект, украденный Перуджиа, написан на прямоугольнике доски тополя высотою всего 77 см – «даже менее размера современного телеэкрана. », по пресловутому замечанию американцев в 1950-х. Они избрали ее объектом своих экспериментов. Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики.
Но причем здесь ваше желание узнать мои познания в женском оргазме. Скорее всего Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Умерла герцогиня в 1509 году, спустя шесть лет после начала работы над картиной. Если бы он взял что-нибудь другое, может, у нас была бы другая суперзвезда.
Ротенберг пишет, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Звездой «Мону Лизу» сделали два итальянца: великий Леонардо да Винчи и назвавший себя Леонардом недотепа Винченцо Перуджа. Завершение, например, «Гентского алтаря» Ван Эйка или «Маеста» Дуччо праздновали несколько дней соответственно города Гент и Сиена. Vincenzo Peruggia).
Вероятность велика, ведь у Лизы Герардини было пятеро детей (первенца, кстати, назвали Пьеро). Что на самом деле соединило лицо и имя, так это освещение в прессе, вызванное кражей. Можно проследить преобразование материи от твердой, в жидкую, а затем в газообразную.
Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76, 853 см. Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет»2.
Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Но и это указание довольно расплывчатое – ему соответствуют сразу несколько женщин, среди которых такие знаменитые красавицы того времени, как Констанца дАвалос (её прозвищем было «La Gioconda», что в переводе с итальянского означает «Весёлая») и Пачифика Брандано. 21 августа 1911 года в «Квадратный салон» Лувра пришел художник, который решил написать копию «Моны Лизы». Следующий шаг на пути к славе «Моны Лизы» сделали художники-авангардисты.
По признанию исследователя, ему удалось достичь лишь уровня ранних работ мастера. Об улыбке Джоконды писали очень много и совершенно по-разному интерпретировали её.
Да и тот факт, что картина написана на тополиной доске, а тополь – дерево-вампир, тоже, возможно играет определенную роль. Картина написана маслом на доске из тополя. Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо.
Выражение лица Джоконды олицетворяет всё то, к чему тысячелетиями стремятся мужчины. Леонардо удалось создать идеальное «наглядное пособие» для художников, что-то вроде каталога новинок. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Дело в том, что Лувр был закрыт на техническое обслуживание и все подумали, что кто-то снял картину, чтобы сфотографировать или почистить. А другие считают, что дело вовсе не в улыбке и вообще не в достоинствах самого портрета. Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре— копией. Искусствоведы и историки искусства посвятили ей немало строк.
После долгих переговоров "Джоконда" была передана галерее, а Винченцо – в руки правосудия. Мне показалась такая реакция странной. «Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра итальянцем Винченцо Перуджей. Или, возможно, не самой знаменитой, ведь в 1911 году Мона Лиза не была всемирно известной. Не было ее и у реставраторов.
Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Я мечтал увидеть своего любимого Ботичелли, Боска и других. Но это уже совсем другая история. «Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. MNR 265), после войны также попала в Лувр и поскольку никто на нее не предъявил права, она вошла в фонд музея (и долгие годы вислеа в административных помещениях Лувра)19. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы»13.
Козлов пишет: Пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение Моны Лизы». Меня удивило, что он маленький. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. А еще французы Готье и Дюшан, корсиканец Наполеон, американец Морзе, австриец Фрейд, русский Мережковский, поляк Малевич Мужчин в судьбе «игривой, веселой» дамы хватало.
Благодаря этому улыбка Моны Лизы выглядит ещё притягательнее и загадочнее. Во время вернисажа американский морской пехотинец, охранявший картину, едва не заколол штыком француженку-реставратора, которая слишком близко подошла к «Моне Лизе». Пресса () завораживала всех от аристократа до простолюдина бесконечными вариантами детективной истории под названием: «Кто украл Мону Лизу. ».
Открылись сотни ночных и стриптиз-клубов с названием «Мона Лиза», женщины стали носить прямой пробор а-ля Мона Лиза, несколько топ-моделей сделали пластическую операцию, чтобы улыбаться, как Мона Лиза.
Вердикт Вазари на века определил высокую репутацию «Джоконды» в кругу профессионалов. По-итальянски «ла Джоконда» означает «веселая игривая женщина». Искусствовед Ротенберг считает, что «немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Дерево, масло. Козлов пишет15, что безуспешная работа полиции вызывала насмешки СМИ. Французы, сначала Людовик XII, а затем Франциск I, восхищались произведениями итальянского Возрождения, особенно Тайной вечерей Леонардо.
На нее работают все современные технологии: массовый туризм, реклама, поп-культура. Улика, которая могла раскрыть загадку кражи, оказалась бесполезной. Автор также применяет в работе авторскую технику сфумато, создавая эффект дымки. Мона Лиза» (1503-1519).
Я имею ввиду его черный квадрат. О том, что Франция купила картину за триста лет до прихода к власти Наполеона, Леонард просто не знал. Именно профессионалы были ее первыми поклонниками. Гениальный создатель морзянки первым разглядел в «Джоконде» будущую любимицу широкой публики.
«Наверное, с выходных гостит у фотографов, скоро принесут обратно», – успокоили его служители. В путешествие ее отправил генерал де Голль, которому «Джоконда» понадобилась в качестве дипломата. Возможно, однако, что это был другой портрет, от которого не сохранилось ни свидетельств, ни копий, вследствие чего Джулиано Медичи не мог иметь никакого отношения к «Моне Лизе». Но затворницей Мона Лиза не была.
Он уверен, что Леонардо позировал юноша в женском платье. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики.
() Джоконда— не портрет. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. Как Мерилин Монро или Микки-Маус. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца).
Только вот женщин там вы не найдете. Он также объясняет лёгкую улыбку на её лице: «Леонардо якобы пригласил музыкантов и клоунов, чтобы развлечь скучающую от долгого позированья даму». В век глобализации шедевр Леонардо стал глобальной ценностью. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Современники неоднократно отмечали, что картина мастером окончена не была. Аферист Вальфьерно продал подделки в «теневые коллекции», уверяя каждого из владельцев, что он – единственный обладатель подлинника Леонардо. Копируя «Мону Лизу», они открывали для себя секреты живописи. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности.
Вальфьерно скрылся с деньгами, а «патриот» Перуджа попался полиции и взял всю вину на себя. Кража картины стала первой по-настоящему всемирной сенсацией. Существует версия, что это сделал сам Леонардо да Винчи3. Секрет в том, что если произносить эти буквы быстро, то по-французски получится фраза «У меня горячая задница» – elle a chaud au cul.
Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе». Взять хотя бы историю со сломанным носом Микеланджело. Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»).
Второе средство – это отношение между фигурой и фоном. Здесь и сочетание пейзажа с портретом и закрученная поза- «контрпосто» и взгляд прямо на зрителя и пирамидальная композиция. Можно поблагодарить только автора этой статьи, - она правильно все сформулировала.
«Главарем» международной банды воров-авангардистов сыщики «назначили» подданного Российской империи поэта Гийома Аполлинера. Пять лет спустя «отец» дадаизма Марсель Дюшан изобразил «Джоконду» с усами. Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме. Морщины были ее безошибочным паспортом. К тому же он доверял профессионалам.
Выручка составила несколько десятков миллионов долларов. До него никто не видел в ней никакой тайны. Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. 21 августа 1911 года произошло громкое хищение Моны Лизы.
Париж. Но решающую роль в подъеме «Джоконды» на очередную ступень славы сыграли не художники, а писатели-романтики. Леонардо да Винчи» и оно снискало много сторонников среди историков искусства.
То, что он рассказал на допросах, вызвало новый скандал. 77 x 53 см. Кроме того, в прошлом году я решил посмотреть все художественные музеи Рима Италии. Подавляющее большинство этих людей пришли в музей в первый раз в жизни. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же, как прямой позой, лёгким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля»11.
По словам Жана Франка, основная сложность этой техники заключается в мельчайших мазках (около четверти миллиметров), не доступных для распознания ни под микроскопом, ни с помощью рентгена. От самого мастера, в связи с тем, что у него в то время была парализована правая рука, уже нельзя было ожидать новых хороших работ». Ему легко удалось пройти мимо сторожей.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Один фермер спросил куратора Вашингтонской национальной галереи: «А как будет использоваться это шикарное здание, когда «Мона Лиза» уедет. » Под прикрытием культурного зонтика французы вышли из НАТО и занялись своей собственной ядерной политикой.
Одной из них было «изображение флорентийской дамы, созданное с натуры по приказу Джулиaно Медичи, брата Лоренцо Великолепного». В лице её мягкость, человечность, одухотворённость. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил Леонардо. Если вы действительно счастливая женщина, – то оставайтесь ей и не парьтесь.
Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии»13. Картина была в Швейцарии или Аргентине. Были допрошены сотни людей.
Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде»2. Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Разразился страшный скандал. По их мнению, за неподдельный интерес к шедевру в ответе итальянский художник Винченсо Перуджиа, который 21 августа 1911 года похитил картину из Лувра.
Репутация картиныНесмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её слава потускнела. Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Таинственной центральной фигурой на изображении является, вероятно, флорентийская девушкаЛизаДжерардини, также известная как Лиза дель Джокондо Moнн (отсюда второе название картины — «Джоконда»), чей муж заказал портрет итальянскому мастеру кисти. Она представлена в середине работы, хотя вы можете увидеть ее довольно пышную, женскую фигуру, картина имеет достаточно точную сбалансированность. Девушка изображенная на картине имеет длинный, темный, прямой и падающий на плечи волос, миндалевидные глаза, с тонкими бровями, расположенными над ними и маленьким ртом. Внимание зрителя привлекается к самой нежной, почти незаметной улыбке. Вся работа дополняется фоном — скалистым пейзажем коричневато-зеленых гор, слегка покрытых туманом.
Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Оказавшись один в «Квадратном салоне» итальянец спокойно снял картину со стены, вышел на боковую лестницу, вынул ее из рамы и спрятал под своим рабочим халатом. Художник начал скандалить и служители пошли поторопить фотографов. Именно тем, что в жилах Леонардо текла восточная кровь исследователь объясняет знаменитый «почерк Леонардо» – способность мастера писать справа налево (таким образом сделаны записи в его дневниках). Подобный концепт исключает возможность интимного диалога, как к примеру в портрете Балтазара Кастильоне (выставлен в Лувре, Париж), написанного Рафаэлем около десяти лет спустя. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Критикам картина Леонардо сама по себе казалась крайне привлекательной.
По версиям разных исследователей, она страдала от алопеции (выпадение волос), высокого уровня холестерина в крови, обнажения шейки зубов их расшатывания и выпадения и даже алкоголизма. До охраны наконец дошло, что картину украли. На что он как гений делал красивейшие выкрутасы и каждый ответ преображался в некое эссе. Этот человек был талантливым учёным, экспериментатором изобретателем, архитектором и художником. В рамках этого дела был арестован поэт Гийом Аполлинер, позже освобождён.
Картина стала объектом поклонения как шедевр мировой классики22. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Вспомните, как усаживает курортный фотограф отпускников на фоне задника с намалеванной горой Ай-Петри. Вот это чудо не забывается. Я тоже постояла минуту и уступила место другим. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства. Иллюстрированные издания – прообраз современного телевидения – нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зелёных тонах дали.
Величайшим представителем этой звёздной плеяды является Леонардо да Винчи, у которого учились непревзойдённые мастера Ренессанса. А еще – техника. Не хватало улыбки или она висела в воздухе, как у пресловутого Чеширского кота.
У Моны Лизы – реальность жизни, у пейзажа – реальность сна. Его искусство уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Брови Моны Лизы были на месте при жизни Леонардо. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию.
Мона Лиза всегда оставалась в Лувре как одно из достояний национальной коллекции. Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. Цель этого похищения не выяснена одназначно.
Впервые все это пятьсот лет назад проделал Леонардо да Винчи со своей моделью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. После возвращения в Париж из Италии в 1914 году «Мона Лиза» не покидала Францию почти полвека. Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см.
21 августа 1911 года картина была похищена20 работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей (итал. Vincenzo Peruggia). Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Дживелегов выдвигает следующую версию: «То, что работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа». Что вы видите перед собой.
В своей новаторской работе Леонардо перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной. Автор бестселлера «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» написал: «Леонардо взялся исполнить для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы. Она расположилась на фоне пейзажа. Салаи оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане.
Но те и не собирались снимать «Мону Лизу». Недаром Леонардо любил говорить, что моделировка – душа живописи. Там он написал знаменитую фреску «Тайная вечеря» и начал вести свои уникальные записи, в которых он выступает больше в роли архитектора-проектировщика, анатома, гидравлика изобретателя механизмов, музыканта. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов. Ее улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична.
Эта загадка практически решена. Это воздушная перспектива, вероятно, лучшая по исполнению. Умирая, художник завещал это полотно своему другу Салаи. Однако Бертильон не сумел грамотно сравнить следы, найденные на раме картины, с «пальчиками» в полицейском формуляре Перуджи.
Хотя это может показаться парадоксальным, в этой картине чувствуется движение. Дополнилерьную дистанцию создаёт искусственность, возникающая из-за безупречного sfumato-эффекта (отказа от чётких очертаний в пользу создания воздушного впечатления). Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей. Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. Как кажется именно эта «физическая» особенность шедевра оставила глубокое впечатление у посетителей ателье художника и дошла до Вазари почти пятьдесят лет спустя. Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. «Джокондомания» охватила Америку.
Девушку звали Мона Лиза. Поэт стал единственным человеком, арестованным по делу «Моны Лизы». «Джоконда» стала персонажем криминальной и светской хроник, вроде Соньки Золотой Ручки или королевы Виктории. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы».
Еще один вклад романтиков в миф о «Джоконде» – трогательная история о любви, с первого взгляда вспыхнувшей между гением Леонардо и его моделью. В пользу версии Челлини говорит сложный характер Буонарроти, о котором ходили легенды. В своей ранней пьесе «Джоконда» он изобразил ее любовницей великого флорентийца. Однако сколько не разгадывай ребус мастера, все равно вопросов остается больше, чем ответов. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением.
В Токио она прибыла на борту уже не корабля, а «Боинга». А когда для фабричных рабочих организовывали специальные вечерние экскурсии, они не желали смотреть ничего, кроме «Моны Лизы». Под подозрением также находился Пабло Пикассо. 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Италия. Покорив Америку, в 1974 году «Джоконда» отправилась в Азию.
К его удивлению, там, где обычно висела картина, зияла пустота. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Немецкие газеты платили той же монетой. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Портрет Лизы Джоконды веками был головоломкой для многих искусствоведов.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. ниже, раздел Кража), благодаря чему она не сходила со страниц газет. Современник её приключения критик Абрам Эфрос писал: «музейный сторож, не отходящий ныне ни на шаг от картины, со времени её возвращения в Лувр после похищения 1911 г., сторожит не портрет супруги Франческе дель Джокондо, а изображение какого-то полу-человеческого, полу-змеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого, господствующего над охладевшим, голым, утесистым пространством, раскинувшимся за спиной». «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. После Французской революции «Джоконда» оказалась в Лувре, а оттуда её забрал сам Наполеон, повесив в своей спальне в Тюильри.
На роль шедевра мирового масштаба Мона Лиза подходила как нельзя лучше. Его главная цель— не отвлечь внимания зрителя от лица.
Возможно, он сам зарился на картину, будучи лучшим французским коллекционером. Музеи он считал гробницами искусства, где оно спрятано от настоящей жизни. Загадка Джоконды была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
В пандан к «Похищению» пресса разыграла грандиозный спектакль «Возвращение «Моны Лизы». Но ни одно описание картины «Джоконда» не может передать её изысканность и композиционное совершенство. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу.
Вазари, например, называл улыбку Моны Лизы всего лишь «приятной». Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Так, в 1919 г. авангардист Марсель Дюшан опубликовал в журнале «Дада» шарж – он пририсовал Джоконде усы и подписал карикатуру буквами «L. H. O. O. Q». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа», в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona. Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи.
Джоконду осмотрели и обработали реставраторы и с почестями повесили на место. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Не смотря на то, что взгляд Джаконды направлен на нас, междя нами и ей создан визуальный барьер — ручка стула, действующая как перегородка. И это не кто иной, как Салаи – ученик да Винчи, написанный им на картинах «Иоанн Креститель» и «Ангел во плоти», где юноша наделен той же улыбкой, что и Мона Лиза. Но в XVIII веке единственный раз удача изменила «Джоконде». В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину.
Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Когдато Мона Лиза отделилась от своего портрета и зажила отдельной, литературной жизнью. Существует версия, что картины на самом деле две.
Она изображена на фоне пейзажа, который даёт хороший контраст для изображения человека. К чести полиции, надо сказать, что она быстро установила непричастность Аполлинера, Пикассо и их друзей к краже «Джоконды». Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. 76х53 см.
К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы. На время рейтинг популярности Жаклин Кеннеди превысил рейтинг ее мужа.
В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации. История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну.
Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Иллюстрированные издания— прообраз современного телевидения— нуждались в историях с картинками и кража «Джоконды» дала им идеальную пищу. Вам еще надо было доехать до Лувра, чтобы увидеть ее. Разделённые пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям— атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями.
Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Когда он оказался один в салоне Карре, то колебался, что брать. По мнению Е. Ротенберга: «Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица и прекрасных холеных рук». «Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов.
В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр. Без мифа о Леонардо легенды о Джоконде не было бы. Франция жаждала реванша за поражение, которое ей нанесла Германия в 1870 году.
В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). «Заметил» шедевр Леонардо американский художник и изобретатель телеграфной азбуки Самюэль Морзе. Итальянский ученый Анжело Паратико пошел дальше. На протяжении этого времени «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, а также почтовых открыток, вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. На момент написания картины ей исполнилось уже 40 лет.
Подход Леонардо к своим работам всегда имел научный характер. Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Самурайская дисциплина позволила японцам установить рекорд: всего за месяц в Токио «Джоконду» увидело больше людей, чем в Америке за два. Бертильон даже толком не знал, как воспользоваться своей находкой. У нее была болезнь Паркинсона, липома (доброкачественная жировая опухоль на правой руке), косоглазие, катаракта и гетерохромия радужки (различный цвет глаз) и астма.
С того времени произведение пребывало в замке Фонтебло, пока Людовик XIV не перевёз его в Версальский дворец. Тот, кто говорит, что он точно знает и является единственным носителем истины, - то он либо глупый, либо сумасшедший, либо врун (осознано либо занимается самообманом). В отличие от другой обрезанной работы Леонардо— «Портрета Джиневры Бенчи», нижняя часть которого была обрезана, так как пострадала от воды или огня, в данном случае причины были, скорее всего, композиционного характера.
Лувр был закрыт для посетителей, но сторож, знавший Перуджу, впустил его. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Картина находилась при художнике до самой его смерти.
«Мона Лиза» получила всемирную славу не только из-за качества работы Леонардо, которая впечатляет и художественных любителей и профессионалов. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствущих на картине. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. Как бы то ни было, этот эпизод стал вершиной первоначальной популярности «Моны Лизы».
Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах — в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду». Лувр. Назревала большая европейская война. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж. Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974). Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы.
Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней. Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Она одновременно кажется сладострастной и холодной.
Вазари, например, назвал улыбку «Моны Лизы» всего лишь «приятной». Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно. Некоторые утверждали, что чувствовали ее вибрацию, как при прощании с покойным.
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях как самого мастера, так и у леонардесков, но именно в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства. Гращенков пишет: «Бесконечное многообразие человеческих чувств и желаний, противоборствующих страстей и помыслов, сглаженных и слитых воедино, отзывается в гармонически бесстрастном облике Джоконды лишь неопределённостью её улыбки, едва зарождающейся и пропадающей. «Закиньте ногу на ногу, сложите руки на животе, корпус разверните в три четверти и смотрите прямо в камеру, пока не «вылетит птичка». Приводился также довод, что в это время Леонардо был настолько занят работой над «Битвой при Ангиари», что даже отказал маркизе мантуанской Изабелле дЭсте принять её заказ (впрочем, с этой дамой его связывали очень сложные отношения). Не случайно именно в это время появились первые копии обнаженной «Моны Лизы».
Репортеры использовали весь «багаж» «Моны Лизы», накопленный интеллектуалами: от загадочной улыбки до любовного треугольника. Вот таким образом я не побоялся и высказал свое мнение по поводу взгляда на картине, тем более, что такая трактовка отсутствует среди прочих. Публика была оскорблена до глубины души, а «Мона Лиза» прославилась еще больше. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы»4. По мнению одних, секрет в уникальной открытости «Джоконды» для любой интерпретации – недосказанность – оставляет место для полета фантазии.
«Джоконда» очень рано прошла «тест на славу» у художников: без них ни одной картине этого не добиться. И это был, в конце концов, венец славы Моны Лизы, коварный акт исчезновения. Только гибель «Титаника» вытеснила сообщения о расследовании кражи «Джоконды» с первых полос газет всего мира. «Мона Лиза» стала осуществлением идей художника, высказанных им в своём трактате о живописи. Его изучали историки искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».
Облапошенные коллекционеры по понятным причинам помалкивали. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы — ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд излучающий ум и волю и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, — эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства. Так вот, по мнению ученого, улыбка Моны Лизы видна лишь, если смотреть не на губы, а на другие детали ее лица: "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением". Никто не мог понять, как вору удалось пройти незамеченным мимо сторожей.
В среде интеллигенции возникла даже реакция отторжения Джоконды— любимицы толпы15. Голова слегка повёрнута10. Салаи на рисунке ЛеонардоСалаи (умер в 1525 г. ) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. В святилищах аборигенов в Австралии этнографы находят репродукции «Джоконды» среди местных богов. Есть предположение, что Перуджа хотел возвратить картину на историческую родину.
Не хватает буквально пары сантиметров, чтобы все сошлось. Де Беатис посетил мастерскую Леонардо незадолго до смерти художника и записал в дневнике, что видел «портрет флорентийской дамы, сделанный с натуры по просьбе Джулиано Медичи».
Благодаря этому модель смеётся над зрителями с такой нежностью, грацией и превосходством, что, глядя на неё, взрослые люди робеют, будто школьник рядом со знатной дамой». Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость. В. Вот таким образом неудивительно, что «Мону Лизу» копировали чаще всех других картин. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане.
Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами, которая простирается к высоко поднятой линии горизонта позади фигуры. «Джоконда» «потратила» триста лет, чтобы окончательно завоевать славу в «узких кругах» художников и коллекционеров. Джери подыграл, даже пригласил директора галереи Уффици на встречу в Albergo Tripoli-Italian (само собой разумеется, что его быстро переименовали в «Отель Джоконда»).
Ее автор – великий фантазер Жюль Верн. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Легкость, с какой была совершена кража, сильно подпортила репутацию охраны Лувра. А. С. Пушкина в Москве.
Быть может, Леонардо не решил этой задачи сполна, но он сделал портретом Моны Лизы так много, что все дальнейшее искусство портрета должно всегда возвращаться к «Джоконде» как к образцу недосягаемому, но обязательному». Картина была хорошо известна среди любителей искусства, хотя Леонардо уехал из Италии во Францию в 1516 году, взяв картину с собой. Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом.
Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо – торговца шёлком из Флоренции. Никто не знает, кто обрезал картину. Исходящее от Моны Лизы ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Для такой ювелирной работы да Винчи, по-видимому, приходилось одновременно с кистью пользоваться и лупой.
Лиза дель Джокондо (в девичестве Герардини) действительно существовала. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Первое подозрение пало на германского кайзера Вильгельма II. Далее три года, до возвращения в Париж 16 июня 1945 года, остаются недокументированными19.
Предполагается, что небольшое размытие фигуры отражает сердцебиение героини. Эти поездки усилили её успех и славу. С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении. В записках на полях книги он сравнивает Леонардо со знаменитым древнегреческим живописцем Апеллесом и отмечает, что "сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини". Когда-то в Ялте я был на встрече с известным в то время поэтом Григорием Поженяном. Современники восхищались насколько реалистичен этот портрет. Так и с данной статьей.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Она сберегается в Лувре. Где любовь, там и ревность. Согласно итальянским источникам она с тех пор находилась в коллекции французского короля Франциска I, однако остаётся неясным, когда и как она была им приобретена и почему Леонардо не вернул её заказчику. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину.
Баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. До них все считали «Мону Лизу» всего лишь игривой, веселой итальянской красоткой. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде». Она изображает ту же модель – только ракурс сдвинут на 69 см. В 1482 году, будучи уже профессиональным художником, Леонардо переехал в Милан. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига.
Однако всемирную известность портрет обрёл после публикации эссе Теофиля Готье (1855 г. ). Возможно, мы только думаем, что находим ответы на загадки мастера, а на самом деле бесконечно от них далеки. да там толпа. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки.
Как многие работы Леонардо, это произведение потемнело от времени и его цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчётливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зелёным, «подводным» тоном пейзажа12. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо самый же портрет почитается произведением необычайным ибо и сама жизнь не могла бы быть иной». С тех пор, картина стала объектом культа и поклонения, как шедевр мировой классики. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы — это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. Позже музей дополнил свою историю, объявив, что нацистами был похищен поздний список.
Первые попытки найти картину ни к чему не привели. Есть и еще одна полярная «медицинская» версия – беременность. В 1914 году Казимир Малевич создал коллаж, где дважды перечеркнул репродукцию «Моны Лизы» крест-накрест, а вверху написал «частичное затмение». В конце ХХ века это произошло и в массовой культуре. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Возникли версии об анархистах, решивших свалить правительство, о сумасшедшем, который влюбился в «Мону Лизу» и похитил ее, об американском миллионере Моргане, заказавшем кражу шедевра для своей коллекции. () После кражи и возвращения картина окончательно превратилась в символ искусства, стала звездой, популярнее киноактрис и оперных примадонн. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Опасно попасть под обаяние этого призрака.
Незнакомец объяснил, что его цель – вернуть Италии шедевр, украденный Наполеоном. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. К герцогу Намурскому Джулиано Мона Лиза Джоконда не имела никакого отношения. А само изображение покрывает толстая броня. В такой компании и оказалась «Мона Лиза». Прошло 24 часа, прежде чем кто-то заметил ее отсутствие.
По мнению части исследователей, под «некой флорентийской дамой» подразумевается «Мона Лиза». Monna – это сокращение от ma donna – Мадонна, матерь Божья (хотя также означает и «моя госпожа», леди). Увидел исследователь и восточные черты в лице модели и в пейзаже за ее спиной. Расположение фигуры от талии, положениерук — абсолютная новинка. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал.
Одним из главных подозреваемых стал их лидер Пабло Пикассо. Ей было посвящено все время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». придумал загадочную улыбку Джоконды. Описание Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине.
Но у меня родственница работает до сих пор на научных позициях в музее им. Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 годах. Воспевал данное произведение и британский прозаик Уолтер Патеру (1869 г. ): «Возле этого портрета возникает ощущение, будто Вы смотрите на бегущую воду.
Алексей Дживелегов пишет, что указание Вазари на то, что «работа над портретом продолжалась четыре года, явно преувеличено: Леонардо не пробыл во Флоренции столько времени после возвращения от Цезаря Борджа, а если бы он начал писать портрет до отъезда к Цезарю, Вазари, наверное, сказал бы, что он писал его пять лет». Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. А знаменитый автор либретто к балету «Жизель» поэт Теофиль Готье сделал главное – в 1855 году он придумал загадочную улыбку «Джоконды». Сохранились документы об этом: первый гласит, что команда «спасла такие бесценные предметы, как луврская Мона Лиза», второй, от 12 декабря 1945 года из австрийского музея Альтаусзее, гласит, что «Мона Лиза из Парижа» была среди «80 вагонов искусства и культурных объектов со всей Европы», отправленных в шахту. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
В 1517 году кардинал Луи Арагонский посетил Леонардо в его ателье во Франции. Неожиданно на первое место выдвинулась версия о художниках-авангардистах. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Компьютерная программы Urbana-Champaign, созданная учеными из Нидерландов и США, позволила просчитать, что улыбка Моны Лизы на 83 счастливая, на 9 – испытывающая чувство отвращения, на 6 – полная страха и на 2 – злая.
Её страстно любят и так же страстно ненавидят. Вероятно, портрет жены купца Джокондо (откуда название картины – Джоконда) идентификация изображенной окончательно не установлена. Vincenzo Peruggia). Катерина воспитывала ребенка первые несколько лет его жизни, а потом отец забрал сына в свой дом. Если их вернуть, то изображение складывается в цикличный пейзаж, который символизирует то, что человеческая жизнь (в глобальном смысле) заколдованна также как все в природе.
Таким образом, для написания картины да Винчи потребовалось несколько сотен сеансов. Как выглядит «Мона Лиза». А фильм не просто слабый, - он вообще никакой. Остаётся загадкой, как в таком случае портрет попал из Милана обратно во Францию3.
Чтобы ответить на этот вопрос, мало знать вехи победного пути «Моны Лизы» к мировой славе. О матери Леонардо почти ничего не известно. Существует несколько версий, кто на самом деле изображен на портрете. Пикассо считал первобытных художников предшественниками кубистов. Его наследники хранили шедевр, пока правитель Франции Франциск I, услышав описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», не пожелал на него взглянуть. Он уверен, что Мона Лиза – это мать Леонардо, которая на самом деле была китаянкой.
Таковой и считали ее Франциск и его придворные. Трудясь над Джокондой, Леонардо сильно подорвал здоровье. Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Ирина – elfirina, Вы совершенно правы.
В 1911 году «Мона Лиза» была похищена и лишь три года спустя, благодаря случайным стечениям обстоятельств, возвращена музею. Лувр (Париж)На картине изображена женщина (поясной портрет). Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Родился в семье нотариуса. Потом разошлись по всему миру. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально.
До него никто не видел в ней никакой тайны. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. На его стихи есть неплохие песни. Одно – это чудесное леонардовское сфумато.
Подобные слова принесли произведению всемирную славу. И все же: отчего именно «Джоконда» Леонардо да Винчи стала суперзвездой. Была уволена администрация музея. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность.
Грустит она или улыбается. Небольшая загвоздка в патриотической защите Перруджиа во время суда над ним, состоявшей в том, что его мотивом кражи Моны Лизы были не деньги, а желание вернуть ее на родину и свершить возмездие за хищный грабеж Наполеоном произведений искусства в Италии, заключалась в том, что, прежде всего, Мона Лиза не была украдена у итальянцев. Через два года в Италии картина была найдена. С тех пор, как картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» стала символом искусства, её не устают критиковать. Её анализ привлекал внимание не только искусствоведов, но и психологов. История искусств очень сложная вещь.
Официальная же версия гласит, что Леонардо был сыном нотариуса Пьеро и «местной крестьянки» Катерины. Сейчас картина находится на своем месте в Лувре.
Живопись XVI века полна следов влияния «Джоконды». Полную «медкарту» Джоконды собрал гинеколог Хулио Крус и Эрмида в своей книге «Взгляд на Джоконду глазами врача». Будем считать, что мне повезло. Картина «Джоконда» – самое известное произведение автора. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями.
Малевич и Дюшан противопоставили свое антиискусство эксперимента традиционному искусству со всеми его «буржуазными» ценностями. «Джоконда» впала в полное забвение. Текст Вазари также содержит точное описание бровей, отсутствующих на картине. Ни в одной другой картине Леонардо глубина и дымка атмосферы («сфумато») не переданы с таким совершенством, как в «Моне Лизе».
Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Трещины по красочному слою были идентифицированы и Джери сразу вызвал полицию. В жизни это выражение лица мимолётно— взгляд украдкой длится не более мгновения»18. Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. Возрождение.
Несмотря на слова этого анонимного современника, многие исследователи сомневались в возможности того, что «Мона Лиза» была написана во Флоренции (1500—1505), так как утончённая техника может указывать на более позднее создание картины. С 1793 была помещена в Центральном Музее Искусств в Лувре. На фоне отдалённых гор фигура производит впечатление монументальной, хотя формат картины невелик (77х53 см). Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека).
Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах— в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук»12. Картина была извлечена из чемодана с двойным дном. Ученые из Гейдельбергского университета исследовали заметки на полях фолианта, владельцем которого был флорентийский чиновник, Агостино Веспуччи, личный знакомый художника. Вот таким образом «Мона Лиза», на создание которой он потратил много лет, стала красивым, но в тоже время недосягаемым и бесчувственным образом.
Директор Лувра Омоль, который лишь недавно хвалился, что украсть «Джоконду» – все равно что похитить Нотр-Дам, был уволен. золотых экю. Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Раньше искусство служило церкви, власти и знати.
Если смотреть глубже — это воплощение идеала человека эпохи ренессанса. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» — едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени.
Я не говорю, что я совершенно прав. Через два года поисков "Джоконду" обнаружили, но теперь уже на ее исторической родине. Еще один технический прорыв гения, который предвидел и пытался воплотить в жизнь множество изобретений, воплощенных века спустя (летательный аппарат, танк, водолазный костюм и т. д. ).
Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Во Флоренции он вступил в соперничество с Микеланджело кульминацией этого соперничества стало создание огромных батальных композиций, которые два художника написали для палаццо делла Синьория (также палаццо Веккьо). Она была похищена работником Лувра Винченцо Перуджей. В тот роковой понедельник, когда исчезла «Мона Лиза», он навещал в музее своих друзей-рабочих. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии.
Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло.
В отличие от большинства звезд живописи ее рождение вообще прошло незаметно. После этих событий картина набрала небывалую популярность. Скорее всего, Вазари просто добавил историю о шутах для развлечения читателей. Франциск I является причиной того, что любой из нас может увидеть этот портрет. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена.
Немало версий связано и пейзажем, на фоне которого изображена Мона Лиза. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре и нигде больше. А так эстеты Патер и Готье оказались «наводчиками» профана Перуджи.
Проявлявший одинаковый интерес к анатомии инженерному делу, научным проблемам и аэронавтике Леонардо на протяжении своей жизни завершил невероятно мало картин. Готье представил улыбку Джоконды как главное оружие женщины-вамп, в которую опасно влюбляться, но не влюбиться нельзя» (Козлов Г. «Покушение на искусство»). Загадочность, лёгкость улыбки Моны Лизы во многом связана с особым приёмом живописи Леонардо да Винчи – сфумато (об этом читайте в статье «Мадонны Леонардо да Винчи»). Забавная деталь, о которой Перуджа рассказал на суде.
Свой поступок он объяснил желанием вернуть "Джоконду" на родину. Искусствоведы часто объясняют гениальность картины как раз тем, что на нем изображена земная женщина в образе Богоматери. Там же были и Тициан и Рафаэль и другие итальянцы, пригодные для его «патриотической миссии». Великий мастер отошел в мир иной, а картина досталась его помощнику Салаи. Леонардо отказался от использования чистого фона, как он уже делал ранее. Вокруг них красноватые пятнышки и волоски изображенные с чрезвычайной искусностью.
Так что пятисотлетие «Моны Лизы» можно продолжать праздновать еще целый год. Кардинал Ришелье отговорил своего короля продавать «Джоконду» англичанам. Намек на правомерность этой версии можно отыскать в название портрета: Ritratto di Monna Lisa del Giocondo (итал. ) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Второй раз за три года картина оказалась героиней мировой сенсации. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.
Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Это произведение он назвал загадочной аббревиатурой из пяти букв LHOOQ. Критик Уолтер Патер в своём эссе 1867 года о да Винчи выразил своё мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлёт славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя (см. Эту картину надо просто один раз увидеть. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место. В ХХ в. картина оставалась в Лувре.
В виде Моны Лизы изображают всех знаменитостей – от Сталина до Моники Левински. Попробуйте сделать невозможное и забыть о том, что «Джоконда» – картина картин. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». Вазари высказывает очень хвалебное мнение о качестве этой картины: «Любой человек, желающий увидеть, как хорошо искусство может имитировать природу, может с лёгкостью в этом убедиться на примере головы, т. к. здесь Леонардо воспроизвёл все детали Глаза наполнены блеском и влагой, как у живых людей Нежный розовый нос кажется настоящим. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи».
Только чувство утраты рождает любовь. Четыре железных крючка и пыльное очертание: призрачный след живописи.