Из всех голландских поэтов природы больше всего повезло у публики (даже при жизни) Паулю Поттеру. Еще в начале 17 в. о Голландии говорили, что она имеет больше домов на воде, чем на суше. Внутренний вид старой церкви в Делфте). Теперь же оно распространилось в высшем обществе всех стран. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи.
В персонажах этой картины также принято видеть отца Стэна, его жену и его самого. В картинеЛунная ночь над морем он ближе подходит к сумрачной поэзии Нэра. Рембрандт за этот период почти не пишет заказных портретов. Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового – наиболее яркого и самобытного в истории. Но только Лар отнесся к Караваджо так, как впоследствии Рембрандт отнесся к Гонтгорсту. На севере все меньше и меньше пишут религиозные картины, если же и пишут их, то придают им чисто бытовой характер (из протестантских церквей они были изъяты).
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Но все же такое освещение голландского искусства страдает односторонностью.
Близость Поттера к Кампгейзену в дивном сумрачном осеннем пейзаже (1650 года) даже настолько велика, что эту картину и пытались приписать последнему мастеру. Среди них выделяются Пуленбург (еще один ученик Блумарта), Кейленборг, Витенбрук, Брэнберг, Лиссе — с одной стороны, Ластман и Муйарт — с другой. В то же время Притча одна из вдохновеннейших живописных страниц Рембрандта. Однако нас может интересовать лишь старший в этой семье, Франс Мирис, сверстник Метсю (1635 — 1681), тогда как трое других принадлежат к скучным, ремесленным эпигонам Доу.
Некоторое время она держится в обособленном круге аристократии и плутократии. Все понуро, все трагично. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению.
В то же время в Сафтлевене больше, чем в ком-либо, ясно обозначилась связь позднейших художников Поттера, Адриана в. д. Вельде, Дюжардена, Кампгейзена со стариком Блумартом. Вообще фламандцы нарядны их правда всегда расцвеченная, роскошная. Художники эти оказали немаловажную услугу развитию световых эффектов на родине и в Италии. Но это черты расовые, а не классовые. Связывающим звеном между Сафтлевеном и Поттером является Альберт Кейп.
Тускло солнце пробивается сквозь испарения темно в тенях, но не светло и в просеках. Аскетизма в Рембрандте не найти и следа. Наконец, картина Лошади — один из характерных сюжетов Кейпа. Смерть, впрочем, похитила Поттера в столь молодых годах (ему было 29 лет), что трудно судить о том, насколько эти черты в его искусстве не являются просто состоянием известного ученичества перед природой. В свою очередь, Вейнтрак населил пернатым царством некрасивую тяжелую картину Вейнантса 1656 года Ферма.
Подобными же темами задавался Рембрандт (особенно в первые годы) нередко, а его ученик Доу со своим учеником Схалькеном превратили их в специальность. Бережный жест апостола, принявшего в свои руки еще не вполне отделенное от креста тело Спасителя, нежность, с которой он прижимает его к себе, строгость лица почтенного Иосифа Аримафейского, обморок изможденной горем Богоматери, рыдания Магдалины, лишь способной взирать на приготовления к погребению, наконец, вся постройка групп, жуткое распределение световых пятен, окружающий таинство мрак — все это не приемы находчивого мастера, а подлинное потрясающее душу откровение. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Забавно, что картина эта была поднесена Александру I кн.
Среднее же положение занимает Стэн. Та же черта спокойствия заметна и в картине 1655 года Жена Потифара обвиняет Иосифа, более красивый вариант которой находится в Берлинском музее. Еще сильнее других оказались Мас и Лэрес, но портреты их отсутствуют в Эрмитаже.
Но нужно сознаться, что последователь превзошел своего предшественника как в смысле психологическом, так и в смысле чисто живописной красоты. Картина эта смущает некоторой своей безжизненностью. Никому так не удавались небеса, как ему.
Первому в Эрмитаже принадлежит картина Внутренность церкви, помеченная 1646 годом, второму, кажется, следует отдать лучшую картину этого рода, ту, которая значится под именем Гоукхеста (В наст. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Обвинять ван дер Верфа в том, что было общей чертой голландского искусства его времени (он родился близ Роттердама, в 1659 году), в мелочности и вылизанности — нельзя.
Но все же Дирк не был основателем голландской бытовой живописи, которая (не говоря уже о предтечах в XVI веке) дала в самом начале XVII века, в картинах или в гравюрах, очень полную иллюстрацию нравов своего времени. Политическая жизнь страны изобиловала бурными потрясениями. Но Я. ван Гейде больше работал для кунсткамер и в своем изощрении доходил иногда до пределов вкуса, тягаясь с доуистами в мелочной передаче невидимых простым глазом подробностей (одним из его фокусов было изображение всех кирпичей на зданиях, хотя бы стоящих на последнем плане).
— 1678), пейзажная часть также написана Вейнантсом. Лучше других простой женский портрет, носящий поддельную подпись Рембрандта и мрачный портрет молодого человека (также с фальшивой подписью учителя). Остаются непредставленными лишь его (преимущественно конные) портреты.
Живопись же Ватерлоо вообще большая редкость и он скорее известен как гравер. Этот шедевр помечен 1631 годом, однако здесь следы связанности и робости уже исчезли. Нэр родился в 1603 году в Амстердаме об его художественном развитии ничего не известно. Подобные картины Венне, а также гравюры Гольциуса, Яна ван дер Вельде, Криспина де Пасса, Якоба де Гейна и ставшие из третьих рук известными в Голландии пирушки ландскнехтов Караваджо породили целую школу специализировавшихся на изображениях кутежей и игр военной молодежи, кордегардий и (реже) просто семейных пирушек в высшем обществе.
В то же время это художники, больше всего разработавшие проблемы света. Портрет чьей-то невесты (с протянутой вперед для кольца рукой) Эглона ван дер Нэра помечен 1691 годом. В том же настроении вечернего мира выдержана картина Молочница 1651 года.
Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Богатая страна была переполнена бродягами и нищими, против которых издавались чудовищные по своей свирепости законы.
Но неприятно переходить от изучения самого светодателя к сателлитам. Она вся terre terre, вся обращена на воспроизведение простой видимости. У Халса всегда чувствуется смех, но смех его откровенный, циничный смех гения.
Обе картины носят сизый свинцовый оттенок и исполнены сурового и даже щемящего настроения. Абсолютно в духе Кампгейзена написана другая Молочница 1652 года. Сам Халс не знал уютности. Рембрандт здесь уже весь, во всем своем великолепии и глубине.
Дальнейший тон ей дали Питер ван Лаар и Миль — караваджисты в миниатюре. Как тот, так и другой представляются скорее людьми XIX века, так мало в них условностей эпохи, такая в них чувствуется полнота свободы. Но и в Эрмитаже постигаешь прелесть его дарования и изумляешься его мастерству, когда разглядываешь бесчисленных лилипутов ван де Вельде, которые гуляют, катаются, торгуют, беседуют на картинах Я. ван де Вельде и Вейнантса, да и единственная целиком принадлежащая мастеру картина Пастух со стадом, помеченная предпоследним годом жизни художника (1671), — одно из самых поэтичных созданий голландской школы. в 1571). Но красочные созвучия на этой картине бесподобны. Заметна разница и во всем отношении к делу.
Воуверман самый, быть может, техничный из голландцев. Несколько в стороне от разобранной группы стоит Исаак ван Остаде, младший брат и ученик Адриана. — 1692), сына итальянца Я. Б. Вэникса Яна (1640 — 1719) и Я. Вейка (1640 — 1702), а также превосходного специалиста по цветам (к этому времени знаменитое увлечение голландцев цветами достигло высшей степени) Абр.
В его легкости есть что-то импровизаторское. Здесь налицо все его излюбленные намерения, здесь и все присущие ему недостатки. Но праздничный свет обливает его и точно наполняет все веселыми звуками труб и цимбал. Уже первые картины юного мастера обращают на него внимание.
Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. В Эрмитаже эти голландские маньеристы представлены рядом небольших цветистых, гладко выписанных и совершенно бездушных картинок ученика Терборха Каспара Нетчера (1639 — 1684) и его сына Константейна (1668 — 1721), сына поэтичного пейзажиста Аарта ван дер Нэра — Эглона (1643 — 1703) и А. ван дер Верфа. В них чуть ли не видят изменников родины и виновников падения отечественной живописи. Стэн точно хотел оставить по себе полную картину жизни и вкусов своих дней.
Прекрасная картина последнего изображает любимый мотив художника — дорогу извивающуюся среди холмов (фигуры писаны В. Схеллинксом). Семейства, в некоторых частях близко подходящий к Рембрандту. Спрос на живопись резко увеличился. Но чаще он бывает скучно официален и даже небрежен.
Все улыбается, все несколько прикрашено. Уже в этих картинах очевидно влияние Караваджо, но оно становится еще определеннее в трех других (и особенно в широкописанном Концерте), причем, однако, чернота теней Караваджо заменена веселой гаммой ясных красок. Интересен в историческом отношении портрет четырех детей в саду, помеченный 1671 годом, обозначающий начало пасторального стиля, столь характерного для последующей эпохи и картина Два офицера 1655 года. Здесь ничего лорреновского нет. Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном.
С возникновением группы мы познакомились уже в творчестве эльсгеймеристов. Несмотря на нарядные праздничные костюмы, в которых бюргеры, принцы, воины и дамы ему позировали, его произведения — сама простота, сама трезвость. Исключительной красоты красок, ясных, несколько металлических (зеленых, черных и розовых), картина изображающая веселую компанию офицеров и легкомысленных дам в костюмах 1630-х годов. Из них Дюсарт бывал самым близким подражателем своего учителя (красивая) картина Ферма 1681 года но абсолютно манерен Странствующий музыкант).
Получилась какая-то эпидемия мелочности, чего-то дряблого, слабого. Все это современники Рубенса, но уже между ними и фламандцами разница колоссальная. Предтечами этого течения уже были портреты ван Дейка. Прекраснейшими иллюстраторами светского быта, наряду с Терборхом и Метсю, были Вермер Делфтский и Питер де Гоох.
Кажется, точно слышишь в кристаллическом осеннем воздухе негромкий говор, мирную суету. Внешняя политика Голландии в первой половине 17 в. характеризовалась борьбой с Испанией и Португалией за политическое и экономическое преобладание, а во второй половине столетия — с Францией и главным образом с Англией внутренняя политика— борьбой за власть между крупной буржуазией провинции Голландии и штатгальтером (номинальным главой государства), к которому нередко присоединялись различные слои населения, оппозиционно настроенные по отношению к всемогущему амстердамскому патрициату. Все части ее приведены к одному целому, держат друг друга, дополняют друг друга. В этом причина ее терпкого зеленого тона и невнимательной, рутинной лепки фигурок.
Не умер вполне в стране и католицизм. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
Рембрандт, при всей своей любви к чистой отвлеченной форме (например, к Рафаэлю), сам к ней не прибегал ни разу. в 1564), Миревельт (род. Резкий зимний ветер баламутит воду и рвет паруса судов. Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. Будучи на 13 лет моложе Терборха, он и в своем колорите, сформированном, быть может, под влиянием Рембрандта (в Амстердаме Метсю жил с 1656 года), обнаруживает принадлежность к более позднему поколению. Портрет Константейна Нетчера помечен 1689 годом.
1642 год ознаменовывает фатальный перелом — начало Голгофы. Едва ли она была тем жалким существом, той алкоголичкой, которая на картине Стэна спит без просыпу сном пьяницы. И здесь с 1650-х годов замечается абсолютно новая полоса.
Обыкновенно выставляют дело так. Многое в его работах напоминает Гонтгорста, Ластмана.
Рюисдаль и Нэр, но зато с более определенным знанием форм облаков. При этом символизм искусства и жизни Рембрандта носит роковой характер. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита.
Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. 740 (В наст. Широким потоком вливается из окна белый утренний свет.
Единственной иллюстрацией этого фазиса в Эрмитаже является портрет его отца, умершего в 1630 году. Младшему брату Франса — Дирку (1591 — 1656) обыкновенно приписывают основание голландского жанра и действительно, его специальностью были костюмные картины, на которых изображены пирушки и прочие развлечения высшего общества или военной молодежи. Однако и эта картина заслуживает самого подробного изучения тех, кто пожелал бы проникнуть в жизнь высших сословий первой трети XVII века (она помечена 1621 годом).
Однако сейчас же нужно выяснить значение этих подходов. Но Рембрандт исключение, а вовсе не представитель типично голландской живописи.
Это очень ярко отразилось на городской планировке. Можно при этом вспомнить, что Остаде был сыном ткача и сам иногда украшал такие картины своих учеников фигурками рабочих (в Эрмитаже картина Оуденрогге Ткач, в которой интересно проследить далекие отголоски Рембрандта). Но слабости в них нет. Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. — 1697), гарлемский мастер В. Ромейн (1624.
В этом отношении Лар означает и шаг дальше на пути реализма в сравнении с Караваджо. Наконец, скорее всего, подражателей у него не имелось потому, что тогда была яснее неподражаемость живописи Халса при всей ее соблазнительной и кажущейся легкости. Девушка, вероятно, собирается на свидание. Это целая поэма.
Миньона (1640 — 1679). Не будь года — не сказать, что это произведение человека 25 лет, — такая во всем зрелость.
Поразительно передано таяние воздуха, пропитанность всего радостным светом. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. Художники, члены того же общества, должны были увлекаться вместе с другими уютом дома и клубных корпораций, а также уютом недалеких прогулок по дюнам, деревням, садам и пастбищам. На картине Драка (1637 г. ), абсолютно по рецепту Блоота и Броувера изображена драка мужиков, мятущимся озверелым фигурам которых придан какой-то фантастический характер.
Семейство и Ce человек), — скучнее и мертвеннее всего остального. Затем идут сразу произведения одного из классиков-маринистов С. де Влигера (1603 — 1653): большая, официальная, несколько скучная, серая, но правдивая картина Прибытие Вильгельма Оранского в Влиссинген (В наст. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Брат невесты, 8-летний мальчик исполняет роль шаловливого амура и толкает красавицу к лестнице, со ступеней которой сваха и слуга усерднейшим образом зазывают обвенчанную пару.
Итальянцы изображали блудного сына в виде итальянца, фламандцы — в виде фламандца. Картин не так много, но для характеристики стиля достаточно. У нас в Эрмитаже его картин столько и так они все похожи друг на друга, что как-то не хочется приступать к детальному изучению их однообразной массы. Кампгейзен был на три или четыре года моложе Кейпа и на год или два старше Поттера. Отдаленно они даже напоминают сатанинских героев на картинах Босха и П. Брейгеля. Поколение Адриана ван де Вельде — художники, родившиеся с 1635 по 1640 год и начавшие, следовательно, работать к концу 1650-х или в начале 1660-х годов, в эпоху уже полного расцвета французской моды, но еще и во время доживания традиций национальной техники, поколение это дало в сыне фламандского пейзажиста Гилиса де Гондекутера, Мельхиора (1636 — 1695), лучшего изобразителя одушевленного животного мира в голландской живописи и, кроме того, нескольких специалистов по охотничьим трофеям, вроде А. Д. Гондиюса (1638.
Ведь выписывал же в 1620-х годах всякую подробность и сам Рембрандт. На обеих картинах бесчисленные фигурки, размещенные с большим остроумием и тактом, принадлежат кисти А. в. д. Вельде. О красоте Данаи забываешь справиться, так красиво все в целом. Но зато близкий к Ластману и Рембрандту мастер, также подпавший под влияние Эльсгеймера, Муйарт (1600 — 1659) представлен в Эрмитаже двумя картинами из которых наиболее прекрасная отражает, в большом формате, все особенности Эльсгеймера, хотя и написана уже в 1640 году — 20 лет после смерти замечательного немецкого художника.
И однако глаз не устает разглядывать эту сцену — и то любуешься абсолютной жизненностью голов (особенно взглядом и легкой усмешкой кавалера), то переходишь на околичности и восхищаешься передачей костяного ножичка, лимонной корки, складчатых панталон офицера, его чулок, его засаленного башмака, позумента на юбке больной, мягкого сверкания ее палевой кофты. Абсолютно прекрасен пейзаж с сенокосом слева. Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Здесь и колорит Рембрандта заметно теплеет, а живопись становится более яркой и широкой.
Время его учения у Ластмана в Амстердаме было крайне непродолжительным (он у него пробыл всего 6 месяцев) и, однако, как мы уже указывали, прошло оно не бесследно в творчестве Рембрандта. Зато процветают все области реализма: портрет, пейзаж изображение быта, мертвая натура.
Их присутствие не нарушает тишины и меланхолии, разлитых в картине. Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Это было явление, гораздо более профессиональное, нежели это обыкновенно думают и лучшим доказательством этому служит то, что так мало сохранилось сведений о голландских живописцах (следовательно, сколь малую роль играли они в общей жизни) и что сведения эти или глупые анекдотические наговоры или документальные данные о том, какой ничтожной поддержкой общества пользовались художники. Св.
Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку. «. В ее развитой по тем временам промышленности наибольшее значение имело текстильное производство и особенно судостроение— на голландских верфях строились корабли для всей Европы. Этому художнику не было даже суждено кончить свою жизнь на родине он умер в Венеции. Стэн — самый голландский из голландцев — был католиком.
Милая вещица Гагена (замок, выглядывающий из-за деревьев, с эффектной поддельной подписью Hobbema 1663), также не вполне характеризует этого тихого вдумчивого художника. Самый тон изложения имеет в картине что-то подлинно патриархальное, древнее и вечное. Они заполняют все.
За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Странно констатировать в этой картине 1650-х годов какие-то черты романтизма 1830-х годов.
Он лишается облюбованного гнезда, привычной мастерской, всех своих радостей. Как указывает Маркс, «. Вся картина — сплошное золото ликующая музыка света льется из нее неисчерпаемым потоком. — 1672) мы видим также не скромных бюргеров, а аристократическое общество: дам в шелках, газе и атласе, кавалеров, причесанных и одетых по моде дня (1660-е).
Его интересуют не только действующие лица (которых он изображал с величайшею типичностью), но и вся среда, вся обстановка их жизни. И другая табажия Стэна в Эрмитаже в своем роде настоящий перл.
Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Он опустился без сил.
И опять-таки это не был интерес отвлеченный, холодный, академический, а жгучий, страстный. Впрочем, нужно тут же указать, что у Рембрандта (особенно в его офортах) проглядывает иное отношение к меньшой братии, отношение абсолютно гуманное, достойное времен Милле и это же отношение иногда просвечивает в творчестве Адриана ван Остаде, в тех именно случаях, когда можно проследить решительное влияние великого гения на своего более скромного собрата. Во втором замечательна бурая мягкая светотень.
Но и это вряд ли определенное место, существовавшее когда-либо на итальянском побережье.
Освобождение Голландии совпало с моментом торжества натурализма в Италии. Эта картина имеет более, чем многие другие, характер чего-то редкого, драгоценного. Очень выразительно изображено небо.
В Гааге Гойен достиг одно время известного благосостояния, но это, кажется, благодаря разным посторонним аферам (например, покупке и продаже домов). Последний удар рока — смерть Титуса в 1668 году. Все искусство Кейпа носит характер удивительной жизненности.
С красками он справлялся с трудом и сейчас впадал в условность. Он часто ставит на второй план то, что должно давать ноту жизни всему.
Первые его картины означают годы учения на натуре. Прямой противоположностью гладкой, суховатой (но высоко мастерской) технике, скромной, сдержанной гамме, всей чопорной осанке этих портретов являются пышные портреты фламандцев их золотистый тон их развязность или (у позднего ван Дейка) их элегантность. Только что упомянутый гарлемец Филипс Воуверман (1619 — 1668) был на год старше Кейпа и на два года старше Исаака ван Остаде, но его искусство, представленное в Эрмитаже с абсолютной полнотой 53 картинами, скорее говорит об ином времени, об иных вкусах.
Сам Мушерон бывает часто очень декоративным (особенно прелестны его рисунки и акварели), а его последователь, Иоганн Глаубер, достигает иногда и подлинной красоты, но Я. ван дер Мэр-младший (1656 — 1705) и Я. де Гейсх (1657 — 1701) впадают в совершенный шаблон и теряют всякую прелесть.
Что это — Ливорно, Генуя, Анкона. Недаром зачитывался он самой страстной поэмой в мировой литературе — Библией. Обыкновенно его принято характеризовать как скучного итальянизирующего маньериста. Венне достигает иногда удивительной тонкости (Празднество мира в Лувре) и тогда его хочется причислить к первым величинам голландской живописи.
Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Резкие краски не лишены приятности.
Наиболее же высокие достижения голландской культуры связаны с живописью. В сущности, магия этой картины необъяснима. Эти горожане дают точку зрения Поттера, эта фермерша дает его поэтичную мечту.
Она остается замкнутой и таинственной. Несколько небрежным, к сожалению, он является и на эрмитажной картине (к тому же сильно испорченной реставрацией) изображающей пикник придворных в роще. Первый длится приблизительно до 1632 года, до его переселения в Амстердам.
Любимец широкой публики, Фердинанд Боль (1616 — 1680) в общем скорее холодный и вялый мастер, тип оппортуниста, угождавшего всем вкусам, удостоился быть представленным в Эрмитаже двенадцатью произведениями. Для народных масс это означало лишь смену одной формы социального гнета другой. 759), в которой прежде хотели видеть мать художника (умершую еще в 1640 году), но в котором, как теперь толкуют, мы имеем портрет (помеченный 1643 годом) Геертье Диркс, няньки маленького Титуса, особы, стоявшей очень близко к самому Рембрандту, но покинувшей его несколько лет спустя со скандалом и кончившей жизнь в доме умалишенных. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. В ней все эти впечатления преломились особым образом и превратились в нечто новое.
Он становится быстро знаменитым, главой целой школы и богатым. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер.
Здесь Терборх создает свою знаменитую картину Заключение Вестфальского мира и с этих пор, поселившись (после трехлетнего пребывания в Испании) в Девентере, он становится изобразителем светских нравов, наблюдать которые ему было легче, чем кому-либо из художников, так как он сам принадлежал к лучшему обществу. Голландские художники 17 века ввели в моду реализм в живописи. Гравирование крепкой водкой расстроило здоровье испортило глаза. Но живопись Терборха не французская. Солнце скрылось за густыми слоями холодных туч.
Нигде ни намека на утешение, на улыбку. Адриан ван де Венне бывший придворным художником принцев Оранских, служил таким же точным протоколистом празднеств и всевозможных событий общественного значения, каким в портретной области был Миревельт. 761. ). Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. При этом Воуверман был меньше всего заинтересован правдой.
время — Г. Хаукгест. Уже в начале 1640-х годов он пользовался некоторой известностью и возможно, что его достижения сыграли роль в развитии Кампгейзена и Поттера, если только допустить, что художественные произведения в то время могли сразу получить такое распространение и влиять на художников, безвыездно живших в разных городах. В ней необычно яркий и тревожный свет.
Из трех остальных картин Дюка две (одна необычайных размеров) изображают подобные же кордегардии, третья — общество куртизанок и кавалеров. Raison dtre их творчества отчасти кроется в юморе (серьезных или мрачных изображений крестьянской жизни почти не встречается), но, главным образом, она заключается в красочной прелести, которую они умели придавать самым незатейливым и даже отталкивающим сюжетам. Те же черты были вовсе удалены из ее домов молитвы, где дозволено было остаться лишь слову проповедника, пению прихожан и разве еще мавзолеям знаменитых граждан. Беркгейде же относился к делу шире, свободнее.
Реализм голландцев, будучи с одной стороны явлением общим всему европейскому искусству первой половины XVII века (вспомним еще раз Караваджо, Розу, Фети, Кастильоне, Веласкеса, Сурбарана, Рубенса, Йорданса, Броувера, Эльсгеймера, Ленэнов, Вуэ, Валентена, французских портретистов и иллюстраторов всех стран), был, с другой стороны, явлением, коренившимся не столько в требованиях голландского общества в широком смысле слова, сколько в особых увлечениях тесного художественного мира. Из девяти достоверных картин Гейде в Эрмитаже особенно хороши вид в Кельне, в котором с громадным мастерством передан трудный эффект contre jour (солнца, светящего в лицо художнику) и Замок, восхитительная, полная поэзии передача тусклого, теплого осеннего дня. Один Броувер является исключением, но он получил свое художественное воспитание в Голландии. Ряд превосходных картин его в Амстердаме, в Кане (Caen), в Дрездене, его двойной портрет в собрании И. Я. Мюред в Петербурге, а также великолепные его офорты достаточно объясняют силу его очарования, к которой нужно еще прибавить ясность и убежденность его теорий, начавших перечить (лишенным формулировки) внутренним чувствам национальных художников.
763. ). Особой отраслью была в Голландии и архитектурная живопись. Этот капитальный труд он исполнил по заказу Эмилии, вдовы штатгоудера Фредерика Генриха. Вообще же он восхитительный мастер и — явление редчайшее — не уступает своему образцу.
В Эрмитаже он представлен с этой стороны в несуразной композиции 1656 года Жертвоприношение Иеровоама в Вефиле, в портретообразной сцене Семейство Дария перед Александром 1662 года и в портрете ученого 1648 года. Михель Янсон Миревельт (1567 — 1647) открывает собой ряд типичных голландских портретистов.
В таком же роде Коровы на водопое.
Величайший пробел в Эрмитаже — это, как мы указали, отсутствие картин Вермера. Картина эта относится к концу 1640-х годов. Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Лейденский художник Габриэль Метсю (1630 — 1667), которого пытались охарактеризовать как буржуазного Терборха, является на самом деле лишь двойником своего предшественника и почти ни в чем не выдает свое происхождение из суховатой школы Доу. Третья картина, Утро кавалера, может быть приписана Гооху лишь с большими оговорками.
Чтобы иметь полное представление о Яне Батисте Вэниксе (1621 — 1660), нужно видеть две его парные картины в Кушелевской галерее. И в Италии он остался тем же тихим, вдумчивым поэтом, тем же тонким (иногда лишь чересчур, до мелочности тонким) живописцем, каким он был на родине. Ведь их не могли выручить ни нарядность костюмов, ни известный шик.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Им сделаны и большие завоевания в смысле правдивой красочности. Указать точную их зависимость друг от друга трудно.
Смелая живопись и удивительно светящиеся краски при сочных темных тенях, общий глубокий тон и оригинально выбранный мотив (так удачно передающий высоту здания), цветистый блеск расписных стекол и внушительная грандиозность испанских трофеев, свешивающихся над могилой адмирала Гэпа, наконец, на фоне всей этой древности, всей этой исторической пыли, яркие фигурки одетых по моде 1650-х годов дам и кавалеров — все делает эту картину прелестным куском живописи и придает ей, кроме того, подлинно поэтичное настроение.
К этому времени произошла большая и повсеместная перемена в нравах. Он отличается искусным галерейным тоном. Для истории одежд и нравов она настоящий клад.
Среднее положение между табажистами и светскими художниками занимает Ян Стэн, знаменитый лейденский пивовар, побывавший и в школе у Остаде в Гарлеме, видавший и жизнь высшего общества, особенно в бытность свою в Гааге, где он женился на дочери Яна ван Гойена (в 1649). В том же характере второй женский портрет Морельсе. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Рембрандт покинул Ластмана готовым художником, но первые его картины исполнены в характере учителя (вернее, всей римской школы — в них мы встречаем отражения Гонтгорста, Эльсгеймера и других).
Не то у него на родине, не то в Италии. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Самый даровитый из учеников Остаде, Бега, представлен четырьмя подлинными картинами из которых в особенности одна: Раненый крестьянин (любимейшая еще тема Броувера), написана в прелестных плотных красках. Своего наивысшего экономического подъема республика достигла в середине 17 века. Картина — шедевр де Витте.
Но всего не перечтешь. Пуленбург (1586 — 1667) представлен в Эрмитаже исчерпывающим образом одиннадцатью произведениями, среди которых имеется его капитальный труд Отдых Св. Их картины всегда чудесные красочные украшения для стен. Маленькая страна с немногочисленным населением выдвинула многих выдающихся ученых и художников. При этом забывают о том, что не все в Голландии свелось к бюргеру.
Где такой порт. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Быть может, что со временем Поттер освободился бы от мелочности и приобрел бы большую широту, большую мягкость, но это не было суждено — в 1654 году его уже не стало. На единственном в Эрмитаже портрете Абрагама Темпеля (1622. Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей первая его жена умерла вскоре после побоев на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Но эти черты он довел, действительно, до единственного мастерства, до совершенства.
В. С. Трубецким как изображение Петра Великого в Голландии, тогда как она во всяком случае написана не позже 1650-х годов и скорее в 1640-х. Это, пожалуй, лучшие картины во всей серии. Он еще лучше, нежели Корреджо, понял самую природу света, его законы, его жизнь. Ни одна страна не знала такого обилия налогов, как Голландия.
В них чувствуется натура и пережитые на местах впечатления. В их однообразии есть что-то даже фотографическое. В сущности голландский характер здесь тонет почти всецело в том общеевропейском иначе говоря, парижском облике, который приняла и голландская жизнь с 1650-х годов и который она не покинула даже в период ожесточенных войн с французами. Но они означают и шаг вперед перед фламандцами.
Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Лишь Рембрандт роскошен в тоне как любой венецианец или фламандец. Однако искусство Рембрандта при этом не падает. Он родился в 1621 году и свое образование получил в Гарлеме. Начинают эту категорию два художника: гарлемец Питер ван Лар, прозванный Бамбоччо (1590 — 1674) и его двойник, фламандец Ян Миль (1599 — 1664). Главными двумя группами являются: светские художники, с одной стороны и табажисты, преимущественно изображавшие быт простонародья, с другой. Инв.
Это самое яркое пятно на полотне именно на простыню падает свет, освещает всё вокруг и объединяет композицию. Отец готовил из него ученого и Рембрандт был определен 14 лет в университет, но страсть к живописи, проснувшаяся с неудержимой силой, заставила его оставить латынь и перейти в школу к малоизвестному живописцу Сваненбургу. Показательно, что в этой картине нет сюжета. Произведений Дюка мы имеем, пожалуй и чересчур много.
Две из них изображают любимые художником мотивы Норвегии, куда Эвердинген, как гласит предание, попал случайно испытав кораблекрушение у берегов Скандинавии (около 1640 года). Эта композиция очень отличается от других картин. Точно неумолимое тысячелетнее проклятие нависло над гигантами. И удивительно, какими волшебными средствами Рембрандт достигает этого впечатления. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба.
«Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. Полны еще сильного художественного чувства амстердамский художник Якоб в. д. Дус (1623 — 1673), Иог. Самые странные из этих произведений — подписанная картина Река Mac (В наст. Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным.
К этим первым жанристам (по большей части размещавшим свои фигурки среди тонко разработанных пейзажей) принадлежат Дрохслот, Адриан ван дер Венне, Ян ван дер Вельде, его брат Эзайас, Бейтевег, Аверкамп, Кабель и переселившиеся фламандские пейзажисты Ганс Боль, Конингслоо и Саверей. Но только этот интерес не носил временного, локального и национального характера. В искусстве это выразилось разнообразно — в аристократизме ван Дейка, пришедшем на смену плебейской роскоши Рубенса, в велеречии Лебрёна, вытеснившем простоту Пуссена, в жеманности Маратти и Долче, начавшей новую печальную эру в итальянской живописи, в сентиментальности Мурильо, водворившейся в религиозном искусстве Испании, только что имевшей таких силачей, как Рибейра и Сурбаран. Но как раз это все выдает (не совсем доучившегося) ученика Поттера, тогда как в итальянских своих пейзажах Дюжарден приобретает более широкую технику и более гармоничную красочность. Абсолютно зато ясным представляется Кейп на картинеЗакат солнца (В наст.
Вместе с этим художник теряет приток средств. Абсолютного великолепия достигли в том же искании света, тепла и особой, полной неги музыкальности четыре художника, принадлежащие к одному поколению и являющиеся наиболее популярными из итальянских голландцев: гарлемец Клас Берхем, амстердамец Ян Батист Вэникс, ученик Блумарта, Карель Дюжарден (1622 — 1671) и, наконец, Адам Пейнакер, родом из окрестностей Дельфта (1622 — 1673). название — Молодая женщина, угощающая кавалера вином).
Особняком стоит Возвращение с охоты, тонкий этюд утопающего в золотистом свете дня. XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Костюмы кавалеров принадлежат к 1650-м годам. В целом голландская живопись лишена страстности, лишена полета. Рембрандт считается голландским художником. Окончательно сгущаются они в 1661 году, когда умерла Гендрике.
С 1658 года, года публичных торгов, когда он лишился за бесценок своих драгоценностей и обжитого гнезда, сумерки эти приобретают все более и более страшный характер. Солнечные лучи, рассеянные легкой дымкой, проникли всюду и бросили мягкие нежные тени. Лишь Рембрандт передал сцену как бы происходящей между древними представителями Божьего народа.
К первым принадлежат Терборх, Вермер, Питер де Гоох, семья Мирисов, ван дер Верф, Мас, Кудейк, ко вторым — Корнелис Сафтлевен, Остаде, Дюсарт, Бега, Бракенбург, Гемскерк, Гореманс. Пожилая дама стелит постель.
У Стэна психология иная. Соч., т. 23, стр. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников8.
У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам. Анекдот ее самый обыденный. Течение это продолжается и в XVIII веке, но превращается в ремесленное повторение задов.
Но в этом доме не всё так просто. Очень близок к Болю по характеру своего творчества Гербрандт ван ден Экгоут (1621 — 1674), также насиловавший свое воображение, чтобы приблизиться к Рембрандту и также разменявший великое искусство своего учителя. Традиция, однако, клевещет на бедную Маргариту Гойен, на которой женился в 1649 году Стэн.
Превосходен этюд облаков на картине Переправа через ручей. Одновременно тип его фигур становится правдоподобнее и симпатичнее. Но в тесной близости с мастером чудесная сторона его техники была более очевидной и кто в себе не чувствовал той же магической силы, тот и не пытался угнаться за ней.
Картина была возвращена Поттеру и придворная его карьера испорчена. Но Лейден был в то время художественным центром (в нем работали два лучших художника Гойен и Эзайас ван дер Вельде) и имел уже славное прошлое (Лукас Лейденский). Но ни то, ни другое отношение несправедливо. Восемь перечисленных мастеров являются самыми даровитыми и интересными среди итальянских голландцев, но ими ряд еще не исчерпан.
Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Даная прекраснейшая картина Рембрандта и это прекраснейшая картина в Эрмитаже. Краски здесь во всяком случае еще вполне цветисты, да и всем своим ясным настроением картина скорее говорит о годах безмятежной жизни и работы. Позже, вероятно, написан Иаков, получающий одежду Иосифа.
В этом искании вездесущности света Кейп дошел даже до какой-то блеклости и тусклости. Где происходят его сцены — зачастую трудно сказать. Расположены фигуры с большим декоративным тактом, но менее свободно, нежели у Гельста.
К концу 1640-х годов новый проблеск счастья.
В это время он выказывается уже совершенным и, мало того, передовым техником, но творцом еще довольно робким. Те два оргийных живописца насиловали тайны душ, деспотически распоряжались характеристикой, были, словом, чересчур откровенными и проницательными. Всепрощающий отец — тот же состарившийся и умудренный Авраам, его друзья — те же суровые приятели Иова.
Бент (1650 — 1690), лейденский художник, кончивший жизнь в Берлине, А. Бегейн (1637. Все, что случилось с ним, должно было случиться по каким-то верховным законам. Он скорее точно подглядывает сквозь замочную скважину и затем, заливаясь до слез, рассказывает о подсмотренном приятелям.
Одни еще борются и плачут, другие покорились судьбе, свалились и гниют в ядовитой воде.
Это уже не только красивая панорама, но какой-то синтез всей Голландии. Но и не одни лошади, которыми поистине художник злоупотреблял до утомления (и опять вину этого можно поставить на счет любителей и знатоков, всегда завидующих друг другу и желающих иметь непременно то же, что у другого), не одни лошади — сила Воувермана, но и пейзаж.
Сюда относятся и художники, получившие свое развитие в Риме. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение).
Здесь между прочим замечается черта, лишь редко встречающаяся у Поттера и у Кейпа. Старшим представителем живописи церквей в Эрмитаже является Геррит Гоукхест (1600 — 1655), сверстник Гойена, но писавший еще в суховатой манере Стэнвейков и Нэффсов. Гельдер был самым последовательным и самым глубоким из рембрандтистов, а иногда почти достигал высоты искусства своего учителя. Милее всего беспритязательные картины вроде какого-то итальянского пейзажа с мостом на жердях или полная искреннего чувства картина Жнецы или неправильно названная картина Голландский берег (какая это Голландия с горами. ) или еще Зимний вечер, где так превосходно переданы несущиеся холодные тучи.
Вокруг заколдованная топь, непроходимая трясина.
Луна Нэра всегда выходит из обложивших восток туч, она едва возвышается над башнями Дордрехта, над блеклой поверхностью Мас, в которой ее отражение тянется тоскливой полосой. Мрачная, полная дикого настроения картина Ромейна Скот на пастбище и ряд произведений Лингельбаха, рисующих с занятными подробностями уличную жизнь портовых городов и самого Рима (например, Piazza di Spagna, помеченная 1666 годом), уступают произведениям вожаков направления лишь менее гибкой виртуозностью и менее горячим колоритом. Однако Кейп был в то же время и хорошим портретистом и первоклассным знатоком животных.
Народные массы Голландии, — говорит Маркс, — уже в 1648г. Наступает счастливейший период жизни мастера. Картина имеет выцветший, но едва ли не преднамеренный характер.
Однако и Питер де Гоох представлен не в полную свою величину. Изображает эта картина Бегство Клелии из лагеря Порсенны. Маркс и Ф. Энгельс.
Каналы, шлюзы, набережные, разводные мосты в сочетании со следовавшими по водным магистралям разнообразными морскими и речными судами стали обязательными элементами голландских городов, составляя как бы неразрывное целое с их основной застройкой. Четыре художника носят фамилию Мирис. в 1567), Равенстейн (род.
Сам Лэресс вовсе не плохой мастер. Более самостоятелен Пуленбург изобретший особую мягкую и плотную эмалевую технику. Но Блумарт не был живописным темпераментом. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650.
От драматизации сюжета Рембрандт на сей раз воздержался. Не избегла общей участи и Голландия. Инв. Небесные лучи льются потоками.
Краски Метсю более ярки, его колористические намерения более определенны. В Эрмитаже имеется приятная в своем коричневом тоне картина Пустая кружка (в авторстве ее Боде почему-то сомневается) и менее характерный Пустынник, носящий пометку 1660 года. При этом орнамент Болота не имеет в себе ничего холодного, академического.
Фламандцы вот таким образом декоративнее. Тому же мастеру приписана лучшая из всех эрмитажных церквей Внутренний вид старой церкви в Делфте, но о ней мы будем говорить ниже.
Он как-то отошел от своих натурщиков, перестал их изображать в непосредственной близи, в натуральную величину, в закрытом помещении. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой.
Ришелье писал о голландцах: «Эта горсточка людей, владеющих клочком земли, состоящим из вод и выгонов, снабжает европейские народы большей частью нужных им товаров». Это не пустая игра форм, а исповедь мятежной души. Совершенными пастиччо под Рембрандта являются Старушка, помеченная 1651 годом, театральный старец ученый (и здесь подпись: Rembrandt F. ) и две знаменитые картины: эффектный, но неприятный и малоубедительный портрет военного (. ) и портрет так называемой принцессы Нассау-Зиген в окне. Впрочем, художники эти не пользуются большим уважением современной критики. Он же первый научился с полной убедительностью передавать разные составы почвы (особенно ему удавались песчаные овраги и изъезженные глинистые дороги).
Одни из них пошли вслед за Караваджо, другие — за Эльсгеймером. — 1693. ) и, наконец, уроженец Франкфурта-на-Майне Иоганнес Лингельбах (1623 — 1676), самый верный последователь Лаара, с которым его часто смешивают. Он представитель динамического начала голландской народной души.
Гонтгорст и Ластман — его ближайшие предтечи. И это имело огромное значение для всего течения голландской живописи. Самая манера письма, несколько упрощенная, не в духе голландских пейзажистов (за исключением разве Гойена). Мы мало знаем об особой психологии тогдашних голландских художественных кружков, но нужно предположить в них большой запас энтузиазма к своему призванию, большую духовную силу и дружную поддержку товарищей, чтобы понять, каким вообще образом могло продержаться, развиться, расцвести и сравнительно медленно увянуть искусство, которое стране не было нужным. Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по совершенному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Голландия была образцовой капиталистической страной XVII столетия» (К.
Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. Ему — 58 лет. Из этих учеников в Эрмитаже представлен младший брат Адриана — Исаак, о котором мы будем говорить дальше, при разборе голландского пейзажа, Корнелис Бега (1620 — 1666), Иог. Черты различия выражаются, во-первых, в сюжетах.
Но затем искусство его все более освобождается от маньеризма и достигает простой, широкой правдивости. С одних творений Рафаэля Рембрандт собрал целых четыре тома воспроизведений. Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Эрмитаж обладает пятью картинами мастера и кроме того на двух картинах (Птичий двор и Пейзаж с домашними птицами) обычного сотрудника мастера, специалиста по куриному царству Дирка Вейнтрака (1625.
Едва ли советы этого художника были Рембрандту в пользу. В том же году умирает Саския и оставляет ему единственного годовалого сына. Действительно, трудно себе представить более иллюзорное впечатление глубины и озаренности в полутемной комнате.
Вся эта красивая и спокойная пестрота не мешает светиться горячему тону лиц, ярко выделяющихся (точно в искусственном освещении ламп и свечей) на темном фоне догорающей зари — мотив, заимствованный у венецианцев. Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. Момент духовной борьбы патриарха только что миновал он роняет занесенный нож и еще не совсем понимает, что происходит.
Это лишенное даты Посещение трех ангелов Авраама (другие, напротив того, относят картину к 1650-м годам). Но только Стэн — Халс в малом и Халс в уютном. Они принадлежат даже к первейшим техникам истории живописи.
Меньшее значение имела голландская литература, не давшая ни одной фигуры общеевропейского масштаба.
Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. Рядом с современными картинами pleinaira и яркого импрессионизма Авраам покажется темным. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 23, стр.
Однако и странность эта лишь кажущаяся. И вот еще что. XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность.
Даже исторические композиции Стэна могут служить иллюстрацией вкусов своего времени, хотя он и остается в них (вероятно, помимо желания) тем же неисправимым насмешником, тем же буффонным комиком, каким он является в своих жанрах. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью.
Другой его портрет изображает мальчика в роскошном костюме. Рембрандт в своих картинах и офортах создал параллельную Библию. Хуже прочих —, помеченный 1647-м годом и изображающий любимый сюжет Остаде Постоялый двор. Если до этого художники пытались потворствовать голландским бюргерам изображая их жизнь и быт, лишённые всякого высокого и поэтического языка, а также работали для церкви, которая заказывала художникам работы довольно примитивного жанра с давно избитыми сюжетами, то начало XVII века стало настоящим прорывом. Оуденрогге (1625 — 1657) и Дюсарт (1660 — 1704).
На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. Эрмитаж обладает семью превосходными картинами А. Кейпа, рисующими его с разных сторон.
Оно исключительно историческое. Особенно отличаются этой чертой знаменитые лунные ночи мастера.
Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Художники от привычных ранее тем перешли к изображению бытовых сцен, портретов, пейзажей, натюрмортов и так далее. Гораздо приятнее два последних ученика Рембрандта — Николас Мас (1632 — 1693) и А. де Гельдер (1645 — 1727).
Важно отметить источники, общие почти всем названным художникам. Первая является тонким, полным уютности этюдом крестьянина, курящего свою трубочку. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Это поистине чрезмерно. Впрочем, одна отрасль была безусловно нужной — это портрет.
Банальные фигуры Лингельбаха лишь портят настроение. За домом обычно располагался крохотный дворик. За последнее время значительность Кампгейзена настолько выросла в мнении знатоков голландской живописи, что ему даже решились приписать один из лучших пейзажей Эрмитажа Пейзаж с охотниками, несмотря на то что на нем значится полная подпись Р. Potter fecit. Среди них почетное место принадлежит сверстнику Рембрандта, роттердамскому уроженцу Корнелису Сафтлевену (1606 — 1681), одному из самых разносторонних художников голландской школы, находившемуся одно время под влиянием Эльсгеймера и писавшему всевозможные сюжеты, начиная от фантастических сцен, кончая табажиями во вкусе Броувера.
Наконец, восхитителен и общий тон глубина тонущей в сумраке комнаты (обыкновенно источник света у Терборха впереди — в противоположность Мирису, Гооху, Вермеру и другим, любившим изображать окна из которых льется свет). время — Накренившийся парусник). Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Но это счастье досталось ему благодаря той черте, которая нам теперь менее всего приятна. Церковные здания в соответствии с духом кальвинизма не отличались очень большими размерами и пышностью убранства. Надо при этом сказать, что общей чертой табажийных художников была живописность.
Практика эта оказалась в то же время удивительной школой художникам. В Миревельте мы найдем черты сходства с Поурбусами, с Мором, с Горциусом. Чувствуется воспоминание о написанных за 20 лет английских портретах ван Дейка. Наконец, фламандцу по рождению Герарду де Лэресс, переселившемуся в Голландию (сначала в Утрехт) в 1665 году (17 лет после основания Академии в Париже и за два года до смерти Рембрандта), принадлежит оспариваемая заслуга водворения академических формул, забытых с самых дней Гольциуса и Ютеваля и лишь контрабандою прозябавших в некоторых итальянизирующих голландцах, вроде Пуленбурга и художников его школы. Доу (1613 — 1675) был учеником или, скорее, товарищем Рембрандта в самом начале его карьеры и то, чему он тогда научился, осталось его специальностью на всю жизнь.
В этом происходило учение художников. Уже раньше существовали корпоративные и бюргерские портреты (вспомним Оостзанена, Бруина, Скореля), но к концу XVI века производство их становится прямо какой-то манией.
Обе картины подписаны и первая помечена 1639 годом. Темным, но не тусклым и не мертвым. Рядом с ним его сверстники, Пейнакер и Дюжарден, представляют лирические и идиллические ноты. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Вэникс из всех итальянизирующих голландцев самый захватывающий.
Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Умер Гойен в конце апреля 1656 года. И в этой картине светится какое-то обещание общей милости, общего прощения. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска.
Портфели были переполнены рисунками мастеров и драгоценными гравюрами. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. Хороши итальянские голландцы, но действительно не они создали славу голландского пейзажа (хотя, несомненно, они немало способствовали его развитию).
История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. В этих чертах и причина его успеха в XVIII веке.