Развитие архитектуры Возрождения во Франции может быть расчленено на два этапа: Раннее и Зрелое Возрождение.
VI. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. (И.
В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом. Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. После смерти Браманте строительство возглавил его ученик, знаменитый художник Рафаэль Санти (1483--1520), который пытался решить проблему взаимного отношения живописи, скультуры и архитектуры. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ).
Французский Ранний Ренессанс в области интерьера во многом сходен с соответствующим периодом итальянского: перекрытия с большими, тяжелыми, темными дубовыми балками, открытыми в сторону внутреннего пространства и часто декорированные орнаментальной росписью, дубовые высокие панели с филенками, гладкие стены над панелями, покрытые орнаментальными расписными «обоями» или тисненой кожей, а в парадных больших помещениях — шпалерами. Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня. Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.
В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. В одной из своих работ он изложил геометрическую формулу построения трехмерного пространства (линейной перспективы). Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности.
Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис. Рельеф рустов понижался с увеличением этажей. ниже). Но главным призванием Альберти была архитектура.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей.
Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке. Основы гуманистической светской (т. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа.
Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. В частности, это влияние заметно в архитектуре классицизма во Франции в XVII—XVIII вв. Использованные Брунеллески в этом сооружении архитектурные принципы получили дальнейшее развитие в его знаменитой капелле Пацци (1429--1443 гг. ) -- подлинной жемчужине раннего Возрождения. Строительство собора Cв.
Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино.
а также Дом гильдии стрелков в Антверпене. – М. : Изобраз. Петра после Рафаэля продолжил Антонио ди Сангалло, также спроектировавший палаццо Фарнезе.
Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса. Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев. башни соборов и ратуш. Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест.
VI. 6). Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати. Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра.
Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. На лице застыла гримаса гнева и напряжения.
Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. Однако духовные сдвиги совершались в Германии медленнее и с большими отклонениями, нежели в таких странах, как Италия и Нидерланды. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве. В области зодчества Милан был необычайно консервативен.
По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Ви нчи. Особое внимание уделялось декоративному решению сводов: преобладали своды сетчатого и других сложных рисунков. Получают развитие, как и в Италии, кассоны и поставцы — дрессуары. Монетный двор – это суровое и внушительное здание, украшенное колоннами дорического ордера и очень похожее на фортификационное сооружение.
Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Дома горожан в основном сохраняют готический характер.
Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх.
Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу. Прежде всего это касалось защиты города. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Альберти.
Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. При нём и его ближайших преемниках, Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства.
Лестница спиральная, конструкция ее, как и в Блуа, каркасная. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. Этот город был основан Людви-ком XIV в качестве королевской резиденции. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим.
Нередко нарушая классические правила, они создавали декоративные и несколько фантастические фасады, облицованные цветным мрамором. Петра в Риме.
Когда один из них вступил на французский престол под именем Людовика XII (1498), он остался жить в Блуа. В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них — элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло, дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Распространены были массивные столы с двумя опорными «стенками» в торцевых частях, трактованных наподобие арок с массивной перекладиной, дополнительными балясинами и орнаментально проработанными брусьями, непосредственно опирающимися на пол. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов.
Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. Благодаря своему математическому и техническому гению Брунеллески удалось решить сложнейшую для своего времени задачу. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния. Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти.
Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.
Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Фоном служит изображение сада с темной листвой.
palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Сооружение венчалось мощным карнизом. Батажкова // Очерки истории архитектурных стилей : учебное пособие.
Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Именно здесь выросла дочь Гастона Орлеанского, продолжившего работы по возведению замка, будущая «Великая Мадемуазель» Анна Мария Луиза Орлеанская. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль.
Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Трактат Д. Виньолы "Правило пяти ордеров" систематизировал законы пропорционирования античных сооружений. Сооружения Браманте отличаются чистотой линий, гармоничной уравновешенностью, удивительной легкостью и стройностью, несмотря на некоторую перегрузку их декором (особенно в Темпьетто) в виде колоннад, развитых карнизов и пышных капителей. Во Фландрии и Испанских Нидерландах формы ренессанса проявляются во дворцах испанской знати. по заказу фактического правителя Флоренции Козимо Медичи (в XVII в. дворец был продан семейству Рикарди).
Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков). 11). Декоративные средства в мебели включают пилястры, карнизы и фронтоны, медальоны, точеные колонки в виде канделябров, сюда же вплетается герб короля: саламандра в огне с королевской короной, королевская монограмма — буква «F» и цифра «I». В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо.
И донжон и корпуса, расположенные по периметру участка, дополнены круглыми башнями. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Во главе Страсбурской школы архитекторов, распространившей свое влияние по всей Германии, стоял архитектор и теоретик Вендель Диттерлейн участвовавший в постройке Фрауэнхауса в Страсбурге и явившийся одним из проводников классического стиля на почве Германии. Архитектура барокко в Италии.
VI. Он предложил считать главным мерилом («модулем») ордеров длину радиуса нижней части ствола колонны.
Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Имя архитектора, создавшего этот дворец, к большому сожалению, остается неизвестным. Строительство всего комплекса дворца, города и большого парка вблизи Парижа было начато в середине XVII в. и закончено в начале XVIII в. Главным композиционным центром являлся королевский дворец, перед которым расположена громадная площадь (площадь Армии).
Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня. Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г). Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень.
Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно. VI. Она стала образцом нового архитектурного стиля. При нём и его ближайших преемниках, в Риме созидается множество монументальных зданий, считающихся произведениями искусства. Аналогичные сдвиги совершались в культуре и в мировоззрении: пробуждалось и возрастало самосознание человека, росли его интерес к изучению реальной действительности, желание обладать научными знаниями, потребность найти свое место в мире шло постепенное обмирщение науки и искусства, освобождение их от вековой власти церкви. Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой.
Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью.
Но главным призванием Альберти была архитектура. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Одним из классических примеров в области градостроительства того времени является Версаль. Эта борьба закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи.
Важно отметить, что движение Возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. VI. 7). Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»).
Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает». Термин «Возрождение» для обозначения соответствующего периода ввёл французский историк Жюль Мишле, однако швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определение полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков. Термин «Возрождение» для обозначения соответсвующего периода вёл французский историк Жюлем Мишле, однако щвейцарский историк Якобу Буркхардту в своей книге «Культура итальянского Возрождения» (нем. Die Kultur der Renaissance in Italien) раскрыл определенее полнее, его интерпретация легла в основу современного понимания Итальянского Возрождения. Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».
На рубеже 14 — 15вв. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы.
Франциску I так и не довелось увидеть окончание строительства замка Шамбор. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Они постоянно соперничали друг с другом.
В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). Храм Иль-Джезу (рис. Великий итальянский архитектор Леон Баттиста Альберти, посвящая Брунеллески свой трактат о живописи, писал, что это «великое вздымающееся к небесам сооружение осеняет собой все тосканские земли».
Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность. В первой трети XVI в. в архитектуре Франции заметно еще влияние готики. Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона.
Для французского ренессанса характерно использование очень высоких крыш, живописных мотивов чердачных окон, высоких труб и винтовых лестниц, решенных в виде отдельно стоящих башен. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. При Франциске 1 по всей Франции развернулось обширное строительство, которое осуществляли как приглашенные из Италии, так и местные архитекторы. Вместо крестовых сводов Брунеллески использовал парусные.
Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). Одним из основных центров распространения художественной культуры итальянского Возрождения был Фонтенбло (к югу от Парижа), где в начале XVI века обосновалась колония итальянских художников и мастеров прикладного искусства, приглашенных во Францию. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Обе фигуры поражают анатомической точостью изображения и почти скульптурным ощущением объема.
В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. Общая концепция проектов, так и осталась прежней.
Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Иногда фронтоны отсутствуют и заменяются крутой высокой крышей с многочисленными слуховыми окнами. Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис.
Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала.
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Сама же залитая светом небольшая, прямоугольная в плане капелла Пацци покоряет красотой пропорций, равновесием частей, чистотой линий. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты. Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага.
Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело. Брунеллески предстояло перекрыть без возведения лесов огромный пролёт купола (диаметр основания сорок два метра). Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. разные сословия империи – князья, дворяне, прелаты, патриции, бюргеры, плебеи и крестьяне – составляли чрезвычайно хаотическую массу с весьма разнообразными, во всех направлениях взаимно перекрещивающимися потребностями «Враждебные, узкоместные интересы сословий часто приводили их к противоречиям и взаимным столкновениям, что мешало главному делу – борьбе с феодализмом, преодолению средневековых традиций в экономике, политике, культуре, в укладе общественной жизни.
Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. 6). Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Брунеллески положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. он построил боковую капеллу церкви Сан-Лоренцо во Флоренции.
После его смерти строительство замка продолжил его сын Генрих II, но и ему не удалось довести задуманное до конца. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Для убранства фасадов дворцов раннего Возрождения нередко применялись крупные русты. Дворы, в условиях невероятной тесноты представлявшие особую ценность, часто составляли ядро целого комплекса многоэтажных домов. Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве.
Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. Вынос карниза здесь значительно уменьшен. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи.
Но и монарху пришлось познать разочарование в любви, после которого он оставил на стекле окна фразу, написанную алмазом перстня: «Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им».
С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию.
Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. В основу фасадов базилики положен так называемый палладианский мотив строенных пролетов, средний и наиболее широкий из которых перекрыт аркой, что позволило сочетать пролеты старого ядра здания с наружным шагом колонн. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник. 15).
Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения.
Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. Выразительность фигур, гармоничность пропорций, светская интерпретация религиозных сюжетов получили широкое распространение в итальянской пластике к исходу XV в. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Возникает новый критерий оценок прекрасного, в основе которого лежит сходство с природой и чувство соразмерности. Бартенев, В. Н.
После того, как короля не стало, работы в замке на время прекратились. Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Недаром и в его свиту и в свиту его супруги выбирались только самые красивые девушки – настоящие «цветки Франции», которых искали в знатных семьях по всей территории страны. К счастью, гений Микеланджело мы можем оценить и по другим его произведениям. Такое конструктивное решение привело к ощущению удивительной легкости сооружения. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
VI. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила. palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе).
Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки.
За пределами Италии время расцвета Ренессанса наступила через полвека итальянский стиль распространяется по Европе, но при этом изменяется, впитывая местные архитектурные традиции. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). 3), построенный по проекту зодчего Мике-лоЦцо ди Бартоломео в 1444—1452 гг. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники.
Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. Искусство, 1983. Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры.
В творчестве многих скульпторов Кватроченто — у Якопо делла Кверча, создавшего «Фонтан радости» в Сьене и героические по духу рельефы портала церкви Сан Петронио в Болонье, у Верроккьо, автора конного монумента кондотьера Коллеони в Венеции, у Луки и Андреа делла Роббиа, работавших в технике майолики искусство скульптуры достигло высочайшего уровня. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Такова декоративная композиция палаццо Перфеттицио (в Виченце), построенного в 1571 г. С этой же целью были сделаны тройные арочные проемы большой высоты.
виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши. В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Французское Возрождение обладало большим национальным своеобразием. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72).
XV в. Брунеллески вместе со своим другом, замечательным скульптором Донателло. Все размеры ордеров определяются с помощью модуля.
Помимо собора Св. Влияние римской классики сказалось в поздних крупных постройках Брунеллески -- флорентийских церквах Сан-Лоренцо (1442--1444 гг. ) и Санто-Спирито (начата им в 1444 г. закончена уже после его смерти в 1487 г. Но Возрождения в буквальном смысле слова не было, так как функциональные требования и типы зданий, а также конструкции были совсем другими. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства.
Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к сюжетам. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания.
На исходе средневековья в Германии происходили те же процессы, что и в других государствах Европы: усиливалась роль городов, развивалось мануфактурное производство, все более важное значение приобрело бюргерство и купечество, распадался средневековый цеховой строй. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания. Увенчанные необычайно высокими тоже многогранными пинаклями подобные же пинакли возвышаются над коньками фронтонов.
1440 — 1504). Архитектор был обязан считаться с местными традициями, вот таким образом здание Прокураций построено в традиционном для Венеции венецианско-византийском стиле. В итоге проект собора претерпел изменения. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио.
Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура.
Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Столь патетичных дворцов не строили себе иные короли.
Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок.
И подлинным назначением этой виллы мог бы быть дворец пионеров. Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи. Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений.
Здесь большую роль играли декоративные детали, внешняя отделка поверхности стены. Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи. Очень важным является и изменение характера пространства. Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу.
Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени.
К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. По существу. Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530).
В здании расположено 426 комнат, большая часть из которых имеет камины (всего их 365) с возможностью автономного отопления, а с этажа на этаж можно подниматься при помощи 77 лестниц. Оживилась строительная деятельность в Париже. Развитие Архитектуры Возрождения привело к нововведениям в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики. Так как в эпоху Возрождения центром внимания деятелей искусства становится человек, то здания гражданской архитектуры, служившие общественным нуждам и потребностям (ратуши, дома призрения и др. ), приобретают подчеркнуто монументальный и в то же время светский характер.
Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля.
VI. 5). 10). 1).
Сочетание мощного руста с наложенными на стену тремя ярусами ордеров неубедительно колонны кажутся нагруженными и разбухшими, массивная кладка – декорации. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Петра в Риме.
Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Таким образом, архитектор соединил древнегреческую колоннаду с римской аркадой. В городах зарождались ростки гуманизма.
В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментаторским решениям, новаторски используя античное художественное наследие. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавшего в возведении зданий классическим принципам.
Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения.
С другой стороны дворца расположен парк. VI. 9). VI.
Людовик XIII удалил туда из столицы свою мать, Марию Медичи. 6. 2).
Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Он победил, так как предложил возвести купол на октагонс без коренных лесов и тем самым снизил стоимость и трудозатраты.
Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций. В 15-16вв. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа.
Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций.
Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (франц. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Само строительство просто поражало своим размахом – в нем было занято около 1800 человек. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века.
Второй ярус фасада Лоджии инкрустированный мрамором золотисто — желтых оттенков. Позднее убранство рустами сохраняется лишь в обработке цоколей и на углах зданий. человек, открывала перед ними широкие возможности.
Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Статус явного культурного центра этого периода приобретает Рим, который до первой половины XVI в. становится признанным центром высокого ренессанса.
Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора. Среди выдающихся северных памятников можно назвать Лоджию дель Консильо (строение муниципалитета) в Вероне. Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание.
Грандиозный купол храма возводился после смерти Микельанджело (1564 г. ) по его рисункам. Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон.
Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы».
Разносторонне одарённый, получивший широкое гуманистическое образование, он первоначально работал как скульптор и участвовал (но не выиграл) в конкурсе 1401 г. на лучший проект бронзовых рельефов для дверей флорентийского баптистерия. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения.
В скульптуре (Л. Особенностями палаццо XV в. являются четкое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста, т. е. В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора.
В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Стройные пропорции колонн, высокий аттик над ними в сочетании с новыми элементами декора говорят о чувстве меры, о творческом применении античного ордера.
Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. Для французского раннего Возрождения особенно характерны высокие крыши с люкарнами (чердачными окнами) и очень большие дымовые трубы-стояки. VI. 2). Интерес к центрально-купольному сооружению и все предшествующие постройки этого рода как нельзя лучше подготовили Браманте к решению подобной задачи. Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно.
Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой. Марка. VI. Некоторые идеи были воплощены в жизнь.
В 15 и даже в 16 вв. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514). Это усиленное внимание к декоративности и затушевывание рациональной основы зданий, заметные и в более ранних постройках зодчих итальянского Возрождения, привело во второй половине XVI в. к стилю барокко (дословно: вычурный). Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру. 5). Отсюда сохранение в композиции многих внешних признаков старой архитектуры.
Возведение замка началось в 1519 году и в общей сложности продолжалось более 40 лет. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Архитектура Высокого Возрождения.
VI. 4). На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном). Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419-1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени.
Сама башня, несколько более массивная в первых ярусах, в верхней части, в сочетании с системой ярусных контрфорсов, становится легкой и ажурной и завершается высоким сквозным шатром, увенчанным фигурой архангела Михаила. Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохранилась. Рядом с ним в Страсбурге выступает Ганс Штох, принимавший участие в постройке Гейдельбергского замка.
Большие камины размещались на оси помещения. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Очень большая по размерам и выдающаяся по своим архитектурным качествам, антверпенская ратуша имела в нидерландской архитектуре 16 в. Такое же, если не более важное значение, какое ратуша в Брюсселе имела для зодчества 15 -го столетия. В. Жолтовский и его последователи).
Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. Сооружение построено на стыке двух эпох — готики и Возрождения.
Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью. Связующим началом между архитектурными элементами является гротесковый орнамент (арабески), воспринимающийся как своеобразная богатая фактура, покрывающая значительную часть поверхности предмета. Здание завершено единым ордерным карнизом. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Очень важным является и изменение характера пространства. Именно Франциску I принадлежит фраза: «двор без женщин, как год без весны, а весна без роз».
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. При Бурбонах резиденция в Блуа утратила политическое значение. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. На рубеже XVI и XV веков скульптура начала играть более самостоятельную роль. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.
В XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. На фасаде появляется ярко выраженный вход с парадным окном над ним, карниз получает очень мощный вынос по сравнению с другим вариантом, представленным Антонио да Сангалло. Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях.
Стремление познать закономерности природы приводит к изучению пропорций человеческой фигуры, анатомии. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. Они лишь дают обобщающее представление архитекторов Ренессанса об идеальной сооружение. Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города.
К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники. 33а). Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Камни для рустовок обычно имели необделанную (колотую) лицевую поверхность при наличии чисто вытесанной окаймляющей дорожки. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия.
Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. В области архитектуры жилого дома нидерландское Возрождение не привело к коренному преобразованию сложившегося еще в эпоху средневековья типа бюргерского жилища. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Также Браманте соорудил палаццо делла Канчеллериа, дворец Жиро, двор Сен-Дамазо в Ватиканском дворце, а также составил план Собора Святого Петра в Риме и начал возводить здание.
Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). В 1421--1428 гг.
Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. дворцы или палаццо, предназначавшиеся для жилья и торжественных приемов.
Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. В западном фасаде Лувра уверенно применена истолкованная по-своему система античного ордера с уравновешенными горизонтальными и вертикальными членениями фасада.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Подобным североитальянским путем развивалась и архитектура Венеции. Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви.
Для торжеств, посвященных этому событию, по проекту архитектора Джулиано да Сангалло римский архитектор Россели возвел деревянный театр. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей. Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). В начале 30-х гг.
Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий.
Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии». Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Палаццо Гримане в Венеции – переработка того же архитектурного типа соответственно условием этого своеобразного города, в котором главные фасады зданий выходят на каналы: нижний этаж палаццо Гримане обработан не рустом, а пилястрами и включает открытую на Большой канал лоджию.
Здание окружено колоннадой тосканского ордера. VI. 8).
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах.
Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. Андреа Палладио в «Четырех книгах об архитектуре» (1570 г. ) высказал идею расположения дворцов на центральных площадях, которая была использована при создании дворцовых и трехлучевых композиций вплоть до конца XVIII в. Начиная со второй половины XVII в., в связи с развитием в городах крупной промышленности перед градостроителями возникают острые проблемы, связанные с водоснабжением, канализацией и т. п. Развитая центра города в эпоху Возрождения условно можно разделить на три основных этапа. мастерам. посетил Рим. Эта лестница с двойными спиралями идет через все этажи дворца до самой крыши.
В области прикладного искусства, в частности мебели, его принято называть «стилем Франциска I». В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций. Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Для всех ордеров высота антаблемента должна была составлять четвертую часть высоты колонны, а подставки (если он был) — третью часть. Во Флоренции развернулось широкое строительство, на глазах менявшее облик города. Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429). Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце.
Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. В картине очень много символики: сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу, говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564).
Но он ничем не напоминает строгие и торжественные дворцы Флоренции. Здания приобретают монументальный, величественный облик.
От нее начинаются три лучевых проспекта, образующие основные композиционные оси города. Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль. Обращает на себя внимание центральная лестница дворца – именно она наводит на мысль о том, что при проектировании не обошлось без влияния великого Леонардо.
Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Такие же точные пропорции были установлены для мелких частей строения. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады).
В этот период в стране формировалось государство с сильной абсолютистской властью. Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм. В постройках южной германии выступают такие ренессансные черты, как гармоничность пропорций, упорядоченность плана и распределение архитектурных масс по горизонтали. В поздний период творчества Браманте в композиции дворца Ватикана (1503 г. ) ощущается повышенная декоративность, в известной мере предвещавшая появление стиля барокко. Представители старшего поколения зодчих – в их числе Перуцци и Антонио да Сангалло — младший, которые работали в Риме совместно с Браманте и Рафаэлем и возвратились в папскую столицу после ее разграбления, — пытались здесь найти компромисс между классическими принципами и новыми требованиями.
Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514).
Ренессансная архитектура Северной Италии была более нарядной и прихотливой. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко.
Северный внешний фасад его вздымается, подобно старинному замку Амбуаз, над высоким обрывом. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием.
16). Несмотря на наличие башен, сооружение не было рассчитано на оборону. Во второй половине XV в. здесь работали архитекторы П. Ломбардо и М. Кодуччи. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.
Архитектура XV – начала XVII столетий ознаменовала наиболее полный поворот к классической архитектуре Греции и Рима. В архитектуре тогда произошёл подлинный переворот. Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573). Это и называется маньеризмом.
Но едва ли его можно назвать рабом классических форм его стиль определял итальянскую архитектуру на протяжении всего XVI века. Образцом ренессансного искусства является собор в Павии. В XVII в. стиль барокко распространился в других странах Западной Европы для «обогащения» фасадов зданий с совсем иным назначением, чем в Италии.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии.
Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда.
Капелла увенчана куполом с фонарем. К северу от Альп, а также в Испании, Раннее Возрождение наступает только в конце XV столетия и его ранний период длится, приблизительно, до середины XVI века, впрочем, о создании шедевров в этот период в других странах говорить нельзя.
Особенностями композиции ренессаисных фасадов являются огромные оконные арочные проемы, разделенные колонками, рустовка этажей: первого — грубо обработанными камнями, верхних — плитами и огромного выноса карниз с исключительно тонко прорисованными деталями. Наиболее значительное и характерное сооружение этого периода — церковь Сен-Эсташ в Париже (архитектор П. Лемерсье, 1520-е гг. ). Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью – от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Имя Альберти по праву считается одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. А сам монарх не жалел денег на свое детище. Вместо ордера, рассчитанного на высоту одного этажа, Палладио одним ордером объединил два верхних этажа, а позже стал «украшать» многоэтажное палаццо колоссальными ордерами, поднимающимися от основания до карниза.
Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета. Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением.
Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему.
Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера.
Красивы крыши с многочисленными надстройками. Итальянские дворцы называются палаццо (от лат. Творчество Донателло (ок. Архитектура эпохи Возрождения / И. А.
с. 109-136. Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году).
Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи. Венеция, в которой проживало 125 тыс. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии).
был построен дворец Ручеллаи, отличающийся относительно сдержанной обработкой фасадов (рис. Конструкция купола собора Св. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна.
Правда. Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). Из Италии перешла форма курульного кресла. Подготовили почву для более решительных изменений. Петра в Ватикане (рис. Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, —палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Вторая техническая находка – способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, ас наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола – своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля.
Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному». Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Во всей композиции фасада чувствуется отпечаток классического совершенства. Младенец ест черный виноград – символ причастия. Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов.
Однако впечатление это ошибочно.
Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний. Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. Продолжалось использование фархверковых построек, в особенности в небольших городах, где они образуют привлекательные уголки в городской застройке. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность.
В стране строились королевские замки и дворцы аристократии в смешанном стиле. Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор.
Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е. Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом.
В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Красота архитектуры портика не столько в его пролетах и арках, а в замечательной пропорциональности его частей их гармоническом сочетании друг с другом. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Если возможно, да минует Меня чаша сия".
Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт. Он умер в 1547 голу, так и не увидев всего задуманного великолепия. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. Примером может служить богато пластичная архитектура библиотеки Лауренциана, особенно лестницы с ее скульптурными как бы текучими формами, которые создают впечатление огромного внутреннего напряжения масс.
Уроженцем Флоренции был Филиппе Брунеллески (1377--1446), родоначальник ренессансной архитектуры Италии, один из создателей научной теории перспективы (возводил постройки на основе точных математических расчётов). Наиболее удобную и логичную систему разработал архитектор Виньола.
Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло). Он был начат в качестве полуутилитарного сооружения при знаменитом коневодческом хозяйстве герцогов Гонзага, для недолгих наездов которых имелось несколько жилых и парадных комнат и только в процессе строительства превратился в великолепную резиденцию увеселительного типа. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением. Ранняя постройка Брунеллески -- купол собора Санта-Мариядель Фьоре во Флоренции это образец блестящего пластического (пространственного) и инженерного решения. Здание должно было затмить собой руины языческих храмов и предшествующие ему христианские постройки.
Основная часть существующего дворца-замка была выстроена в XV веке герцогами Орлеанскими. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо.
Грандиозным строительством замка Шамбор последовательно руководили французские мастера Жак и Дени Сурдо, Пьер Нево и другие. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Выбранная автором готическая форма купола еще продолжала применяться в архитектуре Италии.
Микеланджело усилии массивность устоев и стен. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94).
В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну.
Все более значительное место в немецкой архитектуре 15 века начинают занимать памятники светского зодчества. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. У королей Франции было достаточно других замков и потому Шамбор оказался на время забыт. В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку.
Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Церковное строительство в первой половине XVI века велось в небольших масштабах. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Только вдова Генриха II Екатерина Медичи время от времени приезжала сюда с детьми.
12). Во Франции архитектура Возрождения получила развитие с начала XVI в. до 70-х годов. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Они имели призматическую форму и достигали потолка. Он придал монументательный характер старому торговому центру Венеции в районе моста Риальто, построив большое торгово- административное здание известное под названием Фаббрикке Нуове.
Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. во многих европейских городах. Давид увенчан лавровым венком победителя. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства.
Первым архитектором Раннего Возрождения стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – великий зодчий, заложивший основы нового стиля эпохи Ренессанса. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. Кроме того, отказ от готической системы мог быть лишь относительным и постепенным. Выступа стены, различные по форме и размеру башни, фронтоны, зубцы, арки, лестницы, карнизы, слуховые окна, богато орнаментированные порталы, рельефно выступающие, резко очерченные обрамления окон, полихромные стены создают абсолютно своеобразное и чрезвычайно живописное впечатление. Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Главным призванием Альберти была архитектура. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио.
Однако общий характер сооружения был сильно изменен. Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближает его с искусством итальянского возрождения.
Фактически она отбросила основную часть архитектурных достижений (что, конечно, не касается технологии строительства) Средних веков. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис. Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм.
Эта работа не была доведена до конца по причине нехватки средств. Так, например, вместо центральной абсиды базилики был пристроен обширный октагон пролетом 42 м. К 1360 г. октагон был возведен, а вопрос о его перекрытии оставался открытым. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи.
Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей.
А на самом верху – фигуры божеств и скованных рабов над щитом, которые придерживают два крылатых гения. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. В первом этапе, относящемся к XIV—XV вв., преобладающее зпачение имеют торговые площади.