Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) итальянский живописец и архитектор.
В культурной столице он начал создание серии прекрасных мадонн там же ему поступили первые заказы. Словом, манера Леонардо понравилась ему больше любой другой им когда-либо виденной и он принялся за ее изучение и в меру своего понимания и своих сил стал ей подражать все больше и больше, хотя и с большим трудом преодолевая манеру Пьетро. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
Что касается лепнины и гротесков, то эти работы возглавил Джованни из Удине, Джулио Романо же ведал фигурами, хотя и работал над ними немного. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11).
Поистине блаженным могло ты почитать себя, поскольку питомцы твои, следуя по стопам такого человека, воочию могли убедиться, как должно жить и сколько важно уметь сочетать воедино искусство и доблести. В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Георгия» (1504–1505гг. ), преподнесенный урбинским герцогом в качестве подарка английскому королю Генриху VII, восхитил весь двор, хотя в картине нет ничего драматического и мужественный воин превращен юным художником в прекрасного сказочного рыцаря на белом коне. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Он «счастливо не замечал разлада между идеалом и действительностью». Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Работа датируется 1498 годом. Торжественна и строга по художественному исполнению «Мадонна дель Грандука» (1505г. ).
Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Рафаэль доверил роспись третьей «Станцы дель Инчендио» (1515–1517гг. ) по своим картинам любимому ученику Джулио Романо и другим молодым художникам. Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Цецилию и св. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить.
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.
Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции.
Та же непринужденность и непрерывная связь отдельных персон и композиции в целом прослеживается в «Парнасе» (1510г. ), где представлена еще одна сфера духовной деятельности человека – поэзия. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. В том же городе монахини св. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Наконец около истории с изданием декреталий представлен суд Соломона, приказывающего разрубить младенца. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Рафаэлло рано остался сиротой. Есть непостижимые совпадения, некие временные параллели в судьбах гениев. Но своей творческой деятельности он не прерывал и исполнил фрески в церкви Сан-Северо и три алтарных образа («Алтарь Колонна», «Алтарь Ансидеи», «Положение во гроб», все в 1505–1508гг. ). Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Он увлеченно работал над обширными планами архитектурных и декоративных произведений. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана.
Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
Варвары. «Занавес раздвинулся и тайна небес открылась глазам человека В Богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения но чем больше смотришь на нее, тем больше кажется, что она приближается», – так писал о картине поэт В. Жуковский. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. На этой картине Мадонна исполнена кротости и смирения, поистине достойных Богородицы и, не говоря уже о младенце, который в красивом повороте играет с мантией своей матери, в фигуре св. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Голова же эта хранится в Мантуе в числе вещей, которые Джулио Романо унаследовал от Рафаэля. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). В соответствии с этим художник выбрал для росписи потолка и стен темы, которые ассоциировались с четырьмя областями духовной деятельности человека, – «Теология», «Поэзия», «Наука» и «Юриспруденция».
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Аристотель и Платон стоят на верхней ступени лестницы. Вазари свидетельствует, что работа исполненная в церкви Сан-Франческо в Перудже («Коронование Богоматери», 1503г. ), сделана Рафаэлем, хотя все современники были уверены, что «картина написана рукой Пьетро». Образы обретают неожиданную переменчивость и таинственность.
Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Молодой художник имел множество заказов в Сиене.
семейство Франциска I», 1518г. ), среди которых ведущее место заняли прекрасные Мадонны («Мадонна Альба», 1509г. В центре фрески расположился Аполлон с виолой в окружении муз. Округлые мягкие линии объединяют фигуры матери и сына и гармонично вписываются в ритмический строй тондо (круга).
Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Мадонна Грандука (ок. В общем каждый выдумывает на свой лад. Но физические силы, в отличие от творческих, оказались не безграничны.
Это скромное по размерам произведение сразу же поражает изысканностью колорита. Рафаэль также не прекращал создание алтарных образов («Св.
Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
целью его творчества было изображать то, «что человек чувствует, а не то, что знает», – писал американский знаток итальянской живописи Б. Берсон. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Его врожденное чувство меры исключительное чутье пространства, равновесия и гармонии породило искусство «вечной красоты» – спокойное, возвышенное идеальное. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу.
Франциска и св. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода: Неопалимая Купина, Предупреждение Ноя о потопе, Сон Иакова, Жертвоприношение Авраама. Известное усложнение форм в результате такого расширения архитектурных средств компенсируется объединением пьедестала под парными трехчетвертными колоннами, а также руста нижней части, в котором исчезли вертикальные разрывы между камнями (рис. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам.
Напряженность позы Аньоло Дони выдает его темпераментность и порывистость. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
Фресковые росписи станц Рафаэль начал со средней залы – «Станца делла Сеньятура» (1508–1511гг. ), отведенной под библиотеку. Рафаэлло появился на свет в маленьком горном городке Урбино (Умбрия) 6 апреля 1483г. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Идеалы общенационального порядка создали почву для творческого подъема, для воплощения передовых стремлений в искусстве.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Художник настолько торопился в Рим, что оставил во Флоренции много начатых картин, в том числе и «Прекрасную садовницу», которую дописал его друг Ридольфо Гирландайо. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. 24). Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Видны на картине и Богоматерь, лишившаяся чувств и полные грации фигуры и плачущие лица всех остальных, в особенности же лицо св. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (единственная картина, написанная на холсте, 1513–1514гг. ).
Особенно выделяется «Портрет папы Юлия II» (1511–1512гг. ). Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы.
«Три грации»). Ее невидящий взгляд необычайно больших глаз затуманен тревогой о сыне. «Св. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис.
Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Известно, что Рафаэль не чужд был поэтического вдохновения и сам писал сонеты. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Идиллические пейзажи идеальные образы Мадонн до боли реальны и, по словам Вазари, «кажутся скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком».
Весь живописный комплекс «Станца делла Сеньятура» завершили величавые фигуры Мудрости, Меры и Силы, олицетворяющие главные добродетели Правосудия. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). На своде представлены аллегорические фигуры и сцены.
И нет в мире более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Супруги Дони изображены художником в покоривших его воображение «джокондовских» позах.
Разделив композицию на «земную» и «небесную» части, Рафаэль изобразил «отцов церкви», беседующих о таинстве причастия со святыми. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Картины умбрийского периода все же отличаются от манеры Перуджино тонкой лиричностью, свежестью поэтического восприятия и почти миниатюрной тонкостью письма («Сон рыцаря», 1500г. Этот овал придает изображенному некую неизменность и в то же время композицию пронизывает круговое движение, которому невольно подчиняется и зритель: взгляд Папы Сикста направлен вверх, к Мадонне, улыбающаяся Святая Варвара смотрит вниз, а взоры маленьких херувимов вновь обращены к Мадонне.
Типичность некоторых женских образов римского периода связывают с тем, что моделью для них служила возлюбленная Рафаэля, дочь сиенского пекаря Маргарита Лути, прозванная Форнариной («Булочницей»). Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке.
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Сам художник после смерти Браманте в 1514г.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Павла, св. Первый учитель – Перуджино.
А загородный дворцовый комплекс для кардинала Джулио Медичи (вилла Мадама) по сложности и гармоничности плана может сравниться только с античными строениями. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Лица матери и сына затмевают все краски на картине. Но Юлий II, покоренный «гением доброй натуры» Рафаэля и первыми эскизами, поручил ему заново расписать предназначенные для него три Ватиканские станцы (комнаты), отстранив более именитых мастеров – Перуджино, Содому, Брамантино, Перуцци. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. всемье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти (Санцио).
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. «Мадонна» Рафаэля на века стала художественным олицетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества. Ясное композиционное чутье, безупречное владение пространством позволили Рафаэлю живописно рассказать о красоте разумного абсолютного человека – идеала итальянских гуманистов. Он – «предельная степень человеческого идеала». Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Переехав в Рим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» и поручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с 1514 руководит строительством собора святого Петра, работает в области церковной и дворцовой архитектуры, в 1515 назначается Комиссаром по древностям, отвечает за изучение и охрану античных памятников, археологические раскопки.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Сколько нежности и затаенной грусти в юной женщине. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. К ватиканским фрескам близки картоны Рафаэля к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). И вот, наконец, она, Бриджуотерская мадонна.
1506. Тут – портреты наиболее прославленных поэтов как древних, так и новых, уже умерших или еще живших во времена Рафаэля, портреты, написанные частью со статуй, частью с медалей, многие со старых картин, а также с натуры при жизни самим художником.
Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь».
Сленину, знакомцу поэта. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве.
За это был он высоко ценим в своем ордене и умер в величайшем почете в 1537 году шестидесяти восьми лет от роду. «Мадонна с ангелами и святыми», 1505г. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Вилла Мадама, начатая Рафаэлем незадолго до смерти и так и не законченная, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. Иосифа.
Первой пробой сил Рафаэля в зодчестве стало строительство маленькой изящной церкви Сант Элиджио дельи Орефичи (1509г. ). Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. 19), показывает, с какой поразительной легкостью молодой художник мог дать новое воплощение мечты о абсолютной центрической постройке, так занимавшей воображение его современников.
Линии на портрете струятся, повторяются в мягких изгибах плотного покрывала («velo»), которое художник заботливо накинул на нее. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Тонко продуманные световые эффекты позволяют увидеть предметы и фигуры в ночном мраке.
Наряду с безличными персонажами и вымышленными портретами папы Григория Великого (с лицом Юлия II), Иеронима, Амврозия, Августина, Фомы Аквинского, папы Иннокентия III в «земной зоне» идеального церковного собора художник представил монаха-живописца Фра Анджело, архитектора Браманте, Данте и Савонаролу. Из их троих детей в живых остался только старший – Рафаэлло. Вот таким образом, отправляясь ко двору, он был всегда окружен полусотней художников В сущности, он прожил не как художник, а как князь», – писал Вазари. «Мадонна с рыбой», «Мадонна дель Импанната», обе в 1514г. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля. Рафаэль изобразил в этой истории св. Заботу о мальчике взял на себя дядя Симоне Чиарле. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных проектов в Ватикане – росписей Лоджий (фигуры апостолов, ветхозаветные сюжеты и орнаменты, выполненные в технике гризайль, т. е. А так как по прибытии туда город понравился ему не меньше, чем эти самые произведения, показавшиеся ему божественными, он решил некоторое время там пожить. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку.
После этого, продолжая свою работу в дворцовых покоях, он написал историю чуда, свершившегося со Святыми Дарами не то в Орвието, не то в Больсене. Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Указывая рукой на небо, он вещает о мире идей.
Они откровенно прославляли папу Юлия II, а затем его преемника Льва X. Мощная бурная патетика драматического рассказа об изгнании Гелиодора сменялась чередованием спокойных и порывистых фигур во «Встрече Льва I с Аттилой» и в «Мессе в Болонье». На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Каждый элемент в «Мадонне Конестабиле» (1500–1502гг. ) значителен, закончен и ясен. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. И вот таким образом неудивительно, что благодаря множеству рекомендаций исходивших в том числе от урбинского герцога делла Ровере (племянника папы Юлия II) и папского архитектора Браманте, работавшего над украшением Ватикана, Рафаэль на 25 году жизни был приглашен к папскому двору. Похож же он настолько, что кажется живым. Взгляд юной матери неотрывно следит за каждым его жестом.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. VI). В Эдинбург я стремилась давно. Плацидия. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою «Афинскую школу», ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Иоанна, св.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци.
Громадную известность художник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентийскими Мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы (малая и большая Мадонны Каупера, 1504–1508гг. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. «Мадонна со щегленком», ок. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др.
Флорентийцы быстро оценили «мастера Мадонн». «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
А делал он это не без уважительной причины. Сколько же души, воображения и силы вкладывал Рафаэль в свои произведения, чтобы они так ценились. Все в ней необыкновенно просто.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Он был окружен ими, как князь свитой. Его отец женился поздно на дочери урбинского купца Мадже Чиарле. Молодой, двадцатипятилетний мастер имевший сравнительно небольшой опыт в области фресковой живописи и никогда до этого времени не писавший сложных многофигурных композиций, предстает в Станцах не только как гениальный художник, но и как великий зодчий, выстраивающий из множества отдельных элементов композиции не менее сложные, стройные и гармоничные, чем постройки величайших архитекторов прошлого.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. 22). В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения.
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Несмотря на угловое расположение (рис. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.
Художнику принадлежит и общий замысел фресковых росписей Лоджии Психеи на вилле Фарнезина. 1519, Рим, палаццо Барберини) появляется декоративная усложненность и некоторая холодность, характерные для маньеристических портретов. В зале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты и буллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты в области духовной деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), каждая из стен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя.
Исполнились мои желания. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. цецилия», 1514г. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св.
С 1515г. По его проектам возведены в Риме палаццо Каффарелли-Видоли, дворцы папского врача Д. А. да Бретиа и папского камергера Б. дель Аквала.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Наконец, когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. Ведь часто же случается, что живопись или поэзия, стремясь украсить свое произведение, уклоняются в сторону, однако не настолько, чтобы нарушить первоначальный замысел.
монохромно) и Залы Константина. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Высокая гармония мысли заключена не только в каждой фигуре, но и в соразмерной и величественной архитектуре «Афинской школы». Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие). А бедная Маргарита, лишившись возлюбленного, постриглась в монахини. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Не забывали о нем и при дворе.
1518г. А кроме того, он украсил это свое произведение и перспективой и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров и таким образом Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек для себя пользу из всех трудов, которые до него были вложены в эти произведения.
Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». На протяжении «флорентийского периода» большинство работ было написано Рафаэлем по заказу частных клиентов из Перуджи, а среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна — запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
1500 для этого города. Недаром означенные графы высоко ценили ее по заслугам и никогда никому не соглашались ее уступить, даже за те огромнейшие суммы, которые многие сильные мира сего им за нее предлагали.
Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. И там подружился он с некоторыми живописцами, в том числе с Ридольфо Гирландайо, Аристотелем Сангалло и другими он в городе был в большом почете и, в частности, у Таддео Таддеи, который, питая неизменную любовь ко всем людям творческого склада, пожелал видеть его постоянным гостем у себя дома и за своим столом. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. 1512г. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. Над первой историей, где им была написана Философия, а также Астрология, Геометрия и Поэзия, согласующиеся с богословием изображена женщина, олицетворяющая познание природы и восседающая на троне, с обеих сторон поддерживаемом богиней Кибелой, на которой такое же число сосков, с каким древние изображали Диану многогрудую.
И краски, на первый взгляд, тускловаты. Автопортрет, написанный в те годы (1506г. ), красноречиво рисует облик человека, общение с которым гасило все «неудовольствия» и «всякие низкие и дурные замыслы. «Мадонна Темпи» и «Мадонна под балдахином», обе в 1508г. ).
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Вот почему, твердо решив продолжать начатое, Рафаэль написал на третьей стене вторжение Аттилы в Рим и его встречу с папой Львом III, обратившим его вспять единым своим благословением. Они – центр композиции. С какой нежностью пишет Рафаэль этот мягкий овал лица, нежный рот, плавный изгиб шеи. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Великий художник угас вместе со своей эпохой: со смертью Рафаэля «Высокое Возрождение в живописи сказало свое последнее слово». Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
И маленький Христос, доверчиво прижавшийся к ней, уже осознал неизбежную горечь разлуки. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. К 37 годам Рафаэль уже был признанным главой всей римской художественной школы. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Художник обладал такой притягательной силой, что мог склонить в свою пользу могущество Юлия II и великодушие Льва X, «заставив их при всем величии сана принять его в число своих самых близких друзей и оказывать ему всякого рода щедроты, почему, пользуясь их благорасположением и их поддержкой, Рафаэль и сумел достигнуть величайшего почета, как для себя, так и для искусства». Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден).
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти. ) Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и е го жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти). Для его загородной виллы Фарнезина Рафаэль написал торжественную античную фреску «Триумф Галатеи» (1513г. ).
Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Он также создал архитектурный проект капеллы Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо и рисунки для мозаики купола («Бог Отец среди ангелов»), статуи Ионы (исполнена Лоренцетто).
Почти вся роспись в Станца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
«Несение креста», 1517г. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. Рафаэль великолепно использовал возможность света и пространства во фреске «Освобождение апостола Петра из темницы». «Портрет папы Льва X с двумя кардиналами», ок. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам).
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. «Мадонна делла Тенде», ок. А св.
Иеронима, св. Первоначальный план не известен.
По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Смерть его доставила великое огорчение и всему папскому двору, так как он при жизни занимал должность кубикулария и потому, что и папа любил его так, что оплакивал его смерть горько. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи.
С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Так он изобразил св.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Он успел завещать свое состояние единственной любимой женщине, друзьям и ученикам. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. было «расточительным и благосклонным, возлагая на одну лишь голову то бесконечное богатство своих сокровищ и красот, которое оно обыкновенно распределяет в течение долгого времени между несколькими личностями».
Иеронима в кардинальском облачении. Противоположное видим мы в образе св. Там же – обнаженная фигура сидящего св. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Но если флорентийские Мадонны – это трогательные юные матери, поглощенные заботой о ребенке, то римские Богоматери – светлые богини, несущие миру одухотворенную гармонию жертвенности, независимо от того, царят ли они над другими фигурами («Мадонна ди Фолиньи», 1511–1512гг. ) или решены в интимно-жанровом плане («Мадонна в кресле», 1514–1515гг. ). Во Флоренции Рафаэль впервые обратился к портретному жанру. Почему. А в глубине изображен объятый пламенем холм Монте Марио в знак того, что при отступлении солдаты, как правило, сжигали свои лагеря. Рафаэль никогда не искал друзей и покровителей.
Слава художника и образованного, галантного человека летела впереди него. В тот же день один из современников, сообщая о его смерти, писал: «Окончилась его первая жизнь его вторая жизнь, в его посмертной славе, будет продолжаться вечно в его произведениях». Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Ему было всего восемь лет, когда умерла мать, а три года спустя он потерял и отца.
1508г. ). Сикста в Пьяченце. Вместо этого радовался жизни, миру, людям и возможности творить. Петра и св.
Гению мастера принадлежат Церковь Сант-Элиджо-дельи-Oрефичи, Капелла Киджи, Дворец Видони-Каффарелли. Эта женщина с благородными чертами лица, которую он любил до самой смерти, была изображена и на портрете «Донна Велата» («Дама под покрывалом», 1514г. ), принадлежащем к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Красота этой работы явилась поводом к тому, что Рафаэлю были поручены все живописные и архитектурные работы, производившиеся в этом дворце.
Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. На этой картине изображена св. Это же можно сказать и о ранних работах в церквях в Читта ди Кастелло.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Копия (но об этом тогда мало кто знал – ведь картина приписывалась кисти самого Рафаэля) была выставлена для продажи в Петербурге на Невском проспекте, в витрине книжного магазина, принадлежавшего И. В. Аристотель держит в одной руке свою «Этику», а другой, словно успокаивая собеседника, указывает на землю. Долгие годы картина хранилась в лондонской галерее – фамильном Доме Бриджуотеров, но во время Второй мировой, когда немцы нещадно бомбили Лондон, картину вместе с другими шедеврами (полотнами Тициана, Рембрандта, Пуссена) вывезли в более безопасное место, в Эдинбург. св. Классическое искусство Рафаэля синтетично, музыкально и удивительно соразмерно.
«Диспута» (1509г. ) стала первой росписью после фресок потолка и парусов («Суд Соломона») и была посвящена триумфу христианской религии. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Петра. 1518, Флоренция, Уффици). Елизаветой и Иосифом.
В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок. «Святое семейство Каниджани», 1507–1508гг. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512).
В то время как на его пути расступаются разного рода люди, в том числе и женщины, видно, как вооруженный всадник, сопровождаемый двумя пешими фигурами, стремительно и со свирепейшим видом сбивает с ног и поражает надменнейшего Элиодора, который по приказанию Антиоха захотел похитить из храма все приношения вдов и сирот. «Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному счастью материнства. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Петра, св. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Именно во Франции у неизвестного владельца ее купил другой герцог – Бриджуотер.
Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Так просто и естественно художник воздал дань гениям прошлых веков и своим современникам. Платон озарен вдохновением и похож на библейского пророка.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Современники говорили, что некоторые из них расплачивались за работу золотыми монетами, выложенными на плоскости картины в один или даже в два ряда. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Рафаэль был тем счастливым избранником, для которого творчество не было мучительным поиском недосягаемой цели. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа.
И далее в том же письме – неожиданное предложение поэта-жениха: коль на покупку так полюбившейся картины не достает средств, Афанасию Николаевичу следовало бы выменять на нее негодную Бабушку (Бабушка – это всего лишь бронзовая статуя Екатерины II работы немецкого скульптора Мейера, принадлежавшая Гончаровым и назначенная в качестве приданого Натали). Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. «Прекрасная садовница», 1507г. ). 1507, Флоренция, галерея Питти). Джованни да Удине он заказал обрамление для этих историй в виде гирлянд, состоящих из цветов, листвы и плодов разного рода, краше которых и быть не может.
«Донна Велата» – редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане.
В этом заключалась и сила портретных работ художника, среди которых преобладали изображения пап, кардиналов и знати («Портрет кардинала», ок. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Их внешняя красота неотделима от духовного совершенства и благородства («Мадонна в зелени» и «Мадонна с безбородым Иосифом», обе в 1505г.
Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Если в «Диспуте» Рафаэль представил триумф теологии, то в «Афинской школе» (1510–1511гг. ) показал триумф науки, уравновесив истинность религии и знания. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Мадонны Рафаэля близки и понятны каждому человеку. Словом, вещь эта была такова, что заслужила Рафаэлю от означенного короля почетнейшую награду. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой.
Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. У ангела слева одно крыло. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
Композиции на стенах зала посвящены Теологии, Философии, Юриспруденции и Поэзии — четырем высшим наукам и искусствам изучавшимся в те времена в итальянских университетах. Работа в станцах захватила Рафаэля, но она была столь огромна, что постепенно он «оброс» многочис ленными помощниками и учениками, «которым он помогал и которыми он руководил с чисто отеческой любовью. В лике Богоматери столько божественного, а в движениях ее – столько смирения, что превзойти этого нельзя.
Мавра и св. Но этот храм античной мудрости пуст. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
Лихорадка, свалившая еще молодого живописца, оказалась смертельной. Но, увлеченный рассказами очевидцев о «битве гигантов» – живописном состязании Микеланджело и Леонардо да Винчи, – «забыв о своих выгодах и удобствах», он переезжает во Флоренцию. Работая в сфере искусства, где всегда царит дух соперничества, Рафаэль, казалось, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников и вот таким образом Вазари не раз отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Под наблюдением Рафаэля были достроены открытые лоджии дворца Сан Дамазо в Ватикане (знаменитые «Лоджии Рафаэля», 1518–1519гг. ) и декорированы по его проектам, как и «Лоджии Психеи» (1517–1518гг. ).
В то время, как удачи этого художника казались всем величайшими чудесами, завистливая судьба лишила жизни Юлия И, который вскормил такое дарование, будучи ценителем всего наилучшего.
О, как я горю. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
«Портрет кардинала Баббиены», 1516–1518гг. ). Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Рафаэль выполнил также проекты для папской виллы и для многих домов в Борго, в частности для дворца мессера Джованни Баттисты дель Аквила, который получился прекраснейшим произведением. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании.
Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. А разве возможно выразить словами все то, что этот иэобретательнейший и удивительный художник вложил в фигуру другой матери, босой, растерзанной, распоясанной и растрепанной, которая, поставив своих ребят перед собой их шлепает, чтобы они убегали подальше от разрухи и от пожарища. Это было вполне допустимо ибо еще в 25 лет он получил должность живописца при папском дворе и «место секретаря апостолических бреве» – сан весьма значительный даже для молодых прелатов. В страстном порыве нежности она прижала к себе дитя, но ясный взгляд ее светло-зеленых глаз направлен прямо в душу зрителя.
Это важный шаг в развитии ренессансного палаццо, для которого характерен все больший отход от средневековой недоступности и все большее сближение с реальным городским окружением (ср. Он продолжил обучение в мастерской своего отца, которой руководили помощники, а затем (1500–1505гг. )– у Пьетро Перуджино – главы умбрийской школы живописи, доверчиво следуя за его манерой. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
Рафаэль привлекал к себе людей редкими душевными качествами, с которыми, по словам Вазари, «соединилось столько грации, трудолюбия, красоты, скромности и доброй нравственности», что его можно было считать не человеком, «но смертным Богом». Петра и другими постройками. А росписи «Станца дЭлидоро» (1513–1514гг. ) наполнились напряженными драматическими образами. Образ «Св. Должность «комиссара древности», «префекта мраморов всех камней» (1515г. ) отнимала много сил и времени на охрану памятников римской античности.
После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Все вместе и каждый сам по себе они познают истину.
Он никогда ни с кем не соперничал, никому не завидовал и не критиковал других. Цецилией, замученной в кипящем масле. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году.
После смерти Браманте Рафаэль был назначен главным архитектором Ватикана и продолжил строительство собора Святого Петра. Анна.
Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
И доведенный до отчаяния Агостино через посредство других, собственными усилиями и всякими другими способами с большим трудом добился того, чтобы женщина эта постоянно находилась при Рафаэле, там, где он работал и только благодаря этому работа была доведена до конца. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502).
Однако вернемся к гравюрам. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Безумно трудно писать о таком художнике, которому посвящены тысячи книг, репродукции с картин которого висят на стенах многих домов, а оригиналы, созданные им, начиная с крошечных рисунков или эскизов и кончая портретами или картинами, являются украшением и гордостью лучших музеев мира. Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость.