В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
«преображение» – последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В 1984 году семья уже была вынуждена выставить на торги часть своей коллекции. Справа от Богоматери – Св. Иероним со львом, его главным признаком. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Все рекорды последнего времени говорят о том, что спрос на шедевры велик.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». В иконе отсутствует внешний источник света.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом6. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. И театра далеко не в последнюю очередь.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. 9:37). В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.
В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. На иконе Рублёва -лишь основное событие – непосредственно Преображение. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении – вероятнее всего апостол Андрей.
Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. придать ей еще большей убедительности. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари). Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Шумно потому, что многолюдно. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение () И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть». А после его смерти она боялась умереть». Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение, на котором Рафаэль представил Христа, парящего над вершиной этой горы и растворенного в прозрачном воздухе, а по сторонам его Моисея и Илью, которые, освещенные ослепительным сиянием, оживают в свете, от него исходящем. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».
До 1984 года рекордная стоимость произведения на бумаге составляла всего 700 тыс. Огромный дворец требует серьезных финансовых вложений для его содержания.
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Икона создаётся по строгим канонам (правилам), а художник передаёт своё собственное видение библейского сюжета.
Это пророки Моисей и Илия. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы.
Сегодня картина находится в Пинакотеке Ватикана. Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции5. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор – святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина – чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом. Описанное евангелистами Матфеем, Марком и Лукой чудо Преображения Христа, повергшего ниц изумленных учеников, явившего в лучах высшего света свою Божественную природу Петру, Иакову и Иоанну, т. е. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Герцоги Девонширские не в первый раз расстаются с шедеврами подобного уровня. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Когда был глас сей, остался Иисус один. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею.
По мнению антикварного сообщества, эти торги вошли в историю. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля.
Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).
И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник. Св. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией.
Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Эту картину заказал мастеру кардинал Джулио Медичи изначально она предназначалась для собора в Нарбонне. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. На продажу тогда был выставлен 71 лот – исключительно рисунки музейного уровня. ссылка.
И этим вихрем Спаситель не только повергает наземь своих учеников – Он раздвигает тьму и в буквальном смысле несет людям свет нового учения. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием исходящим от фигуры Христа.
«Редчайший экземпляр фантастического рисунка великого мастера – при таких данных рекорд был неизбежен и закономерен», – комментирует новую, самую высокую в мире цену на произведения на бумаге Эрве Аарон, президент Салона рисунка и один из законодателей мирового рынка произведений графики. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. В культурно-историческом смысле иконография картины интерпретируется как предназначение её для защиты Нарбонны от повторных нападений сарацин, так как Каликст III объявил 6 августа праздником в честь победы христиан при осаде Белграда в 1456 году. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14.
Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Только произведений графического искусства в ней насчитывается более 3 тыс. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». После этого раздался голос Бога, который подтвердил апостолам, что Иисус его истинный и единственный сын.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи.
Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Девять эскизов, среди которых фигурировала и Голова апостола, были показаны на недавней выставке, посвященной позднему периоду творчества Рафаэля, в музее Прадо, а затем в Лувре.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. До того как попасть на торги, этот рисунок с начала XVIII века хранился в собрании герцогов Девонширских в поместье Чатсуорт, которое славится одной из самых крупных частных коллекций работ Рафаэля (здесь хранится не менее 14 работ мастера). 17:5). Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Основоположнику истории искусства Джорджо Вазари принадлежат такие слова о картине: «Рафаэль написал в этой вещи фигуры и головы, которые, не говоря об их исключительной красоте, настолько необычны, разнообразны и прекрасны, что, согласно единодушному мнению художников, это самое прославленное, самое прекрасное и самое божественное произведение из всех, когда-либо им созданных. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
«Рекорд рисунка Рафаэля еще раз доказывает, что цены на старое искусство, в отличие от актуального и современного, остаются весьма разумными и продуманными», – резюмирует господин Аарон. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Пример, который вспоминается едва ли не в первую очередь, – работа Рафаэля, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое – это случай Рафаэля и его мастерской. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако. Художественный язык религии – это образы святых. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение» – самой значительной его работой.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Христос появляется в вихре белого света. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15.
11 – 12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). В 1984 году он был продан за 3, 6 млн, установив на тот момент мировой рекорд. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.