Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Иосифа. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
VI). Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. В этой картине изображён усопший Христос, которого вносят в усыпальницу.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
В 1504 году молодой художник Рафаэль Санти переехал во Флоренцию, где был глубоко восхищен стилем и техникой Леонардо да Винчи. Впоследних флорентийских работах Рафаэля («Положение вогроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Святая Екатерина Александрийская», около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес ксложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео.
Франциска и св. Взале Ватикана Станца делла Сеньятура (1509-1511), где скреплялись печатью папские декреты ибуллы, художник Рафаэль Санти представил сюжеты вобласти духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), каждая изстен этого сравнительно небольшого помещения имела для росписи полукружье, горизонтальное основание которого находилось выше уровня глаз стоящего зрителя. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. На исходе золотого века в истории живописи он вберет в себя все лучшее, чем потом, в будущем будет славен итальянский Ренессанс. На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение.
Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
Бенедикта, св. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль — это Рафаэль.
Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Закончив это произведение и после того, как Пьетро вернулся по своим делам во Флоренцию, Рафаэль покинул Перуджу и отправился вместе с некоторыми друзьями в Читта ди Кастелло, где он в той же манере написал на дереве образ для церкви Сант Агостино, а также для церкви Сан Доменико образ с изображением Распятия, который, не будь на нем его подписи, всякий принял бы за произведение Перуджино, а не Рафаэля.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом.
Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил. Первоначальный план не известен. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино.
Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих.
По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Первостепенное значение для художника имело знакомство сметодом великого Леонардо даВинчи. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св.
Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой.
Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Монахини св. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). Восхищенные почитатели называли его «божественным».
К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок.
Мастер перестал есть, спать, а главное работать. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Тут же и ученая Сафо и божественный Данте и любезный Петрарка и влюбленный Боккаччо, все – как живые, а также и Тибальдео и многие другие. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила").
Однако вернемся к гравюрам. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. После этого, продолжая свою работу в дворцовых покоях, он написал историю чуда, свершившегося со Святыми Дарами не то в Орвието, не то в Больсене.
Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Анна. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св.
А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Я только тут понял живопись. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Вернемся, однако, к самому Рафаэлю, для которого манера, заимствованная в молодости от Перуджино, становилась со временем величайшей помехой и обузой, хотя она и была легко им усвоена, будучи мелкой, сухой и не требовавшей строгого рисунка.
По правую сторону алтаря Рафаэль изобразил папу Юлия, слушающего эту мессу. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Сикста в Пьяченце. А св. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией имягким лиризмом пейзажных фонов («Сон рыцаря», Национальная галерея, Лондон «Три грации», Музей Конде, Шантийи «Мадонна Конестабиле», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все— около 1500-1502).
Даже бархатный берет — черный. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Нарастающий вэтих фресках драматизм принимает оттенок театральной патетики вросписях Станца дель Инчендио (1514-1517), которые Рафаэль исполнял уже смногочисленными помощниками иучениками. А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная.
В общем каждый выдумывает на свой лад. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображенными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, – такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). А случается это, видимо, потому, что небо распределяет свои милости по собственному усмотрению, с тем чтобы каждый довольствовался своим уделом.
Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом. Рафаэль же прямо не отказывал кардиналу в исполнении его желания, но всячески тянул, говоря, что он хочет еще подождать три или четыре года. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличии папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах.
Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено.
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Фото сегодня не способно на то, чего в свое время добился портрет Папы Юлия II – люди, впервые видевшие его, пугались и плакали, настолько идеально Рафаэль сумел передать не только лицо, но и настроение и характер объекта изображения. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Вокруг него всегда было много учеников. Екатерину. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Похож же он настолько, что кажется живым. Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми.
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Так началась история Рафаэлевых Станц. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. У ангела слева одно крыло.
А делал он это не без уважительной причины. Это по праву считается его лучшим произведением. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Картина им (Лоренцо Нази) бережно хранилась всю жизнь, но чуть не погибла 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Переезд воФлоренцию сыграл огромную роль втворческом становлении Рафаэля.
Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). 1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Но это все в будущем.
Там же – обнаженная фигура сидящего св. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Петра и св.
Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Они окружены внимательными слушателями. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Именно вРиме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет кардинала», около 1512, Прадо, Мадрид «Дама впокрывале» или «Донна Велата», около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж идругие).
Все были уверены, что картина была написана Перуджо. Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Рафаэль изобразил в этой истории св. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. А в глубине изображен объятый пламенем холм Монте Марио в знак того, что при отступлении солдаты, как правило, сжигали свои лагеря. Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. В том же городе монахини св. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. На самой середине картины внизу, как раз под Мадонной, Рафаэль написал стоящего путта, который, взирая на нее, закинул голову, а в руках держит надпись по красоте лица, по убедительности всего облика ничего более обаятельного и ничего лучшего создать невозможно. Всоседней зале Станца дЭлиодоро вфресках налегендарно-исторические сюжеты («Изгнание Элиодора», «Встреча папы Льва Iс Атиллой», «Месса вБольсене») сособой силой проявилось дарование Рафаэля как мастера светотени игармоничного, мягкого исветлого колорита.
Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Он будет шокирован, поражен. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Это мой идеал». Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Близок покомпозиционному решению фреске Перуджино «Передача ключей святому Петру» вСикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля «Обручение Марии» (1504, Галерея Брера, Милан). По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Из глубины анфилады грандиозных арочных пролетов выступает группа античных мыслителей, в центре которой величавый седобородый Платон и уверенный, вдохновенный Аристотель, жестом руки указующий на землю, основатели идеалистической и материалистической философии. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
И доведенный до отчаяния Агостино через посредство других, собственными усилиями и всякими другими способами с большим трудом добился того, чтобы женщина эта постоянно находилась при Рафаэле, там, где он работал и только благодаря этому работа была доведена до конца. Там же портреты кардинала Сан Джордже и многих других.
Цецилию и св. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Мадонна Грандука (ок. Плацидия.
монохромно) и Залы Константина. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
Первые портреты относятся кфлорентийскому периоду («Аньоло Дони», 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», около 1505, тамже «Донна Гравида», 1505, тамже). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Несмотря на угловое расположение (рис.
Он поехал во Флоренцию и некоторое время жил там. Иеронима в кардинальском облачении.
В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Мавра и св. св. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
Написал он также для Доменико Каниджани картину изображающую Богоматерь с младенцем Христом, улыбающимся маленькому св. Все крепнет и мощнее звучит интонация, придающая этим картинам отличный от всех предыдущих художников пленительный, трепетный стиль, вовсе лишенный какой-либо сухости, литературной заданности. В1500-1504 годах Рафаэль, посвидетельству Вазари, учился ухудожника Перуджино вПерудже. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Ромуальда, св. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Этот элегантный, но имеющий оттенок манерности прием руста, по-видимому, применен здесь впервые. Павла, св. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Силой, мощью, величием. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Работа датируется 1498 годом.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». Кватиканским фрескам близки картоны Рафаэля ксерии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-1516 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории иАльберта, Лондон идругие собрания). Он обещал ей, что по возвращении из Флоренции, он непременно исполнит её просьбу.
Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). Иоанна, который скрестив руки склоняет печальную голову. Павла, св.
Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. В ожидании чего Рафаэль втихомолку продолжал заниматься своими любовными делами, превыше всякой меры предаваясь этим утехам. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Ротенберг).
Иоанна, св. Люнеты занимают четыре композиции: Изгнание Элиодора, Месса в Больсене, Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы.
Ведь соединив в себе и то и другое, Рафаэль обладал такой силой, что мог склонить в свою пользу могущество Юлия II и великодушие Льва X, заставив их при всем величии их сана принять его в число своих самых близких друзей и оказывать ему всякого рода щедроты, почему, пользуясь их благорасположением и их поддержкой, Рафаэль и сумел достигнуть величайшего почета как для себя, так и для искусства. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Иеронима, св. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы.
Петра. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
Лаврентия, св. Одежда ее четырехцветная в ознаменование четырех стихий: от головы и ниже – цвета огня, ниже пояса – цвета воздуха, от причинного места до колен – цвета земли, а остальное до самых ступней – цвета воды. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
А такое в то время случалось редко. На одной из них, обращенной в сторону Богословия, он изобразил в чрезвычайно привлекательной манере грехопадение Адама, съедающего яблоко, а там, где Астрология, – ее самое, распределяющую по своим местам неподвижные и странствующие светила, а в третьей истории, связанной с горой Парнасом, – пригвожденного к дереву Марсия, с которого Аполлон сдирает шкуру. цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.
Иоанна, св. 24).
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Вещь эта – величайшее чудо по своему колориту и исключительной красоте – выполнена с такой силой и с такой покоряющей легкостью, что, на мой взгляд, лучшего не сделать. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены.
В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
И сам станет другим. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Анна в облике древнейшей старицы, протягивающей Богоматери ее Младенца, нагое тело и выражение лица которого настолько прекрасны, что одна улыбка его может развеселить всякого, кто на него посмотрит, не говоря о том, что Рафаэль, написав эту Мадонну, показал всю ту красоту, которую можно придать выражению девственности, когда очи говорят о смирении, чело – о чести, нос – о благообразии, а уста – о добродетели, да и одеяние ее таково, что оно свидетельствует о бесконечном простодушии и целомудрии.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Недаром, когда впоследствии Микеланджело увидел эту работу Рафаэля, он сразу же догадался о том, что случилось на самом деле и что Браманте сделал это ему назло, ради пользы и славы Рафаэля. Словом, вещь эта была такова, что заслужила Рафаэлю от означенного короля почетнейшую награду. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок.
Созданные имвоФлоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1504, Галерея Питти, Флоренция «Мадонна смладенцем Христом иИоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, Лувр, Париж «Мадонна сощеглом», Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Вэтих работах (фрески «Лоджии Психеи виллы Фарнезина», 1514-1518 фрески вЛоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ «Преображение Христово», 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение кманьеризму.
В живописи и архитектуре произведения Рафаэля последних лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма. Цецилию и св.
Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Переехав вРим, 26-летний мастер получает должность «художника апостольского Престола» ипоручение расписать парадные покои Ватиканского дворца, с1514 руководит строительством собора святого Петра, работает вобласти церковной идворцовой архитектуры, в1515 назначается Комиссаром подревностям, отвечает заизучение иохрану античных памятников, археологические раскопки. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит.
После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим.
Иеронима, св. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Мавра и св. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля. Эта знаменитейшая картина находится ныне у наследников означенного Доменико Каниджани, которые ценят ее так, как этого заслуживает творение Рафаэля Урбинского. По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном.
Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). В том же помещении на противоположной стене написана история изображающая св. Наплафоне помещения Рафаэль создал соответствующие главным композициям аллегорические, библейские имифологические сцены— «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и«Суд Соломона». На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. 1518, Флоренция, Уффици).
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. В этом произведении имеется перспективное изображение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Невозможно во всех подробностях перечислить все те прекрасные находки, которыми этот изобретательный художник обогатил выражение лиц пленников изображенных им на этой фреске. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи.
Иеронима в кардинальском облачении. Говорят, если кто-то из тех, кто работал рядом, просил его подсобить в каком-то рисунке, он тотчас бросал свою работу, чтобы помочь товарищу. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). 20), заказанная ему цехом римских ювелиров.
Петра, св. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. На этой картине изображена св. Этот камерный портрет действительно необычен.
А над другим окном, выходящим во двор, он написал Правосудие с весами, водруженным мечом и такими же прекраснейшими путтами и это потому, что в нижней истории на той же стене он изобразил издание законов как гражданских, так и церковных, о чем будет сказано в своем месте. А св. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Примечательно, что Рафаэль изучив манеру Перуджино, подражал ей настолько точно и решительно во всём, что его копии невозможно было отличить от оригинала.
Первый учитель – Перуджино. Рафаэль сгорает от любопытства. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср.
На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Он готов к новым, еще более значительным свершениям". Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений.
Если же Рафаэль в чем-либо к нему и приблизился больше, чем любой другой художник, то это преимущественно в прелести своего колорита. Однако сколько он ни старался и ни изучал, но в некоторых трудностях он так и не смог превзойти Леонардо и хотя многим и кажется, что он его превзошел в нежности и некоей природной легкости, тем не менее он никогда не мог сравняться с ним в отношении особой потрясающей глубины мысли, служившей фундаментом его искусства, во всем его величии. На другой же истории он изобразил самую коронацию означенного короля с портретами папы и Франциска, второго из них – в доспехах, а первого – в облачении первосвященника, а также портреты всех кардиналов, епископов, камергеров, щитников и постельничих, сидящих в облачениях по своим местам по порядку, предусмотренному уставом.
Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. «Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь.
Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному идиллии, грации.
Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Так он изобразил св.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Одет он скромно, во все черное. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Франциска и св.
Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла.
Картоны эти были посланы во Фландрию для тканья, откуда готовые ковры были доставлены в Рим. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Противоположное видим мы в образе св. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески.
Сам же он, проверяя каждую мелочь, способствовал в меру сил своих и как только мог лучше несению тягости столь великой. Главная фигура на полотне, конечно, Мария.
Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Петра, св.
Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Будь то сам Папа Римский. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан, принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII, вручающий декреталии адвокату. деСангалло Младший), органически связанной сокружающими садами итеррасным парком. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Елизаветой и Иосифом. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. 1500 для этого города. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Рафаэль изобразил св. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Почему. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.
Впоследние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих изних своим ученикам ипомощникам (Джулио Романо, Джованни даУдине, Перино дель Вага, Франческо Пенни идругим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. В одной из них уже можно было видеть законченную историю.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Однако Батиста, сын Лоренцо и величайший ценитель искусства, «обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе. Рафаэль приступил к работе в покое, где подписываются папские указы. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци.
Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Рафаэль дал в картине образец своего мастерства и он сделал перспективу и многие фигуры, выписанные им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров. Цецилией, замученной в кипящем масле. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве.
И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. В«Мадоннах» Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств («Мадонна Альба», около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон «Мадонна диФолиньо», около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства идушевной чистоты заступница человечества выступает Мария всамом знаменитом произведении Рафаэля— «Сикстинской Мадонне» (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». В картине все отмечено совершенством: композиция.
6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. А над проемом окна он очень удачно изобразил лестницу, объединяющую всю историю. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании.
Плацидия. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. 22).
По разным источникам девушка предстает перед нами светлой и чистой, Рафаэль рисует с нее образ Мадонн, но в других источниках говорится, что Маргарита была куртизанкой, которая целенаправленно свела с ума Рафаэля и свела его в могилу. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Он непреклонен.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Участвовали также Джован Франческо, болонец, Перино дель Вага, Пеллегрино из Модены, Винченцио из Сан Джиминьяно и Полидоро из Караваджо, не говоря о многих других, писавших истории и фигуры и все прочее, в чем нуждалось такого рода произведение, законченное Рафаэлем с таким совершенством, что он даже выписал из Флоренции мозаичный пол работы Луки делла Роббиа. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Кроме того, по прихоти художника, которому пришла в голову такая прекрасная выдумка, многие из присутствующих, чтобы лучше видеть, взобрались на пьедесталы колонн и обнимают их стволы, стоя в самых неудобных положениях и вся оцепеневшая толпа, каждый по-своему и каждый по-разному, выжидает, чем все это кончится. Иоанна Крестителя и св.
И если бы он в этой вещи, словно по какой-то прихоти, не применил для черного цвета той смеси, которой пользуются печатники и которая, как уже не раз говорилось, со временем темнеет и поглощает другие с ним смешиваемые цвета, я думаю, что это произведение сохранило бы и поныне свою первозданную свежесть, в то время как сейчас оно кажется скорее раскрашенным, чем написанным.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Вокруг него Рафаэль изобразил множество разных фигур: иные прислуживают при мессе, другие, смущенные невиданным зрелищем, преклонили колени на ступеньках лестницы, в прекраснейших позах, состоящих из самых различных телодвижений и выражающих покаянное настроение как у мужчин, так и у женщин. Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). Ввозможно по этой причине тема Мадонны с младенцами проходит через всё творчество художника. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось.
1507, Флоренция, галерея Питти). У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в абсолютной красоте. Ни один художник не мог бы создать из этих фигур нечто более стройное и более абсолютное.
Видны на картине и Богоматерь и полные грации фигуры и лица всех остальных, особенно св. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
В ужасной тюрьме мы видим между двумя спящими стражниками старца в железных оковах мы видим, наконец, ослепительное сияние ангела, которое дает нам возможность различить все малейшие подробности этого помещения.
Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи.
Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта.
Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем.