Рафаэль Монти впервые выставил свою скульптуру наВсемирной выставке 1862 года вЛондоне.
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
Росписи Станцы делла Сеньятура принадлежат к числу таких же абсолютных шедевров мирового искусства, как Сикстинский плафон Микеланджело. Там же – обнаженная фигура сидящего св. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой.
И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Правда, в истории Льва III об этом ничего не написано, тем не менее художнику, быть может, просто вздумалось изобразить это именно так.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Браманте было поручено начать строительство нового грандиозного собора Святого Петра и одновременно преобразить небольшой Ватиканский дворец, сделав его частью грандиозного архитектурного комплекса.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Первый учитель – Перуджино. Однако вернемся к гравюрам. Равным образом папа пожелал иметь богатейшие ковры из золотой и шелковой пряжи, для которых Рафаэль целиком собственными руками выполнил подцвеченные картоны в точных размерах и в натуральную величину. Плацидия. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Другой женщиной в жизни художника, была красавица Маргарита, названная им самим «Ла Форнарина», дочь пекаря (пекарь – fornaro) по имени Франческо Лути.
Развитие культуры Возрождения привело и к нововведениям в использовании строительных материалов и технологий, к развитию архитектурной лексики. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Иеронима в кардинальском облачении. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. У Микеланджело – большого мастера изображения человеческого тела – он старается перенять технику рисования правильных поз и мимики лица.
Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Когда Рафаэль решил изменить и улучшить свою манеру, он еще не изучал нагого тела с должным знанием дела, а просто срисовывал его с натуры так, как на его глазах это делал его учитель Пьетро, но с той грацией, которой его одарила сама природа.
Иосифа. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима.
Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля).
Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов.
1509-1510, Вашингтон, Нац. Между тем подобное сочетание не случайно: намек на симметрию отражает общее для того времени понимание центричности, как средства придания достоинства и строгости постройке, тогда как смещение объемов сооружения к углу отражает новые тенденции к более органичной связи сооружения не только с индивидуальными особенностями участка, но и с его расположением в городе (рис. Строительство храмов – это традиция длиною в сотни лет. А св. Талант мальчика к этому времени уже проявился, что свидетельствует его современник Джорджио Вазари, сообщающий, что начиная с детства Рафаэль был «большим помощником для отца». К сожалению, не известно в точности, как именно Рафаэль помогал ему, так как сведений об этом периоде жизни художника не очень много.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Весталки—жрицыбогиниВестывДревнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. 1501, Берлин, Гос.
флорентийское палаццо первой половины XV в., столь же недоступное, но уже более гражданственное палаццо Канчеллерия и, наконец, римские дворцы начала XVI в. с более открытым характером их бельэтажа и расположенными в цоколе лавками). Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Эрмитаж Мадонна Солли, ок. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. В этих апостолах чувствуется непреклонный божественный гнев, который по воле Всевышнего нередко запечатлевается на ликах Его служителей, заступников истинной веры. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Движимый своей неизменной любовью к всему абсолютному в искусстве, Рафаэль разгорелся таким желанием, что, отложив всякое попечение о работе, о пользе и о выгоде, оказался во Флоренции.
Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения.
галерея). «Форнарина» (прибл.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Заказ был сделан в 1500 году и окончен в 1501. Он должен был украсить фресками кабинет папы.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). 1505 Донна Гравида, ок.
Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Высокий Ренессанс – первые три десятилетия XVI века. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж. Рафаэль. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности.
Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Павла, св. галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. Георгия, ок. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли.
Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Два огромных, уходящих в глубину полукружия, объединяющие мир небесный и мир земной, уподобляя пространство фрески огромным алтарным апсидам раннехристианских церквей, делают Диспуту главным композиционным и смысловым акцентом зала. В женской фигуре чувствуется в равной мере и страстное желание спасти своего младенца и страх за саму себя под угрозой ярчайшего пламени, ее опаляющего. Прототипом этого орнамента, получившего название от слова «грот» (пещера), стали фрагменты античных росписей интерьеров Терм Траяна в Риме и «Золотого дома» – дворца императора Нерона, руины которого были обнаружены под землёй в 1481 году. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины.
1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения.
1507, Флоренция, галерея Уффици Прекрасная садовница, 1507, Париж, Лувр Мадонна Бриджуотер, ок. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. 1504, Париж, Лувр два варианта Св.
Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Они окружены внимательными слушателями.
В 1513-1514 гг.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». 1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Арки сводов и опорные столбы создают чёткий ритм.
Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. галерея Три Грации, ок. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Оскорбивший каким-либо образом весталку, например, попытавшийся проскользнуть под её носилками, карался смертью.
Здесь и пушистая ворсистость бархата и звонкие шелестящие переливы атласа на папе и нежный трепет шерстинок на меховой опушке и золото и шелк изображенные так, что это уже не краски, а доподлинное золото и шелк здесь же и пергаментная книга с миниатюрами, которая живей самой жизни и несказанно прекрасный серебряный колокольчик. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Он даже обвинил художника в плагиате.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. На этой картине изображена св. 1504, Лондон, Нац.
VI). В 1491 году умерла мать Рафаэля Маджиа, а 1 августа 1494 года умер отец. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Особого совершенства и образной значительности художник достигает в Мадонне в зелени, Мадонне с щегленком и Прекрасной садовнице, представляющих три варианта мотива, отчасти навеянного Св.
На фресках Рафаэля показана гениальность нахождения простых изобразительных средств для передачи этих сложных абстрактных понятий. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). И вовсе неудовлетворительными оказались те, что он написал на своде палаццо Агостино Киджи, что за Тибром ибо в них отсутствуют та прелесть и та нежность, которые всегда были ему свойственны правда, это в значительной мере объясняется тем, что он предоставил другим расписывать их в цвете по своим рисункам.
1512). От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Он обеспечил Маргариту, чтобы она могла вести достойное существование. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). В Риме он написал картину значительных размеров, на которой изобразил портреты папы Льва, кардинала Джулио деи Медичи и кардинала деи Росси.
Романо и Дж. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». А над другим окном, выходящим во двор, он написал Правосудие с весами, водруженным мечом и такими же прекраснейшими путтами и это потому, что в нижней истории на той же стене он изобразил издание законов как гражданских, так и церковных, о чем будет сказано в своем месте. Дом, где жил РафаэльОтец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Вот таким образом можно было видеть, как он, отправляясь ко двору, никогда не выходил из дома иначе, как имея при себе до пятидесяти живописцев отменных и превосходных, как на подбор, сопровождавших его, чтобы оказать ему свое почтение.
В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. 58х43 см. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Он прожил остаток своей жизни здесь.
За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Дерево, масло. Будучи талантливым художником и архитектором, Рафаэль оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства, большинство из которых на сегодняшний день хранятся в художественных галереях по всему миру. Петра.
Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Дерево, темпера.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Из-за религиозного содержания фресок росписи ватиканских лоджий называли «Библией Рафаэля».
1506, Берлин, Гос. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Написал он еще вскоре после этого небольшую картину с маленькими фигурами, которая ныне тоже находится в Болонье в доме графа Винченцо Эрколани и на которой изображен Христос, парящий в небе подобно Юпитеру и окруженный четырьмя евангелистами, согласно описанию Иезекииля, а именно в виде человека, льва, орла и быка, а внизу – крохотный пейзаж, не менее ценный и прекрасный в своих небольших размерах, чем иные произведения, гораздо большие по величине.
Столь же невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Несмотря на угловое расположение (рис.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Это – голова юноши в черной шапочке, в обличий которого скромность сочетается с обаянием ласковой доброты. Иоанна видно обычное для постника истощение, в лице же его обнаруживается некая духовная прямота и некая горячая убежденность, свойственные тем, кто вдали от мира его презирают, а в общении с людьми ненавидят ложь и говорят правду. Поражает, собственно, не умение художника мастерски имитировать нужный природный материал, а способность извлекать из любого эрзаца новое, несвойственное естественным породам камня, дерева или металла эстетическое качество, неведомые природе визуальные эффекты, стирая границу между дорогим и подсобным материалом в мире творимых руками скульптора художественных ценностей. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. За исключением Мадонны Альба (ок.
Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Свод лоджии разделён на 13 секций, каждая из которых перекрыта отдельным сводом. За эти годы он создал много картин.
Однако сколько он ни старался и ни изучал, но в некоторых трудностях он так и не смог превзойти Леонардо и хотя многим и кажется, что он его превзошел в нежности и некоей природной легкости, тем не менее он никогда не мог сравняться с ним в отношении особой потрясающей глубины мысли, служившей фундаментом его искусства, во всем его величии. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Так началась история Рафаэлевых Станц. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Цецилией, замученной в кипящем масле.
Эти особенности дарования Рафаэля проявились уже в его ранних, написанных до переезда во Флоренцию работах (Распятие с Мадонной, Иоанном Крестителем, св. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более темной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Екатерина Александрийская, ок.
А делал он это не без уважительной причины. В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи. Петра в Ватикане. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. Магдалиной и св.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Михаил, ок. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. галерея Коронование Мадонны, ок. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо и роскошнейшие великолепные дома наследников Марко дель Неро. 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца.
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. музеи Мадонна с Младенцем, ок. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ).
Этот римский фонтан (I-II век н. э. ) стоял в центре открытого алтаря старого собора Св. Петра с конца XIII века, в 1608 году был перенесён во двор, получивший её название – della Pigna. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. Так он изобразил св.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Рафаэль изобразил в этой истории св. В том же городе монахини св.
Здесь и Джанноццо Пандольфини, епископ Троянский, ближайший друг Рафаэля и многие другие известные в то время люди. А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Однако в это же время он ездил также в Урбино, Перуджу и даже в Рим. Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. 24). Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Действительно, женщины и дети, там изображенные, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. 1512, Лондон, Нац. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Иероним поднял голову и взирает на Богоматерь, погруженный в ее созерцание и кажется, что взор его говорит нам о всей той учености и премудрости, которые он изложил в писании своих книг.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо).
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. На самой середине картины внизу, как раз под Мадонной, Рафаэль написал стоящего путта, который, взирая на нее, закинул голову, а в руках держит надпись по красоте лица, по убедительности всего облика ничего более обаятельного и ничего лучшего создать невозможно.
Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Дело в том, что он уже столько лет служил при папском дворе и Лев X был должен ему такую крупную сумму денег, что ему было дано понять, что сейчас же по окончании начатой им залы и в награду за его труды и доблести папа дарует ему красную шляпу, поскольку он уже решил посвятить в этот сан многих других, куда менее заслуженных, чем Рафаэль. Ведущим архитектором становится Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший классическим принципам в архитектуре. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.
Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Решив использовать энтузиазм молодого художника для воплощения заветной мечты своего отца, папа Лев послал бреве (письменное послание папы) Рафаэлю: «Всем известно, что ты достиг совершенства в искусстве живописи, но Браманте считал тебя также всегда великим архитектором, а так как ты доказал справедливость его мнения моделью этого храма, согласно последнему желанию покойного Браманте, я назначаю тебя строителем собора, желая, чтобы он воздвигнут был возможно скорее и великолепнее». Мавра и св. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств). В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию. Достаточно вспомнить тех святых, которые, образуя полукруг, восседают на облаках: они кажутся не только живыми по своему колориту, но и абсолютно объемными благодаря тем ракурсам и сокращениям, в которых они изображены, уже не говоря о разнообразии их одеяний, ложащихся в великолепнейших складках и о выражении их ликов, в которых больше небесного, чем земного.
Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. Первоначальный план не известен. музеи Мадонна дель Грандука, ок.
1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Он отделен высокой стеной от второй, глубинной части участка, также в большой мере занятой садом, но приспособленной и для хозяйственных нужд. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. В ней есть торжественность и вневременная неизменность чудесного явления иконная знаковость четко рисующихся на фоне неба силуэтов и одновременно все изображенное предстает как живая, полная высокой красоты и глубины человеческого содержания реальность. Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе.
Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. 1505, Вашингтон, Нац.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм – кругов и полукружий и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
«Я – в них, они – во мне», – это авторское признание распространяется на бронзовую фигуру «Данко» и портретную скульптуру «Минас Аветисян», условную композицию «Арменоид» и раскрашенный портрет Комитаса. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Ученик Платона. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. 405х278 см.
Похож же он настолько, что кажется живым. Не меньшая страстность проявляется в фигуре того, кто принимает младенца и в ком забота о нем сочетается с ужасом перед смертью. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Их особа была неприкосновенной. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Иеронима, св.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. 1502-1503, Санкт-Петербург, Гос.
В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Во Флоренции ему стало очевидно, что его стиль нуждается в некоторых изменениях, если учитывать последние инновационные стили Леонардо да Винчи и Микеланджело. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. 1507-1508, Лондон, Нац. Романо и Дж. Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. Цецилию и св.
Если же Рафаэль в чем-либо к нему и приблизился больше, чем любой другой художник, то это преимущественно в прелести своего колорита. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II).
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
После смерти Донато Браманте, основного «перестройщика» этого собора, Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Петра в 1514 году. И так вплоть до «Декоративного валуна» и «Старой гну», в чем-то также по-своему автобиографичной, несмотря на ее, казалось бы, несвойственный портретности анималистический жанр. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. Этот камерный портрет действительно необычен. Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти.
Иоанна, св. 1504-1505, Берлин, Гос. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Так, на стене, обращенной к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же – бесконечное множество обнаженных амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием – и красота фигур и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом ее рассматривает, диву дается, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым, как те в высшей степени живые фигуры поэтов, которые по воле художника разбрелись по всему холму, кто стоя, кто сидя, кто что-то записывая иные рассуждающие сами с собой или поющие, а иные беседующие друг с другом вчетвером, а то и вшестером. Анной Леонардо да Винчи. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Противоположное видим мы в образе св.
Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Рафаэль был большим поклонником женской красоты. У ангела слева одно крыло. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Работа датируется 1498 годом. Их роман был прервался из-за смерти Марии. Большую часть этих четырех лет он провел во Флоренции, вот таким образом их называют «Флорентийский период».
1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников.
Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Петра, св. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. 1507, Эдинбург, Нац.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан.
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В поисках истины философы выходят из него в отличие от собравшихся у алтаря с остией богословов, они разбиты на отдельные группы на широких мраморных ступенях лестницы. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Основные итальянские архитектурные памятники этого периода – светские здания (учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки), которые отличаются симметрией, гармоничностью и изящностью деталей, отделкой карнизов, окон, дверей. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше.
И все же, сознавая, что он в этом отношении не может достигнуть совершенства Микеланджело, он, как человек, обладавший величайшей рассудительностью, понял, что живопись состоит вовсе не только в изображении обнаженного тела, но что у нее более широкое поле деятельности и что к совершенным живописцам могут быть причислены также и те, кто хорошо и с легкостью умеет выразить себя в сочинении историй и в хорошо продуманном замысле, кто свои исторические композиции не загромождает излишествами и не обедняет чрезмерной скупостью, но строит их с хорошей выдумкой и с должной строгостью и кто вот таким образом и вправе именоваться умелым и разумным художником. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз). Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит.
Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Елизаветой и Иосифом. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504).
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Масло, доска. 1504, Шантийи, музей Конде Св. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи.
Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Пространство между галереями он оформил в виде большого внутреннего двора («Двор Бельведера»), который завершается величественной нишей архитектора Пирро Лигорио (1560 г. ) со знаменитым фонтаном в виде шишки итальянской сосны – пинии. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. Рим не стал исключением.
Это стало поворотным моментом в жизни Рафаэля. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала.
Новой чертой является то, что оба яруса фасада получили однородную внешнюю обработку и одинаковые большие окна. Рафаэль обогатил этот образ, впервые подчеркнув его главенствующую, упорядочивающую роль в окружающем пространстве. 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. Одной из самых больших Станц является Зал Константина, роспись которого была выполнена по эскизам Рафаэля его учениками уже после смерти великого мастера.
21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св.
Вот таким образом каждый папа считал своим долгом перестроить, достроить, украсить (а, заодно и оставить след в истории) величественный собор Св. Он сдружился с местными художниками, в частности, с Бартоломео. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Своды украшены фресками на библейские сюжеты – по 4 небольшие композиции в каждой части.
20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной. Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
Гроcтеки Рафаэля не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. При папе Юлии II Ватикан представлял собой ряд разрозненных построек, а в квадратном внутреннем дворике Ватиканского дворца (его ещё называют Апостольским дворцом) среди апельсиновых деревьев стояли античные статуи. Одновременно во 2-й пол. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Но этот храм античной мудрости пуст. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Франциска и св. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих.
Эти дыры и проемы ослабили основания постройки и впоследствии их пришлось заполнять, так как она вся стала давать трещины. Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. 1505 Маддалена Строцци, ок. У подножия лестницы — две самые многочисленные группы спорящих философов: справа — группа юношей, окруживших Евклида, который что-то измеряет циркулем на грифельной доске в его облике узнается архитектор Браманте к математикам приближается обращенный к нам спиной статный человек в царской короне со сферой в руке — великий астроном древности Птолемей, за ним следуют два юноши в облике одного из них без труда узнается сам Рафаэль, второй — художник Содома, участвовавший в росписи свода Станцы.
Если им встречался на пути ведомый наказньпреступник, они имели право помиловать его. св. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей. Сикста в Пьяченце.
Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Фрески были отосланы в Брюссель, а первые три – в Рим в 1519 году. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. 174-121 см. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть. Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». 500х770 см. Простор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о становлении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения.
Широко раздвинутые, богато обрамленные окна составляют важнейший элемент фасада, что в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придает ему черты благородной, сдержанной простоты. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
В 1517 – 1519 годах своды, стены и пилястры (пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну) лоджии расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Ундине, Пенни. Среди работ римского периода (Кардинал, ок. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа).
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. Ф. Пенни. 22).
Романо. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Однако в Урбино он познакомился с работами Паоло Уччелло и Лука Синьорелли.
1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости. 1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) отображают его вновь обретенное господство над современным флорентийским стилем, по крайней мере, в композициях относительной простоты. С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама.
Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц».
Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. Фреска «Афинская школа». Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Центр архитектурного Ренессанса перемещается в Рим.
Анна. Петра и св. 1505, все – Флоренция, галерея Питти). Петра – символ Ватикана, ставший памятником «золотого века».
Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном.
В остальных секциях последовательно представлены события из Ветхого Завета – история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона) – всего 48 сцен. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Вот одна из фресок из греческой мифологии. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.