Продолжаем тему о мастерах мраморной вуали. Сегодня познакомимся с работами итальянского скульптораРафаэля Монти 1818-1881гг. В Риме Рафаэль открыл самую большую мастерскую времен Возрождения – под присмотром Санти трудились более 50 учеников и помощников художника, многие из которых впоследствии стали выдающимися живописцами (Джулио Романо, Андреа Саббатини), скульпторами и архитекторами (Лоренцетто).
1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. цветовая гамма, фигуры, пейзаж.
1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Слухи о божественном таланте молодого художника дошли и до Юлия II, который вознамерился во что бы то ни стало украсить свое правление выдающимися произведениями искусства. Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы.
Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г. )Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. И так вплоть до «Декоративного валуна» и «Старой гну», в чем-то также по-своему автобиографичной, несмотря на ее, казалось бы, несвойственный портретности анималистический жанр. Рафаэль. Магдалиной и св.
Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.
И как говорят, предупредительность Рафаэля доходила до того, что, для удобства его друзей, строители выводили стены не сплошными и непрерывными, а оставляли внизу стены над старыми помещениями отверстия и ниши, куда можно было прятать бочонки, кувшины и дрова. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Если им встречался на пути ведомый наказньпреступник, они имели право помиловать его. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году.
Высокий Ренессанс – первые три десятилетия XVI века. Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. «Я – в них, они – во мне», – это авторское признание распространяется на бронзовую фигуру «Данко» и портретную скульптуру «Минас Аветисян», условную композицию «Арменоид» и раскрашенный портрет Комитаса. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Ротенберг). Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508).
Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Рафаэль выполнил также проекты для папской виллы и для многих домов в Борго, в частности для дворца мессера Джованни Баттисты дель Аквила, который получился прекраснейшим произведением. 1504, Париж, Лувр два варианта Св.
В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. Анной Леонардо да Винчи. Об этом же говорит и другая история, написанная им в том же помещении на противоположной стене и изображающая св. Петра в Ватикане.
Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
ПроизведенияМикеланджело, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Их роман был прервался из-за смерти Марии. Гроcтеки Рафаэля не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека).
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. 58х43 см.
1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514).
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Решив использовать энтузиазм молодого художника для воплощения заветной мечты своего отца, папа Лев послал бреве (письменное послание папы) Рафаэлю: «Всем известно, что ты достиг совершенства в искусстве живописи, но Браманте считал тебя также всегда великим архитектором, а так как ты доказал справедливость его мнения моделью этого храма, согласно последнему желанию покойного Браманте, я назначаю тебя строителем собора, желая, чтобы он воздвигнут был возможно скорее и великолепнее». За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. За это был он высоко ценим в своем ордене и умер в величайшем почете в 1537 году шестидесяти восьми лет от роду. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). монохромно) и Залы Константина. В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Петра и св. музеи Мадонна с Младенцем, ок.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников.
Павла, св. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля).
При папе Юлии II Ватикан представлял собой ряд разрозненных построек, а в квадратном внутреннем дворике Ватиканского дворца (его ещё называют Апостольским дворцом) среди апельсиновых деревьев стояли античные статуи. На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение. Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость.
Это драматическое событие изображено так, словно зритель наблюдает его, находясь внутри горящего города фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. Композиции гротесков всегда симметричны относительно оси и построены по принципу канделябра.
21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Из-за религиозного содержания фресок росписи ватиканских лоджий называли «Библией Рафаэля». Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности.
По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Иоанна, св.
В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. На этой истории изображен священник, который, справляя мессу, густо краснеет от стыда при виде того, как от его неверия кровоточащее причастие растекается по покрову алтаря и, растерявшись на глазах у верующих, он имеет вид человека, не способного на что-либо решиться а в движении рук его как бы чувствуются содрогание и ужас, которые каждый испытал бы на его месте. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. 1505, Вашингтон, Нац. Серьезно и печально-тревожно смотрит она куда-то вдаль, как будто предвидя трагическую судьбу сына.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Романо и Дж.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Похож же он настолько, что кажется живым. 1512, Лондон, Нац.
Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж.
Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции). В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены.
музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св.
Рафаэль изобразил в этой истории св. В январе 1509 имя Рафаэля впервые обозначено в документах Ватикана.
Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. В 1513-1514 гг. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. И ему обязательно нужно выбрать жизненный путь – или жизнь, затраченное на наслаждения или путь преодоления препятствий, прославленных поступков и труда, которую олицетворяют меч и книга серьезной благотворительностью. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников.
Но если учитывать большой объем работы, который выполнял художник, нравы тех времен, общее состояние здоровья населения того века и то, что тогда люди вообще жили недолго, можно предположить, что это все вместе, в общем и могло послужить причиной ранней смерти Рафаэля. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». На своде представлены аллегорические фигуры и сцены.
Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для государства Урбинского. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения.
Также где-то в период работы над станций Рафаэль нарисовал знаменитую картину «Сикстинская мадонна». В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. 1507, Эдинбург, Нац. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Рафаэль спроектировал виллу на склоне холма Монте Марио. Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. Она центристская по композиции и увенчанная единственной большим куполом с фонариком.
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру.
На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Арки сводов и опорные столбы создают чёткий ритм. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. «Форнарина» (прибл. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя.
Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). Прототипом этого орнамента, получившего название от слова «грот» (пещера), стали фрагменты античных росписей интерьеров Терм Траяна в Риме и «Золотого дома» – дворца императора Нерона, руины которого были обнаружены под землёй в 1481 году.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Значительным достижением Рафаэля – архитектора стали проект и построение виллы для Джулио де Медичи (в дальнейшем получила название – Вилла Мадама). Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Однако в 1979 году группа итальянских ученых во главе с Фабрицио Манчини с помощью крупномасштабных детальных съемок доказала, что «Спас» был все-таки закончен Рафаэлем. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Ведущим архитектором становится Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший классическим принципам в архитектуре. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих.
В дальнейшем искусствоведы объясняли это его пристрастие желанием найти идеал чистоты и непорочности. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. В Чудесном изведении апостола Петра из темницы Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает эффекты ночного освещения. Именно здесь он поместил всемирно фрески «Парнас», «Диспут» и «Афинская школа» (1508-1512).
Так он изобразил св. Иеронима в кардинальском облачении. Романо и Дж. Очевидно, что большое влияние на его первые работы оказал Пьетро Ваннуччи известный как Перуджино. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр). Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж. Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Иоанну Крестителю, которого ему подносит св.
1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Пространство между галереями он оформил в виде большого внутреннего двора («Двор Бельведера»), который завершается величественной нишей архитектора Пирро Лигорио (1560 г. ) со знаменитым фонтаном в виде шишки итальянской сосны – пинии.
Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Однако в Урбино он познакомился с работами Паоло Уччелло и Лука Синьорелли. Рафаэль как бы окончательно находит свое решение библейских тем, оно наполнено раскованным реальным ощущением полноты бытия, этого земного чуда. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Однако, хотя роспись Джованни Антонио Содомы из Верчелли, находившаяся над историей Рафаэля и подлежала уничтожению согласно распоряжению папы, тем не менее Рафаэль пожелал использовать ее разбивку и ее гротески.
А св. Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения. Фрески были отосланы в Брюссель, а первые три – в Рим в 1519 году. Елизаветой и Иосифом.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Противоположное видим мы в образе св. За исключением Мадонны Альба (ок. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней. Художник отступил от заказа церкви и вместо образа святых воплоти сюжеты, навеянные античной культурой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Работа датируется 1498 годом.
Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Этот римский фонтан (I-II век н. э. ) стоял в центре открытого алтаря старого собора Св. Петра с конца XIII века, в 1608 году был перенесён во двор, получивший её название – della Pigna. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Там же – обнаженная фигура сидящего св. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида.
Приказ получил Рафаэль Санти известный как знаменитый художник. Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Миру известны более 200 картин с изображением Мадонны, принадлежащих кисти Рафаэля, хотя это далеко не точное их число. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. VI). Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. музеи Мадонна дель Грандука, ок. 1507, Флоренция, галерея Питти). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца).
Утонченная декоративность решения свода гармонически сочетается со стройной картиной прекрасной и величественной реальности, открывающейся на завершенных полукружиями стенах зала. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. 1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. После смерти Донато Браманте, основного «перестройщика» этого собора, Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Петра в 1514 году.
Этот превосходнейший художник изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры. Дерево, темпера. В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро).
174-121 см. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.
Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь».
В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля. После его смерти большая часть его работ подверглась изменениям или была вовсе уничтожена, но известно, что он построил и другие здания и в одно время был самым известным архитектором в Риме, впрочем, так же как и самым известным художником. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Михаил, ок. И все же, сознавая, что он в этом отношении не может достигнуть совершенства Микеланджело, он, как человек, обладавший величайшей рассудительностью, понял, что живопись состоит вовсе не только в изображении обнаженного тела, но что у нее более широкое поле деятельности и что к совершенным живописцам могут быть причислены также и те, кто хорошо и с легкостью умеет выразить себя в сочинении историй и в хорошо продуманном замысле, кто свои исторические композиции не загромождает излишествами и не обедняет чрезмерной скупостью, но строит их с хорошей выдумкой и с должной строгостью и кто вот таким образом и вправе именоваться умелым и разумным художником. По приезде в Рим Рафаэль обнаружил, что большая часть дворцовых покоев была уже расписана или, во всяком случае, еще расписывалась многими мастерами. 1507-1508, Лондон, Нац.
В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию.
Екатерина Александрийская, ок. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. Символом сложного эмоционального и интеллектуального склада творчества художника могут служить и другие его работы, многие из которых по сути своей автобиографичны. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу.
Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. разместился молодой рыцарь – юноша. Сикста уПьяченци, где была алтарным образом. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св.
После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. 22). Своды украшены фресками на библейские сюжеты – по 4 небольшие композиции в каждой части.
галерея Коронование Мадонны, ок. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. св.
Масло, доска. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. На картине мадонна повернута к зрителю профилем, глаза устремлены на книгу, руки нежно прикасаются к сыну. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. 1505, все – Флоренция, галерея Питти).
1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Далее Рафаэль написал для палермской обители монахов Монте Оливето именуемой Санта Мариа делло Спазимо, образ на дереве с изображением Несения креста.
Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Петра – символ Ватикана, ставший памятником «золотого века». К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. Другая история посвящена тому же святейшему Льву IV, победоносно завершающему осаду остийской гавани, которая была занята турецким флотом, прибывшим туда с тем, чтобы захватить его в плен.
Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. Однако в это же время он ездил также в Урбино, Перуджу и даже в Рим.
И далее, собравшиеся в одну группу – девять муз во главе с Аполлоном, фигуры такой выразительности и такой божественной красоты, что самое дыхание их дарует нам счастье и жизнь. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. В то же время он обеими руками, подводя камергера, представляет его Богоматери, камергер же в своем портретном сходстве не просто хорошо написан, а совсем живой.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. да Сангалло). Вот одна из фресок из греческой мифологии.
Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Однако это никак не сказалось на его творчестве. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
На этой картине Мадонна исполнена кротости и смирения, поистине достойных Богородицы и, не говоря уже о младенце, который в красивом повороте играет с мантией своей матери, в фигуре св. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Ее украшают 4 фрески : «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Павла из темницы» и «Встреча Аттилы».
Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Вскоре после этого Агостино Киджи, богатейший сиенский купец и величайший друг всех даровитых людей, заказал Рафаэлю роспись капеллы, так как незадолго до того Рафаэль написал для него в одной из лоджий его дворца за Тибром, ныне именуемого Киджи, в нежнейшей своей манере Галатею в колеснице, влекомой по морю двумя дельфинами и окруженной тритонами и всякими морскими божествами. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Весталки—жрицыбогиниВестывДревнем Риме, пользовавшиеся большим уважением и почётом. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Первый учитель – Перуджино. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. В остальных секциях последовательно представлены события из Ветхого Завета – история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона) – всего 48 сцен. Поражает, собственно, не умение художника мастерски имитировать нужный природный материал, а способность извлекать из любого эрзаца новое, несвойственное естественным породам камня, дерева или металла эстетическое качество, неведомые природе визуальные эффекты, стирая границу между дорогим и подсобным материалом в мире творимых руками скульптора художественных ценностей.
Среди работ римского периода (Кардинал, ок. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Петра.
Ведь он стремился изобразить эти события именно в той последовательности, в какой они описаны и вместе с тем обогатить их привлекательными и значительными подробностями. Он прожил остаток своей жизни здесь. 1501, Берлин, Гос. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию.
Талант мальчика к этому времени уже проявился, что свидетельствует его современник Джорджио Вазари, сообщающий, что начиная с детства Рафаэль был «большим помощником для отца». К сожалению, не известно в точности, как именно Рафаэль помогал ему, так как сведений об этом периоде жизни художника не очень много. 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах.
Несмотря на угловое расположение (рис. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, которые нередко обнаруживаются в тех, у кого некая благородная человечность их натуры, больше чем у других, блистает в прекраснейшей оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах.
1505 Донна Гравида, ок. Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках.
Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. подобное использование надписи во дворе урбинского замка).
Ф. Пенни. 1509-1510, Вашингтон, Нац. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
А делал он это не без уважительной причины. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр).
Одновременно во 2-й пол. Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля.
1505 Маддалена Строцци, ок. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Они окружены внимательными слушателями. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца.
К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео.
1504, Шантийи, музей Конде Св. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. На этой картине изображена св.
Основные итальянские архитектурные памятники этого периода – светские здания (учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки), которые отличаются симметрией, гармоничностью и изящностью деталей, отделкой карнизов, окон, дверей. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. Вот таким образом каждый папа считал своим долгом перестроить, достроить, украсить (а, заодно и оставить след в истории) величественный собор Св.
В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). В другом тондо над окном, смотрящим на Бельведер, представлена Поэзия в обличий Полигимнии, увенчанной лаврами, которая в одной руке держит древний музыкальный инструмент, а в другой – книгу. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное.
Франциска и св. В картине все отмечено совершенством: композиция. «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари.
Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. У ангела слева одно крыло. Тому, как человеку воспитанному, волей-неволей пришлось сдержать свое слово и он согласился жениться на одной из племянниц кардинала. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св.
Она долгое время находилась в церкви Св. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Иеронима, св. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. 1506, Берлин, Гос. галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. 1500 для этого города.
1504, Лондон, Нац. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила"). Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Петра, св. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.
Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок.
Иосифа.
галерея Три Грации, ок. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Рафаэль умер тридцати семи лет, оставив незаконченными росписи виллы Фарнезины, Ватиканские лоджии и ряд других работ, завершенных по картонам и рисункам его учениками.
Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Советы и наброски Рафаэля были использованы при построении дворца Каффарели – Видони (начало строительства – 1515), дворец врача папы римского Джакопо Антонио да Брешиа (1515 год), дворец папского камергера Бранконио дель Аквила. Первоначальный план не известен. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Так началась история Рафаэлевых Станц.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Мадонна Грандука (ок.
Здесь молодой Рафаэль встречался с архитектором Кронаком, со скульптором Андреа Сансовино и живописцами Грааччи, Ридольфо Гирландайо и Бастиано да Сангалло. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим).
Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура – очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие.
Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. 1512). Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
За эти годы он создал много картин. Успел Рафаэль построить и небольшую церковь Сант Елиджио дельи Орефичи в Риме. И если бы он в этой вещи, словно по какой-то прихоти, не применил для черного цвета той смеси, которой пользуются печатники и которая, как уже не раз говорилось, со временем темнеет и поглощает другие с ним смешиваемые цвета, я думаю, что это произведение сохранило бы и поныне свою первозданную свежесть, в то время как сейчас оно кажется скорее раскрашенным, чем написанным. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). Голова же эта хранится в Мантуе в числе вещей, которые Джулио Романо унаследовал от Рафаэля. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Большую часть этих четырех лет он провел во Флоренции, вот таким образом их называют «Флорентийский период».
Эти особенности дарования Рафаэля проявились уже в его ранних, написанных до переезда во Флоренцию работах (Распятие с Мадонной, Иоанном Крестителем, св. Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). Цецилией, замученной в кипящем масле.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517).
На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Центр архитектурного Ренессанса перемещается в Рим. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой.
Восхищенные почитатели называли его «божественным». В 1517 – 1519 годах своды, стены и пилястры (пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну) лоджии расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Ундине, Пенни. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Петра). Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Во Флоренции, соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Рафаэль учился у них анатомически правильному изображению человеческого тела. Одной из последних работ художника стал «Спас» («Преображение») – большая алтарная композиция. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Их особа была неприкосновенной. В том же городе монахини св. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.
Плацидия. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок. Вероятно, Рафаэль перед смертью успел увидеть законченную серию полностью, так как последняя фреска была готова к 1520 году. Рафаэль никогда не был женат, но есть сведения, что в 1514 году он был помолвлен с Марией Биббиеной, которая была внучкой кардинала.
Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Ведь на доспехах можно различить и собственные и падающие тени и отражения и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала. Романо. Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. Мавра и св.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. В 1491 году умерла мать Рафаэля Маджиа, а 1 августа 1494 года умер отец. Эрмитаж Мадонна Солли, ок. Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого св. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони.
Дерево, масло. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Анна. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Сикста в Пьяченце.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. 24).
Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. Станции дель Инчендио выполняли преимущественно ученики Рафаэля под его руководством (1514-1517). Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан).
Цецилию и св. Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Юноша – рыцарь еще находится в скованном состоянии, но жребий уже брошен.
В Ватикане маляр оставил после себя знаменитые «станци» («станца» – разрисованная зал во дворце). Искусствоведы не уверены, что полотно рисовал Рафаэль: есть мнение, что оно принадлежит кисти его отца изобразившего жену с маленьким сыном.
Фреска «Афинская школа». Ученик Платона. Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Ведь и сама живопись могла спокойно умереть после смерти столь благородного художника ибо, лишь только он закрыл глаза, она тотчас же как бы ослепла. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Однако вернемся к гравюрам. Он разрисовал 4 зала : станца дель Инчендио, за ней расположены станца делла Сеньятура (переводится как «Комната подписей» – здесь Папа подписывал важные бумаги), станца дЭлиодоро и станца Константина.
Следующий зал – станца дЭлиодоро (1512-1514). Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Он сдружился с местными художниками, в частности, с Бартоломео. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию. Задумчивая фигура философа, выставленная на передний план композиции, является первым свидетельством исследования Рафаэлем недавно представленного потолка Сикстинской капеллы расписанного Микеланджело. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился).
В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи. Рафаэль также писал портреты кругу друзей: в дополнение к этому портрету Бальдассаре Кастильоне, портреты Андреа Наваджеро и Агостино Беациано (прибл. 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац.
В 1518 году карлинал Джулио де Медичи, двоюродный брат тогдашнего папы римского Льва 10- го, распорядись построить загородную виллу. В исполненной спокойного величия и гармонически стройной композиции росписей большое значение имеют архитектурные фоны, вдохновлённые идеями современной Рафаэлю архитектуры. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Он готов к новым, еще более значительным свершениям".
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. На одной из них, обращенной в сторону Богословия, он изобразил в чрезвычайно привлекательной манере грехопадение Адама, съедающего яблоко, а там, где Астрология, – ее самое, распределяющую по своим местам неподвижные и странствующие светила, а в третьей истории, связанной с горой Парнасом, – пригвожденного к дереву Марсия, с которого Аполлон сдирает шкуру. 1518, Флоренция, Уффици). Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру.
Этот камерный портрет действительно необычен. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). 1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа).
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520.
Петра. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Кроме того, на картине этой множество вооруженных всадников и пехотинцев, выходящих из ворот Иерусалима со знаменами и изображенных в самых различных и удачнейших положениях.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ).
1504-1505, Берлин, Гос.
Надо полагать, что душа его украсит собою небесную обитель, подобно тому как он своей доблестью украсил земную. 405х278 см. Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа.
1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
Это стало поворотным моментом в жизни Рафаэля. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В росписях этих комнат Рафаэль продемонстрировал талант выдающегося мастера композиции.
Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения.
Свод лоджии разделён на 13 секций, каждая из которых перекрыта отдельным сводом. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника.
В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Строительство храмов – это традиция длиною в сотни лет.
Георгия, ок. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Заказ был сделан в 1500 году и окончен в 1501.
Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Другой женщиной в жизни художника, была красавица Маргарита, названная им самим «Ла Форнарина», дочь пекаря (пекарь – fornaro) по имени Франческо Лути. Он даже обвинил художника в плагиате. Рафаэль и архитектура Значимым вмешательство Рафаэля – архитектора в создании дворцов для вельмож папского двора неподалеку Ватикана.
Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Свою работу художник начал с станци делла Сеньятура. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Сын живописца Джованни Санти.
галерея). Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Петра. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию.
Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной и потому он послал ему много листов с собственными рисунками, которыми Альбрехт особенно дорожил. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.
Другую картину он написал для синьора Лионелло да Карпи, властителя Мельдолы и поныне здравствующего в возрасте девяноста лет. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз). 500х770 см. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок.
Он обеспечил Маргариту, чтобы она могла вести достойное существование. И вот чтобы не тратить времени понапрасну, он занялся не подражанием манере Микеланджело, но стал добиваться подлинной разносторонности во всех перечисленных нами областях. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Он или заснул, то замрияв и перед его внутренним взором предстали две привлекательные женские фигуры – хорошенькая Наслаждение с цветами и серьезная Благотворительность с мечом и книгой.