Картину этой гармоничной сцены на небесах обрамляет изображение тяжелых занавесей. Рафаэль Санти— всемирно известный и безумно талантливый художник. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. В то же время в ее взгляде можно увидеть переживания и печаль, ведь она уже знает о тяжелом будущем своего еще совсем маленького сына. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург избежав таможенных придирок в Венеции. В отличие от многих других художников, Рафаэля публика признала очень быстро. Глядя на нее, у зрителя может сложиться впечатление, что она прошла через все в мире.
Увидев эскиз фрески Рафаэля, Юлий II пришел в такой восторг, что отдал живописцу все поверхности, приказав убрать старые рисунки. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары. В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Но в 1955 году отреставрированные произведения искусства официально возвратили в ГДР.
Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний. Потом много учился и работал. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Считается, что свое прозвище – Форнарина – возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno – это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути.
Как и всякий шедевр, «Сикстинская мадонна» таит в себе множество маленьких и больших тайн. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Картина была помещена над гробом папы Юлия.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – скульптор, художник, архитектор и мыслитель. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.
Помещенная внизу тиара указывает на Сикста как на папу. Во всём её облике – решимость. Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории.
Гений чистой красоты был с нею. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Рафаэль никогда не был нелюбим, никогда не был в забвении. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Рафаэль – великий гуманист эпохи Возрождения. 1508 – 1514 – Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др. ), написал портрет папы Юлия II. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе— Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский («небесная мимоидущая дева»), В. Кюхельбекер («божественное творение»), А. А. Бестужев («это не Мадонна, это вера Рафаэля»), К. Брюллов, В. Белинский («фигура строго классическая и нисколько не романтическая»), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский.
Какие ещё тайны хранит «Сикстинская Мадонна». Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Ф. М. Достоевский имел репродукцию «Сикстинской Мадонны» в своём рабочем кабинете. Таким образом, у зрителя складывается впечатление, будто она впускает его в свою душу.
Он был избалован женщинами, но его сердце принадлежало Форнарине. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: «крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага», — писал об этой выставке «Коммерсантъ»5. У Форнарины был жених – пастух и каждый встречный мужчина оглядывался на нее.
По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть). Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. «Мадонна Седия» – это первый звонок, предчувствие трагедии.
Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Считается, что вдохновение Рафаэль почерпнул, столкнувшись на улице с двумя детьми. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату.
Дело в том, что они, прежде чем что-то делать, сначала структурировали свои произведения. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. 1520 – Умер в Риме. Благодаря профессии отца, Маргарита получила оставшееся в веках прозвище – Форнарина (Булочница). Сутки его были расписаны по минутам. В храме Сан-Систо осталась копия «Сикстинской мадонны», выполненная Джузеппе Ногари.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Фотография до сих пор висит в доме-музее Достоевского.
«Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. По сюжету, Мария идет по облаку, неся младенца на руках. Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии.
Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье. Если присмотреться внимательнее, то кажется, словно на протянутой руке Сикста «красуются» шесть пальцев. Создал первых мадонн – «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком». Но главная из них заключена во взгляде юной Марии.
Территория была отвоевана у французов в ходе борьбы за северные итальянские земли. Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. В своей статье, вышедшей в 1755 году историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.
На радостях Юлий II решил отблагодарить монахов (которые активно агитировали за присоединение к Риму) и заказал у Рафаэля Санти (к тому времени уже признанного мастера) заалтарный образ, на котором Дева Мария является святому Сиксту. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Печальное выражение лица персонажей имеет несколько объяснений. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Говорят, он увидел ее случайно, выкупил у отца и поселил в доме, где и навещал до самой смерти. Стоит отметить виртуозновыполненную драпировку и выбор цветов. Эту девушку поразительной красоты Рафаэль встретил во время прогулки по берегу Тибра.
А «облака» на заднем фоне при ближайшем рассмотрении оказываются головами ангелов. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Этот вопрос останется без ответа. Вот так была организована композиция этой картины.
Война – тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин6.
Даже в его взгляде читается какая-то тревога. Посмотрите любую его работу – плавные линии, тондо, арки. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце.
Он приехал достичь вершин искусства и никто не мог столкнуть Рафаэля с намеченного пути. Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Тайников оказалось много – 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы).
На самом деле то, что мы воспринимаем как мизинец, – это часть ладони. В этот момент ему исполнилось 25 лет – самый прекрасный возраст для того, чтобы завоевать мир. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Однако истинным новатором он стал именно в живописи. Ее звали Маргаритой Лути и была она дочерью пекаря. Оппонентом гипотезы М. Путчера о создании «Сикстинской Мадонны» для церкви Св.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Она смотрит прямо и как бы сквозь нас, словно не придавая значения ни одной персоне, какой бы значительной в мире людей она ни была. Во-первых, алтарные образы писались тогда исключительно на доске, но для «Сикстинской мадонны» Рафаэль выбрал эластичный холст с его шероховатой текстурой, а во-вторых, Рафаэля – именитого римского художника – ко времени приезда черных монахов окружали многочисленные ученики. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери.
Получил должность писца папских указов. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Справа у края картины, коленопреклонена святая Варвара, тоже мученица, жившая в 3 веке. Мы все для неё – человечество, которое нуждается в прощении. Монахи активно агитировали за присоединение к Риму, за что Юлий II решил их отблагодарить и заказал у Рафаэля заалтарный образ, на котором Богоматерь является святому Сиксту.
Таким художником был, безусловно и Рафаэль Санти. Богородица выходит из-за кулис и движется по облакам. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Изображение вписывается в строгий треугольник, что подчёркивается раздвинутыми портьерами «на небесах». Как настоящий гений он доверял только одному критику – самому себе.
Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота). Рафаэлю заказ понравился: он позволял насытить картину символами, важными для художника. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
«Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III. 1483 – Родился в Урбино в семье художника. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». По результатам последних исследований, «Мадонна в кресле» была написана в 1515-1516 гг., а «Сикстинская Мадонна» – в 1517 году.
Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Искусствоведы считают: художник сделал это дважды.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Ватикан обладал беспрецедентной властью. «Сикстинская Мадонна» отнюдь не случайно изображена в полный рост.
1500 – Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. Шлейф плаща Рафаэля огромен. Известный критикКоббе Густав утверждал: «Ни одно изображение херувимов не известно так, как это». Колорит, напоминающий фрески, светел.
У него ничто не случайно. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В 1754 г. картину за 20 тыс. Юная Варвара взором выражает благоговение перед Мадонной, а Святой Сикст преклоняет перед ней колени и протягивает руку, которая знаменует собой символ явления Богоматери людям. Он является идеальным сценографом всех своих творений.
Она была заточена в обозначенную за ее плечом башню, а позднее за ее веру обезглавлена. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
Они-то обычно усердно и «докрашивали» то, что набрасывал по заказам влиятельных римлян на холстах учитель. Она видела аскетичность монастырских стен и роскошь королевских дворцов. Но этого показалось Рафаэлю мало: он изобразил шесть пальцев на правой руке папы. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста.
Рафаэль родился в 1483 году в Урбино в семье художника Джованни Санти. Урбино времен Возрождения — это цветущий город, важнейший центр искусств и науки. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Так творение Рафаэля попало в СССР. Рафаэль задумал на своей картине зашифровать имя мученика-папы. В монастыре Святого Сикста рафаэлевская мадонна располагалась над алтарем прямо напротив большого распятия изображавшего муки Христа. Он выдвинул теорию, что картина предназначалась для траурной церемонии торжественного прощания с папой Юлием II, который умер от лихорадки 21 февраля 1513 года и стал первым папой, тело которого забальзамировали.
Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Легкий и доброжелательный характер Рафаэля можно объяснить именно трудной жизнью. А она с удовольствием кружила всем головы.
Дрезденские шедевры были найдены в сырой известняковой шахте. Весна 1945 года. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.
Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, которой художник недополучил в детстве. К 30 годам Рафаэль достиг неслыханного успеха. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Он заплатил за нее 20 000 цехинов, немалую по тем временам сумму. Например, «Мадонна Седия». Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В 1512 году так поступила и Пьяченца — городок в 60 километрах к юго-востоку от Милана.
Сикста. Десятки раз выслушивал Рафаэль от знатных и богатых людей предложения переехать в их дворцы, замки, чтобы поселиться там и стать «карманным» художником. Гением таинственным и не расшифрованным. Одним из первых Микеланджело запечатлел в камне искаженное изящество умершего. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка – резиденции курфюрста в Дрездене.
Юлий заказал ему эту работу и сам же позировал для картины. Сначала она была организована, а уже потом осмыслена как образ. Подписал первый контракт – на создание алтарного образа «Коронование св.
Зачем он это нарисовал. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота) и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Недосмотр художника, шутка или намёк на нечто такое, что христианские теологи вымарали из своей истории.
Настоящая, реальная жизнь в небесах. Красавица бесконечно изменяла художнику, в историю ее жизни вплетены многие мужские имена. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
У ангела слева одно крыло. Именно работы этих художников служили образцами для юного художника. Крупного и тяжёлого младенца держит легко. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. Эталоном для художника были Микеланджело и Леонардо Да Винчи. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Ходили легенды, что тем самым Рафаэль хотел обыграть оригинальное имя римского епископа, которое с латыни переводится как «шестой». Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Рафаэль завещал своей пассии немалые средства. 1515 – Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Не сразу понимаешь, что «шестой палец» на самом деле – часть ладони святого мученика. В начале XVI века Рим вел тяжелую войну с Францией за обладание северными землями Италии.
Ему был 31 год, ей – 17. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне» : «Что за благородство, что за грация кисти. Существует два образа Богородицы, которые создал Рафаэль, – «Сикстинская Мадонна» и «Мадонна Седия» (или «Мадонна в кресле»), где она смотрит не на Младенца. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». В творениях Рафаэля нет не важных или незначительных деталей. И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Там она пребывает до сих пор. После Второй мировой войны в Москву привезли 1240 спасенных произведений Дрезденской галереи, чтобы специалисты могли их отреставрировать.
Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Взгляд Марии порожден гениальным талантом Рафаэля. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области.
Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Картина, почти забытая в Пьяченце, снова приобрела известность, правда, в рядах немногочисленной избранной публики. Нельзя наглядеться.
Вот таким образом полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. Семь лет провел Рафаэль под крылом учителя, а в 1508 г. отправился в Ватикан. Но если всмотреться из дымки, словно живые, начинают проступать очертания лиц.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу – Ленгефельд. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом.
Написал «Мадонну в кресле». В эту комиссию входили не только военные, но и реставраторы, ученые, художники. Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, «Сикстинская мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля4. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Рафаэль почерпнул множество полезных знаний изучая картины этих знаменитых живописцев. Папа Сикст II в 258 г. принял мученическую смерть, за это его причислили к лику святых. Таким образом понтифик хотел отметить включение Пьяченцы (городок в 60 км к юго-востоку от Милана) в состав Папской области. По латыни слово «сикст» означает шесть. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен.
1512 – 1514 – Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». Таким образом, пальцев всё-таки 5. На картине ровно шесть фигур: Пресвятая Дева, Иисус, папа Сикст II, святая Варвара (покровительница города Пьяченце) и два ангела. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II. В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.
Но на этом магия не заканчивается. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. В истории картины началась новая глава. Поражает и некий оттенок «сверхъестественного»: дева Мария с такой лёгкостью ступает по облаку, держа при этом на руках тяжёлого младенца Христа. Сикстинскую Мадонну Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце.
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Они и стали прототипами ангелов. Итак, вопреки заведенному распорядку, Рафаэль сам написал «Сикстинскую Мадонну» – от первого наброска до завершающего мазка кисти.
VI). Обращаясь к богоматери, святой Сикст указывает, кажется, на верующих перед картиной, представляя их милости мадонны. 1504 – 1508 – Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль. Именно в этот момент к нему обратились черные монахи из монастыря Святого Сикста. Изначально эта картина была отвергнута заказчиками и обречена на многолетние странствия.
С 1831 года в Германии все музеи стали национальным достоянием, посетить их мог каждый. У него всё продумано до мелочей. Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет.
Однако история путешествия «Сикстинской Мадонны» не столь однозначна. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. Николы из Толентино». Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением. Рафаэль решил обыграть это совпадение.
Прошло более двух веков и картину в 1754 году приобрел страстный немецкий коллекционер живописи Август Третий. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Именно наличие внутренних переживаний и тревог у героини является ключевым отличием «Сикстинской мадонны» от других произведений художника. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву.
Они заставляют думать, задавать себе вопросы: «Что изображено. Но не за тем приехал в Рим художник из Урбино. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Помимо печального состояния персонажей, «Сикстинская Мадонна» имеет ещё множество загадок.
Любила ли девушка Рафаэля. Немцы твердили: дрезденские шедевры никогда больше не увидят родные края. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Сравните эти две работы. Произведения Рафаэля необыкновенно значимы и интересны. Получилась спираль в три с половиной оборота. Что это.
«Сикстинская Мадонна» представляет собой множество загадок, метафор, каждая составляющая картины имеет определённый смысл. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его.
Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. Художники Возрождения имели мало провалов, мало промахов.
А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Так что, по замыслу автора, взгляды Мадонны и младенца устремлены на умирающего Иисуса. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Но сам Рафаэль говорил, что это собирательный образ. Давший картине имя святой Сикст имеет портретное сходство с папой Юлием II, по заказу которого Рафаэль написал это произведение. Создается впечатление, что она парит в воздухе на фоне клубящихся вдали облаков.
Прилежный юноша усердно корпел над заданиями учителя и досконально изучал работы гигантов живописи, творивших до него. Взгляд мадонны открыт, ее глаза распахнуты. Этими сложнейшими работами руководил знаменитый советский художник Павел Корин. Заказ на написание полотна Рафаэль получил от папы Юлия II.
Одна из самых известных работ всех времен стоит на одном уровне с такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Рождение Венеры». Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой». Это необъяснимое чудо, его невозможно разложить на составляющие, чтобы потом повторить. Об этом можно говорить бесконечно много. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой.
Не мы требуем жертву. Петра. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» – «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Учиться живописи художник начал в родном городе, у знаменитого маэстро Перуджино.
Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой – «Сикстинская Мадонна». Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. До написания этих картин Мадонны Рафаэля были отчуждены от людей. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. История перемещения и продажи картины католическими иерархами, чего они априори (по закону) не имели права делать, также довольно неоднозначна и полна лукавства, впрочем, как и легенды о причине написания шедевра. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II.
Их 6, не правда ли. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Ему предлагали сладкую жизнь в обмен на личную свободу. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Она выходит к людям, как на сцену.
Поисками шедевров Дрезденской галереи занялась так называемая «команда спасения» советской армии. Стал символом эпохи Возрождения, произведя революцию в мире искусства. Слева от богоматери мы видим святого Сикста, мученика и папу, жившего в 3 столетии.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченцепо заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области. И так продолжалось до середины XVIII века, когда картину заново «открыл» саксонский курфюрст Август. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта.
Когда открыли ящик, где лежал один из холстов, мужчины, увидев картину, молча сняли фуражки и пилотки. Но католический ритуал запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, которые использовались на траурных церемониях. Эту фразу кто только не повторяет, где её только не пишут. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи.
Создание образов Мадонны занимает очень большой пласт его жизни. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Так «Сикстинская мадонна» Рафаэля вернулась в Дрезденскую галерею и по сей день привлекает к себе многочисленных зрителей.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Работа датируется 1498 годом.