К первым архитектурным произведениям Рафаэля относится церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (начата в 1509 г. ) и капелла семьи Агостино Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512—1520 гг. ). Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворцеТакие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512-1520) по стилю близки произведениям Браманте.
«Мадонну Темпи». А св. Этот камерный портрет действительно необычен.
Которой из них отдаст предпочтение юноша, вступающий в жизнь, какой путь он изберет. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
Властно поджаты губы, взгляд неумолимо-снисходителен. Однако вернемся к гравюрам. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада.
лунатика. На этой картине изображена св. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
В том же городе монахини св. Такое из головы не возьмёшь Надо увидеть.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
Рафаэль — это Рафаэль. Гёте утверждал: Рафаэль «чувствует, думает и действует, как античный грек. » У его современников имя художника мгновенно вызывало представление об определенном мировосприятии, школе, кодексе эстетической и художественной жизни.
Иосифа. Оно остановилось в день его рождения — 6 апреля 1520 года. В середине, на первом плане коленопреклоненная фигура женщины, видимо матери больного. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции).
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник.
По мере заполняемости зала открывалось все больше картин. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Елизаветой и Иосифом. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Он был одет скромно, во все черное. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми. В 1508 году по приглашению папы Юлия II.
В некоторых из них видно влияние грозного искусства Микеланджело. Во время дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов И все знают эпопею спасения «Сикстинской мадонны» советскими воинами во время второй мировой войны, вызволившими ее из подземного гитлеровского плена.
Неортодоксальность передачи евангельского мифа в картине несомненна. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Написав несколько картин, в том числе «Мадонну в зелени». Несколько слов о том, как создавалось «Преображение». Сердцевина творческого кредо мастера из Урбино, в основе которой лежали гуманизм, любовь к прекрасному, к гармонии, красоте бытия, наталкивается и разменивается на суетливое и размеренное исполнение отдалённых от его сокровенных желаний обязанностей. Христос здесь не посрамляет неверия учеников, не творит чуда, не исцеляет больного. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. В основе их лежал феноменальный рисунок.
Но. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Рафаэль написал более двадцати мадонн, начиная с юношеской картины «Мадонна Конестабиле» и кончая «Сикстинской мадонной», которую он создал, будучи уже зрелым мастером и каждая из них пленительна по-своему. Апостолов девять. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. 18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой.
Рафаэль и его «Стансы» откроют новую страницу в истории искусств как пример удивительно гармонического решения в фресковых росписях. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. 17, ст.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Жизнь Рафаэля в Риме пролетала стремительно. 37—43).
И тут вступает в действие оптика, рентген, фотография. Апостол растерян и испуган этим натиском. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Заказ исходил от кардинала и вице-канцлере папской курии Джулио Медичи, бывшего в то время также архиепископом нарбоннским (впоследствии он стал папой Клементом VII). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Он был бесконечно предан своему искусству.
Пятьсот весен расцвело. Это третья опорная точка. Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Павла, св.
Так, клерикальный автор Р. Бранка, вслед за М. Марангони, не видит в нижней сцене ничего, кроме «толчеи и скандального происшествия», называет ее «беспорядочной и площадной».
что он хотел, – многочисленные заказы, огромный успех и громкую славу, богатство и почет, всеобщую любовь, включая любовь женщин. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов.
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Это начальная точка движения и вершина фигуры. Ему было всего 37 лет. А из-за правого склона горы на передний план выливается толпа людей. Рафаэль Санти родился в маленьком городке Урбино.
Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Он не только не помогает — он просто не замечает того, что происходит внизу. «Добрый гений его натуры» привлекал людей. И вот таким образом, когда читаешь в солидных монографиях, что Рафаэль был счастливчиком, что ему безмерно везло, что он был баловнем судьбы, — это банальность и полное непонимание души истинных художников, поэтов, композиторов, вечно страждущих ищущих, никогда (пусть скрытно) не удовлетворенных сделанным. Это даже скорее не ромб, а ромбическая спираль. Иеронима в кардинальском облачении. Но как это улетание согласовать с темой преображения. Настоящее творчество началось во Флоренции, колыбели итальянского Возрождения, куда Рафаэль приехал в 1504 г. и где в течение четырех лет, совершенствуясь, плодотворно творил, прославив свое имя серией мадонн: «Мадонна Грандука», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница».
В картине все отмечено совершенством: композиция. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
Таинственное облако окутало его и раздался глас возвещавший, что это — сын божий. Когда Рафаэль решил изменить и улучшить свою манеру, он еще не изучал нагого тела с должным знанием дела, а просто срисовывал его с натуры так, как на его глазах это делал его учитель Пьетро, но с той грацией, которой его одарила сама природа. Широко раздвинутые, богато обрамленные окна составляют важнейший элемент фасада, что в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придает ему черты благородной, сдержанной простоты. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Он не может выдержать негодующего взгляда женщины. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам.
Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Позже брала верх зима и снова и снова уступала дорогу весне. Так, на стене, обращенной к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же – бесконечное множество обнаженных амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием – и красота фигур и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом ее рассматривает, диву дается, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым, как те в высшей степени живые фигуры поэтов, которые по воле художника разбрелись по всему холму, кто стоя, кто сидя, кто что-то записывая иные рассуждающие сами с собой или поющие, а иные беседующие друг с другом вчетвером, а то и вшестером. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Его волосы, как и одежда, подхвачены ветром полета, а не легким веянием парения.
Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Иоанна, св.
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. искусство, богословие, законодательство.
В нижней сцене — две раздельные группы фигур: слева апостолы, справа народ. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Но где же это противопоставление на картине.
На фреске Перуджино (Перуджа, Колледжо дель Камбио) все три фигуры приподняты над землей, но стоят на облачках подушечках: Христос — во весь рост, пророки же коленопреклоненные. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св. С помощью жестов и света художник ведет взгляд зрителя в нужном направлении. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Она пришла издалека, но умела разговаривать на понятном им языке разума и чувств.
Так раскрывается второй, глубже лежащий смысловой слой картины Рафаэля. По мнению многих авторов, это Иуда.
Более всего его привлекает в это время образ мадонны с ребенком. Он продолжал писать Форнарину в качестве модели для своих картин. Полтысячи лет сменялись поколения, неспешно переворачивались страницы летописи планеты.
Каждую из четырех стен этого зала занимает огромная фреска.
Мавра и св. Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане. Так что же это — вознесение.
Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св. Она наступает и апостол тщетно пытается защититься от ее правоты.
И не удивительно, что уже во второй половине XVI века картину Рафаэля нередко называют «Вознесением». Рафаэль был в чести у пап. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Завершает эту сюиту «Прекрасная садовница», в которой Рафаэль окружает группу полным сияния и радости пейзажем.
Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников. Образы Девы и младенца, кажутся столь же невесомыми, как и облака на которых они стоят, вместе с тем они передают сильное чувство материальности.
Так образуется как бы разомкнутый ромб. «Никто более не страдает душою, — замечал Вазари, — когда ему не верят или не понимают, высшим его наслаждением кажется это то, когда он может учить других и сам от других учиться. » Рафаэль талантливо учится у Перуджино, Леонардо, Микеланджело И направляет своих многочисленных помощников, которые вместе с ним создают фрески, участвуют в строительстве грандиозного собора св. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Рафаэль родился в 1483г. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». К Рафаэлю, может быть, как к никому, так прямо обращены слова Ньютона: «Я никогда бы не был Ньютоном, если бы не стоял на плечах гигантов».
После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. А ведь эта картина писалась «на глазах» юного Рафаэля.
В 1504 году молодой художник едет во Флоренцию, чтобы увидеть произведения Леонардо да Винчи и Микеланджело. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura).
— отвечает художник в «Сикстинской мадонне». Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства.
Даже бархатный берет был черным. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. И так было не только до Рафаэля. Нельзя и не согласиться с Дж. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
И в самом деле, невозможно ни создать, ни даже представить себе ничего более прекрасного как по живописи, так и по лепнине, как по общему расположению, так и по выдумке. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Нет, не надо забывать, что именно в это же время рядом в Ватикане вечный его могучий соперник, аскет и анахорет Микеланджело Буонарроти расписывал плафон Сикстинской капеллы и Рафаэль не мог не ответить на колоссальный и титанический рывок Микеланджело к вечности. Работа датируется 1498 годом.
Противоположное видим мы в образе св. Удивлял неожиданный колорит фрески. Несмотря на дополнительные горизонтальные членения стены, разнообразие формы и размеров оконных проемов и богатство стукового рельефного декора, верхняя часть фасада воспринималась как единая плоскость. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника.
Таков глубокий символический смысл картины. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Мадонны Рафаэля полны такой прелести, что счастливый владелец одной из этих картин, герцог Тосканский. приобретший свою картину почти через 100 лет после ее создания, никогда не расставался с ней и даже возил с собой в путешествия. (Речь идет о «Мадонне Грандуке», ок.
И грозный Юлий II и позже хитроумный Лев X любили мастера. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Она требует дела, а не отговорок, не ссылок на священные тексты.
Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. До Рафаэля такого не изображал ни один художник.
На лице старшего из них, с опущенными веками, — тень досады: всё это не ново, помочь тут ничем нельзя и зачем понапрасну поднимать шум. О Рафаэле можно было с полным правом сказать словами флорентийского князя Козимо Медичи: «Художник — существо небесное, а не вьючный осел». Однако этого не произошло. От них, учеников Христа, люди ждут исцеления.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Ту же досаду и желание устраниться выражает и движение рук младшего. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Рафаэль был не только великим живописцем, но и превосходным архитектором. Но обратимся к самой картине Рафаэля. Он знал о ее изменах. А над другим окном, выходящим во двор, он написал Правосудие с весами, водруженным мечом и такими же прекраснейшими путтами и это потому, что в нижней истории на той же стене он изобразил издание законов как гражданских, так и церковных, о чем будет сказано в своем месте.
А вокруг голубой и прекрасный мир. которому поручено строить собор св. И ничего не говорил. Но так повелось, что именно художники псевдоклассического стиля всегда воспевали Рафаэля, сделав из него чуть ли не идола «академизма».
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
За это время, формируя познание Вселенной, Галилей написал свой «Диалог», Ньютон «Начала», Эйнштейн «К электродинамике движущихся тел». Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль.
У его входа беседуют знаменитые греческие философы и их ученики. СогласноЕвангелию, Христос поднялся вместе с тремя учениками на вершину горы. Из страданий и просьб рождается открытый протест.
Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Рафаэль последних лет жизни, несмотря на высокий класс картин, выпускаемых его «школой», все же иногда несколько холоден и риторичен. Есть там также Аристотель и Платон из которых один держит в руках Тимея, а другой – Этику, а вокруг них собралась целая школа философов. Пифагора.
Истинный всечеловеческий гуманизм он проявил, конечно, в последней, написанной им самим картине — «Сикстинская мадонна». У ангела слева одно крыло. В то же время художники, писавшие воскресение или вознесение, нередко прямо заимствовали для своей цели фигуру и движение взлетающего Христа из рафаэлевского «Преображения», это сделали Санти ди Тито и Джузеппе Валериано, трудно было найти лучшее изображение устремленного вверх полета. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум».
И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Этот жест усилен параллельным движением его правой ноги. изучает анатомию, перспективу. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Я желал бы воскресить чудные Формы античных сооружений» Он мечтал о «воскрешении Древнего Рима»- титаническом предприятии, достойном художника Возрождения.
Кроме того, на картине этой множество вооруженных всадников и пехотинцев, выходящих из ворот Иерусалима со знаменами и изображенных в самых различных и удачнейших положениях. Все, все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени претворил Рафаэль и воплотил в «Сикстинской мадонне». Он продолжает огромную работу по росписи Ватикана. Рафаэль возразил им «Господа, разумеется, не ошибка, я написал так намеренно. В Евангелии от Матфея (гл. Ватиканские фрески Рафаэля вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и сикстинским потолком Микеланджело—вершина монументальной живописи эпохи Возрождения.
Художник выразил свою мысль с предельной ясностью: Христос покидает землю. Восхищенные почитатели называли его «божественным». Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника.
Здесь в момент какого-то озарения, вызванного бытием живописца, его пониманием и осмыслением времени, накоплением опыта и происходит тот неуловимый и непредсказуемый пластический «взрыв», схожий с рождением новой звезды. Пытался ее исправить, ждал, что она одумается изменится, что его любовь победит. Эти люди ворвались сюда, на авансцену, откуда-то справа из-за горы, как узкий клин, направленный против группы апостолов.
Используя и апокрифические мотивы, как, например, в «Мадонне со щегленком», воссоздающей легенду об оживлении глиняной птички младенцем Христом, Рафаэль ищет в этом мотиве по преимуществу выразительность правды. признаться, среди этих прекрасных женщин, олицетворяющих красоту материнства, ни одна, кроме «Сикстинской мадонны», не волнует лично меня так, как «Мадонна Темпи». Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Он строил дворцы, виллы, церкви, небольшие часовни.
А так как папа пожелал увековечить в этом деле все величие своего великолепия и своей щедрости, Рафаэль выполнил рисунки всех лепных орнаментов и включенных в них живописных изображений, а равным образом рисунки к картинам на отдельных полях. Это полотно Рафаэля, вероятно, уже пять веков хранится в Галерее Боргезе (Рим). Рафаэль как бы окончательно находит свое решение библейских тем, оно наполнено раскованным реальным ощущением полноты бытия, этого земного чуда.
Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. По его замыслу, который охотно поддержала давно известная своим пристрастием к итальянской культуре директор ГМИИ имени А. СПушкина Ирина Антонова, на Волхонку привезли один из знаменитых шедевров мирового искусства — «Даму с единорогом». И тем более — с темой исцеления одержимого. Он так страдал, что утром не всегда мог встать с постели. В этом произведении имеется перспективное изображение храма, построенное с такой любовью, что диву даешься при виде тех трудностей, которые преодолевал автор, добиваясь решения этой задачи. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Образ, собранный им из несметных озарений, постигавших душу художника за много лет.
По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. Так, можно было уже видеть в одной из них законченную историю, написанную Пьеро делла Франческа, на другой стене фреску, благополучно доведенную до конца Лукой из Кортоны, а кое-что было начато аббатом Пьетро делла Гатта, настоятелем церкви Сан Клементе в Ареццо точно так же и Брамантино из Милана написал там много фигур, большинство которых было выполнено им с натуры и почиталось прекраснейшей работой. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Похож же он настолько, что кажется живым.
Поговаривали даже, что оди из них собирался одарить его кардинальской шапкой. Эта работа была так чудесно выполнена, что диву даешься не только при виде ее, но и при одной мысли о том, как возможно было до мельчайших ниток расчесать волосы и бороды и передать всю мягкость человеческого тела при помощи тех же ниток.
Paris, 1908—1909, p. 67). Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Франциска и св.
Цецилией, замученной в кипящем масле. Недоумение критиков вполне естественно. Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. В вечный город приезжает ненадолго и Леонардо.
Нет. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). Ясно и то, что Рафаэль допустил неслыханную вольность в обращении с священным сюжетом. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Он прожил остаток своей жизни здесь. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Так началась история Рафаэлевых Станц. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
В Евангеp лии от Луки этот эпизод даже отнесен к следующему дню после преображения (гл. Он, по приглашению папы Юлия II, прибывает, для выполнения заказа по росписи фресками Станцы делла Сеньятура, первее Микеланджело, который получает официальное приглашение на несколько месяцев позже.
Это было поистине творение гения. «Нужен меч», — недовольно сказал папа. Рафаэль выполнил также проекты для папской виллы и для многих домов в Борго, в частности для дворца мессера Джованни Баттисты дель Аквила, который получился прекраснейшим произведением. Он готов к новым, еще более значительным свершениям. Под нею ярко высвечена его рука, указующая на одержимого.
Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. Тот, с крупным, неприятным лицом, с головой, уходящей в плечи, смотрит на страдающего юношу внимательно, с любопытством, но тяжеЛым и равнодушным взглядом. На одной из них – пожар в старом Борго, в Риме, который никак не могли потушить, пока святейший Лев IV не вышел в лоджию папского дворца и полностью не укротил пламя своим благословением.
Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца — художника и поэта Джованни Санти. Теперь самому Рафаэлю на это времени не хватало. Вот таким образом с осторожностью надо воспринимать эффектные, «шумные» картины, в них нет главного — музыки прекрасного, а есть лишь грохот и холодный расчет поразить чем-то зрителя. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Рафаэль изобразил в этой истории св. Лукавые папские царедворцы постарались столкнуть двух гениев: Микеланджело в 1508 году начал расписывать потолок Сикстинской капеллы. На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. Лица всех пришедших обращены на апостолов.
Прижав руки к груди, он с состраданием смотрит на муки больного. Сикста в Пьяченце. Второй сюжет вообще изображался редко и никогда — как запрестольный образ. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения.
Исследовательница творчества Рафаэля Николь Дакоз подробно описала ее и установила авторство гравера Уго да Кампи, который, как и Рафаэль, был родом из Урбино. В евангельском рассказе ее нет и тем многозначительнее это самовольное нововведение Рафаэля. Он учился у признанных мастеров своего времени.
А делал он это не без уважительной причины. Рафаэль сумел сделать это. Никогда не забуду, как, пройдя бесконечные анфилады зал Ватикана, где шедеврам нет числа и, казалось, вся история искусства оставила свои лучшие создания для этого собрания, ошеломленный, уставший от всего увиденного, я вдруг оцепенел, увидев светлую и потрясающую своей юной неувядаемостью грандиозную «Афинскую школу».
Недаром, когда Агостино Киджи, его дорогой друг, заказал ему роспись передней лоджии в своем дворце, Рафаэль, влюбленный в одну из своих женщин, не был в состоянии работать с должным усердием. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
В Станца делла Сеньятура. Врачи поставили диагноз «резкое истощение организма». Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях. — во всяком случае «одержимого», «бесноватого»). В «Преображении» Утрехтской псалтири (IX в. ), как и в одноименной картине Фра-Анджелико (ок.
Бокк фон-Вюльфинген, В. Кельбер, Г. Эйнем, Ф. Манчинелли). 1505-1506, Галерея Питти, Флоренция. ) «Периодом мадонн» называют флорентийский период творчества Рафаэля. Рафаэль становится известен во Флоренции главным образом как мастер «мадонн». Пять веков в назначенное время наступало лето, а потом желтели листья и приходила осень.
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. служившей одновременно библиотекой и кабинетом папы, Рафаэль создал четыре фрески, одна из них называется «Афинская школа», вторая «Парнас», третья—«Диспута», четвертая—«Юриспруденция» Темы росписей—разные формы духовной деятельности человека: философия. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Подобным же образом и Себастьяно дель Пьомбо изобразил воскрешение Христом Лазаря в картине (Лондон, Национальная рес галерея), писанной одновременно с «Преображением» Рафаэля. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. В отличие от ранних, более светлых по настроению, лиричных мадонн, это величавый образ, полный глубокого значения. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески. Здесь живёт его земляк, архитектор Браманте. В чем феномен легендарной известности Рафаэля. 20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти.
В 1504 году 21-летний Рафаэль Санти очутился во Флоренции: молодой художник переехал в колыбель Возрождения следом за Перуджино. На одном из портретов Рафаэля — это старик, поражающий кроткой задумчивостью. Присмотримся к ним ближе. Правда, другая световая ось — от ярко освещённой головы апостола с книгой, через правое плечо и освещённую голову юного апостола, наклонившегося к больному, казалось бы, снова замыкает фигуру движений — на лице апостола в центре картины, указывающего на одержимого.
Над ними возвышаются две статуи: Аполлона — бога красоты и Афины — богини мудрости. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». То, что в рафаэлевском «Преображении» Христово: возносится, улетает с земли, прямо или косвенно признают большинство критиков XIX и XX веков. Это стало его наказанием.
В этой божественнейшей картине усопший Христос, которого вносят в усыпальницу, выполнен так свежо и с такой любовью, что, глядя на него, кажется, что он только что написан. 21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. Прославленный художник уже к тридцати годам достиг невиданного (даже в той благословенной для живописцев поре), грандиозного успеха. Нет. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Казалось, строгий рисунок, сложные ракурсы — все способствовало монохромному цветовому решению.
Раздвинутые сверху по сторонам занавеси открывают легко идущую по облакам Марию с младенцем на руках. Одна из картин Рафаэля этого времени «Сон рыцаря» (конец ХУ в. ) Юноша уснул на распутье.
Находят, что «Сикстинская мадонна» схожа с «Донной Велатой» («Дамой с покрывалом»). Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом.
Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Аристотеля. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Михаила, который изображен в небесном облике, но в железных и золотых доспехах и исполненный отваги и грозной силы, уже сразил Люцифера своим копьем, повергнув его ниц. В геометрическом центре картины на темном фоне горы резко выделяется голова апостола. Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). Тем несомненнее: это мать больного юноши.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля.
Вскоре после Второй мировой войны ее обнаружили строители в скромном и ветхом жилом доме. Первый учитель – Перуджино. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Плацидия. Группа апостолов занимает большую часть пространства переднего плана. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Возвышая своего современника, Рафаэль в то же время дава. Рафаэль выбирает темы, отражающие различные виды интеллектуальной деятельности человечества: философию, поэзию, богословие и юриспруденцию. «Но в мечтах своих, писал Рафаэль, я думаю о будущем. Ее выражение лица явно писано с натуры. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта.
Нет, этот резкий жест руки, с острым навершием воздетого укйзательного пальца, звучит как жесткое приказание, как повелительное «вон. ». А случалось это потому, что все они в конце концов оказывались побежденными его лаской и его искусством, но больше всего добрым гением его натуры, которая была настолько полна благородства и была настолько любвеобильна, что он видел великую к себе преданность не только в людях, но и в животных. И не напрасно: искусствоведы сразу опознали работу мастера начала XVI века Работа оказалась самой ранней копией «Изгнания Гелиодора из храма» Рафаэля — той самой ватиканской фрески, которая украшает одну из знаменитых лоджий. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Тем бесценнее встречи с картинами художника. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях.
Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Цецилию и св. Словно букет, полевых цветов — фиалок, незабудок, васильков — расцвел на стене. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Всю нижнюю группу он разделил на «верующих» — апостолы и «ропщущих, жалующихся неверующих» сопровождающие эпилептика. «Парнас» — заставляли подозревать в нем человека многих эпох. Ибо ныне, как никогда, светозарна и триумфальна популярность его творений.
Но нет в них и бытовой случайности, отягощенности сиюминутным натуроподобием. Петра. Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. В такой маскировке, приписываемая мастеру школы Перуджино, она «дожила» до 1935 года, пока реставрация не вернула флорентийке первозданный облик.
В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Закончив это произведение и после того, как Пьетро вернулся по своим делам во Флоренцию, Рафаэль покинул Перуджу и отправился вместе с некоторыми друзьями в Читта ди Кастелло, где он в той же манере написал на дереве образ для церкви Сант Агостино, а также для церкви Сан Доменико образ с изображением Распятия, который, не будь на нем его подписи, всякий принял бы за произведение Перуджино, а не Рафаэля. Так и не показав исцеления бесноватого, перечеркнул самый смысл евангельского сказания. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». 22). Он даже обвинил художника в плагиате. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. В «Преображении» Шлегель усмотрел поворотный пункт отхода Рафаэля от «высокого назначения религиозного искусства».
Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. Один из них, юный, с локонами до плеч, порывисто наклонился вперед. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Оригинал датируют примерно 1511 годом, а копия была выполнена не позже 1527-го.
Только так изображали eго в одноименных картинах и Тициан и Савольдо и Гольбейн-Старший и молодой Рубенс, чье «Преображение» (1604—1605 гг., Нанси, Музей), писанное по заказу мантуанских иезуитов, создавалось как очевидный противовес творению Рафаэля. Причем жест этот не содержит намека на какое-либо смущение учеников Христа собственной неспособностью (не то, что жест старика-врача, признающего свое бессилие), ни тени милосердного сострадания. Но каждому свое Где-то уступчивый Рафаэль в ватикановских «Стансах» слишком был регламентирован заказом и лишь его природное жизнелюбие иногда прорывается сквозь строгие параметры заранее надуманных аллегорических построений.
Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Оно было заказано Рафаэлю в самом начале 1517 года для кафедрального собора в Нарбонне (Южная Франция). Тонкое нежное деревце пейзажа, возможно, намекает на присущие Малдалене изысканные чувства, но еще более оттеняет ее пышущее здоровьем тело. Интриговал Перуджино, уязвленный положением помощника при молодом маэстро.
Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Таким образом, позиция церкви в этом вопросе достаточно ясна. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. о которых говорит вся Италия.
Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Советские солдаты, пол-Европы отшагавшие тяжелейшими дорогами войны извлекли из замурованного гитлеровцами тоннеля «Сикстинскую мадонну» и восхищенно стояли перед ней. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро.
Это — «Поэзия», «Богословие». »Правосудие» и «Философия» («Афинская школа»). Они необыкновенно усилены еще и судьбой самой картины. С 1509 по 1517 г. было расписано три зала, лучший из них «зал Подписи»- станца делла Сеньятура. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа».
Но измученное сердце мастера не выдержало. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Петра и св.
VI). В них как будто теряется нить образов его простодушных и милых мадонн раннего периода. Рафаэль молча смотрел, как она возвращается по уграм навеселе. Между тем, в то время как Рафаэль, следуя этой манере, уже приобрел величайшую известность, папа Пий II заказал роспись библиотеки при Сиенском соборе Пинтуриккио, который, будучи другом Рафаэля и зная его, как превосходного рисовальщика, взял его с собой в Сиену, где Рафаэль и выполнил для него несколько рисунков и картонов для этого заказа. А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах.
Осенью 1508 года Рафаэль получил от своего земляка-архитектора Браманте приглашение приехать в Рим, а уже в следующем году римский папа Юлий II предложил 25-летнему художнику расписать залы его личных покоев (станц) в Ватиканском дворце. Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Точно так же — и в обоих «Преображениях Джованни Беллини (1465 г., Венеция, музей Карреро 1485 г., Неаполь, Национальный музей). В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Точно неизвестно даже время, когда картина поступила в Галерею Боргезе, но есть версия, что находится она там с самого момента возникновения коллекции, будучи куплена в 1606 году кардиналом Шипионе Березе вместе с грандиозной композицией Рафаэля «Положение во гроб» — этапным произведением, знаменующим начало его римского периода. Он ответил на этот вопрос достаточно определенно. Первые шаги Рафаэля на родине, учеба у Перуджино еще никак не приоткрывают нам истинный размах дарования будущего гиганта Ренессанса.
Можно понять священное негодование поборника религии: введя в благочестивую тему преображения сцену «грубых» страданий народа, более того, сцену народного недовольства, Рафаэль профанировал божественную материю. Чуть ниже, по обеим сторонам его, пророки также воспаряют над землей.
Где чудотворное могущество бога. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Ему было двадцать пять лет. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
1440 года, Флоренция, музей Сан-Марко), Христос и пророки стоят на земле. Здесь и особенно в садовой лоджии виллы Мадама, Рафаэль, сочетая рельеф из стука и роспись, развил эти приемы в целостную систему, служившую не только для украшения помещений, но и для характеристики их тектоники. Художник выразил свою мысль достаточно ясно, но она неприемлема для религиозных толкователей его творчества, чтобы отвергнуть очевидное, они вынуждены прибегнуть к парадоксальной «логике»: чем меньше благ получат от бога люди, тем больше будет в них веры.
Но внимательное рассмотрение убеждает: перед нами глубоко продуманная и великолепно изображенная картина полета. Внешне жизнь Рафаэля протекала спокойно. «Форнарина» (прибл. Себастьян дель Пьомбо в упомянутом выше «Преображении» созданном буквально вслед за картиной Рафаэля изобразил Христа стоящим на земле.
Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. св. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Она не рыдает, не рвет на себе волосы, не молит. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
И, несмотря на это неотвратимое круговращение, смену событий и поколений, род людской свято помнил, что в апреле 1483 года в маленьком итальянском городке Урбино появился на свет художник, воспевший человека и создавший картины, являющие нам мир пленительный и непреходящий, оставивший всем образ Матери — любящей и страдающей, чудесный и незабываемый. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Рафаэль был непревзойденным мастером рисунка. Юная светловолосая женщина, прижав к груди сына идет по зеленому лугу. Современники отзываются с глубоким уважением о нравственном складе Рафаэля, Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне.
По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Но апостолы вявном смущении. Чтобы избежать этого неприятного вопроса, некоторые искусствоведы старались доказать, что на картине Рафаэля Христос не возносится, что подобную «приподнятую» форму преображения можно встретить и на некоторых византийских иконах и отдельных картинах Раннего Возрождения.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Это один из самых возвышенных и героически) женских образов, созданных Рафаэлем. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. «Диспута» и другие являются вершиной развития искусства Высокого Возрождения. Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Они ведут к апостолам больного юношу (эпилептика. Но то, что он создал, по-своему прекрасно, хотя, мне думается, если бы Рафаэль написал лишь «Стансы», он никогда бы не был тем Рафаэлем Санти, который по праву увенчивает лаврами славы Высокий Ренессанс.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. И Рафаэль, прибывший в Вечный город полный жажды достижения вершин искусства, создав за поразительно короткий срок фрески Ватикана — знаменитые «Стансы» и уже одной «Афинской школой» увековечивший свое имя, был завален бесчисленными иногда малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими, многими, отнимающими силы делами.
Посмотрите внимательнее на «Сикстинскую мадонну». Иеронима, св. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Этот поборник благочестия, называвший Рафаэля «работником божьим», чье искусство служило прославлению церкви и религиозной веры в 1808 году впервые увидев «Преображение», обрушился на картину с горячей филиппикой.
Это — сама Справедливость. Только у Рафаэля взор Иисуса устремлен к небесам куда он возносится. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Эта линия, пройдя через освещенную голову женщины, поддерживающей больного, ведет к его голове, — это вторая вершина фигуры. Статуя Давида Микеланджело и «Джоконда» Леонардо потрясли его настолько, что он начинает как бы заново заниматься рисунком и композицией.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. И в самом деле, некий флорентиец на основе композиции Рафаэля создал картину «Вознесение» (фреска на стене кладбища Сан-Миниато во Флоренции). Как же понять неслыханную противоречивость картины.
За это был он высоко ценим в своем ордене и умер в величайшем почете в 1537 году шестидесяти восьми лет от роду. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Он внимательно изучал, размышлял, сравнивал, копировал, учился. Здесь есть у кого учиться.
Далее — «Мадонна в зелени» (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим.
Об этом же свидетельствует и несомненное художественное единство всего переднего плана. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Несмотря на угловое расположение (рис.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Великий мастер синтеза в искусстве. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Целая армия помощников уже с трудом справлялась с размахом его художественных работ.
Анна. Там же – обнаженная фигура сидящего св. И вот тут происходит самое страшное.
Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. В этих и в картинах Святого семейства он показал своё развивающееся мастерство композиции и экспрессии. Между прочим, удивлять горожан галерея «Антураж» начала еще задолго до своего открытия. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. цветовая гамма, фигуры, пейзаж. Это и теперь мать одержимого, — но не только Это сама Немезида, сама Истина.
Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Она подобна античной статуе. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
В чем же секрет этого магнетического влияния, в чем совершенство его пластики. Это культурный проект «Без рамок», предполагающий появление широкоформатных репродукций картин на рекламных щитах в Тольятти. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Именно с таким выражением смотрит на нас с холста Мадонна. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. А так как своды этой залы были расписаны его учителем Пьетро Перуджино, Рафаэль не пожелал их уничтожить ради его памяти и ради той любви, которую он к нему питал ибо ему он был обязан той степенью мастерства, которой он достиг в этом искусстве.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Первоначальный план не известен. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами.
Счастье триумфатора было тревожным Хотя заказы сыпались как из рога изобилия. История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Они окружены внимательными слушателями.
Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Иные искусствоведы часто задают вопрос: кто послужил прообразом Марии. Они свободно сидят, широко жестикулируют. Точно так же только эту сцену включает и запрестольный образ работы Себастьяно дель Пьомбо в церкви Сан-Пьетро ин Монторио в Риме (там, где прежде стояла картина Рафаэля), писанный венецианцем между 1517 и 1524 годами. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира.
Но Рафаэль внезапно раскрывает все богатство своего темперамента и «Афинская школа» на много веков становится эталоном высшего мастерства. И Рафаэль учится. Одна фреска за другой появляются на стенах. И если бы не его великолепные портреты, особенно «Портрет Бальтазара Кастильоне», «Папы Юлия II», «Кардинала», «Донны Велаты», «Портрет папы Льва X с кардиналами», где во весь рост встает психолог, мастер и гуманист, мы могли бы вовсе забыть Рафаэля-станковиста. Петра, св. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
В 1513-1514 гг. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. Учится и работает. Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. И тем не менее Рафаэль умел жить счастливо.
Родился в Урбино в семье художника, учился у знаменитого Пьетро Перуджино. Но вернёмся к его молодости. Семнадцати лет Рафаэль приехал в город Перуджа и стал учеником художника Перуджино.
В лучшем случае они признают, что в нижней сцене изображено море человеческих страданий, но настроение народа на картине истолковывают только как «просьбы и мольбы», Казалось бы, мольбы — атрибут веры должны радовать ее поборников, однако плохо скрыв немое неприятие этой сцены выдает, что смысл ее в общем-то понятен благочестивым критикам. Фрески «Афинская школа». Здесь он быстро достиг творческой зрелости. ему точную психологическую характеристику.
При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Гордым движением наклонив голову, она требует помощи. Это идеально построенные фрески. Картина Рафаэля необычайно современна.
Ныне особенно ясно, как бесценно искусство, рожденное чувством красоты. Взор и помыслы его — в небесах, куда он возносится отрешенно. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щегленком». Столь же прекрасно ее лицо.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Вскоре Юлий П приказал рассчитать всех художников и оставил одного Рафаэля. Римские мадонны последних лет исполняемые по многочисленным и неотступным просьбам могущественных заказчиков, несут на себе следы некоторой риторики и постановочности. Потому так, наверно, ласков, приветлив мастер из Урбино.
Более того-один из них, Дж. На рубеже XV и XVI веков во Флоренции сосредоточились выдающиеся представители гуманизма. Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Это нисколько не означает, что «Стансы» Рафаэля — «Диспута», «Парнас», «Изгнание Гелиодора», «Месса в Больсене» или другие—движение назад в его могучем творчестве. RonjH Raphael.
Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Так раскрывается воинствующе антигуманный смысл религиозного истолкования блага мира и человека. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Во главе с нею — уже не толпа, — это народ.
Похудел, почти не ел. Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих. Художник должен был украсить Палату подписей (подпись — по-итальянски сеньятура), где глава католической церкви заверял официальные документы. 24).
Но художник болезненно чувствовал свою зависимость: «что значит не иметь свободы и служить господину». Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Природа именно его и принесла в дар миру в то время, когда, побежденная искусством в лице Микеланджело Буонарроти, она в лице Рафаэля пожелала быть побежденной не только искусством, но и добронравием. К портретному жанру Рафаэль обращался и в станковой живописи, проявляя здесь свою самобытность, раскрывая в модели наиболее характерное и значительное. 9, ст.
1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Яснее всего рисовальщик Рафаэль предстает в гениальных «Стансах». Этой недопустимой с религиозной точки зрения вольности не было и у последующих художников: ни один из них не повторил смелого решения Рафаэля. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето.
Гордая, бесстрашная обличающая, она стоит несокрушимо, как скала (обращенная к апостолам левая сторона ее фигуры образует почти прямую вертикальную линию и так же вертикально ниспадает край ее плаща), впереди толпы, на самой грани того черного провала, который отделяет апостолов от народа. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
Не добиваясь дружбы прославленных художников, Рафаэль успешно осваивает более совершенные технические приемы, параллельно работая над многочисленными образами «Мадонны с младенцем», которые принесли ему вскоре широкую известность. Таков и лик Христа исполненный того милосердия и той жалости, какие только могут быть явлены смертным в образе божественного, выраженного средствами живописи. На фреске «Афинская школа» (I509-I5II) изображен просторный, залитый солнцем храм.
Петра и Микеланджело, начавший роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Все сутки были спрессованы во времени и расписаны до минуты. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Недаром мессер Франческо Мазини, дворянин из Чезены, который без помощи всякого учителя, но с детства побуждаемый из ряда вон выходящим природным влечением, сам занялся рисунком и живописью и написал картины, получившие высокую похвалу знатоков, хранит у себя среди многих рисунков и античных мраморных рельефов несколько кусков означенного картона, нарисованного Рафаэлем для истории Элиодора и ценит их так, как они действительно этого заслуживают.
Рафаэль должен был изменить проект, созданный Браманте и продолжить строительство. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. Нет. В 1508 году в Ватикане появился молодой человек. В левой части, под горой группа апостолов. Объединив их в беседующие и спорящие группы, он добился естественной жизненности всей композиции.
Дело в том, что у женщины при родах лицевые мышцы сокращаются очень характерно, необычно. Помимо картин в галерее размещена выставка скульптуры, предметов интерьера и мебели. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Но жизнь продолжалась и одна роспись лучше другой покрывали стены Ватикана. В чем же Шлегель усмотрел «прегрешение» художника. Знал, что она стала одной из самых распутных куртизанок Рима. Кому, непонятно, что произведения салонной «продукции» в мировой истории культуры, несмотря на огромные форматы картин искрометный колорит, сотни жестикулирующих фигур искусно скомпонованных в артистичные мизансцены, — все это, несмотря на былой успех, а порою и высокие гонорары, все же со временем оказывалось пустопорожним хламом и находило свое место в объемистых запасниках музеев, а то и вовсе на свалке.
Рафаэль навсегда переезжает в Рим. Отныне доблесть Рафаэля стала прославляться чуть ли не до небес, заслужив ему бесчисленные доказательства милости этого великого государя, в лице которого Рафаэль обрел человека, унаследовавшего от своей семьи великую склонность к большому искусству. Кстати, данный визит можно рассматривать и как ответный жест прославленного римского музея, связанного с ГМИИ имени А. С. Пушкина узами давнего партнерства: недавно именно в Галерее Боргезе экспонировался предмет гордости «пушкинцев» — картина Лукаса Кранаха «Плоды ревности» («Серебряный век»). Только тонкая золотая цепочка украшала грудь молодого мастера.
Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Драгоценны рисунки Рафаэля.
Мир будет спасен и блажен, когда он забудет самого себя перед лицом духа». Нынешний «культурный» год в России, в отличие от предыдущего французского с легким белорусским акцентом, посвящен двум средиземноморским державам — Испании и Италии. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Ведь за прошедшие четыре с лишним столетия мировое искусство дало человечеству такие шедевры живописи, раскрыло таких мастеров колорита, композиций — невероятных по силе и экспрессии, что внешне весьма благозвучные, чтобы не сказать простые, по доступности изобразительного языка картины Рафаэля, естественно, могли «устареть», показаться «старомодными». С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. И духовное превосходство — на стороне предводительницы народа.
Рафаэль избрал (видимо, получил от заказчика) темой своей картины преображение Христа, Себастьян дель Пьомбо — воскрешение Христом Лазаря. Безумно трудно писать о таком художнике, которому посвящены тысячи книг, репродукции с картин которого висят на стенах многих домов, а оригиналы, созданные им, начиная с крошечных рисунков или эскизов и кончая портретами или картинами, являются украшением и гордостью лучших музеев мира. На картине (размеры ее грандиозны: высота 4, 05м, ширина 2, 78 м) в самом верху Христос в белых одеждах широко подняв руки, плавно взмывает над землей, окруженный облаком, которое пронизано голубовато-белым клубящимся светом. Буонарроти все же заставляет трепетать вашу душу дантевским по силе «Страшным судом».
Однако в величайшей досаде тяготясь этими узами, он все норовил оттянуть этот брак, который спустя много месяцев все еще не был заключен. Примечательно: когда Франческо Карото (ок. «Сикстинская мадонна» поистине симфонична. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Этические задачи, поставленные мастером, живы и поныне.
А ведь изображен, казалось бы, евангельский эпизод. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Так он изобразил св. Одолела суета.
И он мог бы написать еще немало картин.
Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» — обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год). любителя искусств и покровителя художников.
Рим сразу втянул урбинца в свой завораживающий и налаженный темп жизни. Покоя не было Ни на минуту не покидало его ощущение незавершенности задуманного. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
При этом они, как правило, не затрудняют себя аргументацией, навязывая художнику угодные им концепции. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Группа народа многочисленнее, но теснится в правом нижнем углу картины.
Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Опять-таки никакого подобия полета. Между тем разбуженныепроисходящим апостолы были поражены и гласом с небес и ослепительным светом и тем неземным обликом, в каком они прежде никогда не видели своего учителя. Дальше, двигаясь по линии ярко освещенного левого предплечья и плеча этого апостола (движение его левой руки и правой ноги почти точно параллельны движению руки апостола в центре картины), взгляд переходит на его освещенное правое плечо и упирается в макушку апостола, сидящего спиной к зрителю.
Непревзойденный и единственный. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Двойственность картины настолько чужда высочайшему мастерству композиции, каким владел Рафаэль и привычной цельности и гармоничности всего его искусства, а бьющая в глаза контрастность двух сцен настолько не согласуется с благочестивой темой произведения, что многие объясняли эту несообразность участием учеников Рафаэля, после смерти мастера «доводивших» неоконченную картину. Необычайно выразительна не только динамика жестов, но и освещения.
Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость. Ромб не замыкается.
Его первые самостоятельные работы, в том числе хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна Конестабиле», лиричны исполнены тонкой поэзии. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Микеланджело хотел изобразить папу Юлия II с книгой или крестом.
Иначе не может свершиться рождение новой красоты. Но от крайностей манихейства христианская церковь всегда стремилась отмежеваться.