Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья. Св. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Шумно потому, что многолюдно.
У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. 17:5). В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. 9:37). С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
А после его смерти она боялась умереть». Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
Иероним со львом, его главным признаком. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. придать ей еще большей убедительности.
И театра далеко не в последнюю очередь. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Справа от Богоматери – Св.
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.
Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Рафаэль похоронен в Пантеоне.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. На тот момент Рафаэлю был 31 год. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Санти использовал знаменитую историю из библии. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
В общем каждый выдумывает на свой лад. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Художественный язык религии – это образы святых. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14.
Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
Здесь поразителен свет исходящий от Христа и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. 7:15). И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. На знаменитой картине Джованни Беллини (см.
И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Это пророки Моисей и Илия.
Так, на примере ряда произведений наглядно раскрывается преемственность традиций и новаторство в итальянском искусстве эпохи Возрождения. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года.
данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. XVII, 15), сцену с бесноватым отроком. Если сверху покой и возвышенность чувств, то внизу-сущее безумие со всеми земными бедами и безверием. Как пишет Вазари, это была последняя вспышка гения Рафаэля при написании прекрасного лика Христа. Закончив работу, он отложил кисть в сторону, словно понимая, что ничего лучшего создать больше не сможет, да и чувствовал себя неважно. Однако до того, как он серьёзно заболел и слёг, у него созрел общий замысел нижней половины картины и он оставил эскизы почти для каждой фигуры.
Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени.
Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима.
Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер.
А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Почему. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла.
17:2). Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Когда Рафаэль увидел в Сикстинской Капелле шпалеры и взглянул на потолок расписанный Микеланджело, ему стало не по себе от такого сравнения. Насколько же проигрывало всё это златотканое тряпьё перед могучим спокойствием и благородством, которое излучали микеланджеловские пророки и сивиллы. Он дал себе слово больше не приходить в Капеллу, чтобы не испытывать разочарование. Ему до боли было досадно, что его картоны, в которые вложено столько чувства и старания, стали почти неузнаваемы, растворившись в обилии роскошного нитяного разноцветия с золотыми прожилками, от чего рябило в глазах. Ткачи додумались даже плащ Христа в сцене вручения ключей усыпать звёздочками. 9:1). Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы.
Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Христос появляется в вихре белого света. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов.
В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).