Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. За синьором Буонаротти стоит Парменид.
25-ти летнему юноше надлежало создать росписи в трех помещениях Ватиканского дворца. Лестничные ступеньки – это этапы, на которых происходит овладение истиной. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета.
Евклида изображаетБраманте. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Платон показывает пальцем на небо: мол идея. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Обратите внимание, что адепты этической философии, «лирики», группируются на стороне Платона передний план занят фигурами «неформатными» — или теми кто в равной степени занимался и этикой и физикой или те, кто занимался вообще непонятно чем — как Диоген или Гераклит. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности.
VI). Так, можно было уже видеть в одной из них законченную историю, написанную Пьеро делла Франческа, на другой стене фреску, благополучно доведенную до конца Лукой из Кортоны, а кое-что было начато аббатом Пьетро делла Гатта, настоятелем церкви Сан Клементе в Ареццо точно так же и Брамантино из Милана написал там много фигур, большинство которых было выполнено им с натуры и почиталось прекраснейшей работой. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Рядом с ним стоят два странных персонажа — в короне и с глобусом (Птолемей) и с небесной сферой (Зороастр, как утверждают). В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Папа римский Лев X продолжил программу художественного оформления, таким образом, Станца дель Инчендио ди Борго была расписана между 1514 г. и 1517 г. Давление растущего числа заказов Рафаэля означало, что большую часть работы по росписи сделали помощники из мастерской по его эскизам.
Платон сформулировал понятие идеального и первый поставил вопрос о противоположности идеализма и материализма. Прекрасное соседство — веселый жизнелюб и мрачноватый (хоть и язвительно-остроумный) аскет. Проектировал собор св. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок.
Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Кроме вышеописанных фигур, полотно представляет публике и таких персонажей, как Спеквсипп (философ изображенный с бородой и в тоге коричневого цвета), Менексен (философ, облаченный в тогу синего оттенка), Ксенократ (философ, в тоге белого цвета). «Даже бронза ветшает со временем, но слава твоя, Диоген, во веки не пройдет ибо лишь ты сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна и указать наипростейший путь жизни». 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл.
Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Так он изобразил св. Справа Евклид, склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.
Дальше, слева — обосновалась исключительно теплая компания. «Истина рождается в споре» сказал древнегреческий философ Сократ. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Именно вот таким образом Аристотель Рафаэля указывает на мир земной. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда в Сикстинской капелле создавал Микеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона.
Но «любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей. Пифагор жил в Древней Греции, в 570-490 гг. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима. Справа от него находится Евклид, который что-то измеряет на геометрическом чертеже с помощью циркуля. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций.
Помните, я упоминал об Рафаэлевом чувстве юмора. В этих жестах сконцентрированы и философские идеи – абстрактные у Платона (его мир идей обретается в небесах) и более практические и обоснованные у Аристотеля (его мир идей связан с земным опытом). Это мудрые, уверенные в себе люди сильной воли и высокого достоинства.
Но, тем не менее, он рисовал очень красивые здания. Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). 323 до н. э. ) — древнегреческий философ и основатель школы киников.
В центре фрески разместились Аристотель и Платон. Так складывается великая симфония человеческого познания. Петра). Работая над «Афинской школой» – фреской на тему философии. Главный в ней — Сократ, настойчиво что-то объясняющий внимательным слушателям.
Поведение его было часто вызывающим, примеров тому сохранилось множество и язык у него был острый. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений.
до н. э., был философом, математиком и стал основоположником собственной школы, названной «школа пифагорейцев». Джованни умер, когда сыну было 11 лет. На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон напоминает Леонардо да Винчи, а Гераклит – Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из этих мастеров.
Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. Венецианские элементы в живописи, такие как мерцающий пейзаж и превосходная тонкость в красках, возможно, связаны со знакомством в это время Рафаэля с Себастьяно дель Пьомбо. А справа — группируются «физики».
Именно здесь появились росписи, представляющие четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Говорили что учение его — самый кратчайший путь к добродетели. «Хорошо, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпу этих болтунов» — проворчал он. Сначала была расписана средняя из трёх станц – «Станца делла Сеньятура» (Комната подписей), названная так, так как здесь заседал Церковный Трибунал, хранилась папская печать и подписывались указы. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения ("Б. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Работая над«Афинской школой»- фреской на тему философии. Узнав себя в образе Гераклита, порадовался: «Однако радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев». А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра.
На ней изображена академия, созданная Платоном. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Он разделил философов на несколько обособленных групп.
Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита (4). Но это не нарушение логики перспективного построения, это приём выделения центральных героев, когда рядом с фигурами высокого роста (Платон и Аристотель) изображаются низкие фигуры. Также есть здесь Пифагор, нарисованный с книгой в руках, Критий (в розовом одеянии), Диагор Мелосский – поэт с обнаженным торсом, другие исторические личности.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. На переднем плане – одинокая фигура Гераклита, погружённого в размышления. В картинах с Девой Марией и младенцем Христа он экспериментировал с новыми композиционными формами и фигуральными мотивами.
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Хоть и со значительными коррективами. По пальцам перечисляет он убедительные доводы своего учения, вызывая восторг и изумление окружающих его учеников и народа.
Аристотель называет 4 причины бытия: 1. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Чуть ниже — в голубом хитоне — полулежит на лестнице Диоген. Многочисленные изображения Богоматери ("Сикстинская мадонна", ок. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности.
Ранние произведения ("Мадонна Конестабиле", ок. Его деятельность— поворотный момент античной философии. Вероятно, благодаря покровительству Браманте, папского архитектора. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах.
В «Афинской школе», как и в других фресках станц, Рафаэль создал композицию, которая выстраивается не вдоль переднего края, а в виде полукруга, на котором разворачиваются события. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится.
Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске, которую тогда вСикстинской капеллесоздавалМикеланджело: эта фигура напоминает пророков с плафона. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. В этом отношении показателен общий замысел первой из расписанных Рафаэлем станц — так называемой Станцы делла Сеньятура (что в переводе означает комната подписи — здесь скреплялись печатью папские указы). Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Компанию Эвклиду составили Птоломей (держащий земной шар в своих руках) и Зороастр (держащий глобус неба).
1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. (Говорят, что от Платона произошли гуманитарии, а от Аристотеля — технари). Платон открыл мир идей. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Правее этой группы — Зороастр и Птолемей (в короне), каждый из них держит в руке сферу. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые. В центре, среди персонажей изображены идущие вперед, прямо на зрителя, Платон и Аристотель. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Вверху слева от Платона – Сократ. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
И здесь Диоген символично изображён растянувшимся на лестнице, в вальяжной позе, в одиночестве, в отличие от всех других изображенных на картине, возможно чтобы никто «не заслонял ему солнца». Это Эпикур в венке из плюща (каковой венок был символом Вакха) и Зенон Китийский, стоик. У Аристотеля возникает идея последовательных переходов от материи к форме и наоборот. Вслух. Поверьте, в устах Микеланджело это было самой настоящей похвалой. Петра.
Аристотель также был древнегреческим философом (384 — 322 гг. Платон описывает «идеи», как суть вещи, её первозамысел и всякая вещь стремится быть похожими на «идеи». Очертания же он сообщил Вселенной такие, какие были бы для нее пристойны и ей сродны». В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Платон (в красном плаще и с чертами лица Леонардо да Винчи) указывает рукой на небо, а рука Аристотеля (в синем плаще) обращена раскрытой ладонью к Земле. Личностей-титанов, личностей, равных Богу, согласно мировоззрениям эпохи Возрождения. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Автору было известно, что занятия в ней проходили на улице, в оливковой роще. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Аристотель же простер руку над землёй — нет, материя, природа изучение, классификация. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Фигура первого гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Несмотря на то что «Афинская школа» – это фреска с изображением более 50 персонажей, в ней чувствуется легкость и простор, характерные для манеры Санти.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Станца делла Сеньятура была первой из станц, расписанных Рафаэлем (1508—1511гг. ).
И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. Цель — благо. На переднем плане — Евклид измеряющий что-то циркулем перед компанией молодежи.
Форма — сущность бытия, это уже не возможность, а действительность. 412 – ок. За его спиной расположилось ещё несколько фигур, которые образуют единый образ в картине. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля следует признать «Афинскую школу». Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Так он изобразил св.
В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Сзади – Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Это Платон и Аристотель. Даже похвалил его. Справа от них изображена фигура самого Рафаэля, смотрящего на зрителей.
И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. С прекрасными декоративными деталями — и в «Афинской школе» он не забыл установить статуи Аполлона и Афины, покровительствовавших мудрости, философии, наукам и искусствам. Так или иначе, но «Афинскую школу» он рисовал, обладая определённой свободой действий. Над Зороастром в гордом одиночестве возвышается Плотин (с головой Донателло).
От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Святая Дева, как и на многих других картинах Рафаэля, представлена в красных одеждах, символизирующем кровь Христа. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. На ступеньках лестницы расположился Диоген (3).
Воин, облаченный в шлем – это Александр Македонский. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Рафаэль очень любил архитектуру и хотел быть архитектором у него, правда, не очень получалось — он не мог понять, почему такая красивая, тонкая ионическая колонна не может удержать пышную, массивную, торжественную римскую арку (его патрон, Браманте, надо заметить, тоже не очень хорошо это понимал). Художник блестяще справился с задачей распределения более 50 персонажей на фреске, где каждый наделён индивидуальностью. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. В конце 1508 года римский папа Юлий II поручает молодому художнику Рафаэлю Санти из Урбино расписать одно из помещений Ватиканского дворца, ставшее известным под названием Станца делла Синьятура. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба.
2. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Начало движения 4. Начнем с центральных фигур. Художник в этой фреске объединил огромное количество фигур в гармоничную композицию, вот таким образом «Афинская школа» до сих пор считается высоким образцом героического жанра.
В настоящей статье мы подробно остановимся на фреске «Афинская школа» и её фрагментах «Платон и Аристотель», «Пифагор», «Евклид с учениками», «Гераклит». Рафаэль Санти Рафаэль Санти – представитель Высокого Возрождения. Материя — такова возможность сущности. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще.
Но об этом как-то в другой раз. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Сложно сказать. Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного.
Существуют следующие версии: сам Рафаэль (боюсь, что даже для него два автопортрета на одной картине — это слишком) Франческо делла Ровере, аристократ и кондотьер (об особой дружбе его с Рафаэлем ничего не известно, мало того, есть намеки на то, что у Рафаэля были к нему серьезные кровные претензии) Маргарита Лути, Форнарина (Булочница), любовница Рафаэля — думаю этот вариант самый вероятный. У ангела слева одно крыло. Так складывается великая симфония человеческого познания. Он разделил философов на несколько обособленных групп.
Первая из трех станц (то есть комнат) Станца делла Сеньятура являлась местом, где скреплялись печатью папские указы. до н. э. ). Дальше (если двигаться по часовой стрелке) заметная группка из шести человек. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания. Идеальная жизнь по Диогену, когда человек постиг смысл внешнего мира и главным становится постигнуть того состояния, когда душа спокойна. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. 3. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Слева, у подножия лестницы, Пифагор (2), в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Напротив – уединенный мечтатель. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур (6). Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Ближе к нам, с пером и книгой, сидит Пифагор подглядывают у него из-за спины Боэций (по другим версиям Анаксимандр или Эмпедокл) и араб Аверроэс (он же ибн-Рушд). На лестничных ступенях восседает Диоген. Его фрески— это аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа»— философия, «Диспута»— богословие, «Мудрость, умеренность и сила»— правосудие, «Парнас»— поэзия. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм: «Я — гражданин мира».
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени.
Рядом с Парменидом — таинственная фигура в белом. Прототипом для «Афинской школы» послужила Академия, созданная Платоном в Афинах в IV веке до н. э., ученики которой проводили свои диспуты под открытым небом в оливковой роще. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Называть фреску «Афинской школой» начали намного позже её создания.
Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура – очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду. Того самого, который спроектировал и начал строить собор Св. По такой причине и согласно такому усмотрению он построил космос как единое целое, составленное из целостных же частей, абсолютное и непричастное дряхлению и недугам. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. В 1513-1514 гг.
Сократ 469 – 399 гг. до н. э. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, но великих греческих философов Платона (427 – 347 гг до н. э. ) и его ученика Аристотеля (384 – 322 гг до н. э. ) легко узнать по названиям книг в их руках. ление и принудят погибнуть. Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.
К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Мир неосязаемый, но от этого он не становится менее реальным. Абсолютно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Хотя интересно, что художник сказал по этому поводу папе Юлию.
Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Говорят, что изображенная на фреске постройка очень похожа на проект собора Св. Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей и все они могут быть легко удовлетворены. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Внизу на первом плане — две симметрично размещенные группы: слева — склонившийся на колено с книгой в руках Пифагор с учениками справа, тоже в окружении учеников, Эвклид (или Архимед) низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске.
Фреска олицетворяет и прославляет Истину (Vero) и символизирует рациональные поиски истины философией и наукой. Различные варианты доставки и удобство оплаты сделают покупку быстрой и удобной. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник изображающий пса. Справа Евклид (9), склонясь над доской измеряет циркулем геометрический чертеж. Именно в материи Аристотель рассматривал возможность существования всего сущего. Иное название фрески – «Философские беседы», чем как раз и заняты Платон и Аристотель.
Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. Платон указывает пальцем на небеса, а Аристотель простирает руку над землей. Мир материальный — не идеальный, мир идей — совершенен. Воин в шлеме — Александр Македонский (7), он внимательно слушает Сократа (8), который, что-то доказывая, загибает пальцы. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус).
Столь же невыразимо и благообразие в головах и фигурах евангелистов, ликам которых он придал внимательность и сосредоточенность, в высшей степени естественные, особенно для людей пишущих. Часто действуют акции, позволяющие сэкономить дополнительные средства. Они передают мудрость времен Античности и представляют две философские школы.
Философы на фреске тоже спорят, но без обозначения победителя. Тема росписи — четыре области духовной деятельности человека: богословие представляет фреска «Диспута», философию—«Афинская школа», поэзию—«Парнас», правосудие — «Мудрость, Умеренность и Сила». Философы увлечены спором. Августина в общем, теология в те времена — это вам не философия, а тоже точная наука :).
Всего на картине изображено более полусотни фигур. Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа» – один из шедевров ренессансного искусства. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. В 1508 году по поручению папы Юлия II Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца.
Похож же он настолько, что кажется живым. За свое бесстыдство он был прозван собакой. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Фигуры Платона и Аристотеля заметно крупнее и выше рядом стоящих фигур. «Форнарина» (прибл.
Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне.
Украсить свой дом, офис или любое другой помещение шедевром Высокого Возрождения можете и вы, заказав печать фрески «Афинская школа». Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Лично мне интересно, почему Рафаэль обрядил Буонаротти в«варварские» сапоги вместо классических и приличных сандалий. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало. Напротив – уединенный мечтатель. Хотя, говорят, Микеланджело остался своим портретом доволен. Среди слушателей должны находиться: Тимон, Ксенофонт, Антисвен и Алкивиад (которого можно узнать по богатому шлему). Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Петра авторства Браманте.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. На фреске – обширный портик в стиле ренессанс. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя).
Впоследствии основал собственную школу, названную Ликеем. Напротив – уединенный мечтатель. Этот человек находится в левом нижнем углу фрески. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Кастильоне", 1514-15). Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Джованни был образованным человеком и хорошо осведомлен о современных художниках того времени. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Так складывается великая симфония человеческого познания.
Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Самый внимательный из слушателей – молодой воин Алкивиад в шлеме и полном вооружении. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Эти четыре фресковые картины названы: первая – «Диспута» (она изображает спор о святом причастии), вторая «Афинская школа», третья – состоит из нескольких меньших композиций, четвёртая «Парнас». Он нарисовал много архитектуры в античном духе (так, как тогда это понимали). На каждой стене комнаты (станцы) располагается завершённая фресковая картина.
Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Всего на фреске изображено свыше 50 фигур.
Правда, чтобы после смерти придворного зодчего его закончить, пришлось выгонятьещё трех архитекторов (включая Рафаэля) и подряжать Микеланджело, который (страшно ругаясь) всё-таки воплотил великий замысел в реальность.