В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи. Но ошиблась В то утро она спряталась от приставаний Томазо в роще на берегу реки.
1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. В ней есть торжественность и вневременная неизменность чудесного явления иконная знаковость четко рисующихся на фоне неба силуэтов и одновременно все изображенное предстает как живая, полная высокой красоты и глубины человеческого содержания реальность. Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств). «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. 1505На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Сама Мадонна излучает энергию и движение.
И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Справа – Иоанн Креститель. Ранние мадонны Рафаэля следуют известным образцам умбрийской живописи кватроченто.
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. В искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения художники часто использовали композицию «Святое собеседование», в которой изображались рядом объединённые высшей иерархией ветхозаветные пророки иудейские цари, Ангелы и Апостолы, святые разных стран, занятые символическим общением – молчаливым собеседованием. Все его росписи «идеальны» : к ним нельзя прибавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства». В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. В сильном движении представлен и младенец Христос. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Ф. Пенни. Слава ее ничем не подчеркнута.
Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». В узоре её шали просматриваются восточные мотивы. Рафаэль входил в это число. Плацидия. Масло, доска, 215х158 см.
1504-1505, Берлин, Гос. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. Ряд экспертов полагают, что «Мадонна ди Фолиньо» не только хронологически, но и в художественном отношении имеет много общего с «Сикстинской Мадонной» и является, таким образом, подготовительной в создании шедевра. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. Поражённый её красотой, он, якобы, поднял дно старой бочки (ничего другого под рукой не оказалось) и сделал набросок, который потом превратил в картину. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям. Малая Мадонна Каупера. Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках.
1506, Берлин, Гос. Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе. Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. Маргарита стерпела – думала, это судьба. Анной Леонардо да Винчи.
Первоначальное место картины было перед большим распятием, вот таким образом выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье.
В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. 1505, все – Флоренция, галерея Питти). К области монументальной живописи можно отнести и большие картоны с эпизодами истории апостолов Петра и Павла для шпалер, вытканных на ковровой мануфактуре в Брюсселе и украсивших в 1519 Сикстинскую капеллу в Ватикане. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. После падения Наполеона, по решению Венского конгресса в 1816 году, картина была возвращена в Ватикан. Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ "Обручение Марии" (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино "Передача ключей" композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.
Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне». Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Пинакотека Ватикана, Рим. Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо».
Романо и Дж. В июне 2012 года, Государство-город Ватикан эмитировал (выпустил в обращение) золотую монету номиналом 100, посвящённую «Мадонне ли Фолиньо» Рафаэля. Оно присутствует и в самом образе мадонны и в наивном пейзаже, мягко расстилающемся за ее спиной. Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ок.
С 1510-х годов Рафаэль плодотворно работает над композициями для алтарей. С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян.
Иеронима, св. 1509-1510, Вашингтон, Нац. По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. Ибо, действительно, как на паломничество отправлялись в прошлом веке русские писатели и художники в Дрезден к Сикстинской мадонне, особенно в первой половине XIX века. И в природе царит весна.
Магдалиной и св. Георгий", около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. Портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515Дама в покрывале 1516Иоанна Арагонская 1518Святое семейство под дубом, 1518Святой Михаил и Дьявол 1518 Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, 1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, около 1505, там же Донна Гравида, 1505, там же). Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения.
Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой. Ноги босы.
За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Это же какие деньги. галерея Три Грации, ок.
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. 1505 Маддалена Строцци, ок. Эти признаки становления нового творческого метода Рафаэля в полной мере проявились в картине «Мадонна делла Седиа» («Мадонна в кресле», 1513-1514 годы) – одном из самых прекрасных изображений Девы Марии с Младенцем. Рафаэль упорно работал над этой композицией: сохранившиеся рисунки показывают и другие варианты, не круглые (тондо), а прямоугольные.
В последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, 1507, галерея Боргезе, Рим Святая Екатерина Александрийская, около 1507-1508, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело.
«Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Вот и папаша Лути притих, едва Рафаэль вытащил кошелек. Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Святого Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. Если «Мадонна ди Фолиньо» выражена в стиле поздневизантийской иконографии (Богородица на ней отрешённая идеализированная греческая красавица), то «Сикстинская Мадонна» – прорыв к совершенной свободе.
Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал. В 1958 году «Мадонна ди Фолиньо» была реставрирована. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа.
Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. Ок.
Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней». Но её идеализированный образ приземлён внесением в композицию реальных элементов. Маргарите оказалась ненасытной особой и без малейшего смущения старалась соблазнить учеников Рафаэля, хотя те старались всячески избежать любого контакта с ней. Музей Прадо, Мадрид. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом». Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом.
Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения. 1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Для Микеланджело, образы которого всегда несли в себе черты глубокого драматизма, переход на новые пути был естественным и закономерным. «Мадонна делла Седиа», выполненная Рафаэлем без помощи своих учеников, попала в коллекцию Медичи уже в XVI веке, а с конца XVIII века находится в галерее Питти во Флоренции. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Дерево, масло, 107х77 см.
В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. Слева на борту стоит тиара папы. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна».
Флорентийский период (1504-08). 1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру.
1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев.
Масло, доска, 55, 2х40 см. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 года строительство продолжил архитектор А. Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино.
Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля. Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи. И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. 1513, Картинная галерея, Дрезден.
По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой». «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный.
В «Мадонне дель Импанната» композиционная проблема решается по-новому: равновесие, скорее динамическое, чем статическое, достигается контрастным объединением мотивов пирамидальной композиции. Его жизнь – лучший пример того, как стоит обращаться с равными и с теме выше и ниже нас. Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Делается акцент на теме торжественного небесного явления Мадонны.
В Мадоннах Рафаэля римского периода идиллическое настроение его ранних произведений сменяется воссозданием более глубоких человеческих, материнских чувств (Мадонна Альба, около 1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-1512, Ватиканская пинакотека) как полная достоинства и душевной чистоты заступница человечества выступает Мария в самом знаменитом произведении Рафаэля – Сикстинской Мадонне (1514-1519, Картинная галерея, Дрезден). Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. VI).
Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты). Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Обе картины объединяет тема торжественного небесного явления Мадонны их композиционные решения похожи, обе картины восходят к традиции «Святого Собеседования» и созданы они с минимальной разницей во времени.
Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах. 1516 г. Галерея Питти. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок.
Лица, тела персонажей идеализированы. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию. Высокая простота, строгость, лаконичность этой композиции заключают в себе многозначность и сложность образного и изобразительного строя, возможность глубоко личного прочтения. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Кричал, чуть не драться кинулся. Он вообще со всеми умел договариваться.
Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью. Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). 1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими.
музеи Мадонна с Младенцем, ок. Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. Эти три шара символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам. Этот мистический компонент картины станет очень популярным в эпоху маньеристов и появится в «Сикстинской Мадонне». С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Он много работает с натуры, делает анатомические штудии исследует механику движений ищет компактные и сбалансированные композиционные формулы, становится блестящим рисовальщиком, превращает рисунок в важнейшую составную часть творческого процесса. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
Но это было правдой – с 1514 года Рафаэль работал на износ. Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло. Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Но Рафаэль сумел его уговорить. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. В «Мадонне ди Фолиньо», разделив мир на земную и небесную сферы, Рафаэль превратил её явление в мистическое чудо. Лучшая из них "Мадонна в зелени". В этом портрете Рафаэль показал себя выдающимся колористом, умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами.
Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Принимавших участие в создании и украшении Ватикана – Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других. Композиция, рисунок, мастерское использование цвета и возвышенный дух Мадонны сникали этому алтарному образу Рафаэля немеркнущую славу шедевра эпохи Возрождения. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино.
Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Композиция картины включает портрет Сигизмондо де Конти. Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Доска, масло, 122х80 см. 1512, Лондон, Нац. Тем не менее, в портрете Иоанны Арагонской художник показал себя выдающимся колористом, умеющим тонко чувствовать цвет в его сложных красно-зеленых оттенках и тональных переходах. Иоанна Арагонская (.
Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. Указывая на ребенка, сидящего на коленях Мадонны, Иоанн пристально смотрит на расположенную над нею латинскую надпись «Привет тебе, Мать Христа». Одновременно во 2-й пол.
Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа). Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Это образ весенней пробуждающейся природы. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте.
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Картина "Обручение Марии" (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино. Настроение душевной чистоты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин – Мадонна Конестабиле, – приобрело возвышенный характер в лучшем произведении раннего периода Рафаэля – Обручение Марии. Это одна из самых человечных Мадонн Рафаэля. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн (Мадонна Грандука, 1504, Галерея Питти, Флоренция Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем или Прекрасная садовница, 1507, Лувр, Париж Мадонна со щеглом, Уффици) принесли молодому художнику всеитальянскую славу.
1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-1520) в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 1520) во Флоренции. На Мадонне не обычная традиционная одежда, а полосатый платок и домотканая кофта, которую носили крестьянки «по ту сторону Тибра», как говорили римляне.
Картина задумана специально для небольшого формата. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Уравновешенность и гармония.
Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия.
Рафаэля называли Мастером Мадонн. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору. Рафаэль Санти.
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США).
Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. За исключением Мадонны Альба (ок. Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т.
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Холст, масло, 265х196 см. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж. Анны монастыря в Фолиньо.
Рядом с Конти стоит Св. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения.
Бенедикта, св. 1501, Берлин, Гос. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз).
Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж.
галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. Ее фигура поставлена строго в центре. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). В этих работах (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-1518 фрески в Лоджиях Ватикана, 1519 алтарный образ Преображение Христово, 1520, Ватиканская пинакотека) отчетливо проявились черты кризиса Возрождения, тяготение к маньеризму.
В мире нет более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская. Лаврентия, св. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993). Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение.
Булочница не тосковала о покойном. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем.
1505, Вашингтон, Нац. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название MadonnadelGanduka («Мадонна великого герцога»). В Чудесном изведении апостола Петра из темницы Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает эффекты ночного освещения. Фрески РафаэляАдам и Ева 1509-1511Афинская школа 1509Триумф Галатеи 1511Диспута 1510Пророк Исайя 1512 Фрески и последние картины РафаэляИзведение Петра из темницы, 1514Суд Соломона 1518-1519Торжество Психеи на Олимпе 1517-1518Форнарина или Маргерита Лути, 1519Преображение 1520 В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Джованни да Удине, Перино дель Вага, Франческо Пенни и другим), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514). Поначалу, правда, отец запретил Маргарите позировать художнику. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Рафаэль. Идиллические образы не лишены скованности, суховатости иератичности.
1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую.
Поразительно, но это чудо случилось. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. Эрмитаж Мадонна Солли, ок.
В некоторых частях картины видна работа помощников Рафаэля по мастерской. ФлоренцияКартина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Мотив матери и ребёнка повторяется во многих картинах художника. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. Вместо своего обычного тростникового креста Иоанн на картине «Мадонна Ансидеи» держит удивительно прозрачный кристаллический крест. Да и женишок Томазо отстал, пересчитав свою долю. Мавра и св.
Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Маддалена ДониИоанна Арагонская1518 год. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, Святой Сикст, облаченный в парчу, охваченный благоговением и восторгом при виде мадонны. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода.
В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Романо и Дж. Он будет учиться, работать без устали и постигать суть великого искусства Микеланджело и Леонардо. «Сикстинская мадонна» (итал.
Существует предание, что Рафаэль написал её, увидев на ступенях одной из римских церквей крестьянку, кормившую грудью ребёнка. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Слава художника летела впереди него. На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506).
В картине царит мера. В левой части картины изображены Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. -1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. 1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.
Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа».
Рим Столица Вечный город Маргарита совсем смутилась. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон "Три грации", Музей Конде, Шантийи "Мадонна Конестабиле", Эрмитаж, Ленинград все три – около 1500-02). Среди работ римского периода (Кардинал, ок. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим. 1504, Лондон, Нац. Произведение это, почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Рафаэль подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Иероним со своим ручным львом. 1505 Донна Гравида, ок.
Ну кто бы мог предположить, что Рафаэль действительно возьмет ее с собой и она увидит Рим. Картину художника «Мадонна дель Импанната» («Мадонна с завесой» ок. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. 1504, Париж, Лувр два варианта Св. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля.
«Донна Велата». Разнообразия в теме Мадонны художник добивался за счёт новшеств в композиционном решении. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). У ангела слева одно крыло. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Зрелище это волнует и по сей день.
Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. Мадонна дель Импанната1514-1515 годы. Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Но художник был слеп в своих чувствах. С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей.
Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Многие Мадонны Рафаэля были близки к композиции типа «Святое собеседование». Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Форма тондо скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармоничный характер. Неожиданно со стороны виллы Киджи подошли двое. Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить.
Девушка практически не выходила из дома. 1507-1508, Лондон, Нац. галерея). Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
Madonna Sistina) – картина Рафаэля. Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Конечно, всё было не так.
«Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. В 1797 году наполеоновская армия, злоупотребляя своим правом победителя, вывезла в Париж захваченные в Италии художественные ценности, среди которых была и «Мадонна ди Фолиньо». Екатерина Александрийская, ок. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац.
Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. 1514 года) тоже называют «Святым собеседованием». Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты.
Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». 1504, Шантийи, музей Конде Св. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери.
Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. «Сикстинская Мадонна» (итал. В 1511 году художник пишет алтарную картину «Мадонна ди Фолиньо», второе название которой «Мадонна в Славе». Спокойно сидящий на руках у мадонны младенец полон недетской серьезности, взгляд пристальный и внимательный. музеи Мадонна дель Грандука, ок. Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней.
Лицо Мадонны носит черты типичной римской красоты – величавой и строгой. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Претерпевает изменения и стиль художника: он становится динамичней и монументальней.
Михаил, ок. Георгия, ок. fornarino, булочник). Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. Национальная галерея античного искусства, Рим. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения.
Чистые, "праздничные" краски, "музыкальные" ритмы линий, "балетная" грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. Романо. Святое семейство под дубом1518 год. Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. Сразу понятно – богач и модник.
1500 г. Национальная галерея. Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Эти особенности дарования Рафаэля проявились уже в его ранних, написанных до переезда во Флоренцию работах (Распятие с Мадонной, Иоанном Крестителем, св. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Именно в Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет кардинала, около 1512, Прадо, Мадрид Дама в покрывале или Донна Велата, около 1516, Галерея Палатина, Флоренция портрет Бальдассаре Кастильоне, 1515-1516, Лувр, Париж и другие).
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.
1507, Эдинбург, Нац. Иоанна Крестителя и св. А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку.
В картине нет ничего лишнего, второстепенного. галерея Коронование Мадонны, ок. На картине Рафаэля у ног святого Николая лежат его атрибуты – три золотых шара (прообраз профессионального знака итальянских банкиров). Музей Лувр, Париж. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Лондон.
Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился.
Ромуальда, св. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония. Фигуры образуют треугольник.
И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо. А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо. В общей сложности Рафаэль выложил «родственничкам» за Форнарину 3 тысячи дукатов.