Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками». «одной картины я хотел быть вечный зритель», – говорил Пушкин о «Сикстинской Мадонне» кисти великого Рафаэля Санти.
Композиция картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля проста: фигуры образуют треугольник, а двухчастный зелёный занавес, прикрывающий верхние углы картины, подчёркивает пирамидальное построение композиции. Лица, тела персонажей идеализированы. Она придерживает младенца рукой. С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино.
С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. Слева на борту стоит тиара папы. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. «Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца.
Масло, доска, 215х158 см. Это и икона и портрет.
Принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Кажется, что время остановилось, сознание сузилось и сконцентрировалось на этом моменте. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Во Флоренции молодой художник стремился усвоить стиль таких мастеров, как Леонардо и ранний Микеланджело. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Такой композиционный прием называется алтарным и Рафаэль использовал его неспроста. Вот почему так сложно выражении лица Марии. Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».
Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Сама Мадонна излучает энергию и движение. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн».
Другая гипотеза более интересна и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Это из детства художника. На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»). Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле».
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Варвару, которая считалась покровительницей Пьяченцы.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Ноги босы. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы. Тем бесценнее встречи с картинами художника. В Римском творческом периоде Рафаэль не раз еще вернется к изображению Святой Девы, но он предстанет уже другим, проявит иначе свой гений.
Это влияние, вероятно, от Пьеро Франческа, у которого много учился молодой Рафаэль. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями. Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест.
Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Чем же так популярна и так загадочна эта картина. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном. Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой.
Это из детства художника. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. VI).
Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Их лица нежны и задумчивы. Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости). Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. Она изображена до колен и при чтении книги, помещенной на подставку перед ней.
В картине царит мера. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции Сикстинской Мадонны в своих рабочих кабинетах. Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т. к. По древней итальянской традиции, «Сикстинскую Мадонну» поместили на главный алтарь в церкви Св. Уравновешенность и гармония. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения.
Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Зрелище это волнует и по сей день. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков.
Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Фигуры образуют треугольник. Справа Рафаэль написал Св. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов.
Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Это единственный случай, когда Мадонна смотрит прямо в глаза зрителю. Варвары и её поза выражают покорность и благоговение. Холст (переведена с дерева), темпера, 17, 5х18 см. Картина написана в теплых золотистых тонах.
При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит. Рафаэль наделил папу Сикста II чертами папы Юлия II, своего покровителя. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий.
Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Сикст благоговейно взирает с края облака на небесный образ Мадонны с Младенцем. Потупленный взгляд коленопреклонённой Св.
Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Только в «Мадонне делла Седия» Рафаэля персонажи смотрят на зрителя, но художник не раскрывает всю глубину их переживаний.
Рафаэль представил Богоматерь в идеальном пространстве, подняв её с земли на небо. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Слава ее ничем не подчеркнута. Выбрав для своей картины уже распространённую в то время композицию «Святого Собеседования», Рафаэль привнёс новшество, сделавшее его образ уникальным.
Взаимодействие фигур на мадоннах флорентийского периода более непосредственно. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. Дерево, масло, 107х77 см. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан).
Масло, доска, 55, 2х40 см. Св. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. «Мадонна Конестабиле» является первой картиной Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).
Их действия объединены вниманием к книге. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем.
Округлые формы прекрасно подчеркивает плавность линий плеча, головы и линии второго плеча молодой женщины. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
Это прекрасный образ пробуждающейся природы. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ. Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто. Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. В левой части картины коленопреклонённый Св. По легенде, Сиксту II перед смертью явилась Богоматерь со Св.
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Ранняя весна. Это образ весенней пробуждающейся природы. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония.
О понтифике Сиксте II известно очень мало, он пробыл на святом престоле с 257 по 258 годы. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
Это воспоминания о рано умершей матери. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. По традиции композиция «Святого Собеседования» предполагала изображение Богоматери в реальном пространстве, в окружении предстоящих перед ней различных святых.
Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам. Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа). По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Художник словно чувствовал, что «Сикстинская Мадонна» призвана стать апогеем его творческого таланта.
И сколько прекрасных и верных слов было о ней сказано давно уже во всем мире. Левую руку прижал к груди, разделяя ее тревогу. Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом.
Мадонна трепетно прижимает к себе дитя, словно ощущая минуту, когда ей придется оторвать от сердца нежного младенца и представить человечеству Спасителя. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. И этот «эффект присутствия» – одна из главных находок Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». «Мадонна Конестабиле» является первой картиной Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже. Одним из примеров является «Мадонна Грандука».
Он означал жертву Христа, его пролитую кровь. Однако при этом было сделано открытие. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Мадонны Рафаэля – главная тема живописи флорентийского периода, которой посвящено не менее 10 работ. Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Правую руку протянул к зрителю и чуть вверх, вытянув указательный палец.
Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино. Это одно из самых ранних его произведений—открывает галерею этих образов. Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой».
Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением.
Это воспоминания о рано умершей матери. Доска, масло, 122х80 см. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Старик повернул голову вверх, глядя на лица матери и ребенка. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната.
Холст, масло, 265х196 см. Варварой, которая облегчает муки умирающих. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». Ранняя весна. В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии.
А серьёзный трудноуловимый взгляд «Сикстинской Мадонны» передаёт широкую гамму человеческих чувств: материнскую любовь, растерянность, безысходность и тревогу за дальнейшую судьбу сына, которую она – провидица – уже знает. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). У ангела слева одно крыло. Иоанна, весело протягивающего ему птичку, к величайшей радости и к величайшему удовольствию и того и другого. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).
Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет). Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца.
Варвара была причислена к лику святых и с тех пор считается покровительницей мучающихся. Она смотрит прямо на зрителя. Обычно Богоматерь изображали сидящей, а Мария Рафаэля спускается на землю к людям, на них, молящихся в церкви, указывает Св.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Сикст. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Лицо ее задумчиво.
Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет).
Варвара «утопают» в облаках. Это и икона и портрет.
- "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.