С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Здесь находятся фрески на легендарные темы («Изгнание Элиодора», «Встреча Льва I с Аттилой», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы»). 1525, пинакотека, Лукка «Юноша с алебардой», ок. Симметрично этой группе автор изобразил Евклида (ему автор придал черты архитектора Браманте), который чертит геометрическую фигуру, его окружают ученики.
Архитектурные заказы Рафаэль получает и в самом Риме и из других городов. Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой.
Не менее выразительны и портреты Эразма Роттердамского.
Но, несмотря на все это, портретные работы Веронезе восхищают своим прекрасным живописным исполнением, богатством красок, великолепием костюмов, аксессуаров и деталей интерьера («Мужской портрет», 1550-е, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Граф де Порто с сыном Адриано», 1556, Собрание Контини-Бонакосси, Флоренция «Женский портрет», ок. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. 1571, Лувр, Париж).
«Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. Темой для декорации послужила сказка Апулея об Амуре и Психее. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ «Преображение», 1519-20, Ватиканская пинакотека). В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.
На возвышении, в центре композиции, собрался весь хор апостолов. Практически всю свою юность Рафаэль провел в Читта дель Кастелло. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
В 1513-1514 гг. Изысканная цветовая гамма, основанная на холодных тонах, прекрасно гармонирует с аристократической сдержанностью портретируемого.
В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Это было первоначально окрашено на деревянной панели и позже перешло к холсту. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Зачем он это сделал.
Бог-отец, подобный Зевсу, является в окружении евангелических символов. Мы не верим ни усердию папы, ни робости святой Варвары. Главным достоинством кавалера Кастильоне считал скромность.
Этому способствуют необычное композиционное решение и явная парадность в трактовке образа молодой женщины, взирающей на зрителя с легкой улыбкой придворной дамы, привыкшей восхищать окружающих своей холодной красотой. Одно из самых выразительных произведений мастера — «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). В решении третьей залы, так называемой Станцы дель Инчендио (то есть Комнаты пожара), участие учеников принимает гораздо более широкие размеры. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска «Триумф Галатеи» виллы Фарнезина в Риме (1514).
В 1631 г. Урбино стал частью папского государства. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем. В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
Она была написана на стене, прорезанной оконным проемом. В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста («Портрет Юлия II», около 1511, Уффици «Портрет кардинала», около 1512, Прадо «Женщина в покрывале» или «Донна Велата», около 1513, Галерея Палатина «Портрет Б. Кастильоне», 1515-16, Лувр «Лев X с кардиналами», около 1518, Галерея Палатина). Характерно для рафаэлевского тектонически-сурового подхода к человеку, что среди его портретов почти отсутствуют женские. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности.
С 1514 года Рафаэль руководит строительством собора Святого Петра. Затем самой невесомостью ее маленьких ног, чуть касающихся облаков.
Музей Лувр, Париж. Таких композиций всего пятьдесят две: они составляют так называемую Библию Рафаэля. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Современники говорили, что в типическом облике папы Юлия II, Рафаэль запечатлел историю папства.
Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Трагическое мировосприятие художника отразилось и в его позднем произведении — одухотворенном «Портрете ремесленника» («Автопортрет»). В 1566 году был создан живописный портрет изображающий в полный рост Карла, облаченного в парадные одежды. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. В результате создается резкий диссонанс в совершенно геометрически правильном построении.
По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. 1555–1560, Музей истории искусства, Вена). Возвышение Кастильоне в аристократических кругах шло параллельно с растущим признанием Рафаэля в качестве придворного живописца урбинского герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. Золотыми нитями вытканы цветки граната. Несмотря, однако, на поистине гениальное композиционное мастерство, «Месса в Больсене» производит значительно менее сильное впечатление, чем «Изгнание Илиодора» и «Освобождение Петра».
1560, музей Конде, Шантийи), Карла IX (1566, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Первая и, несомненно, самая совершенная композиция изображает Чудесный улов. Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля.
Наиболее известная из них – алтарный образ «Обручение Марии» (1504), где автор впервые последовательно использовал линейную перспективу. Тропа выводит на красивую Via Bramante.
Лучший из них (1523, Лувр, Париж) показывает великого ученого за работой. Попробуем отдать себе отчет, на чем покоится сила воздействия этой картины. 1513, музей Гарднер, Бостон). Аналогичный стилистический процесс совершается и в творчестве Рафаэля. На полотне изображена грациозная и прекрасная молодая женщина.
Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной концепции богоматери и младенца. Если портреты кватроченто были немы, то портреты Рафаэля говорят. Наибольший успех у последователей Рафаэля и особенно у классицистов XVII и XVIII веков имела композиция Смерть Анании. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. «Форнарина» (прибл.
Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»). Еще к концу флорентийского периода относится так называемая Мадонна Каниджани (в Мюнхене), с чересчур последовательным, геометрически точным проведением пирамидальной композиции и с несколько плоскостным характером фигурной группы.
Кастильоне родился близ Мантуи. В 1514 году фрески Станцы дЭлиодоро были закончены. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Убранство зала является незаконченной базиликой собора св. С помощью четких линий и светотеневых переходов рисует мастер выразительные черты лица кардинала: нос с горбинкой, плотно сжатые губы, резкие складки на щеках, твердые контуры скул и подбородка. Именно тогда он выработал свой собственный стиль в этом жанре. Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени.
Эта декоративная концепция очень характерна для консервативной натуры Рафаэля. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. «Сикстинская мадонна» с чрезвычайной наглядностью демонстрирует нам трагедию Высокого Ренессанса.
1560, Лувр, Париж). На заднем плане еще одно действующее лицо — служанка, нагревающая воду для своей хозяйки.
Фигуры спорящих философов движутся из глубины храма навстречу зрителю. Характерно, что не сохранилось собственноручных набросков Рафаэля к декорациям лоджий. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Ок. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511 Уффици).
Эту черту Рафаэль подчеркивает в жесте рук, отчасти в позе модели (но есть и гордость и прямодушие). Ее большие темные глаза серьезно и чуть настороженно смотрят на зрителя. Предполагается, что Кастильоне послужил научным консультантом Рафаэля при создании фрески «Афинская школа» и что портрет писателя запечатлён на ней в образе Заратустры1.
Значительное место в композиции отведено жанровым элементам. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна).
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). В следующие четыре года Рафаэль проживал то в Урбино, то в Перудже, то во Флоренции. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. В ранней портретной живописи художника ощущается влияние Тициана. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. И в том и в другом моменте проявляется явное стремление выйти за пределы Ренессанса, вступить на новый путь субъективного, эмоционального творчества.
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти — «Форнарина» и «Дама в покрывале». Художник рисует мир, далекий от реальности. Объяснение надо искать в тех же причинах, которые вызвали неудачу «Парнаса». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. К «Сикстинской мадонне» Рафаэля почти так же трудно подойти беспристрастно, как к «Моне Лизе» Леонардо.
На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. С помощью звучных, сияющих красок передана роскошь одежд и драгоценных украшений. В то же время это желание показать аристократичность портретируемого, его благородство и утонченность означает не столько стремление художника подчеркнуть общественное положение модели, сколько запечатлеть яркую индивидуальность, неповторимость каждой личности («Автопортрет», ок. Франсуа Клуэ писал не только придворных и монархов, но и людей, духовно близких ему. Этот замысел очень интересен как явная попытка нарушить декоративные принципы классического стиля.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. В это время влиятельным покровителем художника является банкир Агостино Киджи, виллу которого Рафаэль украшает фресками «Легенда об Амуре и Психее» и «Триумф Галатеи». Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. В числе наиболее значительных живописных творений мастера — «Портрет принцессы Елизаветы Австрийской» (ок. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами.
Еще более строго построен портрет Неизвестного кардинала (в мадридской галерее Прадо). Следует, однако иметь в виду, что если в росписи двух первых ватиканских станц Рафаэль находился на высшем уровне чистого классического стиля (бесстрастное классическое спокойствие, возвышенный язык, выражающий великие гуманистические идеалы Ренессанса), то композиции ковров представляют собой шаг к разложению классического стиля — отчасти в сторону псевдоклассицизма, в сторону рассудочной схемы, сухого интеллекта, отчасти же в сторону динамики и пафоса барокко. Кастильоне, граф Бальдассаре (Castiglione 1478—1526) — итальянский дипломат и писатель. Красивые большие глаза доброжелательно смотрят на зрителя.
Подобную тему — Мадонна во славе — можно встретить и в живописи кватроченто. После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г. ) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Художественная атмосфера Флоренции в эти годы была насыщена новыми веяниями.
Рафаэль. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской.
Мы чувствуем, что перед нами не обыкновенный человек, но личность, делающая историю. На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон).
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Главное противоречие Высокого Ренессанса (богатство изысканность и особенно величие на обломках полуразрушенной, проданной иноземным войскам и капиталам страны) не могло укрыться и от созидателей классического стиля. Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля.
да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром). Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»).
Картина «Преображение» распадается на две части. Во-вторых, Рафаэль поставил в фоне две сопроводительные, но явно подчиненные папе фигуры. В портретах Рафаэля привлекает благородство идеала человека, воплощённого в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения.
1526–1528, церковь Санта-Феличита, Флоренция «Мадонна со св. Таким образом, во всяком случае композиционный замысел восходит к Рафаэлю. Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
fornaro – пекарь). В Урбино, как уже говорилось выше он служил у Гвидубальдо да Монтефельтро, а затем у Франческо Мариа делла Ровере. Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
Размер портрета 82 x 67 см, холст, масло. Не может быть красоты без добра. К сожалению, в XVII веке картина погибла и представить, как она выглядела, можно лишь по сохранившемуся рисунку, на котором Гольбейн запечатлел интерьер комнаты и портретным зарисовкам (1527, Кабинет гравюр, Базель). Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна».
В это же время в Риме он пишет самое известное свое произведение – «Сикстинская мадонна». Заказчик картины — кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Подобно его фрескам в ватиканских станцах и портреты Рафаэля представляют собой своего рода исторические картины. В творчестве Веронезе есть работы и собственно портретного жанра. Но чем дольше мы смотрим на «Сикстинскую мадонну», тем яснее нам открывается ее основной недостаток.
да Сангалло). Этот наряд был самым любимым у Элеоноры, в нем герцогиню и похоронили. В облике папы не было ни властности, ни силы, ни значительности. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Как это впечатление достигнуто.
Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана. 1525–1527, частное собрание, Нью-Йорк «Женский портрет», 1530-е, Штеделевский художественный институт, Франкфурт «Портрет Козимо Медичи», 1530-е). В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. золотых и снял для неё виллу. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди.
Лучшие портретные работы были созданы художником в 1540-е годы. Так, Сократ беседует с молодым воином, Гераклит (Рафаэль ему придал черты Микеланджело), погруженный в раздумья, сидит на ступенях, неподалеку от него – Диоген. И они не преувеличивают. 1516 г. Галерея Питти.
В 1504 году молодой художник перебрался во Флоренцию. С формальной точки зрения портреты Рафаэля можно разбить на две группы. 1540, Национальная библиотека, Париж), принцессы Маргариты Французской (ок.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. К счастью, план города очень подробный и заблудиться в Урбино мудрено. Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Возможно, что Кэстиглайон позже служил «академическим советником» Рафаэля Школа Афин и что описание Zoroaster в той фреске может быть портретом придворного. Возле нее стоит кормилица с младенцем на руках, рядом — ребенок постарше. Теплые и светлые тона подчеркивают нежность цвета кожи донны Велаты. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь.
Но Рафаэлю удалось создать впечатление исторически значительной ситуации. Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Папа только что рассматривал книгу с миниатюрами. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Здесь небесная сфера еще объединена с земной. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое».
Опыт Мелоццо да Форли наполнить потолок иллюзией воображаемого пространства был решительно отвергнут классическим стилем. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Художник стремится показать внешнее сходство, а душевный мир модели его практически не интересует.
Его фигура символизирует не только геометрию, но и арифметику, а также и музыку. Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий. Понтормо отказывается от глубинного пространства и создает плоскостную композицию, где все подчинено экспрессивному линейному ритму и резким красочным контрастам («Христос в Эммаусе», 1525, галерея Уффици, Флоренция «Положение во гроб», ок.
Общий замысел, однако, несомненно восходит к Рафаэлю. 1512, Прадо, Мадрид). На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Первая редакция сочинения была закончена в 1516 году.
В своем портретном искусстве Рафаэль руководствуется иными намерениями. Рафаэль как великий мастер превратил трудности в достоинства. Картина Рафаэля Санти «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне». Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу».
Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Одежда подчёркивает её благородное происхождение.
С 1504 года— на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507). Как выше уже говорилось, принципы эти заключались в следующем. Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Мягкие контуры его одежды и округленной бороды выражают тонкость индивидуальности предмета. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу.
У Рафаэля Христос остановился у самого края картины (только на мгновение, как кажется, чтобы отдать ключи апостолу Петру и сейчас он исчезнет) при этом одна фигура Христа уравновешивает всю толпу апостолов — опять замысел, далеко выходящий за пределы классической схемы. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», около 1502-04) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Его взгляд не по-детски тверд и суров. 1542–1545, Картинная галерея, Кассель), «Стефано Колонна» (1546, Национальная галерея Корсини, Рим), «Джанеттино Дориа» (1548, галерея Дориа-Памфили, Рим).
fornarino, булочник). Два момента в замысле Рафаэля следует особенно подчеркнуть. Рафаэль как будто сам почувствовал некоторую жесткость портрета и попытался ее смягчить робким жестом руки, высовывающейся из-за покрывала.
Как продолжение и завершение флорентийских тенденций можно рассматривать только так называемую Мадонну делла Седиа (в галерее Питти во Флоренции). Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Значительное место в творческом наследии Франсуа Клуэ занимают графические портреты. «Портрет Шарля Моретта» (1534, Картинная галерея, Дрезден) выполнен в традициях искусства А. Дюрера. В 1500 году художник уезжает в Перуджу, где поступает на обучение в мастерскую Перуджино. Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. 1560, галерея Питти, Флоренция «Альвизе Корнаро», ок.
Обратите внимание, что у левого ангелочка только одно крыло. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. 1513, музей Гарднер, Бостон).
Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс. Бог — это дитя на ее руках.
Как Леонардо, Рафаэль заканчивает свой путь предвестником маньеризма и барокко. Главное произведение Кастильоне — диалоги «О придворном» («О царедворце»), рисующие тип идеального придворного и картину изысканных обычаев и остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Статическое, неподвижное в картине одерживает верх над легким и переменчивым. Всякому человеку Рафаэль стремится придать значительность и возвышенность.
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Самым талантливым был Джулио Романо. К римскому периоду деятельности Рафаэля с полной достоверностью можно отнести только один женский портрет — так называемую Donna velata (Дама в покрывале из флорентийской галереи Питти), в которой хотят видеть модель для Сикстинской мадонны.
В них всегда есть тенденция к несколько наивной фиксации физического сходства. Но эта барочная цель достигнута в картоне Рафаэля еще классическими средствами. Классицизм Рафаэля все более начинает перерождаться в псевдоклассицизм. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Автопортрет Рафаэля Санти, портрет создан художником в возрасте 22 лет. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же». В марте 1520 года его схватывает жестокая горячка, а шестого апреля мастера не стало. Последняя (третья) редакция диалогов была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки. Середина 1510-х годов были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. В этой тенденции безусловно проявляется процесс разложения классического стиля.
Это впечатление усиливается благодаря двум ангелочкам у нижней рамы. Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок.
Но именно этот замысел чрезвычайно поучителен для перелома его стиля. Заказ на ковры Рафаэль получил немедленно после окончания Станцы дЭлиодоро. Губы «Немой» плотно сжаты их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды. В дальнейшем развитии композиционная схема становится все более сложной и скрытой и обогащается рядом пластических контрастов. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Кастильоне является также автором латинских и итальянских стихов «на случай». Но именно благодаря остановке мгновение теряет всю свою красоту. В сюжет росписи, которую составил Рафаэль, вошли четыре сферы духовной деятельности человека – поэзия, философия, юриспруденция и теология. Дальнейший подъем в небесные высоты знаменует маленькая картинка Видение Иезекииля (в галерее Питти). Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе». Потолок рассматривался как реальная непроницаемая плоскость.
Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Размер картины 45 x 33 см, дерево, масло. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Чувствуется, что ему близки гуманистические идеалы Возрождения.
На имеющихся копиях картины XVII века руки Кастильоне изображены полностью, что привело к предположению об отрезании нескольких сантиметров оригинала снизу (позднее это предположение не подтвердилось)4. Сущность классического стиля лучше всего можно было бы характеризовать словами Фауста: «Остановись мгновение, ты прекрасно». Его несут не потому, что он не может ходить, а именно потому, что он — высшее существо. Этот явно не летний наряд указывает на вероятное время написания портрета— зиму 1514—1515 годов, когда Кастильоне находился в Риме по поручительству от Гвидобальдо да Монтефельтро к папе Льву X5.
Если в ранних портретах художнику важно было передать яркую индивидуальность своих моделей («Резчик драгоценных камней», 1510-е «Двойной портрет», 1520-е), то более поздние произведения этого жанра полны тревожного чувства. На одном из портретов он показал своего хорошего друга, фармацевта Пьера Кюта (1562, Лувр, Париж). 1564, галерея Питти, Флоренция «Старик с седой бородой», ок.
В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. И в пропорциях тела младенца и в его позе Рафаэль подчеркивает героическое. Это самый известный портрет Рафаэля.
Ранние работы молодого художника были написаны под влиянием Перуджино. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Одной из первых картин мастера в этом жанре является «Портрет венецианки», написанный в конце 1540 — начале 1550-х годов. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты.
Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», около 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Художник создает искренние и полные жизни образы своих современников, виртуозно используя разнообразную изобразительную технику (итальянский карандаш, сангину, цветные карандаши, акварель). Необходимость самосовершенствования культурного человека как в изящных манерах, так и в умении одеваться, раскрыта самим Кастильоне в сочинении «Придворный»6 идеи из которого впоследствии получили развитие в английской литературе, в частности, в пьесах Бена Джонсона и Уильяма Шекспира7. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». 1514, галерея Питти, Флоренция).
Начало работы датируется 1514 годом первая редакция сочинения (с посвящением Франциску I) была закончена в 1516 году. Окончательный отрыв от земли фантазия Рафаэля совершает в знаменитой Сикстинской мадонне. В центре вершины находится Кастальский источник, дающий поэтическое вдохновение. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Иными словами, с одной стороны, удовлетворено требование классического стиля — все фигуры изображены параллельно плоскости потолка, без всяких ракурсов disotto in su, с другой же стороны, самого потолка как непроницаемой плоскости уже нет, его заменяет легкий, висящий в воздухе ковер, за которым можно предполагать неограниченно глубокое пространство. Расчесанные на прямой пробор волосы уложены просто.
По обе стороны от них находятся великие ученые древности и их последователи. Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Главное произведение Кастильоне— книга диалогов «Придворный» («Il Cortegiano»), воссоздающая тип идеального придворного и картину изысканных обычаев, различных интеллектуальных развлечений, в том числе, остроумных бесед итальянского общества времён Возрождения. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке — косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир.
Ко времени второго визита Кастильоне в Урбино в 1504 году они уже были близкими друзьями1. «Донна Велата». Бальдассаре служил при дворе герцога Гвидобальдо де Монтефельтро в Урбино, но, что более для нас важно, он придерживался гуманистических взглядов. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
Образы, представленные на портретах Понтормо, выполненных уже зрелым мастером, поражают своей нервной утонченностью («Портрет юноши», ок. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. 1540, галерея Уффици, Флоренция), «Герцог Козимо I Медичи» (ок.
И действительно, Гольбейн со всей ответственностью отнесся к написанию этого портрета. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Отсюда и некоторая театральность поз и жестов портретируемых. Тут есть заимствования из древнеримского декоративного репертуара (например из терм Тита и Золотого дома Нерона) использованы античные рельефы, саркофаги, геммы, но также мотивы средневековых скульптур и мозаик и даже рельефы Якопо делла Кверча.
Черты ее лица отличаются мягкостью и нежностью. Таков, например, портрет графа Бальдассаре Кастильоне (1515 Лувр). Наиболее близкой к духу Рафаэля является главная фреска — «Пожар в Борго», давшая зале наименование. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Очень реалистично и убедительно мастер передает характерные особенности (не только внешние, но и внутренние) в карандашных портретах матери Генриха IV Жанны дАльбре (конец 1540-х, музей Конде, Шантийи), королевы Екатерины Медичи (ок.
1514, галерея Питти, Флоренция). Роспись эта представляет сочетание великолепного стукового и живописного декора, мотивы для которого были почерпнуты из живописи античных подземных гробниц, так называемых гротов (откуда такие мотивы получили свое название «гротесков») и помешенных в арочных сводах небольших фресковых композиций с эпизодами библейских легенд. Следует отметить, что и руку кардинала Рафаэль кладет таким образом, что не видны пальцы и, следовательно, подчеркнута чисто абстрактная функция руки, как постамента, как горизонтального завершения.
Он выполнил множество предварительных рисунков изображая ученого с разных точек зрения. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля — мастера светотени. Она является одной из всего двух картин Рафаэля изначально написанных на холсте (ранее считалось, что её перенесли на холст с доски)4.
Среди них выделяются обращённая к жене поэта элегия, эклога «Тирсис» (1506), латинское стихотворное послание к английскому королю Генриху VII (1508). В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. Образ донны Велаты воплощает человеческое достоинство и красоту. (Именно Людовик Сфорцо позвал к себе инженером Леонардо да Винчи, а в последствии да Винчи писал портрет его любовницы, к которой Леонардо сам испытывал неоднозначные чувства — Чечилии Галлерани — портрет «Дама с горностаем»).
Верхняя часть напоминает идею «Сикстинской мадонны» но теперь божественное видение дополняется драматической сценой, происходящей на земле. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. 1555, Прадо, Мадрид «Дама в трауре», ок. Перед ним на столе – маленький деревянный ларец, выполняющий роль подставки для раскрытой книги, чернильница и чистый лист бумаги. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Портреты составляют самостоятельную область творчества Рафаэля, хотя портретный жанр не был для художника основным.
Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания). Такое же преувеличение бросается в глаза и в отдельных фигурах. Событие, о котором рассказывает фреска, произошло в IX веке. Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Полный разрыв с традициями Высокого Возрождения отразился в цикле росписей Понтормо «Страсти Христа» (1523–1524, Чертоза Валь дЭма, Галуццо).
Но особенно содействует впечатлению воздушного витания мадонны контраст с окружающими фигурами. Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург). И точно так же к Христу ведет линия переднего берега и падающий контур холмов в глубине.
Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514). Иоанна Арагонская (. Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа.
Наконец, — и это самое главное — замечательной логикой композиционной линии. Спустя год им была создана работа «Обручение Марии», которой он и завершил ранний период творчества. И здесь заметно предвестие искусства барокко, но осуществленное классическими средствами. Но как он осуществлен — постепенным нарастанием движения среди апостолов, поднимающейся линией холма, ударом света в лицо Христа, тогда как лица апостолов по большей части погружены в тень, — во всех этих приемах Рафаэль прочно стоит на почве Ренессанса. Примерно в 1503 году Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии.
«Преображение» (теперь в Ватиканской галерее) было заказано Рафаэлю в 1517 году Джулио Медичи и после смерти мастера закончено Джулио Романо. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Это глубокое противоречие объясняет недолговечность классического стиля.
Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Таковы парные портреты Бартоломео и Лукреции Панчатики (ок. На заднем плане сцены слева происходит сбор пожертвований, справа — их раздача. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. В его облике мало что напоминает о современности.
1548, музей Виктории и Альберта, Лондон «Лоренцо Соранцо», 1553, Музей истории искусства, Вена «Человек с золотой цепью», ок. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Бальдассаре Кастильоне», 1514-15). В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Он популяризировал термин sprezzatura, который переводит примерно к «беспечному мастерству» идеалу легкого изящества, приличествующего культурному человеку. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело.
1507 г., Старая Пинакотека, Мюнхен) спиралевидное движение и сложная психологическая взаимосвязь между фигурами (прибл. В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана – Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет.
Петра, автором которого является Браманте. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). Один из лучших — «Донна Велата» (ок. Представитель Высокого Возрождения. Происходит определенное перерождение классического силя в маньеризм — в эффектную позу, ложный пафос, в увлечение наготой, с движениями и силой как самоцелью, в ущерб духовной цельности концепции. 1555, Картинная галерея, Дрезден «Портрет воина в золоченых доспехах», ок. Декорация может расчленять эту плоскость, накладываться на нее, но не смеет ее пробивать, не смеет создавать иллюзию, что изображение находится позади плоскости потолка.
Во Флоренции — палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. Когда в XIX веке гробницу Медичи вскрыли, то увидели, что покойная одета точно так, как на знаменитом полотне Бронзино (даже на голове была та же самая жемчужная сетка). Элегантность Кастильоне на портрете полностью согласуется с исполнением самой картины3. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло.
Последняя (третья) редакция (без посвящения) датируется 1524 годом она была напечатана в Венеции в 1528 году в типографии наследников Альда Мануция и позже переведена на многие языки: испанский перевод вышел в 1534-м, французский в 1537-м, английский— в 1561году. Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы. Папа не смотрит на зрителя.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. 1569, Прадо, Мадрид «Старик», 1570-е, Государственные музеи, Берлин). С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера.
В портрете папы Льва X проблема была гораздо труднее. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески «Лоджии Психеи» виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Для завершения характеристики Рафаэля нам остается познакомиться с его алтарными картинами римского периода. Но эта ситуация портретов Рафаэля имеет чисто идеальный характер.
Тема «Мессы» имеет эмоциональный характер, она лишена активного драматизма и вот таким образом классическое оружие Рафаэля перед ней бессильно. Via Veneto приведет нас к собору. Его волосы, как у пророка, подняты и спутаны. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Художники кватроченто не стремятся найти какое-нибудь определенное выражение у модели, подчеркнуть ее характер или мимолетное настроение, но придерживаются ее, так сказать, постоянных, незыблемых физических свойств. Мастерски Рафаэль сумел выделить именно это господство папы над окружающим.
Главной целью Рафаэля была легкость полета, мимолетность видения. На их создание Кастильоне вдохновил изысканный и образованный Урбинский двор. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год. В 1525 году уже в достаточно почтенном возрасте был отправлен папским нунцием в Испанию. В некоторых из них, как, например, в женщине, несущей на голове кувшин с водой, чувствуется непосредственная инспирация Рафаэля, но уже лишенная чувства меры мастера.
Уже в 1516 году картоны к коврам при непосредственном участии Рафаэля были закончены (теперь они хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне). На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника.
1568, Музей истории искусства, Вена «Себастьяно Веньер», ок. А вот ожерелье на ней отсутствовало: вероятно, его попросту украли. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Тинторетто акцентирует внимание на таких характеристиках своих моделей, как мудрость, сила духа или спокойная отрешенность («Винченцо Дзено», ок.
Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Таким образом, знакомиться с живописью художник начал еще с раннего детства. -1577) — дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. С почти фотографической точностью Гольбейн передает характерные черты своих моделей.
Это один из известнейших портретов Рафаэля Санти. Натурщицей для данной работы была возлюбленная Рафаэля Форнарина. Рафаэль встретил Форнарину в 1514 г. в Риме. Состав пирамидальный. Римский стиль требует суровости и возвышенности. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
Эта работа широко прославила Кастильоне в Италии и за её пределами. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Переходную стадию в этом тяготении Рафаэля от земли занимает так называемая Мадонна ди Фолиньо (теперь в Ватикане). Из жемчужин сплетена и сетка на волосах молодой женщины.
Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). В этом смысле очень интересна картина «Посланники» — двойной портрет французских послов Жоржа де Сельв и Жана де Дентвиля (1533, Национальная галерея, Лондон). Следующая фреска – «Афинская школа» – посвящена теме философии.
Это момент, чрезвычайно важный для уяснения психологии классического стиля. Зритель видит на полотне Элеонору вместе с маленьким сыном Джованни Медичи. Зритель видит купающуюся в ванне женщину. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника.
Проектировал собор святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Её композиция и общая атмосфера вызывали предположение о влиянии «Моны Лизы», которую Рафаэль мог видеть в Риме5.
Картина имеет пирамидальную композицию. Третья фреска, посвященная теме искусства, называется «Парнас».
Один из лучших женских портретов – портрет донны Велаты. Получил гуманистическое образование в Милане. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Но Рафаэль решительно избегает как леонардовского сфумато, так и глубоких фонов.
Чтобы придать образу большую значимость, Гольбейн разворачивает модель в полный фас. Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza). 1503 г. Пинакотека, Ватикан).