На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. У левого ангела внизу картины видно только одно крыло.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Христос появляется в вихре белого света. Шумно потому, что многолюдно.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Художественный язык религии – это образы святых.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Погоня за эффектностью – контрастное освещение, обилие цветных драпировок изгибы многочисленных фигур, разделение на небесную и земную части – приемы, заставляющие припомнить масштабные композиции для Ватиканского дворца. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. 9:37).
В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration).
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Иероним со львом, его главным признаком. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Один из трех великих художников Высокого Возрождения, он не отличался ни трагизмом Микеланджело, ни многочисленными увлеченными научными изысканиями Леонардо, – его искусство было мягким и приятным для глаз, оно искало гармоничный идеал человека. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик.
К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Рафаэль похоронен в Пантеоне.
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью».
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот.
В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Работы Рафаэля оказались среди наиболее востребованных сокровищ, разыскиваемых агентами Наполеона по поручению специального комитета Национального конвента, членами которого были художники Жан-Батист Викар, собравший обширную коллекцию из захваченных картин и Антуан-Жан Гро, влияние Рафаэля на которого несомненно. Согласно ветхозаветной легенде, Товия с помощью подаренной Архангелом Рафаилом рыбы вылечил слепоту своего отца Товита.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. А после его смерти она боялась умереть». А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое – это случай Рафаэля и его мастерской. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». придать ей еще большей убедительности.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Здесь поразителен свет исходящий от Христа и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.
В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Это пророки Моисей и Илия.
Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи.
17:5). Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. И театра далеко не в последнюю очередь. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования.
Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).
Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Св.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Справа от Богоматери – Св. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников.
Имя этого художника стоит в ряду таких великих итальянцев, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.
В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.
В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Санти использовал знаменитую историю из библии. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине».