Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Вспомним о том, что Иисуса Христа не только простой народ, но даже ученики считали прежде всего земным царём-воителем. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.
Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Нарастание драматических деталей картины свидетельствует о том, что в передаче экспрессии и эмоций художник приблизился к той черте, что отделяет ясный ренессансный стиль от маньеризма. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство.
На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. 9:37).
Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. придать ей еще большей убедительности. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Справа от Богоматери – Св. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. А можно к этому событию подойти со стороны его воздействия на человека, подробно разглядеть, кто как реагирует на небывалое – это случай Рафаэля и его мастерской.
Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. 17:5).
Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим (хотя в некоторых регионах упоминается с IX века). У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы.
Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». В ноябре 1798 года картина была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из 20 картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра, по которой в 1810 году прошла свадебная процессия Наполеона и Марии-Луизы Австрийской, запечатлённая живописцем Бенжаменом Зиксом6. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. Иероним со львом, его главным признаком. 8:31).
Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». И очевидно, что время, когда Иисус «говорил о сём открыто» (Мк. 7:15). 9:1). Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне».
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Христос появляется в вихре белого света.
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Этим объясняются расхождения между историческими (в том случае, если их можно установить) и календарными богослужебными датировками. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. » – именно таким восклицанием отреагировал Иисус на долгожданное прозрение апостолов на Свою миссию (Мф.
Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (. ) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения.
Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 года. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном.
«Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Мф. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Здесь окончание сбора винограда даже среди христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – весёлыми празднествами в честь Вакха, «патрона» виноделия. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Художественный язык религии – это образы святых. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». 8:32), является непростым для Господа временем.
Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. 17:2). Это пророки Моисей и Илия. Многих чудесных ответов и утешений небесных мы не дождались, просто «проспав».
Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Таков смысл празднуемого события. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Св. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. При этом люди поучались от чтения Священного Писания, проповеди и – что было важно жившим в труднодоступных местах – имели возможность причаститься Святых Тайн.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36). Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. 16:23).
И из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте. » И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). Но теперь к этому прибавилась и возможность влиять на эти мысли со стороны тех, кто это слышал.
Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей состоится всякое дело» (Втор. 19:15). Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями.
Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе.
Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. В православной богослужебной традиции Преображение имеет статус двунадесятого праздника, ради которого смягчается строгий Успенский пост (разрешается вкушение рыбы). Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
Санти использовал знаменитую историю из библии. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Чтобы христианизировать этот праздник урожая, было решено торжественно праздновать в августе «Преображение Господне» искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. А Пётр и его спутники забылись дрёмой когда же очнулись, то увидели Его славу и двух мужей, стоящих с Ним.
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов.
Выдающийся отечественный историк проф. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15.
В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. А после его смерти она боялась умереть».
16:17). Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Их сопровождали ночные радения и сексуальные игры. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Эпоха Ренессанса, одним из столпов которой он был, возродила не только интерес к человеку, поставив его в центре вселенной, но и принялась за активное развитие всех сфер его жизни. Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»).
И театра далеко не в последнюю очередь. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер».
Именно с этого знаменательного исповедания, как пишут евангелисты, Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мк. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Аналогичная «миссионерская» логика (но с иными акцентами) была актуальна и в других регионах Средиземноморья.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Н. В. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда). «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. Рафаэль похоронен в Пантеоне.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Шумно потому, что многолюдно. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены.
Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Я описываю одно произведение — вы угадываете название. 1:27-28).
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Само же освящение фруктов, относящееся к разряду «треб», продолжается около десяти минут. ) В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Итак, сыграем в «угадайку».
На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении.