Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.
Шумно потому, что многолюдно. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Рафаэль похоронен в Пантеоне. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». В культурно-историческом смысле иконография картины интерпретируется как предназначение её для защиты Нарбонны от повторных нападений сарацин, так как Каликст III объявил 6 августа праздником в честь победы христиан при осаде Белграда в 1456 году3. Справа от Богоматери – Св. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. При этом свои библейские эскизы он тщательно скрывал и от публики и от своих собратьев-художников. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В 1984 году он был продан за 3, 6 млн, установив на тот момент мировой рекорд.
Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Описанное евангелистами Матфеем, Марком и Лукой чудо Преображения Христа, повергшего ниц изумленных учеников, явившего в лучах высшего света свою Божественную природу Петру, Иакову и Иоанну, т. е. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Художественный язык религии – это образы святых. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя.
Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Высокие эстимейты не отпугивают покупателей и они готовы бороться за желанные произведения до последнего. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. 9:37).
Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако. Когда был глас сей, остался Иисус один. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник.
Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Св. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. «Рекорд рисунка Рафаэля еще раз доказывает, что цены на старое искусство, в отличие от актуального и современного, остаются весьма разумными и продуманными», – резюмирует господин Аарон. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари).
придать ей еще большей убедительности. Испуг, смятение, удивление, суета в этой части картины контрастируют с величественным спокойствием исходящим от фигуры Христа. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Погоня за эффектностью – контрастное освещение, обилие цветных драпировок изгибы многочисленных фигур, разделение на небесную и земную части – приемы, заставляющие припомнить масштабные композиции для Ватиканского дворца. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Санти использовал знаменитую историю из библии.
И театра далеко не в последнюю очередь. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Иероним со львом, его главным признаком. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею.
В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию.
чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». До 1984 года рекордная стоимость произведения на бумаге составляла всего 700 тыс.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот.
А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных и прекрасных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, который, облаченный в белоснежные одеяния, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единосущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Огромный дворец требует серьезных финансовых вложений для его содержания. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Все рекорды последнего времени говорят о том, что спрос на шедевры велик. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V. Филипп II был известным коллекционером живописи и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Он парит в облаках, освещённых его сиянием.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Христос появляется в вихре белого света. До того как попасть на торги, этот рисунок с начала XVIII века хранился в собрании герцогов Девонширских в поместье Чатсуорт, которое славится одной из самых крупных частных коллекций работ Рафаэля (здесь хранится не менее 14 работ мастера).
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Герцоги Девонширские не в первый раз расстаются с шедеврами подобного уровня. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Каждое время и каждый человек расскажут вам историю со своими, самыми важными для него, акцентами. Это пророки Моисей и Илия.
17:5). В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Так всякий, кто захочет представить себе и изобразить в живописи божественное преображение Христа, пусть посмотрит на это произведение () И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть».
За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой.
В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Беллини словно хотел показать, что евангельские события происходили параллельно с жизнью других людей. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Сегодня картина находится в Пинакотеке Ватикана. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Возможность изучить картину получили многие известные художники. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов.
После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. «Редчайший экземпляр фантастического рисунка великого мастера – при таких данных рекорд был неизбежен и закономерен», – комментирует новую, самую высокую в мире цену на произведения на бумаге Эрве Аарон, президент Салона рисунка и один из законодателей мирового рынка произведений графики. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен.
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Только произведений графического искусства в ней насчитывается более 3 тыс.
Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. В 1984 году семья уже была вынуждена выставить на торги часть своей коллекции. Большую безвкусицу трудно даже вообразить.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены.
И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. А после его смерти она боялась умереть». «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. В Венеции в пяти минутах ходьбы от площади Сан-Марко стоит белоснежная церковь Сан-Сальвадор. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы.
Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола.
Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Рафаэль был востребован и уважаем, а его последователи подхватили стиль своего маэстро и продлили ему жизнь. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа).
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. На продажу тогда был выставлен 71 лот – исключительно рисунки музейного уровня. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи.
По мнению антикварного сообщества, эти торги вошли в историю.