Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин. В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит огромный труд рисовальщика. Портреты Рафаэля хронологически разбиваются на две группы: ранние портреты, написанные до отъезда в Рим, преимущественно во Флоренции и под воздействием живописи Леонардо да Винчи и портреты зрелой порытворчества, написанные в Риме с 1508 по 1520 год.
Позже она была признана портретом Пьетро Бембо, который Рафаэль создал во время пребывания Пьетро при дворе Урбино. И эти качества своего друга Рафаэль постарался передать на портрете. К этому периоду относят 13 портретов из них атрибуция Рафаэлю одного вызывает споры, а две работы утрачены.
Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи». Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены. Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).
«рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов в истории европейской живописи». В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. Рафаэль продолжает писать портреты и создаёт принципиально новые приёмы в этом жанре, которые повлияли на многие поколения художников вплоть до XVIII-XIX вв. Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II.
Изучение портретов Рафаэля имеет свое самостоятельное значение потому, что в этой области творчества наиболее ощутимо видны реалистические основы всего его искусства, которые составляют ценность и привлекательность его картин. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна. Рафаэль Санти писал не только картины религиозной тематики, живописец известен и как портретист. Огромный труд рисовальщика стал фундаментом всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ.
Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Портреты Рафаэля явились в определённой мере изобразительным выражением философского понимания человека в эпоху Высокого Возрождения, сконцентрировав в себе художественное воплощение ренессансных идеалов личности. Рафаэль считал сходство непременным условием для портретного изображения. В тот же период Рафаэль создает картины Портрет Пьетро Бембо, Святой Георгий и его битва с драконом, Мадонна Конестабиле.
Портреты Рафаэля хронологически разбиваются на две группы: ранние портреты, написанные до отъезда в Рим, преимущественно во Флоренции и под воздействием живописи Леонардо да Винчи и портреты зрелой поры творчества, написанные в Риме с 1508 по 1520 год. Изучение портретов Рафаэля имеет своё самостоятельное значение потому, что в этой области творчества наиболее ощутимо видны реалистические основы всего его искусства, которые составляют ценность и привлекательность его картин. Портрет Аньоло Дони составляет пару с изображением его жены, Маддалены Дони, автором которого тоже является Рафаэль.
Рафаэль создал не так много портретов. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым. В ранних каталогах эта картина считалась портретом Рафаэля, написанным Бернардо Луини.
А также есть версия, что они на самом деле были женаты и после смерти Рафаэля она на правах вдовы подалась в монастырь, где и умерла по неизвестной причине в конце 1520 года. Святое семейство под дубом 1518 год. До 1631 г. «Немая» хранилась в Урбино, а затем была перевезена во Флоренцию. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Лучшее доказательство этому – его портреты. Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. fornarino, булочник).
Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Мадонна дель Импанната 1514-1515 годы.
Поздние работы, которые приписываются Рафаэлю, отмечены непривычной для него холодностью, декоративной усложнённостью и вычурностью красочных сочетаний— признаками наступления эпохи маньеризма. Она превратила урбинский двор в известный центр ренессансной культуры.
Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Бенедикта, св.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Группа философов слева погружена в изучение текстов, через плечо одного из них заглядывает человек в белой чалме, возможно, великий восточный философ Аверроэс. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл.
В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина. Так возникали либо искусственно драматизированные образы, например «Несение креста» (1517 Мадрид, Прадо), либо работы, в которых уже ощущается оттенок академизма, например «Святое семейство под дубом». Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Объединение в росписях образов христианской религии и языческой мифологии свидетельствовало о распространении в среде гуманистов того времени идей примирения христианской религии с античной культурой и о безусловной победе светского начала над церковным.
С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. На нём и сосредоточена основное внимание художника.
В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Губы тронуты едва заметной улыбкой. Это же относится и к Богоматери с её благостным и поистине божественным выражением лица, да и в целом — и луг и дубрава и все прочее в этом произведении в высшей степени прекрасно. Некоторые исследователи живописи Рафаэля склоняются к тому, что Форнарина изображена художником на картинах «Мадонна делла Седия» и «Фригийская сивилла», а также в росписях станцы дЭлиодоро и в качестве Психеи на фреске виллы Фарнезины «Торжество Психеи на Олимпе».
В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св. Считается также, что Форнарина, по всей вероятности, послужила моделью при создании образа Девы Марии в картине «Сикстинская Мадонна», а также некоторых других женских образов Рафаэля. Название картины – условное и не совсем объяснимое, тем более, что моделью считается Елизавета Гонзага – жена герцога Урбинского Гвидобальдо Монтефельтро (или сестра герцога Джованна).
Он даже обвинил художника в плагиате. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Молодой, двадцатипятилетний мастер имевший сравнительно небольшой опыт в области фресковой живописи и никогда до этого времени не писавший сложных многофигурных композиций, предстает в Станцах не только как гениальный художник, но и как великий зодчий, выстраивающий из множества отдельных элементов композиции не менее сложные, стройные и гармоничные, чем постройки величайших архитекторов прошлого.
К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Философы толпятся вокруг Платона и Аристотеля и у стен храма, беседуют друг с другом погружен в размышление закутанный в темный плащ старец неподалеку от него юноша, прислонившись к стене и положив на колено тетрадь, что-то торопливо записывает.
1513, музей Гарднер, Бостон). 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс.
Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515)1, который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт2. Когда же молва об этих и многих других творениях этого знатнейшего художника проникла вплоть до Франции, а также Фландрии.
В Богоматери идущей по небесам, неприметно никакого движения но чем более смотришь на неё, тем более кажется, что она приближается. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Сикста в Пьяченце. Размер портрета 120 x 95 см, холст, масло. закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Его лицо спокойно и приветливо, взгляд одухотворён, отмечен умом и добротой. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Картина «Мадонна ди Фолиньо» по своему композиционному построению похожа на знаменитую «Сикстинскую мадонну», с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц и образ мадонны отличается своеобразной внутренней замкнутостью – взгляд ее занят своим ребенком – младенцем Христом. «Сикстинская Мадонна» (итал. La fornarina or Portrait of a young woman. Форнарина 1518-1519 годы. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
Картина «Мадонна дель Импанната» свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
На картине изображена Форнарина, возлюбленная Рафаэля Санти, действительное имя которой Маргерита Лути. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Музей Прадо, Мадрид. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах.
Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной.
Для Киджи Рафаэль написал фрески «Три грации» и «Галатея». Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль стал искать модель и однажды увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Галерея Палаццо Питти, Флоренция. Важной особенностью флорентийского периода творчества Рафаэля является композиционная эволюция, которая подверглась его живопись. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
золотых и снял для неё виллу. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина). В 1513-1514 гг. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте.
Почему. Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II.
Как считают многие искусствоведы эпохи Возрождения и историки творчества художника, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля Санти – «Форнарина» и «Дама в покрывале». Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. В сравнении с жизненной полнотой образов этой картины первое по времени тондо Рафаэля, «Мадонна Коннестабиле», кажется еще полной наивного благочестия. Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна».
Тем не менее, в портрете Иоанны Арагонской художник показал себя выдающимся колористом, умеющим тонко чувствовать цвет в его сложных красно-зеленых оттенках и тональных переходах. Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа).
Но этот храм античной мудрости пуст. Сходны обрамляющие фигуру колонны лоджии (в современном виде в «Моне Лизе» они обрезаны), поза модели. Женщина изображена в трехчетвертном повороте. Работа интересна тем, что во время многочисленных реставраций образ дамы был многократно изменен.
То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Их роман продолжался 6 лет, до самой смерти мастера.
«Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Один из лучших – «Донна Велата» (ок.
В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Здесь портретное искусство Рафаэля достигает своих вершин. То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля.
После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. fornaro – пекарь).
1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции.
На голове – едва заметная небольшая диадема. В руках дама держит небольшого единорога. Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Следующий папа Лев Х также был восхищен мастерством Рафаэля и поддержал продолжение росписи. Он вскочил: она здесь.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон). Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Многие фресковые образы Рафаэля являются своеобразными портретами церковных деятелей, современных мастеру или же умерших.
Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор.
Размер картины 158 x 125 см, дерево, масло. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны.
Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Этот камерный портрет действительно необычен.
Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. На вершине Парнаса — играющий на скрипке Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности и современной Рафаэлю Италии среди них можно узнать Гомера, Данте, Ариосто. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. В сформировавшийся здесь кружок гуманистов входили Бальдассаре Кастильоне и Пьетро Бембо, а также всеобщий любимец Рафаэль, который часто приезжал в Урбино. В этом портрете также видят сходство с «Моной Лизой» Леонардо да Винчи, в частности, в трёхчетвертном обороте, взгляде на зрителя справа налево, разделённых в пробор волосах. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами.
При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. После оригинально трактованного портрета Льва X в окружении родственников (1518) в продукции мастерской Рафаэля возрастает вклад учеников и в первую очередь Джулио Романо. Творчество Рафаэля-монументалиста в 1510-е годы было связано не только с работами в Ватикане. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ.
К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Единорог – мифическое существо, символизирующее целомудрие (в широком смысле духовную чистоту и искания).
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. И это верно до известной степени.
Джованни умер, когда сыну было 11 лет. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. В конце 1508 года Рафаэль, видимо, по рекомендации своего земляка архитектора Браманте был приглашен Папой Юлием II в Рим. Молодой художник застал Вечный город в разгар преобразований, замысленных честолюбивым Папой. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле.
На картине художником изображены дева Мария с детьми Христом и Иоанном Крестителем, святая Елизавета и святая Екатерина. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Национальная галерея античного искусства, Рим. Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata"), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Заказчик картины – кардинал Биббьена, писатель и секретарь при папе Льве X картина предназначалась в подарок французскому королю Франциску I. Портрет был лишь начат художником и кем конкретно из его учеников (Джулио Романо, Франческо Пенни или Перино дель Вага) завершен, доподлинно не известно.
Вершиной портретной живописи Рафаэля принято считать луврский портрет его друга Бальдассаре Кастильоне (1515), который вызывал восхищение таких знатоков, как Рубенс и Рембрандт. Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). По-новому в картине «Мадонна дель Импанната» решена и композиционная проблема, художник Рафаэль Санти отходит от прежнего спокойного решения, основанного на взаимных повторах линий и путем более контрастного объединения мотивов пирамидальной композиции достигает равновесия не столько статического, сколько динамического. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Пинакотека Ватикана, Рим.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Музей Лувр, Париж. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок.
Он отказывается от пейзажного фона, чтобы сосредоточить всё внимание на фигуре. Это самый известный портрет Рафаэля.
«Шедевр Рафаэля – луврский портрет графа Кастильоне, – пишет Алпатов – После мучительной загадочности Джоконды глаз отдыхает перед портретом Рафаэля, открытым взору каждого и вместе с тем возвышенно прекрасным». Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке.
Картина Рафаэля Санти «Мадонна дель Импанната» создавалась великим живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Он был дипломатом, философом, поэтом, автором знаменитого трактата «Придворный». Портрет тонко сбалансирован. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. В нем та же, что и в предыдущей картине, композиция и те же краски, но общее впечатление от полотна совсем другое. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. 1516 г. Галерея Питти.
И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Изображенные Рафаэлем персонажи безупречно вписаны в овал чтобы не нарушить его, художник лишил изображенного слева херувима одного из крылышек. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»). Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). В общем каждый выдумывает на свой лад. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Бальдассаре Кастильоне – давний покровитель и друг Рафаэля.
Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу. Является одним из известнейших произведений итальянского Ренессанса.
В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его станковой живописи – «Сикстинской мадонне».
Однако это никак не сказалось на его творчестве. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Рафаэль же пытался решить новые задачи, опираясь на свою сложившуюся образную систему. «Форнарина» (прибл. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Прозвище «Форнарина» дал ей Рафаэль (от итал. Работа датируется 1498 годом.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Там уже были подобные работы в разных залах, но они, в основном, были закрашены, так как были заказаны предшественником и злейшим врагом папы Юлия II Родриго Борджиа папой Александром VI. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Картина итальянского художника эпохи ренессанса Рафаэля Санти «Форнарина» (La Fornarina). Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Первый учитель – Перуджино. Малая Мадонна Каупера. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Маддалена Дони Иоанна Арагонская 1518 год.
Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. В годы работы в Риме большое место в творчестве Рафаэля по-прежнему занимает образ Мадонны. В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов.
Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где послушница была обозначена как вдова художника Рафаэля. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. На нём тяжёлые одежды преимущественно тёмного цвета и модная шляпа. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Это подчеркивает и трижды повторяющийся мотив круга — символа совершенства: стоящая на алтаре остия, золотой круг, на фоне которого слетает к алтарю голубь — Дух Святой и восседающие на облаках Христос, Мария и Иоанн Креститель. Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки, соединённые в ладонях между собой. Рафаэль.
О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. В любом случае, по прошествии стольких сотен лет со дня его смерти, теперь можно только строить догадки о ее причине, так как некоторые факты биографии остаются неизвестными, а вместо них появилось множество домыслов, слухов, фантазий и догадок. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
Флоренция Картина Рафаэля Санти «Дама в покрывале» (La Donna Velata). 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. На шее у неё золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю.
В этом круговом обрамлении как главный центр картины предстает кроткое, ясное и чуть печальное лицо Мадонны и лик похожего на маленького пророка Христа. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Своеобразным рубежом здесь оказалась «Сикстинская мадонна». В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо).
В сильном движении представлен и младенец Христос. Она не поддерживает младенца, но руки её смиренно и свободно служат ему престолом: и в самом деле, эта Богоматерь есть не иное что одушевлённый престол божий, чувствующий величие сидящего. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул».
Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция». По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. На тот момент Рафаэлю был 31 год. В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Картина мастерской Рафаэля Санти «Иоанна Арагонская» (Joan of Aragon, dona Isabel de Requesens, Vice-Queen of Naples). Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
Мадонна ди Фолиньо 1511-1512 годы. В Марии картины «Мадонна дель Импанната» больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук.
Размер картины 85 x 60 см, дерево, масло. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором.
Иеронима, св. На столе изображён великолепный натюрморт с богато иллюстрированным манускриптом и колокольчиком. Madonna Sistina) – картина Рафаэля.
1505 На полотне изображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Взгляд Мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. 1514, галерея Питти, Флоренция). Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Он прожил остаток своей жизни здесь.
В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Иоанна Арагонская (.
Она сидит в лоджии на фоне озерного пейзажа. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. В 1508 году Рафаэль был приглашен работать в Рим, ко двору папы Юлия II, человека властного, честолюбивого и энергичного, стремившегося приумножить художественные сокровища своей столицы и привлечь к себе на службу самых талантливых деятелей культуры того времени.
Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Иоанна Крестителя и св. Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины.
Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». Размер картины 320 x 194 см, дерево, масло.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров.
Последние станковые произведения Рафаэля несут в себе признаки назревающего в его творчестве кризиса.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. «Донна Велата».
С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. Лаврентия, св. 1512, Прадо, Мадрид).
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. Плацидия. Картина мастерской Рафаэля Санти «Святое семейство под дубом».
Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Одежда подчёркивает её благородное происхождение. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Ромуальда, св. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой. Ок.
-1577) – дочь неаполитанского короля Федериго (впоследствии низложенного), жена Асканио, принца Талиакоссо, знаменитая своей красотой. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Портреты композиционно уравновешены, отличаются тонким благородством.
У ангела слева одно крыло. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Размер картины 144 x 110 см, дерево, масло. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. VI). Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio).
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля.
С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой. Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Портрет молодой женщины написан художником совместно с учениками его мастерской. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Считается, что композиция портрета создана под влиянием «Моны Лизы» Леонардо да Винчи (1505-1506). «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения.
Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту). Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В этой комнате, Рафаэль в основном фокусируется на оказании Богом покровительства над человеческой деятельностью. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением.
Алтарная картина Рафаэля Санти «Мадонна ди Фолиньо». Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера.
Находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (приобретена в 1754 году). Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. От ее тревожных глаз невозможно оторваться. Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе». Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Мавра и св. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров.
Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Для него же он выполнил небольшую картину с изображением Христа, молящегося в саду и трех апостолов, уснувших неподалеку от него. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Рассеивающий эффект этого внимания к деталям полностью компенсируется цветовыми тонами, которые хотя и имеют довольно ограниченный диапазон, но объединяют всю композицию.
Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Так началась история Рафаэлевых Станц. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Живописные решения отличаются тонким благородством, композиции безупречно уравновешены.
Согласно средневековым легендам, приручить единорога могла только девственница. Так же, как и «Джоконда» Леонардо, дама на портрете Рафаэля загадочна, грациозна и до сих пор не опознана: для кого была написана картина и кто послужил её моделью – не выяснено. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку.