Рафаэль Санти (1483–1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. 1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр).
Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. На той же фреске изображено, как ангел с мечом в руке изгоняет прародителей из рая. Но мадонна увлечена чтением, что заинтересовывает и его. Главная героиня расположена в самом центре картины.
К тому же в городе началась эпидемия чумы. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Эрмитаж, Ленинград все три – около 1500-02). Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок.
Картина была написана на доске и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери). Пресвятая дева обнимает своего ребенка и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель.
По углам каждой композиции помешены фигуры юношей-атлетов — прекрасных, полных безудержной радости жизни, они поддерживают медальоны и тяжёлые гирлянды из дубовых листьев. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Сикстинская мадонна (так названная по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ) – самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных. Важно отметить, что рамка для картины тоже принадлежит руке художника. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма.
Тысячи мастеров, больших и малых, писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Героические деяния уступают место жизни человека, полной горестей и невзгод. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. «Мадонна Конестабиле» – одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет). Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность.
Этой задумчивостью пропитана вся работа. Этому взору доступно то, что скрыто от других. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
В XVIII веке она перешла по наследству к графам Конестабиле делла Стаффа. Мастер готовился к созданию своего великого шедевра -- «Сикстинской Мадонны» (1515—1519 гг. ) для церкви Святого Сикста в Пьяченце. Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. В росписи «Отделение света от тьмы» гигантская фигура Бога-Созидателя в вихре облаков побеждает первозданный хаос.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир.
(9) Рама. Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Эта картина наполнена спокойствием и тишиной. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения.
Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Картина, в старину именовавшаяся «Мадонной с книгой» (Madonna del Libro), происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
В 1520 г. Микеланджело получил заказ от папы Климента VII из рода Медичи. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Самое лучшее из трёх — портрет графа Бальтассаре Кастильоне (1515 г. ), выдающегося писателя, человека огромной духовной культуры. Молитвенник же — атрибут Богородицы, характерный для ренессансного искусства. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера.
Младенец Иисус внимательно вглядывается в страницы книги (предположительно – молитвенник), что создает впечатление, будто он ее читает. Отец Рафаэля тоже был художником, вот таким образом тяга к прекрасному – фамильная черта. Ее часослов, судя по «Пасадинской Мадонне», созданной в те же годы, открыт на молитве, соответствующей нонам — девятому часу служб по средневековому церковному распорядку (около трех часов дня). Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. «Мадонна Конестабиле» — одно из ранних творений (предположительно, эту картину Рафаэль написал в возрасте 20 лет).
Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев. Однажды, как утверждает легенда, художник сбросил с помоста доски на разгневанного папу. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов.
Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. В ней уже чувствуется влияние Леонардо, произведения которого много и часто копировал Рафаэль, учась композиции и особой технике сфумато. Публицист Владимир Стасов в статье «Художественная хирургия» в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 27 ноября 1871 года рассказывал, как картину вырезали оттуда для последующего переноса с дерева на холст: «Операцию совершили посредством тонкой, как волосок, пилки вроде тех, какими нынче по новой моде выпиливают из дерева рамки, коробочки и всякую всячину. И в природе царит весна. Сюжеты произведений художника разнообразны, но особенно его привлекал религиозный жанр, в частности образ Мадонны (у Санти насчитывается более 40 портретов Богоматери).
Но ввиду недостатка как в хороших судьях, так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум. Тем бесценнее встречи с картинами художника. Слева, внизу у лестницы, Пифагор, окружённый учениками, читает книгу, справа Эвклид (возможно, это портрет Браманте) чертит по грифельной доске. Флорентийский период (1504-08).
Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Когда Рафаэль писал "Мадонну Конестабиле", ему было около семнадцати лет. Рафаэля называли Мастером Мадонн.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. Лучшая из них Мадонна в зелени.
Безумно трудно писать о таком художнике, которому посвящены тысячи книг, репродукции с картин которого висят на стенах многих домов, а оригиналы, созданные им, начиная с крошечных рисунков или эскизов и кончая портретами или картинами, являются украшением и гордостью лучших музеев мира. Она смотрит прямо на зрителя. Лицо ее задумчиво. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. С творчеством Рафаэля (1483— 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами.
«Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже. Гармоничным дополнением ее облика является пейзаж. Ее фигура поставлена строго в центре. Погружён в глубокую задумчивость Гераклит Эфесский (предполагают, что здесь изображён Микеланджело).
Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино Передача ключей композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа. Георгий, около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон).
Рафаэль писал эту картину, будучи еще подростком. Картина написана в теплых золотистых тонах. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет.
Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). «Мадонна Конестабиле» (Эрмитаж, зал 229) исполнена Рафаэлем – творцом одного из выдающихся созданий человеческого гения «Сикстинской мадонны» (Дрезден, Картинная галерея) – еще в начале творческого пути. Он расписал плафон обшей площадью около шестисот квадратных метров.
В этих полотнах Рафаэль показал себя как выдающийся мастер колорита. В 1589 году украшала Трибуну Уффици. Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Ею служила та же доска, на которой была написана «Мадонна Конестабиле».
Скромное исполнение работы похоже на литературную иллюстрацию. Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. 1513, Картинная галерея, Дрезден. Считалось, что это час смерти Иисуса на кресте. Во всяком случае, эта фигура, очевидно написанная с натуры, воссоздана безо всяких прикрас, с характерными чертами и выражением лица модели.
Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну». С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Несколько позже, в 1506 году, когда Рафаэль работал уже во Флоренции им было создано «Святое семейство» (Эрмитаж, зал 229). Они тоже оказали определённое влияние на Рафаэля.
Округлые формы покрытой головы и линии плеч продолжают мягкие и плавные линии картины. Однако этот процесс приносил и свои открытия. В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после.
В 1871 году российский император Александр II приобрел «Мадонну Конестабиле» у владельца, нуждавшегося в деньгах, для жены Марии Александровны, которой она очень нравилась. Как и прежде, Рафаэль вновь обратился к излюбленному образу Мадонны с Младенцем. (4) Книга.
На одном из первых портретов Богоматери проглядывает свежий взгляд творца. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий».
В обрамлении зелёных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Рафаэль Санти (1483 – 1520 гг. ) прожил всего лишь 37 лет, но за это время создал множество картин и фресок. Его беспокоил желавший всё увидеть Юлий II. Традиционно считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию (художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом). Это не реальность, а зрелище.
Во время осады Микеланджело руководил строительством укреплений. Сама процедура перевода описана В. В. Стасовым в очерке «Художественная хирургия». Рафаэль Санти родился в 1483 году в итальянском городе Урбино. В плавных линиях лиц Матери и маленького Иисуса выражены нежность, любовь и гармония.
К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Важной отличительной чертой в этом жанре, которая явно выделяла его среди других талантливых художников таких как Донателло, Фра Филиппо, Сандро Боттичелли, Верроккьо и др., является то что Рафаэлю удалось освободиться от условности, налагаемой на художников религиозным символизмом: так, можно заметить в произведениях выше указанных художников, то мать склоняется в молитвенном экстазе перед сыном, то ангелы подают ей дитя.
Ее даже трудно себе представить более значительного размера. В наследии Рафаэля выделяются три портрета неофициального характера: на одном из них предстаёт кардинал в красной мантии и шапочке (около 1518 г. ), обладатель сильного характера, на другом — неизвестная привлекательная молодая женщина, так называемая «Лама в покрывале» (около 1514 г. ). Если фрески потолка ликующе торжественны, то настроением печали и нарастающей тревоги овеяны росписи в промежутках между окнами, условно называемые «Предки Христа». Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. Картина Обручение Марии (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино.
В истории искусства «Сикстинская Мадонна» — образ абсолютной красоты. У ангела слева одно крыло.
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все — около 1500-1502). Из предназначенных для гробницы статуй до нас дошли «Скованный раб» -- сильный, коренастый юноша, который тщетно стремится освободиться от оков и «Умирающий раб» — прекрасный юноша, который ожидает смерти как избавления от мук (около 1513 г. ). Это эрмитажная Мадонна с безбородым Иосифом. Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Мастер взялся их изваять сам. Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». В частности, культурологи различают картины Р. Санти – до переезда во Флоренцию и после. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью. Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн.
Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле». В «Сотворении светил» летящий в космическом пространстве Бог Саваоф предстаёт дважды и это усиливает впечатление стремительности и размаха его полёта.
Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных фигур Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя, на которых спереди падает свет. Описание «Мадонна Конестабиле» (итал. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Однако трагические события в Италии прервали работу над капеллой. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году.
В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений. И в природе царит весна. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль.
Взгляд Её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Слава ее ничем не подчеркнута. В дальнейшем, однако, художник написал (поверх плода) книгу. Его книга об идеальном человеке своей эпохи «Придворный» (1513—1518 гг. ) имела не только воспитательное значение, но и ярко отразила дух и жизнь своего времени. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. Это образ весенней пробуждающейся природы. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал Мадонну в гроте Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Их лица нежны и задумчивы. Пожалуй, Мадонна в кресле – самая необычная из мадонн Рафаэля.
Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В своем знаменитом полотне «Мадонна Конестабиле» Рафаэль Санти нарисовал Марию и её ребёнка за чтением книги на фоне красивой умбрийской природы: холмы вокруг озера, тонкие голые деревья, зеленеющая земля, заснеженные вдали горы.
Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Одним из примеров является «Мадонна Грандука». Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. Плавные контуры фигур перекликаются с кругом нарядного обрамления. Именно этот прием позволил гармонично сочетать образы матери и ребенка на одном полотне. Гораздо сильнее воздействие «Афинской школы» — великого произведения Рафаэля.
В изображении первых дней Творения исполинская мощь образов достигает апогея. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости. И в результате они оба смотрят в книгу. Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей -- Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг).
Ноги босы. Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Благодаря этому «Мадонна Конестабиле» осталась единственным полотном Рафаэля в российских собраниях.
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой».
Жестом широко раскрытых рук могучий старец творит светила. «Мадонна делла Седия» (Мадонна в кресле). С помощью нимба «мастер Мадонн» подчеркнул божественное начало изображённых людей. В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке.
Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального. Одним из основных штрихов в этой картине является живое выражение лица Мадонны. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
В другой картине исполненной во Флоренции, художник представил святое семейство. В «Грехопадении и изгнании из рая» гордая и величественная, как богиня, Ева бросает вызов судьбе, смело принимая от змея-искусителя запретный плод. Их действия объединены вниманием к книге. Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Многое в творчестве Микеланджело оставалось либо неосуществлённым, либо незаконченным.
VI). С начала XVIII века находится в Питти. Искусствовед Михаил Алпатов предполагал, что «Мадонна», составлявшая единое целое с богатой резной рамой с геральдическими грифонами, предназначалась не для церкви, а для украшения шкафа.
Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Мадонна очень естественно смотрится в этой форме. Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с «Мадонной Альба» вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на «сомнительную» работу найти так и не смогли. Голова расположена под тем же углом наклона, что и ребенок, которого она держит.
Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Наряду с Сикстинской мадонной эта картина относится к числу немногих работ римского периода, выполненных Рафаэлем без помощи учеников и является одним из величайших шедевров мастера. Однако при этом было сделано открытие. Чистые, праздничные краски, музыкальные ритмы линий, балетная грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Во Флоренции вспыхнуло народное восстание и Медичи были свергнуты.
Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть. Картина задумана специально для небольшого формата. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает, зеленеет и распускается полным светом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Часто Санти называют «художником Богоматери» или «мастером Мадонн». Он означал жертву Христа, его пролитую кровь.
Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. В раннем произведении Рафаэля, названном Мадонна Конестабиле по имени последнего владельца, гармония, единство человека и природы воспеты с большим лиризмом и непосредственностью. На изображении насчитывается примерно триста фигур.
Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. Мария идет по облакам, неся своего ребенка.
Микеланджело превратил это историческое место в главный центр города. Облик юной Мадонны полностью соответствует этой природе – такой же нежный и цветущий. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. В произведении преобладают плавные, округлые линии, усиливающие ощущение гармонии.
Однако этот итальянский художник был одновременно и графиком и архитектором. Также чувствуется, что и сам художник молод душой и телом. Малыш находится в игривом настроении. По этой причине Вы не найдете в ней того живописного исполнения, которое присуще более поздним картинам, которые принято называть классикой. Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию. В то время ему не было еще и семнадцати лет.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В 1527 г. испанские войска Карла V заняли и разгромили Рим. Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны.
Но гробницу в том виде, в каком её задумал Микеланджело, создать так и не удалось. Когда картину освободили от деревянной основы, то проступила первоначальная версия, на которой Мария и младенец держали не книгу, а плод граната — символ страстей Христовых. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф. Св.
От картины веет поэзией и чувственностью. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья.